РП_ПРАВО_СОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне предполагает
ориентировку на получение компетентностей для последующей профессиональной
деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Это
— гражданин:
— любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
— осознающий и принимающий традиционные ценности
семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
— креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и
общества;
— владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
— мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
— готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;
— осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок,
осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
— уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни;
— подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
— мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Содействие достижению вышеназванных задач может в том числе оказать учебный
предмет «Право», изучаемый на ступени средней школы. Программа учебного предмета
«Право» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.
Рабочая программа составлена к линии учебников А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, Т. Ф.
Акчурина «Право» для средней школы (10—11 классы) и рассчитана на профильный
уровень обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПРАВО»
Право, как и государство, относят к категории тех ценностей, без которых
существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные
отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В
свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим
главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в
интересах всего общества, всех его членов. Поэтому в учебнике А. Ф. Никитина, Т. И.
Никитиной, Т. Ф. Акчурина право рассматривается в неразрывном единстве с
государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических
режимов и т. д.
«Право» — учебный предмет, изучаемый в средней школе в 10—11 классах. Его место
и роль обусловлены тем огромным значением, которое имеет право в цивилизованном
обществе.
Изучение курса «Право» должно носить активный деятельностный характер.
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и
развитие школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус,
включающий конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и

правопорядок, права других людей; готового руководствоваться нормами права в своей
повседневной деятельности.
Задачами изучения права являются:
— формировать представления о правовой сфере как целостной системе, понимание
социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
— развивать правосознание и правовую культуру обучающихся;
— формировать знания базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как
субъекте правоотношений;
— вырабывать умения получать правовую информацию из различных, в том числе
неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения
учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение
палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— обогащать опыт старшеклассников по применению полученных знаний и умений в
различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультур- ном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;

2

основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
11)

Познавательные универсальные учебные действия:
способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и
фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
— обобщенные

Коммуникативные универсальные учебные действия:
деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
— осуществление

3

личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
–выделять содержание различных теорий происхождения государства;
–сравнивать различные формы государства;
–приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в
общей структуре;
–соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
–применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
–оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
–сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем
(семей);
–проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
–характеризовать особенности системы российского права;
–различать формы реализации права;
–выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
–оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
–различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
–выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
–целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации
и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации;
–сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
–оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
–характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
–характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
–дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
–характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
–характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
–характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
–выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;

4

–характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
–определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать
субъектов международного права;
–различать способы мирного разрешения споров;
–оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
–сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
–дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
–различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
–выделять структурные элементы системы российского законодательства;
–анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
–проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
–целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
–различать формы наследования;
–различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
–выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты
прав на результаты интеллектуальной деятельности;
–анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
–различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
–выделять права и обязанности членов семьи;
–характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
–проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
–различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
–дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за
них;
–проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной
и административной ответственности несовершеннолетних;
–целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
–в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
–соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
–применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего
права на жилище;
–дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
–проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
–давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
–применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
–выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

5

–проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
–дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной
власти;
–сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования
права;
–оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
–понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
–классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия,
по порядку принятия и изменения;
–толковать государственно-правовые явления и процессы;
–проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и
правовых систем других государств;
–различать принципы и виды правотворчества;
–описывать этапы становления парламентаризма в России;
–сравнивать различные виды избирательных систем;
–анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
–анализировать институт международно-правового признания;
–выявлять особенности международно-правовой ответственности;
–выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
–оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
–формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
–различать опеку и попечительство;
–находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров,
возникающих в процессе трудовой деятельности;
–определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
–характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
–определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА И ЕГО МЕСТО В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение права в средней школе опирается на знание учащимися учебного предмета
«Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса — углубить и привести в
систему уже имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в
огромном массиве социальной информации и научиться использовать ее на практике.
Содержание предмета «Право» базируется на положениях правового компонента
интегрированного предмета «Обществознание» в основной школе и тесно связано с
политологическими разделами обществознания в основной и старшей школе.
Место предмета «Право» в учебном плане определяется разделом 18.3.1 ФГОС. В
соответствии с ним учебный предмет «Право» является предметом по выбору и входит в
обязательную предметную область «Общественные науки».

6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
УГЛУБЛЁННЫЙ
УРОВЕНЬ
Теория
государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности
государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма
правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и
федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический,
антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское
общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки
права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод
правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативноправовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов.
Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского
права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования
права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и
деликто- способность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка.
Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие
коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина,
общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном
уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция
невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного
устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы,
основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина
РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов
государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание
Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской
Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура
судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и
виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной
инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное
право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности
избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система
органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы
деятельности органов местного самоуправления.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий
собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок.
Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок
заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его
виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита
прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной

7

деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод,
источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование
отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации
и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав.
Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой
договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время
отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная
ответственность. Источники и субъекты административного права. Метод
административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Принципы
и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав
преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное
право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности
процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.
Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности
судебного производства по делам об административных правонарушениях. Основные
принципы и источники международного права. Субъекты международного права.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Привлечение внимания к проблеме общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным
нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ; к функционалу высших органов государственной
власти РФ как основе российской государственности.
Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам;
умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и
сверстниками; признание равноправия народов; осознание важности семьи и семейных
традиций

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
История. Возникновение древнейших государств, укрепление власти правителей.
Источники права в разные исторические периоды. Процесс создания правового
государства в странах Запада. Становление конституционализма в Англии, во Франции и
США. Ранние конституции стран Запада. Политический кризис сентября-октября 1993 г.
Октябрьские события 1993 г. Современные избирательные кампании на Западе и в России.
Движение женщин-суфражисток в США и других странах. Становление советской

