РП РУССКИЙ СОО

МОУ «Лицей №1»
ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
протокол №1_
___ августа 2021 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»
_______________/А.В.Гуденко
___ августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Основная общеобразовательная программа среднего общего
образования (ФГОС)
(10 - 11 КЛАСС)

СОСТАВИТЕЛИ: ЖОЛНЕРОВИЧ С.А., КАВЕРИНА Е.В.,ДАНИЛОВА Е.Ю.,
СИДОРУК О.Г.,УСОВА Н.М.,
учителя русского языка и литературы
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Каверина Е.В., руководитель кафедры русского языка и литературы

г. Петрозаводск

I Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для прохождения итоговой аттестации. Изучение русского языка
способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных
языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во
многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к
получению профессионального образования на русском языке. Как и на уровне основного
общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования
направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой,
речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении
русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной
компетенции через практическую речевую деятельность.
Целью изучения предмета «Русский язык» является освоение содержания предмета и
достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе
стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного
языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к
прочитанным текстам; – овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени,
достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия
языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и
речевой культуры.
Таким образом, содержание курса:
• обеспечивает систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых
нормах и совершенствование коммуникативных навыков.
• организовано в соответствии с принципами системно - деятельностного подхода, оно
направляет и организует деятельность учащихся, давая им возможность работать с
информацией, представленной в разном виде, и вырабатывать таким образом разнообразные
метапредметные умения
• создает мотивацию для изучения предмета
• способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в конечном итоге
формированию глубокой разносторонней личности учащихся.

II Планируемые результаты освоения учебного предмета Русский язык
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).

Результаты освоения рабочей программы базового курса Русский язык
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Метапредметные результаты:
1.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты
3.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
4.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
5.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности
6.

Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

7.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

8.
Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства
9.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Личностные результаты отражают:
1.
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
2.
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопоряок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
3.
Готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание
своего места в поликультурном мире
4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
6.
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
сотрудничать для их достижения
7.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности
8.

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

9.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности
10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений
11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1.Оценивать устные и письменные высказывания /тексты с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
2. Работать с различными источниками информации — схемами,таблицами, текстом учебника.
Отрабатывать умения использования терминологии по теме.
3. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
4.Выполнять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический,
пунктуационный,
лингвистический,
лексико-фразеологический,
речеведческий);
5.Производить лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
6.Выполнять практические задания из КИМов;
7.Производить разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера
текста;
8.Выполнять информационную переработку устного и письменного текста (составление
плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; определение
проблемы текста; аргументация своей точки зрения; переложение текста; продолжение
текста; составление тезисов; редактирование)
9.Создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
10.Создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социальнокультурной и деловой сферах общения, с учётом основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского
литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
11. Создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
12. Составлять орфографические и пунктуационные упражнения самими учащимися;
13. Работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе
представленных в электронном виде), конспектировать.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося.

На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или
группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,точно и
объективно презентуя
свой проект или возможные результаты исследования, с
целью
обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта
предусматривать пути минимизации этих рисков

и

проведения

исследования и

–
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Примеры тематики проектов:
1. Невербальные средства общения. Взаимодействие вербальных и невербальных средств
общения.
2. Особенности языка современных СМИ( на примере газеты, новостного сайта в Интернете
ит.д.)
3. Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.
4. Фразеологизмы как средство речевой характеристики героев (повести, романа и т.д)
5. Топонимы вокруг нас. Их значение, происхождение.
6. Особенности языка СМС сообщений.
7. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста ( на материале
публикаций)
8. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
9. Никнейм как разновидность современных антропонимов.
10. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в
произведениях художественной литературы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык» (70 часов)
Базовый уровень

Общие сведения о языке (4 ч.)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.
Русский язык как многофункциональная знаковая система и общественное явление.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
История развития русского языка. Формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа. Осознание национального
своеобразия русского языка.
Периоды в истории развития русского языка.

Место и назначение русского языка в современном мире. Взаимосвязь языка и истории, языка
и культуры русского
и других народов. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Информационная переработка текста.
Стилистические функции устаревших форм слова.
Русский язык как система средств разных уровней (4ч)
Язык как система. Основные уровни языка.
Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
Словари русского языка.
Единицы языка.
Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.
Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография (3 ч.)
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор
слова.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике.
Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические,
орфографические, пунктуационные нормы языка. Соблюдение норм речевого поведения в
различных сферах общества.
Фонетический разбор слов. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений
и навыков.
Лексика и фразеология (4 ч.)
Повторение изученного в 5-9 классах по теме «Лексика». Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Сферы употребления русской
лексики. Эстетическая функция языка: выявление в произведении языковых средств,
передающих эстетическое содержание.
Исконно русская и заимствованная лексика. Роль языка в художественном произведении
(жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, образная система). Анализ
языковых особенностей жанра.
Русская фразеология. Основные типы фразеологических оборотов.
Словари русского языка Лингвистические справочники, их использование.
Тестирование изученной темы.
Состав слова (морфемика) и словообразование (2 ч.)
Повторение: морфемика и словообразование. Морфемный разбор.
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
Выразительные словообразовательные средства. Анализ художественного текста.
Морфология и орфография (6 ч.)

