РП МХК СОО

1.Пояснительная записка
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования на профильном (углубленном) уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по
разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ,
выполняемых учащимися.
Цель курса: на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное
представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового художественного процесса.
Задачи курса с учетом специфики учебного предмета и требований ФГОС:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего общего образования на профильном (углубленном) уровне направлено
на:
• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах
художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них
собственное суждение;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной
среды.

• изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных
особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
• формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших
закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
• осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков
эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
• постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
• освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и
самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
• знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
• интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия
• создание для школьников условий для постижения в произведениях искусства нравственной опоры и духовно-ценностных ориентиров;
•

воспитание художественного вкуса, развивать умения отличать ценности элитарной культуры от массовой;

• формирование компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
• развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
• создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках,
внеклассных занятиях и краеведческой работе.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Место и роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов, освоения основной образовательной программы
школы:

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении,
реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и
истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её
месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как
единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно
оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого
опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания
собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на
материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах.
Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в
программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и
интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и
социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа
следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа
строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или
комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в
неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Через
курс сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта
культуры. Этот раздел реализуется за счёт национально-регионального компонента

Результаты освоения рабочей программы курса Мировая художественная культура
Предметные результаты:

Знать / понимать:
•

основные виды и жанры искусства;

•

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

•

шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.

•

характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой
художественной культуры;

•

шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

•

основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

•

основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:
•

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

•

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

•

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

•

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

•

сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической
эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

•

устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

•

пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

•

осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по
истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
✓ выбора путей своего культурного развития;
✓ организации личного и коллективного досуга;
✓ выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

✓ самостоятельного художественного творчества.
✓ выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
✓ использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
✓ участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
✓ проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
✓ участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Метапредметные результаты:
•

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

•

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты

•

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

•

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

•

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных

и

организационных

задач

с

соблюдением

требований

эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
•

Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

•

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных

ценностей
•

Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства

•

Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

•

владение основными формами публичных выступлений;

Личностные результаты отражают:
• Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
• Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения
• Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
• Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
• Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
• Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений
• Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
В 10 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности:

1. Знакомство с памятниками культуры древних народов.
2. Изучение идейных, материальных и социально-исторических предпосылок происхождения и развития видов искусства
3. Ознакомление с основами античной культуры и продолжением её традиций в последующие эпохи
4. Знакомство с особенностями искусства средневековой Европы.
5. Изучение истории развития культуры Европейского Возрождения, творчеством важнейших её представителей
6. Знакомство с тенденциями развития древнерусской архитектуры и живописи.
7. Ознакомление с произведениями многонационального искусства родного края, созданными в разные исторические эпохи
В 11 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. Знакомство со стилевым многообразием искусства XVII-XVIII веков
2. Изучение и ознакомление с архитектурой, искусством, музыкой стиля барокко. барокко
3. Изучение классицизма в архитектуре Западной Европы, России
4. Знакомство с «Русским портретом»
5. Изучение композиторов Венской классической школы
6. Ознакомление с театральным искусством
7. Знакомство с направлением Романтизм, с изобразительным искусством направления.
8. Сравнение стилей Зарубежной и Русской музыкальной культуры
9. Знакомство с видами театра
10. Знакомство Архитектура: от модерна до конструктивизма
11. Знакомство со стилями и направлениями зарубежного изобразительного искусства
12. Изучение мастеров русского авангарда
13. Ознакомление со временем становления и рассвета мирового кинематографа
14. Основной формой организации является урок. Используются различные формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия,
урок-путешествие, урок-диспут .

Задания информативного характера, направленные на репродуктивное воспроизведение материала
• Пересказ прочитанного текста.
• Пересказ рассказанного учителем или другим учеником на уроке.
• “Летучки” на термины всем классом или по вариантам.
• Составление плана прочитанного текста в виде перечисления.
• Составление плана рассказа учителя (другого ученика) в виде перечисления.
• “Угадайки” памятников ИЗО, музыки, кинофрагментов: - эпоха, стиль, автор, название, канон (иконографический), сюжет
(мифологический). Все это вместе или частично.
• Разбиение кинофрагмента на кадры.
• Тесты на знание терминов, периодов, имен, названий.
• Составление и решение кроссвордов.
• Текст с ошибками.
• Определение характера тем в музыкальном произведении (быстро, медленно, громко, тихо, весело, печально и т.д.).
Задания, имеющие творческую направленность
• Выделение главного в прочитанном тексте.
• Выделение главного в рассказе учителя или другого ученика.
• Составление плана прочитанного текста в виде иерархии.
• Составление плана рассказа учителя (другого ученика) в виде иерархии.
• Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись,
скульптура, кино).
• Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?).
• Нахождение символов: геометрических, линейных, цветовых, сюжетных.

• Попытка интерпретации символики натюрморта.
• Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.
• Анализ воздействия на зрителя линий в картине.
• Анализ воздействия на зрителя формата картины.
• Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины.
• Анализ воздействия на зрителя композиции статуи.
• Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).
• Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм и темп, мелодия, гармония, тембр).
• Определение стиля произведения.
• Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском возрождении?).
Задания творческого характера
• Какое впечатление на вас произвело это произведение (подобрать точные слова)?
• Какими средствами художник добивается этого впечатления?
• Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура + одежда + мебель + живопись +
скульптура + музыка. Все или по частям.
• Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?
• Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному
положению?
• Проектирование зданий: школы, дома, дачи в определенных стилях или в совокупностей стилей.
• Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западно-европейской картине (Богоматерь, распятие и т.д.).
• Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных.
• Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки и т.д.) разных эпох.

• Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.
• Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.
• Психологический портрет человека по произведению: портрету, натюрморту, пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному
сооружению, музыкальному произведению. Портрет героя и портрет автора.
• Описание примет времени по произведению.
• Описание ситуации по произведению (живопись, графика, скульптура).
• Описание преддействия и последействия в произведении.
• Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).
• Попытки ответить на нерешенные наукой вопросы. “Расшифровать Фестский диск”, “Вопрос о плоском изображении человеческой
фигуры у египтян” и т. д.
• Организация активного диалога в классе. “Чем икона лучше картины? и Чем картина лучше иконы?”
• Представление об идеале в искусстве: идеальный дом, идеальный фильм, идеальная картина, идеальная музыка.
• “Пропускание” произведения искусства через себя. “В Средние века храм часто сравнивали с человеком. Почему?”
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году выполнение исследовательских работ. Предложенные
темы исследовательских работ и проектов по МХК соответствуют уровню школьной программы и предполагают самостоятельную
исследовательскую работу учеников по выбранному вопросу с учетом уже полученных в школе знаний и дополнением их собственными
мыслями и исследованиями.
10 класс
Примерная тематика исследовательских работ
1. Синтез видов искусств на театральной сцене.
2. Профессии, востребованные в театре: обзор, классификация, характеристика, требования.
3. Театральные фестивали Карелии.

4. Фильмы, снятые в Карелии.
5. Характерные особенности Национального театра Карелии.
6. Всё начинается с афиши
7. Спектакли для детей и подростков в репертуаре петрозаводских театров.
8. Национальные традиции в моде Карелии.
9. Музей «Кижи» как перспективный центр культуры Карелии и России.
10. Образ Богоматери в живописи Средних веков и Возрождения.
10. Загадки «Джоконды»
11. Художественные особенности традиционных кукол Карелии (творческий проект).
12. Особенности технологии изготовления и росписи глиняной (деревянной) посуды Карелии.
13. Ягоды в народной поэзии и декоративно-прикладном искусстве Карелии.
14. Кижи в произведениях живописи Карелии.
15. Произведения о Карелии в репертуаре петрозаводских театров.
16. Судьбы выпускников художественно-технологического профиля лицея №1.
17. Творческий проект «Дизайн лицейской газеты».
18. Творческий проект «Иллюстрированный словарик терминов по теме «Искусство Древнего Китая» (или другого раздела курса)»
Данные темы дают возможность более глубокого исследования культуры родного края и мировой художественной культуры в целом,
позволят применить знания отдельных разделов курса МХК 10 класса и потенциал знаний по профилю.
11 класс
Данные темы проектов по МХК для 11 класса отражают культуру XX века и предлагают учащимся провести исследования по направлениям
авангардизм, абстракционизм, экспрессионизм, реализм, постмодернизм, постимпрессионизм и т.д. В темах проектных исследовательских

работ по МХК для 11 класса затрагивается живопись, архитектура, драматургия, кино и театр, поэзия и музыка. Данные темы довольно
актуальны и интересны в исследовании.

Межпредметные связи учебного предмета Мировая художественная культура
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов,
усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации
обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и
законов, совершенствованию учебно–воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания
взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих
результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной
науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся

Межпредметные связи выполняют в обучении МХК ряд функций:
• Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектикоматериалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи
способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и
методов с позиций системного подхода к познанию природы.
• Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний
учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость..
• Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в
формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают
преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
• Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении
географии. Учитель МХК, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
• Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного
материала, методы и формы организации обучения.

Использование потенциала других учебных курсов при изучении курса МХК

Предметы
История

Тематические разделы курса МХК
Хронологическое

изучение

истории

Межпредметные связи
мировой Закрепление

художественной культуры предполагает знание социально- обстановке,
политических характеристик той или иной эпохи

развитии

сведений
смене

об

исторической

формаций,

зарождении

государственности,

о

и

главных

исторических событиях, войнах, роли личности в
истории
География

Изучение культуры различных стран в их ландшафтных, Умение находить страны и города на карте, давать
климатических, экономических, политических, духовных, различные характеристики стране или городу,
этнических, языковых особенностях

народу,

находить

факторы

влияния

на

извлечение

и

формирование культуры
Русский язык

Работа с текстами учебника, различные виды чтения, Навыки
устные и письменные ответы,

работы

с

текстом,

использование информации, её систематизация;
создание собственных устных и письменных
текстов различного типа (описание, рассуждение,
повествование),

научного

или

научно-

популярного стиля; подбор цитат и эпиграфов,
названий;

правописание

терминологии

и

собственных наименований; различные пласты
лексики:

устаревшие

специальная
осложнёнными,

лексика;

слова

и

неологизмы,

обогащение

сложными

и

речи

составными

конструкциями.
Литература

Изучение видов и жанров искусства в их взаимосвязи.

Система видов и жанров искусства, мифы,

фольклор и Библия как богатейшие источники
сюжетов для различных видов искусства; театр
как синтетический жанр. «Вечные», «сквозные» и
«бродячие»

сюжеты

в

искусстве.

Связь

литературы с другими видами искусства. Идейнохудожественные

направления

(классицизм,

романтизм, сентиментализм, реализм, маньеризм,
модерн

и

др.)

Средства

художественной

выразительности (метафора, антитеза, симметрия,
символ, аллегория и др.) Пейзаж, портрет,
интерьер, марина и др. Образность искусства.
Выдающиеся писатели и поэты
ИЗО

Памятники живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Умение

анализировать

изобразительного

искусства.

произведения
Линии,

краски,

ракурс, фон, оттенки, формы, композиция и др.
Выдающиеся

живописцы,

скульпторы,

архитекторы
Музыка

Произведения музыкального искусства

Умение

слушать,

анализировать

и

систематизировать музыкальные произведения.
Система жанров в музыке, особенности средств
выразительности.