8

федеративной системы, союзные и автономные образования. Провозглашение союзными
республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ. парламентаризм в Западной
Европе и США. Возобновление после более чем 70-летнего перерыва деятельности
Государственной Думы. Земство в российской истории. Развитие института земства после
отмены крепостного права. Земские учреждения. эволюция содержания понятия «права
человека». Французская Декларация прав и свобод гражданина. Декларация
независимости США. Всеобщая декларация прав человека. Деятельность ООН. Движения
за равенство избирательных прав. Борьба за свободу слова и другие политические права.
Обществознание. Идеология и отношение к государству, его роли в политической
системе общества. Подходы к определению сущности государства. Внутренние и внешние
функции государства. Формы правления. Формы территориально- государственного
устройства и его отличие от национально- государственного устройства. Социальное
государство. Принцип разделения властей. Преимущества разделения властей. Опасность
концентрации власти в одних руках. Законодательная власть в РФ. Исполнительная
власть. Судебная власть. демократия и выборы. Право избирать и быть избранным
(активное и пассивное право). Принципы демократического избирательного права.
Нарушение избирательных прав. Демократия и политическое лидерство. Президентская и
парламентская республики. Статус и полномочия Президента по Конституции РФ.
История: выборы первого Президента России 12 июня 1991 г. Значение Всеобщей
декларации прав человека. Виды прав человека. апартеид; геноцид; дискриминация
меньшинств; расизм. международное гуманитарное право; комбатанты; военнопленные;
военные преступления; военные преступники; международный военный трибунал; защита
детей в военное время. Нравственные основы брака, семьи. Любовь и мораль. Брак, семья
и мораль. Моральный долг мужчины и женщины в семье. Семья и право.
Экономика. Государственное регулирование хозяйственной жизни. Экономическое
содержание
собственности.
Предпринимательство.
Экономическая
свобода.
Многообразие форм предприятий. собственность, ее экономическое содержание. Общая
характеристика сферы производства и сферы услуг. Виды национализации. Формы
участия государства в экономике. Страхование и страховые услуги. Роль и значение
договорного права и исполнения обязательств в рыночном механизме. роль налогов в
хозяйственной деятельности государства. Налоги прямые и косвенные, федеральные,
региональные и местные, с физических и юридических лиц. Акцизы; налог на
добавленную стоимость; налог на прибыль; налоговые льготы. труд и рынок труда.
Экономически активное население. Безработица, ее виды. Заработная плата; системы
оплаты труда; МРОТ, прожиточный минимум.
Филологические науки. Специальная терминология.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВО» С
ХАРАКТЕРИСТИКОЙ
ОСНОВНЫХ
ВИДОВ
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (углубленный уровень — 140 ч)
№

Тема

Час.

Основное
содержание

Характеристика основных
видов деятельности учащихся
по темам

9

1

Из
истории
государства и
права

12 ч.

Происхождение права и
государства. Право Древнего
мира. Право Европы в
средние века и Новое время.
Становление права Нового
времени в США
Развитие права в России в 919 веках. Российское право в
19 -начале 20 века.
Советское право 1917 -1953
гг. Советское право 19541991 гг.
Современное российское
право.

2

Вопросы теории
государства
и
права

18ч

Государство, его признаки и
формы.
Право в системе социальных
регуляторов.
Нормы права. Источники
права. Система права.
Правовые
системы
современности.
Верховенство
закона.
Законность и правопорядок.
Разделение властей. Право и
другие сферы общества.
Философия права.
Правотворчество.
Реализация и толкование
права. Правовые отношения.
Механизм
правового
регулирования.
Правонарушения
и
юридическая
ответственность.
Органы
охраны
правопорядка.
Правосознание и правовая
культура.

▪ привлекая свои знания по
истории России, сравнивать
наполнение
понятия
«гражданин»
в
разные
исторические периоды;
■ прослеживать развитие
теории государства с
античных времен до
современности;

Личностные результаты:
■ уважать
ценности
демократии;
■ осознавать свои роль и место
в
процессе
построения
демократического государства
в России;
■ учиться осознавать и нести
свою
ответственность
за
будущее
своей
страны,
способствовать развитию в
России правового государства и
гражданского
общества,
уважать и соблюдать принципы
правового государства;
■ понимать роль права в жизни
общества,
значение
законодательства для развития
всех сфер общества;
■ понимать связь норм права и
норм морали;
■ иметь
представление
о
системе российского права;
■ формировать
в
себе
законопослушное поведение;
■ уметь применять свои
знания
на
практике,
анализировать конкретные
жизненные ситуации, делать
выводы и корректировать
свое поведение;
■ учиться исследовать
документы,
составлять
планы,
формулировать
собственные выводы;
■ умение формулировать и
аргументировать свое мнение;
■
учиться
находить
необходимую
по
теме
информацию, представленную
в любом виде, использовать ее

10

в своей проектной и исследовательской деятельности
Метапредметные результаты:
■ классифицировать
в
табличной форме основные и
дополнительные
признаки
государства;
■ систематизировать
информацию в форме схемы по
следующим
темам:
«Внутренние
и
внешние
функции государства», «Формы
правления»,
«Политические
режимы»;
■ используя
дополнительные
источники информации, в том
числе
интернет-ресурсы,
приводить примеры стран с
различными
политическими
режимами;
■ систематизировать в таблице
информацию о функциях и
признаках права;
■ иллюстрировать примерами
структуру норм российского
права, ее элементы, а также
неполные по структуре нормы;
■ приводить
конкретные
примеры источников права в
России,
Великобритании,
Франции и США;
■ приводить
примеры
взаимной ответственности
государства и граждан;
■ классифицировать
в
схематичной
форме
признаки правового
государства;
■ иллюстрировать
примерами из жизни и
аргументировать свою
позицию
по
вопросу,
является ли современная
Россия правовым
государством;
■ приводить примеры из
истории;
жизни
верховенства закона в
правовом государстве;
■ иллюстрировать
конкретными
правовыми
нормами реализацию
системы
«сдержек»
и
«противовесов»;
■ анализировать
статьи
Конституции
РФ,
регламентирующие

11

экономические отношения в
стране,
и
делать
собственные выводы;
Предметные результаты:
■ формулировать
понятие
«государство»;
■ характеризовать основные
теоретические подходы к
пониманию
сущности
государства;
■ классифицировать
признаки
государства,
выделяя
основные
и
дополнительные;
■ сравнивать
и
характеризовать
формы
правления;
■ классифицировать формы
государственного
устройства;
■ описывать и сравнивать
политические режимы;
■ определять
понятие
«право», анализировать его
основные значения;
■ перечислять признаки и
функции права;
■ характеризовать систему
права;
■ классифицировать
элементы строения права по
вертикали, давать
им
характеристику;
■ формулировать
определение «норма права»;
■ называть
элементы
структуры нормы права;
■ классифицировать
виды
норм права;
■ характеризовать
российскую систему права
по отраслям;
■ перечислять
источники
права;
■ определять взаимосвязь и
взаимовлияние государства,
общества и права;
■ определять
понятие
«правовое государство»;
■ классифицировать
и
характеризовать
признаки
правового государства;
■ показывать
закрепление
правового государства в
нормах Конституции РФ;
■ рассматривать
гарантированность прав и

12

3

Конституционное
право

18 ч.

