РП КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА СОО

МОУ «Лицей №1»
ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
август, 2018
протокол №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»
_______________/А.В.Гуденко
___ августа 2018

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

Основной общеобразовательной программы среднего общего образования
Профильный уровень. Для обучающихся художественно-технологического профиля

10-11 классы

СОСТАВИТЕЛИ: КУНЕЦ О.Е.
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
ИЮНЯ 2018

___________/______________, руководитель кафедры Габучева Ю.П.
г. Петрозаводск

Пояснительная записка
Элективный курс «Компьютерная графика» предназначен для
обучающихся художественно-технологического профиля 10 и 11 классов;
имеет художественно-техническую направленность, поскольку опирается на
изучение графического редактора с использованием компьютерной техники.
Серьезной проблемой современного российского образования является
существенное ослабление естественнонаучной и технической составляющей
школьного образования. В современных условиях реализовать задачу
формирования у детей навыков технического творчества крайне
затруднительно. Необходимо создавать новые условия в сети
образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, которые
позволят внедрять новые образовательные технологии. Одним из таких
перспективных направлений является 3D моделирование.
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений
использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой
не только профессиональные художники и дизайнеры. Без компьютерной
графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа.
Предлагаемый элективный курс представляет собой углублённое изучение
отдельных тем общеобразовательных программ по информатике (работа с
графическими пакетами).
Практические задания, предлагаемые в элективном курсе, интересны и часто
непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся
и развитие творческих способностей.
Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по
информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Основой
проведения занятий служат проектно-исследовательские технологии.
Таким образом, данный курс способствует развитию познавательной
активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению
интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире
профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Актуальность данного курса заключается в следующем:
•

обучающийся научится свободно пользоваться компьютером;
освоит программное обеспечение для дальнейшего изучения в высших
учебных заведениях технического направления;

•

развитие алгоритмического мышления;

•

•

более углубленное изучение материала и дополнительная информация;

Цели:
Демонстрация
возможностей современных программных средств для
обработки графических изображений;
Знакомство с принципами работы 3D графического редактора Blender,
который является свободно распространяемой программой;
Формирование понятия безграничных возможностей создания трёхмерного
изображения
Основные задачи:
•
•

дать представление об основных возможностях создания и обработки
изображения в программе Blender;
научить создавать трёхмерные картинки, используя набор
инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;

•

ознакомить с основными операциями в 3D - среде;

•

способствовать развитию алгоритмического мышления;

•

формировать навыки работы в проектных технологиях;

•

продолжить формирование информационной культуры обучащихся;

•

профориентация обучающихся.
Общая характеристика элективного курса

Программа данного элективного курса ориентирована на систематизацию
знаний и умений по курсу информатики в части изучения информационного
моделирования. Элективный курс посвящен изучению основ создания
моделей средствами редактора трехмерной графики Blender. Курс призван
развить умения использовать трехмерные графические представления
информации в процессе обучения, предназначен для прикладного
использования обучающимися в их дальнейшей учебной деятельности.
Курс вносит значительный вклад в формирование информационного
компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является
одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как
учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и
навык работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов,
служащих приобретению учащимися информационного компонента
общеучебных умений и навыков.

Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и
уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных
упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.
Данный курс для старшего звена предназначен для общеобразовательных
учебных заведений с использованием компьютеров для реализации
моделирования и визуализации.
Планируемые результаты
В результате обучения:
учащиеся должны знать: основы графической среды Blender, структуру
инструментальной оболочки данного графического редактора;
учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические
изображения, выполнять типовые действия с объектами в среде Blender.
Результаты освоения учебного предмета «Компьютерная графика»
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных
результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам
дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают в себя
личностные, предметные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
•

•

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;

•

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам при работе с графической информацией;

•

формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.

Предметные результаты:
•
•

умение использовать терминологию моделирования;
умение работать в среде редактора 3-х мерной графики;

•

•

умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок
путем
разгруппировки-группировки
частей
моделей
и
их
модификации;
изучение возможностей среды Blender.

