РП_ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ_СОО_ПРОФ

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
• Закон РФ от 29.12.2012 №273 "Об образовании"
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное
постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
• Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
• Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ
09.03.2004 № 1312).
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015
учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной
программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в
целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная
сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и
взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в
представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии,
политологии, социальной психологии. В программе основы каждой науки представлены в
качестве самостоятельного модуля.
Данная программа является модифицированной. Модификации подверглись содержание
учебного материала (более значительному - в модуле «Философия»), структурирование учебного
материала, последовательность изучения материала, распределение учебного времени.
Программа рассчитана на 210 часов: по 3часа в неделю в 10 и в 11 классах.
Цели
Изучение обществознания на профильном уровне направлено на достижение
следующих целей:
•

развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления,
познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического
мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно
ориентироваться в ее потоке;

•

воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданственности,
социальной
ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
положенным в основу Конституции Российской Федерации;

•

освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии,
социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной
средой и успешного получения последующего профессионального образования и
самообразования;

•

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации
полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в характерных социальных ролях;

•

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных

национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой
деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: информационной,
методологической, общекультурной, антропологической (в соответствии с целями лицейской
концепции).
Приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в
том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие
языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской
работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами
исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на
вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов,
явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального
замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение
импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Современность обозначилась усложнением всех форм человеческой жизни. Это
усложнение имеет как положительные, так и отрицательные тенденции. Такое положение
нуждается в философской реконструкции и прогнозировании общих тенденций развития

цивилизации. Философское образование в данных условиях приобретает особенно важное
значение. Философия является социокультурной основой цивилизованности общества,
отдельной личности. Ее изучение имеет огромное значение для формирования
мировоззренческой культуры современного молодого человека.
Модуль «Введение в философию» вводит учащихся в одну из важнейших областей
духовной культуры человечества, знакомит его с опытом мировой философской мысли в
исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, в осмыслении реальностей
современной эпохи, фундаментальных задач науки.
Цели модуля:
- сформировать представление о философии как особой форме духовной жизни человека;
- овладеть методологией решения познавательных и жизненно-практических проблем;
- способствовать мировоззренческому самоопределению учащихся.
Курс философии позволяет решить следующие задачи: показать множественность
философских школ и направлений, многообразие существующих мировоззренческих позиций;
осмыслить разнообразный эмпирический материал изучавшихся естественно-научных и
гуманитарных дисциплин и интегрировать данное знание в единую картину мира; осознать
человека как феномен бытия и проблемы собственно человеческого бытия; развивать
критичность, аналитичность и системность мышления; воспринимать философский текст.
В содержание модуля введен раздел «Онтология – учение о бытии», т.к. его содержание
имеет фундаментальное значения для формирования системности философских знаний и
методологической культуры учащихся.
Модуль «Введение в социальную психологию» актуален тем, что в современном
обществе, основанном на коммуникациях, характеризущемся усилением творческого и
индивидуального характера труда, повышением требований к личностным и профессиональным
качествам человека, его личностной и социальной активности, чрезвычайно актуальным для
организации эффективной жизнедеятельности человека и общества является социальнопсихологическое знание. Тем более оно является обязательным для тех обучающихся, которые
связывают свои дальнейшие профессиональные планы с деятельностью в социальной и
гуманитарной сферах.
Цели модуля:
- сформировать представление о социальной психологии как социо-гуманитарной науке;
- овладеть методологией социально-психологического анализа явлений;
способствовать
развитию
навыков
эффективного
общения,
самопрезентации,
самопознания, рефлексивной культуры учащихся; формированию адекватной самооценки;
воспитанию самостоятельности, ответственности в действиях.

