РП ЭК РАССКАЗ КАК МАЛЫЙ ЖАНР

МО
У
«Ли
цей
№1»
ПР
ИН
ЯТА
на
науч
номето
диче
ском
сове
те
прот
окол
№1_
___
авгу
ста
2021
года

УТ
ВЕР
ЖД
АЮ
Дир
екто
р
МО
У
«Ли
цея
№1»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
___
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО
___ ОКРУГА
___
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»___
___/
А.В.
Гуде
нко
___
авгу
ста
202
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
“РАССКАЗ КАК МАЛЫЙ ЖАНР»

Основная общеобразовательная программа среднего общего
образования
(10 класс)

(Школьный компонент – 35 часов)

СОСТАВИТЕЛЬ: СИДОРУК О.Г.,
учитель высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/Каверина Е.В., руководитель кафедры русского языка и литературы

г. Петрозаводск

1

I Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы»
составлена на основе авторской программы Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух «Малые жанры новейшей
русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10 – 11 классы». М.: Мнемозина,
2009.
Русская педагогика считает формирование критического мышления одним из основных
достижений школьного обучения (П. Ф. Коштерев, 1849—1922; П.П. Блонский, 1884—
1941 и др.). Характерными особенностями критического мышления являются открытость
новым идеям, рефлексия, определение собственных критических суждений, осознание
разницы между возможно правильным и неправильным. Критическая мысль помогает
постигать смысл новых идей, создаёт пространство общественного мнения вокруг них.
В становлении и развитии критического мышления и формировании читательской позиции
школьников особую роль может сыграть рецензирование художественных произведений. Рецензия - это оценочный вид информации, имеющий адресатом другого читателя или
слушателя; она предполагает критический анализ и оценку новинок литературы. В «Великой
дидактике» Я.А. Каменский определил обращённую речь как катализатор мышления. JI.С.
Выготский предположил, что более высокий уровень мышления возникает из диалога между
людьми.
Рецензируя, учащиеся осваивают различные приёмы воздействия на читателя и слушателя:
развивают на протяжении всей рецензии определённый тезис; сопоставляют разные
произведения и явления общественной жизни; ведут полемику с представителями иной
точки зрения, аргументируют собственную позицию. Всесторонний анализ художественного
произведения при этом не является обязательным, автор рецензии выделяет лишь те аспекты,
которые кажутся ему существенными для обоснования своей точки зрения. Рецензирование
произведений может завершиться диалогом, диспутом, где представляются различные
читательские позиции.
Таким образом, работа над рецензированием художественного произведения даёт
возможность школьникам сформировать личное суждение о тексте, критически отнестись к
другим точкам зрения, вернуться к исходной позиции и скорректировать собственный взгляд
на прочитанное.
Предлагаемый элективный курс предназначен для старшеклассников гуманитарных
классов и классов с углублённым изучением филологических дисциплин, а также для
организации факультативных занятий в общеобразовательных школах в целях подготовки к
выпускному экзамену за курс средней школы и к вступительному экзамену в вуз.

2

Основная цель элективного курса - развитие критического мышления
старшеклассников и формирование собственной читательской позиции.
К новейшей литературе причисляют произведения конца XX - начала XXI
века. «Малые» прозаические жанры (рассказ, новелла) - оптимальное
методическое пространство для продуктивного обучения рецензированию.
Элективный курс решает следующие задачи:
• организует самостоятельное чтение старшеклассников;
• знакомит с особенностями литературы конца XX - начала XXI века на
материале малых жанров;
• развивает умения анализировать литературное произведение;
• активизирует мыслительные способности школьников, умение
анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
• актуализирует
личностные
качества
старшеклассника,
умение
использовать собственный жизненный и читательский опыт;
• формирует умение создавать рецензии, исследовательские работы,
литературные проекты и разнообразные творческие произведения.
При отборе литературного материала учитывалась эстетическая
ценность произведений, а также общественное и международное признание
создавших их авторов (участие писателей в современных литературных
конкурсах).
Работа по программе данного элективного курса обеспечивается учебнометодическими пособиями: «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт
рецензирования» (М.: Мнемозина, 2006).

