ЭК_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_ООО_6

Рабочая программа
Элективного курса по обществознанию
«Азбука права», 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса: «Азбука права» для 6 класса составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
➢
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28п.
6);
➢
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №
1644, от 31.12.2015 № 1577);
➢
письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от
12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
➢
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72,
изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от24.11.2015 № 81);
➢
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от
17.07.2015);
➢
Всеобщая Декларация прав человека;
➢
Конвенции ООН о правах ребенка;
➢
материалы 2 главы Конституции Российской Федерации;
Всего 17 часов, 1 час в неделю.
Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством
ознакомления с их основными правами на основе нормативно-правовых документов
международного, федерального, регионального, муниципального и гимназического
уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
•
проинформировать обучающихся об основных нормативных документах,
законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействовать в
предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся.
•
Воспитывать желание жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского
права.
•
Воспитывать чувства ответственности за совершенные дела и поступки.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Виды деятельности
Занятия проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в
группах, ребята учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы,
критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение
проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу
одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог,
дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая
игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг.
Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре
ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.
На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно
оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала,

рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его
актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические
задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени
сформированности гражданского сознания (гражданственности).
•
Лекция – кратковременное выступление педагога (обучающегося) в виде
монолога по конкретной проблеме (теме).
•
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и
тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для
реферата, доклада.
•
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого
педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)
•
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого
происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Проектно-исследовательская деятельность
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне основного общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект
реализуется самим обучающимися или группой учащихся
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач
Обучающийся научится:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя
свой проект или возможные результаты исследования, с
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов

Примеры тематики проектов:
Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ).
О путях и средствах предупреждения антиобщественного поведения.
Органы местного самоуправления в моём регионе.
Особенности личности подростков, совершающих преступления.
Подросток и его права.
Подросток как гражданин.
Особенности функционирования института образования в традиционном и современном
обществе.
Проблемы формирования правовой культуры в России.
Образование: право и обязанность? Историко-юридический аспект.
Воспитательный потенциал
Привлечение внимания к проблеме общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным
нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ.
Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам;
умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и
сверстниками; признание равноправия народов; осознание важности семьи и семейных
традиций

Содержание образования
№ Тема
п/
п

Воспитательный
компонент урока

1

Формируется
представление детей о
праве человека на жизнь,
важности жизни.

2
3
4

ко УУД
ли
чес
тво
час
ов
Вводное занятие. Знакомство 4
Познавательные: умение
с программой элективного
определять
понятия,
курса,
с
основными
создавать
обобщения,
документами по теме.
устанавливать аналогии,
классифицировать
,
Понятие
«ребенок»
на
устанавливать причинноюридическом языке
следственные
связи,
Право в нашей жизни
строить
логическое
рассуждения,
Основные права ребенка.
умозаключение и делать
Конвенция ООН о правах
выводы,
умение
ребёнка. Основные статьи.
создавать, применять и
преобразовывать знаки и

символы,
модели
и
схемы для решения
учебных
и
познавательных задач.
Регулятивные: : умение
самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Личностные:
определение жизненных
ценностей,
направленность
на
активное
и
созидательное участие в
общественной
жизни;
заинтересованность не
только
в
личном
успехе,но и в развитии
различных сторон жизни
общества.
Наличие
ценностных ориентиров,
уважительное
отношение
к
окружающим, их правам
и свободам; умение
соблюдать
культуру
поведения и терпимость
при взаимодействии со
взрослыми
и
сверстниками;
признание равноправия
народов;
способность

5

Семейный кодекс РФ (ст. 2
54,56, 57,60)

6

Ролевая игра «Права
обязанности родителей
детей»

и
и

выбирать целевые и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению
к
окружающим,
выражать собственное
отношение к явлениям
современной
жизни;
осознание
своей
ответственности
за
судьбу страны.
Коммуникативные:
умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками, работать
индивидуально
и
в
группе находить общее
решение
и
решать
конфликты,
формировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение
Предметные:
Познакомить детей с
идеей
возникновения
прав
ребенка,
с
принятыми
соответствующими
документами.
Способствовать
осознанию
ребенком
права
на
неприкосновенность его
личности, формировать
умение отстаивать свое
право на защиту от
физического
и
психического насилия.
Познавательные: умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать
,
устанавливать причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуждения,
умозаключение и делать
выводы,
умение
создавать, применять и

Воспитывается
уважительное отношение
к семье, правам членов
семьи и окружающих
людей.