Понятие Конституции, её
виды.
Конституции
в
России.
Общая
характеристика
Конституции РФ.
Основы конституционного
строя РФ.
Гражданство в Российской
Федерации.
Федеративное
устройство
РФ. Президент РФ.
Федеральное Собрание РФ.
Законодательный процесс в
РФ.
Правительство РФ.
Судебная система.
Судебная власть.
Местное самоуправление.

свобод
граждан,
основываясь на Конституции
РФ;
■ формулировать
определение гражданского
общества;
■ перечислять
признаки
гражданского общества;
■ определять
понятие
«законность»;
■ объяснять
важность
разделения государственной
власти
как
принципа
правового государства;
■ характеризовать систему
«сдержек» и «противовесов»
Личностные результаты:
▪формировать
чувство
гражданственности; учиться
быть
гражданином
своей
страны;
▪понимать
значение
Конституции
РФ
в
политической, экономической
и общественной жизни и
развитии нашей страны;
▪знать
основы
конституционного
строя
России, поддерживать его
в жизни;
▪понимать
структуру
государственной власти в
России;
▪иметь
представление
об
основных функциях органов
государственной власти —
Президента РФ, парламента,
Правительства
РФ, местного самоуправления;
▪знать
основы
законодательства,
определяющие статус, роль и
деятельность органов власти
как центральных, так и
местных;
▪учиться отвечать за будущее
своей страны, способствовать
развитию
гражданского
общества,
участвуя
в
политической
жизни
общества, а также в местном
самоуправлении;
▪возможности и результаты
участия граждан (вас лично,
ваших родственников и др.) в
местном самоуправлении;
▪уметь оценивать деятельность

13

органов самоуправления в
вашем крае;
▪учиться
исследовать
документы;
▪формировать навыки ведения
диалога,
дискуссии,
формулировать свое мнение;
▪аргументировать
свою
позицию
по
основным
положениям Конституции РФ;
▪учиться
находить
необходимую
по
теме
информацию, использовать ее
в
своей
проектной
и
исследовательской
деятельности;
▪формулировать
и
аргументировать собственное
мнение
по
вопросам
избирательного права;
▪оценивать
избирательную
активность ваших родных,
близких,
знакомых;
рассказывать, как относятся к
участию в выборах в вашей
семье;
▪аргументировать
собственную
позицию
о
необходимости участия
граждан в избирательном
процессе, в выборах как
высших, так и местных
органов власти;
▪понимать, что Россия —
федеративное
государство,
учиться уважать все нации,
проживающие
на
ее
территории, воспитывать в
себе толерантность;
▪повышать уровень правовой
культуры, освоить знания в
области
конституционного
права.
Метапредметные результаты:
▪исследовать
источники
конституционного права в РФ;
▪используя дополнительную
литературу
и
интернетресурсы, приводить примеры
видов конституций в разных
странах
и
способы
их
принятия;
▪систематизировать
информацию о принципах
конституционного
права в схематичном виде;
▪приводить примеры статей,

14

которые были (или будут)
изменены; объяснить, почему
это было необходимо сделать;
свое мнение аргументировать;
▪анализировать
текст
преамбулы Конституции РФ,
выделять
ее
основные
положения
и
делать
собственные выводы;
▪приводить и исследовать
статьи
Конституции
РФ,
определяющие
основы
конституционного строя в
Российской Федерации;
▪систематизировать
информацию
об
основах
конституционного строя РФ в
табличном виде;
▪приводить примеры из жизни
страны,
иллюстрирующие
конституционное положение,
что Россия — это светское
государство;
▪систематизировать
в
схематичном
виде
информацию
о
государственной власти и ее
институтах;
▪систематизировать
в
схематичном виде элементы
понятия «гражданство»;
▪приводить примеры норм (в
том числе международного
права),
регулирующие
вопросы законодательства РФ
о гражданстве, используя
дополнительные
источники
информации;
▪составить схему «Принципы
гражданства в РФ»;
▪систематизировать
в
табличной форме основания
приобретения гражданства в
РФ;
▪приводить
конкретные
примеры
оснований
приобретения гражданства;
▪сравнивать
на
примерах
«принцип крови» и «принцип
почвы»;
▪систематизировать
в
табличной форме основания
прекращения гражданства в
РФ;
▪иллюстрировать конкретными
примерами
основания
прекращения
российского

15

гражданства;
▪используя интернет-ресурсы,
подготовить
проект
о
прекращении гражданства при
изменении государственных
границ;
▪ исследовать статьи 1, 5 и
главу 3 Конституции РФ,
касающиеся
федеративного
устройства РФ;
▪сформулировать определение
понятий:
«унитарное
государство»,
«федерация»,
«конфедерация»;
▪переводить информацию о
стадиях
законодательного
процесса из текстовой в
табличную форму;
▪анализировать
статьи
Конституции
РФ,
регламентирующие деятельность Правительства РФ,
делать собственные выводы;
▪систематизировать
в
схематичном виде функции
Правительства РФ;
▪приводить
конкретные
примеры
деятельности
Правительства РФ
в определенных отраслях;
▪систематизировать
в
схематичном виде функции
Прокуратуры РФ;
▪систематизировать
в
схематичном виде функции
органов местного
самоуправления;
▪приводить
конкретные
примеры,
иллюстрирующие
деятельность местных органов
власти в своем крае.
Предметные результаты:
▪формулировать
понятие
«конституция»;
▪классифицировать способы
принятия конституций;
▪называть и характеризовать
виды конституций;
▪объяснять роль конституции
как правового документа;
▪определять
понятие
«конституционное
(государственное) право»;
▪классифицировать принципы
конституционного права;
▪сравнивать
источники
конституционного права в

