Рабочая программа Элективного курса по обществознанию «Азбука права», 6 класс Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса: «Азбука права» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: ➢ Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28п. 6); ➢ приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577); ➢ письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; ➢ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81); ➢ приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015); ➢ Всеобщая Декларация прав человека; ➢ Конвенции ООН о правах ребенка; ➢ материалы 2 главы Конституции Российской Федерации; Всего 17 часов, 1 час в неделю. Цель программы: Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и гимназического уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Задачи программы: • проинформировать обучающихся об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность. Содействовать в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся. • Воспитывать желание жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права. • Воспитывать чувства ответственности за совершенные дела и поступки. Планируемые результаты Личностные результаты: -осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; -освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; -понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: -способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; -овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; -способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: -овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; -способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; -умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; -расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; -готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Виды деятельности Занятия проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, ребята учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников. Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников. На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности). • Лекция – кратковременное выступление педагога (обучающегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме). • Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада. • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме) • Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме). Проектно-исследовательская деятельность Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся На уровне основного общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни учащегося. На уровне основного общего образования проект реализуется самим обучающимися или группой учащихся Обучающийся сможет: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач Обучающийся научится: - формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов Примеры тематики проектов: Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ). О путях и средствах предупреждения антиобщественного поведения. Органы местного самоуправления в моём регионе. Особенности личности подростков, совершающих преступления. Подросток и его права. Подросток как гражданин. Особенности функционирования института образования в традиционном и современном обществе. Проблемы формирования правовой культуры в России. Образование: право и обязанность? Историко-юридический аспект. Воспитательный потенциал Привлечение внимания к проблеме общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; признание равноправия народов; осознание важности семьи и семейных традиций Содержание образования № Тема п/ п Воспитательный компонент урока 1 Формируется представление детей о праве человека на жизнь, важности жизни. 2 3 4 ко УУД ли чес тво час ов Вводное занятие. Знакомство 4 Познавательные: умение с программой элективного определять понятия, курса, с основными создавать обобщения, документами по теме. устанавливать аналогии, классифицировать , Понятие «ребенок» на устанавливать причинноюридическом языке следственные связи, Право в нашей жизни строить логическое рассуждения, Основные права ребенка. умозаключение и делать Конвенция ООН о правах выводы, умение ребёнка. Основные статьи. создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные: определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества. Наличие ценностных ориентиров, уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; признание равноправия народов; способность 5 Семейный кодекс РФ (ст. 2 54,56, 57,60) 6 Ролевая игра «Права обязанности родителей детей» и и выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение и делать выводы, умение создавать, применять и Воспитывается уважительное отношение к семье, правам членов семьи и окружающих людей. преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные: определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества. Наличие ценностных ориентиров, уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; признание равноправия 7 8 Трудовой кодекс РФ (ст. 265) Деловая игра «Моё право на труд» 2 народов; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. Познавательные: умение Воспитывается определять понятия, уважительное отношение создавать обобщения, к труду устанавливать аналогии, классифицировать , устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение и делать выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные: определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества. Наличие ценностных ориентиров, уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; 9 1 0 1 1 Гражданин и собственность 2 (о гражданском праве) Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра Знакомство с профессиями 1 сотрудника ГИБДД, участкового и т.д. Встреча с сотрудником признание равноправия народов; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение и делать Воспитывается уважительное отношение к собственности и осознание себя как личности. выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные: определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества. Наличие ценностных ориентиров, уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и 1 2 Викторина «Имею право, но 1 обязан» сверстниками; признание равноправия народов; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждения, Воспитывается уважение к правам человека, его основным обязанностям. Демонстрируется школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права. Формируются знания о правах и 1 3 Беседа «Экологические 1 правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» умозаключение и делать выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные: определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества. Наличие ценностных ориентиров, уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со обязанностях человека, умение применять полученные знания на практике. взрослыми и сверстниками; признание равноправия народов; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. 1 4 1 5 1 6 «Мы – будущие избиратели» 1 Преступление и наказание. 