Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов Рабочая программа по физической культуре составлена учителями физической культуры МОУ «Лицей № 1» республики Карелии г. Петрозаводска для 5-9 классов на основе федерального Государственного компонента . Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и метапредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа разработана, с учетом введения 3 часа, на основе «Примерной программы по учебным предметам Физическая культура 5-9 классов «Стандарты второго поколения»; (В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Федерального образовательного стандарта. В соответствии с ФГОС учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год. Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность. В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный (физкультурной) «Физическое компонент деятельности» совершенствование» деятельности), (операциональный «Способы компонент (процессуально-мотивационный двигательной деятельности), компонент деятельности. Рабочий программа составлена с учетом следующих нормативных документов: - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 21.04.2011 г.); - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751; - Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 30.08.2010 г.); 1 - Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235; - Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р; - О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499; - О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р; – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; – Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; – Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; – Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; – Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; - Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Цель: Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов: - развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; - воспитание бережного отношения к собственному здоровью; - потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; - овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и техническими действиями базовых видов спорта; 2 - овладение системой знаний о физической культуре как способе формирования здорового образа жизни и социальных ориентаций; - приобретение компетенции в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Содержание учебного предмета Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится105 часов в год. Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать учебник: Лях В. П., Зданевич А. А. Физическая культура. 5-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2011. В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент – кроссовая подготовка. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время, как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти. Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании средней школы учащийся сдает дифференцированный зачет. Планируемые предметные результаты освоения ООП Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. 3 Ученик научится: – выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса; – выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; – выполнять организующие строевые команды и приемы; – выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); – выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастические маты, гимнастическое бревно); – выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса); – выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности; – выполнять классические ходы и «коньковый» ход. Ученик получит возможность научиться: • • • • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; играть в баскетбол, футбол, брэйндбол и волейбол по упрощенным правилам; выполнять передвижения на лыжах. Общая характеристика учебного курса по физической культуре. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Программный материал Комплексной программы В.И. Ляха в 5 классах рассчитан на 105 часов в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая культура» отводится 105 часов (35 учебных недель). На основании этого вариативная часть увеличена на 8 часов (27 часов). В соответствии В.И. Ляха программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка заменяется на лыжную подготовку, опорный прыжок на полосу препятствий с элементами гимнастики) . В вариативную часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Для повышения двигательной активности широко применяется игровой и соревновательный методы, каждый третий час планируется в форме урокаигры, соревнования. Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка». 4 Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков. Важной особенностью образовательного процесса основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончанию основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Место учебного курса в учебном плане. Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчета 3 часа в неделю: в 5 классе – 105 часов. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. Третий час учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. Содержание курса физической культуры Знания о физической культуре 1. Оздоровительные системы физического воспитания 2. Спортивная подготовка Способы двигательной физкультурной деятельности 1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. 2. Оценка эффективности самоконтроль) занятий физической культурой (самонаблюдение и Физическое совершенствование 1. Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой (комплексы упражнений на регулирование массы тела, индивидуальные комплексы ОРУ на развитие координации движений и гибкости) 2. Упражнения в системе занятий атлетической гимнастикой (юноши) 3. Упражнения в системе занятий аэробикой (девушки) 4. Упражнения в системе спортивной подготовки: - гимнастика с основами акробатики; - лёгкая атлетика; - спортивные игры (баскетбол, волейбол); - упражнения общеразвивающей направленности; - кроссовая подготовка. 5 6