Основное содержание курса
МОДУЛЬ «ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ» (70 ЧАСОВ)
ВВЕДЕНИЕ: Человек и его мировоззрение. Мировоззрение. Структура мировоззрения:
познавательная, ценностная, деятельностная подсистемы. Мироощущение, мировосприятие,
миропонимание. Мировоззрение как сложная интегральная система. Исторические типы
мировоззрения: мифологическое, религиозное, теоретическое мировоззрение. Что есть
философия? Возникновение философии. Философия в сфере духовной жизни человека.
Философия и наука, философия и религия, философия и искусство. Система философского
знания. Формы философского знания. Проблемы философии. Функции философии.
ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ: Бытие как философская проблема. Корни проблемы бытия
в человеческой жизни. Парменид о бытии. Проблема бытия. Бытие как всеохватывающая
реальность. Структура бытия. В поисках субстанции. Субстанция как причина самое себя.
Проблема субстанции в истории философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Материализм и
идеализм. Развитие и связь как фундаментальные и универсальные принципы бытия. Изменение.
Движение, виды движения. Развитие, его характеристики. Развитие как универсальный принцип
бытия. Взаимодействие вещей и процессов. Связь как отношение вещей и процессов. Изоляция.

Связь как универсальный принцип бытия. Закон. Системная организация универсума. Система.
Характеристика системы: структурность, целостность, иерархичность, связь со средой. Типы
связей. Типы систем. Сложноорганизованные и саморазвивающиеся системы.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: Гносеология: основные понятия. Познание. Источник познания. Субъект
познания. Объект и предмет познания. Познание как процесс. Чувственное познание и его
формы. Рациональное познание и его формы. Эмпиризм, рационализм, иррационализм. Роль
практики в процессе познания. Знание. Что есть знание? Проблема представления знания в
современных информационных системах. Виды знаний. Истина и ее критерии. Познаваем ли
мир? Агностицизм, скептицизм, познавательный оптимизм. Наука в современном мире. Наука
как вид деятельности. Научное знание, его особенности. Методы научного познания. Средства
науки. Особенности современной науки. Наука и общество. Перспективы развития науки.
Проблемы российской науки.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: Определение человека. Философская антропология.
Определения человека в философии. Человек - микрокосм. Тайна человека. Природа и сущность
человека. Человек – дитя природы. Социальное в человеке. Человек – существо
биопсихосоциальное. Телесное бытие человека. Тело как биологическая система. Функции тела в
человеческом существовании. Отношение к телу в различных культурах. Потребности тела.
«Дано мне тело. Что мне делать с ним?» Душа и дух человека. Представления о душе в истории
философии, народной культуре, современной психологии. Сфера духа. Поиски гармонии
телесного, душевного, духовного. Физическое, психическое, социальное здоровье человека.
Личность. Человек, индивид, личность. Личность и индивидуальность. Социализация и
индивидуализация как способы бытия человека. Деятельность как способ бытия человека. Что
движет человеком. Поведение человека. Потребности человека. Классификации потребностей.
Мотивационная теория поведения. Многообразие видов деятельности. Специфика труда,
общения, игры, познания, учебной деятельности как видов деятельности. Внешняя и внутренняя
деятельность.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: Общество и общественные отношения. Социальность как
феномен. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа.
Общественные отношения. Общество как система. Социальная система. Особенности
социальных систем. Представления об элементе общества. Экономическая, социальная,
политическая, духовная сферы жизни общества, их взаимосвязь. История. Что такое история.
Социальные изменения. Типы социальной динамики. Факторы развития общества. Движущие
силы развития общества. Теории общественного развития. Поиски социальной макротеории.
Стадиальный подход к истории. Теория локальных цивилизаций. Теория общественноэкономических формаций. Типология обществ. Традиционное общество. Индустриальное
общество. Информационное общество. Восток и Запад в диалоге культур. Общественный
прогресс. Направленность в развитии общества: прогресс и регресс. Противоречивость
прогресса. Критерии прогресса.
МОДУЛЬ «ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ»
ВВЕДЕНИЕ: Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и
методы социальной психологии, ее практическое значение. Структура социальной психологии.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:
Индивид, индивидуальность, личность в
социальной психологии. Структура личности. Подходы к трактовке личности. Устойчивость и
изменчивость личности. Макро- и микросреда личности. Периодизация развития личности.
Становление личности. Принятие человеком самого себя. Возраст и становление внутреннего
мира. Самопознание и развитие личности. Самосознание человека. Роль самооценки в
самопознании. Образы-Я и Я-концепция человека. Социализация личности. Сущность и
содержание процесса социализации. Институты социализации. Направленность личности.
Социальное действие. Виды социальных действий. Структура направленности личности.

