РП ЭК ФИНГР

Рабочая программа
Курса «Финансовая грамотность» для учащихся 5 - 7 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность»
(Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных
организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015)
в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
--- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
--Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения Российской Федерации,
--- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,

Общая характеристика учебного предмета
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 35 часов в 5 классе,
35 часов в 6 классе и 35 часов в 7 классе. Итого всего по курсу за 3 года обучения – 105
часов.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для
эффективного управления личными финансами.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,
географии, обществознания и литературы.
Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание предмета

5 класс (35 часов)
№

Тема

часы

1

Введение в курс финансовой грамотности.

4

2

Зачем быть финансово грамотным человеком?

3

Что такое деньги? Происхождение денег

4

4

Доходы и расходы семьи

15

Риски потери денег. Страхование.

10

Проекты

2

5

6 класс (35 часов)
№

Тема

часы

1

Повторение курса 5 класса

2

2

Риски потери денег и имущества. Финансовое мошенничество

4

3

Человек и государство: как они взаимодействуют.

2

4

Налоги

10

5

Социальные пособия

10

Проекты

6

7 класс (35 часов)
№

Тема

часы

1

Повторение курса 5-6 класс

7

2

Услуги финансовых организаций

12

3

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

9

4
5

5
Валюта в современном мире

2

Проекты

Тематическое планирование

№

1

Тема
5 класс (35 часов)
Введение в курс
финансовой
грамотности.
Зачем быть финансово
грамотным человеком?

часы УУД

8

Обучающийся научится:
• в сфере достижения
метапредметных результатов
(освоения метапредметных
УУД):
◊ определять цели развития
собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения;
◊ осуществлять учебное
сотрудничество и совместную
дея- тельность со взрослыми
(учителем, членами своей
семьи) и сверстниками для
достижения целей развития
собствен- ной финансовой
грамотности;
◊ выдвигать версии решения
проблем экономики семьи,
экономических отношений
семьи и общества,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;
◊ находить актуальную
финансовую информацию в
сети Интернет;
◊ обосновывать свою оценку
финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
◊ приводить примеры
неграмотного финансового
поведе- ния и моделировать
иные варианты поведения в
анало- гичных ситуациях;
◊ актуализировать
имеющиеся знания и
практические навы- ки по
финансовой грамотности;
• в сфере достижения
предметных результатов
(освоения пред- метных
УУД):
◊ объяснять, от чего зависит
финансовое благосостояние
человека;
◊ понимать зависимость
финансового благосостояния
семьи от многих факторов, в

Воспитательный компонент
урока
Вырабатывается осознание
необходимости развития
собственной финансовой
грамотности для участия в
повседневном принятии
финансовых решений в своей
семье.

том числе от уровня
образования, профессии,
грамотного применения
имеющихся финансовых
знаний и навыков;
◊ обосновывать свою оценку
финансового поведения
людей в конкретных
ситуациях;
◊ описывать обязательные
знания и умения,
необходимые для
приобретения финансовой
грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит
возможность научиться:
• поддерживать устойчивый
интерес к развитию
собственной финансовой
грамотности;
• самостоятельно определять
цели и способы развития
собственной финансовой
грамотности в конкретных
жизненных ситуа- циях;
• оценивать (с участием
взрослых) финансовое
благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё
финансовое поведение, так и
финансовое поведение других
людей в решении
повседневных финансовых
задач;
• самостоятельно планировать
дальнейшее развитие своей
финансовой грамотности.
2

Доходы и расходы семьи 25
Что такое деньги?
Происхождение денег

Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения
метапредметных результатов
(освоения метапредметных
УУД):
◊ называть основные
источники доходов семьи;
◊ составлять задачи,
требующие денежных
расчётов;
◊ считать доходы и расходы
семейного бюджета и делать

Формируется понимание
зависимости благосостояния
семьи, благополучия
семейного бюджета от
грамотности принимаемых в
семье финансовых решений.

выводы о его
сбалансированности;
• в сфере достижения
предметных результатов
(освоения пред- метных
УУД):
◊ объяснять проблемы
бартерного (товарного)
обмена;
◊ описывать свойства
предмета, играющего роль
денег;
◊ объяснять назначение денег,
в том числе историю их возникновения;
◊ называть функции
Центрального банка РФ в
управлении денежной
системой страны;
◊ называть регулярные и
нерегулярные источники
дохода, направления расходов
семьи, указывать их
примерную величину с
учётом региона проживания;
◊ объяснять, как формируется
семейный бюджет;
◊ подсчитывать доли расходов
на разные товары и услуги
(товары и услуги первой
необходимости, товары
длитель- ного пользования,
товары текущего
потребления);
◊ подсчитывать в общих
расходах семьи долю
расходов на обязательные
платежи;
◊ объяснять, из чего могут
складываться планируемые и
не- предвиденные расходы
семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит
возможность научиться:
• анализировать и оценивать
финансовые последствия для
се- мьи принятых
финансовых решений о
расходах;
• понимать, при каких
условиях можно одалживать

деньги.
5

Риски потери денег.
Страхование.

