РП_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_СОО_БУ

МОУ «Лицей №1»
____ августа 2018 года
ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
протокол №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»
_______________ А.В.Гуденко
____ августа 2018 г.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Основной общеобразовательной программы среднего общего образования
10 - 11 КЛАССЫ
ПРОГРАММА БАЗИРУЕТСЯ НА УМК
ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Г.А.БОРДОВСКОГО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
(линия учебников издательства «Вентана-Граф»)

СОСТАВИТЕЛИ: Г.К.КОРОЛЁВА,
учитель высшей квалификационной категории;
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ
КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
10.06.2018.
___________/Г.К.Королёва, руководитель кафедры общественных наук

г. Петрозаводск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов».
- Устав Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
Петрозаводского городского округа «Лицей № 1»
- Положение о системе контроля и оценивания образовательных результатов
обучающихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни
общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут
изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным,
включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии,
социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о
человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно.
Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины
мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего
образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного
предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем
углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более
высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного
аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и
представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать
компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в
современном мире.
Цели изучения обществознания в старшей школе на базовом уровне:
✓ развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин;
✓ воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
✓
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
2

гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования;
✓
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия
в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных
отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами
поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания»
на уровне среднего общего образования являются:
–
формировать у обучающихся ценностно-смысловых установки, отражающие
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической
культуры, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
–
формировать знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–
способствовать овладению базовым понятийным аппаратом социальных наук;
–
способствовать овладению умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
–
формировать представление об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
–
формировать представление о методах познания социальных явлений и процессов;
–
способствовать овладению умениями применять полученные знания в
повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
–
формировать навыки оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др.
В соответствии с данной программой в 10-м классе предлагается дать целостное
представление о развитии общества, его социальной и духовной сферах, о человеке в
современном мире. В 11-м классе предусмотрено значительное расширение
экономической и политико-правовой проблематики.
Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень)
издательства «Вентана-Граф»: для 10 класса – под общей редакцией А.Г.Бордовского
(авторы: О.Б.Соболева, В.В.Барабанов, С.Н.Малявин, С.Г.Кошкина); для 11 класса – под
общей редакцией А.Г.Бордовского (авторы: А.В.Воронцов, Г.Э.Королёва, С.А.Наумов,
К.С.Романов).
Предлагаемая программа рассчитана на 140 час. для изучения на базовом уровне
учебного предмета «Обществознание»; в т.ч., в 10-х и 11-х классах – по 70 час., из расчёта
2 час. в неделю.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
4

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

5

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;

6

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
7

– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;

8

– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;

9

– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан
в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
10

– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в
понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер
жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в
разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой
на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
11

–

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие
умения и навыки:
— умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из
социально-экономической действительности;
— критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках
товаров и услуг, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;
— умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической
целесообразности и результативности;
— умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа
состояния и тенденций экономического развития общества, интерпретации социальноэкономических изменений;
— умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;
— умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими
тенденций;
— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении социально-экономических проблем;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывая позиции других её участников, избегая негативного влияния
гендерных стереотипов;
— умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию
поведения в соответствии с гендерными предписаниями, с учётом гражданских и
нравственных ценностей;
12

— умение классифицировать социальные явления (различные аспекты демографической
ситуации) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных, оснований
для классификации, сопоставления и сравнения;
— критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей
различные подходы в освещении современных демографических процессов;
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
— умение ориентироваться в различных источниках политической информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Воспитательный потенциал уроков:
Формирование идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире. Понимание структуры современного
общества, своего места в нем. Возможность показать роль и место фондового рынка в
рыночных структурах; формирование понимания, что в современных условиях в развитых
странах существует «смешанная экономика», в которой одновременно действуют
невидимый рыночный механизм и государственное регулирование; способствовать
пониманию проблем становления в России рыночной экономики; содействовать
осознанию того, что в условиях рыночной экономики исключительное значение имеет
конкурентоспособность, которой должны обладать не только фирмы, но и люди,
стремящиеся занять достойное место в жизни. Использовать опыт использования
получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых
решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с
выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник,
собственник, потребитель).
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата,
проектно-исследовательская деятельность: Проблемное обучение, видео-технологии,
игровые технологии, школьная лекция с элементами беседы, образное повествование,
работа в группах и в парах, дискуссия, тренинг, ролевые и ситуативные игры, проектная
деятельность, работа с таблицами и схемами, самостоятельная работа с документами и
текстом учебника, эвристическая и повторительно-обобщающая беседа и др.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить
необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем
больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки
поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше
осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Творческая деятельность
является необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым
человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые,
неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов
деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в
различных сферах. Обучающийся должен выступать активным участником процесса
обучения, а не пассивным статистом.
Одним из методов, повышающих творческую
активность учащихся, является проектная деятельность.
Примерные темы исследовательских работ и проектов
13

