РП ФИЗКУЛЬТУРА СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УТВЕРЖДАЮ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО

Директор МОУ «Лицей №1»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЛИЦЕЙ № 1»

_______________________ Гуденко А.В.

(МОУ «Лицей №1»)

___________2021 г.

______ 2021 г.
Принята на научно-методическом совете
протокол № от ________ года

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» /ФГОС/
10-11 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
АЛЕКСАНДРОВА А. С., учитель высшей квалификационной категории
ТОРОНЕН О. В., учитель первой квалификационной категории
РАУПОВ М.В., учитель первой квалификационной
категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
_____._____ 2021 г.
________________/___________
руководитель кафедры физической культуры
г. Петрозаводск

Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов
Физическая культура – обязательный учебный предмет в общеобразовательных
учреждениях. Он является основной формой физического воспитания школьников. В
сочетании с другими формами – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в
режиме учебного и продленного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки,
физические упражнения и игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня),
внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки,
спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни
здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады,
туристические слеты и походы) – достигается основная цель физкультурного образования
– формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и
потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение
знаниями,

умениями

и

навыками

физкультурно-спортивной

деятельности,

разностороннюю физическую подготовленность.
Система

физического

воспитания,

объединяющая

урочные

внеклассные

и

внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать
максимально благoприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но
и духовных способностей ребенка, его самоопределения. B этой связи в основе принципов
дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи
личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебновоспитательного процесса.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
от 4 декабря 2007 г. No 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и
образования в образовательных организациях включает в себя проведение обязательных
занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных
программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и
спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ.
Рабочая программа по физической культуре составлена учителями физической
культуры МОУ «Лицей № 1» республики Карелия г. Петрозаводска Александровой А. С.,
Рауповым М. В., Торонен О. В. для 10-11 классов на основе Примерной программы
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, А.А.
Зданевич (М.: Просвещение, 2012).

Для прохождения программы по физической культуре в учебном процессе можно
использовать учебники В. И. Ляха «Физическая культура. 10-11 классы».
В соответствии с программой В. И. Ляха, А. А. Зданевича, программный материал
делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в
соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент –
кроссовая подготовка (кроссовая подготовка заменяется на лыжную подготовку и
скандинавскую ходьбу). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по
предмету

«Физическая

культура».

Базовый

компонент

составляет

основу

общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической
культуры. Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным
играм.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию

личности

посредством

формирования

физической

культуры

личности

школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки
в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (Умения) осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов направлены на:
•содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать
физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для
укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
• формирование общественных и личностных представлений о престижности
высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
• расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными
действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
• дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости,
скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных
действий,

согласования,

способностей

к

произвольному

расслаблению

мышц,

вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
• формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной
тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности,
выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
• закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и
избранным видом спорта;

• формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания,
мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки,
самообладания;
• дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической
регуляции.
На уроках физической культуры в 10-11 классах решаются все основные задачи,
стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели
общего и среднего образования, — содействие всестороннему развитию личности на
основе овладения каждым учащимся личной физической культурой. Прежде всего на
уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физической
культуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, для отдыха и
досуга. В числе оздоровительных задач важное место принадлежит формированию у
молодых людей общественных и личных представлений о престижности высокого уровня
здоровья и разносторонней физической подготовленности, а также содействию их
гармоничному развитию.
В процессе усвоения материала программы углубляются знания старшеклассников о
закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, о значении занятий
физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения
функций материнства и отцовства; даются конкретные представления о самостоятельных
занятиях с целью улучшения физического развития и двигательной подготовленности с
учетом индивидуальных особенностей учащихся. В старшем школьном возрасте
продолжается

дальнейшее

обогащение

двигательного

опыта,

повышение

координационного базиса путем освоения новых, еще более сложных двигательных
действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях. В
тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием двигательных навыков
(техники и тактики) осуществляется работа по разностороннему развитию кондиционных
(силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости) и координационных
(быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей к
произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей, а также
сочетанию этих способностей. Углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по
закреплению у юношей и девушек потребности к регулярным занятиям физическими
упражнениями и избранным видом спорта, формированию у них адекватной самооценки.
При этом делается акцент на воспитание. таких нравственных и волевых качеств
личности,

