РП БИОЛОГИЯ СОО БАЗА

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ»
Основной общеобразовательной программы среднего общего образования /ФГОС/
10-11 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
СОСТАВИТЕЛИ:
Степанова О.Н.
Учитель биологии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Горохова М.А., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

I Пояснительная записка
Курс Биология 10—11 классы. Базовый уровень является завершающим
курсом, для которого содержание курса школьной биологии основной школы
является базой для изучения биологических закономерностей, гипотез, теорий и
основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.
Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в
части «Биология» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного
воспитания и развития гражданина России.
Цели изучения биологии на ступени среднего общего образования.

Цели биологического образования в старшей школе формируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.
на уровне требования к результатам освоения содержания предметных
программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для
основной и старшей школы и определяются социальными требованиями. в том
числе изменением социальной ситуации развития- ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способа общения и социальных
взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд
особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с
точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и
интеллектуальная взрослость.
Помимо этого глобальные цели формируются с учетом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом,
поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
-социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или
общность-носителя ее норм, ценностей, ориентаций осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы;
-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
-ориентация в системе этических норм и ценностей относительно методов.
результатов и достижений современной биологической науки;
-развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных
интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому
процессу научного познания
-овладение учебно-познавательными и смысловыми компетенциями для
формирования познавательной и нравственной культуры, научного
мировоззрения, а так же методологией биологического эксперимента и
элементарными методами биологических исследований;
-формирование экологического сознания, ценностного отношения к
природе и человеку.
Развитие целеполагания для базового и профильного уровней состоит в
том, что на базовом уровне цели ориентированы на формирование у учащихся

общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и
умений в повседневной жизни, то на профильном уровне основная цель состоит
в подготовке старшеклассникуов к будущей профессиональной деятельности,
формировании у них элементарных умений и навыкуов, необходимых для
продолжения биологического образования в высших учебных заведениях
соответствующего профиля, а также объема биологических знаний,
достаточного для продолжения образования и самообразования
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
• формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения,
основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы,
осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

• формирование у школьников экологического мышления и навыков
здорового образа жизни на основе
самоорганизации жизнедеятельности;

умелого

владения

способами

• приобретение школьниками опыта разнообразной практической
деятельности, опыта
окружающего мира;

познания

и

самопознания

в

процессе

изучения

• воспитание гражданской ответственности и правового самосознания,
самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в
позитивную созидательную экологическую деятельность;

• создание

условий
для
возможности
осознанного
выбора
индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными
интересами ребенка и потребностями региона.
II Планируемые результаты освоения учебного предмета Биология

В результате изучения учебного предмета Биология на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:
биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов
и явлений, объяснять результаты экспериментов,
анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической
информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям,
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых
организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений
клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по
описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и
функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных
морфологическому критерию;

растений

и

животных

по

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или
нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и
размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов
изменчивости,
используя
закономерности изменчивости;
сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее

в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в
практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям,

используя

биологические

теории

(клеточную,

эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности
изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии;
описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и
половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза)
и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять
схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и
используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,

прогнозировать возможные последствия деятельности человека для
существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ.
Результаты освоения рабочей программы базового курса биология
Предметные результаты:
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную
грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет
заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки
проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные
использования методов и инструментария данной предметной области;

для

– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м
классах являются следующие умения:
1. Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении
биологии в жизни человека и общества.
2. Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их
осуществлении;
3. Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ,
выделять цепи питания в экосистемах;
4. Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота
веществ.
5. Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия
эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч.
Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о
путях эволюции А.Н. Северцова);
6.Приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их
биологический смысл;
7. Характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
8. Объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки
происхождения человека;
9. Характеризовать основные этапы происхождения человека.
10. Пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной
чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
11. Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации
борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и
приусадебного хозяйства;

12. Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного
хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа
жизни и благоприятной среды обитания человечества.
13. Объяснять специфику биологии как науки;
Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства
живого и объяснять их;
Характеризовать основные уровни организации живого;
Объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой
природы;
14. Характеризовать основные положения клеточной теории;
Перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль
в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения
клеток разных царств живых организмов;
15. Характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности
фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка;
характеризовать материальные основы наследственности и способы деления
клеток;
16. Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
17. Объяснять биологический смысл координации частей организма, их
приспособительное значение;
объяснять причины многообразия живых организмов;
объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
18. Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
находить противоречия между деятельностью человека и природой и
предлагать способы устранения этих противоречий;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым
организмам.
19. Применять биологические знания для организации и планирования
собственного здорового образа жизни и деятельности;
применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности
(профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от
нарушений окружающей среды).