3

II Планируемые результаты освоения программы

курса «Рассказ как малый жанр»
В результате изучения программы курса «Рассказ как малый жанр»
на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
1) анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя

сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
нравственный

пафос,

система

образов,

особенности

композиции,

художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь);
2) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его

связь с проблематикой произведения;
3) соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и

культуры;
4) раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
5) раскрывать

конкретно-историческое и общечеловеческое содержание

изученных литературных произведений;
6) определять род и жанр литературного произведения;
7) сопоставлять литературные произведения;
8) выявлять

авторскую

позицию,

характеризовать

особенности

стиля

писателя;
9) аргументированно

формулировать свое отношение к прочитанному

произведению;
10) готовить

исследовательские проекты, защищать конечные продукты

проктов;
11) писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных

жанров на литературные темы.

4

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
3) сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
4) оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
5) создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
6) сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
7) вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект.

5

Результаты освоения рабочей программы курса
«Рассказ как малый жанр»
Предметные результаты:
- владеть техникой грамотного, осмысленного чтения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в его
причинно- следственных связях с эпохой создания и бытования;
- видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, к читателю;
- вступать в диалог с автором;
- определять жанрово- родовую природу произведения как воплощение историкокультурного развития искусства слова;
- видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
- выделять эстетическую, социально- историческую и нравственно- философскую
проблематику произведения;
- самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения, критическую
литературу соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее ( интерпретация
произведения в контексте художественной культуры и традиции)
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке
художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с
литературными направлениями, соотносить историко- литературный процесс с
общественной жизнью и культурой;
-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров,
владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменное и устное рецензирование;
- работать с различными источниками информации;
- выполнять исследовательские работы.

6

Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Рассказ как малый жанр» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели учебного занятия; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

7

– пользоваться словарями, справочниками, интернет-источниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат, критическая литература; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– создавать тексты различного типа, осуществлять письменное рецензирование;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– задавать вопросы.

8

Личностные результаты отражают:
1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
2. Гражданскую

позицию

как

активного

и

ответственного

члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопоряок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности
3. Готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания; осознание своего места в
поликультурном мире
4. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности
5. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения
6. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности
7. Нравственное

сознание

и

поведение

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей
8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному

9

образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
9. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений
10. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной

деятельностью,

неприятие

вредных

привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
11. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
12.

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных

жизненных

планов;

отношение

к

профессиональной

деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем
13. Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности

10

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание рецензий
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с
ними.

- Проведение «круглых столов», «мозговых штурмов» и др. видов деятельности
по разным темам

11

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают
статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера,
необходимых для освоения социальной жизни учащегося.
На уровне среднего общего образования проект реализуется самим
старшеклассником или группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
-

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и

проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями
об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели

12

– находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека
–
вступать
ресурсов,

в

коммуникацию

с

держателями

различных

типов

точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты
исследования,

с целью обеспечения
взаимовыгодного

продуктивного

сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров

и

критериев

оценки

эффективности

и

продуктивности

реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
–

адекватно

оценивать риски

реализации

проекта и

проведения

исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков
–
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта
(изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов

Примерные темы проектов:
13

1. Рассказ в системе жанров русской литературы
2. Рассказ и новелла: сходства и отличия
3. Рассказ в творчестве писателей «деревенщиков»
4. Рассказ в контексте модернизма
5. Рассказ в контексте постмодернизма
6. Рассказ в творчестве В. Пелевина
7. Эволюция рассказа в XXI веке
8. Жанр рассказа в зарубежной литературе (XX век)
9. Жанр рассказа в зарубежной литературе(XXI век)

