РП АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ФГОС СОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа дисциплины определяет общий объём знаний, подлежащий обязательному усвоению учащимися, и является единой для всех форм обучения. Программой
предусматривается овладение теоретическими основами и практическими навыками по рисунку и живописи.
Учебная дисциплина «академический рисунок и живопись» является дисциплиной специализации. Преподавание курса имеет практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения
необходимых практических умений программой дисциплины предусматриваются практические работы, которые рекомендуется проводить после изучения соответствующей темы.
Практическая направленность обучения обеспечивается тематикой практических работ и содержанием заданий для самостоятельной работы ученика. Практические занятия рисунком и
живописью ставят перед собой цель совершенствование навыков учащихся в художественной деятельности. В число этих навыков входят: развитие художественно-образного восприятия, наблюдения и оценки объектов действительности, осознанный выбор мотивов изображения, посильное самостоятельное оформление жизненных впечатлений в виде художественно значимых в материале - композиций, рисунков, этюдов и т.д. Овладение специфическими художественными средствами изображения развивает и обогащает образное восприятие окружающего мира, побуждает учащихся искать средства, позволяющие воплотить образы действительности в соответствующую художественную форму.
Процесс обучения навыкам изображения построен как процесс творческий. Творчество
не выносится за рамки учебного процесса как некий особый род деятельности, противопоставленный обучению, но является результатом

осуществления целостного учебно-

воспитательного процесса, результатом выполнения школьниками всей совокупности учебных задач. Уровнем овладения навыками целостной художественной деятельности определяется уровень художественно-творческого развития учащихся, которое достигается только
посредством серьезной и вдумчивой работы по всем направлениям художественной деятельности.
В соответствии с вышеизложенным следует правильно понимать структуру программы. В
ней сохранено традиционное деление на разделы «Рисунок» и «Живопись», отвечающие
принятым в средних и высших специальных учебных заведениях основным видам учебной
работы. Однако такое деление условно. Практически эти виды учебной деятельности взаимосвязаны, и в каждом из них присутствуют элементы другого: так, нельзя выполнить живописную работу, одновременно не рисуя, а в рисунке могут решаться и определенные живо-

писные задачи. Кроме того, в каждом задании по рисунку или живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, практическая работа на какую- либо тему
может быть выполнена как живописными средствами, так и графическими.
Термин «композиция» в данной программе понимается в широком смысле: не только как
выполнение сюжетно-тематического рисунка, но как сознательная деятельность по организации всех элементов с целью реализации определенного замысла, имеющего некоторое выразительно-эстетическое значение; композиционная деятельность вбирает в себя оценку, выбор, способы выражения отношения к изображаемому.
В работе по рисунку и живописи приобретаются и систематизируются навыки и знания
учащихся в области законов линейной и воздушной перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объёма и светотени.
Данная программа является примерной. Это означает, педагогу предоставляется возможность самому строить последовательность заданий и выбирать их сочетание в зависимости
от особенностей того или иного классного коллектива. На изучение курса «Академический
рисунок и живопись» в учебной программе отводится 69 часов.

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения дисциплины ученик должен:
иметь представление.
- о композиции изображения на листе определённого формата;
- о художественных приёмах изображения и дизайна;
- о лучших традициях реалистической формы рисунка;
- о законах изображения и выразительных средствах живописи, знать:
- принципы образования структуры объёма и его формообразующие элементы,
- приёмы нахождения точных пропорций;
- способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы
предмета;
- основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения;
- основы колористики и закономерности и цветовой композиции;
- пропорционально-конструктивный строй фигуры человека, её пластическую и анатомическую основу;
уметь:
- изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы
с натуры с учётом перспективных сокращений;

- определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию
предметов или их элементов и правильно компоновать на лист определённого формата;
- определять и передавать основные тоновые отношения;
- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приёмами;
- рисовать по памяти и представлению.
Изложение материала необходимо сопровождать демонстрацией примеров образной
иллюстративной графики.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Программа ориентирована на выполнение следующих видов деятельности:
• Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
• Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
творческих задач, оценивать их эффективность и качество.
• Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
• Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения творческих задач и личностного развития.
• Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
творческой деятельности.
• Ставить цели, мотивировать деятельность, организовывать и контролировать работу с
принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
• Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;
• Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
• Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.
• Проводить работу по целевому сбору, анализу, обобщению и применению подготовительного материала.
• Последовательно вести работу над композицией.
• Владеть различными приемами выполнения творческих работ (графика, аппликация,
колористическое решение).
• Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Реализация программы основана на проектной деятельности учащихся. Это совместная
учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов
проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по
реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность
на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата.
Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательноисследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Проектная работа предмета «Академический рисунок» реализуется через участие в различных детских творческих конкурсах разного уровня: муниципального, республиканского,
федерального, международного.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Цели и задачи дисциплины «Рисунок» в процессе формирования личности.
Общее знакомство с разделами программы и методами их изучения. Особенности
учебного рисунка. Отличия учебного рисунка от творческих произведений художниковпрофессионалов. Умение самостоятельно производить анализ объекта рисования и законченного рисунка. Художественные принадлежности, материалы, инструменты и оборудование
для работы над рисунком. Организация рабочего места. Правильная посадка и приёмы работы инструментами.
Воспитательный потенциал урока: повышается мотивации к дисциплине «Рисунок», развивается опыт самостоятельного анализа объекта рисования и законченного рисунка, приобретается навык творческой деятельности. Воспитывается уважительное отношения к иному
мнению и художественно-эстетическим взглядам,
Развивается навыков творческой деятельности. Приобретаются навыки творческой деятель-

ности, умение планировать свою домашнюю работу.
Раздел 1. Геометрические структуры
Тема 1.1. Изучение основ наблюдательной перспективы
Основы линейной перспективы. Закономерности перспективных сокращений плоскостей при различных точках зрения и различной удалённости от глаза наблюдателя. Главный
луч зрения. Точки схода параллельных прямых. Перспективы центральная и угловая. Принципы структурно-конструктивного рисунка. Геометрический принцип образования структуры образа. Формообразующие элементы.
Воспитательный потенциал урока: повышается внимание к изучению основ наблюдательной перспективы, развивается опыт рисования с натуры, анализирования объектов вокруг, развивается понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
повышается внимание к определению наиболее эффективных способов достижения результата. Формирует навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
Практические занятия №1
Практическая работа №1. Натюрморт, составленный из геометрических тел
Рисунок натюрморта гипсового орнамента геометрических форм и плоских геометрических фигур на плоском фоне спокойных тонов.
Размер 600х400мм
Материал: графитный карандаш
Рисунок выполнять последовательно по этапам:
- выбор точки зрения на натюрморт;
- компоновка всей группы предметов в плоскости листа определённого формата;
- выполнение линейно-конструктивного рисунка;
- светотеневое решение натюрморта
Практическая работа №2. Комбинаторика геометрических тел
Студент должен выполнить рисунок различных комбинаций геометрических тел по
воображению. При этом композиция должна изображаться как монолит. В основу рисунка
рекомендовать примеры использования архитектором геометрических форм в практике проектирования архитектурных сооружений, а также формотворчество дизайнера.
Размер бООх400мм
Материалы: тушь, уголь, соус, сангина, акварель, гуашь (по выбору ученика).
Тема 1.2. Изображение сложных форм
Развитие объёмно-пространственного мышления на основе изображения отдельных
предметов сложной формы и групп из них. Задачи композиционного размещения рисунка в

заданной плоскости листа. Анализ пластических основ конструкции сложной формы
предмета как сочетание простейших геометрических форм. Способы передачи в рисунке
тоновой информации, выражающей пластическое решение формы предмета Физические
факторы образования визуальной характеристики тона. Фазы светотени. Характер освещённости предметов. Законы распределения света в пространстве Понятия: контраст, силуэт, нюанс. Влияние цвета и фактуры предмета на светотеневые отношения. Простейшее тоновое деление пространства. Взаимовлияние предметов и фона.
Воспитательный потенциал урока: развивается опыт изображения сложных форм, повышается мотивация к изучению изобразительного искусства. развивается понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, повышается внимание к определению наиболее эффективных способов достижения результата. Воспитывается уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам. Формирует навыки
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
Практическое занятие №2
Практическая работа №3. Натюрморт, составленный из предметов домашнего обихода и труда с драпировкой
При выполнении натюрморта, составленного из предметов домашнего обихода и
труда (кухонная утварь, образцы декоративно-прикладного искусства и народного
творчества, инструменты и т.д.) ученик должен иметь представление об основных законах
психологии зрительного восприятия (восприятие предметов, находящихся в центре поля
зрения и вне зрительного центра)
В результате изучения раздела ученик должен:
-иметь представление о композиции изображения на листе определённого формата;
о принципах конструктивного рисунка; о художественных приёмах изображения и дизайна;
-знать основные законы линейной перспективы, закономерности перспективных сокращений плоскостей при различных точках зрения;
-уметь определять точные пропорции и находить взаимосвязи всех предметов постановки; использовать законы воздушной перспективы при разработке светотеневого решения; находить композиционный центр в картинной плоскости, пропорциональную зависимость предметов; строить тени на предметах, тоновую взаимосвязь предметов.
Раздел 2. Основы колористки и цветовой композиции
Тема 2.1. Знакомство с техникой живописного письма акварельными красками
Выработка практических навыков работы акварельными красками. Возможности

