ЭК_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_ООО_8

МОУ «Лицей №1»
ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
_____ августа 2021
протокол №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»
_______________ А.В. Гуденко
___ августа 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Человек – общество – мир»
(базовый уровень)
Основной общеобразовательной программы основного общего образования
8 класс
(ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - 35 ЧАСОВ)

СОСТАВИТЕЛЬ:
А.В. Чепкасова,
учитель истории и обществознания
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
___________/В.М. Головкова,
руководитель кафедры общественных наук

г. Петрозаводск

Данная

авторская

программа

целью формирование

у

факультативного

учащихся

более

курса

глубоких

ставит

своей основной

представлений

о

базовых

обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, решая при этом и ряд
прикладных образовательных задач.
Программа разработана на основе государственной образовательной программы по
обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, в полной мере
соответствует требованиям указанных документов и структуре программ данного типа.
Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук
(социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в
адаптированной для учащихся 8 класса педагогически целесообразной форме.
Данная программа является актуальной, так как решает одну из ключевых педагогических
задач обучения и воспитания – содействовать воспитанию свободной и ответственной
личности ученика, ее социализации в современных условиях.
Аннотация
Факультативный курс «Человек – общество – мир» предназначен для обучающихся 8
класса

общеобразовательной

школы

и

построен

на

основе

государственной

образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н.
Боголюбова.

Курс

является

интегративным,

т.е.

включает

знания

различных

общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения,
психологии,

этики)

в

адаптированной

для

учеников

8

класса

педагогически

целесообразной форме.
Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику
современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также
изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной
подсистем.
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые
присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно
рассматриваются в базовом школьном курсе обществознания.
Работа факультатива построена как интеграция учебного материала с активными формами
деятельности учащихся.
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками
права, с дополнительной литературой по предмету.

Автор

учебной

программы: учитель

истории

и

обществознания

первой

квалификационной категории Лацигина Ольга Николаевна.

Пояснительная записка
Цель курса: формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи:
— способствовать улучшению усвоения знаний учащимися курса «Обществознание» в
соответствии с современными требованиями;
— содействовать получению дополнительных знаний по предмету;
— стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
— отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников
и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического
характера;
— содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях;
— заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Актуальность:
Изучение данного факультативного курса призвано содействовать формированию у
учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития
человеческого общества, его социальной структуре, экономического базиса и духовной
сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Факультатив поможет учащимся ориентироваться в текущих событиях общественнополитической жизни.
Практическая значимость курса – подготовка к успешной итоговой аттестации в форме
ОГЭ и ЕГЭ.
Количество часов по учебному плану:
Всего __35_часов; в неделю _1_ час.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Человек – общество – мир»
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
— образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики, государственных праздников;
— знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
— знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры;
— освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
— гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
— уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
— экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового
образа жизни;
— эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
—

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая

толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
— готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика.

Учащийся получит возможность для формирования:
— ориентации в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;

— основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и
политическими событиями;
— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
— умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умения конструктивно разрешать конфликты;
— готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
— умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
— целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
— планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
— извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— пользоваться справочной литературой;
— приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Учащийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;
— устанавливать целевые приоритеты;
— самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
— самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
— самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— свободно пользоваться справочной литературой;
— сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные:
Учащийся научится:
— давать определение понятиям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
—

осуществлять

логическую

операцию

установления

родовидовых

отношений,

ограничение понятия;
— обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
— основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
— проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
— определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

— соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
— структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
— высказываться в устной и письменной форме;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения
и выводы.

Учащийся получит возможность научиться:
— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
— самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
— проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных
зон

выполняемой

предметной,

метапредметной,

личностно

ориентированной

деятельности;
— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
— овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:
Учащийся научится:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
—

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
— работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
проектами.

Учащийся получит возможность научиться:
— свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— владеть разными видами монолога и диалога;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
— аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
— основам коммуникативной рефлексии;
— свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами, проектами.

Предметные результаты:
Учащийся научится:
▪

использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах
регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной,
коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного
человека и достойного гражданина;

▪

на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

▪

критически

осмысливать

характера,

полученную

информацию
из

правового

разнообразных

и

морально-нравственного

источников,

систематизировать,

анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом;
▪

использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации,
самоконтролю;

▪

распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и
экономические явления, сравнивать их;

▪

характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;

▪

применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

▪

использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в
обществе;

▪

получать

социальную

информацию

об

экономической

адаптированных источников различного типа;

жизни

общества

из

▪

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и
социальный опыт.