III Содержание учебного курса
14

Введение (2 часа)
Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества конца
XX — начала XXI века. Из истории рассказа. Многообразие «малых» жанров
прозы.
Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты вступления. Способы
построения основной части и типы авторской аргументации. Оценочный
аспект рецензии. Требования к заключению. Языковые структуры,
используемые для написания рецензии.
Г. Я. Бакланов. «Нездешний» (3 часа)
Смысл понятия, вынесенного в название. Жизнь современного общества и
проблематика рассказа. Внутренняя жизнь героев. Своеобразие композиции.
Традиции писателей XIX века в изображении войны на Кавказе. Обсуждение
рецензии критика Д. Рудановской.
Написание вступления к рецензии на рассказ «Нездешний».
В. Г. Распутин. «Изба» (3 часа)
Особенности изображения национального характера. Тема городской и
деревенской жизни. Смысл названия рассказа, своеобразие сюжета и
авторский замысел. Особенности языка и композиции произведения.
Написание рецензии на рассказ «Изба».
В. С. Маканин. «Ключарёв и Алимушкин» (2 часа)
Переживания героев и их судьбы. Проблема сохранения личности.
Особенности построения рассказа и замысел автора. Смысл заключительных
слов произведения. Соединение бытовой реальности и аллегории,
социальной проблематики и притчи.
Написание рецензии на рассказ «Ключарёв и Алимушкин».
Т. Н. Толстая. «Соня» (2 часа)
Способы создания характера героини. Своеобразие финала рассказа и его
роль в авторском замысле. Многозначность деталей в произведении Т.
Толстой. Смысл названия рассказа.
Размышления над высказыванием критика М. Ремизовой о писательской
манере Т. Толстой.
М. Л. Москвина. «Куда бежишь, тропинка милая...» (3 часа)
Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского городка. Лирическая
интонация произведения. Высказывание писателя Д. Рубиной о способах
отражения авторского отношения к героям.
Создание проекта «Золотая библиотека».
М. А. Вишневецкая. «Брысь, крокодил!» (2 часа)

15

Взаимоотношения детей и взрослых. Позиция повествователя в рассказе.
Предметный мир и художественное время произведения. Кульминация и её
роль в авторском замысле.
Читательская конференция «Предназначение человека».
А. И. Слаповский. «Чернильница» (3 часа)
Жизненная позиция писателя. Ироническое и юмористическое в рассказе.
Особенности композиции, образы автора и рассказчика.
Исследовательская работа «Традиции и новаторство. Произведения
«малых» жанров в произведениях писателей конца XX – начала XXI века».
А. В. Дмитриев. «Пролетарий Елистратов» (2 часа)
Нравственный выбор героев. Смысл финала и перспективы жизни героя.
Художественное время и пространство произведения: соотношение
прошлого и настоящего.
Написание заключения к рецензии на рассказ «Пролетарий Елистратов».
С. Солоух (псевдоним писателя В. Ф. Советова). «Поединок» (2 часа)
Тип повествования в рассказе. Читатели и специалисты об особенностях
повествовательной манеры С. Солоуха. Тема второго рождения в рассказе.
Смысл названия произведения. Определение собственной точки зрения.
Устная рецензия на рассказ «Поединок».
Р. Б. Халиков. «Жёлтое платье» (2 часа)
Семантика «жёлтого» в рассказе «Жёлтое платье». Связь предметного
мира и внутренней жизни героя. Общая интонация рассказа и способы
выражения авторской позиции.
Написание заключения к рецензии на рассказ «Жёлтое платье».
А. В. Геласимов. «Нежный возраст» (3 часа)
Традиция обращения к дневниковым записям как способу организации
повествования в литературе. Смысл названия и проблема «отцов» и «детей» в
рассказе.
Обсуждение рецензии М. Ремизовой на рассказ «Нежный возраст».
Р. В. Сенчин. «В обратную сторону» (3 часа)
Смысл названия произведения. Индивидуальное и типическое в рассказе.
Определение своей точки зрения.
Исследовательская работа «Мотив дороги как мотив испытания в
рассказах писателей XX века».

16

Повторение изученного материала (3 часа)
Закрепление и систематизация изученного материала. Контрольное
тестирование. Читательская конференция «Мой любимый современный
писатель».