живописной палитры. Структура красочного слоя. Техника живописного письма «лессировками» и «по-сырому». Локальный и обусловленный цвет. Различия цвета по цветовому оттенку, насыщенности и светлоте Цветовые рефлексы.
Методика работы над живописной композицией на примере натюрморта Поиск
структурно-пластического решения натюрморта. Определение главного и второстепенного в
натюрморте. Передача движения и ритмов основных масс при построении живописной
композиции натюрморта. Изменение цветовых отношений под влиянием фактурных качеств
предметов.
Воспитательный потенциал урока: развивается опыт работы в технике акварельная живопись, повышается внимание к шедеврам изобразительного искусства. развивается понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, повышается внимание к
определению наиболее эффективных способов достижения результата. Приобретаются
навыки творческой деятельности, умение планировать свою домашнюю работу, Воспитывается уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам
Практическое занятие №3
Практическая работа №4. Натюрморт
Живопись натюрморта, составленного из 2-х, 3-х предметов с драпировкой. При выполнении работы ученик должен освоить технику живописного письма «по-сырому» и
«лессировками».
Размер: 600х400мм
Материал: акварель.
Тема 2.2. Развитие колористического мышления
Цветовой спектр. Живописность отношений ведущих цветов натуры на основе холодной и тёплой гаммы. Поиск дополнительных цветов.
Закономерности изменений состояния освещённости локального и обусловленного
цвета. Взаимное влияние цветов. Световоздушная среда.
Нюансные и контрастные цветовые отношения. Гармоничные сочетания цветов. Согласованность цветовых оттенков. Аккорд - как основной тип гармонизации цветовых отношений
Воспитательный потенциал урока: развивается опыт работы в технике акварельная
живопись, вырабатывается личностное отношение к гармонии цвета. развивается понимание
причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, повышается внимание к определению наиболее эффективных способов достижения результата. Воспитывается уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам. Формирует

навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
Практические занятия №4
Практическая работа №5. Натюрморт
Живопись натюрморта, составленного из 2-х, 3-х предметов с драпировкой в холодном колорите.
Размер: 600х400мм
Материал: акварель
Практическая работа №6. Натюрморт
Живопись натюрморта, составленного из 2-х, 3-х предметов с драпировкой в тёплом
колорите
Размер: 600х400мм
Материал: акварель.
Тема 2.3. Изучение традиций композиционной работы с цветом
Особенности работы с гуашью и темперой.
Оптические системы тональности (светлотная и световая).
Типы колористических композиций. Основные приёмы и средства для их исполнения. Подчинение изобразительных средств выражению образных задач. Понятия о некоторых приёмах, ведущих к обобщению зрительного образа, его монументолизации. Методы
материализации образной цветовой идеи в живописи и архитектуре.
Традиции композиционной работы с цветом через анализ классики и опыт своей
практической работы
Знакомство с примерами лаконично-символической композиции в монументальной
живописи и архитектуре.
Воспитательный потенциал урока: воспитывается уважение к традициям композиционной работы с цветом, повышается внимание к примерами лаконично-символической композиции в монументальной живописи и архитектуре, развивается понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, повышается внимание к определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
Практические занятия №5
Практическая работа №7. Натюрморт
Живопись натюрморта из предметов с контрастной цветовой окраской.
Натюрморт выполняется в двух вариантах:
Первый вариант представляет собой иллюзорное решение натюрморта и выполняется

