ЭК_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_ООО_8(17,5)

МОУ «Лицей №1»
ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
_____ августа 2021
протокол №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»
_______________ А.В. Гуденко
___ августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Человек – общество – мир»
(базовый уровень)
Основной общеобразовательной программы основного общего образования
8 класс
(ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - 17,5 ЧАСОВ)

СОСТАВИТЕЛЬ:
А.В. Чепкасова,
учитель истории и обществознания
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/В.М. Головкова,
руководитель кафедры общественных наук

Данная

авторская

программа

целью формирование

у

факультативного

учащихся

более

курса

глубоких

ставит

своей основной

представлений

о

базовых

обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, решая при этом и ряд
прикладных образовательных задач.
Программа разработана на основе государственной образовательной программы по
обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, в полной мере
соответствует требованиям указанных документов и структуре программ данного типа.
Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук
(социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в
адаптированной для учащихся 8 класса педагогически целесообразной форме.
Данная программа является актуальной, так как решает одну из ключевых педагогических
задач обучения и воспитания – содействовать воспитанию свободной и ответственной
личности ученика, ее социализации в современных условиях.
Аннотация
Факультативный курс «Человек – общество – мир» предназначен для обучающихся 8
класса

общеобразовательной

школы

и

построен

на

основе

государственной

образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н.
Боголюбова.

Курс

является

интегративным,

т.е.

включает

знания

различных

общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения,
психологии,

этики)

в

адаптированной

для

учеников

8

класса

педагогически

целесообразной форме.
Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику
современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также
изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной
подсистем.
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые
присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно
рассматриваются в базовом школьном курсе обществознания.
Работа факультатива построена как интеграция учебного материала с активными формами
деятельности учащихся.

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками
права, с дополнительной литературой по предмету.

Автор

учебной

программы: учитель

истории

и

обществознания

первой

квалификационной категории Лацигина Ольга Николаевна.

Пояснительная записка
Цель курса: формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи:
— способствовать улучшению усвоения знаний учащимися курса «Обществознание» в
соответствии с современными требованиями;
— содействовать получению дополнительных знаний по предмету;
— стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
— отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников
и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического
характера;
— содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях;
— заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Актуальность:
Изучение данного факультативного курса призвано содействовать формированию у
учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития
человеческого общества, его социальной структуре, экономического базиса и духовной
сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Факультатив поможет учащимся ориентироваться в текущих событиях общественнополитической жизни.
Практическая значимость курса – подготовка к успешной итоговой аттестации в форме
ОГЭ и ЕГЭ.

Количество часов по учебному плану:
Всего __17,5_часов; в неделю _0,5_ час.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Человек – общество – мир»
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
— образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики, государственных праздников;
— знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
— знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры;
— освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
— гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
— уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
— экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового
образа жизни;
— эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
—

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая

толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
— готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика.

Учащийся получит возможность для формирования:
— ориентации в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;

— основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и
политическими событиями;
— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
— умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умения конструктивно разрешать конфликты;
— готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
— умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
— целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
— планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
— извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— пользоваться справочной литературой;
— приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Учащийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;
— устанавливать целевые приоритеты;
— самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
— самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
— самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— свободно пользоваться справочной литературой;
— сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные:
Учащийся научится:
— давать определение понятиям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
—

осуществлять

логическую

операцию

установления

родовидовых

отношений,

ограничение понятия;
— обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
— основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
— проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
— определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

— соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
— структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
— высказываться в устной и письменной форме;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения
и выводы.

Учащийся получит возможность научиться:
— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
— самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
— проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных
зон

выполняемой

предметной,

метапредметной,

личностно

ориентированной

деятельности;
— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
— овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:
Учащийся научится:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
—

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
— работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
проектами.

Учащийся получит возможность научиться:
— свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— владеть разными видами монолога и диалога;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
— аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
— основам коммуникативной рефлексии;
— свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами, проектами.

Предметные результаты:
Учащийся научится:
▪

использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах
регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной,
коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного
человека и достойного гражданина;

▪

на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

▪

критически

осмысливать

характера,

полученную

информацию
из

правового

разнообразных

и

морально-нравственного

источников,

систематизировать,

анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом;
▪

использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации,
самоконтролю;

▪

распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и
экономические явления, сравнивать их;

▪

характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;

▪

применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

▪

использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в
обществе;

▪

получать

социальную

информацию

об

экономической

адаптированных источников различного типа;

жизни

общества

из

▪

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и
социальный опыт.

