ЭК_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_ООО_5

Рабочая программа
по элективному курсу по обществознанию
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу по обществознанию для 5 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №
273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ от 6 октября 2009 г. №373 или Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
• программы основного общего образования по обществознанию и авторской
программы Л. Н. Боголюбова;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных школах, утвержденный Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность"
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено
актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются
элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти
вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и
несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст
условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры,
формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в
начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие
социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в
расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально
значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой
жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся
расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию осуществляется во взаимосвязи с
содержанием
программ
дополнительного
образования,
деятельностью
детских
общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой
работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям,
наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного
предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На
первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое
изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы,
1

помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи
обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с
собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами, и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в
обществе. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому
поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных
социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных
технологий, их сочетание с традиционными методиками.
1. Описание места учебного предмета, курса в
учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов и отражает базовый уровень
подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем
образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
2. Общие

цели
основного
общего
образования с учётом специфики учебного
предмета «Обществознание»
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов
реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс
интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые,
этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей.
Цели обучения:
1. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных
ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических
и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования, и самообразования;
4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для
участия в жизни гражданского общества и государства;
5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения
2

своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому
образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван
решить следующие задачи:
⎯ создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта
практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной
деятельности);
⎯ способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном
уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения
гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях
социальных альтернатив);
⎯ помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного
взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
⎯ содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте
(член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
⎯ обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной
информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе
(городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной
практики, в том числе включенной в содержание курса;
⎯ предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через
включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут
быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения
(называния), правильного употребления в различном контексте в процессе
ориентировки в социальной информации;
⎯ помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных
способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное
взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
⎯ предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях
и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей
и перспектив допрофессиональной подготовки.

3. Личностные,

метапредметные и предметные
результаты
освоения
учебного
предмета
«Обществознание»
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения
программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими.

3

Личностные
результаты:

•

•
•

•

Метапредметн
ые
результаты:

•
•

•

•

Предметные
результаты:

•

•

•

•

•

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего
и других народов, толерантность.
способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),
использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
овладение целостными представлениями об историческом пути народов
своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления
жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата:

•

Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий, соотносить
индивидуальные и общественные ценности,

⎯ Использовать социальную информацию, полученную от членов семьи, осуществляют

мини-исследование с помощью соцопроса, работать с интернет-источниками,
4

⎯ Применять личный опыт для решения познавательных задач, давать оценку

поведению сверстников и своему поведению, извлекать информацию из
фотографической наглядности, давать оценку социальному явлению, обсуждать
проблемы в классе, вырабатывать оптимальные способы социального поведения,
сравнивать, выявлять особенности гендерного поведения, приводить аргументы
⎯ Оценивать межличностные отношения, применять личный опыт и опыт родителей для

решения познавательных задач, сравнивать и анализировать социальную
информацию, давать оценку явлениям социальной жизни, делать выводы,
классифицировать, готовить сообщение на заданную тему, использовать внеурочную
деятельность в учебных целях
⎯ Использование знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики

его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления
личности;
⎯ Осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на

примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
⎯ Сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов

жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
⎯ Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные

виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
социальных параметров личности;
⎯ Характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и

конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
⎯ Демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами

коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания
человека и общества;
⎯ Проводить несложные социологические исследования;
⎯ Адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества,

получаемую из различных источников; различать факты и мнения в потоке
информации;
⎯ Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; распознавать и

различать явления духовной культуры; находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа; видеть различные точки зрения в вопросах ценностного
выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение;
•

Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, особенности
России как многонационального государства описывать государственные символы;
характеризовать основные обязанности граждан РФ; показывать на конкретных
5

примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества
проявления толерантности.
•

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ, ответственность
за нарушение законов; на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать
в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;

•

Использовать основные обществоведческие термины;

•

Анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы и экономическую информацию, получаемую из
неадаптированных источников;