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м
классах является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
2. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1. Самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные
задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
делать предварительный отбор источников информации для успешного
продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
2. Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных
источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно
выбранной образовательной траектории;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную
для себя форму фиксации и представления информации;
– представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством
самообразования.
3.Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания учебника.
4.Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на
уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
1. При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции
(точки зрения);
2.Понимать систему взглядов и интересов человека;
3. Толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и
интересов,находить компромиссы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.

Личностные результаты:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х
классах являются следующие:
1. Осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться
признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир,
возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои
взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;
3. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной
траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего
углублённого (профильного) образования;
– приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
– учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на
поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
– учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования;
4. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и
прежде всего продуктивные задания учебника, умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия
развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют
специальные исследовательские задачи и задания в конце глав.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1.Объяснять основные положения биологических теорий (клеточная теория;
хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о
центрах
многообразия
и
происхождения
культурных
растений;
В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного
наследования Т.Моргана гомологических рядов в наследственной
изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей
(изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил
(доминирования
Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и
происхождения жизни, происхождения человека);
2.Сравнивать строение биологических объектов: клетки (химический состав и
строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и

эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и
экосистем (структура);
3.Характеризовать сущность биологических процессов и явлений: обмен
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и
энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у
цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у
цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное
развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса,
полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и
стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование,
влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции,
формирование приспособленност к среде обитания, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
4.Определять современную биологическую терминологию и символику;
5.Объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира, научного
мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых
организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции
видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и
хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены
экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
6. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке;
строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического
обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции;
путей и направлений эволюции;
7. Решать задачи разной сложности по биологии;
8. Составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
9. Описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
готовить и описывать микропрепараты;
10. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у
отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем,
взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
11.Исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
12. Сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и
бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у
растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и
хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у

цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее
оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный
отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и
направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
13. Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные
антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных
исследований в биологической науке;
14.Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в
различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных
изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в
собственных исследованиях;
15.Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• грамотного оформления результатов биологических исследований;
• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и
других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
• определения собственной позиции по отношению к экологическим
проблемам, поведению в природной среде;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают
статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера,
необходимых для освоения социальной жизни учащегося.
На уровне среднего общего образования
старшеклассником или группой обучающихся.

проект

реализуется

самим

Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач

– использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями
об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов

III Содержание учебного предмета, курса:
В системе естественно-научного образования биология как учебный
предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира;

функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку;
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой
из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у
обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и
информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами
учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения
различных теоретических и практических задач.
В системе естественно-научного образования биология как учебный
предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира;
функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку;
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой
из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у
обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и
информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами
учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения
различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение
биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к
последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных
способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается
базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения
органического мира.
Базовый уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания,
используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии
в формировании современной научной картины мира, практическое значение
биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические
вещества (углеводы, липиды,
белки,
нуклеиновые
кислоты

АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.
Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот.
Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных
заболеваний.
Жизнедеятельность
клетки.
Пластический
обмен.
Фотосинтез,
хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и
реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген,
геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.
Соматические и половые клетки.

Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность
организма.
Регуляция
функций
организма,
гомеостаз.Размножение организмов (бесполое и половое). Способы
размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез).
Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека;
последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их
предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная
изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных

идей,

эволюционная

теория

Ч. Дарвина.

Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы.
Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция –
элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на
генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их
происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения
популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в
экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа
устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные
антропогенные изменения в биосфере. Проблемы
устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.