Учащийся получит возможность научиться:
▪

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;

▪

моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав
и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую
оценку;

▪

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их
становление и развитие;

▪

наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания;

▪

характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

▪

анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;

▪

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

▪

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.

Содержание учебного курса «Человек – общество – мир»

Содержание
предмета

учебного

Количество
часов

Глава I «Личность и
общество»

2

Тема «Биологическое и
социальное в человеке»

0,5

учебных

Форма
организации
учебных занятий

Основные
учебной
деятельности

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:

виды

самостоятельная
работа
по
составлению
тезисного
плана
устного сообщения по
теме
«Отличия
человека
от
животного»,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания
Тема «Человек и его
ближайшее окружение»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Ответ на вопрос по
алгоритму
выполнения
задачи,
работа
в
парах
сильный – слабый
(основные
способы
взаимодействия
человека и
природы),
проектирование
выполнения
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок

Тема
«Жизненные
ценности и ориентиры»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Работа
с
теоретическим
материалом,
составление
характеристики
ценностей, пересказ
по
плану,
коллективная
практическая
по алгоритму

работа

выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой
Тема
«Общество
динамичная
саморазвивающаяся

–

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Выявление ступеней
развития
общества,
групповая работа с

система»

теоретическим
материалом,
составление
исторического
рассуждения,
самостоятельное
проектирование
выполнения
домашнего задания

Тема «Человечество в
XXI в.: основные вызовы
и угрозы»

0,5

урок
решения
практических,
проектных задач

Выделение ключевых
особенностей
развития
общества,
работа
в
парах
сильный – слабый,
составление
рассуждения,
комментирование
выставленных оценок

Тема
«Как
личностью»

стать

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Самостоятельная
работа с
обществоведческим
портфолио
(составление таблицы
«Человек,
индивид,
личность»),
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме
«Становление
личности»,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания

Тема
«Личность
межличностные
отношения»

и

0,5

урок
решения
практических,
проектных задач

Формирование
у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной функции,
контроль
и
самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки
и
взаимопроверки,

коллективное
проектирование
способов выполнения
дифференцированного
домашнего задания
Глава II
«Сфера
духовной культуры»
Тема
«Духовная
культура
и
ее
особенности»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
самостоятельная
работа
с обществоведческим
портфолио
(составление таблицы
«Духовная сфера»),
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме
«Культура личности»,
комментирование
выставленных оценок

Тема
«Личность
и
мораль. Нравственность,
этика,
моральные
ценности
и
идеалы.
Моральная
оценка.
«Золотое
правило
нравственности».
Воспитательная
роль
морали»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Ответ на вопрос по
алгоритму
выполнения
задачи,
работа
в
парах
сильный – слабый
(выбор
основных
признаков
норм
морали), коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания

Тема «Долг и совесть»

0,5

урок
применения
предметных

Ответ на вопрос по
алгоритму

знаний,
навыков

умений,

выполнения
задачи,
групповая работа
(выбор
основных
признаков
понятий
«долг» и «совесть»),
комментирование
выставленных оценок

Тема «Моральный выбор
и ответственность»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление
характеристики
морального выбора,
пересказ по плану,
коллективная
практическая работа
(взаимосвязь свободы
и ответственности) по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой
Тема
«Система
образования
в
Российской Федерации.
Самообразование»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Работа
с
теоретическим
материалом,
составление
списка
причин изменений во
внутренней политике,
пересказ по плану,
коллективная
практическая работа
(причины появления
новшеств
в
образовании)
по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с

последующей
самопроверкой,
коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания
Тема «Наука»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
у
учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в
парах
сильный
–
слабый
(выбор
основных
направлений развития
научной мысли),
комментирование
выставленных оценок

Тема «Государство
религия»

и

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
особенностей религий,
пересказ по плану,
коллективная
практическая
(признаки
религиозных
организаций)
алгоритму

работа

по

выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой,
коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания
Тема
«Формы
разновидности
культуры»

и

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Самостоятельная
работа
с обществоведческим
портфолио
(составление опорной
схемы),
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме
«Разновидности
культуры»,
комментирование
выставленных оценок

