МОУ «Лицей №1» ПРИНЯТА на научно-методическом совете протокол №1_ 27 августа 2021 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №1» _______________/А.В.Гуденко ___ августа 2021 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Химия в тестах, задачах и упражнениях» Основной общеобразовательной программы основного общего образования /ФГОС/ 9 КЛАСС (Школьный компонент – 18 часов) СОСТАВИТЕЛИ: М.Н.ВОРОБЬЕВА учитель химии высшей квалификационной категории ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук г. Петрозаводск I. Пояснительная записка к элективному курсу «Химия в тестах, задачах и упражнениях» Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов планирующих расширить знания по химии, сориентироваться в выборе профессии и сдавать ОГЭ по химии. На занятия отводится 0,5 час в неделю, всего18 часов. Цель данного курса: помочь учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ по химии, определиться в выборе профессии. Задачи курса: расширить и углубить знаний, формировать умения и навыки решения расчетных задач, составлять уравнений реакций, развивать умения работать с тестами, развить познавательной активности и самостоятельность, умения обобщить, систематизировать, расширить знания по предмету, использовать знания в новых условиях. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: 1. Обеспечение самостоятельности и активности учащихся. 2. Достижение прочности знаний и умений. 3. Связь обучения с жизнью. 4. Реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации. В процессе решения задач уточняются и закрепляются химические понятия о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Умение применять полученные знания при решении различных задач считается мерой усвоения материала. При решении задач у учащихся воспитываются трудолюбие, целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, развивается сложная мыслительная деятельность, формируются различные приемы мышления: суждения, умозаключения и доказательства. Учащиеся приобретают новые знания при разборе текста и в то же время для решения задач привлекают знания, полученные ранее: различные определения, знание основных законов и теорий, знание физических и химических свойств веществ, формул соединений, уравнений химических реакций и т.п. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета Химия В результате изучения выпускник на базовом уровне научится: раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; определять тип химических реакций; составлять уравнения химических реакций; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; определять вид химической связи в неорганических соединениях; раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»; определять степень окисления атома элемента в соединении; определять окислитель и восстановитель; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни Ученик получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества; составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения. Результаты освоения рабочей программы . Предметные результаты ● давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, элетролитическая диссоциация, скорость химической реакции); ● описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; ● классифицировать изученные объекты и явления; ● делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; ● структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; Метапредметные результаты • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; • использование различных источников для получения химической информации. Учащийся должен уметь: осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения; осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов; определять аспект классификации; осуществлять классификацию; знать и использовать различные формы представления классификации. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата Устанавливать взаимосвязи неорганической химии в системе естественных наук и ее роль в жизни. Оперировать понятиями: химический элемент, атом, молекула, вещество, физическое тело. Классифицировать вещества по разным признакам. Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении. Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов. Предсказывать свойства заданного элемента и его соединений, основываясь на Периодическом законе и известных свойствах простых веществ металлов и неметаллов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов, простых веществ, высших оксидов и гидроксидов в группах и периодах Осуществлять расчеты по формулам и уравнениям реакций с использованием основного закона химической стехиометрии. Использовать алгоритмы при решении задач. Характеризовать признаки химических реакций. Классифицировать химические реакции по различным признакам сравнения. Сопоставлять химические свойства веществ с областями их применения. Описывать генетические связи между изученными классами веществ. III. Содержание учебного материала. В этом разделе решаются задачи повышенного уровня сложности по курсу неорганической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач по формулам и уравнениям, решению задач на нахождение массовой и объемной доли веществ в смеси; окислительно-восстановительным процессам с участием неорганических веществ; решению задач с использованием знаний классификации, состава различных классов веществ, знаний их физических и химических свойств, происходит ознакомление с основами органической химии. Решение задач в химическом образовании занимает важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и формируется умение самостоятельно применять приобретенные знания. Оксиды. Классификация. Номенклатура. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические Свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Соли. Классификация. Номенклатура. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Качественные реакции на катионы и анионы. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета химия Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад. Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами. Школьные предметы естественнонаучного цикла способствуют пониманию и осознанию учениками основных законов и принципов мироздания, а ведь от применениями полученных знаний во многом зависит жизнь человека и человечества. Предметы естественнонаучного цикла участвуют в формировании мировоззрения обучающихся, любви к природе, бережному отношению к ней, учат рациональному использованию природных богатств, помогают сложиться определенной системе ценностей. Для реализации воспитательной функции предмета, очень важно, что легко устанавливаются межпредметные связи химии с биологией, валеологией, экологией, физикой, математикой Межпредметные связи учебного предмета химия Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебновоспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: –знания приобретают качества системности –умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях –усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся IV. Тематическое планирование № 1 Название темы Номенклатура , Количество Планируемые образовательные результаты Воспитательный потенциал часов учащихся по каждой теме урока Предметные Формируется классификация и Выпускник на базовом уровне научится отношение химические свойства Исследовать свойства изучаемых веществ. своей Родины — России, к неорганических Классифицировать изучаемые вещества по составу. науке веществ описывать и различать изученные классы неорганических соединений, 3 ценностное к достижениям простые и сложные вещества, химические реакции; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться Формируется ответственное Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении отношение к своему здоровью и проблем творческого и поискового характера установка на здоровый образ Метапредметные жизни определять аспект классификации; осуществлять классификацию; знать и использовать различные формы представления классификации. 2 Воспитывается трудолюбие, Предметные сознательное, творческое формулам, с Выпускник на базовом уровне научится отношения к образованию, использованием w,c,η Объяснять значение химической формулы вещества как Решение задач по 2 выражение труду и жизни, подготовка к качественного, количественного состава вещества. сознательному выбору Рассчитывать массовые доли элементов в химическом соединении. профессии Определять формулы соединений по известным массовым долям элементов. 3 Реакции ионного 2 обмена Предметные Воспитывается научное знание, Выпускник на базовом уровне научится стремление Конкретизировать понятие «ион». истине, научная картина мира, Обобщать понятия «катион», «анион». нравственный смысл учения и Исследовать свойства в растворов электролитов. самообразования к познанию Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться Формируется интерес к Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении практическому изучению проблем творческого и поискового характера профессий и труда различного рода 4 Цепочки 4 Метапредметные превращений и умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства генетические связи в реализации цели и применять их на практике. Развивается опыт применения неорганической Предметные знаний из естественных наук химии Выпускник на базовом уровне научится для решения задач в области характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, окружающей среды устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться Повышается уровень использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении экологической культуры, исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и осознание глобального распознавания веществ; характера экологических и 5 Качественные 2 Предметные проблем и путей их решения реакции в Выпускник на базовом уровне научится неорганической проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных Воспитывается уважение к химии веществ; символам России, Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться государственным праздникам, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических историческому и природному свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности наследию и памятникам, вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных традициям разных народов, химических реакций. проживающих в родной стране Метапредметные умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их Развивается опыт осознания реализации ценности жизни с опорой на собственный жизненный и 6 ОВР 3 Предметные читательский опыт Выпускник на базовом уровне научится определять окислитель и восстановитель; Вырабатывается личностное составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций негативное отношение к Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться вредным привычкам прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав. Метапредметные использование различных источников для получения химической информации 7 Работа с текстами 2 Предметные описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции. Решать тесты с использованием полученных знаний.