Проблемное обучение, видео-технологии, игровые технологии,
школьная лекция с
элементами беседы, образное повествование, работа в группах и в парах, дискуссия, тренинг,
ролевые и ситуативные игры, проектная деятельность, работа с таблицами и схемами,
самостоятельная работа с документами и текстом учебника, эвристическая и повторительнообобщающая беседа и др.Одним из методов, повышающих творческую активность
учащихся, является проектная деятельность.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне основного общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект
реализуется самим обучающимися или группой учащихся

Планируемые результаты:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
–
использовать
элементы
исследовательских задач

математического

моделирования

при

решении

- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
6

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя
свой проект или возможные результаты исследования,
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

с

– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов

Примеры тематики проектов:
Место традиций в жизни современного человека.
Межличностные отношения и сплочение коллектива.
Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ).
О путях и средствах предупреждения антиобщественного поведения.
Органы местного самоуправления в моём регионе.
Особенности личности подростков, совершающих преступления.
Подросток и его права.
Подросток как гражданин.
История меценатства в России.
Конфликты и пути их разрешения.
Неизвестные традиции и обычаи народов России.
Психологический портрет ученика глазами учителей и родителей.
Воспитание патриотизма и гражданственности современных российских подростков.
Где эта улица, где этот дом (дома моего города, в которых жили выдающиеся люди).
Мир без границ и закрытые сообщества: проблемы взаимодействия.
Некоторые аспекты глобализации. В каком мире мы будем жить завтра?
Образ России в отечественном/зарубежном кинематографе.
Образование в России и за рубежом: проблема выбора.
Образование: право и обязанность? Историко-юридический аспект.
Патриотизм в России вчера и сегодня: культурологическое исследование.
7

4. Содержание программы учебного курса

обществознания для 5 класса
Тема 1. Человек (5 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое
существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество — особая пора
жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.
Самостоятельность — показатель взрослости.
Тема 2. Семья (5 ч)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.
Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное
хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности
подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и
спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (6 ч)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени
школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение
учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Дружный класс.
Тема 4. Труд (6 ч)
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие
благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства.
Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина (10 ч)
Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права
субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России.
Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва
— столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России.
Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство.
Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура
России. Межнациональные отношения.
Воспитательный потенциал
Привлечение внимания к проблеме общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ; к функционалу высших органов государственной власти РФ как основе
российской государственности.
Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам;
умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и
сверстниками; признание равноправия народов; осознание важности семьи и семейных
традиций

Межпредметные связи учебного предмета обществознание
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному
усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно–
8

воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения,
понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология»,
что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным
предметам.
Тематическое планирование

№ Тема

1

Человек

Загадка человека.
Отрочество –
особая пора жизни.

Кол- Планируемые результаты
во
часов
5

Предметные: Раскрывать на
конкретных примерах цели и
ценность человеческой жизни.
Характеризовать
и
конкретизировать конкретными
примерами биологическое и
социальное в природе человека.
Сравнивать свойства человека и
животных

Воспитательный компонент
урока

Формируется
мотивированность на
посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в
личном успехе, но и в
благополучии и процветании
своей страны;

ценностные ориентиры,
основанные на идеях
патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
необходимости поддержания
гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его
Личностные:
правам и свободам как высшей
мотивированность
на ценности; стремлении к
посильное
и
созидательное
укреплению исторически
участие в жизни общества;
сложившегося
заинтересованность не только в
Описывать
отрочество
как
особую пору жизни. Раскрывать
на
конкретных
примерах
значение самостоятельности как
показателя взрослости

9

личном успехе, но и в
благополучии и процветании
своей страны;
ценностные
ориентиры,
основанные
на
идеях
патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; необходимости
поддержания гражданского мира
и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам
как
высшей
ценности;
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
единства;
признании равноправия народов,
единства
разнообразных
культур;
убеждённости
в
важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании
своей ответственности за страну
перед нынешними и грядущими
поколениями.
Регулятивные:
умении
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность
(от
постановки
цели
до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
умении объяснять явления и
процессы
социальной
действительности с научных
позиций;
рассматривать их
комплексно
в
контексте
сложившихся
реалий
и
возможных перспектив;
способности
анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности
и
модели
поведения
в
рамках
реализуемых
основных
социальных
ролей,
свойственных подросткам;
овладении различными видами
публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия)
и
следовании
этическим нормам и правилам
ведения диалога;
Познавательные:

государственного единства;
признании равноправия
народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для
общества семьи и семейных
традиций; осознании своей
ответственности за страну
перед нынешними и
грядущими поколениями.