Иерархия мотивов. Виды направленности личности. Жизненные цели. Социальные установки.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Общение как способ бытия человека. Потребность
людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции общения. Виды общения. Общение
как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Структура коммуникативного
акта. Средства общения. Традиционные и новые формы общения. Барьеры в общении.
Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное
взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное пребывание и совместная
деятельность. Кооперация и конкуренция. Типы собеседников в общении. Диалог как основа
взаимопонимания. Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского
возраста. Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика
межличностного восприятия. Механизмы социальной перцепции. Эффекты межличностного
восприятия, установки, стереотипы. Идентификация в межличностном общении.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: Проблема группы в социальной психологии.
Многообразие социальных групп. Малая группа. Группы условные. Референтная группа.
Межличностные отношения в группе. Групповая динамика. Групповые процессы и состояния.
Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Групповая
дифференциация. Положение личности в группе. Лидерство, стили лидерства. Взаимоотношения
в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и ожидания как
регуляторы взаимоотношений в группах. Семья как малая группа. Типы семей. Функции семьи
Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Конфликт.
Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Восприятие
конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс.
Сотрудничество.
МОДУЛЬ «ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ» (70 ЧАСОВ)
ВВЕДЕНИЕ: Социология как наука. Место социологии среди других
социологического знания. Основные вехи развития социологии.

наук.

Структура

ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Общество как форма совместной
жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки
общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Виды социальных
взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Социальная структура общества.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и
неформальных групп.
Устойчивые социальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальная
стратификация и мобильность. Исторические типы стратификации. Основные измерения
стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Социальная
мобильность. Типы социальной мобильности. Особенности стратификации в современном мире
и в современной России.
Социальное неравенство. Бедность и неравенство. Проблемы
бедности в современном
мире. Бедность в России.
Социальные
институты.
Институционализация. Атрибуты социального института. Основные функции социальных
институтов.
Социальные ценности и нормы. Виды норм. Правовая культура. Социальный
контроль. Формы социального контроля.
Отклоняющееся поведение, его формы и
проявления.
Социальные последствия
отклоняющегося поведения. Проблема роста
преступности и криминализации общества в России.
Социальные статусы. Виды статусов.
Социальная роль. Ролевые ожидания в обществе. Ролевое поведение личности. Социальные роли
в юношеском возрасте. Социальные интересы. Социальный конфликт. Причины социальных
конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом.
Пути разрешения социальных конфликтов.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ:
Этническое
многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции.
Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология

этнических
конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений.
Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак как
социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные
ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей.
Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Роль религии в жизни
общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как социальный институт.
Молодёжь как социальная группа.
Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы
молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого
человека. Демография современной России. Современная демографическая ситуация в мире и в
России. Демографическая политика. Социальная политика. Сущность и цели, субъекты
социальной политики. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы
социальной политики Российской
Федерации. Образование в современном обществе.
Образование как социальный институт. Тенденции развития образования в современном мире.
Задачи модернизации российского образования. Наука как социальный институт. Функции
науки. Закономерности развития науки. Особенности современной науки. Перспективы
развития науки.
Культура. Функции культуры. Типы и формы культуры. Место искусства в
духовной культуре.
Духовное развитие общества и духовный мир личности. Мораль и
нравственность.
МОДУЛЬ «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ» (35 ЧАСОВ)
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА: Политология: предмет, метод и функции. Политическая мысль
в Древнем мире и в Средние века. Взгляды Н.Макиавелли. Политическая мысль Европы в XVII –
XVIII вв. Политические учения в России в XVII – XIX вв.
ИНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ: Понятие политики. Политическая сфера жизни
общества. Власть как объект изучения политологии. Политическая система. Государство:
понятие и признаки. Государство: теории и типы. Формы государства. Избирательный процесс:
принципы, стадии, субъекты. Избирательные системы. Классификация политических режимов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: Политическая культура. Политическая идеология
ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ В ПОЛИТИКЕ: Политическая элита: понятие и функции. Теории
политических элит. Политические партии. Типология политических партий. Партийные системы.
Партийная система современной России.
ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ: Политическая социализация. Политическое поведение. Типология
политических лидеров.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Политический процесс:
характеристика, черты, виды. Политические конфликты.
УПРАВЛЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ: Политические технологии. Политические решения: технологии
формирования и реализации.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: Международная политика: понятие и
субъекты. Глобальное гражданское общество.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик должен
•