как

самосознание,

мировоззрение,

коллективизм,

целеустремленность,

выдержка, самообладание, а также на развитие психических процессов и обучение
основам саморегуляции.
Общая характеристика курса
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре
является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с
учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых
актов Российской Федерации, в том числе:
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
• примерной программе основного общего образования;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. No 889.
Количество часов
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и
вариативной. Программный материал Комплексной программы В. И. Ляха в 10-11 классах
рассчитан на 105 часов в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая
культура» отводится 70 часов (35 учебных недель). На основании этого вариативная часть
увеличена на 12 часов.
Для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса нужно запланировать
контрольные упражнения. Они выполняются по ходу овладения двигательными навыками
для корректировки обучения в конце периода изучения какого-то раздела и для оценки
эффективности овладения навыком. В первой половине сентября и первой половине мая
рекомендуется провести тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь
объективные исходные оценки и увидеть прошедшие за учебный год сдвиги в развитии
конкретных

координационных

и

кондиционных

качеств.

Оценивание

учащихся

предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По
окончании

средней

школы

учащийся

должен

показать

уровень

физической

подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что
соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании средней
школы учащийся сдает дифференцированный зачет.

I. Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в
основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и
личностными

результатами.

Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая
культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных
дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного
процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Выпускник научится:
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–

использовать различные модельно-схематические средства для представления

существенных

связей

и

отношений,

а

также

противоречий,

выявленных

в

информационных источниках;
–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения

со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

команды в разных ролях (капитаном команды, генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
1.1 Результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
–

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных

жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,

бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):

–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи

народов;
–

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их

чувствам, религиозным убеждениям;
–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–

принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в

том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
–

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных

жизненных планов;
–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к

возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,

добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
–

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних

обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–

физическое,

эмоционально-психологическое,

социальное

благополучие

обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
По окончании среднего общего образования учащийся должен показать уровень
физической

подготовленности

«Демонстрировать»,

что

не

ниже

соответствует

результатов,

приведенных

обязательному

минимуму

в

разделе

содержания

образования.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• социокультурные основы;
• современное олимпийское и физкультурно-массовое движения, их социальную
направленность и формы организации;
• спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и
зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации;
• основные формы и виды физических упражнений;

• понятие телосложения и характеристику его основных типов, способы составления
комплексов упражнений из современных систем физического воспитания;
• основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта;
• основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных
прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание,
легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость,
быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных
занятий;
• основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца),
характеристику упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей
индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
• основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические
мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия
(гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и
индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом
• основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и
формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические

упражнения,

поддерживать

оптимальный

уровень

индивидуальной

работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм
занятий физической культурой.
1.2 Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.
В спортивных играх. Углубленное изучение одной из спортивных игр,
закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений,
остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных
действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите.
Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается
процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей,
психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Продолжается
овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и
командными тактическими действиями.
В

гимнастических

и

акробатических

упражнениях.

Совершенствование

строевых, общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов; освоение и
совершенствование висов и упоров, совершенствование акробатических упражнений и
комбинаций, развитие силовых способностей и силовой выносливости, е скоростносиловых способностей, гибкости.
В легкой атлетике. В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию
техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний.
Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростносиловых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм,
способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования
основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений,
сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и
координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают
черты тренировки.
В лыжной подготовке. Общая схема проведения занятий остается такой же, что и
в предыдущих классах. Обучение элементам лыжной подготовки должно строиться с
учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого
постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной
интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в
средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования.