10

умении
выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с
использованием
проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике,
на: использование элементов
причинно-следственного
анализа;
исследование
несложных реальных связей и
зависимостей;
определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
выбор
верных
критериев
для
сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в
адаптированных
источниках
различного типа;
перевод информации из одной
знаковой системы в другую (из
текста
в
таблицу,
из
аудиовизуального ряда в текст и
др.); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
подкрепление
изученных
положений
конкретными
примерами;
оценку
своих
учебных
достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для
корректировки
собственного
поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной
жизни этических и правовых
норм,
экологических
требований;
определение
собственного
отношения
к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки
зрения.
2

Семья

Семья и семейные

5

Предметные: Показывать на
конкретных примерах меры
государственной
поддержки
семьи. Сравнивать
двухпоколенные
и

Воспитывается уважения к
ценностям семьи, признание
ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизма в
11

отношения.
Семейное
хозяйство.
Свободное время.

трёхпоколенные
семьи. восприятии мира.
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с отношениями в
семье, типичными для разных
стран и исторических периодов.
Выражать собственную точку
зрения на значение семьи
Характеризовать
совместный
труд членов семьи. Сравнивать
домашнее хозяйство городского
и сельского жителя. Описывать
собственные обязанности
в
ведении семейного хозяйства
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные
с
проведением
подростками
свободного
времени. Описывать и оценивать
собственные
увлечения
в
контексте
возможностей
личностного
развития.
Характеризовать
значимость
здорового образа жизни

Личностные:
мотивированность
на
посильное
и
созидательное
участие в жизни общества;
заинтересованность не только в
личном успехе, но и в
благополучии и процветании
своей страны;
ценностные
ориентиры,
основанные
на
идеях
патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; необходимости
поддержания гражданского мира
и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам
как
высшей
ценности;
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
единства;
признании равноправия народов,
12

единства
разнообразных
культур;
убеждённости
в
важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании
своей ответственности за страну
перед нынешними и грядущими
поколениями.
Регулятивные:
умении
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность
(от
постановки
цели
до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
умении объяснять явления и
процессы
социальной
действительности с научных
позиций;
рассматривать их
комплексно
в
контексте
сложившихся
реалий
и
возможных перспектив;
способности
анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности
и
модели
поведения
в
рамках
реализуемых
основных
социальных
ролей,
свойственных подросткам;
овладении различными видами
публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия)
и
следовании
этическим нормам и правилам
ведения диалога;
Познавательные:
умении
выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с
использованием
проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике,
на:
использование
элементов
причинно-следственного
анализа;
исследование
несложных
реальных связей и зависимостей;
определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
выбор
верных
13

критериев
для
сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в
адаптированных
источниках
различного типа;
перевод информации из одной
знаковой системы в другую (из
текста
в
таблицу,
из
аудиовизуального ряда в текст и
др.); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
подкрепление
изученных
положений
конкретными
примерами;
оценку
своих
учебных
достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для
корректировки
собственного
поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной
жизни этических и правовых
норм,
экологических
требований;
определение
собственного
отношения
к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки
зрения.
3

Школа

Образование
в
жизни человека.
Образование
и
самообразование.
Одноклассники,
сверстники,
друзья.

