1. Пояснительная записка. Актуальность Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта основного общего образования по литературе. Данная программа является программой базового уровня. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Цель: Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; создание собственного текста. Задачи: - понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы - понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания - уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений - определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа) - овладеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения - приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов - сформировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке - уметь интерпретировать изученные литературные произведения - понимать авторскую позицию и своё отношение к ней - воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, освоить осмысленное чтение и адекватное восприятие - уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог - уметь писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы - понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы - идентифицировать русские слова в их эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. - определять проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. -овладеть умением понимать и применять полученную информацию при выполнении заданийовладеть приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, приёмами сравнения и анализа поведения героя-овладеть умением включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявляя инициативу и активность -овладеть умением работы в группе -овладеть умением формулировать свои затруднения, предлагать свою помощь и сотрудничество -овладеть умением слушать собеседника. Договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению -совершенствовать духовно-нравственные качества - воспитать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов - уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Возраст: 5-9 классы Количество часов: Примерный учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 часов, в том числе: в 5 классе — 105ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч. 1