МОУ «Лицей №1» ПРИНЯТА на научно-методическом совете _____ августа 2021 протокол №1 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицея №1» _______________ А.В. Гуденко ___ августа 2021 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Человек – общество – мир» (базовый уровень) Основной общеобразовательной программы основного общего образования 8 класс (ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - 35 ЧАСОВ) СОСТАВИТЕЛЬ: А.В. Чепкасова, учитель истории и обществознания ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ___________/В.М. Головкова, руководитель кафедры общественных наук г. Петрозаводск Данная авторская программа целью формирование у факультативного учащихся более курса глубоких ставит своей основной представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, решая при этом и ряд прикладных образовательных задач. Программа разработана на основе государственной образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, в полной мере соответствует требованиям указанных документов и структуре программ данного типа. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учащихся 8 класса педагогически целесообразной форме. Данная программа является актуальной, так как решает одну из ключевых педагогических задач обучения и воспитания – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, ее социализации в современных условиях. Аннотация Факультативный курс «Человек – общество – мир» предназначен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственной образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 8 класса педагогически целесообразной форме. Данная учебная программа рассматривает темы, охватывающие общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе обществознания. Работа факультатива построена как интеграция учебного материала с активными формами деятельности учащихся. При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Автор учебной программы: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Лацигина Ольга Николаевна. Пояснительная записка Цель курса: формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях. Задачи: — способствовать улучшению усвоения знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями; — содействовать получению дополнительных знаний по предмету; — стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету; — отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; — содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях; — заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся. Актуальность: Изучение данного факультативного курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Факультатив поможет учащимся ориентироваться в текущих событиях общественнополитической жизни. Практическая значимость курса – подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Количество часов по учебному плану: Всего __35_часов; в неделю _1_ час. Планируемые результаты освоения учебного курса «Человек – общество – мир» Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: — образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики, государственных праздников; — знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; — знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры; — освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; — гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; — уважение к истории, культурным и историческим памятникам; — экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; — эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; — уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; — уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; — уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; — готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. Учащийся получит возможность для формирования: — ориентации в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; — основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и политическими событиями; — потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; — позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; — умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умения конструктивно разрешать конфликты; — готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; — умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий. Метапредметные результаты: Регулятивные: Учащийся научится: — целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; — планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; — извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; — пользоваться справочной литературой; — приемам отбора и систематизации материала на определенную тему; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль; — вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; — уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; — принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Учащийся получит возможность научиться: — проявлять познавательную инициативу; — устанавливать целевые приоритеты; — самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; — самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор; — самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; — свободно пользоваться справочной литературой; — сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания; — осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; — адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; — основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Познавательные: Учащийся научится: — давать определение понятиям; — устанавливать причинно-следственные связи; — осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; — обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; — основам реализации проектно-исследовательской деятельности; — проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; — определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; — оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; — структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; — высказываться в устной и письменной форме; — проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Учащийся получит возможность научиться: — осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; — строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; — объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; — самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; — проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности; — создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; — оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; — овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: Учащийся научится: — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; — формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; — работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; — выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами. Учащийся получит возможность научиться: — свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; — владеть разными видами монолога и диалога; — устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; — аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; — осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; — организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; — основам коммуникативной рефлексии; — свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами. Предметные результаты: Учащийся научится: ▪ использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; ▪ на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; ▪ критически осмысливать характера, полученную информацию из правового разнообразных и морально-нравственного источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; ▪ использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю; ▪ распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; ▪ характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; ▪ применять полученные знания для характеристики экономики семьи; ▪ использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе; ▪ получать социальную информацию об экономической адаптированных источников различного типа; жизни общества из ▪ формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. Учащийся получит возможность научиться: ▪ использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; ▪ моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; ▪ оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие; ▪ наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; ▪ характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; ▪ анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; ▪ решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; ▪ выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Содержание учебного курса «Человек – общество – мир» Содержание предмета учебного Количество часов Глава I «Личность и общество» 7 Тема «Биологическое и социальное в человеке» 1 учебных Форма организации учебных занятий Основные учебной деятельности урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: виды самостоятельная работа по составлению тезисного плана устного сообщения по теме «Отличия человека от животного», коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания Тема «Человек и его ближайшее окружение» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный – слабый (основные способы взаимодействия человека и природы), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок Тема «Жизненные ценности и ориентиры» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Работа с теоретическим материалом, составление характеристики ценностей, пересказ по плану, коллективная практическая по алгоритму работа выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой Тема «Общество динамичная саморазвивающаяся – 1 урок первичного предъявления новых знаний Выявление ступеней развития общества, групповая работа с система» теоретическим материалом, составление исторического рассуждения, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания Тема «Человечество в XXI в.: основные вызовы и угрозы» 1 урок решения практических, проектных задач Выделение ключевых особенностей развития общества, работа в парах сильный – слабый, составление рассуждения, комментирование выставленных оценок Тема «Как личностью» стать 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (составление таблицы «Человек, индивид, личность»), составление тезисного плана устного сообщения по теме «Становление личности», коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания Тема «Личность межличностные отношения» и 1 урок решения практических, проектных задач Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания Глава II «Сфера духовной культуры» 8 Тема «Духовная культура и ее особенности» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (составление таблицы «Духовная сфера»), составление тезисного плана устного сообщения по теме «Культура личности», комментирование выставленных оценок Тема «Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный – слабый (выбор основных признаков норм морали), коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Тема «Долг и совесть» 1 урок применения предметных Ответ на вопрос по алгоритму знаний, навыков умений, выполнения задачи, групповая работа (выбор основных признаков понятий «долг» и «совесть»), комментирование выставленных оценок Тема «Моральный выбор и ответственность» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, действий): способов работа с теоретическим материалом, составление характеристики морального выбора, пересказ по плану, коллективная практическая работа (взаимосвязь свободы и ответственности) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой Тема «Система образования в Российской Федерации. Самообразование» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Работа с теоретическим материалом, составление списка причин изменений во внутренней политике, пересказ по плану, коллективная практическая работа (причины появления новшеств в образовании) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Тема «Наука» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный – слабый (выбор основных направлений развития научной мысли), комментирование выставленных оценок Тема «Государство религия» и 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, действий): способов работа с теоретическим материалом, составление перечня особенностей религий, пересказ по плану, коллективная практическая (признаки религиозных организаций) алгоритму работа по выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Тема «Формы разновидности культуры» и 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (составление опорной схемы), составление тезисного плана устного сообщения по теме «Разновидности культуры», комментирование выставленных оценок Глава III «Социальная сфера» 5 Тема «Социальная структура общества» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, действий): способов работа с теоретическим материалом, составление перечня предпосылок развития общественных групп, пересказ по плану, коллективная практическая работа (причины социальной мобильности) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи Тема «Социальные конфликты и пути их разрешения» 1 урок решения практических, проектных задач учителя последующей самопроверкой с Формирование учащихся у деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах Тема «Межнациональные отношения в современном обществе» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, действий): способов работа с теоретическим материалом, составление перечня изменений в межнациональных отношениях, пересказ по плану, коллективная практическая работа (этнос, нация, национальность) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой Тема «Отклоняющееся 2 уроки применения Формирование у поведение и Уголовный кодекс РФ» предметных знаний, умений, навыков учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в группах (выбор основных признаков отклоняющегося поведения), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок Глава IV «Экономика» 13 Тема «Потребности ресурсы» 1 и уроки применения предметных знаний, умений, навыков Формирование учащихся деятельностных способностей и у способностей структурированию систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с к и обществоведческим портфолио (анализ экономической сферы при консультативной помощи учителя), работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи (характеристика основных проблем экономики) Тема «Экономические системы. Разбор ситуаций» 1 урок решения практических, проектных задач Самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (анализ главных вопросов экономики) при консультативной помощи учителя, работа в группах по алгоритму выполнения задачи (способы повышения эффективности производства) Тема «Право собственности. Виды собственности. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние» 1 урок первичного предъявления новых знаний Работа с обществоведческим портфолио (анализ имущественных отношений), работа в парах по алгоритму выполнения задачи (характеристика видов собственности), коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания Тема «Рынок рыночный механизм» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний и (понятий, действий): способов работа с теоретическим обществоведческим материалом (основные понятия: рынок, конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена), работа в парах сильный – слабый, комментирование выставленных оценок Тема «Производство» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование учащихся деятельностных способностей способностей структурированию систематизации изучаемого предметного у и к и содержания: групповое комплексное повторение, самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (составление письменного ответа на проблемный вопрос), работа в группах по алгоритму выполнения задачи по теме урока, составление тезисного плана для рассуждения и его рецензирование при консультативной помощи учителя, участие в коллективном диалоге Тема «Предпринимательство» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Групповое комплексное повторение, составление тезисного плана для рассуждения и его рецензирование при консультативной помощи учителя, участие в коллективном диалоге, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок Тема «Экономические цели и функции государства» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование учащихся у умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа с теоретическим обществоведческим материалом (задачи государства в рыночной экономике), работа в парах сильный – слабый, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Тема «Распределение доходов» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование учащихся деятельностных способностей и у способностей структурированию систематизации изучаемого предметного к и содержания: групповое комплексное повторение, самостоятельная работа с обществоведческим портфолио (составление письменного ответа на проблемный вопрос), работа в парах по алгоритму выполнения задачи по теме урока Тема «Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки» 1 урок решения практических, проектных задач Ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный – слабый (выбор основных направлений потребления), составление тезисного плана для рассуждения и его рецензирование при консультативной помощи учителя, участие в коллективном диалоге, проектирование выполнения домашнего задания Тема «Налоги, уплачиваемые гражданами» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа с теоретическим материалом, пересказ по плану, коллективная практическая работа по алгоритму выполнения задачи с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок Тема «Инфляция» 1 урок применения Формирование у предметных знаний, умений, навыков учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Тема «Банки» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Самостоятельная работа с обществоведческим портфолио, составление тезисного плана устного сообщения по теме, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания Тема «Международная торговля» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, действий): способов работа с теоретическим материалом, составление перечня основных направлений развития мирового хозяйства, пересказ пунктов по плану, коллективная практическая работа (развитие мировой торговли) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок Итоговое занятие контрольный урок 1 Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. Защита индивидуальных проектов Календарно-тематическое планирование № Тема занятий Глава I «Личность и общество» – 7 часов 1 2 3 4 5 Колво часо в Биологическое и социальное в человеке 1 Человек и окружение 1 Жизненные ориентиры его ближайшее ценности и 1 Общество – динамичная саморазвивающаяся система 1 Человечество в XXI в.: основные вызовы и угрозы 1 6 Как стать личностью 1 7 Личность и отношения 1 межличностные Глава II «Сфера духовной культуры» — 8 часов 8 Духовная культура особенности и ее 1 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали 1 10 Долг и совесть 1 11 Моральный ответственность 9 выбор и 1 Система образования в Российской Федерации. Самообразование 1 13 Наука 1 14 Государство и религия 1 15 Формы культуры 1 12 и разновидности Глава III «Социальная сфера» — 5 часов 16 Социальная структура общества 1 17 Социальные конфликты и пути их разрешения 1 Межнациональные отношения в современном обществе 1 Отклоняющееся поведение Уголовный кодекс РФ 2 18 19 20 и Глава IV «Экономика» — 13 часов 21 Потребности и ресурсы 1 22 Экономические системы. Разбор ситуаций 1 Право собственности. Виды собственности. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние 1 24 Рынок и рыночный механизм 1 25 Производство 1 23 26 Предпринимательство 1 27 Экономические цели и функции государства 1 28 Распределение доходов 1 29 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 1 Налоги, гражданами 1 30 уплачиваемые 31 Инфляция 1 32 Банки 1 33 Международная торговля Итоговое повторение – 1 час 34 Итоговое занятие 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Литература для учителя: 1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М., 2003. 2. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб., 2008. 3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008. 1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. – М., «Русское слово», 2010. 2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. – М., «Русское слово», 2009. 6. Морозова С.А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С.А. Морозова. – СПб., 2001. 7. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2005. 8. Миголатьев А.А. Курс политологии: учеб. / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М., 2005. 9. Михайлушкин А.Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А.Н. Михайлушкин. – М., 2003. 10. Политология: учеб. / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005. 11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2005. 12. Смирнов Г.Н. Политология: учеб. / Г.Н. Смирнов (и др.). – М., 2008. 13. Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А. Тишков. – М., 2010. 14. Философия: учеб. / под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2002. 15. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004. 16. Экономика для колледжей: базовый курс. – Ростов н/Д, 2005. Литература для учащихся: 1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 2. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. 3. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008. 4. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 8 кл.— М., 2012. 5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012. 1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г. 7. Обществоведение. Человек, право, экономика.8 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. – М: Просвещение, 2007. 8. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005. 9. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. — М.: Виктория Плюс, 2014. 10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009. 11. Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2012, 2013. 12. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие — репетитор. Под ред. Белокрыловой О.С. – Ростов, 2009.