16

разных странах;
▪характеризовать
конституционную систему;
▪определять
понятие
«конституционализм»;
▪сравнивать Конституцию РФ
1993 г. и Конституцию РСФСР
1978 г.;
▪характеризовать
Конституцию
РФ
как
Основной закон страны;
▪анализировать
содержание
преамбулы Конституции РФ;
▪выделять основные части
Конституции РФ;
▪характеризовать
основы
конституционного строя в
Российской Федерации;
▪классифицировать
и
характеризовать
ветви
государственной власти;
▪объяснять,
что
означает
норма о прямом действии
конституции;
▪формулировать определение
понятия «суверенитет»;
▪формулировать определение
понятия «гражданство»;
▪называть и рассматривать
принципы гражданства в РФ;
▪классифицировать основания
приобретения гражданства;
▪сравнивать «принцип крови»
и «принцип почвы» как
основания
приобретения
гражданства;
▪классифицировать основания
прекращения гражданства в
РФ;
▪характеризовать
формы
государственного устройства;
▪определять и сравнивать
понятия:
«унитарное
государство»,
«федерация»,
«конфедерация»;
▪систематизировать
основы
федеративного
устройства
Российской Федерации по
Конституции;
▪классифицировать по видам
субъекты РФ, называть их
количество;
▪анализировать разграничение
предметов
ведения
и
полномочия
Российской
Федерации и ее субъектов;
▪определять
понятие

17

«сепаратизм», объяснять, чем
он опасен;
▪характеризовать
статус
Президента
РФ
по
Конституции;
▪выделять основные функции
Президента РФ как главы
государства
и
гаранта
Конституции РФ;
▪классифицировать по группам
полномочия Президента РФ;
▪характеризовать
правотворческую деятельность
Президента РФ, роль его
указов и распоряжений;
▪рассматривать
по
Конституции
РФ
выборы
Президента РФ;
▪анализировать определенные
Конституцией РФ причины
прекращения
исполнения
полномочий Президентом РФ;
▪формулировать определение
понятия «парламент»;
▪характеризовать
структуру
российского парламента;
▪выделять основные функции
парламента;
▪описывать
порядок
формирования
Совета
Федерации;
▪рассматривать
порядок
выборов
депутатов
Государственной Думы;
▪классифицировать
и
сравнивать функции Совета
Федерации и Государственной
Думы;
▪определять статус членов
Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы;
▪формулировать
основания
роспуска
Государственной
Думы Президентом РФ;
▪определять
понятие
«законотворчество»;
▪сравнивать
понятия
«законотворчество»
и
«правотворчество»;
▪объяснять,
что
означает
законодательная инициатива;
▪классифицировать субъектов
законодательной инициативы,
определенных Конституцией
РФ;
▪классифицировать по видам
законопроекты;

18

▪определять законодательный
процесс;
▪систематизировать
этапы
законодательного процесса;
▪характеризовать процедуры
принятия
федеральных
и
федеральных
конституционных
законов,
сравнивать
этапы
их
прохождения;
▪анализировать
содержание
законодательной деятельности
Государственной Думы;
▪ характеризовать действия
Совета
Федерации
и
Президента РФ в процессе
принятия закона;
▪называть
официальные
источники
опубликования
законов;
▪определять
положение
Правительства РФ в системе
государственных
органов
России;
▪ характеризовать структуру
Правительства РФ;
▪классифицировать функции
Правительства РФ;
▪объяснять,
как
осуществляется правосудие в
России;
▪классифицировать
суды
Российской
Федерации
и
субъектов РФ;
▪характеризовать
Конституционный Суд РФ и
его деятельность;
▪ определять компетенцию
Верховного Суда РФ;
▪характеризовать
сферу
полномочий районного суда;
▪рассматривать компетенцию
мирового
судьи,
суда
присяжных;
▪характеризовать деятельность
и функции Прокуратуры РФ и
Следственного комитета;
▪объяснять, что такое местное
самоуправление;
▪характеризовать
способы,
которыми
граждане
осуществляют
местное
самоуправление;
▪перечислять
вопросы,
которые
решают
органы
местного самоуправления;
▪характеризовать
органы

19

4

Права человека

12

Права и свободы человека и
гражданина в РФ.
Международные договоры о
правах человека.
Гражданские права.
Политические права в РФ.
Экономические, социальные
и культурные права. Право
на
благоприятную
окружающую среду.
Права ребенка.
Нарушения прав человека.
Защита прав человека в
мирное время.
Международная защита прав
человека
в
условиях
военного времени

местного самоуправления и
статус по отношению к
органам
государственной
власти;
Личностные результаты:
▪знать права и свободы
человека
и
гражданина,
гарантируемые Конституцией
РФ;
▪учиться соблюдать в жизни
конституционные
обязанности, понимать связь
между
правами
и
обязанностями гражданина;
▪осознавать свою гражданскую
ответственность;
▪учиться
использовать
в
жизни, отстаивать и защищать
свои
гражданские,
политические, социальные и
культурные права;
▪знать основные российские и
международные документы о
правах человека и ребенка;
▪иметь
представление
об
организациях, защищающих
права и свободы человека и
ребенка, понимать, кто и как
осуществляет защиту прав
человека и ребенка в России и
на международном уровне;
▪повышать свою правовую
культуру, формировать в себе
качества правозащитника;
▪показывать, как реализуются
на практике права человека в
вашей семье;
▪рассказывать,
какими
правами ребенка пользуетесь в
жизни вы сами;
▪приобретать
навыки
исследовательской работы,
анализировать российские и
международные документы о
правах человека и ребенка,
делать собственные выводы;
▪учиться
работать
с
информацией в любом виде, в
том
числе
с
интернетресурсами, по правам человека
в России и за рубежом,
оценивать
ее,
делать
собственные
выводы
о
соблюдении или нарушении
прав человека.
Метапредметные результаты:
▪исследовать статьи главы 2

20

Конституции РФ;
▪сравнивать
правовой
и
конституционный
статусы
человека, показывать на
примерах, из чего они
складываются;
▪анализировать
статьи
Всеобщей декларации прав
человека
и
выделять
положения,
которые
отражены
в российском
праве;
▪приводить
конкретные
примеры гражданских прав
по Конституции РФ;
▪анализировать конкретную
ситуацию реализации права
на жизнь;
▪приводить
примеры
политических прав человека по
Конституции РФ;
▪иллюстрировать
примерами
право человека на свободу;
▪систематизировать
информацию в схематичном
виде
об
экономических,
социальных и культурных
правах;
▪приводить
конкретные
примеры реализации в жизни
экономических прав граждан в
России;
▪рассказывать,
какими
социальными
правами
пользуетесь вы и ваша семья в
жизни;
▪приводить из истории и
современности
примеры
нарушений прав человека:
геноцида, апартеида, расизма,
дискриминации меньшинств;
▪систематизировать в таблице
информацию о правозащитных
организациях;
▪иллюстрировать конкретными
примерами
деятельность
международных
правозащитных организаций,
например
Международного
суда по правам человека;
▪анализировать
конкретные
ситуации
из
жизни
о
нарушении прав человека и
показывать, кто и как защищает
права человека в России;
▪аргументировать собственное
мнение
об
обеспечении