2 Уголовный кодекс РФ (ст. 20) Тренинг «Основы правовой культуры» Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , устанавливать причинно- Расширяются знания учащихся о том, что означает слово “мнение”, учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других следственные связи, людей. строить логическое рассуждения, умозаключение и делать выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные: определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества. Наличие ценностных ориентиров, уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение 1 7 Круглый стол «Могут ли 1 быть права без обязанностей» соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; признание равноправия народов; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. Закрепить знания Осознание основных прав и личности, обязанностей человека, общества. гражданина, ученика, ребенка. себя как как члена ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 Всего часов Вводное занятие. Знакомство с программой элективного курса, с 1 основными документами по теме. Понятие «ребенок» на юридическом языке 1 3 Право в нашей жизни 4 Основные права ребенка. Конвенция ООН о правах ребёнка. Основные 1 статьи. Семейный кодекс РФ (ст. 54,56, 57,60) 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 1 Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей» Трудовой кодекс РФ (ст. 265) Деловая игра «Моё право на труд» 1 1 Гражданин и собственность (о гражданском праве) Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра Знакомство с профессиями сотрудника ГИБДД, участкового и т.д. Встреча с сотрудником Викторина «Имею право, но обязан» Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» «Мы – будущие избиратели» Преступление и наказание. Уголовный кодекс РФ (ст. 20) Тренинг «Основы правовой культуры» Круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Основные понятия Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к людям, бескорыстное служение им и готовность к самопожертвованию во имя блага и счастья. Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности и реализующее обязанность человека по отношению к другим людям, к обществу. Благо – объективная ценность для человека. Благо субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения. Гарантии социальные – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека. Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству. Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественного отношения. Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах. Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по расовой, национальной принадлежности или по каким-либо убеждениям (религиозным, политическим). Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности. Желание – внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо. Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением. Законность – строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства. Истина – то, что существует в действительности, правда. Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания. Личность – совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Миролюбие – стремление человека к миру, согласию. Миротворчество – социально-психологическая позиция личности, имеющая целью установление максимально бесконфликтных отношений в обществе. Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Обязанность – определенные действия и поступки, которые должен выполнять человек, живя в государстве. Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми. Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено Правонарушение – нарушение определенных норм права. Расизм – идеология, разделяющая людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших, на основе расовых черт и признаков. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Совершеннолетие – возраст, по достижении которого человек становится полностью дееспособным гражданином. Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела. Толерантность – терпимость, снисходительность. Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями. Устав школы – свод правил, который устанавливает порядок деятельности и поведение учителей, работников школы, учащихся и их родителей, утвержденный на педсовете. Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества. Эксплуатация – использование чужого труда с целью наживы; присвоение результатов чужого труда. Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия Возраст ребенка С рождения Права, обязанности, ответственность • Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ). • Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ). • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом. • Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав. • Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ). • Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка ст. 54, 57, 60 СК РФ). • Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на отдых и досуг. • Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном С 6 лет С 8 лет С 10 лет С 11 лет С 14 лет производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка). • Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ). • Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ). • Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях). Ответственность в виде помещения в специальное учебновоспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). • Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ) • Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании») • Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»). • Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ). • Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ). • Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами. • Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности. • Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ). • Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ). • Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ). • Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ). • Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). • Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ). • Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ). • Право на объединение в профсоюзы. • Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ). • Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ). • Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ). • Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ С 15 лет С 16 лет С 17 лет С 18 лет «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»). • Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ. • Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). • Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ). • Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ). • Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ). • Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). • Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). • Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ) • Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе). • Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ). • Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). • Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ). • Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»). • Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). • Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ). • Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ) РФ – Российская Федерация ТК – Трудовой кодекс ГК – Гражданский кодекс СК – Семейный кодекс УК – Уголовный кодекс КоАП – кодекс административных правонарушений