РП КАТ СОО

МО
У
«Ли
цей
№1»
ПР
ИН
ЯТА
на
науч
номето
диче
ском
сове
те
прот
окол
№1_
___
авгу
ста
2021
года

УТ
ВЕР
ЖД
АЮ
Дир
екто
р
МО
У
«Ли
цея
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
№1»
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО
___ ОКРУГА
___
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»___
___
___/
А.В.
Гуде
нко
___
авгу
ста
202
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
“КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

Основная общеобразовательная программа среднего общего
образования
(10-11 класс)

(Школьный компонент – 70 часов)

СОСТАВИТЕЛИ:ДАНИЛОВА Е.Ю., КАВЕРИНА Е.В., ЖОЛНЕРОВИЧ С.А,

СИДОРУК О.Г., УСОВА Н.М.
учителя высшей и первой квалификационной категории

ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Каверина Е.В., руководитель кафедры русского языка и литературы

г. Петрозаводск

I Пояснительная записка
элективный курс "Комплексный анализ текста"
Элективный курс "Комплексный анализ текста"входит в предметную область
«Русский язык и литература», является дополнительным для прохождения
итоговой аттестации. Считаем, что выбор обучающимися данного курса во
многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их
готовность к получению профессионального образования на русском языке.
Освоение курса направлено на совершенствование коммуникативной
компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее
компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Целью изучения элективного курса "Комплексный анализ текста" является
достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО, и комплексная подготовка к
итоговой аттестации.
Главными задачами реализации программы являются:
– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся
понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и
нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в
речевой практике;
– овладение умением в развернутых аргументированных письменных
высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое
отношение к прочитанным текстам; – овладение умениями комплексного
анализа предложенного текста;
– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции
соответствия языковым нормам, совершенствования собственных
коммуникативных способностей и речевой культуры.

Таким образом, содержание курса:
• обеспечивает систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и
языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков.
• организовано в соответствии с принципами системно - деятельностного
подхода, оно направляет и организует деятельность учащихся, давая им
возможность работать с информацией, представленной в разном виде, и
вырабатывать таким образом разнообразные метапредметные умения
• создает мотивацию для изучения предмета
• способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в
конечном итоге формированию глубокой разносторонней личности учащихся.

II Планируемые результаты освоения элективного курса "Комплексный
анализ текста"
В результате изучения элективного курса "Комплексный анализ текста"на
уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
–

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой

ситуации;
–

использовать знания о формах русского языка (литературный язык,

просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности и др.) при
создании текстов;
–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для создания

письменного высказывания;
–

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных

элементах;
–

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;

–

правильно использовать лексические и грамматические средства связи

предложений при построении текста;
–

создавать

письменные

тексты

разных

жанров

в

соответствии

с

функционально-стилевой принадлежностью текста;
–

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка

при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
–

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,

просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
–

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,

основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
–

извлекать

необходимую

информацию

из

различных

источников

и

переводить ее в текстовый формат;
–

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,

грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
–

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым

нормам;
–

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки

письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть

взаимосвязь между ними;
–

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,

использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;

–

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе

о богатстве и выразительности русского языка);
–

отличать язык художественной литературы от других разновидностей

современного русского языка;
–

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного

выражения мысли и усиления выразительности речи;
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии

с правилами ведения диалогической речи;
–

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и

неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–

проводить

самостоятельный

поиск

текстовой

и

нетекстовой

информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
–

сохранять

стилевое

единство

при

создании

текста

заданного

функционального стиля;
–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной

форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–

осуществлять речевой самоконтроль;

–

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на

основе знаний о нормах русского литературного языка;
–

использовать

основные

нормативные

словари

и

справочники

для

расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе

текстов (в том числе художественной литературы).

Результаты освоения рабочей программы элективного курса "Комплексный
анализ текста"
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений
возможностях русского языка;

об

изобразительно-выразительных

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных письменных
высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

Метапредметные результаты:
1.

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях

2.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе

совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
3.

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания
4.

Готовность и способность к самостоятельной информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
5.

Умение использовать средства информационных и коммуникационных

технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности
6.

Умение определять назначение и функции различных социальных

институтов
7.

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
8.

Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно

излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
9.

Владение навыками познавательной рефлексии как осознание

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения
Личностные результаты отражают:

1.

Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему

народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн)
2.

Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского

общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопоряок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
3.

Готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность

мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире
4.