21

гарантий
прав
и
свобод
человека
в
России,
проанализировав статьи 45—53
Конституции РФ;
Предметные результаты:
▪определять
правовой
и
конституционный
статусы
человека, сравнивать эти два
понятия;
▪формулировать определение
понятия
«конституционные
свободы человека», что к ним
относится;
▪характеризовать
конституционные
права
человека и что к ним относится;
▪классифицировать обязанности
граждан по Конституции РФ;
▪объяснять соотношение прав и
обязанностей;
▪раскрывать
значение
Всеобщей декларации прав
человека;
▪раскрывать, от чего зависит
реализация прав человека;
▪раскрывать
влияние
международного права на
российское право;
▪классифицировать
гражданские права по видам;
▪объяснять, что такое право
человека на жизнь;
▪характеризовать рабство в
понимании международного
права;
▪характеризовать
презумпцию невиновности;
▪освещать, что такое право на
свободу совести, свободу
вероисповедания;
▪классифицировать
политические права граждан,
объяснять, для чего они
нужны, что их отличает от
других конституционных прав;
▪характеризовать
свободу
информации;
▪раскрывать
право
на
объединение, цель создания
партий;
▪объяснять, какие права и
почему относятся к правам
первого и второго поколения;
▪классифицировать
экономические, социальные и
культурные права по видам;

22

▪характеризовать
экономические права граждан
по
Конституции
РФ;
рассматривать
социальные
права
граждан
РФ;
перечислять культурные права
граждан по Конституции РФ;
▪определять
и
характеризовать
геноцид,
апартеид, расизм;
▪раскрывать
понятие
дискриминации национальных
меньшинств;
▪показывать,
чем
опасны
повседневные,
массовые
нарушения прав человека;
▪рассказывать, какую роль в
защите прав человека играет
ООН,
перечислять
и
характеризовать
функции
международных правозащитных организаций;
▪рассказывать о российских
правозащитных
организациях, о защите прав
человека в России;
▪рассказывать
о
международном
гуманитарном праве
5

6

Избирательное
право
и
избирательный
процесс
Итоговое
повторение
и
обобщение
11
класс
Гражданское
право

4

Избирательное право.
Избирательный процесс
Избирательные
системы

6

16

Понятие
и
источники
гражданского
права.
Гражданская
правоспособность
и
дееспособность.
Гражданские
права
несовершеннолетних.
Предпринимательство.
Юридические лица. Формы
предприятий.
Право
собственности.
Наследование. Страхование.
Обязательственное
право.
Защита материальных и
нематериальных
прав.
Причинение и возмещение
вреда.

Личностные результаты:
▪воспитывать уважение к праву
как к основе экономической
жизни страны;
▪ учиться защищать свои
гражданские права правовыми
средствами;
▪ иметь представление об
обязательственном праве и
видах договоров, чтобы
использовать свои знания в
дальнейшем на практике;
▪ знать свои права как
потребителя, научиться ими
пользоваться в обыденной
жизни и защищать их
правовыми средствами;
▪ повышать свою правовую
культуру в области

23

гражданского права;
▪ работать с правовой
информацией, нормативноправовыми актами, учиться
исследовать, анализировать,
делать выводы, давать оценку
событиям и процессам с точки
зрения соответствия
российскому и
международному праву;
▪ обосновывать собственное
мнение и аргументировать его в
дискуссии по вопросам
гражданского права;
▪ рассматривать
имущественные отношения на
примере вашей семьи;
Метапредметные результаты:
▪ анализировать источники
гражданского права, делать
собственные выводы;
▪ приводить примеры
имущественных отношений,
регулируемых гражданским
правом;
▪ систематизировать в таблице
информацию об участниках
гражданско-правовых
отношений;
▪ анализировать конкретную
ситуацию, в которой
участниками гражданскоправовых отношений
выступают физические и (или)
юридические лица;
▪ приводить примеры
предпринимательской
деятельности;
▪ систематизировать в таблице
информацию об
организационно-правовых
формах предприятий и их
особенностях;
▪ систематизировать в таблице
информацию об основаниях
приобретения и прекращения
права иллюстрировать
конкретными примерами
заключение договоров
имущественного страхования
▪ анализировать источники
договорного права — статьи
разд. III и IV ГК РФ; делать
собственные выводы, чтобы
использовать свои знания на
практике;
▪ систематизировать в

24

табличной форме информацию
о договорах и сделках,
выделить в них общее и
различия;
▪ иллюстрировать конкретными
примерами из жизни
неисполнение обязательств,
договоров и последствий этого;
▪ анализировать конкретную
ситуацию возникновения и
разрешения гражданскоправового спора;
▪ иллюстрировать конкретными
примерами из жизни
причинение вреда
(имущественного ущерба) и его
возмещение;
▪ анализировать конкретную
ситуацию нанесения
морального вреда лицу и его
возмещения;
Предметные результаты:
▪ объяснять, какие отношения
регулирует гражданское право;
▪ называть источники
гражданского права;
▪ характеризовать особенности
ГК РФ;
▪ объяснять причины принятия
ГК РФ;
▪ характеризовать
имущественные и
неимущественные отношения,
регулируемые гражданским
правом;
▪ называть основных
участников гражданскоправовых отношений;
▪ объяснять понятие
«физическое лицо»;
▪ характеризовать юридические
лица;
▪ раскрывать понятия
гражданской правоспособности
и дееспособности;
▪ рассматривать особенности
дееспособности несовершеннолетних;
▪ объяснять, что такое
эмансипация;
▪ классифицировать
организационно-правовые
формы предприятий;
▪ рассматривать направления
государственной правовой
политики в области
предпринимательства;

25

▪ характеризовать правомочия
собственника;
▪ классифицировать формы
собственности;
▪ приводить основания
приобретения права
собственности;
▪ рассматривать законные
возможности защиты прав
собственности;
▪ сравнивать виндикационный и
негаторный иски;
▪ анализировать основания
прекращения права
собственности;
▪ характеризовать наследование
как институт гражданского
права;
▪ классифицировать формы
наследования;
▪ формулировать определение
понятия «завещание»;
▪ рассказывать, кто может быть
наследником по завещанию;
▪ определять цели завещания;
▪ объяснять, что такое право на
обязательную долю в
наследстве, кто может ее
получить;
▪ характеризовать наследование
по закону;
▪ приводить очередность
наследования;
▪ объяснять, кто такие
иждивенцы наследодателя и кто
не имеет права наследования;
▪ рассматривать порядок
наследования;
▪ характеризовать страхование
как институт гражданского
права;
▪ объяснять, что такое
страховые риски;
▪ классифицировать виды
страхования;
▪ характеризовать
обязательственное право как
институт гражданского права;
▪ называть основные источники
обязательственного права;
▪ формулировать определения
понятий «договор» и «сделка»;
▪ сравнивать договор и сделку,
чем они отличаются друг от
друга;
▪ классифицировать виды
договоров;

26

7

Налоговое право

8

Налоговое право. Налоговые
органы.
Аудит.
Виды
налогов. Налогообложение
юридических лиц. Налоги с
физических лиц.
Ответственность за
уклонение от уплаты
налогов.