Темы исследовательских работ
1. Самопознание и психологическое тестирование: совпадения и противоречия.
2. Можно ли подготовиться к ЕГЭ по учебнику?
3. Причины компьютерной зависимости школьников.
4. Социальные сети и живое общение.
5. Мотивы выбора профессии.
6. Как избежать конфликта поколений?
7. Границы толерантности.
8. Структура молодёжного потребления.
9. Основы социальной безопасности.
10. ЕГЭ: за и против.
11. Запад и Восток в современном мире: диалог культур.
12. Россия между Западом и Востоком.
13. Современное развитие России: прогресс или регресс?
14. Современная молодёжь: проблема или надежда?
15. Любовь и дружба в разном возрасте.
16. Жить в поликультурном обществе: преимущества и проблемы.
17. Современные молодёжные политические организации.
18. Любовь в религиях народов мира.
19. Эффективность социальной политики Российской Федерации.
20. Роль домашних животных в жизни человека XXI века.
Темы социальных проектов
1. Выставка-конкурс социального плаката (рекламы).
2. Выставка-конкурс социальной фотографии.
3. Подари улыбку прохожим.
4. Клуб любителей «умного кино».
5. Сделай доброе дело.
6. Фестиваль молодёжных субкультур.
7. Фестиваль культур народов России.
8. Подари детям праздник.
9. Чистый город.
10. Философская сказка.
11. Альбом «Культуры народов мира».
12. Альбом «Религии народов мира».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Человек. Человек в системе общественных отношений: Человек как результат
биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и
духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая,
элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур.
Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты)
социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность.
Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные
и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного
познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.
Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные
14

ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления
развития образования. Функции образования как социального института. Общественная
значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Общество как сложная динамическая система: Системное строение общества:
элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и
революция как формы социального изменения. Основные направления общественного
развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса:
реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации.
Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика: Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса,
факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения.
Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок
совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок.
Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и
роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия
инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная
политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные
макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая
экономика. Международная специализация, международное разделение труда,
международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения: Социальная структура общества и социальные отношения.
Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как
социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм.
Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические
общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика: Политическая деятельность. Политические институты. Политические
отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции.
15

Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем:
мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское
общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности. Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология
общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое
поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений: Право в системе социальных
норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право;
материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере
антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на
благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания
приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной
деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы
предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и
образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной
юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая
база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Воспитательный потенциал курса обществознания заключается в его возможности
содействовать повышению уровня духовно-нравственной, политической и правовой
культуры школьников, становлению их социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка. «Обществознание» дает учащимся также уникальную
возможность в рамках учебного процесса опираться на собственный социальный опыт,
расширяя его границы и обогащая новыми знаниями, позволяющими успешно личности
адаптироваться к социальным нормам и требованиям, социализировать ее в зоне
индивидуального и общественного благополучия.
Межпредметные связи.

