Пояснительная записка Биология Курс Биология 10—11 классы. Базовый уровень является завершающим курсом, для которого содержание курса школьной биологии основной школы является базой для изучения биологических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе. Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части «Биология» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Цели изучения биологии на ступени среднего общего образования. Цели биологического образования в старшей школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. на уровне требования к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями. в том числе изменением социальной ситуации развития- ростом информационных перегрузок, изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: -социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя ее норм, ценностей, ориентаций осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; -приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. -ориентация в системе этических норм и ценностей относительно методов. результатов и достижений современной биологической науки; -развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания -овладение учебно-познавательными и смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а так же методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований; -формирование экологического сознания, ценностного отношения к природе и человеку. Развитие целеполагания для базового и профильного уровней состоит в том, что на базовом уровне цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни, то на профильном уровне основная цель состоит в подготовке старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, формировании у них элементарных умений и навыков, необходимых для продолжения биологического образования в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а также объема биологических знаний, достаточного для продолжения образования и самообразования Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе: • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы; • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности; • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира; • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность; • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона. Результаты освоения рабочей программы базового курса биология Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения: 1. Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. 2. Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении; 3. Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; 4. Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ. 5. Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова); 6.Приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл; 7. Характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни; 8. Объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека; 9. Характеризовать основные этапы происхождения человека. 10. Пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.); 11. Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; 12. Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества. 13. Объяснять специфику биологии как науки; Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; Характеризовать основные уровни организации живого; Объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы; 14. Характеризовать основные положения клеточной теории; Перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов; 15. Характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка; характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток; 16. Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты; 17. Объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение; объяснять причины многообразия живых организмов; объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов; 18. Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством; находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. 19. Применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности; применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды). Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; 2. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете); – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 1. Самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения; делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; 2. Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; – преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; – представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; – понимать систему взглядов и интересов человека; – владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования. 3.Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника. 4.Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: 1. При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения); 2.Понимать систему взглядов и интересов человека; 3. Толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов,находить компромиссы. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Личностные результаты: Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах являются следующие: 1. Осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.); 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта; 3. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования; – приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; – учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; – учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования; 4. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, умение оценивать: – риск взаимоотношений человека и природы – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в конце глав.