физк1-4

Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа по физической культуре составлена учителями физической культуры
МОУ «Лицей № 1» республики Карелии г. Петрозаводска Казаковой О. В., Емельяновой Е. Е., Лери
И.С. для 1-4 х классов на основе Примерной программы
« Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1-4 класс» В.И. Лях, А.А. Зданевича (м.: Просвещение, 2011).
Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать
учебник: «Мой друг- физкультура 1-4 классы», 2011,В.И. Лях.
В соответствии В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части –
базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным
компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка заменяется на
лыжную подготовку, элементы самбо внесен в раздел гимнастики с элементами акробатики),
опорный прыжок на полосу препятствий с элементами гимнастики) и 13 часов на плавательный
всеобуч (плавание) из вариативной части.
В программу включен блок образовательной программы по физической культуре раздел
«Самбо», для 2-4 классов предложена в качестве дополнительного материала содержания
образовательной области «Физическая культура».
Приказ Министерство по делам молодежи,
физической культуре и спорту РК №308 от 25 августа 2015 г., Приказ Министерства Образования РК
№1137 от 25 августа 2015 г., МОУ «Лицей №1» является пилотной общеобразовательной
организацией в Республике Карелия, по тестированию элементов самбо, как регионального
компонента в качестве дополнительного норматива при выполнении норм Комплекса ГТО в
Республике Карелия.
В вариативную часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе
баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденного.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание
учащихся. Оценивание учащихся начинается во втором классе со второго полугодия. Отличительной
особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод .
По окончанию начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности
не ниже результатов, приведенных в разделе « Демонстрировать», что соответствует обязательному
минимуму содержания образования.
Цель:
Способствовать всестороннему гармоническому развитию детей, развивать разнообразные
двигательные умения и навыки, формировать физически культурную личность.
Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании
средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

1

Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным
умениям и навыкам. Основные физические способности и функциональные возможности можно
эффективно повысить именно в этом возрасте.

Задачи физической культуры в начальной школе (1-4 классы)
Образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе (1-4 классы)
строится так, чтобы были решены следующие задачи:
• на укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия,
содействие гармоническому развитию, выбор устойчивости к неблагоприятным условиям
внешней среды;
•
овладение школой движений;
•
развитие координационных и кондиционных способностей (силы, быстроты);
•
формирование о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние
здоровья, работоспособности и развитии двигательных способностей;
•
выработку представлений об основных видах спорта;
•
применение
самостраховки
при
неожиданном
падении
(на
улице,
катке, дома, в школе);
•
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
Место курса в учебном плане

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчета 3ч в неделю (всего 405 ч): в 1
классе -99 ч, во 2 классе – 102ч, в 3 классе – 102ч, в 4 классе – 102ч. Третий час на преподавание
учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Министерство Образования и
Науки от 30 августа 2014г. № 889. В приказе было указанно «Третий час учебного предмета»
Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических
качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 405ч на четыре года обучения (по 3ч в неделю). В соответствии
с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной
школе.

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые
результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной
школе.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в
начальной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное
— конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в
2

познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения
содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала
других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках
образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической
подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что
соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Выпускник научится:
•

•
•
•
•
•
•
•

выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на
развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных
физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина,
гимнастические маты, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
выполнять кувырок назад, вперед с самостраховкой, выполнять падение на спину, на бок с
самостраховкой через партнёра;
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.

Выпускник получит возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
•

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
плавать, в том числе спортивными способами;
применение самостраховки при неожиданном падении (на улице,
катке, дома, в школе);
использование полученных умений и навыков для успешной сдачи норм ГТО;
выполнять передвижения на лыжах.
Содержание программного материала

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
1-2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение
в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при
движениях и передвижениях человека. Обучить безопасному падению и самостраховке.
3-4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении
упражнений. Обучить безопасному падению и самостраховке. Выполнение основных движений с
различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.

3

Социально-психологические основы
1-2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и
режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием.
Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Выявление задатков и способностей
у детей.
3-4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их
выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими
упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами с изменением
амплитуды. Выявление задатков и способностей у детей. Контроль за правильностью выполнения
физических упражнений и тестирования физических качает.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
1-2 классы, Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения
пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и
напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей.
Подвижные игры (элементы волейбола и баскетбола)
1-4 классы. Названия и правила игр, обучить различным играм и эстафетам с элементами
волейбола и баскетбола, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения
соревнований, правила игр и технику безопасности.
Гимнастика с элементами акробатики
1-4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время
занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и
расслабления мышц.
Элементы самбо
2-4 классы. Правила техники безопасности, форму одежды на занятия, правила личной
гигиены. Выполнять элементы с самостраховкой с партнёром и без. Использование полученных
умений и навыков для успешной сдачи норм ГТО.
Легкая атлетика
1-2 классы. П о н я т и я : короткая дистанция, бег на скорость, бег на
выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках
в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
3-4 классы. П о н я т и я : эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт»,
«Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований
в ярыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.

Лыжная подготовка
1-2 классы. Ознакомление с правилами обращение с лыжным инвентарем , обучение
основным строевым приемам с лыжами.
4

3-4 классы. Освоение техники лыжных ходов, выработка необходимых качеств -ловкости, силы,
быстроты, выносливости.
Плавание

2 класс. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна;
упражнения на всплывание; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных
дистанций: произвольным способом и «кролем на груди.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».