Пояснительная записка к рабочей программе по немецкому языку как второму иностранному для 10 - 11 классов Предлагаемая программа по немецкому языку как второму иностранному предназначена для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС, Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ «Лицей 1» г. Петрозаводска, Примерных программ по учебным предметам/ Иностранный язык/5-9 классы/ Стандарты второго поколения, с учетом авторской и рабочей программы по немецкому языку: Аверин М.М. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы / пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. – М.: Просвещение. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 5-9 классов под редакцией М.М. Аверина. Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского и ориентирован на европейские уровни языковых компетенций. УМК рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год) и позволяет для 5-6 классов выйти на уровень А1 европейских языковых компетенций, УМК для 7- 9 классов – на уровень А2. Согласно базисному (образовательному) плану МОУ «Лицей 1» всего на изучение второго иностранного языка в средней школе в гуманитарных классах выделяется 1 час в неделю (35 часов в год). Обучение начинается с 5 и продолжается до 11 класса. Однако в переходный период по введению изучения второго иностранного языка обучение начинается также с 10 класса. Поэтому тематическое планирование составляется с учетом года обучения немецкому языку в каждом классе. В данных условиях обучения предполагается достижение уровня А1+ европейских языковых компетенций после 7 года обучения (11 класс). Цель изучения немецкого языка в современной школе — формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, развитие межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. Содержание обучения включает следующие компоненты: 1) предметное содержание речи (темы, ситуации); 2) коммуникативные умения: — в области аудирования, чтения, говорения, письменной речи; — языковые знания и навыки; 3) социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения; 4) компенсаторные умения 5) общеучебные умения и универсальные способы деятельности 6) специальные учебные умения. Предметное содержание речи 1. Межличностные взаимоотношения в семье, межличностные отношения со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и характеристики человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода, покупки. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание. 4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. 6. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. 7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), столицы и крупные города, достопримечательности, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Отбор содержания в условиях сокращения учебного времени проводится с учетом необходимости и достаточности для достижения поставленной цели обучения с учетом возрастных особенностей учащихся, сферой их интересов и межпредметных связей, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся по усвоению учебного материала, а также в соотнесении с опытом изучения первого ИЯ – английского. Работа над грамматикой вписывается в контекст коммуникативной деятельности учащихся и подчиняется решению речевых задач. В соответствии с принципом коммуникативной направленности обучения предъявление и активизация грамматических форм включается в речевую деятельность. Поэтому в рекомендациях чаще встречаются понятия речевые образцы и грамматические структуры. Тренировка речевых образцов последовательно проводится через процесс общения. Программа определяет личностные, метапредметные и предметные результаты изучении немецкого языка в школе.