ЭК_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_ООО_7

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицея №1»

на научно-методическом совете
_____ августа 2021

_______________ А.В. Гуденко

протокол №1

___ августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»
(базовый уровень)
Основной общеобразовательной программы основного общего образования
7 класс
(ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - 35 ЧАСОВ)

СОСТАВИТЕЛЬ:
А.В. Чепкасова,
учитель истории и обществознания
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/В.М. Головкова,
руководитель кафедры общественных наук

Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на обучающихся 7 класса. Выбор темы элективного
курса «Основы правовых знаний» определяется следующим. Поскольку изучение
вопросов права в курсе обществознания 7 класса, с одной стороны, вызывает у учащихся
повышенный интерес, а с другой стороны, предусматривает рассмотрение наиболее
общих вопросов права за незначительное количество учебного времени, возвращение к
этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в рамках
факультативного курса является целесообразным.
Факультативный курс «Основы правовых знаний» построен таким образом, чтобы
помочь учащимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в
повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний.
Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные
проявления.
Цель курса – воспитание у учащихся правовой культуры, уважения к закону;
формирование элементарных знаний о праве, и прежде всего, о тех нормах права, с
которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни; развитие личностных
качеств, необходимых для успешной социализации,
для связи понимаемого с
собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для
самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора.
Задачи курса:
Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать
выводы, решать жизненные проблемы.
Приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем.
Формирование у учащихся практических навыков поведения в различных ситуациях.
Обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные
государственные органы, общение с должностными лицами, работниками
правоохранительных органов).
Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных
профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным,
управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Данная программы составлена с использованием программы курса «Основы правовых
знаний» для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы /Авторы – составители:
В.В.Спасская, С.И.Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ.
Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г.
Новизна настоящей программы заключается в постановке целей и задач ее реализации
в условиях перехода на новые ФГОС с учетом интересов и возможностей участников
образовательного процесса и социального заказа родителей обучающихся; отборе
содержания по темам «Права детей», «Кто охраняет закон», определении активных
методов, форм проведения занятий и разработке развернутого учебно-тематического
плана.
Курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с
правовыми источниками, различными юридическими документами; разбор конкретных
правовых ситуаций.

Ожидаемые результаты:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении
содержания
курса
по
обществознанию,
являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной
и
государственной
жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества,
в
благополучии
и
процветании
своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются
в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели
до
получения
и
оценки
результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий
и
возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей
(производитель,
потребитель
и
др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1)
использование
элементов
причинно-следственного
анализа;
2)
исследование
несложных
реальных
связей
и
зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для
сравнения,
сопоставления,
оценки
объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках
различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной
ситуации;
6)
объяснение
изученных
положений
на
конкретных
примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной
жизни,
механизмах
и
регуляторах
деятельности
людей;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных-правовых ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной
жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
Коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой
социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы,
оценочные
суждения;
•
понимание
значения
коммуникации
в
межличностном
общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать
в
дискуссии,
аргументировать
собственную
точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Изучение курса спланировано на 35 часов учебного времени, т.е. по 1 часу в неделю.
Учебно-методическое обеспечение:
Программы курса "Основы правовых знаний" для 7-11 кл., /Авторы – составители: В.В.
Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ.
Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г/.
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина
С.И., Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс. – М:
Новый учебник, 2004.
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право . Занимательная энциклопедия практического
права. - СПб, 2000
Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права /сост.: Е.А.
Мавлютова; - Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.
Тексты нормативно-правовых документов.