преобразовывать знаки и
символы,
модели
и
схемы для решения
учебных
и
познавательных задач.
Регулятивные:
умение
самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Личностные:
определение жизненных
ценностей,
направленность
на
активное
и
созидательное участие в
общественной
жизни;
заинтересованность не
только
в
личном
успехе,но и в развитии
различных сторон жизни
общества.
Наличие
ценностных ориентиров,
уважительное
отношение
к
окружающим, их правам
и свободам; умение
соблюдать
культуру
поведения и терпимость
при взаимодействии со
взрослыми
и
сверстниками;
признание равноправия

7
8

Трудовой кодекс РФ
(ст. 265)
Деловая игра «Моё право на
труд»

2

народов;
способность
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению
к
окружающим,
выражать собственное
отношение к явлениям
современной
жизни;
осознание
своей
ответственности
за
судьбу страны.
Коммуникативные:
умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками, работать
индивидуально
и
в
группе находить общее
решение
и
решать
конфликты,
формировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение
Предметные:
Познакомить детей с
идеей
возникновения
прав
ребенка,
с
принятыми
соответствующими
документами.
Способствовать
осознанию
ребенком
права
на
неприкосновенность его
личности, формировать
умение отстаивать свое
право на защиту от
физического
и
психического насилия.
Познавательные: умение Воспитывается
определять
понятия, уважительное отношение
создавать
обобщения, к труду
устанавливать аналогии,
классифицировать
,
устанавливать причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуждения,
умозаключение и делать
выводы,
умение

создавать, применять и
преобразовывать знаки и
символы,
модели
и
схемы для решения
учебных
и
познавательных задач.
Регулятивные: : умение
самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Личностные:
определение жизненных
ценностей,
направленность
на
активное
и
созидательное участие в
общественной
жизни;
заинтересованность не
только
в
личном
успехе,но и в развитии
различных сторон жизни
общества.
Наличие
ценностных ориентиров,
уважительное
отношение
к
окружающим, их правам
и свободам; умение
соблюдать
культуру
поведения и терпимость
при взаимодействии со
взрослыми
и
сверстниками;

9
1
0
1
1

Гражданин и собственность 2
(о гражданском праве)
Основы
потребительских
знаний.
Интеллектуальная
игра
Знакомство с профессиями 1
сотрудника
ГИБДД,
участкового и т.д. Встреча с
сотрудником

признание равноправия
народов;
способность
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению
к
окружающим,
выражать собственное
отношение к явлениям
современной
жизни;
осознание
своей
ответственности
за
судьбу страны.
Коммуникативные:
умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками, работать
индивидуально
и
в
группе находить общее
решение
и
решать
конфликты,
формировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение
Предметные:
Познакомить детей с
идеей
возникновения
прав
ребенка,
с
принятыми
соответствующими
документами.
Способствовать
осознанию
ребенком
права
на
неприкосновенность его
личности, формировать
умение отстаивать свое
право на защиту от
физического
и
психического насилия.
Познавательные: умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать
,
устанавливать причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуждения,
умозаключение и делать

Воспитывается
уважительное отношение
к
собственности
и
осознание
себя
как
личности.

выводы,
умение
создавать, применять и
преобразовывать знаки и
символы,
модели
и
схемы для решения
учебных
и
познавательных задач.
Регулятивные: : умение
самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Личностные:
определение жизненных
ценностей,
направленность
на
активное
и
созидательное участие в
общественной
жизни;
заинтересованность не
только
в
личном
успехе,но и в развитии
различных сторон жизни
общества.
Наличие
ценностных ориентиров,
уважительное
отношение
к
окружающим, их правам
и свободам; умение
соблюдать
культуру
поведения и терпимость
при взаимодействии со
взрослыми
и

1
2

Викторина «Имею право, но 1
обязан»

сверстниками;
признание равноправия
народов;
способность
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению
к
окружающим,
выражать собственное
отношение к явлениям
современной
жизни;
осознание
своей
ответственности
за
судьбу страны.
Коммуникативные:
умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками, работать
индивидуально
и
в
группе находить общее
решение
и
решать
конфликты,
формировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение
Предметные:
Познакомить детей с
идеей
возникновения
прав
ребенка,
с
принятыми
соответствующими
документами.
Способствовать
осознанию
ребенком
права
на
неприкосновенность его
личности, формировать
умение отстаивать свое
право на защиту от
физического
и
психического насилия.
Познавательные: умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать
,
устанавливать причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуждения,

