МОУ «Лицей №1» ПРИНЯТА на научно-методическом совете _____ августа 2018 протокол №1 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицея №1» _______________ А.В. Гуденко ___ августа 2018 АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Комплексная работа с текстами по обществознанию» (базовый уровень) Основной общеобразовательной программы основного общего образования 9 класс (ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - 35 ЧАСОВ) СОСТАВИТЕЛЬ: А.В. Корниенко, ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ОТ 8 ИЮНЯ 2018 Г. ___________/Г.К.Королёва, руководитель кафедры общественных наук г. Петрозаводск Пояснительная записка Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору, и востребован большим количеством выпускников, поскольку курс «обществознание» , утвержден в качестве вступительного испытания в профильные классы в школах и в СОШ по различным направлениям. Большая часть заданий КИМов включает в себя работу с различными видами текстов. Следовательно, получение хорошей оценки за экзамен возможно при получении и регулярном использовании обучающимися инструментарием для работы с ними. Помимо теоретических знаний, полученных на уроках обществознания, необходимо уметь учитывать особенности формы и содержания представленного текста и методы обработки представленной в них информации. Так же, для выполнения заданий третей части экзамена необходимо освоить основы анализа текста, способы выделения смысловых фрагментов, написания эссе на основе представленного материала. К сожалению, в базовой программе обществознания недостаточно часов для регулярной тренировки навыков работы с обществоведческими текстами, так как большая часть времени тратится на освоение теории по новым разделам обществознания. Задания в форме текста чаще всего представляют особую сложность для обучающихся, поэтому важно регулярно использовать их при работе с пройденными за 6-8 классы разделами обществознания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих текстов, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте. Цель курса: освоение всех навыков работы с обществоведческими текстами, изучение этапов комплексного анализа текста, преобразования информации, полученной из различных видов источников, и умение связывать ее с теорией обществознания по всем его основным разделам. Задачи курса: 1. Создать условия для овладения способами комплексного анализа текста для решения познавательных и логических заданий по обществознанию; 2. Способствовать формированию умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников. 3. Формировать ответственное отношение к изучаемому вопросу, повышение уровня гражданственности. Программа курса составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования и в соответствии с Базисным учебным планом и рассчитана на 1 ч. в неделю при 35 учебных неделях (35 часов). Содержание курса включает: 1. Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМы) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ОГЭ по обществознанию представленных в виде текста; 2. Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам комплексного анализа текстового материала, работе с различными стилями текста и видами заданий в зависимости от раздела обществознания; 3. Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ. Данный курс является практико-ориентированным и призван помочь будущим выпускникам овладеть навыками работы с разнообразными видами текстовых документов, познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, познакомиться со средствами контрольноизмерительных материалов по обществознанию. При организации и проведении занятий используются Интернет- ресурсы: сайт ФИПИ, сервис Google и другие. 2 Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с текстами различного вида, выделять основную информацию и представлять ее в различных формах, научатся решать проблемно-познавательные задания, достигнут определенной свободы в выборе и написании эссе. В ходе изучении курса обучающиеся овладеют приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Для реализации программы и формирования требуемых навыков и умений используются различные технологии: а) традиционные педагогические технологии: - на основе личностной ориентации педагогического процесса; -на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровая технология и проблемное обучение); - технология дифференцированного обучения; -технология развивающего обучения; б) инновационные технологии обучения: - интерактивные (семинар-диспут, учебная дискуссия, дидактическая игра); -компьютерные технологии. Для достижения поставленных целей применяются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, промежуточный и итоговый контроль. При планировании и организации занятий учтено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использование активных и интерактивных методов обучения. Таким образом, в ходе занятий организуется личностно-ориентированная работа по овладению программой курса, учитывающая пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксируется продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. Ключевые содержательные позиции каждой линии рассматриваются на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью заданий, представляющих собой различные текстовые документы. Особое внимание при организации практикумов уделено отработке умений обучающихся раскрывать смысл авторского высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам, навыкам составления плана текста, поиска информации, выделения главного. Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений обучающихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Формой итогового контроля является итоговая работа и самоанализ. Программа элективного курса «Комплексная работа с текстами по обществознанию» составлена на основе методических наработок, учебно-справочных пособий, подготовленных авторскими коллективами под общей редакцией Лабезниковой А.