Рабочая программа Курса «Финансовая грамотность» для учащихся 5 - 7 классов Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: --- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», --Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, --- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», Общая характеристика учебного предмета «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 35 часов в 5 классе, 35 часов в 6 классе и 35 часов в 7 классе. Итого всего по курсу за 3 года обучения – 105 часов. Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи: Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: • Деньги, их история, виды, функции; • Семейный бюджет; • Экономические отношения семьи и государства; • Семья и финансовый бизнес; • Собственный бизнес. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание предмета 5 класс (35 часов) № Тема часы 1 Введение в курс финансовой грамотности. 4 2 Зачем быть финансово грамотным человеком? 3 Что такое деньги? Происхождение денег 4 4 Доходы и расходы семьи 15 Риски потери денег. Страхование. 10 Проекты 2 5 6 класс (35 часов) № Тема часы 1 Повторение курса 5 класса 2 2 Риски потери денег и имущества. Финансовое мошенничество 4 3 Человек и государство: как они взаимодействуют. 2 4 Налоги 10 5 Социальные пособия 10 Проекты 6 7 класс (35 часов) № Тема часы 1 Повторение курса 5-6 класс 7 2 Услуги финансовых организаций 12 3 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 9 4 5 5 Валюта в современном мире 2 Проекты Тематическое планирование № 1 Тема 5 класс (35 часов) Введение в курс финансовой грамотности. Зачем быть финансово грамотным человеком? часы УУД 8 Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ◊ определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; ◊ осуществлять учебное сотрудничество и совместную дея- тельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собствен- ной финансовой грамотности; ◊ выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ◊ находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; ◊ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ◊ приводить примеры неграмотного финансового поведе- ния и моделировать иные варианты поведения в анало- гичных ситуациях; ◊ актуализировать имеющиеся знания и практические навы- ки по финансовой грамотности; • в сфере достижения предметных результатов (освоения пред- метных УУД): ◊ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ◊ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в Воспитательный компонент урока Вырабатывается осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; ◊ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ◊ описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; • самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуа- циях; • оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; • оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; • самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. 2 Доходы и расходы семьи 25 Что такое деньги? Происхождение денег Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ◊ называть основные источники доходов семьи; ◊ составлять задачи, требующие денежных расчётов; ◊ считать доходы и расходы семейного бюджета и делать Формируется понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. выводы о его сбалансированности; • в сфере достижения предметных результатов (освоения пред- метных УУД): ◊ объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ◊ описывать свойства предмета, играющего роль денег; ◊ объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; ◊ называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; ◊ называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; ◊ объяснять, как формируется семейный бюджет; ◊ подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длитель- ного пользования, товары текущего потребления); ◊ подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; ◊ объяснять, из чего могут складываться планируемые и не- предвиденные расходы семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать и оценивать финансовые последствия для се- мьи принятых финансовых решений о расходах; • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги. 5 Риски потери денег. Страхование. 2 Обучающийся научится: Привлекается внимание к • в сфере достижения возможности возникновения метапредметных результатов особых жизненных ситуаций (освоения метапредметных (рождение ребенка, потеря УУД): работы, болезнь, несчастные ◊ анализировать финансовые случаи, форс-мажорные последствия особых жизнен- ситуации), которые могут ных ситуаций для семьи; привести к снижению ◊ соотносить вид страхования личного благосостояния; и его цель; Формируется понимание роли ◊ рассчитывать стоимость страхования и сбережений страховки жилья, имущества, для решения финансовых ав- томобиля, жизни, здоровья проблем семьи в особых с помощью калькулятора на жизненных ситуациях. сайте страховой компании; ◊ находить актуальную информацию о страховых компани- ях и их услугах; • в сфере достижения предметных результатов (освоения пред- метных УУД): ◊ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; ◊ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; ◊ объяснять, что такое страхование и для чего оно необхо- димо; ◊ описывать виды страхования; ◊ приводить примеры добровольного страхования и ука- зывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семей- ном бюджете. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосо- стояния семьи; • оценивать финансовые преимущества использования страхо- вания для сокращения финансовых потерь. 6 Проекты 6 класс (35 часов) Повторение курса 5 6 класса Риски потери денег и имущества. Финансовое мошенничество Человек и государство: 4 как они взаимодействуют. Налоги 10 Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ◊ различать прямые и косвенные налоги; ◊ считать сумму налога; ◊ проверять на сайте Федеральной налоговой службы нали- чие налоговой задолженности членов семьи; ◊ высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; à находить нужную информацию на социальных порталах; • в сфере достижения предметных результатов (освоения пред- метных УУД): ◊ объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; ◊ называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); ◊ приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; ◊ перечислять условия получения различных видов Вырабатывается понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства. социальных пособий в Российской Федерации; ◊ называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; ◊ приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; ◊ высчитывать долю социальных пособий в доходах семей- ного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-след- ственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; • рассчитывать величину подоходного налога и НДС; Социальные пособия 10 Проекты 7 класс (35 часов) Повторение курса 5-6 класс Услуги финансовых организаций 6 оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях. Вырабатывается личное оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. 