акварелью: второй вариант - плоское решение композиции, выполняется гуашью.
Во время выполнения работы студент должен уделять большое внимание согласованности цветовых оттенков и их организованности в единое целое, рассматривая аккорд
основным типом гармонизации цветовых отношений.
Размер: 600х400мм Материал: акварель, гуашь.
Практическая работа №8. Натюрморт
Живопись натюрморта, составленного из предметов с различными фактурными особенностями поверхностей, с. чётко выраженными пространственными планами.
Натюрморт выполняется в двух вариантах:
-первый вариант- иллюзорное многоплановое построение композиции,
-второй вариант - композиция с разными пространственными акцентами.
Второй вариант выполняется студентом по представлению. Пространственные акценты следует рассматривать через планы. Например, передний план активный, а второй план
– пассивный и др. Оба варианта изображаются в реалистической манере. Студенту необходимо продумать условия освещённости изображаемого натюрморта. Колорит выбирать,
отталкиваясь от освещённости
Размер: 600х400мм
Материал: акварель, гуашь, темпера.
В результате изучения раздела ученик должен:
-иметь представление о законах изображения и выразительных средствах живописи;
-знать закономерности формирования цветовой композиции и колорита в живописи, типы
колористических композиций; материалы и инструменты для работы акварелью, гуашью,
темперой;
-уметь выявлять пространственные цветовые отношения и подчинять изобразительные средства решению образных задач; пользоваться техникой живописного письма акварелью, гуашью, темперой.
Раздел 3. Архитектурные детали
Тема 3.1. Круглая пластика
Основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей конструктивной
логики архитектурного сооружения. Архитектурные обломы. Анализ формы сложных предметов через характерные сечения.
Воспитательный потенциал урока: повышается внимание к архитектурным деталям,
развивается опыт рисования с натуры, развивается понимание причин успеха/неуспеха соб-

ственной учебной деятельности, повышается внимание к определению наиболее эффективных способов достижения результата. Приобретаются навыки творческой деятельности,
умение планировать свою домашнюю работу, Воспитывается уважительного отношения к
иному мнению и художественно-эстетическим взглядам. Формирует навыки взаимодействия
с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
Практическое занятие №6
Практическая работа № 9. Рисунок вазы, амфоры
Выполнение рисунка гипсовой вазы или амфоры
Размер: 600х400мм
Материал: графитный карандаш.
Тема 3.2. Рельефная архитектурная орнаментика
Логичность появления архитектурной детали, её целесообразность в конструкции и
художественно-пластическое выражение. Ритмы архитектурной орнаментики и их пропорции
Воспитательный потенциал урока: развивается опыт рисования с натуры рельефов и
барельефов. Формирует навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
Практические занятия №7
Практическая работа №10. Рисунок орнамента
Выполнение рисунка гипсового орнамента сложной формы.
Для выполнения работы провести анализ видимой формы орнамента. Пропорции большой формы и её деталей. Линейно-конструктивный рисунок с последующим введением тона.
Размер: 600х400мм
Материал: графитный карандаш
Практическая работа №11.
Зарисовка деталей городского дизайна
На одном листе выполняется 4-5 зарисовок городского дизайна. Техники выполнения
различные
Размер 600х400мм
Материал и техника выполнения различные
Тема 3.3. Элементы архитектурного ордера
Классические примеры опыта в архитектуре и строительстве предшествующих эпох.
Взаимосвязанная соразмерность всех частей архитектурного организма.

Анализ конструкции детали и целого со всех сторон (с фасада, в плане, в профиль).
Стилевые особенности, масштабность и логические закономерности частей и целого в архитектурном сооружении.
Воспитательный потенциал урока: привлекается внимание к классическим примерам
опыта в архитектуре и строительстве предшествующих эпох, развивается опыт рисования с
натуры, развивается понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
повышается внимание к определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Практические занятия №8
Практическая работа №12. Рисунок капители дорического ордера
При выполнении работы обратить внимание на взаимосвязанную соразмерность
всех частей архитектурного ордера; модель; конструкцию капители; особенности выполнения рисунка капители.
Линейно-конструктивный рисунок дорической капители с последующим введением светотени.
Размер: 600х400мм
Материал: графитный карандаш.
Практическая работа №13. Рисунок капители ионического ордера
Для выполнения работы необходимо провести: анализ конструкции капители, выявить её геометрическую основу, пропорции.
Размер; 600х400мм
Материал: графитный карандаш.
Практическая работа №14. Рисунок архитектурного сооружения
Рисунок архитектурного сооружения выполняется по заданным ортогональным
проекциям.
Размер: 600х400мм
Материал и техника выполнения различные.
В результате изучения раздела ученик должен:
иметь представление о принципах конструктивного рисунка; о лучших традициях
реалистической школы рисунка; о значении знаний, связанных с историей архитектуры и
искусства для профессиональной деятельности;
знать анализ формы, пропорций и конструкций, принципы конструктивно структурного рисунка;

