ЭКФиз5-6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта
основного общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и
науки от 17.12.2010 года № 1897); закона РФ об образовании №3266-1 от 10.07.1992 года;
примерной программы по физике, рекомендованной Министерством образования и науки
РФ; авторских программ А.Е. Гуревича «Физика. Химия. 5-6 классы» и «Введение в
естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы».
Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания
общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного
общего образования.
Целью курса является формирование у школьников знаний об объектах природы, их
многообразии и единстве, пропедевтика основ естественно- научных знаний, подготовка к
углубленному восприятию материала на второй ступени обучения; получение учащимися
представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных
умений, связанных с выполнением учебного исследования, развитие мышления учащихся.
Задачи курса:
1. Ознакомить учащихся с методами научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы.
2. Первичное формирование представления о механических, тепловых, электромагнитных
и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
3. Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов (линейки, мензурки, динамометра, термометра и др.).
4. Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета
ЭК «Физика» — интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого
рассматриваются пути познания человеком природы.
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
▪ пропедевтика основ физики;
▪ получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
лабораторного эксперимента (исследования);
▪ формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла (в частности, к физике).
Введение физики на ранней стадии обучения в 5—6 классах требует изменения как
формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое
внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям.
Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки
различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество
качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно
способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его
изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и
запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений
научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и
природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные
(всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления
привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и

деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о
природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной,
практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с
обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный
потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших
подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически
обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся
сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и
показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые
человек использует в своей практической деятельности.
Выполняя пропедевтическую роль, курс содержит системные, а не отрывочные
знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и
основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру
курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.
В курсе даются первые представления о таких понятиях как «масса»,
«взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула», «химический элемент».
Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить
первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее
движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы,
относительно устойчивые, но в тоже время динамичные. Нарушение этой динамической
устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой
идеи важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественно-научных областей знания основана на
представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение
учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую, и практическую деятельность
является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и
умения, становления ответственности как черты личности.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход),
личностно- ориентированные (проектно-исследовательское обучение, индивидуализации
и дифференциации).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Место учебного предмета ЭК «Физика» в учебном плане лицея:
Программа имеет объем 70 часов.
Предмет изучается в 5-м классе в объеме 35 часов в год (1час в неделю), изучается в 6-м
классе в объеме 35 часов в год (1час в неделю).
В связи с тем, что на изучение отводится всего 1 час в неделю, из авторской программы
для изучения в 5 классе выбраны разделы:
▪ Введение
▪ Тело и вещество.
▪ Взаимодействие тел.
▪ Механические явления.
Причем, большее внимание уделяется изучению разделов «Тело и вещество» и
«Взаимодействие тел», так как это позволит подготовить учащихся к изучению физики в 7
классе и создаст основу для более детального и глубокого изучения материала. Для
изучения в 6 классе выбраны разделы:
▪ Тепловые явления.
▪ Электромагнитные явления.

▪
▪
▪
▪

Световые явления.
Атмосфера. Атмосферное давление.
Простые механизмы.
Работа. Энергия.

Учебно- методический комплекс
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Введение в естественно- научные предметы.
Естествознание. Физика. Химия. 5- 6 классы. Методическое пособие.- М.: Дрофа,2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».