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности
5.

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения
6.

Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
7.

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей
8.

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному

образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
9.

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений
10. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков
11. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь
12.

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем
13. Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1.Оценивать письменные высказывания /тексты с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
2. Работать с различными источниками информации — схемами, таблицами,
текстом. Отрабатывать умения использования терминологии по теме.

3. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
4.Выполнять разные виды разбора (лексический, словообразовательный,
морфологический,

синтаксический,

пунктуационный,

лингвистический,

лексико-фразеологический, речеведческий);
5.Производить лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
6.Выполнять практические задания из КИМов;
7.Производить разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста;
8.Выполнять информационную переработку письменного текста (составление
плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием
цитат; определение проблемы текста; аргументация своей точки зрения;
переложение текста; продолжение текста; составление тезисов;
редактирование)
9. Создавать письменные тексты художественного и публицистического стилей
с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского
литературного языка;
10. Работать с различными информационными источниками: учебно-научными
текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том
числе представленных в электронном виде), конспектировать.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся

На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают
статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера,
необходимых для освоения социальной жизни учащегося.
На

уровне

среднего

общего

образования

проект

реализуется

самим

старшеклассником или группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями
об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей
–

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),

необходимые для достижения поставленной цели
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя
исследования,

с целью

свой проект или возможные результаты

обеспечения

продуктивного

взаимовыгодного сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
Примеры тематики проектов:
Интерпретация лексической единицы «вдохновение» в русском и английском
языках.

Использование английского языка в Интернет-общении русскоговорящих и
пути его адаптации.
История славянских заимствований в английском языке.
Лингвостилистический анализ текстов современных русских и английских
песен.
Новейшие англицизмы в современном русском языке.
Орфоэпические нормы в истории русского языка.
Особенности перевода рассказов А.П. Чехова на английский язык.
Осторожно! Говорящая одежда. (Анализ надписей на футболках).
Отражение культуры русского народа в пословицах и поговорках.
Отражение традиций на уровне фразеологии в русском языке.
Проблема синонимов при переводе.
Различия в изображении женщин в русских и английских пословицах
Русские названия на карте мира
Сентиментализм как направление в английской и русской литературе.
Сравнительно-сопоставительная

характеристика

английских

и

русских

фамилий.
Структура русских народных сказок и особенности их перевода на английский
язык.
Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
Топонимика. Происхождение географических названий в Карелии.
Хип-хоп культура и ее влияние на молодежный сленг.
Аббревиатура как лингвистическая особенность on-line общения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
элективного курса "Комплексный анализ текста"
(70 часов)
Введение. (3 ч.)
Типология заданий ЕГЭ.
Речь. Языковые нормы.
Орфоэпия. Орфография (6 ч.)
Орфоэпические,

акцентологические,

лексико-фразеологические,

грамматические, орфографические, пунктуационные нормы языка. Соблюдение
норм речевого поведения в различных сферах общества.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в
русском языке. Литературный язык и его нормы, их применение в речевой
практике.
Знакомство с орфоэпическим словником.
Лексика и фразеология (7 ч.)
Повторение изученного по теме «Лексика»: синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы и др. Сферы употребления русской лексики.
Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое
содержание,

сюжет,

композиция,

образная

система).

Анализ

языковых

особенностей жанра.
Русская фразеология. Основные типы фразеологических оборотов.
Словари русского языка Лингвистические справочники, их использование.

Тестирование изученной темы.
Речь. Выразительность русской речи (2 ч.)
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественного текста.
Речь. Нормы орфографии (7 ч.)
Принципы русской орфографии.
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных,
прилагательных

и

наречий,

в

суффиксах

причастий

и

отглагольных

прилагательных.
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (с именами существительными,
с именами прилагательными, с именами числительными, с местоимениями, с
глаголами, с причастиями, с наречиями, в составе союзов и союзных слов).
Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Тестирование изученной темы.
Нормы пунктуации (5 ч.)
Обобщающее

повторение

синтаксиса.

Грамматическая

основа

простого

предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с
прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение предложений разных типов.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.
Роль пунктуации в письменном общении. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.

Речь. Текст. (5 ч.)
Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста. Типы речи.
Речеведческий анализ текста.
Смысловая и композиционная целостность текста.
Основные признаки письменных стилей речи.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и
современной

литературы,

развитие

на

этой

основе

восприимчивости

художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического
содержания произведения.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Развитие речи. Сочинение. (30 ч.)
Информационная

обработка

текста.