Музыкальные

инструменты,

история их создания и развития. Выдающиеся
композиторы и музыканты.

Математика,

Работа с таблицами и схемами

черчение

Умение извлекать информацию из таблиц и схем ,
создание

и

заполнение

собственных

для

преобразования информации.
Информатика

Использование электронных ресурсов и средств Интерната

Умение находить информацию в Интернете,
сохранять

и

использовать

её,

создавать

электронные ресурсы, использовать их в процессе
изучения курса.
Количество часов:
Программа рассчитана на 70 часа в год, 2 час в неделю в соответствии с учебным планом
Виды контроля
Рабочая программа предусматривает проведение

тематического, промежуточного и итогового контроля в форме тестирования

согласно программе внутреннего мониторинга качества образовательной системы школы.
Преобладающие формы контроля: тестирование, проведение контрольных работ, зачётов; написание сочинения (эссе). Учитываются
так же участие и достижения в конкурсах, олимпиадах, выставках, викторинах и др.
Итоговый контроль качества знаний проводиться в конце учебного года по результатам тестирования и самостоятельной или коллективной
исследовательской (проектной) творческой деятельности.

III Содержание учебного предмета, курса:
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (10 класс: от культуры первобытного мира до культуры
эпохи Возрождения; 11 класс: культура 17-20 веков). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения
культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные

черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что
даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Тематическое планирование
Класс: 10
Планируемые образовательные результаты
№

Тема

Количество
часов

Вводный урок.

1

2

Древние цивилизации

1.1 Первые художники Земли

Основное содержание

Формирование УУД

Мировая
художественная
культура
–
единство
в
многообразии. Художественный
образ – основное средство
отображения и познания мира в
искусстве. Понятия «культура» и
«искусство».
Теории
происхождения искусства.

П – формулировать понятия
соотносить старых знаний и
новых
Р – формулировать учебную
задачу
К – формировать
сотрудничество с учителем и
одноклассниками

Значение
и
периодизация
первобытной
культуры.
Синкретический
характер
искусства первобытного человека.
Роль мифа в культуре. Древние
образы и символы. Первобытная
магия.
Произведения
изобразительного
искусства.
Живопись Альтамиры, Ляско.
Палеолитические
Венеры.

П – формулировать понятия
соотносить старыъх знаний и
новых
Р – формулировать учебную
задачу
К – формировать
сотрудничество с учителем и
одноклассниками

12
4

Петроглифы Карелии. Символика
геометрического орнамента в
произведениях изобразительного
искусства.
Зарождение
архитектуры,
ее
связь
с
религиозными верованиями и
представлениями
человека
(мегалиты).
1.2 Архитектура страны фараонов

3

Искусство
Древнего
Египта.
Периодизация.
Основы
мифологии. Мировое значение
древнеегипетской цивилизации.
Эволюция пирамид ( мастаба,
пирамида Джосера, пирамиды
Снофру) Пирамиды в Гизе как
выдающиеся памятники мирового
зодчества и одно из чудес света.
Скальные гробницы и храмы
Среднего и Нового царств.
Архитектурные комплексы в
Карнаке и Луксоре.

П - Добывать новые знания,
находить ответы на вопросы,
используя учебник;
Р - адекватно самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение, как
в конце
действия, так и по ходу его
реализации;
К - отображать в речи
(описание, объяснение)
содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в
форме внутренней речи.

1.3 Изобразительное искусство и музыка
Древнего Египта

3

Гигантизм и неизменность канона
– примета Вечной жизни в
изобразительном
искусстве
(скульптурные
памятники,
рельефы
и
фрески).
Скульптурные памятники Египта,
их ритуальное назначение и связь
с культом умерших. Царская и

П - добывать новые знания,
находить ответы на вопросы,
используя учебник;
Р - адекватно самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение, как
в конце

частная скульптура. Стремление к действия, так и по ходу его
портретному сходству. Главные реализации;
принципы скульптурного канона.
К - отображать в речи
Рельефные
и
фресковые
(описание, объяснение)
композиции,
их
назначение.
содержание совершаемых
Наиболее популярные сюжеты. действий, как в форме громкой
Сокровища
гробницы социализированной речи, так и в
Тутанхамона. Музыка Древнего
форме внутренней речи.
Египта. Картины музыкальной
жизни в настенных изображениях
и поэтических произведениях.
1.4 Художественная культура Древней
Передней Азии

2

2.1

Особенности
художественной
П – анализировать объекты
культуры Междуречья. Эпос о
сравнивать их с изученными
Гильгамаше.
Зиккуратыпамятниками
важнейшие
архитектурные р – ставить промежуточные цели
сооружения, их внешний облик и
для достижения главной – К назначение.
Аскетизм
и
уметь отбирать языковые
красочность
архитектурных
средства для общения в
ансамблей
Вавилона. познавательном процессе урока
Изобразительное
искусство.
Рельефы
с
изображением
батальных сцен. Эпизоды из
придворной
жизни
царя.
Мозаичный штандарт из Ура.
Скульптурные
произведения.
Адоранты – изображения людей,
совершающих обряд почитания.

