РП ХИМИЯ В ТЕСТАХ, ЗАДАЧАХ, УПРАЖНЕНИЯХ 9

МОУ «Лицей №1»
ПРИНЯТА
на научно-методическом
совете
протокол №1_
27 августа 2021

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_______________/А.В.Гуденко
___ августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Химия в тестах, задачах и упражнениях»
Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/
9 КЛАСС
(Школьный компонент – 18 часов)

СОСТАВИТЕЛИ: М.Н.ВОРОБЬЕВА
учитель химии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

I. Пояснительная записка к элективному курсу
«Химия в тестах, задачах и упражнениях»
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов планирующих расширить
знания по химии, сориентироваться в выборе профессии и сдавать ОГЭ по химии. На занятия
отводится 0,5 час в неделю, всего18 часов.
Цель данного курса: помочь учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ по химии, определиться в
выборе профессии.
Задачи курса:
расширить и углубить знаний,
формировать умения и навыки решения расчетных задач,
составлять уравнений реакций, развивать умения работать с тестами,
развить познавательной активности и самостоятельность, умения обобщить,
систематизировать,
расширить знания по предмету, использовать знания в новых условиях.
Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические
принципы обучения:
1. Обеспечение самостоятельности и активности учащихся.
2. Достижение прочности знаний и умений.
3. Связь обучения с жизнью.
4. Реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.
В процессе решения задач уточняются и закрепляются химические понятия о веществах и
процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Умение применять
полученные знания при решении различных задач считается мерой усвоения материала. При
решении задач у учащихся воспитываются трудолюбие, целеустремленность, упорство и
настойчивость в достижении поставленной цели, развивается сложная мыслительная
деятельность, формируются различные приемы мышления: суждения, умозаключения и
доказательства. Учащиеся приобретают новые знания при разборе текста и в то же время для
решения задач привлекают знания, полученные ранее: различные определения, знание
основных законов и теорий, знание физических и химических свойств веществ, формул
соединений, уравнений химических реакций и т.п. В процессе решения задач реализуются

межпредметные связи.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета Химия
В результате изучения
выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция»,
используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
составлять уравнения химических реакций;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или
продуктов реакции;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель»,
«окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Ученик получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на
основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и
продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения.
Результаты освоения рабочей программы .
Предметные результаты
● давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,
молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая
формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность,
оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодическая таблица,
изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит);
химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление,
элетролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
● описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции;
● классифицировать изученные объекты и явления;
● делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
● структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;

Метапредметные результаты
•

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,

применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
•

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;

•

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;

•

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

•

использование различных источников для получения химической информации.

Учащийся должен уметь:
осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему
вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и
фиксировать их в форме понятия или суждения;
осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее
достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним
соответствующие существенные признаки одного или более объектов;
определять аспект классификации;
осуществлять классификацию; знать и использовать различные формы представления
классификации.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Устанавливать взаимосвязи неорганической химии в системе естественных наук и ее роль в
жизни.
Оперировать понятиями: химический элемент, атом, молекула, вещество, физическое тело.
Классифицировать вещества по разным признакам.
Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении.
Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов.
Предсказывать свойства заданного элемента и его соединений, основываясь на
Периодическом законе и известных свойствах простых веществ металлов и неметаллов.
Объяснять закономерности изменения свойств элементов, простых веществ, высших оксидов

и гидроксидов в группах и периодах
Осуществлять расчеты по формулам и уравнениям реакций с использованием основного
закона химической стехиометрии.
Использовать алгоритмы при решении задач.
Характеризовать признаки химических реакций.
Классифицировать химические реакции по различным признакам сравнения.
Сопоставлять химические свойства веществ с областями их применения.
Описывать генетические связи между изученными классами веществ.

III. Содержание учебного материала.
В этом разделе решаются задачи повышенного уровня сложности по курсу неорганической
химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач по формулам и
уравнениям, решению задач на нахождение массовой и объемной доли веществ в смеси;
окислительно-восстановительным процессам с участием неорганических веществ; решению
задач с использованием знаний классификации, состава различных классов веществ, знаний
их физических и химических свойств, происходит ознакомление с основами органической
химии. Решение задач в химическом образовании занимает важное место, так как это один из
приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии и формируется умение самостоятельно применять
приобретенные знания.
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Химические свойства оксидов. Получение и
применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты.
Классификация. Номенклатура. Физические
Свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот.
Соли. Классификация. Номенклатура.