17

Воспитывающий и развивающий потенциал программы курса
«Рассказ как малый жанр»
Выбор данной программы был обусловлен тем, что курс «Рассказ как малый жанр»
отличается

узконаправленным

жанровым

и

широким

тематическим

диапазоном

литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его
систематизации

ведущей

задаче

обучения

старшеклассников

–

формированию

личностных, коммуникативных компетенций, а также системно-деятельностного подхода
в подготвке учащегося к поступлению в выбранный им ВУЗ. Логика изложения и
содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального
компонента государственного стандарта среднего образования, поэтому в программе
учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания
основных

образовательных

программ,

отнесены

к

элементам

дополнительного

содержания.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие
технологии: развития критического мышления, коммуникативная, ИКТ, проектная,
исследовательская, здоровьесберегающая. Важнейшим аспектом является формирование
навыка рецензирования, анализа, интерпретации текстов,
суждений.

В

процессе

освоения

курса

у

школьников

выработке собственных
повышается

уровень

коммуникативной культуры: формируются уменияработать в группе, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом,
находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях, интернете. На занятиях
по программе курса формируется читательская компетентность, помогающая школьнику
осознать себя читателем, способным к использованию читательской деятельности для
своего самообразования, к диалогу с автором, одноклассником, учителем. Такой читатель
обладает потребностью в постоянном чтении книг, приёмами работы с текстом, понимает
прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно
выбрать и оценить.
Курс пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с
которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста.
Внимание

учеников

обращается

на

глубинную

словесно-образную

природу

художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
авторский идеал, его концепцию мира и человека. Школьники учатся чувствовать красоту

18

поэтического слова, ценить образность словесного искусства,

философскую и

культурную значимость литературы.

19

Межпредметные связи курса программы «Рассказ как малый жанр»
Программа «Рассказ как малый жанр» непосредственно связана с другими учебными
предметами и, в первую очередь, с литературой и русским языком. Единство этих
дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет
изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в
том числе эстетической. Содержание курсов базируется на основах фундаментальных
наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и
предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И
русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в
основе человеческой деятельности, мышления. Курс «Рассказ как малый жанр»
взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой,
изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках
литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с
историей и обществознанием курс обращается к проблемам, непосредственно связанным
с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает
культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по
гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к
действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество
учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического
и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.

20

IV Тематическое планирование.
«Рассказ как малый жанр» 10 класс (35 часов)
Тема,
раздел

Коли
честв
о
часов

Планируемые образовательные результаты
учащихся по каждой теме

Воспитательный потенциал урока

Раздел 1. Введение

21

Литератур
ная и
обществен
ная
ситуации
в жизни
русского
общества
конца XX
— начала
XXI века.
Рецензия
как жанр.

2
часа

Предметные:

- Воспитывается уважение к своему народу, чувство

- использовать сведения по истории и теории литературы
при истолковании и оценке художественного произведения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетнокомпозиционное единство в его причинно- следственных
связях с эпохой создания и бытования;
- выполнять письменное и устное рецензирование

ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн)
-Привлекается внимание к проблеме человеколюбия и

Выпускник на базовом уровне научится:

добросердечия

- писать рецензии на прочитанные произведения и
сочинения различных жанров на литературные темы;
- соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений;

-Вырабатывается навык самостоятельного решения

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

проблемы, уважительного отношения к чужому
мнению

получит

- выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного
текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего
характера, аргументированно оценивать их;

Метапредметные:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели
учебного занятия; способность к целеполаганию, включая
постановку новых целей
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, т уметь задавать
вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром аблицу, схему);

22

Раздел II. Рассказ как малый жанр русской литературы конца XXначала XXI века

23

Г.Я.
Бакланов

3
часа

-Воспитывается уважение к национальным и
общечеловеческим гуманистическим и
- владеть техникой грамотного, осмысленного чтения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетно- демократическим ценностям
-Формируется гражданская позиция как активного и
композиционное единство в его причинно- следственных
ответственного
члена
российского
общества,
связях с эпохой создания и бытования;
осознающего свои конституционные права и
- вступать в диалог с автором;
обязанности, уважающего закон и правопоряок.
- самостоятельно анализировать литературно- Развивается опыт сотрудничества со сверстниками,
художественные произведения, критическую литературу
навык публичного выступления.
соответственно уровню подготовки;
- выполнять письменное и устное рецензирование;

Предметные:

Выпускник на базовом уровне научится:
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать
особенности стиля писателя;
- писать рецензии на прочитанные произведения и
сочинения различных жанров на литературные темы.