Ю., О.В. Кишенковой и других авторов, заданий с сайта ФИПИ. Ключевые образовательные компетенции: Программа предполагает овладение обучающимися следующими видами компетенций: -социальной, -учебно-познавательной, -поликультурной, -коммуникативной, -информационной, -компетенцией личностного совершенствования, -компетенцией продуктивной творческой деятельности. 3 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: - познавательной деятельности: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - ценностно-мотивационной: • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; - трудовой: • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; - эстетической: • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; - коммуникативной: • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Метапредметные результаты: • овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. • осознанное планирование своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. 4 • систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах; • выделение главной и избыточной информаций, выполнение смыслового свёртывания выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнение и дополнение таблицы, схемы, диаграммы, текста; • приобретение опыта проектной деятельности; • идентификация собственных проблем и определение главной проблемы; выдвижение версии решения проблемы, формулировка гипотезы; постановка целей и задач деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение; • выявление и причин события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий Воспитательный потенциал : Реализация рабочей программы способствует: Формированию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; Воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. Межпредметные результаты элективного курса: Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно– воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в обществе. Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: – знания приобретают качества системности – умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях – усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся Межпредметные связи выполняют ряд функций: Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на общество, современных представлений о законах его развития, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного подхода к изучению общественных наук, которое развивается по 5 линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию исторических процессов. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития исторических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями обществоведческих дисциплин Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию истории. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении истории. Учитель истории, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Краткое содержание разделов. 1. Введение (1 час) ОГЭ по обществознанию. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. 2. Основные виды работы с текстами. (6 часов) Приемы работы с различными документами. Понятие «источник» по обществознанию. Различные виды источников. Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ. Стилистические особенности текстологических заданий по обществознанию. План написания эссе. Разбор типичных ошибок и примеров. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Типичные ошибки обучающихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания. 3. Содержательная линия «Человек и общество». (3 часа) Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Эволюция и революция. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Межличностные отношения. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Основные виды документов по линии «Человек и общество» и особенности работы с ними. Разбор публицистических текстов. Работа с заданиями на определение оценочного материала. Написание эссе. 4. Содержательная линия «Экономика».(6 часов) Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Работа с диаграммами и таблицами: особенности чтения. Решение проблемных заданий на обращение к социальным реалиям. Работа с заданиями на анализ двух суждений. Тесты научного стиля и особенности их анализа. 5. Содержательная линия «Социальная сфера».(4 часа) Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Работа с публицистическими, 6 художественными и научными текстами. Составление плана текста в зависимости от его стиля. Написание эссе. 6. Содержательная линия «Духовная сфера».(2 часа) Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Особенности работы с художественным стилем. Анализ текста с опорой на план. Написание эссе. 7. Содержательная линия «Политика». (5 часов) Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. Решение проблемных заданий. Анализ диаграмм и таблиц. Работа с официальными документами, публицистикой. Написание эссе. 8. Содержательная линия «Право».(5 часов) Понятие «право»; отрасли права; права человека. Кодексы РФ. Работа с нормативными документами. Особенности комплексного анализа законодательных актов. Написание эссе. 9.Итоговый контроль. Самоанализ. Разбор типичных ошибок. (3 часа) Тематическое планирование курса «Навыки работы с обществоведческими текстами». 35 часов № 1 2 3 4 5 6 Содержание Практические работы Введение Основные характеристики Работа с экзаменационной работы по заданиями обществознанию в форме демоверсии ОГЭ Основные виды работы с текстами. Особенности заданий с Разбор наиболее текстом в КИМах сложных заданий ОГЭ по обществознанию. Диаграммы и таблицы: Составление особенности чтения. диаграмм и таблиц по текстам Понятие «источник» по Составление обществознанию. плана Комплексный анализ анализа текста текста. Правила составления плана Анализ текста текста и ответов на вопросы. Особенности обществоведческого эссе Правила написания эссе: Поиск ошибок в разбор типичных ошибок эссе Содержательная линия «Человек и общество». 