•
•

знать
важнейшие философские, социологические, социально-психологические научные
положения и понятия, отражающие природу человека, его место в системе общественных
отношений, функционирование и развитие общества;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности, основные пути и способы социально-гуманитарного познания;

•
•

•

•

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

уметь
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и правовые объекты
(факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя существенные их признаки;
сложность и противоречивость природы человека, мир человеческого общения, духовную
культуру;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, взаимосвязи сфер общественной жизни);
сравнивать сходные социальные объекты, выделяя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных
явлений; сопоставлять различные научные подходы, различать в социальной информации
факты и мнения; различные суждения о социальных объектах с точки зрения научных
знаний;
осуществлять анализ, собственную интерпретацию и собственную оценку информации из
оригинальных текстов (носителей социальной информации), представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить
информацию из одной знаковой системы в другую и классифицировать ее;
готовить рефераты, рецензии, краткие сообщения, разрабатывать исследовательские
проекты по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения задач,
отражающих проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
в процессе выполнения типичных социальных ролей;
для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
для выработки собственной политической позиции;
при оценке общественных изменений с точки зрения демократических и гуманитарных
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
в процессе самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений;
для критической оценки материалов СМИ;
для нравственной оценки определенных социальных действий;
для ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях профессионального образования;
в процессе осуществления индивидуальных и групповых учебных исследований;
для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.

КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Изучение курса обществознания на профильном уровне предполагает сдачу Единого
государственного экзамена по этому предмету. В связи с этим текущий контроль строится на
системе тематических зачетов, проводимых в формате заданий ЕГЭ. Сформированность
компетентностей проверяется через результаты проектной деятельности и практические работы,
устные ответы учащихся.
Итоговый контроль в 10 кл. проводится в формате контрольных работ и переводного
экзамена, КИМы разработаны учителем на содержании материала, изучавшегося в 10 кл.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
ТЕМА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Человек и его мировоззрение. Исторические типы
мировоззрения. Что есть философия. Система
философского знания.
Онтология – Проблема бытия в философии. Структура бытия. В
учение о
поисках субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.
бытии
Развитие как универсальный принцип бытия. Связь фундаментальный принцип бытия. Закон. Принцип
системности. Синергетика.
Теория
Познание как процесс. Чувственное и рациональное
познания
познание Познаваемость мира. Что есть знание.
Практическая работа. Истина и ее критерии.
Многообразие путей познания. Виды знаний. Типы
познания. Научное познание. Социальное познание.
Обыденное и научное социальное знание. Интерпретация
социальных фактов. Самопознание. Знание и сознание.
Теоретическое и обыденное сознание.
Философская Определение человека. Природа и сущность человека.
антропология Антропосоциогенез как исторический многофакторный
процесс. Телесное, душевное, духовное в человеке.
Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Социализация и индивидуализация индивида.
Деятельность- способ бытия человека Структура
деятельности. Виды деятельности. Содержание и формы
духовной деятельности. Трудовая деятельность.
Политическая деятельность.
Социальная
Общество и общественные отношения. Общество как
философия
система. Теории общественного развития. Поиски
социальной макротеории. Социальные изменения. Типы
социальной
динамики.
Типология
обществ.
Общественный прогресс. Критерии прогресса.
Зачет по
философии
Введение в
социальную
психологию
Социальная
психология
личности
Социальная
психология
общения

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
2 часа
12 часов

22 часа

20 часов

14 часов

.