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа

Метапредметные:
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения
цели;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста, воспринятого на
слух;
- строить рассуждения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации

24

В.Г.
Распутин

3
часа

Предметные:
- владеть техникой грамотного, осмысленного чтения;
- определять жанрово- родовую природу произведения как
воплощение историко- культурного развития искусства
слова;
- видеть эстетическую функцию языковых средств и
художественных деталей произведения;
- выделять эстетическую, социально- историческую и
нравственно- философскую проблематику произведения;
- выполнять письменное и устное рецензирование

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим гуманистическим и
демократическим ценностям
-Вырабатывается личностное отношение к
социально-экономическим процессам, влияющим на
состояние природной и социальной среды.
-Развивается опыт исследовательской деятельности
среди сверстников.

Выпускник на базовом уровне научится:
- писать рецензии на прочитанные произведения и
сочинения различных жанров на литературные темы;
- анализировать эпизод (сцену) изученного

произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
- соотносить художественную литературу с
фактами общественной жизни и культуры.
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного
текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
Метапредметные:
- самостоятельно составлять план решения учебной
проблемы;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой

25

В.С.
Маканин

2
часа

Предметные:
- грамотно строить развернутые аргументированные
высказывания различных жанров, владеть всеми видами
пересказов;
- работать с различными источниками информации;
- использовать сведения по истории и теории литературы
при истолковании и оценке художественного произведения;
- давать эстетическую оценку произведению и
аргументировать ее ( интерпретация произведения в
контексте художественной культуры и традиции).

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям.
-Привлекается внимание к проблеме осмысления
ценностных ориентиров.
- Формируется нравственная личность через проблемы,
заявленные в произведении.
- Развивается навык сотрудничества, умение
критически мыслить.

Выпускник на базовом уровне научится:
- соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном
развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений.

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего
характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста;
Метапредметные:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,

26

Т.Н.
Толстая

2
часа

Предметные:
- выделять эстетическую, социально- историческую и
нравственно- философскую проблематику произведения;
- самостоятельно анализировать литературнохудожественные произведения, критическую литературу
соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе
личностного восприятия;
- давать эстетическую оценку произведению и
аргументировать ее ( интерпретация произведения в
контексте художественной культуры и традиции);
- понимать связь изученного произведения со временем его
написания, соотносить его с литературными
направлениями, соотносить историко- литературный
процесс с общественной жизнью и культурой.

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям
-Привлекается внимание к проблеме осмысления
ценностных ориентиров.
- Формируется нравственная личность через проблемы,
заявленные в произведении.
- Развивается навык сотрудничества, умение
критически мыслить.
- Повышается мотивация к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности

Выпускник на базовом уровне научится:
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
выявлять
авторскую
позицию,
характеризовать
особенности стиля писателя.

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- дифференцировать элементы поэтики художественного
текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего
характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста.

Метапредметные:
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного)

27

М.Л.
Москвин
а

3
часа

Предметные:

- Воспитывается уважение к своему народу, чувство

- владеть техникой грамотного, осмысленного чтения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетнокомпозиционное единство в его причинно- следственных
связях с эпохой создания и бытования;
- видеть эстетическую функцию языковых средств и
художественных деталей произведения;
- самостоятельно анализировать литературнохудожественные произведения, критическую литературу
соответственно уровню подготовки;
- выполнять исследовательские работы.

ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину.
-Привлекается внимание к проблеме человеколюбия и
добросердечия

Выпускник на базовом уровне научится:

-Вырабатывается навык самостоятельного решения
проблемы, уважительного отношения к чужому
мнению
-Развивается опыт работы в группе при создании
проекта.