2

Обучающийся научится:
Привлекается внимание к
• в сфере достижения
возможности возникновения
метапредметных результатов особых жизненных ситуаций
(освоения метапредметных
(рождение ребенка, потеря
УУД):
работы, болезнь, несчастные
◊ анализировать финансовые случаи, форс-мажорные
последствия особых жизнен- ситуации), которые могут
ных ситуаций для семьи;
привести к снижению
◊ соотносить вид страхования личного благосостояния;
и его цель;
Формируется понимание роли
◊ рассчитывать стоимость
страхования и сбережений
страховки жилья, имущества, для решения финансовых
ав- томобиля, жизни, здоровья проблем семьи в особых
с помощью калькулятора на жизненных ситуациях.
сайте страховой компании;
◊ находить актуальную
информацию о страховых
компани- ях и их услугах;
• в сфере достижения
предметных результатов
(освоения пред- метных
УУД):
◊ описывать особые
жизненные ситуации, которые
могут приводить к снижению
благосостояния семьи;
◊ объяснять, как сбережение и
страхование могут смягчить
последствия особых
жизненных ситуаций;
◊ объяснять, что такое
страхование и для чего оно
необхо- димо;
◊ описывать виды
страхования;
◊ приводить примеры
добровольного страхования и
ука- зывать примерную
стоимость страховки;
высчитывать долю годовых
страховочных выплат в
семей- ном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит
возможность научиться:
• устанавливать и понимать
причинно-следственные связи
между особыми жизненными
ситуациями и изменением
благосо- стояния семьи;

• оценивать финансовые
преимущества использования
страхо- вания для сокращения
финансовых потерь.
6

Проекты
6 класс (35 часов)
Повторение курса 5
6
класса
Риски потери денег и
имущества. Финансовое
мошенничество
Человек и государство: 4
как они
взаимодействуют.
Налоги
10

Обучающийся научится:
• в сфере достижения
метапредметных результатов
(освоения метапредметных
УУД):
◊ различать прямые и
косвенные налоги;
◊ считать сумму налога;
◊ проверять на сайте
Федеральной налоговой
службы нали- чие налоговой
задолженности членов семьи;
◊ высчитывать долю годовых
налоговых выплат в семейном
бюджете;
à находить нужную
информацию на социальных
порталах;
• в сфере достижения
предметных результатов
(освоения пред- метных
УУД):
◊ объяснять, что такое налоги
и почему их нужно платить;
◊ называть основные налоги в
Российской Федерации
(подоходный налог, налог на
прибыль, косвенные налоги);
◊ приводить примеры
налогов, которые
выплачиваются семьей, и
указывать их примерную
величину;
◊ перечислять условия
получения различных видов

Вырабатывается понимание
сущности налогов,
определение их роли в жизни
общества; осознание
необходимости уплаты
налогов как важной
составляющей
благосостояния общества и
государства.

социальных пособий в
Российской Федерации;
◊ называть виды социальных
пособий и указывать их примерную величину;
◊ приводить примеры выплат
различных видов социальных
пособий;
◊ высчитывать долю
социальных пособий в
доходах семей- ного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит
возможность научиться:
• самостоятельно
устанавливать (понимать)
причинно-след- ственные
связи между уплатой налогов
и созданием общественных
благ;
• рассчитывать величину
подоходного налога и НДС;

Социальные пособия

10

Проекты
7 класс (35 часов)
Повторение курса 5-6
класс
Услуги финансовых
организаций

6

оценивать условия и
возможности использования
социальных пособий в
определённых жизненных
ситуациях.

Вырабатывается личное
оценивание социальных
пособий как помощи
государства гражданам в
сложных жизненных
ситуациях.

7
12

Обучающийся научится:
Формируется понимание
• в сфере достижения
значения банковских услуг
метапредметных результатов для увеличения (сохранения)
(освоения метапредметных
семейных доходов и
УУД):
смягчения последствий
◊ отличать инвестирование от сложных жизненных
сбережения и кредитования; ситуаций;
◊ знать свои основные права и осознание факта:
обязанности как потребителя; ответственность за выбор и
◊ находить актуальную
использование услуг банка
информацию об услугах
несёт потребитель этих услуг;
банков;
◊ пользоваться пластиковой
картой в банкомате;
◊ считать проценты по
вкладам (кредитам) на
простых примерах.

