ЭК_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_ООО_9

МОУ «Лицей №1»
ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
_____ августа 2018
протокол №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»
_______________ А.В. Гуденко
___ августа 2018

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Комплексная работа с текстами по обществознанию»
(базовый уровень)
Основной общеобразовательной программы основного общего образования
9 класс
(ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - 35 ЧАСОВ)

СОСТАВИТЕЛЬ:
А.В. Корниенко,
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
ОТ 8 ИЮНЯ 2018 Г.
___________/Г.К.Королёва,
руководитель кафедры общественных наук

г. Петрозаводск

Пояснительная записка
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору,
и востребован большим количеством выпускников, поскольку курс «обществознание» , утвержден
в качестве вступительного испытания в профильные классы в школах и в СОШ по различным
направлениям. Большая часть заданий КИМов включает в себя работу с различными видами
текстов. Следовательно, получение хорошей оценки за экзамен возможно при получении и
регулярном использовании обучающимися инструментарием для работы с ними.
Помимо теоретических знаний, полученных на уроках обществознания, необходимо уметь
учитывать особенности формы и содержания представленного текста и методы обработки
представленной в них информации. Так же, для выполнения заданий третей части экзамена
необходимо освоить основы анализа текста, способы выделения смысловых фрагментов,
написания эссе на основе представленного материала.
К сожалению, в базовой программе обществознания недостаточно часов для регулярной
тренировки навыков работы с обществоведческими текстами, так как большая часть времени
тратится на освоение теории по новым разделам обществознания. Задания в форме текста чаще
всего представляют особую сложность для обучающихся, поэтому важно регулярно использовать
их при работе с пройденными за 6-8 классы разделами обществознания. Более целенаправленной
работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями,
оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих
текстов, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения, оперировать терминами и
понятиями в заданном контексте.
Цель курса:
освоение всех навыков работы с обществоведческими текстами, изучение этапов комплексного
анализа текста, преобразования информации, полученной из различных видов источников, и
умение связывать ее с теорией обществознания по всем его основным разделам.
Задачи курса:
1. Создать условия для овладения способами комплексного анализа текста для решения
познавательных и логических заданий по обществознанию;
2. Способствовать формированию умений и навыков поиска и систематизации информации,
работы с различными типами источников.
3. Формировать ответственное отношение к изучаемому вопросу, повышение уровня
гражданственности.
Программа курса составлена в полном соответствии с государственным стандартом и
обязательным минимумом содержания образования и в соответствии с Базисным учебным планом
и рассчитана на 1 ч. в неделю при 35 учебных неделях (35 часов).

Содержание курса включает:
1. Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМы) и особенностях отдельных видов
экзаменационных заданий ОГЭ по обществознанию представленных в виде текста;
2. Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам комплексного анализа
текстового материала, работе с различными стилями текста и видами заданий в зависимости от
раздела обществознания;
3. Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ.
Данный курс является практико-ориентированным и призван помочь будущим выпускникам
овладеть навыками работы с разнообразными видами текстовых документов, познавательными и
информационно-коммуникативными компетенциями, познакомиться со средствами контрольноизмерительных материалов
по обществознанию. При организации и проведении занятий
используются Интернет- ресурсы: сайт ФИПИ, сервис Google и другие.
2

Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с текстами
различного вида, выделять основную информацию и представлять ее в различных формах,
научатся решать проблемно-познавательные задания, достигнут определенной свободы в выборе и
написании эссе.
В ходе изучении курса обучающиеся овладеют приемами и методами познавательной и
рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием,
самоанализом и т.п.
Для реализации программы и формирования требуемых навыков и умений используются
различные технологии:
а) традиционные педагогические технологии:
- на основе личностной ориентации педагогического процесса;
-на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровая технология и
проблемное обучение);
- технология дифференцированного обучения;
-технология развивающего обучения;
б) инновационные технологии обучения:
- интерактивные (семинар-диспут, учебная дискуссия, дидактическая игра);
-компьютерные технологии.
Для достижения поставленных целей применяются различные формы занятий:
лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, промежуточный и итоговый контроль. При
планировании и организации занятий учтено оптимальное соотношение теоретических и
практических занятий, использование активных и интерактивных методов обучения. Таким
образом, в ходе занятий организуется личностно-ориентированная работа по овладению
программой курса, учитывающая пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью
вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксируется продвижение каждого
ученика по пути достижения целей элективного курса.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рассматриваются на обзорной или
тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц,
позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия
направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью заданий, представляющих
собой различные текстовые документы.
Особое внимание при организации практикумов уделено отработке умений обучающихся
раскрывать смысл авторского высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы
по актуальным проблемам, навыкам составления плана текста, поиска информации, выделения
главного. Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений обучающихся осуществлять
комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из
неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм
действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень
собственных знаний.
Формой итогового контроля является итоговая работа и самоанализ.
Программа элективного курса «Комплексная работа с текстами по обществознанию»
составлена на основе методических наработок, учебно-справочных пособий, подготовленных
авторскими коллективами под общей редакцией Лабезниковой А.Ю., О.В. Кишенковой и других
авторов, заданий с сайта ФИПИ.
Ключевые образовательные компетенции:
Программа предполагает овладение обучающимися следующими видами компетенций:
-социальной,
-учебно-познавательной,
-поликультурной,
-коммуникативной,
-информационной,
-компетенцией личностного совершенствования,
-компетенцией продуктивной творческой деятельности.
3

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы
по обществознанию являются в сфере:
- познавательной деятельности:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
- трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты:
• овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с
информацией, участие в проектной деятельности.
• осознанное планирование своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности.

4

• систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в
готовых информационных объектах;
• выделение главной и избыточной информаций, выполнение смыслового свёртывания выделенных фактов,
мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
• заполнение и дополнение таблицы, схемы, диаграммы, текста;
• приобретение опыта проектной деятельности;
• идентификация собственных проблем и определение главной проблемы; выдвижение версии решения
проблемы, формулировка гипотезы; постановка целей и задач деятельности на основе определенной
проблемы и существующих возможностей;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
• выявление и причин события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины,
возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий

Воспитательный потенциал :
Реализация рабочей программы способствует:
Формированию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
Воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Межпредметные результаты элективного курса:
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению
знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно– воспитательного
процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи
явлений в обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные
связи, можно достичь следующих результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
Межпредметные связи выполняют ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у
учащихся диалектико-материалистических взглядов на общество, современных представлений о
законах его развития, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении
методологии современного подхода к изучению общественных наук, которое развивается по
5

линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию исторических
процессов.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.
Межпредметные связи выступают как средство развития исторических понятий, способствуют
усвоению связей между ними и общими понятиями обществоведческих дисциплин
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и
творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности,
самостоятельности и интереса к познанию истории. Межпредметные связи помогают преодолеть
предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям
воспитания школьников в обучении истории. Учитель истории, опираясь на связи с другими
предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Краткое содержание разделов.
1. Введение (1 час)
ОГЭ по обществознанию. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы,
определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
2. Основные виды работы с текстами. (6 часов)
Приемы работы с различными документами. Понятие «источник» по обществознанию. Различные
виды источников. Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные
структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в
форме ОГЭ. Стилистические особенности текстологических заданий по обществознанию. План
написания эссе. Разбор типичных ошибок и примеров. Особенности жанра эссе, виды эссе.
Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе.
Типичные ошибки обучающихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или
заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к
высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы
ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
3. Содержательная линия «Человек и общество». (3 часа)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Эволюция и революция. Традиционное,
индустриальное, информационное общества. Межличностные отношения. Человечество в XXI
веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и
опасность международного терроризма. Основные виды документов по линии «Человек и
общество» и особенности работы с ними. Разбор публицистических текстов. Работа с заданиями
на определение оценочного материала. Написание эссе.
4. Содержательная линия «Экономика».(6 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Деньги. Функции и формы денег.
Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Рынок. Рыночный
механизм. Понятия спроса и предложения. Экономические цели и функции государства.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.
Налоги, уплачиваемые гражданами. Работа с диаграммами и таблицами: особенности чтения.
Решение проблемных заданий на обращение к социальным реалиям. Работа с заданиями на анализ
двух суждений. Тесты научного стиля и особенности их анализа.
5. Содержательная линия «Социальная сфера».(4 часа)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный
статус. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Работа с публицистическими,
6

