Организационный раздел психолого-педагогические условия

III.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы
Обеспечение преемственности содержания и форм организации
образовательной

деятельности

при

получении

среднего

общего

образования
Обеспечение преемственности в формах организации деятельности
обучающихся как в урочной, так и во внеурочной работе требует сочетания
форм, использовавшихся на предыдущем этапе обучения, с новыми
формами.

На

уровне

среднего

общего

образования

целесообразно

применение таких форм, как учебное групповое сотрудничество, проектноисследовательская
практики,

деятельность,

конференции

с

ролевая

постепенным

игра,

дискуссии,

расширением

тренинги,

возможностей

обучающихся осуществлять выбор характера самостоятельной работы.
Учет

специфики

возрастного

психофизического

развития

обучающихся
Обеспечение преемственности осуществляется с учетом возрастных
психофизических особенностей обучающихся на уровне среднего общего
образования. На уровне среднего общего образования меняется мотивация,
учеба приобретает профессионально-ориентированный характер.
Направления работы предусматривают мониторинг психологического
и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения
достижений в личностном развитии, а также определения индивидуальной
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим разного
рода трудности.
Формирование

и

развитие

психолого-педагогической

компетентности обучающихся, педагогических и административных
работников, родителей (законных представителей) обучающихся
С целью обеспечения поддержки обучающихся проводится работа по
формированию психологической компетентности родителей (законных
представителей)

обучающихся.

Работа

с

родителями

(законными

представителями)
собрания,

осуществляется

консультации

педагогические

через

педагогов

консилиумы,

тематические

и

круглые

родительские

специалистов,

столы,

психолого-

презентации

классов,

посещение уроков и внеурочных мероприятий.
Психологическое
психологических

просвещение

занятиях,

обучающихся

тренингах,

осуществляется

интегрированных

на

уроках,

консультациях, дистанционно.
Вариативность

направлений

психолого-педагогического

сопровождения участников образовательных отношений
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения
обучающихся можно отнести:
– сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся;
– формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
– развитие экологической культуры;
– дифференциацию и индивидуализацию обучения;
– мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
– выявление и поддержку одаренных обучающихся, поддержку
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
– психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного
движения;
– обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности;
– формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников;
– поддержку

объединений

обучающихся,

ученического

самоуправления.
Одной из составляющей деятельности образовательных организаций
является

психолого-педагогическое

сопровождение

педагогов.

Оно

осуществляется с целью повышения психологической компетентности,
создания комфортной психологической атмосферы в педагогическом

коллективе,

профилактики

профессионального

выгорания

психолого-

педагогических кадров.
Важное значение

в

психолого-педагогическом сопровождении

педагогических работников занимает профилактическая работа, в процессе
которой педагоги обучаются установлению психологически грамотной
системы

взаимоотношений

с

обучающимися,

основанной

на

взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются
навыкам формирования адекватной Я-концепции, разрешения проблем,
оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия с
обучающимися и коллегами.
По

вопросам

совершенствования

образовательных

отношений

организации проводится консультирование (сопровождение индивидуальных
образовательных траекторий), лекции, семинары, практические занятия.
При

организации

психолого-педагогического

сопровождения

участников образовательных отношений на уровне среднего общего
образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического
сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне
образовательной организации.
Система
развития

психологического

профессионального

сопровождения

взаимодействия

строится
психолога,

на

основе

педагогов,

специалистов; она представляет собой интегративное единство целей, задач,
принципов,

структурно-содержательных

компонентов,

психолого-

педагогических условий, показателей, охватывающих всех участников
образовательных

отношений:

учеников,

их

родителей

(законных

представителей), педагогов.
Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательных отношений
Основными формами психолого-педагогического сопровождения могут
выступать:

-

диагностика,

направленная

на

определение

особенностей

статуса

обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода ученика на
уровень среднего общего образования и в конце каждого учебного года;
- консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется
педагогом и психологом с учетом результатов диагностики, а также
администрацией образовательной организации;
-профилактика;
-развивающая работа;
-просвещение;
-коррекционная работа;
-экспертиза;
Виды

деятельности

психолого-педагогического

сопровождения

участников образовательных отношений МОУ «Лицей №1»
Виды
Планируемые
Сроки
Примечание
деятельности
мероприятия
(ответственный)
Адаптация вновь прибывших обучающихся
Диагностика