16

Курс «Обществознание» в 10-11 классах опирается на обществоведческие знания,
межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как
«История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое
значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в
10,11 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое
использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления
через их зарождение, развитие и современное состояние.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
10 класс
Тема
Человек как часть природы и
общества

Количество Планируемые результаты
часов
8
Выпускник научится: выделять
черты социальной сущности
человека; определять роль
духовных ценностей в
обществе; соотносить поступки
и отношения с принятыми
нормами морали; раскрывать
связь между мышлением и
деятельностью; различать виды
деятельности, приводить
примеры основных видов
деятельности; выявлять и
соотносить цели, средства и
результаты деятельности;
анализировать различные
ситуации свободного выбора,
выявлять его основания и
последствия; различать формы
чувственного и рационального
познания, поясняя их
примерами; выявлять
особенности научного
познания; различать
абсолютную и относительную
истины; выявлять роль агентов
социализации на основных
этапах социализации индивида
Выпускник получит
возможность научиться:
использовать полученные
знания о социальных ценностях
и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений; применять знания о
методах познания социальных
явлений и процессов в учебной
17

Социальная сфера жизни общества

25

деятельности и повседневной
жизни; оценивать
разнообразные явления и
процессы общественного
развития; характеризовать
основные методы научного
познания; выявлять
особенности социального
познания; различать типы
мировоззрений; объяснять
специфику взаимовлияния двух
миров социального и
природного в понимании
природы человека и его
мировоззрения; выражать
собственную позицию по
вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.
Выпускник научится: выделять
критерии социальной
стратификации; анализировать
социальную информацию из
адаптированных источников о
структуре общества и
направлениях ее изменения;
выделять особенности
молодежи как социальнодемографической группы,
раскрывать на примерах
социальные роли юношества;
высказывать обоснованное
суждение о факторах,
обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в
условиях современного рынка
труда; выявлять причины
социальных конфликтов,
моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами
виды социальных норм;
характеризовать виды
социального контроля и их
социальную роль, различать
санкции социального контроля;
различать позитивные и
негативные девиации,
раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося
поведения для человека и
общества; определять и
оценивать возможную модель
18

собственного поведения в
конкретной ситуации с точки
зрения социальных норм;
различать виды социальной
мобильности, конкретизировать
примерами; выделять причины
и последствия этносоциальных
конфликтов, приводить
примеры способов их
разрешения; характеризовать
основные принципы
национальной политики России
на современном этапе;
характеризовать социальные
институты семьи и брака;
раскрывать факторы, влияющие
на формирование института
современной семьи;
характеризовать семью как
социальный институт,
раскрывать роль семьи в
современном обществе;
высказывать обоснованные
суждения о факторах,
влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли
религиозных организаций в
жизни современного общества,
объяснять сущность свободы
совести, сущность и значение
веротерпимости; осуществлять
комплексный поиск,
систематизацию социальной
информации по актуальным
проблемам социальной сферы,
сравнивать, анализировать,
делать выводы, рационально
решать познавательные и
проблемные задачи; оценивать
собственные отношения и
взаимодействие с другими
людьми с позиций
толерантности.
Выпускник получит
возможность научиться:
выделять причины социального
неравенства в истории и
современном обществе;
высказывать обоснованное
суждение о факторах,
обеспечивающих успешность
19

Духовная сфера жизни общества

23

самореализации молодежи в
современных условиях;
анализировать ситуации,
связанные с различными
способами разрешения
социальных конфликтов;
выражать собственное
отношение к различным
способам разрешения
социальных конфликтов;
толерантно вести себя по
отношению к людям,
относящимся к различным
этническим общностям и
религиозным конфессиям;
оценивать роль толерантности в
современном мире; находить и
анализировать социальную
информацию о тенденциях
развития семьи в современном
обществе; выявлять
существенные параметры
демографической ситуации в
России на основе анализа
данных переписи населения в
Российской Федерации, давать
им оценку; выявлять причины и
последствия отклоняющегося
поведения, объяснять с опорой
на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося
поведения; анализировать
численность населения и
динамику ее изменений в мире
и в России.
Выпускник научится:
распознавать формы культуры
по их признакам,
иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
выявлять сущностные
характеристики религии и ее
роль в культурной жизни;
иллюстрировать конкретными
примерами роль мировоззрения
в жизни человека; выявлять
связь науки и образования,
анализировать факты
социальной действительности в
контексте возрастания роли
образования и науки в
современном обществе;
20