выявлять
авторскую
позицию,
характеризовать
особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к
прочитанному произведению;
- готовить исследовательские проекты, защищать конечные
продукты проктов.

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера, реферат, проект).
Метапредметные:
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями;
- осуществлять анализ и синтез;

28

М.А.
Вишневе
цкая

2
часа

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям
- выделять эстетическую, социально- историческую и
-Привлекается внимание к проблеме осмысления
нравственно- философскую проблематику произведения;
ценностных ориентиров.
- владеть техникой грамотного, осмысленного чтения;
- Формируется нравственная личность через проблемы,
- выполнять письменное и устное рецензирование;
заявленные в произведении.
-работать с различными источниками информации;
- Формируется навык сотрудничества со сверстниками,
- выполнять исследовательские работы.
взрослыми в образовательной, учебноВыпускник на базовом уровне научится:
- аргументированно формулировать свое отношение к исследовательской деятельности
прочитанному произведению;
- готовить исследовательские проекты, защищать конечные
продукты проктов;
- писать рецензии на прочитанные произведения и
сочинения различных жанров на литературные темы.

Предметные:

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера, реферат, проект.
Метапредметные:
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения
цели;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой
информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста, воспринятого на
слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим,

29

А.И.
Слаповск
ий

3
часа

Предметные:
- работать с различными источниками информации;
- выполнять исследовательские работы;
- понимать связь изученного произведения со временем его
написания, соотносить его с литературными
направлениями, соотносить историко- литературный
процесс с общественной жизнью и культурой;
- самостоятельно анализировать литературнохудожественные произведения, критическую литературу
соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе
личностного восприятия

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям.
-Привлекается внимание к проблеме осмысления
ценностных ориентиров.
- Формируется нравственная личность через проблемы,
заявленные в произведении.
- Развивается навык сотрудничества со сверстниками,
взрослыми в образовательной, учебноисследовательской деятельности, умение критически
мыслить

Выпускник на базовом уровне научится:
- готовить исследовательские проекты, защищать конечные
продукты проктов;
- писать рецензии на прочитанные произведения и
сочинения различных жанров на литературные темы;
- анализировать и интерпретировать литературное
произведение, используя сведения по истории и теории
литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система
образов,
особенности
композиции,
художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь).

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера, реферат, проект

30

А.В.
Дмитриев

2
часа

Предметные:
- владеть техникой грамотного, осмысленного чтения;
- видеть в произведении автора и его отношение к героям,
событиям, к читателю;
-грамотно строить развернутые аргументированные
высказывания различных жанров, владеть всеми видами
пересказов;
- выполнять письменное и устное рецензирование;
- работать с различными источниками информации;

-Воспитывается уважительное отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений.
--Привлекается внимание к проблеме осмысления
ценностных ориентиров.
- Формируется нравственная личность через проблемы,
заявленные в произведении.
- Развивается навык сотрудничества, умение
критически мыслить.

Выпускник на базовом уровне научится:
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном
развитии общества;

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа.
Метапредметные:
– работать по плану, сверяя свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями;
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

31

С. Солоух

2
часа

Предметные:
- использовать сведения по истории и теории литературы
при истолковании и оценке художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его
написания, соотносить его с литературными
направлениями, соотносить историко- литературный
процесс с общественной жизнью и культурой;
-грамотно строить развернутые аргументированные
высказывания различных жанров, владеть всеми видами
пересказов;
- выполнять письменное и устное рецензирование;
- работать с различными источниками информации.

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям.
-Привлекается внимание к проблеме здорового образа
жизни
- Формируется нравственная личность через проблемы,
заявленные в произведении.
- Повышается мотивация к творческой,
самостоятельной исследовательской деятельности.

Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений;
- сопоставлять литературные произведения;
- писать рецензии на прочитанные произведения и
сочинения различных жанров на литературные темы.

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа.

Метапредметные:
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями;
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.