▪ анализировать причины
возникновения гражданскоправовых споров;
▪ классифицировать способы
защиты материальных и
нематериальных прав;
▪ характеризовать причинение
вреда;
▪ раскрывать содержание
принципа полного возмещения
вреда;
▪ характеризовать
интеллектуальную
собственность
Личностные результаты:
▪ приобретать знания правовых
основ в области налогового
права для дальнейшего их
использования на практике;
▪ понимать значение и важность
налогов для формирования
госбюджета, укрепления
обороноспособности страны,
развития науки и образования,
реализации социальных
программ;
Метапредметные результаты:
▪ приводить конкретные
примеры прямых и косвенных
налогов;
▪ иллюстрировать конкретными
примерами налоги
федеральные, субъектов РФ и
местные;
▪ анализировать конкретную
ситуацию уплаты налога на
доходы физических лиц;
▪ разбирать, доходы от каких
источников и как будут
облагаться налогом;
▪ рассматривать на примере
членов своей семьи
налогообложение
и налоговые льготы;
▪ составить налоговую
декларацию;
Предметные результаты:
▪ формулировать определение
понятий «налоговое право»,
«налоги»;
▪ называть основные источники
налогового права;
▪ классифицировать
обязанности и права
налогоплательщика;
▪ определять субъекты и
объекты налоговых отношений;

27

8

Семейное право

8

Понятие
и
источники
семейного
права.
Брак,
условия его заключения.
Права
и
обязанности
супругов.
Права и обязанности
родителей и детей.
Усыновление, опека
(попечительство)

▪ перечислять налоговые
органы; характеризовать аудит;
▪ классифицировать налоги по
видам, давать им
характеристику;
▪ характеризовать налоги,
взимаемые с юридических лиц;
▪ классифицировать налоги с
физических лиц;
▪ классифицировать виды
доходов, подлежащих и не
подлежащих
налогообложению по
российскому законодательству;
▪ определять налоговые льготы;
▪ характеризовать ставки
налогообложения;
▪ объяснять, что такое
налоговая декларация;
▪ классифицировать и
характеризовать виды правовой
ответственности за неуплату
налогов
Личностные результаты:
▪ воспитывать толерантное
сознание
и
поведение,
способность вести диалог с
другими людьми, в том числе с
членами своей семьи;
▪
формировать
навыки
сотрудничества
и
взаимопомощи со взрослыми,
детьми старшего и младшего
возраста, прежде всего в своей
семье;
▪
формировать
в
себе
ответственное отношение к
созданию семьи на
основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
▪ получить представление об
основах семейного права;
▪
учиться
отстаивать
нарушенные права ребенка в
семье;
▪ воспитывать уважение к
старшему поколению в семье и
не забывать заботиться о
престарелых родителях;
▪ знать, какие права в
соответствии
с
Семейным
кодексом РФ имеют дети в
семье, анализировать это на
примере своей семьи;
Метапредметные
результаты:
▪ показывать на конкретных

28

9

Трудовое право

10

Понятие и источники
трудового права.
Коллективный договор.
Трудовой договор. Рабочее
время и время отдыха.
Оплата труда. Охрана труда.
Трудовые споры.
Ответственность по
трудовому праву

примерах из жизни, что
регулируют
нормы семейного права;
▪
приводить
конкретные
примеры прав и обязанностей
супругов
(можно на примере своей
семьи);
▪
иллюстрировать
на
конкретных примерах из жизни
причины расторжения брака;
▪
систематизировать
в
табличном виде информацию о
правах родителей и детей по
семейному законодательству.
Предметные результаты:
▪ формулировать определения
понятий: «семья», «семейное
право»,
«семейные
правоотношения»;
▪ называть основные источники
семейного законодательства;
▪ определять понятие «брак»;
▪
классифицировать
обязательные
условия
заключения брака;
▪
описывать
порядок
регистрации брака;
▪ характеризовать права и
обязанности супругов;
▪ приводить причины и порядок
расторжения брака;
▪ характеризовать права и
обязанности родителей;
▪
рассматривать
лишение
родительских прав, алименты;
▪ анализировать права ребенка;
▪
объяснять,
как
осуществляется защита прав и
интересов детей,
оставшихся без родителей;
▪характеризовать усыновление
(удочерение),
опеку,
попечительство
Личностные результаты:
▪ воспитывать в себе уважение
к своему и чужому труду, к
людям разных профессий;
▪ формировать у себя
ответственное отношение к
труду, соблюдению трудовой
дисциплины;
▪ понимать направления
государственной политики в
области труда, защиты прав
работающих;

29

▪ освоить основы трудового
права, чтобы стать юридически
грамотным участником
трудовых правоотношений;
▪ знать обязанности и
ответственность работника и
работодателя по трудовому
праву;
▪ научиться защищать свои
трудовые права;
▪ иметь представление о
льготах для
несовершеннолетних;
▪ использовать, анализировать и
систематизировать
информацию из любых
источников, касающуюся
вопросов трудового права, для
применения на практике;
▪ формулировать собственное
мнение, зачем вам необходимо
знать основы трудового права.
Метапредметные результаты:
▪ приводить конкретные
примеры нарушения
работодателем прав работника;
▪ иллюстрировать примерами из
жизни несоблюдение или
невыполнение работником
своих обязанностей;
▪ используя дополнительную
литературу и интернет-ресурсы,
составить трудовой договор;
▪ систематизировать в
табличной форме информацию
об условиях заключения
трудового договора и
основаниях его прекращения;
▪ анализировать конкретную
ситуацию нарушения
материальной ответственности
и порядка возмещения ущерба
(как работником, так и
работодателем);
▪ рассмотреть характеристики
систем заработной платы и
сравнить их;
Предметные результаты:
▪ определять понятия:
«трудовое право», «трудовые
правоотношения»;
▪ называть источники трудового
законодательства;
▪ перечислять участников
трудовых правоотношений;
▪ характеризовать
коллективный договор;

30

10

Административно
е право

6

Понятие и источники
административного права.
Административные
правонарушения.
Административные
наказания.