8 Понятие «общество»: основные понятия и наиболее трудные вопросы 9 Решение текстологических Решение задач задач по теме «Человек и общество» часть 7 Контрольные мероприятия Информационнометодическое обеспечение Демоверсия ОГЭ, кодификатор ОГЭ, сайт ФИПИ Раздаточный материал Презентация «Диаграммы и таблицы в обществознании» Раздаточный материал Раздаточный материал Написание эссе Презентация « Обществоведческое эссе» Презентация «Типичные ошибки в эссе» Презентация «Человек и общество: задания повышенной 7 10 1112 13 «2» Практический тренинг: комплексный анализ публицистических текстов. Экономика, ее роль в жизни общества: основные понятия и наиболее трудные вопросы. Практический тренинг: работа с диаграммами и таблицами. Комплексный анализ текстов Составление схемы «Экономика», таблица «Безработица», работа с понятиями Решение заданий с диаграммами и таблицами Решение задач с сайта ФИПИ Решение текстологических задач. 15 Практический тренинг: тексты научного стиля и особенности их анализа. 16 Написание эссе по вопросам содержательной линии «Экономика». Содержательная линия «Социальная сфера». 14 17 Социальная сфера: основные понятия и наиболее трудные вопросы. Презентация «Экономика, ее роль в жизни общества: основные понятия» Задания с сайта ФИПИ Задания с сайта ФИПИ Комплексный анализ текста Тексты с сайта ФИПИ Написание эссе Раздаточный материал Составление схемы «Социальная мобильность», работа с понятиями, составление таблицы «Отклоняющееся поведение» Решение задач с сайта ФИПИ Решение текстологических задач. 19 Практический тренинг: анализ публицистических, художественных и научных текстов. 20 Написание эссе по темам содержательной линии «Социальная сфера»: основные сложности. Содержательная линия «Духовная сфера». 21 Понятие «культура» и Работа с понятием духовная жизнь «культура», общества 22 Практический тренинг: 8 сложности» Публицистические тексты Презентация «Социальная сфера: основные понятия» Задания с сайта ФИПИ Комплексный анализ текста Тексты с сайта ФИПИ Написание эссе Раздаточный материал Комплексный Презентация «Понятие «культура» и духовная жизнь» Тексты с сайта ФИПИ 8 анализ текстов художественного стиля. Написание эссе. Содержательная линия «Политика». 23 Политика, ее роль в жизни Составление общества: схемы основные понятия и «Политическая наиболее трудные власть», таблиц вопросы. « Политические режимы», «Формы правления» 24 Решение ситуативных задач Решение задач по теме «Политика» часть «В» 25 Анализ диаграмм и таблиц. Решение заданий с диаграммами и таблицами 26 Практический тренинг: анализ политических документов и публицистических статей. 27 Написание эссе по темам раздела «Политика» Содержательная линия «Право». 28- Понятие «право»,нормы Работа с понятием 29 права, отрасли права. «право», таблицы «Отрасли права в РФ» 30 3123 33 3435 Особенности комплексного анализа законодательных актов. Практический тренинг: работа с нормативными документами. Написание эссе на темы содержательной линии «Право». Итоговый контроль. анализ текста Презентация «Политика, ее роль в жизни общества» Презентация «Ситуативные задачи по разделу «Политика» Диаграммы и таблицы с сайта ФИПИ Комплексный анализ текста Тексты с сайта ФИПИ Написание эссе Раздаточный материал Презентация «Понятие «право»,нормы права, отрасли права.» Анализ законодательных актов Тексты с сайта ФИПИ Анализ теста Тексты с сайта ФИПИ Написание эссе Раздаточный материал Написание итоговой работы Материалы Стат.Град Учебно-методическое обеспечение программы. 1. Баранов П.А.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА.- М.,2014 9 2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество - М., 2013 3. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н.Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. 4. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2012. 5. Обществознание. Тематический контроль. Тесты и задания./ Ред. Л.Н.Боголюбов М., 2004. 6. ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. / ред. Кишенкова О.В- М., 2015 7. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания./ ред. Лазебникова А.Ю. - М., 2017 8. ОГЭ 2018. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. /ред. Лазебниковой А.Ю. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ: http://www.еgе.edu.ru/ – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.fipi.ru/ - портал федерального института педагогических измерений https://ege.sdamgia.ru/ Критерии оценивания достижений обучающихся. Оценка по результатам тестирования: необходимо придерживаться следующих общепринятых соотношений: 0-14 баллов - не зачет 15-39 баллов - зачет Критерии оценивания письменного рассуждения: В ходе обучения применяются следующие критерии оценки письменного рассуждения: 1) раскрытие содержания высказывания; 2) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 3) аргументация своей позиции. Критерии оценивания комплексного анализа текста: Составление плана текста-2 б. Поиск информации в тексте — 2 б. Применение теоретических знаний курса «Обществознания»- 3 б. Аргументация своей позиции — 2 б. «Зачет» выставляется при получении 5 баллов. Список литературы для учеников. 1. Баранов П.А.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА.М.,2014 2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество - М., 2013 3. «Введение в обществознание» 8-9 кл. ред. Л.Н. Боголюбов-М., 2011. 4. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: обществознание - СПб.,2015. 5. Обществознание. Тематический контроль. Тесты и задания./ Ред. Л.Н.Боголюбов М., 2004. 6. ОГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания./ ред. Лазебникова А.Ю. М., 2017 Источники: 1. Конституция РФ 2. Конвенция о правах ребёнка. 3. ФЗ от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей». 4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 – ФЗ. 5. Гражданский кодекс РФ от 30.11. 1994 № 51-ФЗ. 6. УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ 10