био5-9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биология

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Требований к результатам
освоения

основной

образовательной программы основного общего образования.

Фундаментального ядра содержания общего образования, программы по биологии для
основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством Л.Н.
Сухоруковой линии «Сферы» (6 -9 классы). С 2019-2020 учебного года - на основе
авторской программы под руководством В.И.Сивоглазова и А.А.Плешакова (5 классы). В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного
развития

и воспитания личности

формирования

универсальных

формирование

российской

гражданина

учебных

России.

действий

гражданской

Программы

(УУД), которые

идентичности,

овладение

развития

и

обеспечивают
ключевыми

компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся,
коммуникативных качеств личности.
Биология

как

общеобразовательная

дисциплина

рассматривает

взаимосвязи

организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании
устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе,
зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей
природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания
биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и
природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их
компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного
здоровья. Одной из главных задач биологического образования
является

формирование

в основной

школе

у подрастающего поколения представления о ценности

здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в
обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении
разнообразия живых организмов для человека.
Рассмотрение

фактического

материала

на основе

положений

экологии

и

эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии —
эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирования.
Содержание

разных

разделов

курса

биологии

помогает

учащимся осознать

тесную

взаимосвязь

естественных

и

гуманитарных дисциплин,

природы

и

общества.
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и
развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов
учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия,
позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать
познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные
результаты в практической деятельности.
Цели биологического

образования

в основной

школе формулируются на

нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на
уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы
получения

информации

подростков).

Наиболее

порождают

ряд особенностей

продуктивными

с

развития

современных

точки зрения решения задач развития

подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо

этого,

глобальные

цели

формулируются

с

учётом

рассмотрения

биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому
они являются наиболее общими и социально значимыми.
С

учётом

вышеназванных

подходов

глобальными

целями

биологического

образования являются:
•

социализация

отношений,

обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных

обеспечивающая

включение

учащихся

в ту или иную группу или

общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы;
•

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)

ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей

ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного

отношения

к

живой природе;
•

развитие познавательных

мотивов, направленных

на получение знаний о

живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами
изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•

овладение

ключевыми

компетентностями:

учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой
•

формирование у обучающихся познавательной культуры, ос в а и ва е мой

в

процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Место биологии в учебном плане
Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5–9 классы) разработана в
соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных
часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч
в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Результаты освоения рабочей программы базового курса биологии
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и
способность

обучающихся

сформированность
деятельности,

к саморазвитию

и личностному

самоопределению,

их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

системы

значимых

социальных

и

межличностных

отношений,

ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и
строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1)

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;

усвоение

гуманистических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
дол- га перед Родиной;
2)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению
траектории

образования

на

базе

дальнейшей

ориентировки

в

индивидуальной

мире

профессий и

профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3)

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность

познавательных интересов и мотивов, направленных на

изучение живой природы; интеллектуальных умений

(доказывать,

строить

рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым
объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и
миролюбия;
7)

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных,
экологических и экономических особенностей;
8)

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
9)

формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных
обучающимися

межпредметных

понятий

и

универсальных

учебных

действий

(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в
учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и

осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
педагогами

и

сверстниками,

к

проектированию и построению

с

индивидуальной

образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

1)

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,

включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации:

3)
находить

биологическую

информацию

учебника,

научно-популярной

в

литературе,

различных

источниках

биологических

(тексте

словарях

и

справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4)

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы

решения

учебных и познавательных задач;
5)

умение соотносить

осуществлять

свои действия

контроль своей деятельности

определять способы действий в рамках

с планируемыми

результатами,

в процессе достижения результата,

предложенных

условий

и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6)

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7)

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях

и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8)

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;
9)

умение осознанно

использовать

речевые средства для дискуссии

и

аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11)

формирование

и развитие

компетентности

в области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для
данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
видах

отношений,

владение

научной

терминологией,

ключевыми

типах

и

понятиями,

методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1)

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её

развития для формирования естественно-научной картины мира;
2) формирование
биологических

первоначальных

объектах,

процессах,

систематизированных представлений о

явлениях, закономерностях,

об основных

биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего
живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
приобретение

3)

проведения

опыта использования

несложных

биологических

методов биологической науки и

экспериментов

для

изучения

живых

организмов;
4)

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований

в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать

5)

последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека;

умение выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание
необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6)

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли

человека в природе, родства общности происхождения и эволюции

растений

и

животных;
7)

овладение

методами

биологической

науки; наблюдение

биологических объектов и процессов; постановка биологических
объяснение их результатов;

и описание

экспериментов

и

8)

формирование представлений о значении биологических наук в решении

локальных и глобальных экологических проблем, необходимости

рационального

природопользования;
9)

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».