Содержание программы
Тема 1. Обычай. Мораль. Право (6 ч)
Обычай — правило поведения людей, принадлежащих к определенной группе. Как
возникали обычаи. Как исполнялись обычаи. Законы - единые правила поведения. Почему
стали необходимы законы.
Первые древние государства. Закон - средство регулирования отношений в обществе.
Древние законы.
Право - естественное право человека. Принцип верховенства права над государством.
Право - правила, регулирующие отношения людей между собой и между ними и
государством.
Мораль - неписаные правила поведения, сформулированные в абстрактной форме.
Соотношение права и морали.
Тема 2. Право и справедливость (6 ч)
Справедливость. Понятие прав человека. Правовое положение человека в древнем
государстве. История борьбы за признание прав человека. Документы о правах человека.
Всеобщая декларация прав человека.
Право на жизнь - основное право человека. Естественность и неотъемлемость права на
жизнь. Смертная казнь и право на жизнь. Отмена смертной казни в цивилизованных
государствах. Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях войны и вооруженных конфликтов.
Закон определяет границы свободы. Юридическое равенство. Равенство в правах и
обязанностях. Юридическое равенство и фактическое неравенство.
Равенство прав вне зависимости от расы, национальности, иола, религиозных и
политических взглядов. Основные признаки демократического, правового государства.
Верховенство закона.
Тема 3. Основной закон государства (4 ч)
Конституция - основной закон государства. Основные положения, закрепленные в
Конституции. Основные права и свободы человека, закрепленные Конституцией. Защита
прав и свобод. Понятия «социальное государство» и «светское государство». Конституция - документ прямого действия.
Россия - федеративное государство. Субъекты Российской Федерации. Органы
государственной власти.
Гражданство. Права и обязанности гражданина. Основания приобретения
гражданства. Принцип «крови», принцип «почвы». Выход из гражданства.
Правовая культура - часть общей культуры человека. Исполнение и соблюдение
законов - обязанности граждан и государства.
Тема 4. Права детей (4 ч)
Права детей, закрепленные в международных документах. Общепризнанные права
человека. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей.
Права детей в соответствии с российским законодательством. Права детей по
Гражданскому кодексу. Права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Права ребенка в возрасте
от 14 до 18 лет.
Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Государственная защита прав
детей. Опека и попечительство.
Права и обязанности работающего подростка. Порядок и условия приема на работу
14-летних. Запрет на использование труда подростка. Льготы работающим подросткам.
Институт уполномоченных по правам ребенка в России.
Тема 5. «Ловушки» для подростка (5 ч)

Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые
преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это
преступление.
Наркотики и наркомания. Социальная, психологическая и физиологическая
опасность употребления наркотиков. Условия, способствующие приобщению взрослых и
несовершеннолетних к употреблению наркотиков. Ответственность за распространение
наркотиков.
Опасность случайных знакомств несовершеннолетних со взрослыми. Вовлечение
детей в занятие попрошайничеством, бродяжничеством. Профилактика правонарушений.
Преступления несовершеннолетних. Административная ответственность.
Случаи законного задержания человека полицией. Права задержанного
несовершеннолетнего. Порядок допроса несовершеннолетнего задержанного. Личный
досмотр. Протокол задержания.
Тема 6. Кто охраняет закон (5 ч)
Суд - орган, осуществляющий правосудие в нашей стране. Статус судей. Принципы
правосудия: равенство перед законом; гласность; участие общественности.
Адвокат - юрист, оказывающий квалифицированную юридическую помощь.
Обязанности адвоката. Случаи, когда юридическая помощь оказывается бесплатно.
Прокуратура - организация, осуществляющая надзор за соблюдением законов.
Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел. Участие прокурора в суде.
Полиция - подразделение органов внутренних дел. Права и обязанности работников
полиции. Криминальная полиция. Общественный порядок.
Обязанности нотариуса. Нотариальные действия. Случаи, когда необходимо
обратиться к нотариусу. Лица, совершающие нотариальные действия, в тех местах, где
нет нотариуса.
Тема 7. Готовы ли вы защитить свои права (2 ч)
Зависимость устойчивого правопорядка в стране от активной позиции граждан.
Формы проявления такой активности. Выбор каждого - гарантированные права или
бесправие.
Конституционное право участия в управлении делами государства. Политическая и
правовая культура избирателя. Социальная ответственность, профессионализм и
нравственная безупречность кандидатов на выборные должности.
Тематическое планирование курса
Всего
часов

Теоретические
занятия (часы)

Практические
занятия (часы)

Контроль
( часы)

1.Обычай. Мораль.
Право
2.Право и
справедливость
3.Основной закон
государства
4.Права детей

6

2

3

1

6

2

3

1

4

1

2

1

4

0,5

3

0,5

5. «Ловушка» для
подростков
6. Кто охраняет закон
7.Готовы ли вы
защитить свои права

5

1

3

1

5
2

1

3

1
2

Разделы

Повторение - обобщение
Всего часов

2
34

7,5

1
18

1
8,5

Литература и источники
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина
С.И., Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс. – М:
Новый учебник, 2004.
Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы (электронный ресурс) //
www.ychitel.ru
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право . Занимательная энциклопедия практического
права. - СПб, 2000
Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права /сост.: Е.А.
Мавлютова; - Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.
Ловягин С. Н. и др. Практикум по курсу «Основы правовых знаний». М., 2001
К.Ф. Тимофеева. Юридический справочник. СПб.: Питер, 2009 г.
Соколов Я.В. Я – гражданин России. Серия книг для учащихся. – М.:НИЦ Гражданин,
2012
Источники: международные правовые документы (Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка и другие), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный
кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Гражданский кодекс
РФ
Поурочное планирование
№
п/
п

1
2

3

Раздел, тема
Обычай.
Мораль.
Право
Введение
Как
появились
обычаи
Как
зародилось
государство

Кол
-во
час

Основные
понятия и
термины

Формы занятий

1

Правоведение

1

Социальные
нормы.
Обычай.
Власть.
Государство.