Употребление

зависимости от речевой ситуации.
Ключевые слова. План.
Повторение и обобщение изученного (5 ч.)
Контрольное тестирование по материалам КИМов.

языковых

средств

в

IV Тематическое планирование элективного курса "Комплексный анализ текста" (70 часов)

Тема, раздел

Количество
часов

Планируемые образовательные результаты
учащихся по каждой теме

Воспитательный потенциал
урока

Тема 1
Введение.

3 часа

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.использовать языковые средства адекватно
цели общения и речевой ситуации;
2.использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
3.извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1. иметь представление об историческом
развитии русского языка и истории русского
языкознания;
2.оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы);
3.осуществлять речевой самоконтроль;
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения

-Воспитывается уважительное
отношение к общечеловеческим
ценностям
-Воспитывается внимательное
отношение к проблеме
осмысления ценностных
ориентиров.
- Формируется опыт
сотрудничества со сверстниками,
взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской
деятельности

поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
Личностные
1.Навыки сотрудничества со сверстниками,
взрослыми в образовательной,
учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности
2.Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей

Тема 2
Речь.

6 часов
Языковые

нормы. Орфоэпия.

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.использовать языковые средства адекватно
цели общения и речевой ситуации;

3.использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
3.извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
4.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского
литературного языка;
5. оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1. распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
2. анализировать при оценке собственной и
чужой речи языковые средства, использованные
в тексте, с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;

-Воспитывается уважение к
национальным и
общечеловеческим
гуманистическим и
демократическим ценностям
Формируется
опыт
сотрудничества со сверстниками,
публичного выступления.
- Формируется нравственная
личность
-Формируется
навык
сотрудничества со сверстниками,
взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской
деятельности, умение критически
мыслить

3.осуществлять речевой самоконтроль;
4. использовать основные нормативные словари
и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых
средств;
5. оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
6.совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного
языка;
Метапредметные
1.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности
2. Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства
3.
Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и

Тема 3
Лексика и
фразеология

7 часов

средств их достижения. Личностные
1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.подбирать и использовать языковые средства
в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
2.правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
3.сознательно использовать изобразительновыразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
4. соблюдать культуру публичной речи;
5.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,

-Формируется навык

самостоятельного решения
проблемы, уважительного
отношения к чужому мнению
-Воспитывается уважение к
своему народу, чувство гордости
за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее
многонационального народа
России

стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
6.оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
7.использовать основные нормативные словари
и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1. распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
2. анализировать при оценке собственной и
чужой речи языковые средства, использованные
в тексте, с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4. использовать основные нормативные словари
и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых
средств;
5. оценивать эстетическую сторону речевого

высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
6.использовать синонимические ресурсы
русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
7.проводить самостоятельный поиск текстовой
и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников
деятельности,
эффективно
разрешать конфликты;
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению

Тема 4
Речь.
Выразительность
русской речи

2 часа

различных методов познания;
4. Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства
Личностные
1. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
2.использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным извлечением информации);
3.анализировать текст с точки зрения наличия в
нем
явной
и скрытой,
основной и
второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
4.соблюдать культуру публичной речи;

Воспитывается уважительное
отношение к общечеловеческим
ценностям.
-Воспитывается внимательное
отношение к проблеме
осмысления ценностных
ориентиров.
- Формируется нравственная
личность
-Формируется навык
сотрудничества со сверстниками,

взрослыми в образовательной,

5.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
6.оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
7.использовать основные нормативные словари
и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
2.анализировать при оценке собственной и
чужой
речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного
языка;
5.использовать основные нормативные словари
и справочники для расширения словарного

учебно-исследовательской
деятельности, умение вести
диалог, соблюдать культуру
публичных выступлений

запаса и спектра используемых языковых
средств;
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;

Тема 5
Речь.