6

Предметные:
Исследовать
несложные ситуации из жизни
человека
и
общества,
раскрывающие
значимость
образования в наше время и в
прошлом. Описывать ступени
школьного образования

Формируется готовность и
способность к участию в
школьном самоуправлении в
пределах
возрастных
компетенций (дежурство в
школе и классе, участие в
детских
и
молодёжных
общественных организациях,
Характеризовать
учёбу
как школьных и внешкольных
основной
труд
школьника. мероприятиях ).
Опираясь на примеры из
художественных произведений, Обучающиеся
научатся
выявлять
позитивные прогнозировать, что может
результаты учения. С опорой на дать хорошее образование
конкретные
примеры человеку и обществу.
характеризовать
значение
самообразования для человека.
14

Оценивать собственное умение
учиться и возможности его
развития.
Выявлять
возможности
практического
применения
получаемых
в
школе знаний
Использовать
элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
социальных связей младшего
подростка с одноклассниками,
сверстниками,
друзьями.
Иллюстрировать
примерами
значимость товарищеской поддержки
сверстников
для
человека.
Оценивать
собственное умение общаться с
одноклассниками и друзьями

Личностные:
мотивированность
на
посильное
и
созидательное
участие в жизни общества;
заинтересованность не только в
личном успехе, но и в
благополучии и процветании
своей страны;
ценностные
ориентиры,
основанные
на
идеях
патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; необходимости
поддержания гражданского мира
и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам
как
высшей
ценности;
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
единства;
признании равноправия народов,
единства
разнообразных
культур;
убеждённости
в
важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании
своей ответственности за страну
перед нынешними и грядущими
поколениями.
15

Регулятивные:
умении
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность
(от
постановки
цели
до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
умении объяснять явления и
процессы
социальной
действительности с научных
позиций;
рассматривать их
комплексно
в
контексте
сложившихся
реалий
и
возможных перспектив;
способности
анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности
и
модели
поведения
в
рамках
реализуемых
основных
социальных
ролей,
свойственных подросткам;
овладении различными видами
публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия)
и
следовании
этическим нормам и правилам
ведения диалога;
Познавательные:
умении
выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с
использованием
проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике,
на:
использование
элементов
причинно-следственного
анализа;
исследование
несложных
реальных связей и зависимостей;
определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
выбор
верных
критериев
для
сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в
адаптированных
источниках
различного типа;
16

перевод информации из одной
знаковой системы в другую (из
текста
в
таблицу,
из
аудиовизуального ряда в текст и
др.); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
подкрепление
изученных
положений
конкретными
примерами;
оценку
своих
учебных
достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для
корректировки
собственного
поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной
жизни этических и правовых
норм,
экологических
требований;
определение
собственного
отношения
к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки
зрения.
4

Труд

Труд – основа
жизни.
Труд и творчество.

6

Предметные:
Объяснять
значение трудовой деятельности
для личности и общества.
Характеризовать
особенности
труда как одного из основных
видов деятельности человека.
Различать
материальную
и
моральную
оценку
труда.
Приводить
примеры
благотворительности
и
меценатства.
Определять
собственное
отношение
к
различным
средствам
достижения успеха в труде

Повышается мотивация к
участию в общественной жизни
ближайшего социального
окружения, общественно
полезной деятельности

Различать творчество и ремесло.
Раскрывать признаки мастерства
на примерах творений известных мастеров
умение
выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с
17

использованием
проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике

Личностные:
мотивированность
на
посильное
и
созидательное
участие в жизни общества;
заинтересованность не только в
личном успехе, но и в
благополучии и процветании
своей страны;
ценностные
ориентиры,
основанные
на
идеях
патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; необходимости
поддержания гражданского мира
и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам
как
высшей
ценности;
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
единства;
признании равноправия народов,
единства
разнообразных
культур;
убеждённости
в
важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании
своей ответственности за страну
перед нынешними и грядущими
поколениями.
Регулятивные:
умении
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность
(от
постановки
цели
до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
умении объяснять явления и
процессы
социальной
действительности с научных
позиций;
рассматривать их
комплексно
в
контексте
сложившихся
реалий
и
возможных перспектив;
способности
анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности
и
модели
18