Воспитывается уважение
к правам человека, его
основным обязанностям.
Демонстрируется
школьникам
единство
прав и обязанностей; все
люди
имеют
равные
права.
Формируются
знания о правах и

1
3

Беседа
«Экологические 1
правонарушения.
Юридическая
ответственность
за
их
совершение»

умозаключение и делать
выводы,
умение
создавать, применять и
преобразовывать знаки и
символы,
модели
и
схемы для решения
учебных
и
познавательных задач.
Регулятивные: : умение
самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Личностные:
определение жизненных
ценностей,
направленность
на
активное
и
созидательное участие в
общественной
жизни;
заинтересованность не
только
в
личном
успехе,но и в развитии
различных сторон жизни
общества.
Наличие
ценностных ориентиров,
уважительное
отношение
к
окружающим, их правам
и свободам; умение
соблюдать
культуру
поведения и терпимость
при взаимодействии со

обязанностях человека,
умение
применять
полученные знания на
практике.

взрослыми
и
сверстниками;
признание равноправия
народов;
способность
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению
к
окружающим,
выражать собственное
отношение к явлениям
современной
жизни;
осознание
своей
ответственности
за
судьбу страны.
Коммуникативные:
умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками, работать
индивидуально
и
в
группе находить общее
решение
и
решать
конфликты,
формировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение
Предметные:
Познакомить детей с
идеей
возникновения
прав
ребенка,
с
принятыми
соответствующими
документами.
Способствовать
осознанию
ребенком
права
на
неприкосновенность его
личности, формировать
умение отстаивать свое
право на защиту от
физического
и
психического насилия.
1
4
1
5
1
6

«Мы – будущие избиратели»

1

Преступление и наказание. 2
Уголовный кодекс РФ
(ст. 20)
Тренинг «Основы правовой
культуры»

Познавательные: умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать
,
устанавливать причинно-

Расширяются
знания
учащихся о том, что
означает слово “мнение”,
учить
культурно
высказывать свое мнение,
уважать мнение других

следственные
связи, людей.
строить
логическое
рассуждения,
умозаключение и делать
выводы,
умение
создавать, применять и
преобразовывать знаки и
символы,
модели
и
схемы для решения
учебных
и
познавательных задач.
Регулятивные: : умение
самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности,
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Личностные:
определение жизненных
ценностей,
направленность
на
активное
и
созидательное участие в
общественной
жизни;
заинтересованность не
только
в
личном
успехе,но и в развитии
различных сторон жизни
общества.
Наличие
ценностных ориентиров,
уважительное
отношение
к
окружающим, их правам
и свободам; умение

1
7

Круглый стол «Могут ли 1
быть права без обязанностей»

соблюдать
культуру
поведения и терпимость
при взаимодействии со
взрослыми
и
сверстниками;
признание равноправия
народов;
способность
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих
действиях
и
поступках по отношению
к
окружающим,
выражать собственное
отношение к явлениям
современной
жизни;
осознание
своей
ответственности
за
судьбу страны.
Коммуникативные:
умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками, работать
индивидуально
и
в
группе находить общее
решение
и
решать
конфликты,
формировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение
Предметные:
Познакомить детей с
идеей
возникновения
прав
ребенка,
с
принятыми
соответствующими
документами.
Способствовать
осознанию
ребенком
права
на
неприкосновенность его
личности, формировать
умение отстаивать свое
право на защиту от
физического
и
психического насилия.
Закрепить
знания Осознание
основных
прав
и личности,
обязанностей человека, общества.
гражданина,
ученика,
ребенка.

себя
как
как
члена

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п
1
2

Всего
часов
Вводное занятие. Знакомство с программой элективного курса, с 1
основными документами по теме.
Понятие «ребенок» на юридическом языке
1

3

Право в нашей жизни

4

Основные права ребенка. Конвенция ООН о правах ребёнка. Основные 1
статьи.
Семейный кодекс РФ (ст. 54,56, 57,60)
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема

1

Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей»
Трудовой кодекс РФ
(ст. 265)
Деловая игра «Моё право на труд»

1
1

Гражданин и собственность (о гражданском праве)
Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра
Знакомство с профессиями сотрудника ГИБДД, участкового и т.д.
Встреча с сотрудником
Викторина «Имею право, но обязан»
Беседа
«Экологические
правонарушения.
Юридическая
ответственность за их совершение»
«Мы – будущие избиратели»
Преступление и наказание. Уголовный кодекс РФ
(ст. 20)
Тренинг «Основы правовой культуры»
Круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей»

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

Основные понятия
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям,
бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья.
Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и
реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу.
Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством
удовлетворения от его достижения или получения.

Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие
реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав
человека.
Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного
государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное
развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия
оценки общественного отношения.
Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных
положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация
прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации
во всех странах.
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан
по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным,
политическим).
Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к
обладанию чем-либо.
Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством,
которое следит за его выполнением.
Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов
всеми государственными органами, должностными лицами, общественными
организациями и гражданами.
Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов
государства.
Истина – то, что существует в действительности, правда.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному
вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились
(подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.
Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его
индивидуальность.
Миролюбие – стремление человека к миру, согласию.
Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью
установление максимально бесконфликтных отношений в обществе.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений
(моральные отношения).
Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять
человек, живя в государстве.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил
поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.
Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная
возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и
разрешено
Правонарушение – нарушение определенных норм права.
Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на
высших и низших, на основе расовых черт и признаков.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами
и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью
дееспособным гражданином.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Толерантность – терпимость, снисходительность.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы
с преступлениями.
Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и
поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на
педсовете.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма
применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.
Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение
результатов чужого труда.

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия
Возраст
ребенка
С рождения

Права, обязанности, ответственность
•
Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст.
20 Конституции РФ).
•
Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58
Конституции РФ).
•
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого
достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).
•
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями,
органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
•
Право на самостоятельное обращение в орган опеки
попечительства за защитой своих прав.
•
Право быть заслушанным в ходе любого судебного или
административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка,
ст. 56, 57 СК РФ).
•
Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные
права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка ст. 54, 57, 60 СК
РФ).
•
Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
•
Право на пользование наиболее совершенными услугами
системы здравоохранения и средствами лечения болезней и
восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
•
Право на отдых и досуг.
•
Право на всестороннее участие в культурной и творческой
жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).
•
Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32
Конвенции ООН о правах ребенка).
•
Право на защиту от незаконного употребления наркотических
средств и психотропных веществ и использования противозаконном

С 6 лет

С 8 лет

С 10 лет

С 11 лет

С 14 лет

производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о
правах ребенка).
•
Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции
ООН о правах ребенка).
•
Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.
35 Конвенции ООН о правах ребенка).
•
Право на образование (обязанность получить основное общее
образование – ст. 43 Конституции РФ).
•
Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).
•
Право быть членом и участником детского общественного
объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).
Ответственность в виде помещения в специальное учебновоспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних).
•
Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии,
на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление
или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)
•
Ответственность в виде помещения в специальное
воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола,
специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным)
поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)
•
Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9
Закона «О гражданстве РФ»).
•
Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).
•
Право требовать установления отцовства в отношении своего
ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
•
Право без согласия родителей распоряжаться заработком
(стипендией) и иными доходами.
•
Право без согласия родителей осуществлять права автора
результата своей интеллектуальной деятельности.
•
Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также
нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).
•
Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный
вред (ст. 1074 ГК РФ).
•
Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих
интересов (ст. 56 СК РФ).
•
Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для
выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).
•
Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
•
Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).
•
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью
31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).
•
Право на объединение в профсоюзы.
•
Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую
дисциплину (ст. 21 ТК РФ).
•
Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой
дисциплины (ст. 192 ТК РФ).
•
Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
•
Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ

С 15 лет

С 16 лет

С 17 лет
С 18 лет

«Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
•
Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные
ст. 20 УК РФ.
•
Право соглашаться или не соглашаться на медицинское
вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья
граждан).
•
Право быть принятым на работу в случаях получения основного
общего образования либо оставления его в соответствии с
законодательством (ст. 63 ТК РФ).
•
Право вступить в брак при наличии уважительной причины с
разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).
•
Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62
СК РФ).
•
Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
•
Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной
службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной
службе»).
•
Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)
•
Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию
в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ
«О воинской обязанности и военной службе).
•
Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).
•
Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в
иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
•
Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил
дорожного движения РФ).
•
Право быть учредителями, членами и участниками
общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных
объединениях»).
•
Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст.
22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
•
Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК
РФ).
•
Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)

РФ – Российская Федерация
ТК – Трудовой кодекс
ГК – Гражданский кодекс
СК – Семейный кодекс
УК – Уголовный кодекс
КоАП – кодекс административных правонарушений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».