2 часа

Социальная психология как наука

2 часа

Индивид, индивидуальность, личность.
Структура личности. Периодизация развития личности. Яконцепция личности. Социализация личности. Институты
социализации. Направленность личности. Виды
направленности личности
Общение как способ бытия человека.
Функции общения. Виды общения.
Общение как обмен информацией. Средства общения.
Барьеры в общении. Общение как межличностное
взаимодействие. Типы собеседников в общении. Диалог
как основа взаимопонимания. Общение в юношеском
возрасте. Общение как взаимопонимание

10 часов

10 часов

Социальная
психология
групп

Механизмы социальной перцепции
Проблема группы в социальной психологии.
Малая группа. Групповая динамика.
Групповая сплоченность. Групповая дифференциация.
Групповые роли и ожидания
Семья как малая группа. Конфликт.

Итоговая
контрольная
работа
Обобщение
курса

10 часов

2 часа
1 час

11 класс
ТЕМА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
2 часа

Введение в
социологию
Общество и
общественные
отношения

Социология как наука. Структура социологии.
Социальные группы. Стихийные группы.
Социальная стратификация. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Виды мобильности.
Особенности стратификации в современной России.
Особенности стратификации в современной России.
Социальные институты. Типы и виды социальных
институтов. Функции и дисфункции социальных
институтов. Социальная инфраструктура.
Социальные статусы. Социальные роли.
Социализация личности. Социальная адаптация.
Социальные ценности и нормы. Виды норм.
Отклоняющееся поведение. Виды девиаций.
Социальный контроль. Социальные санкции
Социальные интересы и социальные взаимодействия.
Социальный конфликт. Виды конфликтов.
Последствия социальных конфликтов.
Предотвращение социальных конфликтов.

28 часов

Виды
социальных
отношений.
Социальные
институты.

Этнос и нация. Нация и национальность.
Этническое многообразие современного мира.
Демография современной России.
Демографическая политика современного
государства. Социальная политика: цели,
направления, субъекты. Социальное государство.
Конституционные основы социальной политики.
Семья как социальный институт. Тенденции развития
семьи в современном обществе. Молодёжь в
современном обществе. Духовная жизнь общества и
духовная жизнь личности. Культура. Типы и формы
культуры. Наука как социальный институт.
Образование как социальный институт. Тенденции
развития образования в современном мире. Роль
религии в жизни общества.

35 часов

Повторение
Зачет по курсу
социологии
Политология как
наука

3 часа
2 часа
Политология: предмет, метод и функции.
Политическая мысль в Древнем мире и в Средние

5 часов

века. Взгляды Н.Макиавелли. Политическая мысль
Европы в XVII – XVIII вв. Политические учения в
России в XVII – XIX вв.
Институционные Понятие политики. Политическая сфера жизни
основы
общества. Власть как объект изучения политологии.
политики
Политическая система. Государство: понятие и
признаки. Государство: теории и типы. Формы
государства. Избирательный процесс: принципы,
стадии, субъекты. Избирательные системы.
Классификация политических режимов.
Политическая
Политическая культура. Политическая идеология
культура
Группы и
Политическая элита: понятие и функции. Теории
организации в
политических элит. Политические партии. Типология
политике
политических партий. Партийные системы.
Партийная система современной России.
Личность в
Политическая социализация. Политическое
политике
поведение. Типология политических лидеров
Политические
процессы и
политическое
развитие
Управление в
политике