Учащийся получит возможность научиться:
▪

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;

▪

моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав
и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую
оценку;

▪

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их
становление и развитие;

▪

наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания;

▪

характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

▪

анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;

▪

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

▪

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.

Содержание учебного курса «Человек – общество – мир»

Содержание
предмета

учебного

Количество
часов

Глава I «Личность и
общество»

7

Тема «Биологическое и
социальное в человеке»

1

учебных

Форма
организации
учебных занятий

Основные
учебной
деятельности

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:

виды

самостоятельная
работа
по
составлению
тезисного
плана
устного сообщения по
теме
«Отличия
человека
от
животного»,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания
Тема «Человек и его
ближайшее окружение»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Ответ на вопрос по
алгоритму
выполнения
задачи,
работа
в
парах
сильный – слабый
(основные
способы
взаимодействия
человека и
природы),
проектирование
выполнения
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок

Тема
«Жизненные
ценности и ориентиры»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Работа
с
теоретическим
материалом,
составление
характеристики
ценностей, пересказ
по
плану,
коллективная
практическая
по алгоритму

работа

выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой
Тема
«Общество
динамичная
саморазвивающаяся

–

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Выявление ступеней
развития
общества,
групповая работа с

система»

теоретическим
материалом,
составление
исторического
рассуждения,
самостоятельное
проектирование
выполнения
домашнего задания

Тема «Человечество в
XXI в.: основные вызовы
и угрозы»

1

урок
решения
практических,
проектных задач

Выделение ключевых
особенностей
развития
общества,
работа
в
парах
сильный – слабый,
составление
рассуждения,
комментирование
выставленных оценок

Тема
«Как
личностью»

стать

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Самостоятельная
работа с
обществоведческим
портфолио
(составление таблицы
«Человек,
индивид,
личность»),
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме
«Становление
личности»,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания

Тема
«Личность
межличностные
отношения»

и

1

урок
решения
практических,
проектных задач

Формирование
у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной функции,
контроль
и
самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки
и
взаимопроверки,

коллективное
проектирование
способов выполнения
дифференцированного
домашнего задания
Глава II
«Сфера
духовной культуры»

8

Тема
«Духовная
культура
и
ее
особенности»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
самостоятельная
работа
с обществоведческим
портфолио
(составление таблицы
«Духовная сфера»),
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме
«Культура личности»,
комментирование
выставленных оценок

Тема
«Личность
и
мораль. Нравственность,
этика,
моральные
ценности
и
идеалы.
Моральная
оценка.
«Золотое
правило
нравственности».
Воспитательная
роль
морали»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Ответ на вопрос по
алгоритму
выполнения
задачи,
работа
в
парах
сильный – слабый
(выбор
основных
признаков
норм
морали), коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания

Тема «Долг и совесть»

1

урок
применения
предметных

Ответ на вопрос по
алгоритму

знаний,
навыков

умений,

выполнения
задачи,
групповая работа
(выбор
основных
признаков
понятий
«долг» и «совесть»),
комментирование
выставленных оценок

Тема «Моральный выбор
и ответственность»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление
характеристики
морального выбора,
пересказ по плану,
коллективная
практическая работа
(взаимосвязь свободы
и ответственности) по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой
Тема
«Система
образования
в
Российской Федерации.
Самообразование»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Работа
с
теоретическим
материалом,
составление
списка
причин изменений во
внутренней политике,
пересказ по плану,
коллективная
практическая работа
(причины появления
новшеств
в
образовании)
по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с

последующей
самопроверкой,
коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания
Тема «Наука»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
у
учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в
парах
сильный
–
слабый
(выбор
основных
направлений развития
научной мысли),
комментирование
выставленных оценок

Тема «Государство
религия»

и

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
особенностей религий,
пересказ по плану,
коллективная
практическая
(признаки
религиозных
организаций)
алгоритму

работа

по

выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой,
коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего задания
Тема
«Формы
разновидности
культуры»

и

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Самостоятельная
работа
с обществоведческим
портфолио
(составление опорной
схемы),
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме
«Разновидности
культуры»,
комментирование
выставленных оценок

Глава III «Социальная
сфера»

5

Тема
«Социальная
структура общества»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
предпосылок развития
общественных групп,
пересказ по плану,
коллективная
практическая
работа
(причины
социальной
мобильности)
по

алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи

Тема
«Социальные
конфликты и пути их
разрешения»