Интерактивная
лекция
Путешествие

Измерительные
формы
контроля

6

1

Дискуссия по
проблеме:
Может ли
существовать
общество без
государства?

Тезисы
Фронтальная
беседа для
закрепления
Предъявление,
аргументация точек
зрения

Дата
проведения

4

Что такое
право

1

Право. Закон

Практикум.
Работа с
источниками

56

Право и
мораль

2

Мораль

Практикум.
Анализ
ситуаций

Право и
справедливость
Права
человека

6
Практикум.
Работа с
правовыми
источниками

Тест для
закрепления

Право
человека на
жизнь

2

Права
человека.
Правовой
статус.
Всеобщая
декларация
прав человека
Основные
(естественные
) права
человека.
Международное
гуманитарное
право.
Свобода.

Интерактивная
лекция.
Диспут по
проблеме:
Смертная казнь
и право на
жизнь.

Тезисы.
Предъявление,
аргументация точек
зрения

Проектирование
специального
номера
школьной
газеты
Проблемная
лекция

Печатное издание

7

89

1

Фронтальная
беседа для
закрепления.
Словарь терминов
Предъявление
результатов
анализа ситуаций;
аргументация
выводов с опорой
на источники.
Таблица

10 Свобода и
закон

1

11 Юридическое
равенство
12 Когда
государство
становится
правовым
Основной
закон
государства
13 Что
закреплено
Конституцией

1

Юридическое
равенство

1

Демократия.
Правовое
государство.

Групповая
дискуссия

Проблемные задачи

Практикум

Кластер

14 Как устроено
наше

1

Конституция.
Социальное
государство.
Светское
государство.
Республика.
Демократичес

Практикум

Кластер

Конспект

4

1

государство

15 Гражданин и
гражданство

1

16 Зачем
изучать закон

1

Права детей
Международ
ные
документы о
правах
ребенка
Права детей
по
гражданскому
законодатель
ству
Права детей
по
семейному
законодатель
ству
Права детей
по трудовому
законодатель
ству

4
1

«Ловушки»
для
подростков
21 Вовлечение
- детей в
22 преступную
деятельность

5

23 Осторожно:
наркотики!

1

17

18

19

20

кий режим.
Федерация.
Субъекты
федерации.
Органы
государственн
ой власти.
Гражданин.
Гражданство

Интерактивная
лекция

Презентация

Правовая
культура.
Правовое
сознание

Обзор фактов

Эссе

Права детей.
Декларация.
Конвенция.

Интерактивная
лекция

Тест

1

Гражданский
кодекс.

Практикум

Таблица. Задачи
практической
направленности

1

Семья.
Семейный
кодекс. Опека.
Попечительст
во.
Трудовой
кодекс.
Трудовой
договор

Практикум

Таблица. Задачи
практической
направленности

Практикум

Таблица. Задачи
практической
направленности

1

2

Преступление. ПрессПреступная
конференция.
группа.
Групповая
дискуссия

Наркомания.

Коллективный
проект.

Составление
вопросов.
Предъявление
результатов
анализа жизненных
ситуаций;
аргументация
выводов с опорой
на источники.
Составление
информационных

бюллетеней
Составление и
объяснение схемы

24 Когда
подросток
нарушает
закон

1

Правонаруше
ние. Правовая
ответственнос
ть

Практикум

25 Если вас
задержала
полиция

1

Полиция.
Права
задержанного.
Допрос.
Личный
досмотр.
Протокол
задержания.

Игра
«Правовой
лабиринт»

Правовые задачи,
ситуации

Кто
охраняет
закон
26 Суд

5
Экскурсия

Эссе

27 Адвокат

1

Ролевая игра

Правовые задачи,
ситуации

28 Прокуратура

1

Суд.
Правосудие.
Судья.
Адвокат.
Юридическая
помощь.
Прокуратура.

Консультация

29 Полиция

1

Полиция.
Подразделения полиции.

Экскурсия

30 Нотариус

1

Нотариус.
Нотариальные
действия.

Деловая игра

Составление
кроссворда
«Правоохранительн
ые органы»
Составление
кроссворда
«Правоохранительн
ые органы»
Правовые задачи,
ситуации

Готовы ли
вы
защитить
свои права

1

2

31 Ваш выбор:
право или
бесправие
32 Ваше личное
участие в
создании
справедливог
о государства
и общества

1

33 Обобщаю-

3

1

Правопорядок Круглый стол
. Позиция
гражданина
Политическая Тренинг
и
правовая
культура
избирателя.
Выборные
должности.
Социальная
ответственность.
Презентация

Обсуждение
позиций
Обобщающая
беседа

Проект,

- щие занятия
35

творческих
работ

исследование,
реферат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».