▪ анализировать статьи
трудового договора, условия
его заключения и основания
прекращения;
▪ формулировать определения
понятий: «рабочее время» и
«время отдыха»;
▪ характеризовать заработную
плату и ее системы;
▪ объяснять, почему возникают
трудовые споры, рассматривать
их виды и пути разрешения;
▪ характеризовать дисциплину
труда, классифицировать меры
поощрения и дисциплинарные
взыскания;
▪ анализировать виды
материальной ответственности
и порядок возмещения ущерба
(как работником, так и
работодателем)
Личностные результаты:
▪ формировать в себе уважение
к правопорядку и собственное
правомерное поведение;
▪ усвоить основы
административного права;
▪ иметь представление об
административных
правонарушениях и
наказаниях за них;
▪ учиться использовать свои
знания на практике, самому не
нарушать правила безопасного
поведения, не совершать
административные
правонарушения, угрожающие
жизни и здоровью людей;
▪ уметь находить информацию
о нормах административного
права, следить за их
изменениями (например, ПДД);
Метапредметные результаты:
▪ анализировать статьи КоАП
РФ;
▪ иллюстрировать примерами из
жизни, кинофильмов
административные
правонарушения;
▪ систематизировать в
табличной форме информацию
о видах правонарушений и
наказаний за них;
▪ сравнивать на конкретных
примерах административную
ответственность с
дисциплинарной, уголовной;

31

11

Уголовное право

12

Понятие
и
источники
уголовного
права.
Преступление.
Виды
преступлений.
Уголовная
ответственность. Наказание.
Обстоятельства,
смягчающие и отягчающие
наказание.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних.

Предметные результаты:
▪ объяснять, что регулируют
нормы административного
права, какие правоотношения
относятся к административным;
▪ называть основные источники
административного права;
▪ характеризовать
административное
правонарушение;
▪ классифицировать виды
административных
правонарушений;
▪ анализировать признаки
административного
правонарушения;
▪ характеризовать
административное наказание;
▪ классифицировать виды
административных наказаний,
выделять основные и
дополнительные;
▪ перечислять государственные
органы и должностные лица,
которым подведомственны дела
об административных
правонарушениях
Личностные результаты:
▪ иметь представление об
уголовном праве,
преступлениях и наказаниях за
их совершение;
▪ использовать полученные
правовые знания на практике;
▪ работать с правовой
информацией, представленной
в любом виде,
по уголовному праву, учиться
анализировать ее и делать
собственные выводы;
Метапредметные результаты:
▪ анализировать статьи УК РФ,
делать собственные выводы;
▪ исследовать конкретную
ситуацию совершения
преступления с точки зрения
признаков и состава
преступления;
▪ приводить конкретные
примеры преступлений против
личности;
▪ иллюстрировать примерами
преступления в экономике,
используя последние данные и
информацию в СМИ;
▪ систематизировать и
классифицировать информацию

32

12

Основы
судопроизводства

4

Гражданское
процессуальное право.

о видах наказаний в табличной
форме;
▪ приводить конкретные
примеры того, как суд
учитывает особенности
личности осужденного при
вынесении приговора;
▪ анализировать ситуацию
совершения преступления
несовершеннолетними и
назначенных им мер наказания;
Предметные результаты:
▪ характеризовать уголовное
право, его принципы;
▪ формулировать определение
понятия «преступление»;
▪ перечислять признаки
преступления;
▪ характеризовать состав
преступления;
▪ классифицировать
преступления по характеру и
степени опасности;
▪ определять уголовную
ответственность;
▪ сравнивать уголовную
ответственность с другими
видами юридической
ответственности;
▪ формулировать определение
понятия «уголовное
наказание»;
▪ классифицировать по видам
уголовные наказания;
▪ приводить обстоятельства,
смягчающие и отягчающие
наказание;
▪ объяснять, что такое
назначение наказания по
совокупности приговоров;
▪ формулировать определение
понятий «амнистия» и
«помилование»;
▪ объяснять, кого уголовный
закон считает
несовершеннолетним, что
означает вовлечение
несовершеннолетних в
преступную деятельность;
▪ классифицировать виды
наказаний для
несовершеннолетних,
характеризовать
принудительные меры
воспитательного воздействия
Личностные результаты:
▪ понимать значение и роль

33

(гражданский процесс).
Особенности
уголовного
судопроизводства
(уголовный процесс)

суда, мировых судей и суда
присяжных;
▪ иметь представление о
процессуальном праве,
гражданском и уголовном
процессах;
▪ знать этапы судебного
разбирательства, стадии
уголовного процесса;
▪ находить необходимую
информацию по
процессуальному праву в
любых источниках, исследовать
и делать выводы;
Метапредметные результаты:
▪ анализировать отдельные
статьи ГПК РФ и УПК РФ;
▪ систематизировать в
схематичном виде этапы
судебного разбирательства;
▪ исследовать конкретные
ситуации гражданско-правовых
споров;
▪ иллюстрировать конкретными
примерами из жизни,
кинофильмов уголовное
судебное разбирательство;
▪ сравнивать на примерах
прохождение гражданского и
уголовного процессов,
выявлять их отличия;
▪ классифицировать в
табличной форме информацию
об участниках уголовного
процесса и их функциях;
Предметные результаты:
▪ формулировать определение
понятия «гражданское
процессуальное право»;
▪ перечислять и
характеризовать этапы
судебного разбирательства;
▪ объяснять, что такое
гражданский иск;
▪ характеризовать уголовнопроцессуальное право,
уголовное судопроизводство;
▪ систематизировать в таблице
информацию о стадиях
уголовного процесса, давать их
характеристику;
▪ характеризовать участников
уголовного процесса, их
функции;
▪ описывать демократические
принципы судопроизводства в
России;

34

▪ формулировать определение
понятия «приговор»;
▪ характеризовать роль и
значение суда присяжных;
▪ рассматривать деятельность
мировых судей
13

Правовая
культура и
правосознание

2

Итоговое
повторение

4

Правовая
культура
и
правосознание.
Правовая
деятельность.
Совершенствование
правовой культуры.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ПРАВО»