Метапредметные результаты:
•

•

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

•

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•

умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты
для решения учебных и творческих задач;

•

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Планируемые результаты изучения курса

К концу обучения на начальном этапе будет обеспечена готовность
обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень
их развития.
Учащийся научится:
•

•

•

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том
числе гипертекстовых;
осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса,
эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в
виде списков, таблиц, деревьев;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы, для решения задач;

•

основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой
для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

•

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;

•

устанавливать аналогии;

•

строить логическую цепь рассуждений;

•

осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

•

обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи;

•

осуществлять синтез как составление целого из частей.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
• Анализировать графические программы с точки зрения 3Dмоделирования;
анализировать
пользовательский
интерфейс
программного средства; реализовывать технологию выполнения
конкретной ситуации с помощью редактора трехмерной графики.
• Уметь передвигаться по 3D пространству помощью клавиш.
• Уметь центрировать, перемещать вращать, масштабировать объектизменять размеры объектов Блендер, создавать сложные графические
объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
• Работать с мэш-объектами среды трехмерного моделирования.
определять инструменты графического редактора для выполнения
базовых операций по созданию моделей.
• Включать соответствующий режим: редактирование вершин, либо
ребер, либо граней, изменять размеры граней, рёбер.
• Использовать инструмент Экструдирования, способы сглаживания
объектов, уметь применять их при необходимости.
• Выделять в сложных графических объектах простые (графические
примитивы); планировать работу по конструированию сложных
графических объектов из простых.
• Создавать объекты с использованием инструмента подразделения.
• Использовать инструмент Spin для создания моделей.
• Объяснять что такое «модификатор», применять этот инструмент для
создания моделей.
• Использовать возможности трехмерного редактора для добавления 3D
– текста.

• Создавать объекты с использованием различных модификаторов.
• Изменять цвет объекта, настройку прозрачности.
• Анализировать графические программы с точки зрения 3Dмоделирования;
анализировать
пользовательский
интерфейс
программного средства;
реализовывать технологию выполнения
конкретной ситуации с помощью редактора трехмерной графики.
• Выбирать и определять графические программы для работы с
трехмерной графикой; выбирать и загружать нужную программу.
• Ориентироваться в типовом интерфейсе; пользоваться меню,
различными панелями программы;
использовать возможности
программы для различных операций с объектами.

Содержание программы элективного курса (1-й год обучения)
Раздел 1. Основы работы в программе Blender (12 ч).
Знакомство с программой Blender. 3D графика. Демонстрация возможностей,
элементы интерфейса программы Blender. Структура окна программы.
Панели инструментов. Основные операции с документами. Примитивы,
работа с ними. Выравнивание и группировка объектов. Сохранение сцены.
Внедрение в сцену объектов. Простая визуализация и сохранение растровой
картинки.
Учащиеся должны знать: назначение программы Blender, интерфейс,
инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с
документами, основы обработки изображений.
Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для
создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой,
выполнять основные действия с документами (создание, открытие,
сохранение и т.д.), работать с примитивами, делать необходимые настройки,
соединять объекты, выполнять различные эффекты примитивов, выполнять
монтаж изображений.
Раздел 2. Простое моделирование (23 ч).
Добавление объектов. Режимы объектный и редактирования. Клонирование
объектов. Экструдирование (выдавливание) в Blender. Назначение и
настройка модификаторов.
Добавление материала. Свойства материала. Текстуры в Blender.
Учащиеся должны знать: правила работы с модификаторами, логическую
операцию Boolean.
Учащиеся должны уметь: применять различные эффекты, создавать
необходимые настройки этих инструментов.
Содержание программы элективного курса (2-й год обучения)
Основы моделирования (10 часов)
Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального
редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент
деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и
поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание
поверхности.

Учащиеся должны знать: правила создания фаски
Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать объекты при помощи
инструментов деформации, вращения, кручения.
Моделирование с помощью сплайнов (12 ч).
Основы создания сплайнов. Создание трёхмерных объектов на основе
сплайнов. Модификатор Lathe. Модификатор Bevel. Универсальные
встроенные механизмы рендеринга. Система частиц и их взаимодействие.
Физика объектов.
Учащиеся должны знать: понятие сплайнов, трёхмерный объект.
Учащиеся должны уметь: создавать
оптимизировать, сохранять и внедрять.

и

редактировать

сплайны,

Раздел 5. Анимация (13 ч).
Знакомство с модулем анимирования. Создание анимации. Кадры анимации,
операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание
промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Практическая
работа «Диван». Создание проекта. Защита проекта. Подведение итогов.
Учащиеся должны знать: понятие анимации, кадра, алгоритм организации
анимации.
Учащиеся должны уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по
алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Содержание программы компьютерной графики предусматривает связь
изучаемого материала с жизнью, будущими личными профессиональными
планами учащихся. Воспитывает и развивает интерес к новым технологиям,
которые используются в сфере современного искусства. Таким образом,
используя компьютерные программы для работы с изображениями, учащихся
развивают логическое и последовательное мышление, умение планировать и
анализировать действия, воспитывают усидчивость, стремление к
самопознанию, самооценке, самовоспитании и саморазвитии.