Получение и применение солей. Химические

свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация

кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов
химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность
окислительно-восстановительных реакций.
Качественные реакции на катионы и анионы.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета химия
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени

основного общего

образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая
включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад.
Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет
возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о
картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными
объектами. Школьные предметы естественнонаучного цикла способствуют пониманию и
осознанию учениками основных законов и принципов мироздания, а ведь от применениями
полученных знаний во многом зависит жизнь человека и человечества. Предметы
естественнонаучного цикла участвуют в формировании мировоззрения обучающихся, любви
к природе, бережному отношению к ней, учат рациональному использованию природных
богатств, помогают сложиться определенной системе ценностей.
Для реализации воспитательной функции предмета, очень важно, что легко устанавливаются
межпредметные связи химии с биологией, валеологией, экологией, физикой, математикой

Межпредметные связи учебного предмета химия
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному
усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебновоспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения,
понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

–знания приобретают качества системности
–умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
–усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся

IV. Тематическое планирование
№

1

Название темы
Номенклатура ,

Количество

Планируемые образовательные результаты

Воспитательный потенциал

часов

учащихся по каждой теме

урока

Предметные

Формируется

классификация и

Выпускник на базовом уровне научится

отношение

химические свойства

Исследовать свойства изучаемых веществ.

своей Родины — России, к

неорганических

Классифицировать изучаемые вещества по составу.

науке

веществ

описывать и различать изученные классы неорганических соединений,

3

ценностное
к

достижениям

простые и сложные вещества, химические реакции;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

Формируется ответственное

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении

отношение к своему здоровью и

проблем творческого и поискового характера

установка на здоровый образ

Метапредметные

жизни

определять аспект классификации;
осуществлять классификацию;
знать и использовать различные формы представления классификации.
2

Воспитывается трудолюбие,

Предметные

сознательное, творческое

формулам, с

Выпускник на базовом уровне научится

отношения к образованию,

использованием w,c,η

Объяснять значение химической формулы вещества как

Решение задач по

2

выражение

труду и жизни, подготовка к

качественного, количественного состава вещества.

сознательному выбору

Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении.

профессии

Определять формулы соединений по известным массовым долям
элементов.

3

Реакции ионного

2

обмена

Предметные

Воспитывается научное знание,

Выпускник на базовом уровне научится

стремление

Конкретизировать понятие «ион».

истине, научная картина мира,

Обобщать понятия «катион», «анион».

нравственный смысл учения и

Исследовать свойства в растворов электролитов.

самообразования

к

познанию

Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах
электролитов.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

Формируется интерес к

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении

практическому изучению

проблем творческого и поискового характера

профессий и труда различного
рода

4

Цепочки

4

Метапредметные

превращений и

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства

генетические связи в

реализации цели и применять их на практике.

Развивается опыт применения

неорганической

Предметные

знаний из естественных наук

химии

Выпускник на базовом уровне научится

для решения задач в области

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,

окружающей среды

устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

Повышается уровень

использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении

экологической культуры,

исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и

осознание глобального

распознавания веществ;

характера экологических

и

5

Качественные

2

Предметные

проблем и путей их решения

реакции в

Выпускник на базовом уровне научится

неорганической

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных Воспитывается уважение к

химии

веществ;

символам России,

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

государственным праздникам,

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических историческому и природному
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности наследию и памятникам,
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных традициям разных народов,
химических реакций.

проживающих в родной стране

Метапредметные
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их

Развивается опыт осознания

реализации

ценности жизни с опорой на
собственный жизненный и

6

ОВР

3

Предметные

читательский опыт

Выпускник на базовом уровне научится
определять окислитель и восстановитель;

Вырабатывается личностное

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций

негативное отношение к

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

вредным привычкам

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов,
входящих в его состав.
Метапредметные
использование различных источников для получения химической

информации
7

Работа с текстами

2

Предметные
описывать и различать изученные классы неорганических соединений,
простые и сложные вещества, химические реакции.
Решать тесты с использованием полученных знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».