Лабораторные и практические работы
«Наблюдение и сравнение клеток растений и животных под микроскопом»
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других
млекопитающих как доказательство их родства»
«Составление простейших схем скрещивания»
«Решение генетических задач и составление родословных»
«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка
возможных последствий их влияния на организм»
«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии»
«Описание критериев вида»

«Изучение изменчивости у особей одного вида»
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
«Составление схем передачи веществ и энергии»
«Решение экологических задач»
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей
местности»
«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей
среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»
Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы»

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета биология
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего
общего
образования
является
социально-педагогическая
поддержка
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,
осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка,
готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный
вклад.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское
общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества, социальная
солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное
государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная

ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее
своей страны.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства
другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о
старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность,
открытость, представление о светской этике, вере, духовности, ценностях
религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального
диалога; духовно-нравственное развитие личности.
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность;
экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное,
психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая
культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность;
социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей
среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к
образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина
мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное
развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл
труда, творчество и созидание; самостоятельность, целеустремлённость и
настойчивость, бережливость, выбор профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение
личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности, языки
культуры, культурные формы общения, культура выражения эмоций, культура
родного края, мировая культура.

Межпредметные связи учебного предмета биология
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более
полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов,

совершенствованию учебно– воспитательного процесса и оптимальной его
организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в
природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
–

знания приобретают качества системности

умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению
знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в
основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в
современных условиях
–

усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов
учащихся
–

Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно
формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу,
современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку
межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии
современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и
методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность,
глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство
развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и
общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии
системного и творческого мышления учащихся, в формировании их
познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы.
Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и
расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем
направлениям воспитания школьников в обучении биологии. Учитель биологии,
опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к
воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и
формы организации обучения.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на
отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая

системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на
применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство
учебно-воспитательного процесса.

IV Тематическое планирование. Биология.Базовый уровень. 10—11 классы (70 часов)
Тема,
раздел

10
класс
Раздел 1
Биология
как наука.
Методы
научного
познания.

Коли Планируемые образовательные результаты
честв
учащихся по каждой теме
о
часов
35ч Предметные
3ч
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Понимать значение биологии как науки и
объяснять её роль в решении проблем
человечества
2.
Владеть
основными
биологическими
понятиями и терминами
3. Сопоставлять традиционные и новые методы
биологических исследований
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Аанализировать и использовать в решении
учебных
и
исследовательских
задачинформацию
о
современных
исследованиях в биологии, медицине и
экологии;
2.Аргументировать необходимость синтеза
естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
выдвигать гипотезы, планировать работу,
отбирать и преобразовывать необходимую
информацию,
проводить
эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы

Воспитывающий и развивающий потенциал
учебного предмета биология
1.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу,
своему
краю,
гражданское
общество,
поликультурный мир, свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, социальная
солидарность, мир во всём мире, многообразие и
уважение культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и
компетентности
Ценности:
правовое
государство,
демократическое
государство,
социальное
государство, закон и правопорядок, социальная
компетентность, социальная ответственность,
служение
Отечеству,
ответственность
за
настоящее и будущее своей страны.
3.
Воспитание
нравственных
чувств,
убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и
смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение родителей; уважение

на основе полученных результатов,
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
Личностные
1.Навыки сотрудничества со сверстниками,
взрослыми в образовательной,
учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности

Раздел
2.Клетка.
Тема1
.История

11ч
1ч

достоинства другого человека, равноправие,
ответственность, любовь и верность; забота о
старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, открытость,
представление о светской этике, вере, духовности,
ценностях
религиозного
мировоззрения,
формируемое на основе межконфессионального
диалога;
духовно-нравственное
развитие
личности.
4. Воспитание экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа
жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях;
экологическая
безопасность;
экологическая
грамотность;
физическое,
физиологическое,
репродуктивное,
психическое,
социальнопсихологическое,
духовное
здоровье;
экологическая
культура;
экологически
целесообразный здоровый и безопасный образ
жизни; ресурсосбережение; экологическая этика;
экологическая
ответственность;
социальное
партнёрство для улучшения экологического
качества окружающей среды; устойчивое развитие
общества в гармонии с природой);
Предметные
5. Воспитание трудолюбия, сознательного,
Выпускник на базовом уровне научится:
творческого отношения к образованию, труду и
1.Использовать основные методы научного жизни, подготовка к сознательному выбору
познания
в
учебных
биологических профессии

изучения
клетки.
Клеточная
теория.