- Наблюдение за
учащимися в урочное
и внеурочное время
- Диагностика
мотивации учения и
эмоционального
отношения к учению

декабрь

-Занятия с
обучающимися,
испытывающими
трудности в
адаптации.
-Верёвочный курс для
учащихся 8, 10
классов
Консультирование -Индивидуальное
консультирование
педагогов, родителей,
обучающихся
-Беседы с
обучающимися

сентябрьноябрь

Развивающая и
коррекционная
работа

Педагогпсихолог

Педагог

декабрь

Педагог
октябрьноябрь

родителями,
педагогами по
результатам
диагностических
обследований
Просветительская Выступления на
работа
родительских
собраниях
«Психологические
особенности
юношеского
возраста».
Организационнометодическая
работа

Разработка
рекомендаций для
педагогов, родителей;
участие в работе
малых
педагогических
советов по адаптации
вновь прибывших
обучающихся

октябрьапрель

ноябрь

Педагогпсихолог
Классные
руководители

Педагогпсихолог

Готовность к профессиональному самоопределению
обучающихся 10-11-х классов
Диагностика
- помощь
декабрьПедагогобучающимся в
март
психолог,
процессе
классные
социализации и
руководители
профессиональном
самоопределении
Развивающая
работа

-проведение
тематических
классных часов из
цикла «Мир
профессий»
Консультирование - идивидуальное и
групповое
консультирование
родителей,
обучающихся по
проблеме выбора
профессии, беседы с
обучающимися по

январь

в течение
года

Педагогпсихолог,
классные
руководители
Педагогпсихолог

результатам
диагностических
обследований,
вопросам
самоорганизации и
саморегуляции и т.д.
Просветительская -подготовка
февраль- Педагогработа
методического
март
психолог
материала «Делай то,
для чего ты рожден»
-разработка
рекомендаций,
памяток, семинаров
по вопросам
психологической
поддержки
выпускников
Организационно- подготовка
в течение Педагогметодическая
заключений,
года
психолог
работа
корректировка
.
«Портфолио
сентябрьуспешной карьеры»
октябрь
Работа по подготовке учащихся к выпускным экзаменам
Диагностика
- изучение уровня
октябрь,
Педагогтревожности
апрель
психолог
обучающихся в
.
предэкзаменационный
период
Развивающая
-занятия по
в течение Педагогработа
программе «Путь к
года
психолог,
успеху»;
классные
-индивидуальная
руководители
работа с
обучающимися с
высоким уровнем
тревожности.
Консультирование Индивидуальное
в течение Педагогконсультирование
года
психолог
обучающихся,
педагогов, родителей
по проблеме
подготовки к
экзаменам

Просветительская выступления на
работа
родительских
собраниях «Помощь
ребёнку в период
подготовки и сдачи
выпускных
экзаменов» и др.
Организационно- -подготовка
методическая
заключений, участие в
работа
работе малых
педагогических
советов;
- подготовка
материала и
размещение его на
сайте лицея, а также
на учебном диске и в
Дневнике.ру для
педагогов,
обучающихся и их
родителей по
вопросам
психологической
подготовки к
экзаменам.

в течение
года

Педагогпсихолог,
классные
руководители

в течение
года

Педагогпсихолог

Работа с родителями
Диагностика

-изучение
особенностей детскородительских
отношений
-анализ семейного
воспитания
Просветительская выступления на
работа
родительских
собраниях по
возрастным
особенностям, по
вопросам
психологической
подготовки к
экзаменам; по
запросам родителей и
классных

в течение
года

Педагогпсихолог,
классные
руководители.

в течение
года

Педагогпсихолог,
классные
руководители

руководителей.
Консультирование индивидуальные
в течение Педагогконсультации и
года
психолог
беседы
Работа с педагогическим коллективом
Семинары для
-проведение
в течение Педагогпедагогов
тематических
года
психолог,
(подготовка и
семинаров по запросу
руководители
участие в
администрации и
кафедр
Лицейской
кафедр
системе
-участие в работе
повышения
лицейской системы
квалификации)
повышения
квалификации
- работа по проекту
«Безопасная школа:
школа
эмоционального
благополучия»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».