Организационный раздел План внеурочной деятельности

III.2. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью организационного
раздела основной образовательной программы среднего общего образования
МОУ «Лицей №1» и представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает:
–

план

организации

деятельности

ученических

сообществ

(групп

старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов;
–

план

реализации

курсов

внеурочной

деятельности

по

выбору

обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные
общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы);
–

план воспитательных мероприятий.
Согласно

реализуется

ФГОС

основная

СОО

через

внеурочную

образовательная

деятельность

программа

(цели,

лицея
задачи,

планируемые результаты, содержание и организация образовательной
деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии
с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Содержание плана внеурочной деятельности
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два
года обучения на этапе средней школы составляет не более 700 часов.
Величина

недельной

образовательной

нагрузки,

реализуемая

через

внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой

через

внеурочную

деятельность,

на

периоды

Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется

каникул.
в рамках

тематических образовательных программ (профильных лагерей, профильных
практик, образовательных проектов и событий.).
План внеурочной деятельности на ступени среднего общего образования
МОУ «Лицей №1»
Жизнь
ученических
сообществ

Внеурочная
деятельность по
предметам
школьной
программы

Воспитательные Всего
мероприятия

10-й класс
Содержание

Ученическое

Программы

Образовательные

самоуправление

внеурочных

события

лицея

курсов

Традиционные

Ученическое

Программы

коллективные

самоуправление

дополнительного

творческие

класса

образования

лицея

Волонтерское

Профильные

Акции, проекты,

сообщество

практики

флеш-мобы и т.п.

дела

обучающихся
Лицейский
спортивный клуб
1-е полугодие

30

Осенние
каникулы

20

2-е полугодие

30

Летние
каникулы

20

ИТОГО

100

30

30

60

30

90

20

40

30

90

20

40

100

260

11-й класс
Ученическое

Программы

самоуправление внеурочных курсов

Образовательные
события

лицея

Программы

Традиционные

Ученическое

дополнительного

коллективные

самоуправление образования

творческие

дела

класса

лицея

Волонтерское

Акции, проекты,

сообщество

флеш-мобы и т.п.

обучающихся
Лицейский
спортивный
клуб
1 полугодие

30

Осенние
каникулы

20

2 полугодие

10

Весенние
каникулы

10

ИТОГО

70

30

30

90

10

30

10

20

40

10

20

50

160

Всего

420

Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение
года

неравномерное

распределение

нагрузки.

Так,

при

подготовке

коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и
воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно
больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями).
На

курсы

внеурочной

деятельности

по

выбору

обучающихся

еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение
учебной

деятельности,

еженедельно до 1 часа.

на

обеспечение

благополучия

обучающегося

В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность,
может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к
изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м
классе.
Организация жизни ученических сообществ лицея является важной
составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у
обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций,
как:
–
в

компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения
обществе

с

учетом

правовых

норм,

установленных

российским

законодательством;
–

социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно

значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о
социальных ролях человека;
–

компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в

общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
–

в

рамках

внеурочной

деятельности

в

ученическом

классе,

общелицейской внеурочной деятельности, в сфере лицейского ученического
самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях,
созданных в лицее и за ее пределами (Например, деятельность Лицейского
спортивного клуба);
–

через приобщение обучающихся к общественной деятельности и

лицейским

традициям,

производственных,

участие

творческих

обучающихся
объединений,

в

деятельности

благотворительных

организаций Петрозаводского городского округа и Республики Карелия;
–

через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей,

населения, в благоустройстве лицея, класса, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.

Организация жизни ученических сообществ лицея осуществляется в
рамках двух форматов:
–

«Образовательное событие» (годовой цикл мероприятий обсуждается и

принимается в конце предыдущего или в начале нового учебного года);
–

«Демократический

проект»

(полугодовой

цикл

мероприятий,

разработанный инициативной группой школьников, победившей в ходе
демократических выборов).
Формат организации жизни ученических сообществ «Образовательное
событие» предусматривает:
–

годовой цикл коллективной деятельности лицея состоит из 3–4

образовательных событий (комплексных форм, включающих представления,
дискуссии, выставки, другие локальные и массовые формы организации
совместной деятельности обучающихся);
–

формы организации совместной деятельности могут предполагать

соревновательность (когда итоги подводятся периодически и в конце
учебного года определяются персональные победители и победителиколлективы);
–

инвариантные элементы: старт и финиш годового цикла лицейской

жизни, вариативные элементы годового цикла – остальные мероприятия,
содержание которых может определяться обучающимися, родителями,
педагогами в зависимости от интересов, склонностей, потребностей
участников образовательных отношений и традиций лицея. Основными
участниками образовательных событий

являются

ученические классы,

разновозрастные клубы или другие объединения.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический
проект» в лицее строится в рамках общественной самоорганизации и
лицейской демократии; центральное место в таком формате занимает проект
организации жизни ученических сообществ, включающий 3–4 коллективных
дела в год; инициативные группы обучающихся путем демократических
выборов получают право на реализацию своих замыслов.

Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический
проект» может быть представлен в виде следующего алгоритма:
–

реклама предстоящей проектной работы, формирование инициативных

групп и разработка ими проектов организации жизни ученических
сообществ;
–

предвыборная кампания, обсуждение плана коллективной деятельности

на полгода; разработанные проекты проходят экспертизу у сверстников,
педагогов, родителей лицея, общественности (дебаты, пресс-конференции,
работа школьных СМИ);
–

выборы

обучающимися,

родителями,

педагогами

одной

из

инициативных групп проекта организации жизни ученических сообществ;
–

реализация инициативной группой своего проекта – презентация и

предварительное открытое обсуждение проекта каждого дела, совместная
подготовка,

проведение

коллективного

дела,

совместное

публичное

подведение итогов (обсуждение, анализ, оценка);
–

подготовка инициативной группой итогового творческого отчета о

своей работе по реализации проекта, коллективное обсуждение и оценка
отчета инициативной группы.
Программы внеурочной деятельности
Содержание

занятий,

предусмотренных

в

рамках

внеурочной

деятельности, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей

(законных

представителей)

и

направлено

на

реализацию

различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения,
таких как литературные и другие интеллектуальные игры, тренинги,
чемпионаты, олимпиады, конкурсы, конференции, поисковые и учебные
исследования, секции, клубы, студии, проектная деятельность, экскурсии,
акции, общественно полезные практики и другое. В лицее реализуются курсы
внеурочной

деятельности:

«Деловая

этика»,

«Культура

«Литературные игры»; «Олимпиадные задания. Блок «С»,
исследовательской деятельности»/физика, литература и т.п.

речи»,
«Основы

Внеурочная
потенциала

деятельность

внутрилицейской

реализуется

системы

через

использование

дополнительного

образования.

Дополнительные образовательные программы МОУ «Лицей №1» по шести
направлениям: техническое, естественно-научное, туристско-краеведческое,
социально-педагогическое,

физкультурно-спортивное,

художественное.

Программы дополнительного образования направлены на удовлетворение
индивидуальных

потребностей

лицеистов

в

интеллектуальном,

художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; обеспечение
духовно-нравственного,

гражданско-патриотического,

военно-

патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и
поддержку

талантливых

лицеистов;

профессиональную

ориентацию;

социализацию и адаптацию к жизни в обществе; формирование общей
культуры. Программы дополнительного образования МОУ «Лицей №1»:
«Бальная культура», «Волейбол», «Футбол», «Плавание», «Спортивное
ориентирование» и т.п.
Воспитательные мероприятия лицея нацелены на формирование
мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как:
–

отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя,

самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к
непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов);
–

отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает

подготовку к патриотическому служению);
–

отношения

обучающихся

с

окружающими

людьми

(включает

подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими);
–

отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку

личности к семейной жизни);

–

отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому

обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
–

отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе,

художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного
мировоззрения);
–

трудовые

и

социально-экономические

отношения

(включает

подготовку личности к трудовой деятельности).
План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим
коллективом лицея

при участии родительской общественности. При

подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе
ученического класса, классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х
классов)

предусматривается

вовлечение

в

активную

деятельность

максимально большего числа обучающихся.
По

решению

педагогического

коллектива,

родительской

общественности, интересов и запросов детей и родителей план внеурочной
деятельности в лицее
профилями:

модифицируется в соответствии с четырмя

естественно-научным,

гуманитарным,

социально-

экономическим, технологическим.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне
зависимости от профиля) предполагает:
–

организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч

(организованного тематического и свободного общения старшеклассников),
участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих
коллективных делах лицея;
–

проведение

ежемесячного

учебного

собрания

по

проблемам

организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций
по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения
благополучия обучающихся в жизни лицея.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных

планов обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в
рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических сообществ,
проводятся

коллективные

обеспечиваются

анализ

обсуждения,
и

в

рефлексия

ходе

которых

обучающимися

педагогами
собственных

впечатлений о посещении образовательных организаций.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
В рамках реализации естественно-научного профиля в осенние
(зимние) каникулы 10-го класса организуются поездки и экскурсии в
естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки, аквариумы, заповедники,
национальные парки и т.п. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение
первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и
экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия,
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В течение учебного года

10-го класса на основе интеграции с

организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными и производственными организациями в рамках профильных
практик

обеспечиваются

профессиональные

пробы

обучающихся

на

производстве (приоритет отдается производствам естественно-научного
профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции
(например, эколого-биологической направленности).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,

организуется

обучающихся

на

подготовка

производстве

и

к

к

профессиональным

участию

в

пробам

исследовательских

экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или
групповых проектов («проект профессиональных проб» и «проект участия в
исследовательской экспедиции»).

