физ7-9угл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике разработана на основе нормативных документов:
▪ ФГОС ООО;
▪ Образовательная программа основного общего образования;
▪ Федеральный базисный учебный план для основного общего образования;
▪ Программа курса «Физика. 7-9 класс»: Авторы В.В. Белага, И.А. Ломаченков,
Ю.А. Панебратцев. М.: Просвещение, 2017;
▪ Учебно-методический комплект «Сферы»: Физика 7-9 класс, авторы В.В. Белага,
И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев.
Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического
принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования
целостного представления о физической картине мира.
Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:
▪ Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.
Белага В.В., Ломаченков ИЛ.., Панебратцев ЮЛ.
▪ Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.
Белага В.В., Ломаченков ИЛ., Панебратцев ЮЛ.
▪ Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.
Белага В.В., Ломаченков НА., Панебратцев ЮЛ.
В основу серии учебников «Сферы» положена идея организации учебновоспитательного процесса в информационно-образовательной среде, которая
представляет собой систему взаимосвязанных компонентов учебно-методического
комплекта на бумажных и электронных носителях и включает следующие ти пы
учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику,
тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, задачник. Однако это не
означает, что все указанные ресурсы должны быть использованы учителем в
обязательном порядке при проведении урока на соответствующую тему. Учитель
имеет право выстраивать собственную модель проведения урока. При этом он может
использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению и в том порядке и объёме,
которые он считает рациональными и приемлемыми, сообразуясь с собственным
опытом, подготовленностью и познавательной активностью учащихся. Это относится,
в том числе и к проведению практических работ.
Общая характеристика учебного предмета
Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание
следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного
познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление
школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех
разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и
физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в
том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе
рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:
механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы,
знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и
повседневной жизни.
При изучении физики в 7-9 классах на профильном уровне отводится большее
количество учебных часов на выполнение лабораторных работ, решение задач (в том
числе повышенного уровня сложности), повторение изученного материала. Продолжается
более глубокое изучение физических явлений, первоначальные сведения о которых были
получены в рамках изучения ЭК «Физика» в 5-6 классе.
В содержание курса 8 класса включена тема Геометрическая оптика. Это связано с
тем, что многие олимпиадные и конкурсные работы в 8 классе содержат задания на
знание основных законов оптики.
В содержание курса 9 класса включены темы: Кинематика, Законы Ньютона, законы
сохранения. Именно в 9 классе решение задач данных тем возможно при использовании
более сложного математического аппарата, чем в 7 и 8 классах.
Кроме этого в рамках подготовки обучающихся в итоговой аттестации в содержание
курса 9 класса добавлен лабораторный практикум.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
▪ освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой
основе представлений о физической картине мира;
▪ овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений
или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения
разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших
технических устройств, для решения физических задач;
▪ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении
физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий;
▪ воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
▪ применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи данной рабочей программы:
▪ сформировать умения проводить наблюдения природных явлений,
▪ использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
▪ представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
▪ применять полученные знания для объяснения разнообразных природных
явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств,
для решения физических задач;

▪ научить использовать полученные знания и умения для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
▪ Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего
образования являются:
Познавательная деятельность:
▪ использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
▪ формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
▪ овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;
▪ приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
▪ владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
▪ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
▪ Рефлексивная деятельность:
▪ владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий:
▪ организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.
На изучение учебного предмета отводится:
7 класс – по 4 часа в неделю, 140 часов в год;
8 класс – по 3 часа в неделю, 105 часов в год;
9 класс – по 4 часа в неделю, 140 часов в год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».