2

Культура античности
Искусство Древней Греции

26
14

Античное
искусство. П – искать, выделять, отбирать
Периодизация. Мифология.
информацию, преобразовывать в
Истоки
крито-микенской
таблицы и схемы

2.2

Архитектура Древнего Рима

9

культуры и ее значение. Шедевры
Р – оставлять план
эгейской архитектуры. Кносский
последовательных действий
дворец. Вазопись стиля Камарес.
К – определятьцели и функции в
Архитектура Древней Греции.
процессе обучающего
Ордерные системы: дорический,
взаимодействия
ионический
и
коринфский
ордеры. Основные типы храмов.
Ансамбль Акрополя, особенности
его
композиции,
постройки.
Искусство вазописи.
Развитие
понятие
о
«геометрическом»
стиле.
Чернофигурная и краснофигурная
росписи,
техника
нанесения
рисунка.
Эволюция скульптуры в культуре
Древней Греции. Куросы и коры
периода архаики, скульптурные
каноны Поликлета, творения
Скопаса и Праксителя. Лисипп и
Леохар – выдающиеся мастера
поздней классики. Особенности
скульптуры эллинизма.
П – анализировать объекты
Значение
древнеримской
сравнивать их с изученными
художественной культуры, ее
памятниками
периодизация.
Архитектурные р – ставить промежуточные цели
символы
римского
величия.
для достижения главной – К Римский форум, центр деловой и
уметь отбирать языковые
общественной жизни «вечного
средства для общения в
города». Пантеон – «храм всех познавательном процессе урока
богов».
Зрелищные
и
общественные
сооружения
Древнего Рима. Колизей –
величественная
зрелищная

постройка
Древнего
Рима.
Римский скульптурный портрет.
2.3 Театральное и музыкальное
искусство античности

3

3.1

Средние века
Мир византийской культуры

Рождение греческого театра. П – искать, выделять, отбирать
Выдающиеся
трагики
и информацию, преобразовывать в
комедиографы греческого театра.
таблицы и схемы
Эсхил,
Софокл,
Еврипид.
Р – оставлять план
Особенности театрализованного
последовательных действий
действа.
К – определять цели и функции
Музыкальное
искусство
в процессе обучающего
античности. Особое значение
взаимодействия
музыки в жизни общества.
Музыка как важнейшее средство
воспитания и воздействия на
нравственный мир человека.
Музыкальные
инструменты
(формингс, лира, кифара, флейта
Пана и авлос)

4

30
6

Значение культуры Византийской
П – уметь структурировать
империи. Следование античным
знания, строить различные
традициям, пролог к развитию
виды высказываний
средневековой культуры. Собор Р – инициативно сотрудничать в
Святой
Софии
в
группе
Константинополе
как К – уметь разрешать конфликты,
воплощение
идеала противоречия, принимать точку
божественного мироздания в
зрения собеседника
восточном христианстве.
Искусство мозаики и иконописи.
Основные темы и сюжеты, их
символический смысл. Мозаики

Равенны в церкви Сан Витали.
Каноничсекие
изображения
Иисуса Христа и Богоматери.
«Владимирская
Богоматерь»
Музыка
Византии.
Каноны.
Введение нотного письма.

3.2

Архитектурный облик Древней
Руси

10

Древнерусский
крестовоП – уметь структурировать
купольный
тип
храма.
знания, строить различные
Космическая, топографическая,
виды высказываний
временная символика храма.
Р – инициативно сотрудничать в
Архитектурный облик Киева –
группе
«матери
городов
русских». К – уметь разрешать конфликты,
Внешний облик и внутренне противоречия, принимать точку
убранство собора Святой Софии
зрения собеседника
в Киеве.
Архитектура
Великого
Новгорода и ее характерные
особенности. Храм Софии в
Новгороде.
Архитектура
ВладимироСуздальского
княжества.
Внешний и внутренний облик
Успенского
собора
во
Владимире.
Храм
Покрова
Богородицы на реке Нерль.
Следование
традициям
владимиро-суздальских мастеров,
обращение
к
лучшим
достижениям
западноевропейского зодчества.
Ансамбль Московского кремля.
Успенский собор как его главное
украшение.

Деревянная
архитектура
Карелии: клетский тип храма.
Музей-заповедник
«Кижи».
Основные типы деревянных
домов Карелии: брус, кошель,
глаголь. Декоративное убранство
дома Русского Севера.
3.3 Изобразительное искусство и музыка
Древней Руси

3.4 Архитектура западноевропейского
Средневековья

4

6

Икона и иконостас.
П – анализировать, сопоставлять
Мозаики и фрески Киевской
произведения, используя
Софии.
Следование
полученные ранее знания,
византийскому
канону, систематизировать полученные
выработка собственного стиля.
знания
Особенности
новгородской
Р – планировать работу в
школы живописи. Творчество группе, распределять функции
Феофана Грека.
к – строить развёрнутый ответ
Шедевры Андрея Рублева и
для презентации изученного
основные вехи его творчества.
Особенности
иконописи
Русского Севера.
Жизнь средневекового города.
Возрождение
античных
архитектурных
традиций,
создание
романского
и
готического стилей. Романский
стиль архитектуры. Основные
типы архитектурных построек:
монастырские
храмы,
феодальные замки, городские
укрепления и жилые дома.
Монастырская
базилика
как
средоточие культурной жизни
романской эпохи.

П – свободно ориентироваться в
информационных текстах, уметь
определять автора и время
создания, виды искусства и
жанр произведений
Р – оценивать результаты
деятельности партнёра и своей
К- владеть диалогической и
монологической речью

Готический собор как образ
мира.
Региональные
школы
Западной Европы (Франция,
Германия). Собор Нотр-Дам в
Париже.
3.5 Изобразительное искусство средних
веков

1

3.6 Театральное искусство и музыка
Средних веков

3

4

4.1

Культура Востока
Индия – «страна чудес»

Скульптура романского стиля и
готики, ее теснейшая связь с
архитектурой.
Искусство витража. Техника
витражной
живописи,
ее
основное назначение. Витражи
собора в Шартре.
Понятие о литургической драме и
средневековом фарсе.
П – анализировать, сопоставлять
Монодический
склад
произведения, используя
средневековой
музыкальной
полученные ранее знания,
культуры.
систематизировать полученные
знания
Раздел 4: Культура Востока
Р – планировать работу в
группе, распределять функции
К – строить развёрнутый ответ
для презентации иученного

6
2

Самобытность и неповторимость
П – отбирать и применять
художественной
культуры различные виды чтения и записи
Индии.
в тетрадях
Шедевры индийского зодчества.
Р – планировать и
Ступа в Санчи, ее назначение и
контролировать способы
особенности внешнего облика.
действия
Пещерные храмы (чайтья в
К – поиск и оценка способов
Карли)
и
храм
Кандарья действий, выбор оптимальных

Махадевы в Кхаджурохо.
Искусство живописи.
Музыкальное
и
театральное
искусство Индии.