В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы в 11-м
классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления
обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды
на природу, туристические походы, поездки по территории России и за
рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение
кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением).
Для организации внеурочной деятельности в рамках естественнонаучного

профиля

городского

округа,

привлекаются
Республики

внешние
Карелия:

ресурсы

Петрозаводского

Республиканский

эколого-

биологический центр, Национальный музей Республики Карелия, кафедры
ествественно-научной направленности Петрозаводского государственного
университета.
В рамках реализации гуманитарного профиля в осенние (зимние)
каникулы 10-го класса организуются поездки и экскурсии в литературные,
исторические музеи, усадьбы известных деятелей культуры; «зрительские
марафоны» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей,
концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных
музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах
реализуются

индивидуальные,

групповые

и

коллективные

учебно-

исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках
часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с
организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными

и

образовательными

организациями

обеспечиваются

профессиональные пробы обучающихся в музеях, библиотеках, учреждениях

образования и культуры; подготавливаются и проводятся исследовательские
экспедиции

(например,

краеведческой

направленности,

фольклорные,

археологические).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,
обучающихся

организуется
и

к

подготовка

участию

в

к

профессиональным

исследовательских

пробам

экспедициях,

предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых
проектов

(«проект

профессиональных

проб»

и

«проект

участия

в

исследовательской экспедиции»). В каникулярное время (осенние, весенние
каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного
отдыха,

оздоровления

обучающихся,

поддержка

инициатив

старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы,
поездки по территории России и за рубеж.
Для организации внеурочной деятельности в рамках гуманитарного
профиля привлекаются внешние ресурсы Петрозаводского городского
округа, Республики Карелия: Национальный музей Республики Карелия,
кафедры

иностранных

языков

и

филологии

Петрозаводского

государственного университета, Национальной библиотеки Республики
Карелия и т.п.
В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние
(зимние) каникулы 10-го класса организуются экскурсии на производства, в
банки, в экономические отделы государственных и негосударственных
организаций. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных
объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебноисследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10го класса осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов,
отведенных

на

воспитательные

деятельности по выбору обучающихся.

мероприятия,

курсы

внеурочной

В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с
организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными

и

производственными

организациями

обеспечиваются

профессиональные пробы обучающихся в социально-экономической сфере
(приоритет

отдается

структурным

подразделениям

экономического

профиля), организуются социальные практики (обеспечивающие пробу себя
обучающимися в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом
партнеров), реализуются групповые социальные и экономические проекты
(например, предпринимательской направленности).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,

организуется

подготовка

к

профессиональным

пробам

обучающихся, предусматривается подготовка и защита групповых проектов
(«проект

профессиональных

проб»,

«предпринимательский

проект»,

«социальный проект»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления
обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды
на природу, туристические походы, поездки по территории России и за
рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение
кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением).
Для организации внеурочной деятельности в рамках социальноэкономического профиля привлекаются внешние ресурсы Петрозаводского
городского округа, Республики Карелия: Бизнес-инкубатор, Национальный
музей

Республики

направленности

Карелия,

Петрозаводского

кафедры

социально-экономической

государственного

Законодательное собрание Республики Карелия.

университета,

В рамках реализации технологического профиля в осенние (зимние)
каникулы 10-го класса организуются поездки и экскурсии на промышленные
предприятия, в научно-исследовательские организации, в технические музеи,
технопарки. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных
объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебноисследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках
часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с
организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными

и

производственными

организациями

обеспечиваются

профессиональные пробы обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,

организуется

подготовка

к

профессиональным

пробам

обучающихся на производстве, предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных
проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления
обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды
на природу, туристические походы, поездки по территории России и за
рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение
кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением), социальные практики, в том числе в качестве организаторов
деятельности обучающихся 5–9-х классов.
Для организации внеурочной деятельности в рамках технологического
профиля привлекаются внешние ресурсы Петрозаводского городского

округа, Республики Карелия: Национальный музей Республики Карелия,
кафедра

технологии

Петрозаводского

государственного

университета,

Национальный Музей изобразительных искусств Республики
Государственное

бюджетное

профессиональное

Карелия,

образовательное

учреждение Республики Карелия «Петрозаводский строительный техникум»,
Государственное
учреждение

автономное
Республики

предпринимательства» и т.п.

профессиональное
Карелия

«Колледж

образовательное
технологии

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».