1

урок
решения
практических,
проектных задач

учителя
последующей
самопроверкой

с

Формирование
учащихся

у

деятельностных
способностей к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в парах

Тема
«Межнациональные
отношения
в
современном обществе»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
изменений
в
межнациональных
отношениях, пересказ
по
плану,
коллективная
практическая работа
(этнос,
нация,
национальность)
по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой
Тема

«Отклоняющееся

2

уроки

применения

Формирование

у

поведение и Уголовный
кодекс РФ»

предметных
знаний,
умений,
навыков

учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в
группах
(выбор
основных признаков
отклоняющегося
поведения),
проектирование
выполнения
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок

Глава IV «Экономика»

13

Тема «Потребности
ресурсы»

1

и

уроки применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
учащихся
деятельностных
способностей и

у

способностей
структурированию
систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
самостоятельная
работа с

к
и

обществоведческим
портфолио (анализ
экономической сферы
при консультативной
помощи
учителя),
работа
в
парах
сильный – слабый по
алгоритму
выполнения
задачи
(характеристика
основных
проблем

экономики)
Тема
«Экономические
системы.
Разбор
ситуаций»

1

урок
решения
практических,
проектных задач

Самостоятельная
работа с
обществоведческим
портфолио (анализ
главных
вопросов
экономики)
при
консультативной
помощи
учителя,
работа в группах по
алгоритму
выполнения
задачи
(способы повышения
эффективности
производства)

Тема
«Право
собственности.
Виды
собственности. Способы
приобретения
права
собственности.
Приватизация.
Собственность
и
несовершеннолетние»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Работа
с
обществоведческим
портфолио
(анализ
имущественных
отношений), работа в
парах по алгоритму
выполнения
задачи
(характеристика видов
собственности),
коллективное
проектирование
способов выполнения
дифференцированного
домашнего задания

Тема
«Рынок
рыночный механизм»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний

и

(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
обществоведческим
материалом
(основные
понятия:
рынок, конкуренция,
спрос, предложение,
равновесная цена),
работа

в

парах

сильный – слабый,
комментирование
выставленных оценок
Тема «Производство»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
учащихся
деятельностных
способностей
способностей
структурированию
систематизации
изучаемого
предметного

у
и
к
и

содержания:
групповое
комплексное
повторение,
самостоятельная
работа
с обществоведческим
портфолио
(составление
письменного ответа на
проблемный вопрос),
работа в группах по
алгоритму
выполнения задачи по
теме
урока,
составление тезисного
плана
для
рассуждения и его
рецензирование
при консультативной
помощи
учителя,
участие
в
коллективном диалоге
Тема
«Предпринимательство»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Групповое
комплексное
повторение,
составление тезисного
плана
для
рассуждения и его
рецензирование
при консультативной
помощи
учителя,
участие
в

коллективном
диалоге,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания,
комментирование
выставленных оценок
Тема
«Экономические
цели
и
функции
государства»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
учащихся

у

умений построения и
реализации
новых
знаний
(понятий,
способов действий):
работа
с
теоретическим
обществоведческим
материалом
(задачи
государства
в
рыночной экономике),
работа
в
парах
сильный – слабый,
коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего
задания

Тема
«Распределение
доходов»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
учащихся
деятельностных
способностей и

у

способностей
структурированию
систематизации
изучаемого
предметного

к
и

содержания:
групповое
комплексное
повторение,
самостоятельная
работа
с обществоведческим

портфолио
(составление
письменного ответа на
проблемный вопрос),
работа в парах
по
алгоритму
выполнения задачи по
теме урока
Тема
«Неравенство
доходов
и
экономические
меры
социальной поддержки»

1

урок
решения
практических,
проектных задач

Ответ на вопрос по
алгоритму
выполнения
задачи,
работа
в
парах
сильный – слабый
(выбор
основных
направлений
потребления),
составление тезисного
плана
для
рассуждения и его
рецензирование при
консультативной
помощи
учителя,
участие
в
коллективном
диалоге,
проектирование
выполнения
домашнего задания

Тема
«Налоги,
уплачиваемые
гражданами»

1

урок
первичного
предъявления
новых знаний

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
способов
действий): работа с
теоретическим
материалом, пересказ
по
плану,
коллективная
практическая работа
по
алгоритму
выполнения задачи с
последующей
самопроверкой,
комментирование
выставленных оценок

Тема «Инфляция»