поведения
в
рамках
реализуемых
основных
социальных
ролей,
свойственных подросткам;
овладении различными видами
публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия)
и
следовании
этическим нормам и правилам
ведения диалога;
Познавательные:
умении
выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с
использованием
проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике,
на:
использование
элементов
причинно-следственного
анализа;
исследование
несложных
реальных связей и зависимостей;
определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
выбор
верных
критериев
для
сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в
адаптированных
источниках
различного типа;
перевод информации из одной
знаковой системы в другую (из
текста
в
таблицу,
из
аудиовизуального ряда в текст и
др.); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
подкрепление
изученных
положений
конкретными
примерами;
оценку
своих
учебных
достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для
корректировки
собственного
поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной
жизни этических и правовых
норм,
экологических
19

требований;
определение
собственного
отношения
к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки
зрения.
5

Родина

Наша Родина –
Россия.
Государственные
символы России.
Гражданин России.
Мы –
многонациональны
й народ.

10

Предметные: Объяснять смысл
понятия «субъект Российской
Федерации». Знать и называть
статус субъекта РФ, в котором
находится
школа.
Характеризовать
особенности
России как многонационального
государства.
Объяснять
значение русского языка как
государственного.
Приводить
примеры
проявлений
патриотизма
Описывать
основные
государственные
символы
Российской Федерации. Знать
текст гимна РФ. Использовать
дополнительные
источники
информации
для
создания
коротких
информационных
материалов,
посвящённых
государственным
символам
России.
Составлять
собственные
информационные материалы
о Москве — столице России
Объяснять и конкретизировать
примерами
смысл
понятия
«гражданин».
Называть
и
иллюстрировать
примерами
основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности
граждан
РФ.
Приводить
примеры
добросовестного
выполнения
гражданских
обязанностей.
Приводить
примеры и давать оценку
проявлениям
гражданственности, представленным

Формируется
мотивированность на
посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в
личном успехе, но и в
благополучии и процветании
своей страны;
ценностные ориентиры,
основанные на идеях
патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
необходимости поддержания
гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей
ценности; стремлении к
укреплению исторически
сложившегося
государственного единства;
признании равноправия
народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для
общества семьи и семейных
традиций; осознании своей
ответственности за страну
перед нынешними и
грядущими поколениями.

20

в СМИ
Характеризовать
и
конкретизировать
примерами
этнические и национальные
различия.
Показывать
на
конкретных
примерах
исторического
прошлого
и
современной жизни российского
общества
проявления
толерантного
отношения
к
людям разных национальностей

Личностные:
мотивированность
на
посильное
и
созидательное
участие в жизни общества;
заинтересованность не только в
личном успехе, но и в
благополучии и процветании
своей страны;
ценностные
ориентиры,
основанные
на
идеях
патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; необходимости
поддержания гражданского мира
и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам
как
высшей
ценности;
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
единства;
признании равноправия народов,
единства
разнообразных
культур;
убеждённости
в
важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании
своей ответственности за страну
перед нынешними и грядущими
поколениями.
Регулятивные:
умении
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность
(от
постановки
цели
до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
умении объяснять явления и
21

процессы
социальной
действительности с научных
позиций;
рассматривать их
комплексно
в
контексте
сложившихся
реалий
и
возможных перспектив;
способности
анализировать
реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы
деятельности
и
модели
поведения
в
рамках
реализуемых
основных
социальных
ролей,
свойственных подросткам;
овладении различными видами
публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия)
и
следовании
этическим нормам и правилам
ведения диалога;
Познавательные:
умении
выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с
использованием
проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике,
на:
использование
элементов
причинно-следственного
анализа;
исследование
несложных
реальных связей и зависимостей;
определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
выбор
верных
критериев
для
сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в
адаптированных
источниках
различного типа;
перевод информации из одной
знаковой системы в другую (из
текста
в
таблицу,
из
аудиовизуального ряда в текст и
др.); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
подкрепление
изученных
положений
конкретными
22

примерами;
оценку
своих
учебных
достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для
корректировки
собственного
поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной
жизни этических и правовых
норм,
экологических
требований;
определение
собственного
отношения
к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки
зрения.
Заключительные
уроки

3

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».