4.2

Художественная культура Китая

4.3

Искусство Страны восходящего
солнца (Япония)

5

Своеобразие и неповторимость
П – отбирать и применять
искусства Японии. Шедевры различные виды чтения и записи
Японской
архитектуры.
в тетрадях
Философия и мифология в
Р – планировать и
садово-парковом искусстве.
контролировать способы
действия
К – поиск и оценка способов
действий, выбор оптимальных

1

Возрождение

5.1 Флоренция – колыбель итальянского
Возрождения

Значение и уникальный характер
П – отбирать и применять
китайской
художественной различные виды чтения и записи
культуры.
в тетрадях
Шедевры
архитектуры.
Р – планировать и
Воплощение мифологических и
контролировать способы
религиозно-нравственных
действия
представлений Китая в храме
К – поиск и оценка способов
Неба в Пекине. Скульптура и действий, выбор оптимальных
живопись Китая.
Пекинская
музыкальная драма.

2

24
4

Эстетика
итальянского
Возрождения.
Воплощение
идеалов
Ренессанса
в
архитектуре
Флоренции.
Флорентийское
чудо
Ф.Брунеллески – собор Санта-

П – применять смысловое
чтение, уметь выделять главную
и второстепенную информацию,
применять информацию,
полученную на уроках ИЗО,
истории, литературы, для

Мария дель Фьоре.
Скульптурные
шедевры
Донателло. Библия – главный
источник сюжетов и образов.
В мире образов С.Ботичелли.
5.2 Живопись Проторенессанса и
раннего Возрождения

5.3

Золотой век Возрождения

4

6

Выдающиеся
мастера
Проторенессанса.
Художественное переосмысление
христианской истории, светское
начало, внимание к исторической
тематике, портретному, бытовому
и
пейзажному
жанрам.
Творчество Чимабуэ. Джотто и
его фрески.
Характерные черты живописи
раннего Возрождения. Творчество
Паоло Учелло – практическое
использование правил линейной
перспективы. Обращение к
сюжетам античной мифологии
Судьба
Леонардо
да
Винчи и основные этапы его
творческой
деятельности.
Прославленные
шедевры
художника.
Микеланджело.
Скульптурные и живописные
шедевры
художника.
Отражение в них глубоких
философских
размышлений
автора о смысле жизни и
смерти.

анализа произведений живописи
Р – вносить коррективы в план
способа действий
К - управлять действиями
партнёра и собственными,
вносить необходимые
коррективы
П – применять смысловое
чтение, уметь выделять главную
и второстепенную информацию,
применять информацию,
полученную на уроках ИЗО,
истории, литературы, для
анализа произведений живописи
Р – вносить коррективы в план
способа действий
К - управлять действиями
партнёра и собственными,
вносить необходимые
коррективы

П – свободно ориентироваться в
информационных текстах, уметь
определять автора и время
создания, виды искусства и
жанр произведений
Р – оценивать результаты
деятельности партнёра и своей
К- владеть диалогической и
монологической речью

Рафаэль.
Судьба
художника и основные этапы
его творческой деятельности.
Рафаэль – певец женской
красоты.
Портретное
творчество художника.
5.4 Возрождение в Венеции

5.5 Северное Возрождение

5.6

Музыка и театр эпохи
Возрождения

Архитектурный
облик
Венеции.
Художественный
мир
Тициана и основные вехи его
творчества. Трагический мир
Тинторетто. Мифологическая
и библейская тематика.

3

5

2

Эстетика
Северного
Возрождения.
Своеобразие
национальных
традиций
французского
зодчества.
Дворец Лувр в Париже.
Гентский алтарь Яна Ван
Эйка как обобщенный образ
Вселенной, гармонии человека
с жизнь природы.
В мире художественных
фантасмагорий
Босха.
Творческие искания Брейгеля.
Мастерство Дюрера-гравера.
Музыкальная
культура
Возрождения. Роль полифонии
в
развитии
светских
и
культовых
музыкальных
жанров.
Итальянская
комедия

П – применять смысловое
чтение, уметь выделять главную
и второстепенную информацию,
применять информацию,
полученную на уроках ИЗО,
истории, литературы, для
анализа произведений живописи
Р – вносить коррективы в план
способа действий
К - управлять действиями
партнёра и собственными,
вносить необходимые
коррективы

дель
арте.
История
возникновения и значение для
дальнейшего
развития
ее
сценических традиций.
Мир человеческих чувств
и сильных страстей в театре
Шекспира.

Обобщение по курсу

П – свободно ориентироваться в
информационных текстах, уметь
определять автора и время
создания, виды искусства и
жанр произведений
Р – оценивать результаты
деятельности партнёра и своей
К- владеть диалогической и
монологической речью

2

Итого:

70

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества
как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и
привнести в него свой индивидуальный вклад.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение
культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная
компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение
достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, открытость, представление о светской этике, вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения,
формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое,
репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный
здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для
улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному
выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования,
интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание;
самостоятельность, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности,
языки культуры, культурные формы общения, культура выражения эмоций, культура родного края, мировая культ

Тематическое планирование курса
«Мировая художественная культура»
Класс: 11

№

Тема урока

Колво
часов

Планируемые образовательные результаты
Основное содержание

Формирование УУД

Художественная культура XVII-XVIII веков (30ч)

Домашнее
задание

1-2

Стилевое
многообразие
искусства XVII-XVIII веков

2

Человек и новая картина
мира.
Разграничение
понятий
«стиль»
и
«историческая эпоха» в
искусств. Возникновение
новых
стилей.
От
трагического гуманизма
эпохи Возрождения к
маньеризму и барокко,
исторические
предпосылки
возникновения.
Эпоха
Просвещения в истории
развития
искусства.
Реалистические тенденции
в
развитии
искусства
XVII-XVIII
веков.
Взаимопроникновение и
обогащение
художественных стилей.

П. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем.
Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.

3-4

Искусство маньеризма

2

Архитектура маньеризма,
ее стремление поразить
внешними эффектами и
оригинальной
манерой.
Отсутствие четких граней
между
архитектурой
маньеризма и ранним
барокко. Церковь Иль
Джезу.
Необычность творческой
манеры
Эль
Греко.
Сюжеты
Священного
Писания
–
основной
источник
творческого
вдохновения Эль Греко.

П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую
К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром

5-7

Архитектура барокко

3

Шедевры
итальянской
архитектуры
барокко.
Характерные черты стиля.
Творчество
Л.Бернини.
Площадь перед собором
Святого Петра в Риме.
Московское
барокко:
сочетание национальных
традиций
с
лучшими
достижениями
западноевропейского
барокко.
Церковь
Покрова в Филях. Церковь
Знамения Богородицы в
Дубровицах.
Архитектурные творения
В. Растрелли: Андреевская
церковь в Киеве, дворцы в
Петергофе и Царском
Селе. Собор Смольного
монастыря,
Зимний
дворец – гимн и эпилог
истории русского барокко.

П. преобразовывать информацию о
разнообразие
художественных
направлений изобразительного искусства.
Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем

8-10

Изобразительное
барокко

искусство
3

.Скульптурные шедевры
Бернини. Мастерство в
обработке
мрамора,
бронзы,
световые
эффекты,
искусство
имитации
и
воспроизведение
мельчайших
нюансов
человеческой
души.
Алтарная
композиция
«экстаз Святой Терезы».
Фонтаны в Риме.
Монументальнодекоративная живопись, ее
праздничный блеск и
бурный накал страстей.
Главные темы живописи
барокко,
торжество
Божественной
справедливости
и
прославление на небесах
Христа, Богоматери и
святых. Обращение к
античным аллегорическим
сюжетам и темам. Жанр
парадного
портрета.
Рубенс
–
«король
живописи».

Р. самостоятельно анализировать условия
достижения цели на основе учёта
выделенных
учителем
ориентиров
действия в новом учебном материале.
П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую
К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром

11-12

13-15

Классицизм
в
Западной Европы

архитектуре

Шедевры
классицизма
архитектуре России

2

в
3

Идеи
величия
и
могущества
империи,
нашедшие
образное
воплощение
в
архитектурных
сооружениях классицизма.
Прогулка по Версалю.
Новый тип дворцового
ансамбля. Архитектурные
творения К.Рена.
Архитектурный
театр»
Москвы
(В.Баженов,
М.Казаков).
«Строгий,
стройный вид» Петербурга
(Д.Трезини, К.Р осси,
О.Монферан)

Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.
П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую
К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром

16-18

19-20

. Изобразительное искусство
классицизма и рококо
3

Прославление
героического человека, его
могучего
разума,
способностей познания и
преобразования мира в
творчестве художников.
Н.Пуссен
–
основоположник
живописи
классицизма.
Скульптурные
шедевры
классицизма
Антонио
Канова – выдающийся
скульптор. Обращение к
мифологической тематике.
Портерная энциклопедия
выдающихся людей эпохи
Просвещения в творчестве
А.Гудона.
Главные темы живописи
рококо. А.Ватто.

Реалистическая
Голландии

Многообразие
жанров
реалистической живописи
Голландии.
Портретная
живопись. Бытовой жанр:
поэтизация естественного
течения
повседневной
жизни,
стремление
к
изображению гротескных
жизненных
ситуаций.
Творчество Рембрандта.

живопись
2

Р. самостоятельно анализировать условия
достижения цели на основе учёта
выделенных
учителем
ориентиров
действия в новом учебном материале.
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем
П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую

П. создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач
Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.

21-22

23-24

Русский портрет XVIII века

Музыкальная культура барокко

2

2

У
истоков
русского
портретного
искусства.
Парсуна и ее связь с
традициями иконописных
изображений. Парадные
портреты.
Творчество
И.Никитина, А.Антропова.
Необыкновенная
поэтичность
и
одухотворенность
в
творчестве
Ф.Рокотова.
Портретная
галерея
Д.Левицкого. Творчество
В.Боровиковского.
Мастера
русского
скульптурного портрета.
Гомофония – осн6овной
принцип музыки барокко.
Создание оперных школ в
Италии.
Творчество
К.Монтеверди.
Бах
и
Гендель – музыканты
барокко. Русская музыка
барокко.

Р. самостоятельно анализировать условия
достижения цели на основе учёта
выделенных
учителем
ориентиров
действия в новом учебном материале.
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем

Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.

25-26

27- 28

29-30

Композиторы
классической школы

Театральное
XVIII веков

искусство

Венской
2

XVII2

Музыка
Венской
классической школы –
высшее
выражение
эстетики
классицизма.
Глюк
и
Гайдн.
Музыкальный
мир
Моцарта.
Бетховен.
Судьба композитора и
основные
этапы
его
творчества.
Западноевропейский театр
барокко.
Золотой
век
французского
театра
классицизма. Н.Буало об
основных
принципах
драматургии классицизма.
Мольер
–
создатель
классицистической
комедии,
бытописатель.
Пути
развития
драматического театра.