1

урок

применения

Формирование

у

предметных
знаний,
умений,
навыков

учащихся
деятельностных
способностей
и
способностей
к
структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания: ответ на
вопрос по алгоритму
выполнения
задачи,
работа в
парах, коллективное
проектирование
дифференцированного
домашнего
задания

Тема «Банки»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Самостоятельная
работа с
обществоведческим
портфолио,
составление тезисного
плана
устного
сообщения по теме,
коллективное
проектирование
способов выполнения
домашнего задания

Тема «Международная
торговля»

1

урок
применения
предметных
знаний,
умений,
навыков

Формирование
у
учащихся
умений
построения
и
реализации
новых
знаний
(понятий,
действий):

способов

работа
с
теоретическим
материалом,
составление перечня
основных
направлений развития
мирового хозяйства,
пересказ пунктов по

плану,
коллективная
практическая работа
(развитие
мировой
торговли)
по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя с
последующей
самопроверкой,
комментирование
выставленных оценок
Итоговое занятие

контрольный урок

1

Формирование
у
учащихся умений к
осуществлению
контрольной функции,
контроль
и
самоконтроль
изученных понятий,
алгоритма проведения
самопроверки
и
взаимопроверки.
Защита
индивидуальных
проектов

Календарно-тематическое планирование

№
Тема занятий
Глава I «Личность и общество» – 7 часов
1
2
3
4
5

Колво
часо
в

Биологическое и социальное в
человеке

1

Человек и
окружение

1

Жизненные
ориентиры

его

ближайшее

ценности

и
1

Общество
–
динамичная
саморазвивающаяся система

1

Человечество в XXI в.: основные
вызовы и угрозы

1

6

Как стать личностью

1

7

Личность и
отношения

1

межличностные

Глава II «Сфера духовной культуры» — 8 часов
8

Духовная
культура
особенности

и

ее
1

Личность
и
мораль.
Нравственность,
этика,
моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое
правило
нравственности».
Воспитательная роль морали

1

10

Долг и совесть

1

11

Моральный
ответственность

9

выбор

и
1

Система
образования
в
Российской
Федерации.
Самообразование

1

13

Наука

1

14

Государство и религия

1

15

Формы
культуры

1

12

и

разновидности

Глава III «Социальная сфера» — 5 часов
16

Социальная структура общества

1

17

Социальные конфликты и пути
их разрешения

1

Межнациональные отношения в
современном обществе

1

Отклоняющееся поведение
Уголовный кодекс РФ

2

18
19
20

и

Глава IV «Экономика» — 13 часов
21

Потребности и ресурсы

1

22

Экономические системы. Разбор
ситуаций

1

Право собственности. Виды
собственности.
Способы
приобретения
права
собственности.
Приватизация.
Собственность
и
несовершеннолетние

1

24

Рынок и рыночный механизм

1

25

Производство

1

23

26

Предпринимательство

1

27

Экономические цели и функции
государства

1

28

Распределение доходов

1

29

Неравенство
доходов
и
экономические меры социальной
поддержки

1

Налоги,
гражданами

1

30

уплачиваемые

31

Инфляция

1

32

Банки

1

33

Международная торговля

Итоговое повторение – 1 час
34

Итоговое занятие

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д.
Марцинковская. – М., 2003.
2. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб.,
2008.
3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. – М., «Русское слово», 2010.
2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. – М., «Русское слово», 2009.
6. Морозова С.А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С.А. Морозова. – СПб., 2001.
7. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2005.
8. Миголатьев А.А. Курс политологии: учеб. / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М., 2005.
9. Михайлушкин А.Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А.Н. Михайлушкин. – М.,
2003.
10. Политология: учеб. / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005.
11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2005.
12. Смирнов Г.Н. Политология: учеб. / Г.Н. Смирнов (и др.). – М., 2008.
13. Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А. Тишков. – М., 2010.
14. Философия: учеб. / под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2002.
15. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004.
16. Экономика для колледжей: базовый курс. – Ростов н/Д, 2005.

Литература для учащихся:
1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. — Ростов
н/Д.: Феникс, 2010.
2. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —
СПб., 2008.
3. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
4. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 8 кл.— М., 2012.
5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В.
Поздеев. – М.: ВАКО, 2012.
1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов,
Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2015 г.
7. Обществоведение. Человек, право, экономика.8 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н,
Ивановой Л.Ф. – М: Просвещение, 2007.
8. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
9. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. — М.:
Виктория Плюс, 2014.
10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.
Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
11. Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2012, 2013.
12. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие — репетитор. Под ред. Белокрыловой
О.С. – Ростов, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».