32

Р.Б.
Халиков

2
часа

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям.
- выполнять письменное и устное рецензирование;
- воспринимать художественное произведение как сюжетно- -Привлекается внимание к проблеме осмысления
ценностных ориентиров.
композиционное единство в его причинно- следственных
- Формируется нравственная личность через проблемы,
связях с эпохой создания и бытования;
заявленные в произведении.
- видеть в произведении автора и его отношение к героям,
- Развивается навык сотрудничества, умение
событиям, к читателю;
критически мыслить.
- определять жанрово- родовую природу произведения как
воплощение историко- культурного развития искусства
слова;
- видеть эстетическую функцию языковых средств и
художественных деталей произведения;

Предметные:

Выпускник на базовом уровне научится:
- соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном
развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений.

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного
текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего
характера, аргументированно оценивать их.

Метапредметные:

– самостоятельно анализировать условия и пути
достижения цели;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать и координировать свою позицию с

33

А.В.
Геласимо
в

3
часа

Предметные:
- самостоятельно анализировать литературнохудожественные произведения, критическую литературу
соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе
личностного восприятия;
- давать эстетическую оценку произведению и
аргументировать ее ( интерпретация произведения в
контексте художественной культуры и традиции)
- использовать сведения по истории и теории литературы
при истолковании и оценке художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его
написания, соотносить его с литературными
направлениями, соотносить историко- литературный
процесс с общественной жизнью и культурой.

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям.
-Привлекается внимание к проблеме здорового образа
жизни
- Формируется нравственная личность через проблемы,
заявленные в произведении.
- Повышается мотивация к творческой,
самостоятельной исследовательской деятельности.

Выпускник на базовом уровне научится:
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
выявлять
авторскую
позицию,
характеризовать
особенности стиля писателя.

Выпускник
на базовом
возможность научиться:

уровне

получит

- дифференцировать элементы поэтики художественного
текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего
характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств.
Метапредметные:
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой
информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и

34

Р.В.
Сенчин

3
часа

Предметные:
- выделять эстетическую, социально- историческую и
нравственно- философскую проблематику произведения;
- самостоятельно анализировать литературнохудожественные произведения, критическую литературу
соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе
личностного восприятия;
- работать с различными источниками информации;
- выполнять исследовательские работы.

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям
-Привлекается внимание к проблеме осмысления
ценностных ориентиров.
- Формируется нравственная личность через проблемы,
заявленные в произведении.
- Развивается навык сотрудничества, умение
критически мыслить.
- Повышается мотивация к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности

Выпускник на базовом уровне научится:
- готовить исследовательские проекты, защищать конечные
продукты проектов;
анализировать и интерпретировать литературное
произведение, используя сведения по истории и теории
литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции,
художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь);
- сопоставлять литературные произведения.

Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера, реферат, проект.
Метарпредметные:
- самостоятельно составлять план решения учебной
проблемы;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим,
просмотровым, ознакомительным;

35

Раздел 3. Повторение изученного материала

36

Закреплен
ие
и
системати
зация
изученног
о
материала
.
Контроль
ное
тестирова
ние.
Читательс
кая
конференц
ия
«Мой
любимый
современн
ый
писатель»

3
часа

-Воспитывается уважительное отношение к
общечеловеческим ценностям.
- владеть техникой грамотного, осмысленного чтения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетно- -Привлекается внимание к проблеме осмысления
ценностных ориентиров.
композиционное единство в его причинно- следственных
- Формируется нравственная личность через проблемы,
связях с эпохой создания и бытования;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе заявленные в произведении.
- Развивается навык сотрудничества со сверстниками,
личностного восприятия;
взрослыми
в
образовательной,
учебно- работать с различными источниками информации;
исследовательской
деятельности,
умение
критически
- выполнять исследовательские работы.
мыслить
Выпускник на базовом уровне научится:

Предметные:

- анализировать и интерпретировать литературное
произведение, используя сведения по истории и теории
литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система
образов,
особенности
композиции,
художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь);
- определять род и жанр литературного произведения;
- готовить исследовательские проекты, защищать конечные
продукты проектов.

Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный
жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного
текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего
характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста,
созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».