био10-11угл

Пояснительная записка
Биология (Углубленный уровень)
Курс биология
10—11 классы. Программа по биологии составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования на профильном уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета
- организационно-планирующая
функция
предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на
профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о
живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает
сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях
организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет
знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и
умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе,
обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических
исследований, значимых для будущего биолога.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на
профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи
отличительные
особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с
которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного
познания. Клетка. Организм. Вид.
Экосистемы.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (26 часов) для более
широкого использования наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения
современных педагогических технологий.
Цели и задачи.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на
профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении,
многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция,
вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и
современных исследованиях в биологической науке;
• овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические
исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно
оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие
умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и
соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане.
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для
образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии
выделено 210 часов, в том числе в 10 классе - 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе - 105
часов (3 часа в неделю).

Результаты освоения рабочей программы углубленного курса биологии
Основные предметные результаты обучения биологии:
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так
и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:
– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная
предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей,
способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для
изучаемой предметной области;
– умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний

Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются
следующие умения:
1. Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении
биологии в
жизни человека и общества.
2. Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
3. Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи
питания в экосистемах;
4. Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
5. Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной
теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории
эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);
6.Приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их
биологический смысл;
7. Характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
8. Объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения
человека;
9. Характеризовать основные этапы происхождения человека.
10. Пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
11. Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
12. Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для
организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды
обитания человечества.
13. Объяснять специфику биологии как науки;
Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и
объяснять их;
Характеризовать основные уровни организации живого;
Объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
14. Характеризовать основные положения клеточной теории;
Перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств
живых организмов;
15. Характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза,
энергетического обмена и биосинтеза белка;
характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
16. Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
17. Объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное
значение;
объяснять причины многообразия живых организмов;
объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
18. Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы
устранения этих противоречий;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
19. Применять биологические знания для организации и планирования собственного
здорового образа жизни и деятельности;

применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности
(профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений
окружающей среды).
Метапредметные результаты:
1. 1.Умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по
которым можно определить, что цель достигнута;
2. 2.Умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
соображениях этики и морали;
3. Умение ставить и формулировать
деятельности и жизненных ситуациях;

собственные

задачи

в

в
на

образовательной

4. Умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели,сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
5.Владение навыками искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе,осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
6.Умение. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках
7.Владение навыками находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
8.Умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

учитывая

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

9.Владение навыками осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
10. При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
11.Умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального

и комбинированного взаимодействия;
12.Умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
13.Владение навыками распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Личностные результаты отражают:
1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
2. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому и психологическому здоровью;
3.Неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
4.Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. Готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
6. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7. Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
8.Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

9. Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
10. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
11. Экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов;
умения
и
навыки
разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
12. Эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».