художественными и научными текстами. Составление плана текста в зависимости от его стиля.
Написание эссе.
6. Содержательная линия «Духовная сфера».(2 часа)
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
Особенности работы с художественным стилем. Анализ текста с опорой на план. Написание эссе.
7. Содержательная линия «Политика». (5 часов)
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство,
формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы.
Решение проблемных заданий. Анализ диаграмм и таблиц. Работа с официальными документами,
публицистикой. Написание эссе.
8. Содержательная линия «Право».(5 часов)
Понятие «право»; отрасли права; права человека. Кодексы РФ. Работа с нормативными
документами. Особенности комплексного анализа законодательных актов. Написание эссе.
9.Итоговый контроль. Самоанализ. Разбор типичных ошибок. (3 часа)
Тематическое планирование курса «Навыки работы с обществоведческими текстами».
35 часов
№

1

2

3

4

5

6

Содержание

Практические
работы

Введение
Основные характеристики
Работа с
экзаменационной работы по заданиями
обществознанию в форме
демоверсии
ОГЭ
Основные виды работы с текстами.
Особенности заданий с
Разбор наиболее
текстом в КИМах
сложных заданий
ОГЭ по обществознанию.
Диаграммы и таблицы:
Составление
особенности чтения.
диаграмм и
таблиц
по текстам
Понятие «источник» по
Составление
обществознанию.
плана
Комплексный анализ
анализа текста
текста.
Правила составления плана Анализ текста
текста и ответов на
вопросы.
Особенности
обществоведческого эссе

Правила написания эссе:
Поиск ошибок в
разбор типичных ошибок
эссе
Содержательная линия «Человек и общество».
8
Понятие «общество»:
основные понятия и
наиболее трудные вопросы
9
Решение текстологических
Решение задач
задач по теме
«Человек и общество» часть
7

Контрольные
мероприятия

Информационнометодическое
обеспечение
Демоверсия ОГЭ,
кодификатор ОГЭ, сайт
ФИПИ
Раздаточный материал
Презентация
«Диаграммы и таблицы
в обществознании»
Раздаточный материал

Раздаточный материал
Написание
эссе

Презентация
« Обществоведческое
эссе»
Презентация «Типичные
ошибки в эссе»

Презентация «Человек и
общество: задания
повышенной
7

10

1112

13

«2»
Практический тренинг:
комплексный
анализ публицистических
текстов.
Экономика, ее роль в жизни
общества:
основные понятия и
наиболее трудные вопросы.

Практический тренинг:
работа с
диаграммами и таблицами.

Комплексный
анализ
текстов
Составление
схемы
«Экономика»,
таблица
«Безработица»,
работа с
понятиями
Решение заданий
с
диаграммами и
таблицами
Решение задач с
сайта ФИПИ

Решение текстологических
задач.
15 Практический тренинг:
тексты научного
стиля и особенности их
анализа.
16 Написание эссе по вопросам
содержательной линии
«Экономика».
Содержательная линия «Социальная сфера».
14

17

Социальная сфера:
основные понятия и
наиболее трудные вопросы.

Презентация
«Экономика, ее роль в
жизни общества:
основные понятия»

Задания с сайта ФИПИ

Задания с сайта ФИПИ
Комплексный
анализ
текста

Тексты с сайта ФИПИ

Написание
эссе

Раздаточный материал

Составление
схемы
«Социальная
мобильность»,
работа с
понятиями,
составление
таблицы
«Отклоняющееся
поведение»
Решение задач с
сайта ФИПИ

Решение текстологических
задач.
19 Практический тренинг:
анализ
публицистических,
художественных и
научных текстов.
20 Написание эссе по темам
содержательной линии
«Социальная сфера»:
основные
сложности.
Содержательная линия «Духовная сфера».
21 Понятие «культура» и
Работа с понятием
духовная жизнь
«культура»,
общества
22 Практический тренинг:
8

