ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физике разработана на основе нормативных документов: ▪ ФГОС ООО; ▪ Образовательная программа основного общего образования; ▪ Федеральный базисный учебный план для основного общего образования; ▪ Программа курса «Физика. 7-9 класс»: Авторы В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. М.: Просвещение, 2017; ▪ Учебно-методический комплект «Сферы»: Физика 7-9 класс, авторы В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира. Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники: ▪ Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В.В., Ломаченков ИЛ.., Панебратцев ЮЛ. ▪ Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В.В., Ломаченков ИЛ., Панебратцев ЮЛ. ▪ Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В.В., Ломаченков НА., Панебратцев ЮЛ. В основу серии учебников «Сферы» положена идея организации учебновоспитательного процесса в информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов учебно-методического комплекта на бумажных и электронных носителях и включает следующие ти пы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, задачник. Однако это не означает, что все указанные ресурсы должны быть использованы учителем в обязательном порядке при проведении урока на соответствующую тему. Учитель имеет право выстраивать собственную модель проведения урока. При этом он может использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению и в том порядке и объёме, которые он считает рациональными и приемлемыми, сообразуясь с собственным опытом, подготовленностью и познавательной активностью учащихся. Это относится, в том числе и к проведению практических работ. Общая характеристика учебного предмета Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Цели изучения физики Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей: ▪ освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; ▪ овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; ▪ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; ▪ воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; ▪ применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные задачи данной рабочей программы: ▪ сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, ▪ использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; ▪ представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; ▪ применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; ▪ научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность: ▪ использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; ▪ формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; ▪ овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; ▪ приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: ▪ владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; ▪ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: ▪ владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: ▪ организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. На изучение учебного предмета отводится: 7 класс – по 2 часа в неделю, 70 часов в год; 8 класс – по 2 часа в неделю, 70 часов в год; 9 класс – по 3 часа в неделю, 105 часов в год.