гео5-9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
География
Курс География 5-9 классы. Базовый уровень. Рабочая программа 5-9 классы для
основной школы представлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта

общего

образования,

требований

к

результатам

освоения

основной

образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра
содержания общего образования.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской
гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями. Составляющими основу
для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного , личностного
и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как
общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие
сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация,
экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей
культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса
географии

для

основной

школы,

насыщенное

экологическими,

этнографическими,

социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает
учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы
и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет,
содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и
гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное

представление

о

географической

среде

как

среде

обитания

(жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями
жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и

общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных
природно-общественных

территориальных

развивающихся по определенным законам.

систем,

формирующихся

и

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации
учащихся.
Результаты освоения рабочей программы базового курса географии
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
-

понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее
роли в решении современных практических задач человечества и глобальных
проблем;

-

представление о современной географической научной картине мира и владение
основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и
базовых понятий);

-

умение работать с разными источниками географической информации;

-

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических

объектов и явлений;
-

картографическая грамотность;

-

владение элементарными практическими умениями применять приборы и
инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды;

-

умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий,
оценивать их последствия;

-

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на
определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

-

умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по
географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
-

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-

гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;

-

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
-

готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности,
формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
-

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;

-

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий;

-

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями
о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и
культуры, социального взаимодействия;

-

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки

других людей;
-

умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо,
заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения

Личностные результаты:
1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4. формирование уважительного отношения к культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни

в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения

в чрезвычайных

ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через
освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности
эстетического характера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».