лит5-9

1. Пояснительная записка.
Актуальность
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного
Стандарта основного общего образования по литературе. Данная программа является программой
базового уровня.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и
национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика
литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры:
литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в
художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к
нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие
работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления
школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные
ориентиры.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы,
закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования
необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и
выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений
читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы.
Цель:
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение
и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова; поэтапное,
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст; создание собственного текста.
Задачи:
- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания
- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа)
- овладеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения

- приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их
с духовно-нравственными ценностями других народов
- сформировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке
- уметь интерпретировать изученные литературные произведения
- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, освоить осмысленное чтение и
адекватное восприятие
- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог
- уметь писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически
воспринимать произведения литературы
- идентифицировать русские слова в их эстетической функции, роль изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- определять проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу
своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности.
-овладеть умением понимать и применять полученную информацию при выполнении заданийовладеть приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, приёмами сравнения и
анализа поведения героя-овладеть умением включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
проявляя инициативу и активность
-овладеть умением работы в группе
-овладеть умением формулировать свои затруднения, предлагать свою помощь и сотрудничество
-овладеть умением слушать собеседника. Договариваться о совместной деятельности, приходить к
общему решению
-совершенствовать духовно-нравственные качества
- воспитать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов
- уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Возраст:
5-9 классы
Количество часов:
Примерный учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение
литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 часов, в том числе: в 5 классе —
105ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».