Способы

физкультурно-оздоровительной

деятельности:

самостоятельно

выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы,
гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения
упражнений.
Способы

спортивной

деятельности:

участвовать

в

соревновании

по

легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега,
метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать
нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену;
помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную
физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладание.
1.3 Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся,
способных

самостоятельно

и

активно

действовать,

принимать

решения,

гибко

адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной
жизни, в том числе и сфере физической культуры.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
образования определяют новые цели и задачи в образовании. Вместо простой передачи
знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью
обучения становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую
информацию, контролировать и оценивать свои достижения, то есть – формирование
умения учиться.
ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области
использования

информационно-коммуникационных

технологий,

учебно-

исследовательской и проектной деятельности. Большие возможности в этом плане
открывает метод проектов (проектная технология) – один из методов личностноориентированного

обучения,

способ

организации

самостоятельной

деятельности

обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.
Результаты исследований последних лет говорят об ухудшении состояния здоровья
и физической подготовленности учащихся. Чтобы повысить эффективность учебного
процесса, наряду с традиционными моделями, необходимы новые организационные,
методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение
на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразно его
личным интересам. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения,
самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом
случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа
дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только
физически, но и интеллектуально.
Проектная деятельность решает следующие задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, выработка нравственных
убеждений, привычек, других сторон личности, характеризующих нравственно-волевые
качества человека для достижения эталонов физического развития.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, умения
вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной
деятельности;
3. Формирование способности к организации проектной деятельности.
- знакомство учащихся с методами исследования;
- умение ставить цель и формулировать конкретные задачи для ее достижения;
- выработка умения выбирать конкретные методы в собственном исследования;
- формирование умения самостоятельно планировать, подбирать необходимые
упражнения, проводить исследования;
- умение делать выводы и ставить новые задачи;
4. Формирование умения работать с полученной информацией
- сбор информации;
- обработка данных;
- систематизация и использование;
5. Формирование умения использовать ИКТ-технологии
- оформление проекта;
- презентации к проекту;
- использование диаграмм, таблиц, схем.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно
значимый продукт:
1. изделие: комплекс упражнений в рисунках, макет тренажера, открытка, газета,
фотоальбом, коллаж, оформление стендов, выставок, игрушка, костюм, эмблема и символ
команды или турнира
2. информация: доклад, сообщение, реферат, мультимедийная презентация, видеоролик

3. комплексная работа: турнир, проведение праздника, спортивного флешмоба, игровые
программы с привлечением родителей, организаторская и командная деятельность,
конференция
Темы проектов по физической культуре могут быть следующих направлений:
1. Спорт
- виды спорта (история возникновения, основные этапы становления, спорт олимпийский
и неолимпийский, разновидности в рамках одного вида спорта и т.д.)
- знаменитые спортсмены (мира, страны, области, города, спортивные династии,
первооткрыватели, чемпионы и т.д.)
- мой спорт (каким видом спорта увлекается или занимается ученик, личные достижения)
2. Развитие физических качеств (гибкость, координация, скорость, выносливость)
- понятие о физических качествах
- сенситивные возраста развития
- методы развития физических качеств (на уроке, дома, во внеурочной деятельности)
3. ГТО
- история создания комплекса;
- ГТО в СССР и России;
- методы подготовки к успешной сдаче норм ГТО в различных возрастных ступенях;
4. Здоровый образ жизни
- три составляющих здоровья;
- режим дня дошкольника, школьника, студента, рабочего, пенсионера;
- правильное питание;
- совместная работа семьи и школы;
- спортивные праздники.
5. Современные системы физического воспитания.
6. Адаптивная физическая культура.
II. Содержание учебного предмета
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и
вариативной. Программный материал Комплексной программы В. И. Ляха рассчитан на
105 часов в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая культура» отводится
70 часов (35 учебных недель). На основании этого вариативная часть увеличена на 12
часов.

В соответствии В. И. Ляха программный материал делится на две части – базовую
и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным
компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка заменяется
на лыжную подготовку или скандинавскую ходьбу, опорный прыжок на полосу
препятствий с элементами гимнастики).
Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм
на основе баскетбола. Для повышения двигательной активности широко применяется
игровой и соревновательный методы.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых
видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами:
«Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры»,
«Лыжная подготовка».
2.1 Краткая характеристика содержания предмета:
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие
физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной
деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие
творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового
образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового
поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации,
планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий
физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительнокорригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления
комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы
регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения
самостоятельных занятий. Основные технико-тактические действия и приемы в игровых
видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки. Совершенствование
основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика,
плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость,
быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных
занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам
спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание).