Проблемы современного общества

Итого

Тема

14

выражать и аргументировать
собственное отношение к роли
образования и самообразования
в жизни человека.
Выпускник получит
возможность научиться:
Выпускник научится:
характеризовать общество как
целостную развивающуюся
(динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать,
систематизировать и оценивать
информацию,
иллюстрирующую
многообразие и
противоречивость социального
развития; приводить примеры
прогрессивных и регрессивных
общественных изменений,
аргументировать свои
суждения, выводы;
формулировать собственные
суждения о сущности,
причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать
проявления различных
глобальных проблем.
Выпускник получит
возможность научиться:
устанавливать причинноследственные связи между
состоянием различных сфер
жизни общества и
общественным развитием в
целом; выявлять, опираясь на
теоретические положения и
материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного
развития; систематизировать
социальную информацию,
устанавливать связи в
целостной картине общества
(его структурных элементов,
процессов, понятий) и
представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).

70
11 класс
Количество

Планируемые
21

часов

Экономическая сфера жизни общества

результаты
Выпускник научится:
раскрывать взаимосвязь
экономики с другими
сферами жизни общества;
конкретизировать
примерами основные
факторы производства и
факторные доходы;
объяснять механизм
свободного
ценообразования,
приводить примеры
действия законов спроса и
предложения; оценивать
влияние конкуренции и
монополии на
экономическую жизнь,
поведение основных
участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную
информацию из
источников различного
типа о тенденциях
развития современной
рыночной экономики;
различать экономические
и бухгалтерские
издержки; приводить
примеры постоянных и
переменных издержек
производства; различать
деятельность различных
финансовых институтов,
выделять задачи, функции
и роль Центрального
банка Российской
Федерации в банковской
системе РФ; различать
формы, виды проявления
инфляции, оценивать
последствия инфляции для
экономики в целом и для
различных социальных
групп; выделять объекты
спроса и предложения на
рынке труда, описывать
механизм их
взаимодействия;
определять причины
25 безработицы, различать ее
22

виды; высказывать
обоснованные суждения о
направлениях
государственной политики
в области занятости;
объяснять поведение
собственника, работника,
потребителя с точки
зрения экономической
рациональности,
анализировать
собственное
потребительское
поведение; анализировать
практические ситуации,
связанные с реализацией
гражданами своих
экономических интересов;
приводить примеры
участия государства в
регулировании рыночной
экономики; высказывать
обоснованные суждения о
различных направлениях
экономической политики
государства и ее влиянии
на экономическую жизнь
общества; различать
важнейшие измерители
экономической
деятельности и показатели
их роста: ВНП (валовой
национальный продукт),
ВВП (валовой внутренний
продукт); различать и
сравнивать пути
достижения
экономического роста.
Выпускник получит
возможность научиться:
выделять и
формулировать
характерные особенности
рыночных структур;
выявлять противоречия
рынка; раскрывать роль и
место фондового рынка в
рыночных структурах;
раскрывать возможности
финансирования малых и
крупных фирм;
обосновывать выбор форм
23

Политическая жизнь общества

25

бизнеса в конкретных
ситуациях; различать
источники
финансирования малых и
крупных предприятий;
определять практическое
назначение основных
функций менеджмента;
определять место
маркетинга в
деятельности
организации; применять
полученные знания для
выполнения социальных
ролей работника и
производителя; оценивать
свои возможности
трудоустройства в
условиях рынка труда;
раскрывать фазы
экономического цикла;
высказывать
аргументированные
суждения о
противоречивом влиянии
процессов глобализации
на различные стороны
мирового хозяйства и
национальных экономик;
давать оценку
противоречивым
последствиям
экономической
глобализации; извлекать
информацию из
различных источников для
анализа тенденций
общемирового
экономического развития,
экономического развития
России.
Выпускник научится:
выделять субъектов
политической
деятельности и объекты
политического
воздействия; различать
политическую власть и
другие виды власти;
устанавливать связи
между социальными
интересами, целями и
24

