Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов Рабочая программа по физической культуре составлена учителями физической культуры МОУ «Лицей № 1» республики Карелии г. Петрозаводска Казаковой О. В., Емельяновой Е. Е., Лери И.С. для 1-4 х классов на основе Примерной программы « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 класс» В.И. Лях, А.А. Зданевича (м.: Просвещение, 2011). Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник: «Мой друг- физкультура 1-4 классы», 2011,В.И. Лях. В соответствии В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка заменяется на лыжную подготовку, элементы самбо внесен в раздел гимнастики с элементами акробатики), опорный прыжок на полосу препятствий с элементами гимнастики) и 13 часов на плавательный всеобуч (плавание) из вариативной части. В программу включен блок образовательной программы по физической культуре раздел «Самбо», для 2-4 классов предложена в качестве дополнительного материала содержания образовательной области «Физическая культура». Приказ Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту РК №308 от 25 августа 2015 г., Приказ Министерства Образования РК №1137 от 25 августа 2015 г., МОУ «Лицей №1» является пилотной общеобразовательной организацией в Республике Карелия, по тестированию элементов самбо, как регионального компонента в качестве дополнительного норматива при выполнении норм Комплекса ГТО в Республике Карелия. В вариативную часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденного. Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается во втором классе со второго полугодия. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод . По окончанию начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе « Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Цель: Способствовать всестороннему гармоническому развитию детей, развивать разнообразные двигательные умения и навыки, формировать физически культурную личность. Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. 1 Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам. Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в этом возрасте. Задачи физической культуры в начальной школе (1-4 классы) Образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе (1-4 классы) строится так, чтобы были решены следующие задачи: • на укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выбор устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; • овладение школой движений; • развитие координационных и кондиционных способностей (силы, быстроты); • формирование о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитии двигательных способностей; • выработку представлений об основных видах спорта; • применение самостраховки при неожиданном падении (на улице, катке, дома, в школе); • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми. Место курса в учебном плане Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчета 3ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе -99 ч, во 2 классе – 102ч, в 3 классе – 102ч, в 4 классе – 102ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Министерство Образования и Науки от 30 августа 2014г. № 889. В приказе было указанно «Третий час учебного предмета» Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Рабочая программа рассчитана на 405ч на четыре года обучения (по 3ч в неделю). В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе. Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в начальной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными результатами. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в 2 познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Выпускник научится: • • • • • • • • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса; выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приемы; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастические маты, гимнастическое бревно); выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса); выполнять кувырок назад, вперед с самостраховкой, выполнять падение на спину, на бок с самостраховкой через партнёра; выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Выпускник получит возможность научиться: • • • • • • • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам; плавать, в том числе спортивными способами; применение самостраховки при неожиданном падении (на улице, катке, дома, в школе); использование полученных умений и навыков для успешной сдачи норм ГТО; выполнять передвижения на лыжах. Содержание программного материала Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля Естественные основы 1-2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека. Обучить безопасному падению и самостраховке. 3-4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Обучить безопасному падению и самостраховке. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц. 3 Социально-психологические основы 1-2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Выявление задатков и способностей у детей. 3-4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами с изменением амплитуды. Выявление задатков и способностей у детей. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качает. Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля 1-2 классы, Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей. Подвижные игры (элементы волейбола и баскетбола) 1-4 классы. Названия и правила игр, обучить различным играм и эстафетам с элементами волейбола и баскетбола, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения соревнований, правила игр и технику безопасности. Гимнастика с элементами акробатики 1-4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц. Элементы самбо 2-4 классы. Правила техники безопасности, форму одежды на занятия, правила личной гигиены. Выполнять элементы с самостраховкой с партнёром и без. Использование полученных умений и навыков для успешной сдачи норм ГТО. Легкая атлетика 1-2 классы. П о н я т и я : короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях. 3-4 классы. П о н я т и я : эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в ярыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках. Лыжная подготовка 1-2 классы. Ознакомление с правилами обращение с лыжным инвентарем , обучение основным строевым приемам с лыжами. 4 3-4 классы. Освоение техники лыжных ходов, выработка необходимых качеств -ловкости, силы, быстроты, выносливости. Плавание 2 класс. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом и «кролем на груди. 5