сложности»
Публицистические
тексты

Презентация
«Социальная сфера:
основные понятия»

Задания с сайта ФИПИ
Комплексный
анализ
текста

Тексты с сайта ФИПИ

Написание
эссе

Раздаточный материал

Комплексный

Презентация «Понятие
«культура» и духовная
жизнь»
Тексты с сайта ФИПИ
8

анализ текстов
художественного стиля.
Написание эссе.
Содержательная линия «Политика».
23 Политика, ее роль в жизни
Составление
общества:
схемы
основные понятия и
«Политическая
наиболее трудные
власть», таблиц
вопросы.
« Политические
режимы»,
«Формы
правления»
24 Решение ситуативных задач Решение задач
по теме
«Политика» часть «В»
25 Анализ диаграмм и таблиц. Решение заданий
с
диаграммами и
таблицами
26 Практический тренинг:
анализ
политических документов и
публицистических статей.
27 Написание эссе по темам
раздела
«Политика»
Содержательная линия «Право».
28- Понятие «право»,нормы
Работа с понятием
29 права, отрасли права.
«право», таблицы
«Отрасли
права в РФ»
30

3123

33

3435

Особенности комплексного
анализа
законодательных актов.
Практический тренинг:
работа с
нормативными
документами.
Написание эссе на темы
содержательной
линии «Право».
Итоговый контроль.

анализ
текста
Презентация «Политика,
ее роль в жизни
общества»

Презентация
«Ситуативные задачи по
разделу «Политика»
Диаграммы и таблицы с
сайта ФИПИ
Комплексный
анализ
текста

Тексты с сайта ФИПИ

Написание
эссе

Раздаточный материал

Презентация «Понятие
«право»,нормы права,
отрасли
права.»

Анализ
законодательных
актов

Тексты с сайта ФИПИ
Анализ теста

Тексты с сайта ФИПИ

Написание
эссе

Раздаточный материал

Написание
итоговой
работы

Материалы Стат.Град

Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Баранов П.А.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА.- М.,2014
9

2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество - М., 2013
3. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н.Боголюбов [и др.] ; под
ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
«Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
4. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. :
Просвещение, 2012.
5. Обществознание. Тематический контроль. Тесты и задания./ Ред. Л.Н.Боголюбов М., 2004.
6. ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. / ред. Кишенкова О.В- М., 2015
7. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания./ ред. Лазебникова А.Ю. - М., 2017
8. ОГЭ 2018. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. /ред. Лазебниковой А.Ю.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ:
http://www.еgе.edu.ru/ – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fipi.ru/ - портал федерального института педагогических измерений
https://ege.sdamgia.ru/
Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка по результатам тестирования:
необходимо придерживаться следующих общепринятых соотношений:
0-14 баллов - не зачет
15-39 баллов - зачет
Критерии оценивания письменного рассуждения:
В ходе обучения применяются следующие критерии оценки письменного
рассуждения:
1) раскрытие содержания высказывания;
2) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы;
3) аргументация своей позиции.
Критерии оценивания комплексного анализа текста:
Составление плана текста-2 б.
Поиск информации в тексте — 2 б.
Применение теоретических знаний курса «Обществознания»- 3 б.
Аргументация своей позиции — 2 б.
«Зачет» выставляется при получении 5 баллов.
Список литературы для учеников.
1. Баранов П.А.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА.М.,2014
2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество - М., 2013
3. «Введение в обществознание» 8-9 кл. ред. Л.Н. Боголюбов-М., 2011.
4. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: обществознание - СПб.,2015.
5. Обществознание. Тематический контроль. Тесты и задания./ Ред. Л.Н.Боголюбов
М., 2004.
6. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания./ ред. Лазебникова А.Ю. М., 2017
Источники:
1. Конституция РФ
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. ФЗ от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей».
4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 – ФЗ.
5. Гражданский кодекс РФ от 30.11. 1994 № 51-ФЗ.
6. УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».