методами политической
деятельности;
высказывать
аргументированные
суждения о соотношении
средств и целей в
политике; раскрывать
роль и функции
политической системы;
характеризовать
государство как
центральный институт
политической системы;
различать типы
политических режимов,
давать оценку роли
политических режимов
различных типов в
общественном развитии;
обобщать и
систематизировать
информацию о сущности
(ценностях, принципах,
признаках, роли в
общественном развитии)
демократии;
характеризовать
демократическую
избирательную систему;
различать мажоритарную,
пропорциональную,
смешанную
избирательные системы;
устанавливать
взаимосвязь правового
государства и
гражданского общества,
раскрывать ценностный
смысл правового
государства; определять
роль политической элиты
и политического лидера в
современном обществе;
конкретизировать
примерами роль
политической идеологии;
раскрывать на примерах
функционирование
различных партийных
систем; формулировать
суждение о значении
многопартийности и
25

Правовое регулирование общественной
жизни

20

идеологического
плюрализма в
современном обществе;
оценивать роль СМИ в
современной
политической жизни;
иллюстрировать
примерами основные
этапы политического
процесса; различать и
приводить примеры
непосредственного и
опосредованного
политического участия,
высказывать
обоснованное суждение о
значении участия граждан
в политике.
Выпускник получит
возможность научиться:
находить, анализировать
информацию о
формировании правового
государства и
гражданского общества в
Российской Федерации,
выделять проблемы;
выделять основные этапы
избирательной кампании;
в перспективе осознанно
участвовать в
избирательных
кампаниях; отбирать и
систематизировать
информацию СМИ о
функциях и значении
местного самоуправления;
самостоятельно давать
аргументированную
оценку личных качеств и
деятельности
политических лидеров;
характеризовать
особенности
политического процесса в
России; анализировать
основные тенденции
современного
политического процесса.
Выпускник научится:
сравнивать правовые
нормы с другими
26

социальными нормами;
выделять основные
элементы системы права;
выстраивать иерархию
нормативных актов;
выделять основные стадии
законотворческого
процесса в Российской
Федерации; различать
понятия «права человека»
и «права гражданина»,
ориентироваться в
ситуациях, связанных с
проблемами гражданства,
правами и обязанностями
гражданина РФ, с
реализацией гражданами
своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь
между правами и
обязанностями человека и
гражданина, выражать
собственное отношение к
лицам, уклоняющимся от
выполнения
конституционных
обязанностей;
аргументировать важность
соблюдения норм
экологического права и
характеризовать способы
защиты экологических
прав; раскрывать
содержание гражданских
правоотношений;
применять полученные
знания о нормах
гражданского права в
практических ситуациях,
прогнозируя последствия
принимаемых решений;
различать
организационно-правовые
формы предприятий;
характеризовать порядок
рассмотрения
гражданских споров;
давать обоснованные
оценки правомерного и
неправомерного
поведения субъектов
семейного права,
27

применять знания основ
семейного права в
повседневной жизни;
находить и использовать в
повседневной жизни
информацию о правилах
приема в образовательные
организации
профессионального и
высшего образования;
характеризовать условия
заключения, изменения и
расторжения трудового
договора; иллюстрировать
примерами виды
социальной защиты и
социального обеспечения;
извлекать и анализировать
информацию по заданной
теме в адаптированных
источниках различного
типа (Конституция РФ,
ГПК РФ, АПК РФ, УПК
РФ); объяснять основные
идеи международных
документов,
направленных на защиту
прав человека.
Выпускник получит
возможность научиться:
действовать в пределах
правовых норм для
успешного решения
жизненных задач в разных
сферах общественных
отношений; перечислять
участников
законотворческого
процесса и раскрывать их
функции; характеризовать
механизм судебной
защиты прав человека и
гражданина в РФ;
ориентироваться в
предпринимательских
правоотношениях;
выявлять общественную
опасность коррупции для
гражданина, общества и
государства; применять
знание основных норм
права в ситуациях
28

повседневной жизни,
прогнозировать
последствия принимаемых
решений; оценивать
происходящие события и
поведение людей с точки
зрения соответствия
закону; характеризовать
основные направления
деятельности
государственных органов
по предотвращению
терроризма, раскрывать
роль СМИ и гражданского
общества в
противодействии
терроризму.
Итого

70

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».