Учебный предмет способствует развитию самостоятельности, личной
ответственности, усидчивости, позволяющих учиться, действовать и
эффективно трудиться. обеспечивает учащимся широкий культурный
кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие
способностей,
индивидуальности
детей,
формирование
духовнонравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями
преобразовательной, проектной деятельности человека, воспитание
самостоятельной работы, воспитание чувства прекрасного и формирование
эстетического вкуса. На уроках компьютерной графики обогащаюется и
усложняется словарный запас; усложняются смысловые функции речи;
усиливаются коммуникативные свойства речи;
учащиеся овладевают
художественными образами, выразительными свойствами языка; обучаются
анализу, выделению главного, сравнению, построению аналогий, обобщению
и систематизации, доказательству и опровержению, определению и
объяснению понятий, постановке и разрешению проблем; развитие
глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости
различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи; развивается
овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими
двигательными
действиями,
развивается
двигательная
сноровка,
соразмеримость движения и т.п.
При изучении компьютерной графики на качественно новом уровне
формируется культура умственного труда и такие важные общечеловеческие
характеристики, как умение планировать свою работу, рационально ее
выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным
процессом ее выполнения. Приобретение опыта создания художественного
образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных,
в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным
образом в синтетических искусствах (театр и кино); Приобретение опыта
работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая
фотография,
видеозапись,
компьютерная
графика,
мультипликация и анимация);

Межпредметные связи учебного предмета
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика»,
учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для
визуализации научных и прикладных исследований в различных областях
знаний. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье,
мультимедиа-презентации. Компьютерной графике присущ значительный
образовательный потенциал. Благодаря компьютерной графике и анимации
возможна реализация математических, физических, биологических и других
процессов, которые можно показать с помощью создания моделей различных
научных экспериментов для наглядной демонстрации изучаемого явления,
процесса.Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса
«Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования,
анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности. не мало
важна связь компьютерной графики с предметами изобразительного
искусства профильного класса (дизайн, композиция, изо, архитектурная
графика) и информатики.

Тематическое планирование учебного материала с определением
основных видов деятельности
Коли
Планируемые образовательные результаты
чест
во
Тема урока
УУД, которые будут
Основное
часо
сформированы
содержание
в
1-й год обучения
I. Основы работы в программе Blender.
12
Введение
Практическа
я
работа
«Снеговик».
Практическа
я
работа
«Пирамидка»

Личностные УУД
Правила
поведения
в
компьютерном
классе
и
этические нормы работы с
информацией коллективного
пользования
и
личной
информацией обучающегося.
Формирование
умений
соотносить
поступки
и

Знакомство
с
программой Blender.
Демонстрация
возможностей,
элементы
интерфейса Blender.
Основы
обработки
изображений.
Примитивы.
Ориентация в 3D-

события
с
принятыми
этическими
принципами,
выделять нравственный аспект
поведения при работе с любой
информацией
и
при
использовании компьютерной
техники
коллективного
пользования. Формирование
устойчивой
учебнопознавательной
мотивации
учения.
Регулятивные УУД
Система
заданий,
целью
которых
является
формирование у обучающихся
умений ставить учебные цели;
использовать внешний план
для решения поставленной
задачи; планировать свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации;
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль; сличать
результат с эталоном (целью);
вносить
коррективы
в
действия
в
случае
расхождения
результата
решения задачи с ранее
поставленной целью.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные
действия
Поиск
и
выделение
необходимой информации в
справочном разделе учебников
(выдержки из справочников,
энциклопедий,
Интернетсайтов с указанием источников
информации, в том числе

пространстве,
перемещение
и
изменение объектов
в Blender.
Выравнивание,
группировка
и
сохранение объектов.
Простая
визуализация
и
сохранение
растровой картинки.

адресов
сайтов),
в
гипертекстовых документах,
входящих
в
состав
методического комплекта, а
также в других источниках
информации;
Знаково-символическое
моделирование:
составление
знаковосимволических
моделей,
пространственно-графических
моделей реальных объектов;
опорные конспекты – знаковосимволические модели.
анализ графических объектов,
отбор необходимой текстовой
и графической информации;
II. Простое моделирование. (23 часа)
Практическа
я
работа
«Лампа
Практическа
я
работа
«Банан»
Практическа
я
работа
«Бриллиант»
Практическа
я
работа
«План
квартиры»
Практическа
я
работа
“Слон”.