исследованиях, проводить эксперименты по
изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов,
анализировать их, формулировать выводы;
2.Обосновывать единство живой и неживой
природы,
родство
живых
организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды
на основе биологических теорий;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1. Давать научное объяснение биологическим
фактам, процессам, явлениям,
закономерностям,
используя
биологические
эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности
изменчивости;
2.Характеризовать современные
направления в развитии биологии;
описывать их возможное использование в
практической деятельности;
Метапредметные
1.Умение самостоятельно оценивать и
принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей
Личностные
Мировоззрение,
соответствующее

Ценности: научное знание, стремление к
познанию и истине, научная картина мира,
нравственный смысл учения и самообразования,
интеллектуальное развитие личности; уважение к
труду и людям труда; нравственный смысл труда,
творчество и созидание; самостоятельность,
целеустремлённость
и
настойчивость,
бережливость, выбор профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к
прекрасному,
формирование
основ
эстетической
культуры
(эстетическое
воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир
человека,
теории
самовыражение
(клеточную,
личности в творчестве и
искусстве, эстетическое развитие личности, языки
культуры, культурные формы общения, культура
выражения эмоций, культура родного края,
мировая культура.

современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому
творчеству
,владение
достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и
общества;

Тема 2
Химически
й состав
клетки

4ч

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Приводить примеры веществ основных
групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых
кислот);
2. Понимать и описывать взаимосвязь
между естественными науками:
биологией, физикой, химией; устанавливать
взаимосвязь природных явлений;
3.Обосновывать единство живой и неживой
природы,
родство
живых
организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды
на основе биологических теорий;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
Отбирать и преобразовывать необходимую
информацию,
проводить
эксперименты,

интерпретировать результаты, делать выводы
на
основе
полученных
результатов,
представлять продукт своих исследований;
Метапредметные
1Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Личностные
1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2 Готовность и способность к образованию, в

том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности
Тема 3
Строение
эукариотич
еской
и
прокариоти
ческой
клетки

3ч

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Сравнивать биологические объекты между
собой по заданным критериям, делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
2.Распознавать клетки (прокариот и эукариот,
растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать
связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
Давать научное объяснение биологическим
фактам, процессам,
явлениям,закономерностям, используя
биологические теории (клеточную,
эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности
изменчивости;
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных

технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач
.2 Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства
3. Владение навыками познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Личностные
1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности
Тема 4
Реализация

1ч

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:

наследствен
ной
информаци
и в клетке

1.Оценивать достоверность биологической
информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую
информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
2. Представлять биологическую информацию
в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных
данных;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1. Давать научное объяснение биологическим
фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические
теории
2.Решать задачи на построение фрагмента
второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку
ДНК;
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать

Тема 5
Вирусы.

2ч

Раздел3
Организм

21ч

Тема1
Обмен
веществ

и

3ч

успешные стратегии в различных ситуациях;
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников
деятельности,
эффективно
разрешать конфликты;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
Личностные
1. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Сравнивать неклеточные формы жизни и
клетки
организмов
2.
Обосновывать
взаимосвязь
пластического
и
энергетического обменов;
3.Сравнивать процессы пластического и
энергетического обменов, происходящих
клетках живых организмов;

преобразова
ние энергии
в клетке

Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
Характеризовать современные направления в
развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников
деятельности,
эффективно
разрешать конфликты;
3.Владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
Личностные
1. Готовность и способность к образованию, в

том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности
Тема 3
Размножен
ие и
индивидуал
ьное
развитие
организмов

6ч

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Оценивать достоверность биологической
информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую
информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
2. Представлять биологическую информацию
в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных
данных;
3.Характеризовать основные фазы деления
клетки.
4.Сравнивать основные этапы
эмбрионального и постэмбрионального
развития организмов.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Применять
разнообразные
источники
биологической информации для проведения
наблюдений за природными объектами.