Р. самостоятельно анализировать условия
достижения цели на основе учёта
выделенных
учителем
ориентиров
действия в новом учебном материале.
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем
П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую

Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.

Обобщение
по
теме
«Художественная культура XVII2
XVIII веков»
Художественная культура XIX века ( 19 ч)

31

Романтизм

1

История происхождения
термина.
Соотношение
понятий «романтика» и
«романтизм».
Исторические
корни
романтизма
и
классическая
немецкая
философия. Сложность и
противоречивость
искусства романтизма.

П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую

32-33

Изобразительное
романтизма

искусство
2

Герой
романтической
эпохи.
Портретная
живопись.
Исключительная ценность
человеческой личности, ее
порыв к неограниченной
свободе и творческому
самовыражению.
Романтический
портрет
О.Кипренского. В борьбе
со стихией. Пейзажная
живопись
романтизма.
Излюбленный
тип
романтического пейзажа.
Т.Жерико.
русская
пейзажная
живопись
романтизма.
И.К.Айвазовский. История
глазами
романтиков.
Обращение к сюжетам и
образам
средневековой
эпохи и современности.
Судьба народа родной
страны
в
творчестве
Ф.Гойи.
Экзотика
Востока в романтической
живописи. Э.Делакруа.

Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи. Уметь узнавать и
анализировать изученные произведения и
соотносить их с определенным стилем

34-35

Реализм –
стиль эпохи

художественный
2

Реализм.
Эволюция
понятия.
Особенности
толкования понятия в
широком
и
узком
смыслах.
Хронологические рамки
реализма.
Реализм
и
романтизм, их отличие и
связь.
Изобразительное
искусство
реализма.
Интерес к жизни простого
сословия.
Достижения
французских и русских
художников-реалистов.
Ф.Миле,
А.Венецианов,
И.Крамской.
Бытовые
картины жизни. Реальная
жизнь
героев
разных
общественных сословий в
творчестве П.А.Федотова.
Сочувственное отношение
к народу в творчестве
В.Г.Перова.
Мастера
реалистического пейзажа:
К.Коро,
Ф.Васильев,
И.Шишкин. история и
реальность. Цели и задачи
реалистической живописи.
Русские
мастера
исторической живописи.
Н.Ге, И.Репин, В.Суриков.

П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую
Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи. Уметь узнавать и
анализировать изученные произведения и
соотносить их с определенным стилем

36-39

«Живописцы счастья»

4

Художники
импрессионизма. «Салон
отверженных».
Э.Мане,
его
соратники
и
единомышленники.
Отличие от романтиков и
реалистов, повышенный
интерес к современности.
Художественные искания
импрессионистов. К.Моне.
Работа на пленэре. Новые
возможности
в
использовании
цвета.
Э.Дега.
О.Ренуар.
Пейзажи
впечатления.
Жизнь и человек в
произведениях
импрессионистов.
Стремление запечатлеть
малейшие изменения в
состоянии
природы,
постоянно
меняющийся
ритм
ее
жизни.
Последователи
импрессионистов.
Пуантилизм Ж.Сера и
П.Синьяка.
Постимпрессионизм
П.Сезанна, В.Ван Гога,
П.Гогена и Тулуз-Лотрека.
К.Коровин, В.Серов и
И.Грабарь
–
последователи
импрессионизма в русской
живописи.

К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем
П. осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; осуществлять
выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от
конкретных
условий;
создавать
и
преобразовывать модели и схемы для
решения задач

40-41

Многообразие
зарубежной музыки

стилей

2

Западноевропейская
музыка
романтизма.
Расширение
границ
словесной и музыкальной
изобразительности
в
творчестве
Ф.Шуберта,
р.шумана,
Ф.Шопена,
Г.Берлиоза.
Создание
программной
музыки.
Связь
музыки
с
произведениями
изобразителнього
искусства.
Ф.Лист.
Внимание
к
сфере
человеческих чувств и
переживаний. При рода и
Человек в музыкальных
произведениях
романтиков.
Воспроизведение
исторического прошлого.
Мир мистификации и
фантастики в музыке (Р.
Вагнер).
Красота
и
самобытность народного
искусства – основа для
создания
музыкальных
произведений. Песенные
циклы
Ф.Шумана.
Изменение
в
системе
музыкальных жанров.
Веризм
в
оперном
искусстве.
Музыка
импрессионизма.
К.Дебюсси и М.Равель.
Реализм
Д.Верди
и
Ж.Бизе.

Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем

42-43

44-45

Русская музыкальная культура

2

Пути
развития
западноевропейского театра
2

Русская
музыка
романтизма. М.И.глинка –
основоположник русской
музыкальной
классики.
Композиторы «Могучей
кучки».
Творчество
П.И.Чайковского
Драма В.Гюго «Эрнани» заметная веха в истории
западноевропейского
романтического
театра.
Мелодрама как наиболее
популярный
жанр
романтического театра, ее
характерные особенности.
Театр реализма. Бытовые
драмы из жизни городских
рабочих и буржуа. Э.Золя
как
теоретик
западноевропейского
театра.
Скандинавский
реалистический
театр.
Драматургия
Г.Ибсена.
Реализм и символизм в
театральном
искусстве
Англии.
Драматургия
Б.Шоу.

К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем
П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую

П. осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; осуществлять
выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от
конкретных
условий;
создавать
и
преобразовывать модели и схемы для
решения задач
Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.