Обобщение по теме «Части речи» (повторение изученного в 5-9 классах).
Принципы русской орфографии.
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и
наречий.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (с именами существительными, с именами
прилагательными, с именами числительными, с местоимениями, с глаголами, с причастиями, с
наречиями, в составе союзов и союзных слов).
Тестирование изученной темы.
Текст и виды его преобразования (4 ч.)
Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста. Типы речи. Речеведческий
анализ текста.
План. Тезисы. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат.
Аннотация. Рецензия.
Научный стиль речи (4ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические,
морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и
специальная лексика. Термин и терминология, лингвистическая характеристика, анализ и
классификация терминов.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. использование учащимися
средств научного стиля.
Контрольное тестирование.
Официально-деловой стиль речи (4 ч.)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер,
стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление,
деловое письмо, резюме, автобиография.
Форма делового документа.

Синтаксис и пунктуация (4 ч.)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды
его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы
оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль
пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с
прямой речью.
Публицистический стиль речи (6 ч.)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с
требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Тестирование изученной темы.

Разговорная речь (3 ч.)
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:
неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность
содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения.
Язык художественной литературы (4 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы):
образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование
языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального
языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры
художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические
функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические
фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной
литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных
средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Речевое общение. Культура речи. (4 ч.)
Речевое общение. Речевая ситуация.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях,
грамматиках, учебных пособиях, справочниках.
Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании
языковых норм.
Выдающие учёные-русисты.
Повторение и обобщение изученного (5 ч.)
Контрольное тестирование по теме «Повторение и обобщение изученного».

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета русский язык
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования
является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В
центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в
него свой индивидуальный вклад.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество,
поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире,
многообразие и уважение культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство,
закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение
Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие,

ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, открытость, представление о светской этике, вере,
духовности,
ценностях
религиозного мировоззрения,
формируемое
на
основе
межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая
грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социальнопсихологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный
здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая
ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества
окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и
жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира,
нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;
уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание;
самостоятельность, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве
и искусстве, эстетическое развитие личности, языки культуры, культурные формы общения,
культура выражения эмоций, культура родного края, мировая культура.
Межпредметные связи учебного предмета русский язык
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному
усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно–
воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения,
понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
Межпредметные связи выполняют в обучении русского языка ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно
формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу,
современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи
способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое
развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию
природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность,
гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют
усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии
системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной
активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают
преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем
направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими
предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями
комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими
учебников и программ смежных предметов.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм
организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

IV Тематическое планирование. Русский язык 10—11 классы (70 часов)

Тема, раздел

Количество Планируемые образовательные результаты учащихся по
часов
каждой теме

Воспитательный потенциал урока

Тема 1
Общие сведения о
языке

4 часа

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.использовать языковые средства адекватно цели
общения и речевой ситуации;
2.использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
3.извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1. иметь представление об историческом развитии русского
языка и истории русского языкознания;
2.оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов (в том числе художественной
литературы);
3.осуществлять речевой самоконтроль;
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели деятельности
и
составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности

-Воспитывается уважение к
историческому прошлому Родины,
русского языка.
-Привлекается внимание к проблеме
ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности
-Формируются навыки сотрудничества
со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности
-Вырабатывается нравственное
сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей

Тема 2.
Русский язык как
система
средств

4 часа

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.использовать языковые средства адекватно

-Воспитывается уважение к
национальным и общечеловеческим
гуманистическим и демократическим

цели

разных уровней

общения и речевой ситуации;
2.использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
3.извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
4.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
5. оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1. распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2. анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4. использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
5. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
Метапредметные
1. Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач правовых и
этических норм, норм информационной безопасности

ценностям
-Формируются основы саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
- Повышается мотивация к к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
- Развивается опыт сотрудничества со
сверстниками, навык публичного
выступления.

2. Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства
3. Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Тема 3
Фонетика и
графика.
Орфоэпия.
Орфография

3 часа

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.использовать языковые средства адекватно цели
общения и речевой ситуации;
3.использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
3.извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
4.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
5. оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1. распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2. анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их

-Воспитывается уважительное
отношение к общечеловеческим
ценностям,
- Вырабатывается личностное
отношение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину.
-Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров.
- Формируется нравственная личность
через проблемы, заявленные в текстах.
- Развивается навык сотрудничества,
умение критически мыслить.
- Повышается мотивация к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности

Тема 4
Лексика и
фразеология

4 часа

употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4. использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
5. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
6.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
Метапредметные
1. Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
2. Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства
3. Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
2.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
3.сознательно
использовать
изобразительновыразительные средства языка при создании текста в

Воспитывается
уважение
к
общечеловеческим ценностям.
- Формируется навык самостоятельно

определять цели деятельности и
составлять планы деятельности.
- Повышается внимание к соблюдению
норм русского литературного языка
при публичном выступлении.
--Вырабатывается
навык

соответствии с выбранным профилем обучения;
4. соблюдать культуру публичной речи;
5.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
6.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
7.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1. распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2. анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4. использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
5. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
6.использовать синонимические ресурсы русского языка для
более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи;
7.проводить самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирать и анализировать
полученную информацию;

самостоятельного решения проблемы,
уважительного отношения к чужому
мнению.
-Развивается опыт работы в группе при
создании проекта.

Тема 5
Состав слова
(морфемика) и
словообразование

2 часа

Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4. Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
2.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
3.анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
4.соблюдать культуру публичной речи;

-Воспитывается уважительное
отношение к общечеловеческим
ценностям
-Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров.
-Формируется толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире.
-Развивается готовность и способность
вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели, сотрудничать
для их достижения;
-Вырабатывается навык

5.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
6.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
7.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;

самостоятельного решения проблемы,
уважительного отношения к чужому
мнению
-Развивается опыт работы в группе при
создании проекта.

Тема 6
Морфология и
орфография

6 часов

2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского

-Формируются основы саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества. -Повышается мотивация к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
-Воспитывается нравственное сознание
и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
-Привлекается внимание к проблеме
эстетического отношения к миру.
-Развивается готовность и способность
к образованию, в том числе
самообразованию
.- Формируется навык сотрудничества
со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской деятельности

Тема 7
Текст и виды его
преобразования

2 часа

литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции

-Воспитывается уважение к
национальным и общечеловеческим
гуманистическим и демократическим
ценностям
-Формируются основы саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
- Повышается мотивация к к

соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
7.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
8.создавать устные и письменные тексты разных жанров в
соответствии
с
функционально-стилевой
принадлежностью текста;
9.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
10.анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
11.извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;

самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
- Развивается опыт сотрудничества со
сверстниками, навык публичного
выступления.

3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
6.владеть умениями информационно перерабатывать
прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в
виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
7.создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
8. дифференцировать главную и второстепенную
информацию, известную и неизвестную информацию в
прослушанном тексте.
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках

Тема 8
Научный
речи

4 часа
стиль

информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
7.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
8.создавать устные и письменные тексты разных жанров в
соответствии
с
функционально-стилевой
принадлежностью текста;
9.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);

-Воспитывается нравственное сознание
и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
-Привлекается внимание к проблеме
эстетического отношения к миру.
-Формируются основы саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
-Повышается мотивация к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
-Развивается готовность и способность
к образованию, в том числе
самообразованию
- Формируется навык сотрудничества
со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской деятельности

10.анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
11.извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3. соблюдать культуру научного и делового общения в
устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
6.владеть умениями информационно перерабатывать
прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в
виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
7. сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники

Тема 9
Официальноделовой
стиль
речи

4 часа

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и

-Воспитывается нравственное сознание
и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
-Привлекается внимание к проблеме
эстетического отношения к миру.
-Формируются основы саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
-Повышается мотивация к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
-Развивается готовность и способность

справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
7.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
8.создавать устные и письменные тексты разных жанров в
соответствии
с
функционально-стилевой
принадлежностью текста;
9.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
10.анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
11.преобразовывать текст в другие виды передачи
информации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные

к образованию, в том числе
самообразованию
- Формируется навык сотрудничества
со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской деятельности

умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
6.владеть умениями информационно перерабатывать
прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в
виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
7. сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных

процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Тема 10
Синтаксис и
пунктуация

4 часа

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
2.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
3.анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
4.соблюдать культуру публичной речи;
5.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
6.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
7.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их

-Воспитывается уважительное
отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных
отношений.
-Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров
- Формируется нравственная личность
через проблемы, заявленные в текстах
произведений
- Развивается навык сотрудничества,
умение критически мыслить.
-Привлекается внимание к проблеме
соблюдения норм русского
литературного языка при публичном
выступлении.