уметь использовать при линейном построении архитектурных деталей характерные
сечения; распределять тона на поверхности и выявлять форму с помощью светотеневого
решения рисунка.
Раздел 4. Изображение человека
Тема 4.1. Голова человека
Анализ пропорций головы человека и её анатомических основ .Структурный стержень
объёмной формы, позволяющей анализировать видимую пластическую основу головы.
Связь внутренней костной конструкции и внешней мышечной системы в пласт головы человека. Работа мимических мышц.
Построение рисунка головы по опорным пунктам и характерным направляют линиям. Использование в построении сечений по основным плоскостям.
Воспитательный потенциал урока: развивается опыт построения головы человека с
натуры, привлекается внимание к проблеме анализа пропорций головы человека, развивается
понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, повышается внимание к определению наиболее эффективных способов достижения результата. Приобретаются
навыки творческой деятельности, умение планировать свою домашнюю работу, Воспитывается уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам
Практические занятия №9
Практическая работа №15. Рисунки черепа человека
Выполняются рисунки черепа человека в основных положениях - фас, профиль,
трехчетвертной поворот. Все рисунки компонуются на одном листе
Размер: 600х400мм
Материал: графитный карандаш.
Практическая работа №16. Рисунки гипсовых слепков деталей головы
Рисунки гипсовых деталей головы человека – нос, глаз, губа, ухо выполняются одном листе.
Размер: 750х550мм
Материал: графитный карандаш.
Практическая работа №17. Рисунок гипсовой анатомической головы человека
При выполнении рисунка необходимо учитывать связь внутренней костной; конструкции и внешней мышечной системы в пластике головы человека.
Размер: 600х400мм

Материал: графитный карандаш.
Практическая работа №18.
Рисунок гипсового слепка античной головы I сложности. Выполняется рисунок, гипсового
слепка античной головы (Дорифор, Диадумен).
Размер: 600х.400мм
Материал: графитный карандаш.
Практическая работа №19.
Рисунок гипсового слепка античной головы II сложности. Выполняется рисунок гипсового
слепка античной головы (Апоксиомен, Антиной).
Размер: 600х400мм
Материал: графитный карандаш.
Практическая работа №20.
Рисунок гипсового слепка античной головы III сложности .Выполняется рисунок гипсового
слепка античной головы (Сократ, Цезарь). Зарисовки с 2-х точек зрения. Компоновка рисунка. Линейно-конструктивное построение. Обобщение и завершение рисунка.
Размер: 600х400мм
Материал: графитный карандаш.
Тема 4.2. Фигура человека
Пропорциональный строй фигуры человека и её анатомические основы. Общий обзор
скелета. Основные комбинации мышечных групп, суставов, сухожилий. Статика и динамика
фигуры человека. Постановка фигуры в рисунке. Центр тяжести всего тела человека и его отдельных частей. Ось равновесия фигуры. Зависимость изменения пластической формы фигуры
от характера производимого движения. Определение положения фигуры человека в пространстве с учётом перспективных сокращений. Пластико-структурно-функциональные связи в конструкции человеческой фигуры.
Воспитательный потенциал урока: развивается опыт построение фигуры человека, анализирования пропорций фигуры человека, развивается понимание
причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, повышается внимание к определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Формирует навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.