46-47

48-49

Русский драматический театр

2

Театр
романтизма.
Разрушение
канонов
классицизма. Переводные
мелодрамы
–
основа
репертуара
русского
романтического
театра.
Актерское
мастерство
В.Аксеновой.
Выдающиеся
актеры
романтической
сцены:
П.Мочалов
и
В.Каратыгин.
Русский
реалистический
театр.
В.Белинский как теоретик
русского реалистического
театра.
Драматургия
А.Грибоедова, А.Пушкина
и Н.Гоголя. Актерское
мастерство М.Щепкина.
«Русский национальный
театр»
А.Островского.
Тетар второй половины
XIX века. Театр А.Чехова
и
рождение
МХТ
К.Станиславского
и
В.Немировича-Данченко.

Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем
П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую

Обобщение
темы
«Художественная культура XIX 2
века»
Художественная культура XX века (19 ч)

50-51

Искусство символизма

2

Художественные
принципы
символизма.
Идея
двойственности
мира. Символ в искусстве.
Мастера
западноевропейского
символизма.
Античные
мотивы
в
творчестве
Пюви
де
Шаванна.
Мифологический
и
сказочный мир Г.Моро.
Русский символизм в
живописи.
М.Врубель.
В.Борисов-Мусатов.
Творчество художников
«Голубой розы»

П. осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; осуществлять
выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от
конкретных
условий;
создавать
и
преобразовывать модели и схемы для
решения задач
К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром. Уметь
узнавать и анализировать изученные
произведения и соотносить их с
определенным стилем. Уметь узнавать и
анализировать изученные произведения и
соотносить их с определенным стилем

52-53

Триумф модернизма

2

От
символизма
к
модернизму.
Создание
новых
художественных
форм
и
образов,
выработка
единого
интернационального стиля
в
искусстве.
Модерн.
Триумф модернизма в
изобразительном
искусстве.
Образный
строй Г.Климта. графика
рекламных
плакатов,
театральных
афиш
и
книжных иллюстраций в
творчестве
А.ТулузЛотрека. Художественное
объединение
«Мир
искусства».
Скульптура
модерна, язык аллегорий и
символов.
Э.Бурдель.
А.Голубкина. Модерн в
декоративно-прикладном
искусстве и дизайне.

П. осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; осуществлять
выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от
конкретных
условий;
создавать
и
преобразовывать модели и схемы для
решения задач
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем

54-55

56-57

Архитектура: от
конструктивизма

модерна

до
2

Стили
и
направления
зарубежного изобразительного 2
искусства

Идеи
и
принципы
архитектуры начала XX
века. Мастера и шедевры
зарубежной архитектуры.
А.Гауди.
В.Орта.
Ле
Корбюзье. Архитектурные
достижения
России.
Русские
варианты
модерна. Архитектурные
сооружения Ф.Шехтеля в
Москве.
Особняк
А.Рябушинского – высшее
достижение
русской
архитектуры
эпохи
модерна. Модерн – база
для
формирования
и
развития
архитектуры
конструктивизма.
Творчество А.Щусева.

К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром
П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую

П. осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета; осуществлять
выбор наиболее эффективных способов
Фовизм Матисса. Кубизм
решения задач в зависимости от
Пикассо.
Сюрреализм
конкретных
условий;
создавать
и
С.Дали.
преобразовывать модели и схемы для
решения задач
К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром

58-59

60-61

Мастера русского авангарда

Зарубежная музыка

2

П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Абстракционизм
Перерабатывать
полученную
В.Кандинского.
информацию;
Преобразовывать
супрематизм К.Малевича.
информацию из одной темы в другую
«Аналитическое
искусство» П.Филонова.
К. Уметь узнавать и анализировать
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем.

2

П. создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач
Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.

Стили и направления.
Становление
национальных школ в
музыке.
Композиторы
новой Венской школы.
Искусство джаза и его
истоки. Рок- и попмузыка.

62-63

64

65-66

Русская музыка XX столетия

Зарубежный театр

Русский театр XX века

2

1

2

Традиции романтизма и
символизма в творчестве
А.Скрябина.
Глубина
проникновения в мир
человеческих чувств и
эмоций.
Музыкальное
творчество
С.Рахманинова.
Многообразие
творческого
наследия
И.Стравинского.
Композиторы советской
эпохи.
С.Прокофьев.
д.Шостакович. Феномен
массовой и бардовской
песни.

П. создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач
Р. адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение, как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
К. отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.

П. Добывать новые знания, находить
Авангард в зарубежном ответы на вопросы, используя учебник;
театральном
искусстве. Перерабатывать
полученную
Эпический театр Брехта. информацию;
Преобразовывать
Театральные
информацию из одной темы в другую
эксперименты
Питера
Брука.
К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром
П. Добывать новые знания, находить
Реформаторы
русской
ответы на вопросы, используя учебник;
театральной
сцены.
Перерабатывать
полученную
Модерн
в
балете
информацию;
Преобразовывать
М.Фокина. Театральный
информацию из одной темы в другую
авангард ВМейерхольда и
А.Таирова. современный
К. Уметь узнавать и анализировать
отечественный театр.
изученные произведения и соотносить их
с определенным стилем

67-68

Становление и рассвет мирового
кинематографа
2

Рождение и первые шаги
кинематографа. Открытие
братьев Л.и О.Люмьер.
Творчество Ж.Мельеса –
новый шаг в истории
киноискусства.
Первые
попытки
создания
звукового кино и цветного
изображения.
Выдающиеся достижения
американского
кино.
Фильмы
Д.Гриффита.
«Великий немой» и его
выдающийся
мастер
Ч.Чаплин. Киноавангард
XX
века.
Шедевры
отечественного кино.

П. Добывать новые знания, находить
ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать
полученную
информацию;
Преобразовывать
информацию из одной темы в другую
К. задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром.
Уметь
узнавать и анализировать изученные
произведения и соотносить их с
определенным стилем.

Обобщение по темам курса (2ч)
Всего 70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».