2.Составлять таблицы , простейшие схемы,
модели,
интеллект-карты, отражающие
биологические закономерности различных
явлений и процессов
3. Сравнивать способы деления клетки (митоз
и мейоз);
4.Решать задачи на определение количества
хромосом в соматических и половых клетках,
а также в клетках перед началом деления
(мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего

Тема 4
Закономер
ности
наследстве
нности и
изменчиво
сти

8ч

знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Объяснять причины наследственных
заболеваний;
2. Выявлять изменчивость у организмов;
объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости;
сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
3.Оценивать роль достижений генетики,
селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной
жизни;
4. Объяснять негативное влияние веществ
(алкоголя, никотина, наркотических веществ)
на зародышевое развитие человека;
5.Объяснять последствия влияния мутагенов;
6. Объяснять возможные причины

наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Решать генетические задачи на
моногибридное скрещивание, составлять
схемы моногибридного скрещивания,
применяя законы наследственности и
используя биологическую терминологию и
символику;
2.Устанавливать тип наследования и характер
проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы
наследственности;
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых

действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
Тема 5
Основы
селекции.
Биотехнол
огия.
Обобщение

3ч
1ч

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Оценивать достоверность биологической
информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую
информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
2. Представлять биологическую информацию
в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных
данных;
3. Оценивать роль достижений генетики,
селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной
жизни;

4. Обосновывать значение разных методов
селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
5.Оценивать практическое и этическое
значение современных исследований
биологии,
медицине,
экологии,
биотехнологии; обосновывать собственную
оценку;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Давать научное объяснение биологическим
фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические
теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности,
закономерности изменчивости;
2 Характеризовать современные направления
в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической
деятельности;
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических

11 класс
Раздел
4.Вид.
Тема 1.
История
эволюцион
ных идей.

34ч
4ч

норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Объяснять многообразие организмов,
применяя эволюционную теорию;
2.Сравнивать эволюционные взгляды Ламарка
и Дарвина.
3.Раскрывать основные движущие силы
эволюции.
Выпускник на базовом уровне получит

1.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу,
своему
краю,
гражданское
общество,
поликультурный мир, свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, социальная
солидарность, мир во всём мире, многообразие и

возможность научиться:
Давать научное объяснение биологическим
фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические
теории (клеточную, эволюционную), учение
о биосфере, законы наследственности,
закономерности изменчивости;
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в

уважение культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и
компетентности
Ценности:
правовое
государство,
демократическое
государство,
социальное
государство, закон и правопорядок, социальная
компетентность, социальная ответственность,
служение
Отечеству,
ответственность
за
настоящее и будущее своей страны.
3.
Воспитание
нравственных
чувств,
убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и
смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение родителей; уважение
достоинства другого человека, равноправие,
ответственность, любовь и верность; забота о
старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, открытость,
представление о светской этике, вере, духовности,
ценностях
религиозного
мировоззрения,
формируемое на основе межконфессионального
диалога;
духовно-нравственное
развитие
личности.
4. Воспитание экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа
жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях;
экологическая
безопасность;
экологическая

поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей

грамотность;
физическое,
физиологическое,
репродуктивное,
психическое,
социальнопсихологическое,
духовное
здоровье;
экологическая
культура;
экологически
целесообразный здоровый и безопасный образ
жизни; ресурсосбережение; экологическая этика;
экологическая
ответственность;
социальное
партнёрство для улучшения экологического
качества окружающей среды; устойчивое развитие
общества в гармонии с природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию, труду и
жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии
Ценности: научное знание, стремление к
познанию и истине, научная картина мира,
нравственный смысл учения и самообразования,
интеллектуальное развитие личности; уважение к
труду и людям труда; нравственный смысл труда,
творчество и созидание; самостоятельность,
целеустремлённость
и
настойчивость,
бережливость, выбор профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к
прекрасному,
формирование
основ
эстетической
культуры
(эстетическое
воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир
человека, самовыражение личности в творчестве и

искусстве, эстетическое развитие личности, языки
культуры, культурные формы общения, культура
выражения эмоций, культура родного края,
мировая культура.
Тема 2
Современн
ое
эволюцион
ное учение