Практические занятия №10
Практическая работа №21. Рисунок скелета человека.
При выполнении рисунка обратить внимание на анатомическое строение и пропорции; закономерности построения основных частей скелета, костей верхних и нижних конечностей.
Размер: 600х400мм (750x550)
Материал, графитный карандаш.
Практическая работа №22.
Рисунок гипсовой анатомической фигуры человека (Экорше).При выполнении работы студент
должен уметь поставить фигуру в рисунке, определить центр тяжести всего тела и отдельных
частей, ось равновесия фигуры.
Размер: 600х400мм (750x550)
Материал: графитный карандаш
Практическая работа №23.
Рисунок гипсовой фигуры человека. При выполнении рисунка фигуры человека (Дорифор, Геракл, Венера и т. Д.) студент должен обратить внимание на определение положения фигуры в
пространстве, изображение пропорций с учетом перспективных сокращений, на пластикоструктурно-функциональные связи в конструкции человека.
Размер: 600х400мм (750x550)
Материал: графитный карандаш
В результате изучения раздела ученик должен:
-иметь представление об анатомическом построении человеческого тела; о связи внутренней
костной конструкции и внешней мышечной системы; об основных характеристиках мышц
фигуры человека; о лучших традициях реалистической школы рисунка;
-знать этапы построения головы и фигуры человека; пропорционально-конструктивный
строй частей головы;
-уметь определять центр тяжести всего тела человека и его отдельных частей, ось равновесия
фигуры; зависимость изменения пластической формы фигуры человека от характера производимого им движения, строить голову и фигуру человека по отдельным опорным пунктам и
направляющим линиям; пользоваться сечениями по основным плоскостям; определять положение фигуры, и головы человека в пространстве с учётом перспективных сокращений.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих
в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области искусства;
Выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности,
умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за
своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
- Приобретается навык творческой деятельности
- Повышается мотивации к дисциплине «Рисунок»,
- развивается опыт самостоятельного анализа объекта рисования и законченного рисунка
- Развивается опыт работы в технике акварельная живопись,
- повышается внимание к шедеврам изобразительного искусства.
- воспитывается уважение к традициям композиционной работы с цветом,
- развивается опыт рисования с натуры рельефов и барельефов.
- Развивается навыков творческой деятельности
- Развивается умение давать объективную оценку своему труду.
Межпредметные связи учебного предмета
Изучение

данного

курса

неразрывно

связано

со

всеми

спецдисциплинами

художественно-технологического блока: «Композиция », «Технологией» (Художественным и
архитектурным проектированием), МХК. А так же с геометрией и алгеброй, через
геометрические формы и расчеты.

Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм
организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательных процесс

17

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№

те- Разделы и темы

мы

№

Кол-

Образовательные

Воспитательный

Прак-

во

результаты

циал урока

тиче-

часов

потен-

ских
работ
1

2

3

4

5
6
навык
иметь представле- Приобретается
ние о композиции творческой деятельнона сти
определён- Повышается мотивации

изображения
листе

ного формата; о к дисциплине «Рисупринципах
кон- нок», развивается опыт
ри- самостоятельного анасунка; о художе- лиза объекта рисования
ственных приёмах и законченного рисунка.
структивного

изображения и ди- Воспитывается уважительное отношения к
зайна;
знать

основные

законы

линейной

перспективы,

за-

кономерности
перспективных
Введение

сокращений плос-

Раздел 1. Геомет-

костей

рические структу-

личных

ры

зрения;

Изучение

основ

точные

перспективы Изоб-

ции

ражение

1.2

форм
Итого:

раз-

точках

уметь определять

наблюдательной

1.1

при

сложных 1,2
3

и

пропорнаходить

12

взаимосвязи всех

12

предметов поста-

24

новки;

использо-

вать законы воздушной

перспек-

иному мнению и художественноэстетическим взглядам,
Развивается

навыков

творческой

деятельно-

сти

18

Раздел 2. Основы

-иметь представле-

колористки и цве2.1

ние о законах изоб-

товой композиции

ражения и вырази-

Знакомство с тех- 4

4

тельных средствах

2.2

никой живописного 5,6

8

живописи;

2.3

письма

12

-знать закономер-

акварель- 7,8

ными красками
Развитие

стического мышления Изучение традиций

композици-

онной

работы

с

цветом. Тематическая картина.

ния цветовой композиции и колорита в живописи, типы

колористиче-

ских композиций;
материалы и инструменты для работы

акварелью,

гуашью, темперой;
-уметь

выявлять

пространственные
цветовые отношения и подчинять
изобразительные
средства решению
образных
пользоваться

задач;
тех-

никой живописного письма акварелью, гуашью, темперой.