7 часов
Нормы

орфографии

2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
2.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари
и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
2.анализировать при оценке собственной и
чужой
речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;

-Воспитывается уважительное
отношение к общечеловеческим
ценностям.
-Воспитывается эстетическое
отношение к миру
- Формируется нравственная
личность
- Формируется умение
сотрудничать со сверстниками,
взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской
деятельности, умение критически
мыслить

3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного
языка;
5.использовать основные нормативные словари
и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых
средств;
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания

4.Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников

Тема 6
Нормы пунктуации

5 часов

Личностные
1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3. Эстетическое отношение к миру.
4. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
2.использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое,

-Формируются
основы
саморазвития
и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
готовность и способность к
самостоятельной, творческой и

ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным извлечением информации);
3.анализировать текст с точки зрения наличия в
нем
явной
и скрытой,
основной и
второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
4.соблюдать культуру публичной речи;
5.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
6.оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
7.использовать основные нормативные словари
и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.анализировать при оценке собственной и
чужой
речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;

ответственной деятельности
-Формируется
нравственное
сознание и поведение на основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей
-Воспитывается
эстетическое
отношение к миру.
- Формируется готовность и
способность к образованию, в том
числе
самообразованию,
на
протяжении всей жизни

2.выражать согласие или несогласие с мнением
собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
3.проводить самостоятельный поиск текстовой
и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
4.совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного
языка;
5.Соблюдать
культуру
чтения,говорения,аудирования и письма.
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых

Тема 7
Речь. Текст.

5 часов

действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном
мире,
готовность
и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
2.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари
и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.

-Формируется
умение
вести
диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели
-Формируется
нравственное
сознание и поведение на основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей
-Воспитывается
уважительное
отношение к чужому мнению

5.выстраивать композицию текста, используя
знания о его структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства
в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
7.правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
8.создавать устные и письменные тексты
разных
жанров
в
соответствии
с
функционально-стилевой
принадлежностью
текста;
9.использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным извлечением информации);
10.анализировать текст с точки зрения наличия
в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
11.извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в

предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
2.анализировать при оценке собственной и
чужой
речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного
языка;
5.использовать основные нормативные словари
и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых
средств;
6.владеть
умениями
информационно
перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов;
7.создавать
отзывы
и
рецензии
на
предложенный текст;
8.
дифференцировать
главную
и
второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном
тексте.
Метапредметные

1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания
4.Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников
Личностные
1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами

Тема 8
Развитие речи.
Сочинение.

30 часов

гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3. Эстетическое отношение к миру.
4. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского
языка (литературный язык, просторечие,
народные
говоры,
профессиональные
разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари
и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.

Формируется
нравственное
сознание и поведение на основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей
-Воспитывается
эстетическое
отношение к миру.
-Формируется готовность и
способность к образованию, в том
числе самообразованию

5.выстраивать композицию текста, используя
знания о его структурных элементах;
6.подбирать и использовать языковые средства
в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
7.правильно использовать лексические и
грамматические средства связи предложений
при построении текста;
8.создавать устные и письменные тексты
разных
жанров
в
соответствии
с
функционально-стилевой
принадлежностью
текста;
9.использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным извлечением информации);
10.анализировать текст с точки зрения наличия
в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
11.извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.распознавать уровни и единицы языка в

предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
2.анализировать при оценке собственной и
чужой
речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного
языка;
5.использовать основные нормативные словари
и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых
средств;
6.отличать язык художественной литературы от
других разновидностей современного русского
языка;
7. сохранять стилевое единство при создании
текста заданного функционального стиля;
8. оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,

коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания
4.Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников
5.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения
Личностные

Тема 9
Повторение
обобщение
изученного

и

5 часов
2020/21,
2021/22 4 ч.

1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3. Эстетическое отношение к миру.
4. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. использовать знания о формах русского
языка (литературный язык, просторечие,
народные
говоры,
профессиональные
разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
2.соблюдать в речевой практике основные
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
3.оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
4.использовать основные нормативные словари

-Формируется
нравственное
сознание и поведение на основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей
-Воспитывается
эстетическое
отношение к миру.
- Формируется готовность и
способность к образованию, в том
числе
самообразованию
на
протяжении всей жизни

и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
5.использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным извлечением информации);
6.выбирать тему, определять цель и подбирать
материал для публичного выступления;
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.анализировать при оценке собственной и
чужой
речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления;
2.комментировать авторские высказывания на
различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
3.осуществлять речевой самоконтроль;
4.совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного
языка;
5. соблюдать культуру чтения, говорения,
аудирования и письма;

6.соблюдать культуру научного и делового
общения в устной и письменной форме, в том
числе
при
обсуждении
дискуссионных
проблем;
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания
4.Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать и интерпретировать информацию,

получаемую из различных источников
5.Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения
Личностные
1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2. Нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
3. Эстетическое отношение к миру.
4. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».