био10-11база

Пояснительная записка
Биология
Курс Биология 10—11 классы. Базовый уровень является завершающим курсом, для
которого содержание курса школьной биологии основной школы является базой для
изучения биологических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и
профильной дифференциации в старшей школе.
Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части
«Биология» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития
гражданина России.
Цели изучения биологии на ступени среднего общего образования.
Цели биологического образования в старшей школе формируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. на уровне требования к
результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического
образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными
требованиями. в том числе изменением социальной ситуации развития- ростом
информационных перегрузок, изменением характера и способа общения и социальных
взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей
развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач
развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
-социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя ее
норм, ценностей, ориентаций осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
-ориентация в системе этических норм и ценностей относительно методов. результатов
и достижений современной биологической науки;
-развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к
изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания
-овладение учебно-познавательными и смысловыми компетенциями для формирования
познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а так же методологией
биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
-формирование экологического сознания, ценностного отношения к природе и
человеку.
Развитие целеполагания для базового и профильного уровней состоит в том, что на
базовом уровне цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры,
научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни,
то на профильном уровне основная цель состоит в подготовке старшеклассников к будущей
профессиональной деятельности, формировании у них элементарных умений и навыков,
необходимых для продолжения биологического образования в высших учебных заведениях
соответствующего профиля, а также объема биологических знаний, достаточного для
продолжения образования и самообразования
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
• формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на
понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части
природы, продукта эволюции живой природы;

• формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового
образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
• приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности,
опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
• воспитание гражданской ответственности и правового самосознания,
самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную
созидательную экологическую деятельность;
• создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной
образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному
самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями
региона.
Результаты освоения рабочей программы базового курса биология
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются
следующие умения:
1. Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении
биологии в
жизни человека и общества.
2. Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
3. Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи
питания в экосистемах;
4. Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
5. Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной
теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории
эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);
6.Приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их
биологический смысл;
7. Характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
8. Объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения
человека;
9. Характеризовать основные этапы происхождения человека.
10. Пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
11. Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
12. Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для
организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды
обитания человечества.
13. Объяснять специфику биологии как науки;
Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и
объяснять их;
Характеризовать основные уровни организации живого;
Объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
14. Характеризовать основные положения клеточной теории;
Перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств
живых организмов;
15. Характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза,
энергетического обмена и биосинтеза белка;
характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

16. Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
17. Объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное
значение;
объяснять причины многообразия живых организмов;
объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
18. Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы
устранения этих противоречий;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
19. Применять биологические знания для организации и планирования собственного
здорового образа жизни и деятельности;
применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности
(профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений
окружающей среды).
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
2. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1. Самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и
определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по
самостоятельно выбранной образовательной траектории;
2. Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников,
в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной
образовательной траектории;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации;
– представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством
самообразования.
3.Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника.
4.Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках
элементов технологии продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
1. При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
2.Понимать систему взглядов и интересов человека;
3. Толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов,находить
компромиссы.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Личностные результаты:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах
являются следующие:
1. Осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать
противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения;
учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере
расширения своего жизненного опыта;
3. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного)
образования;
– приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
– учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
– учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования;
4. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок.
Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также
важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские
задачи и задания в конце глав.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».