ты в технике акварельная живопись, повышается внимание к шедеврам

ности формирова-

колори-

Развивается опыт рабо-

изобразительного

искусства.
воспитывается

уваже-

ние к традициям композиционной
цветом,

работы

с

повышается

внимание к примерами
лаконичносимволической

компо-

зиции в монументальной живописи и архитектуре.
Воспитывается
тельное

уважи-

отношения

к

иному мнению и художественноэстетическим взглядам,
Развивается

навыков

творческой

деятельно-

сти

19

Итого:

24
иметь

представ-

ление о принципах конструктивного рисунка; о
лучших традициях

реалистиче-

ской школы рисунка; о значении
знаний,

связан-

ных с историей
архитектуры
искусства

и
для

профессиональной

деятельно-

сти; знать анализ
формы, пропорций и конструкций,

принципы

конструктивноструктурного рисунка;
уметь

использо-

вать при линейном

построении

архитектурных
деталей

харак-

терные

сечения;

распределять тоРаздел 3. Архитек-

на на поверхно-

турные детали

сти и выявлять

Круглая пластика

форму

Рельефная архитек- 9

щью

3.1

турная орнаментика 10,11

3.2

Элементы архитек- 12,13,1 6

3.3

турного ордера

4

6

10

с

помо-

светотене-

вого решения рисунка.

повышается внимание к
архитектурным

дета-

лям, развивается опыт
рисования с натуры.
развивается опыт рисования с натуры рельефов и барельефов.
Развивается

навыков

творческой

деятельно-

сти

20

Итого:

22

Всего:

70

11 КЛАСС
№

те- Разделы и темы

мы

№

Кол-

Образовательные

Воспитательный

прак-

во

результаты

потенциал урока

тиче-

часов

5

6

ских
работ
1

2

3

4

21

Раздел 4. Изобра4.1

жение человека

15,16,1 42

4.2

Голова человека

7,18,19 27

Фигура человека

,20
21,22,2
3

-иметь представление об
анатомическом

построе-

нии человеческого тела; о
связи внутренней костной

конструкции

и

внешней мышечной системы; об основных характеристиках мышц фигуры человека; о лучших
традициях

реалистиче-

ской школы рисунка;
-знать этапы построения
головы и фигуры человека; пропорциональноконструктивный строй частей головы;
-уметь определять центр
тяжести всего тела человека и его отдельных частей, ось равновесия фигуры; зависимость изменения пластической формы фигуры человека от
характера производимого
им движения, строить голову и фигуру человека по
отдельным

опорным

пунктам и направляющим
линиям; пользоваться сечениями

по

плоскостям;

основным
определять

положение фигуры, и головы человека в пространстве с учётом перспективных сокращений.

развивается

опыт

построения головы
человека с натуры,
привлекается внимание к проблеме
анализа пропорций
головы человека.
развивается

опыт

построение фигуры человека, анализирования пропорций

фигуры

человека.
Развивается

уме-

ние давать объективную

оценку

своему труду.
Воспитывается
уважительное

от-

ношения к иному
мнению и художественноэстетическим
взглядам,
Развивается навыков творческой деятельности,

Вос-

питывается

само-

стоятельный

кон-

троля
учебной
ностью

за

своей
деятель-

22

Итого:
Всего:

69
69

IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ТИП, ОБЪЁМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМУ ОТЧЁТНОСТИ

№ раздела Наименование отчетной работы
1
1

Планируемый объем самостоятельной

работы
2
3
1. Практическая работа №1. Натюр- 100% объёма планируется к выполнеморт, составленный из геометриче- нию на практическом занятии
ских тел
2. Эскиз для практической работы 100% объёма планируется к выполне№2

нию за счёт часов на самостоятельную
работу

3. Практическая работа №2. Комби- 50% объёма планируется к выполнению
наторика геометрических тел

на практическом занятии, а 50% - к выполнению за счёт часов на самостоя-

тельную работу
4. Рисунок предметов домашнего 100% объёма планируется к выполнеобихода (табуретка, фигуры враще- нию за счёт часов на самостоятельную
ния - вазы, чайники и т.д.)

работу

5. Практическая работа №3. Натюр- 100% объёма планируется к выполнеморт, составленный из предметов нию на практическом занятии
домашнего обихода и труда с драпировкой
2

6. Практическая работа №4. Натюр- 100% объёма планируется к выполнеморт

нию на практическом занятии

7. Практическая работа №5. Натюр- 100% объёма планируется к выполнеморт

нию на практическом занятии

8. Практическая работа №6. Натюр- 100% объёма планируется к выполнеморт

нию на практическом занятии

23

9. Стилизация натюрморта под вит- 100% объёма планируется к выполнераж, мозаику, фреску

нию за счёт часов на самостоятельную

работу
10. Практическая работа №7. Натюр- 100% объёма планируется к выполнеморт

нию на практическом занятии

11 .Практическая работа №8. Натюр- 100% объёма планируется к выполнеморт
3

нию на практическом занятии

12. Практическая работа №9. Рису- 100% объёма планируется к выполненок вазы, амфоры

