лит10-11уг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном
уровне.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании
его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется
сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу
курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,
позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и
современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания
по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки
прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком
знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными
способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В
процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный
контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и
внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у
школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять
различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской
литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. Изучение литературы на профильном
уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений,
сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала, традиционно
изучаемого в курсе 10–11 класса. Пятичасовой курс литературы призван помочь
учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета
"Литература", обеспечить преемственность ступеней образования (школа – вуз
гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в
гуманитарной области.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с
Программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного
произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы
эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными
критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их
высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние
на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а
также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной
литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого
поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся,
воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
−
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
−
Выразительное чтение.
−
Различные виды пересказа.
−
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
−
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру.
−
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
−
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
−
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
−
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование
художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств
и историей.
−
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента.
−
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание
сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».