11 часов

2 часа
7 часов

3 часа

Политический процесс: характеристика, черты, виды.
Политические конфликты

2 часа

Политические технологии. Политические решения:
технологии формирования и реализации

2 часа

Международные Международная политика: понятие и субъекты
политические
Глобальное гражданское общество
процессы
Контроль знаний
по курсу
политологии

2 часа
1 час

УМК
1. Обществознание: профил. Уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /
(Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова и др.
– М.: Просвещение, 2007. -416с.
2. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профил.
уровень/ (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова.
– М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
3. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень /
(Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова и
др. - М: Просвещение, 2008. -415с.
4. Обществознание. Практикум. 11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений: профил.
уровень/ (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред.
Л.Н.Боголюбова. - М : Просвещение, 2008. - 160с.
ЛИТЕРАТУРА
Общая и методическая литература
1. Дугин А.Г. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение,
2007 – 784с.
2. Киприянова Е.В. Обществознание: введение в философию. Познавательно-творческие
задания. 11 класс: методическое пособие для учителей. - Ростов н/Д: Легион, 2008.- 183с.

3. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – 4-е изд. – М.: «ТИД «Русское
слово – РС», 2003. – 192с.
4. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 270с.
5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10
класс. – М.: ВАКО, 2008. – 512с.
Модуль «Введение в философию»
1. Грядовой Д.И. Философия. Системный курс основ философии. Учебное пособие. – М.,
1999
2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных
заведений. – М.:Логос, 2004. – 288с.
3. Курбатов В.И. История философии. Конспект. – Ростов-на-Дону, 1997
4. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. – СПБ, 1997
5. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. и др. Философия: вопросы и ответы. Мн., 2001
6. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. и др. Философия: задания и упражнения. Мн., 2000
7. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1, 2. – М., 1991
8. Нижников С.А. Философия: курс лекций: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во
«Экзамен», 2006. – 383с.
9. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр.
– СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 384с.
10. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1997
11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1995
12. Русская философия. Словарь/ Под общ. ред. М.А. Маслина. – М., 1995
13. Современный философский словарь. Под ред. д-ра филос. наук В.Е. Кемерова. – М., 1996
14. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб, 1997
Модуль «Введение в социальную психологию»
1. Горбунова М.Ю. Социальная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223с. –
(Краткий курс лекций для вузов).
2. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие. – Ростов
н/Д: Феникс, 2005. – 192с.
3. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 1. – М.: Ось-89, 2006. – 112с.
4. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб.: Прайм_ЕВРОЗНАК, 2007.
– 510с.
5. Социальная психология: Конспект лекций /Под общ. Ред. Р.М.Шамионова. – М.: Высшее
образование, 2006. – 192с.
6. Чернобай В.А. Социальная психология.. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256с.
7. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2007. –
160с.
Модуль «Введение в социологию»
1. Глобальное управление: Учеб. пособие /Под ред. проф. А.И.Соловьева. - М.: ИНФРА-М,
2007. - 252с.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 232с.
3. Дьячук И.А. Социология для студентов вузов. - Изд 2-ое. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 186с.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Гос. ун-т - Высшая школа
экономики. - 4.е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427с.
5. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 224с.
6. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г Эфендиева. - М.: ИНФРАМ, 2004. - 654с.
7. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе: Система социологических понятий в
кратком изложении. – 3-е издание, исправл. и дополн. В помощь школьникам старших классов

для подготовки к к олимпиадам и ЕГЭ и студентам младшим курсов/НИУ ВШЭ. – М.:
«Русская панорама», 2011. – 424 с.
8. Яковлев A.M. Социальная структура общества. Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 384с.
Критерии для оценивания устного ответа на уроках обществознания
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно,
обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы;
формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет
дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем
на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по
требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и
может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;
в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в
этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не
умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Критерии оценки тестового задания:
1. 85-100% - отлично «5»;
2. 65-84% - хорошо «4»
3. 50-64% - удовлетворительно «3»;
4. менее 50% - неудовлетворительно «2»;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».