9ч

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Оценивать достоверность биологической
информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую
информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
2. Распознавать популяцию и биологический
вид по основным признакам;
3. Описывать фенотип многоклеточных
растений и животных по морфологическому
критерию;
4.Характеризовать популяцию как единицу
эволюции
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,

Тема 3
Происхожд
ение жизни
на Земле

3ч

техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Характеризовать основные этапы развития
жизни
2.Сравнивать
основные
гипотезы
происхождения жизни.
Выпускник на базовом уровне получит

возможность научиться:
1.Аргументировать необходимость синтеза
естественно-научного и социогуманитарного
знания
в
эпоху
информационной
цивилизации;
2.Выдвигать гипотезы, планировать работу,
отбирать и преобразовывать необходимую
информацию,
проводить
эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы
на основе полученных результатов,
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных

5ч
Тема 4
Происхожд
ение
человека

задач и средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Характеризовать основные этапы эволюции
человека.
2.Выделять
основные
доказательства
происхождения человека.
3.Выявлять
в
тексте
биологического
содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
4. Представлять биологическую информацию
в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на
основании представленных данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму,
схему в текст биологического
содержания.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Давать научное объяснение биологическим

фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические
теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности,
закономерности изменчивости;
2. Характеризовать современные направления
в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической
деятельности;
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и составлять планы деятельности
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
3.Владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4.Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться
в
различных
источниках информации

Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3.Российскую гражданскую идентичность,
патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн)
4.Гражданскую позицию как активного и
ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности,
уважающего
закон
и
правопоряок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности
5.Готовность к служению Отечеству, его
защите; сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания;
осознание своего места в поликультурном
мире
Раздел 5
Экосистем
ы
Тема
1.Экологич
еские
факторы

3ч

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Выделять и характеризовать группы
основных экологических факторов.
2.выявлять морфологические,
физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию
экологических факторов;
3.Использовать основные методы научного
познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по
изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов,
анализировать их, формулировать выводы;

Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
Оценивать результаты взаимодействия
человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия

деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых
природных сообществ.
Метапредметные
1.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
2.Владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
3.Умение самостоятельно оценивать и
принимать решения,
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3. Бережное, ответственное и компетентное
отношение
к
физическому
и
психологическому
здоровью,
как
собственному, так и других людей

4.Сформированность
экологического
мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности
Тема2
Структура
экосистем

4ч

Выпускник на базовом уровне научится:
1.Характеризовать структуру экосистемы.
2.Объяснять причины устойчивости и смены
экосистем.
3.Составлять схемы переноса веществ и
энергии в экосистеме (цепи питания);
4.Приводить доказательства необходимости
сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Моделировать изменение экосистем под
влиянием

различных

групп

факторов

окружающей среды;
2.Выявлять в процессе исследовательской
деятельности

последствия

антропогенного

воздействия на экосистемы своего региона,

предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;

Тема3
Биосфераглобальная
экосистема

3ч

Метапредметные
.1.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
2.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Личностные
1.Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
2.Сформированность
экологического
мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности.
3.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Объяснять необходимость устойчивого
развития как условия сохранения биосферы;

2.Выделять
необходимость
устойчивого
развития как условия сохранения биосферы;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться
1.Моделировать изменение экосистем под
влиянием
различных
групп
факторов
окружающей среды;
2.Выявлять в процессе исследовательской
деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона,
предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
Метапредметные
1.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
2.Владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
3.Умение самостоятельно оценивать и
принимать решения,
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и

способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3.Сформированность
экологического
мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности
Тема 4
Биосфера и
человек

3ч

Выпускник на базовом уровне научится:
1.Оценивать практическое и этическое
значение современных исследований
в
биологии,
медицине,
экологии,
биотехнологии; обосновывать собственную
оценку;
2.Выявлять систему взглядов на живую
природу и место в ней человека, применяя
биологические теории, учения, законы,
закономерности,
понимать границы их применимости;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться
1.Моделировать изменение экосистем под
влиянием
различных
групп
факторов
окружающей среды;
2.Выявлять в процессе исследовательской

деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона,
предлагать способ
снижения антропогенного воздействия на
экосистемы;
Метапредметные
1.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
2.Владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
3.Умение самостоятельно оценивать и
принимать решения,
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3.Сформированность

экологического

мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».