Личностные УУД
Формирование
устойчивой
учебно-познавательной
мотивации учения.
Регулятивные УУД
Система
заданий,
целью
которых
является
формирование у обучающихся
умений ставить учебные цели;
использовать внешний план
для решения поставленной
задачи; планировать свои
действия в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями её реализации;
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль; сличать
результат с эталоном (целью);
вносить
коррективы
в
действия
в
случае

Добавление
объектов.
Режимы объектный и
редактирования
Экструдирование
(выдавливание)
в
Blender.
Сглаживание
объектов в Blender
Экструдирование
(выдавливание)
в
Blender
Подразделение
(subdivide) в Blender
Инструмент
Spin
(вращение)
Модификаторы
в
Blender. Логические
операции Boolean.
Базовые
приемы
работы с текстом в
Blender

Практическа
я
работа
«Яблоко»
Практическа
я
работа
«Логотип»
Практическа
я
работа
«Бокал»
Практическа
я
работа
“Материалы
”
Практическа
я
работа
“Текстуры ”

расхождения
результата Модификаторы
в
решения задачи с ранее Blender. Mirror –
поставленной целью.
зеркальное
отображение
Познавательные УУД
Модификаторы
в
Blender.
Общеучебные универсальные Array – массив
действия
Добавление
материала. Свойства
Знаково-символическое
материала
моделирование:
Текстуры в Blender.
составление
знаковосимволических
моделей,
пространственно-графических
моделей реальных объектов;
использование
готовых
графических
моделей
процессов для решения задач;
опорные конспекты – знаковосимволические модели.

Практическа
я
работа
“Куб”

анализ графических объектов,
отбор необходимой текстовой
и графической информации;

Практическа
я
работа
“Зонтик”

работа
с
различными
справочными
информационными
источниками;
постановка и формулировка
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности для решения
проблем
творческого
характера: создание различных
информационных объектов с
использованием
свободного
программного обеспечения.
Коммуникативные УУД
Выполнение

практических

заданий,
предполагающих
работу в парах, практических
работ,
предполагающих
групповую работу.
2-й год обучения
I. Основы моделирования (10 часов)
Личностные УУД
Практическа
Формирование
устойчивой
я
работа
учебно-познавательной
«Колонны»
мотивации учения.
Практическа
Познавательные УУД
я работа
«Игральные
составление
знаковокости»
символических
моделей,
пространственно-графических
моделей реальных объектов;

Управление
элементами
через
меню программы.
Построение сложных
геометрических
фигур, орнаментов.
Инструменты
нарезки и удаления.
Клонирование
и
внедрение в сцену
объектов из других
файлов.

анализ графических объектов,
отбор необходимой текстовой
и графической информации;
работа
с
различными
справочными
информационными
источниками;
постановка и формулировка
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности для решения
проблем
творческого
характера: создание различных
информационных объектов с
использованием
свободного
программного обеспечения.
II. Моделирование с помощью сплайнов
Практическа
Личностные УУД
я работа “
Формирование
устойчивой
Модификато
учебно-познавательной
ры ”
мотивации учения.
Практическа
Познавательные УУД
я работа “

(12 часов)
Создание
трёхмерных объектов
на основе сплайнов.
Модификатор Lathe.
Модификатор Bevel.

Моделирова
ние
ювелирных
изделий ”

составление
знаковосимволических
моделей,
пространственно-графических
моделей реальных объектов;

Практическа
я работа
«Клубника»

анализ графических объектов,
отбор необходимой текстовой
и графической информации;
работа
с
различными
справочными
информационными
источниками;
постановка и формулировка
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности для решения
проблем
творческого
характера: создание различных
информационных объектов с
использованием
свободного
программного обеспечения.
Коммуникативные УУД
Выполнение
практических
заданий, предполагающих работу
в парах, практических работ,
предполагающих
групповую
работу.

III. Анимация (12 часов)

Практическа
я
работа
«Диван»
Самостоятел
ьный проект.

Личностные УУД

Анимирование.
Сохранение
Формирование
устойчивой анимации.
учебно-познавательной
Анимация.
Кадры,
мотивации учения.
операции
над
кадрами.
Познавательные УУД
составление
знаковосимволических
моделей,
пространственно-графических

моделей реальных объектов;
анализ графических объектов,
отбор необходимой текстовой
и графической информации;
работа
с
различными
справочными
информационными
источниками;
постановка и формулировка
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности для решения
проблем
творческого
характера: создание различных
информационных объектов с
использованием
свободного
программного обеспечения.
Методические пособия для учителя:
Автор: James Chronister – Blender Basics Учебное
Перевод: Юлия Корбут, Юрий Азовцев с.153

пособие

3-е

издание

Автор(ы): В. Большаков, А. Бочков «Основы 3D-моделирования. Изучаем
работу в AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor»
Автор(ы): В. П. Большаков, В. Т. Тозик, А. В. Чагина «Инженерная и
компьютерная графика»
Программное обеспечение
1.Система трехмерного моделирования Blender
Ресурсы Internet:
1. http://programishka.ru,
2. http://younglinux.info/book/export/html/72,
3. http://blender-3d.ru,
4. http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-th_edition
H
Y
P
E


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».