Тема 11
Публицистический
стиль речи

6 часов

употребления;
2.выражать согласие или несогласие с мнением
собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
3.проводить самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирать и анализировать
полученную информацию;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.Соблюдать культуру чтения,говорения,аудирования и
письма.
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;

-Воспитывается уважение к
национальным и общечеловеческим
гуманистическим и демократическим
ценностям
-Формируются основы саморазвития и
самовоспитания в соответствии с

2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
7.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
8.создавать устные и письменные тексты разных жанров в
соответствии
с
функционально-стилевой
принадлежностью текста;
9.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
10.анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
11.выбирать тему, определять цель и подбирать материал
для публичного выступления.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном

общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
- Повышается мотивация к к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
-Развивается готовность и способность
к образованию, в том числе
самообразованию
- Формируется навык сотрудничества
со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской деятельности

тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3. соблюдать культуру научного и делового общения в
устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
6.владеть умениями информационно перерабатывать
прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в
виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
7. сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к

Тема 12
Разговорная речь

3 часа

самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;

-Воспитывается уважительное
отношение к общечеловеческим
ценностям
-Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров.
-Формируется толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире.
-Развивается готовность и способность
вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели, сотрудничать
для их достижения;
-Вырабатывается навык
самостоятельного решения проблемы,
уважительного отношения к чужому
мнению
-Развивается опыт работы в группе при
создании проекта.
-Привлекается внимание к проблеме
соблюдения норм русского
литературного языка при публичном

7.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
8. создавать устные и письменные высказывания,
монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров.
9.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
10.анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
11.извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.соблюдать нормы речевого поведения в разговорной
речи, а также в учебно-научной и официально-деловой
сферах общения;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
6.владеть умениями информационно перерабатывать
прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в

выступлении.

Тема 13
Язык
художественной
литературы

3 часа

виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
7. сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при

-Воспитывается уважение к
историческому прошлому Родины,
русского языка.
-Привлекается внимание к проблеме
ответственного, гражданского

создании текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
7.правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
8.создавать устные и письменные тексты разных жанров в
соответствии
с
функционально-стилевой
принадлежностью текста;
9.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
10.анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
11.извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:

поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности
-Формируются навыки сотрудничества
со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности
-Формируется толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире.
-Развивается готовность и способность
вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели, сотрудничать
для их достижения;
-Вырабатывается навык
самостоятельного решения проблемы,
уважительного отношения к чужому
мнению
-Развивается опыт работы в группе при
создании проекта.
-Привлекается внимание к проблеме
соблюдения норм русского
литературного языка при публичном
выступлении.

1.распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
6.отличать язык художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
7. сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
8. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к

Тема 14
Речевое общение.
Культура речи.

4 часа

самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);

-Воспитывается уважение к
национальным и общечеловеческим
гуманистическим и демократическим
ценностям
-Формируются основы саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
- Повышается мотивация к к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
-Развивается готовность и способность
к образованию, в том числе
самообразованию
- Формируется навык сотрудничества
со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебноисследовательской деятельности
-Привлекается внимание к проблеме
соблюдения норм русского
литературного языка при публичном

6.анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
2.комментировать авторские высказывания на различные
темы (в том числе о богатстве и выразительности русского
языка);
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5.использовать основные нормативные словари и
справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических

выступлении.

Тема 15
Повторение
обобщение
изученного

и

5 часов
2020|21,
2021/22- 4
ч.

задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
5.использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
6.выбирать тему, определять цель и подбирать материал

-Воспитывается уважительное
отношение к общечеловеческим
ценностям
-Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров.
-Формируется толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире.
-Развивается готовность и способность
вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели, сотрудничать
для их достижения;
-Вырабатывается навык
самостоятельного решения проблемы,
уважительного отношения к чужому
мнению
-Развивается опыт работы в группе при
создании проекта.
-Привлекается внимание к проблеме
соблюдения норм русского
литературного языка при публичном
выступлении.

для публичного выступления;
7.соблюдать культуру публичной речи;
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
1.анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
2.комментировать авторские высказывания на различные
темы (в том числе о богатстве и выразительности русского
языка);
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
5. соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и
письма;
6.соблюдать культуру научного и делового общения в
устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
Метапредметные
1.Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.Владение навыками познавательной рефлексии как
осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».