Глава III «Социальная
сфера»
Тема
«Социальная
структура общества»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
предпосылок развития
общественных групп,
пересказ по плану,
коллективная
практическая
работа
(причины
социальной
мобильности)
по

алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи

Тема
«Социальные
конфликты и пути их
разрешения»

0,5

урок
решения
практических,
проектных задач

учителя
последующей
самопроверкой

с

Формирование
учащихся

у

деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в парах

Тема
«Межнациональные
отношения
в
современном обществе»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
изменений
в
межнациональных
отношениях, пересказ
по
плану,
коллективная
практическая работа
(этнос,
нация,
национальность)
по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой
Тема

«Отклоняющееся

0,5

уроки

применения

Формирование

у

поведение и Уголовный
кодекс РФ»

предметных
знаний,
умений,
навыков

учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в
группах
(выбор
основных признаков
отклоняющегося
поведения),
проектирование
выполнения
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок

Глава IV «Экономика»
Тема «Потребности
ресурсы»

и

0,5

уроки применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
учащихся
деятельностных
способностей и

у

способностей
структурированию
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
самостоятельная
работа с

к
и

обществоведческим
портфолио (анализ
экономической сферы
при консультативной
помощи
учителя),
работа
в
парах
сильный – слабый по
алгоритму
выполнения
задачи
(характеристика
основных
проблем

экономики)
Тема
«Экономические
системы.
Разбор
ситуаций»

0,5

урок
решения
практических,
проектных задач

Самостоятельная
работа с
обществоведческим
портфолио (анализ
главных
вопросов
экономики)
при
консультативной
помощи
учителя,
работа в группах по
алгоритму
выполнения
задачи
(способы повышения
эффективности
производства)

Тема
«Право
собственности.
Виды
собственности. Способы
приобретения
права
собственности.
Приватизация.
Собственность
и
несовершеннолетние»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Работа
с
обществоведческим
портфолио
(анализ
имущественных
отношений), работа в
парах по алгоритму
выполнения
задачи
(характеристика видов
собственности),
коллективное
проектирование
способов выполнения
дифференцированного
домашнего задания

Тема
«Рынок
рыночный механизм»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний

и

(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
обществоведческим
материалом
(основные
понятия:
рынок, конкуренция,
спрос, предложение,
равновесная цена),
работа

в

парах

сильный – слабый,
комментирование
выставленных оценок
Тема «Производство»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
учащихся
деятельностных
способностей
способностей
структурированию
систематизации
изучаемого
предметного

у
и
к
и

содержания:
групповое
комплексное
повторение,
самостоятельная
работа
с обществоведческим
портфолио
(составление
письменного ответа на
проблемный вопрос),
работа в группах по
алгоритму
выполнения задачи по
теме
урока,
составление тезисного
плана
для
рассуждения и его
рецензирование
при консультативной
помощи
учителя,
участие
в
коллективном диалоге
Тема
«Предпринимательство»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Групповое
комплексное
повторение,
составление тезисного
плана
для
рассуждения и его
рецензирование
при консультативной
помощи
учителя,
участие
в

коллективном
диалоге,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок
Тема
«Экономические
цели
и
функции
государства»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
учащихся

у

умений построения и
реализации
новых
знаний
(понятий,
способов действий):
работа
с
теоретическим
обществоведческим
материалом
(задачи
государства
в
рыночной экономике),
работа
в
парах
сильный – слабый,
коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего
задания

Тема
«Распределение
доходов»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
учащихся
деятельностных
способностей и

у

способностей
структурированию
систематизации
изучаемого
предметного

к
и

содержания:
групповое
комплексное
повторение,
самостоятельная
работа
с обществоведческим

портфолио
(составление
письменного ответа на
проблемный вопрос),
работа в парах
по
алгоритму
выполнения задачи по
теме урока
Тема
«Неравенство
доходов
и
экономические
меры
социальной поддержки»

0,5

урок
решения
практических,
проектных задач

Ответ на вопрос по
алгоритму
выполнения
задачи,
работа
в
парах
сильный – слабый
(выбор
основных
направлений
потребления),
составление тезисного
плана
для
рассуждения и его
рецензирование при
консультативной
помощи
учителя,
участие
в
коллективном
диалоге,
проектирование
выполнения
домашнего задания

Тема
«Налоги,
уплачиваемые
гражданами»

0,5

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
способов
действий): работа с
теоретическим
материалом, пересказ
по
плану,
коллективная
практическая работа
по
алгоритму
выполнения задачи с
последующей
самопроверкой,
комментирование
выставленных оценок

Тема «Инфляция»

0,5

урок

применения

Формирование

у

предметных
знаний,
умений,
навыков

учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в
парах, коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего
задания

Тема «Банки»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Самостоятельная
работа с
обществоведческим
портфолио,
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания

Тема «Международная
торговля»

0,5

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
основных
направлений развития
мирового хозяйства,
пересказ пунктов по

плану,
коллективная
практическая работа
(развитие
мировой
торговли)
по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой,
комментирование
выставленных оценок
Итоговое занятие

контрольный урок

1,5

Формирование
у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной функции,
контроль
и
самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки
и
взаимопроверки.
Защита
индивидуальных
проектов

Календарно-тематическое планирование

№
Тема занятий
Глава I «Личность и общество» – 3,5часов
1

Биологическое и социальное в
человеке
его

ближайшее

Колво
часо
в

0,5

2

Человек и
окружение

3

Жизненные
ориентиры

и

0,5

4

Общество
–
динамичная
саморазвивающаяся система

0,5

5

Человечество в XXI в.: основные
вызовы и угрозы

0,5

ценности

0,5

6
7

0,5

Как стать личностью
Личность и
отношения

межличностные

0,5

Глава II «Сфера духовной культуры» — 12.5
часов
8
9

10

Духовная
культура
особенности

и

ее
0,5

Личность
и
мораль.
Нравственность,
этика,
моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое
правило
нравственности».
Воспитательная роль морали

0,5

0,5

Долг и совесть

11

Моральный
ответственность

и

0,5

12

Система
образования
в
Российской
Федерации.
Самообразование

0,5

13
14
15

16

выбор

0,5

Наука

0,5

Государство и религия
Формы
культуры

и

разновидности

0,5

0,5

Социальная структура общества

17

Социальные конфликты и пути
их разрешения

0,5

18

Межнациональные отношения в
современном обществе

0,5

19
20
21

0,5
Отклоняющееся поведение
Уголовный кодекс РФ

и

Потребности и ресурсы

0,5

22

Экономические системы. Разбор
ситуаций

0,5

23

Право собственности. Виды
собственности.
Способы
приобретения
права

0,5

собственности.
Приватизация.
Собственность
и
несовершеннолетние
24
25
26
27
28

Рынок и рыночный механизм

0,5

Производство
Предпринимательство
Экономические цели и функции
государства
Распределение доходов

29

Неравенство
доходов
и
экономические меры социальной
поддержки

30

Налоги,
гражданами

31
32
33

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

уплачиваемые

Инфляция
Банки
Международная торговля

0,5
0,5
0,5
0,5

Итоговое повторение – 1,5 часа
34

Итоговое занятие

1,5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д.
Марцинковская. – М., 2003.
2. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб.,
2008.
3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. – М., «Русское слово», 2010.
2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. – М., «Русское слово», 2009.
6. Морозова С.А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С.А. Морозова. – СПб., 2001.
7. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2005.
8. Миголатьев А.А. Курс политологии: учеб. / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М., 2005.
9. Михайлушкин А.Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А.Н. Михайлушкин. – М.,
2003.

10. Политология: учеб. / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005.
11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2005.
12. Смирнов Г.Н. Политология: учеб. / Г.Н. Смирнов (и др.). – М., 2008.
13. Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А. Тишков. – М., 2010.
14. Философия: учеб. / под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2002.
15. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004.
16. Экономика для колледжей: базовый курс. – Ростов н/Д, 2005.

Литература для учащихся:
1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. — Ростов
н/Д.: Феникс, 2010.
2. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —
СПб., 2008.
3. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
4. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 8 кл.— М., 2012.
5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В.
Поздеев. – М.: ВАКО, 2012.
1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов,
Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2015 г.
7. Обществоведение. Человек, право, экономика.8 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н,
Ивановой Л.Ф. – М: Просвещение, 2007.
8. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
9. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. — М.:
Виктория Плюс, 2014.
10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.
Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
11. Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2012, 2013.
12. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие — репетитор. Под ред. Белокрыловой
О.С. – Ростов, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».