нию на практическом занятии

13. Практическая работа №10. Рису- 100% объёма планируется к выполненок орнамента

нию на практическом занятии

14. Практическая работа №11. Зари- 50% объёма планируется к выполнению
совки деталей городского дизайна

на практическом занятии, а 50% - к выполнению за счёт часов на самостоятельную работу

15. Практическая работа №12. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунок капители дорического ор-

нению на практическом занятии

дера
16 Практическая работа №13. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунок капители ионического ор-

нению на практическом занятии

дера
17 Практическая работа №14. Ри-

50% объёма планируется к выполне-

сунок архитектурного сооруже-

нию на практическом занятии, а 50% -

ния

к выполнению за счёт часов на самостоятельную работу

4

18 Практическая работа №15. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунок черепа человека

нению на практическом занятии

19. Практическая работа №16. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунки гипсовых слепков деталей

нению на практическом занятии

головы
20. Практическая работа №17. Рису-

100% объёма планируется к выпол-

нок гипсовой анатомической головы

нению на практическом занятии

человека

24

21 . Практическая работа №18. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунок гипсового слепка античной

нению на практическом занятии

головы 1-й сложности
22. Практическая работа №19. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунок гипсового слепка античной

нению на практическом занятии

головы 1.1-й сложности
23 Практическая работа №20. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунок гипсового слепка античной

нению на практическом занятии

головы 111-й сложности
24.Портрет или автопортрет

100% объёма планируется к выполнению за счёт часов на самостоя-

25. Практическая работа №21. Ри-

тельную работу
100% объёма планируется к выпол-

сунок скелета человека

нению на практическом занятии

26. Практическая работа №22. Рису- 100% объёма планируется к выполнок гипсовой анатомической фигу- нению на практическом занятии
ры человека
27. Практическая работа №23. Ри-

100% объёма планируется к выпол-

сунок гипсовой фигуры человека

нению на практическом занятии

28. Работа на изменение графических 100% объёма планируется к выполприёмов изображения человеческой нению за счёт часов на самостояфигуры при уменьшении или увели- тельную работу
чении масштаба изображения

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИКОМ ОТЧЕТНОЙ РАБОТЫ

№
п.п Оцениваемые

Метод оценки

Граничные критерии оценки

навыки
отлично

неудовлетворительно

25

1

Отношение к

Наблюдение

Все материалы пред- В отведенное для работы

работе

руководителя,

ставлены в указанный время не уложился

просмотр

ма- срок, не требуют до-

териалов

полнительного времени на завершение

2

Композиция

Проверка

Работа скомпонована Композиция листа неудач-

рисунка на ли- работы

достаточно хорошо на ная, -нарушено равновесие

сте определён-

листе

листа, много пустого, неис-

ного формата

пользованного

простран-

ства
3

Линейно-

Проверка

Линейно-

Ошибки

конструктив-

работы

конструктивное

в

линейно-

по- конструктивном построении

ное построение

строение выполнено со предметов; отсутствие уме-

рисунка

знанием законов ли- ния пользоваться законами
нейной перспективы и линейной перспективы.
пространственных
конструкций

4

Светотеневое

Проверка

предме-

Знание
законов воз- Пространство на листе не петов

решение рабо- работы

душной перспективы,. редано, объём фигур не пока-

ты

умение строить тени, зан, тени построены непрасоставляющие рисун- вильно'
ка изображены в объёме и пространстве,
тонко

проработаны

нюансы светотени

5

Качество

Проверка

Студентом проявлены Неумение

графического

работы

достаточно

профес- пользовать

студентом

возможности

выполнения

сиональные навыки в графических материалов

работы

использовании

гра-

фических материалов
(графитный

каран-

даш, тушь, уголь и
пр.)

ис-

26

V. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.В "Рисунок". Учебное пособие для студентов архитектурной специальности. - М.: Стройиздат, 2001.
2.Дейнека А.А. "Учитесь рисовать". - М: Издательство Академии художеств, 1961.
3 Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М: "Агар". 2002.
4.Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество. - М.: Стройиздат, 1979.

VI. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Дейнека А.А. "Учитесь рисовать". - М: Издательство Академии художеств, 1961.
2 Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М: "Агар". 2002.
3.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись/Учебное пособие/.-М., Высшая школа,2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».