◊
• в сфере достижения
предметных результатов
(освоения предметных УУД):
◊ перечислять основные
банковские услуги
(сбережения, вклад, кредит,
инвестиции);
◊ объяснять, как можно
пользоваться основными
банковскими услугами для
увеличения (сохранения)
доходов семьи.
◊
Повышенный уровень
Обучающийся получит
возможность научиться:
• соотносить рискованность
использования финансовых
операций и их доходность;
• сравнивать различные
финансовые предложения;
оценивать финансовые
преимущества использования
услуг банков для увеличения
и/или сохранения семейных
доходов.
Финансовый бизнес: чем 9
он может помочь семье

Валюта в современном

5

планировать (4—5 шагов)
Формируется осознание
свою самостоятельную
факта: ответственность за все
деятельность;
финансовые риски несёт
◊ сравнивать возможности
владелец бизнеса;
работы по найму и
понимание преимуществ и
собственного бизнеса;
рисков предпринимательской
◊ находить и анализировать деятельности.
информацию о курсе валют;
◊ проводить простые расчёты
с использованием валютного
курса.
объяснять, чем труд наёмного
работника отличается от
труда бизнесмена;
◊ называть необходимые
условия для открытия своей
фирмы;
• брать на себя
ответственность;
• оценивать возможности и
финансовые преимущества
создания и/или ведения
семейного бизнеса.
объяснять причины
Формируется понимание, что

мире

Проекты

существования различных
валют;
◊ называть основные мировые
валюты и страны их
использования;
◊ объяснять, что такое
валютный курс и как
находить информацию об
изменениях курса валют.
оценивать финансовые
преимущества использования
валютного курса для
увеличения и/или сохранения
семейных доходов.

всё в современном мире
взаимосвязано и изменение
валютного курса может
отразиться на экономике
страны и бюджете семьи.

2

Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы общеобразовательных
организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы общеобразовательных
организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература и интернет-ресурсы для учителя и учащихся

Основная литература
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания.
М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал
ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во
ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных
образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных
результатов школьни- ков: методические рекомендации для учителя к программе
«Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим
доступа: http://azy-economiki.ru
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 5—7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность:
учебная программа. 5—7 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер.«Учимся разумному финансовому поведению».)
10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьни- ков. М.: Российская
экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об
экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие /
под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел- лект-Центр, 2010.
13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики инте- ресным (на примере изучения
дисциплины «Прикладная экономи- ка») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.
14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru
15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания эконо- мических дисциплин. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образова- тельном процессе. Режим
доступа: http://festival.1september.ru
18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-ме- тодическое пособие. Минск:
ТетраСистемс, 2011.

19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 5—7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос,
2003. 256 с.
21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач.
классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель,
2002. 176 с.
22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: ма- териалы для учащихся. 5—7
кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)
23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж.
Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания:
учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2001.
26. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа:
http://www.hse.ru
27. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: http://project.1september.ru
28. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru
29. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://e-lib.gasu.ru
30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Ре шение учебных и
профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический
комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ре сурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос,
Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО,
2006.

Дополнительная литература
35. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com
36. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск: Изд-во ТУСУР, 2011.
180 c.
37. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и
методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во
НГПУ, 2010. 73 с.
38. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые

услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
39. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель; Хранитель,
2006. 351 с.
40. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: Попурри, 2006. 160 с.
41. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями.
М.: Альпина Паблишер, 2012.
42. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие.
СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
43. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с.
44. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономи ка. М.: Нивекс; Триада, 1992.
336 с.
45. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практи ка: в 2 т. 5-е изд., перераб. и
доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
46. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план на- коплений. М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2013. 120 с.
47. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости.
СПб.: Питер, 2006. 146 с.
Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: струк- тура преподавания / пер. с англ.
М.: Аспект Пресс, 1995.
48. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
49. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной ком- пании в мире. М.: Добрая
книга, 2007. 386 с.
50. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в
жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
51. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс, 2010. 192 с.
52. Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с.
53. Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с.

Интернет-источники
54. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБиз- несКонсалтинг».
55. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
56. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
57. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
58. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
59. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуа- ционного обучения с
использованием кейсов.
60. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

61. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
62. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начина- ющих предпринимателей».
63. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессио- нального образования.
64. www.gks.ru — Федеральная служба государственной стати- стики.
65. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
66. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и фи- нансовое планирование
жизни».
67. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
68. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём

на свете. Музей фактов».

69. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
70. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседнев- ной жизни.
71. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринима- тельства.
72. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
73. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
74. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зар- плата».
75. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
76. вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с фи- нансами».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».