7 12 Обучающийся научится: Формируется понимание • в сфере достижения значения банковских услуг метапредметных результатов для увеличения (сохранения) (освоения метапредметных семейных доходов и УУД): смягчения последствий ◊ отличать инвестирование от сложных жизненных сбережения и кредитования; ситуаций; ◊ знать свои основные права и осознание факта: обязанности как потребителя; ответственность за выбор и ◊ находить актуальную использование услуг банка информацию об услугах несёт потребитель этих услуг; банков; ◊ пользоваться пластиковой картой в банкомате; ◊ считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах. ◊ • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ◊ перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); ◊ объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи. ◊ Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; • сравнивать различные финансовые предложения; оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов. Финансовый бизнес: чем 9 он может помочь семье Валюта в современном 5 планировать (4—5 шагов) Формируется осознание свою самостоятельную факта: ответственность за все деятельность; финансовые риски несёт ◊ сравнивать возможности владелец бизнеса; работы по найму и понимание преимуществ и собственного бизнеса; рисков предпринимательской ◊ находить и анализировать деятельности. информацию о курсе валют; ◊ проводить простые расчёты с использованием валютного курса. объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; ◊ называть необходимые условия для открытия своей фирмы; • брать на себя ответственность; • оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса. объяснять причины Формируется понимание, что мире Проекты существования различных валют; ◊ называть основные мировые валюты и страны их использования; ◊ объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов. всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. 2 Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего: Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Дополнительная литература и интернет-ресурсы для учителя и учащихся Основная литература 1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995. 2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. 3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с. 4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с. 5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьни- ков: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с. 6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru 7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер.«Учимся разумному финансовому поведению».) 10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьни- ков. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru 11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с. 12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел- лект-Центр, 2010. 13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики инте- ресным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономи- ка») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105. 14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru 15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru 16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания эконо- мических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с. 17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образова- тельном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru 18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-ме- тодическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011. 19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с. 21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с. 22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: ма- териалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004. 24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с. 25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. 26. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа: http://www.hse.ru 27. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: http://project.1september.ru 28. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru 29. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru 30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Ре шение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с. 31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с. 32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с. 33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ре сурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru 34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006. Дополнительная литература 35. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com 36. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск: Изд-во ТУСУР, 2011. 180 c. 37. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с. 38. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010. 39. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с. 40. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: Попурри, 2006. 160 с. 41. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012. 42. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с. 43. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с. 44. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономи ка. М.: Нивекс; Триада, 1992. 336 с. 45. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практи ка: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с. 46. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план на- коплений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с. 47. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: струк- тура преподавания / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. 48. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с. 49. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной ком- пании в мире. М.: Добрая книга, 2007. 386 с. 50. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001. 51. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс, 2010. 192 с. 52. Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с. 53. Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с. Интернет-источники 54. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБиз- несКонсалтинг». 55. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости». 56. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет». 57. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал». 58. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь». 59. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуа- ционного обучения с использованием кейсов. 60. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации. 61. www.finagram.com — портал финансовой грамотности. 62. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начина- ющих предпринимателей». 63. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессио- нального образования. 64. www.gks.ru — Федеральная служба государственной стати- стики. 65. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера». 66. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и фи- нансовое планирование жизни». 67. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет». 68. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов». 69. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании». 70. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседнев- ной жизни. 71. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринима- тельства. 72. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях». 73. www.taxru.com — сайт «Налоги России». 74. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зар- плата». 75. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com 76. вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с фи- нансами».