Особенности

самостоятельной

подготовки

к

участию

в

спортивно-массовых

соревнованиях.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в
профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных
функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы
организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика
упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной
учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы
Профилактические
восстановительные

техники

безопасности

мероприятия
мероприятия

и

(гигиенические
(гидропроцедуры,

профилактики
процедуры,
массаж)

при

травматизма.
закаливание)
организации

и
и

проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой
и спортом. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их
возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе
здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической
культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание,
обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка
данных процедур указана в программах 1—9 классов. Изменение дозировки следует
проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции,
освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и
психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля,
освоенных ранее.
Физическое совершенствование
Гимнастика с элементами акробатики. Повороты кругом в движении.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в
движении. Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой,
большими мячами (девушки); с набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг),
гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами (юноши). Совершенствование
акробатических упражнений, висов и упоров. Совершенствование физических качеств.
Легкая атлетика. Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на
результат на 100 м. Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе 15-30 мин.

Бег на 2000-3000 м. Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега. Прыжки в высоту с 9-11
шагов разбега. Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность. Бросок
набивного мяча (2-3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с
одного-четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние
Лыжная подготовка. Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности
физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила
соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при
травмах и обморожениях.
10 класс: Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и
препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши).
11 класс: Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.
Элементы

тактики

лыжных

гонок:

распределение

сил,

лидирование,

обгон,

финиширование и др. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши).
Спортивные игры.
Баскетбол: комбинации из освоенных элементов техники передвижений; варианты ловли
и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных
построениях), варианты ведения и бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением
защитника; действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват,
накрывание); индивидуальные, групповые и командные тактические действия в
нападении и защите; игра по упрощенным правилам баскетбола; игра по правилам.
Волейбол: комбинации из освоенных элементов техники передвижений; варианты
техники приема и передач мяча; варианты подач мяча; варианты нападающего удара через
сетку; варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка;
индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите;
игра по упрощенным правилам волейбола; игра по правилам.
2.2 Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета физическая
культура
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее

своей

страны,

укоренённого

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится

личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой
индивидуальный вклад.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека,
равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода
совести и вероисповедания; толерантность, открытость, представление о светской этике,
вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе
межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая
грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социальнопсихологическое,

духовное

здоровье;

экологическая

культура;

экологически

целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая
этика;

экологическая

ответственность;

социальное

партнёрство

для

улучшения

экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с
природой).
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию,
труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира,
нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;
уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание;
самостоятельность,

целеустремлённость

и

настойчивость,

бережливость,

выбор

профессии.
2.3 Межпредметные связи учебного предмета «Физическая культура»
Одним из важных методических требований является реализация на уроке
физической

культуры

межгтредметных

связей:

в

старших

классах

необходимо

устанавливать и углублять связи с анатомией и физиологией, физикой, математикой и
другими предметами.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по
физической культуре (10-11 классы)

10-11 класс
№п/п

Разделы программы

Полугодие
1

I

Знания о физической культуре

1

История физической культуры

2

Физическая

культура

2

В процессе уроков

(основные В процессе уроков

понятия)
3

Физическая культура человека

II

Способы

В процессе уроков

двигательной В процессе уроков и самостоятельных занятий

(физкультурной) деятельности
III

Физическое совершенствование

1

Физкультурно-оздоровительная

В режиме учебного дня и

деятельность

учебной недели

Спортивно-оздоровительная

В режиме учебного дня и

2

деятельность с общеразвивающей учебной недели
направленностью
2.1

Гимнастика с основами акробатики

9

2

2.2

Легкая атлетика

7

10

2.3

Подвижные игры

2.3

Баскетбол

2.4

Волейбол

2.5

Лыжная подготовка

13
10
3

Количество уроков в неделю

17
2

Количество учебных недель

16

19

Всего:

32ч

38ч

Итого:

70ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».