физк5-9

Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа по физической культуре составлена учителями физической
культуры МОУ «Лицей № 1» республики Карелии г. Петрозаводска для 5-9 классов на
основе федерального Государственного компонента . Программа разработана в целях
конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и
метапредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана, с учетом введения 3 часа, на основе «Примерной
программы по учебным предметам Физическая культура 5-9 классов «Стандарты второго
поколения»; (В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований
Федерального образовательного стандарта.
В соответствии с ФГОС учебный предмет «Физическая культура» вводится как
обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры
(2001)

основой

образования

по

физической

культуре

является

двигательная

(физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием
физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение
данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические
качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные
действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества,
формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая
программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической
культуре»

(информационный

(физкультурной)
«Физическое

компонент

деятельности»
совершенствование»

деятельности),

(операциональный

«Способы

компонент

(процессуально-мотивационный

двигательной
деятельности),
компонент

деятельности.
Рабочий программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от
04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 21.04.2011 г.);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление
Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 30.08.2010 г.);
1

- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от
19.05.1998 г. № 1235;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки
РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р;
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов».
Цель:
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию личности посредством формирования физической культуры личности
школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки
в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
- потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими
упражнениями и техническими действиями базовых видов спорта;

2

- овладение системой знаний о физической культуре как способе формирования здорового
образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетенции в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах
занятий физическими упражнениями.
Содержание учебного предмета
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А.
А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). В соответствии с ФБУПП учебный предмет
«Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его
преподавание отводится105 часов в год. Для прохождения программы в учебном процессе
можно использовать учебник: Лях В. П., Зданевич А. А. Физическая культура. 5-9 кл.:
учебник для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение,
2011.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две
части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с
федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент – кроссовая
подготовка. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету
«Физическая культура». Базовый компонент составляет основу общегосударственного
стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативная
часть включает в себя программный материал по спортивным играм.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических
сведений можно выделять время, как в процессе уроков, так и отдельно один час в
четверти. Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела,
так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся
должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов,
приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму
содержания образования. По окончании средней школы учащийся сдает
дифференцированный зачет.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в
основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее —
частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными
и
личностными
результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на
базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и
в реальной повседневной жизни учащихся.

3

Ученик научится:
–
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
–
выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
–
выполнять организующие строевые команды и приемы;
–
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
–
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина,
гимнастические маты, гимнастическое бревно);
–
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча
разного веса);
–
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности;
–
выполнять классические ходы и «коньковый» ход.
Ученик получит возможность научиться:
•
•
•
•

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол, брэйндбол и волейбол по упрощенным правилам;
выполнять передвижения на лыжах.
Общая характеристика учебного курса по физической культуре.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и
вариативной. Программный материал Комплексной программы В.И. Ляха в 5 классах
рассчитан на 105 часов в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая
культура» отводится 105 часов (35 учебных недель). На основании этого вариативная
часть увеличена на 8 часов (27 часов).
В соответствии В.И. Ляха программный материал делится на две части – базовую и
вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным
компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка заменяется
на лыжную подготовку, опорный прыжок на полосу препятствий с элементами
гимнастики) .
В вариативную часть включает в себя программный материал по подвижным играм
на основе баскетбола. Для повышения двигательной активности широко применяется
игровой и соревновательный методы, каждый третий час планируется в форме урокаигры, соревнования.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов
спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами:
«Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры»,
«Лыжная подготовка».
4

Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков. Важной
особенностью образовательного процесса основной школе является оценивание учащихся.
Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию раздела, так и по мере освоения
умений и навыков. По окончанию основной школы учащийся должен показать уровень
физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе
«Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания
образования.
Место учебного курса в учебном плане.
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчета 3 часа в неделю: в 5
классе – 105 часов. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая
культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. Третий час
учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения двигательной
активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем
физического воспитания.
Содержание курса физической культуры
Знания о физической культуре
1. Оздоровительные системы физического воспитания
2. Спортивная подготовка
Способы двигательной физкультурной деятельности
1.

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

2. Оценка эффективности
самоконтроль)

занятий

физической

культурой

(самонаблюдение

и

Физическое совершенствование
1. Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой (комплексы
упражнений на регулирование массы тела, индивидуальные комплексы ОРУ на развитие
координации движений и гибкости)
2. Упражнения в системе занятий атлетической гимнастикой (юноши)
3. Упражнения в системе занятий аэробикой (девушки)
4. Упражнения в системе спортивной подготовки:
- гимнастика с основами акробатики;
- лёгкая атлетика;
- спортивные игры (баскетбол, волейбол);
- упражнения общеразвивающей направленности;
- кроссовая подготовка.

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».