Тема
Теория государства и права

Конституционное право

Межпредметные связи
Обществознание: происхождение права, его формы и
структура; понятие государства. Идеология и отношение
к государству, его роли в политической системе общества. Подходы к определению сущности государства.
Внутренние и внешние функции государства. Формы
правления. Формы территориально-государственного
устройства и его отличие от национально-государственного устройства. Социальное государство. Понятие
права. Законодательство. Порядок принятия законов.
Назначение права. Источники права. Норма права, ее
структура. Виды норм права. Отрасли права. Право и
закон. Понятие правового государства. Признаки
правового государства. Ограниченность правового
государства в осуществлении правительственных и
судебных функций. Принцип разделения властей.
Преимущества разделения властей. Опасность
концентрации власти в одних руках. Законодательная
власть в РФ. Исполнительная власть. Судебная власть.
История: возникновение древнейших государств,
укрепление власти правителей. Источники права в разные исторические периоды Процесс создания правового
государства в странах Запада. Вопрос разделения
властей в советское время.
Экономика:
государственное
регулирование
хозяйственной жизни.
Обществознание: конституция в иерархии нормативных
актов. Понятие конституции. Конституционное право.
Конституционная система. Конституционализм. Первая
писаная конституция. Необходимость конституционной
реформы. Принятие Конституции РФ. Особенности
Конституции РФ. Основы конституционного строя
России. Содержание главы 1 Конституции РФ.
Становление советской федеративной системы, союзные
и автономные образования. Провозглашение союзными

35

Права человека

республиками суверенитета. Распад СССР. Образование
СНГ.
Демократия
и
политическое
лидерство.
Президентская и парламентская республики. Статус и
полномочия Президента по Конституции РФ. Парламент.
Виды парламентов. Законодательная власть в РФ.
Федеральное Собрание. Функции Государственной Думы
и Совета Федерации. Законотворчество. Законодательный
процесс в РФ и его стадии. Порядок принятия и
вступления в силу законов РФ. Исполнительная власть.
Правительство РФ. Судебная власть. Судебная система
РФ. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,
Высший Арбитражный Суд РФ. Мировые судьи. Суд
присяжных. Прокуратура, ее функции, Генеральный
прокурор РФ. Понятие «самоуправление». Определение
местного самоуправления в Европейской хартии. Теории
самоуправления. Функции самоуправления. Местное
самоуправление в РФ; муниципальная собственность;
муниципальное
образование.
Земская
идея
самоуправления в России.
История: становление конституционализма в Англии, во
Франции и США. Ранние конституции стран Запада.
Политический кризис сентября— октября 1993 г.
Октябрьские события 1993 г. Основы конституционного
строя в США, Франции, Великобритании. Выборы
первого Президента России 12 июня 1991 г.
Парламентаризм в Западной Европе и США.
Возобновление после более чем 70-летнего перерыва
деятельности Государственной Думы. Правительство
России в разные исторические периоды. Земство в
российской истории. Развитие института земства после
отмены крепостного права. Земские учреждения.
География: административное деление РФ, субъекты РФ,
федеральные округа.
Русский язык: специальная юридическая терминология,
ее особенности и использование.
Обществознание: права, свободы и обязанности человека
и гражданина. Понятие «права человека». Значение
Всеобщей декларации прав человека. Виды прав
человека. Гражданственность, гражданин, гражданство,
гражданин мира. Гражданские права и их виды. Право на
жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом.
Принцип презумпции невиновности. Право на свободу
передвижения. Право на свободу мысли, совести и
религии. Защита гражданских прав. Жалоба в
Международный суд. Политические права и их виды.
Защита политических прав. Право на свободу убеждений.
Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право
принимать участие в управлении своей страной
непосредственно или через избранных представителей.
Основные экономические, социальные и культурные
права граждан по Конституции РФ. Право на труд и
отдых, на социальное обеспечение, лечение, образование

36

Избирательное право и
избирательный процесс

Гражданское право

и др. Апартеид; геноцид; дискриминация меньшинств;
расизм. Защита прав человека на международном и
национальном уровне. Система судебной защиты прав
человека. Уполномоченный по правам человека в РФ.
Международное гуманитарное право; комбатанты;
военнопленные;
военные
преступления;
военные
преступники; международный военный трибунал; защита
детей в военное время.
История: эволюция содержания понятия «права
человека». Французская Декларация прав и свобод
гражданина. Декларация независимости США. Всеобщая
Декларация прав человека. Деятельность ООН. Борьба за
свободу мысли, совести и религии в советское время.
Движения за равенство избирательных прав. Борьба за
свободу слова и другие политические права. Нарушения
прав человека в условиях политической диктатуры.
Правозащитное движение в СССР. Нюрнбергский
процесс.
Литература: Э. Хемингуэй.
Экономика: экономическое содержание собственности.
Предпринимательство.
Обществознание: демократия и выборы. Право избирать
и быть избранным (активное и пассивное право).
Принципы демократического избирательного права.
Нарушение
избирательных
прав.
Избирательные
системы. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Избирательный процесс и его стадии.
История: современные избирательные кампании на
Западе и в России. Движение женщин-суфражисток в
США и других странах.
Обществознание: понятие и источники гражданского
права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности. Имущественные и личные неимущественные отношения. Физические лица; юридические лица.
Признание гражданина недееспособным или ограниченно
дееспособным. Дееспособность; опека; попечительство;
правоспособность;
эмансипация.
Понятие
предпринимательства. Рынок и предпринимательство.
Предприятия. Требования к предпринимателю.
Регистрация
предпринимательской
деятельности.
Индивидуальное
предпринимательство.
Понятие
собственности. Право собственности. Правомочия
собственника. Формы собственности в РФ. Приобретение
и прекращение права собственности. Национализация и
приватизация. Субъекты и объекты права собственности.
Защита права собственности. Понятие наследования; его
виды; завещание, наследники. Страхование; его виды;
договор страхования. Сделка и договор. Участники
(стороны)
договора.
Обеспечение
исполнения
обязательств. Внедоговорные обязательства. Виды
договоров; договоры купли-продажи, дарения, займа,
аренды. Правила заключения договоров.

37

Налоговое право

Семейное право

Трудовое право

Административное право

История:
Гражданский
кодекс
Наполеона.
Национализация и приватизация в России
Экономика: предпринимательство: сущность, функции в
обществе, виды предпринимательства. Экономическая
свобода.
Многообразие
форм
предприятий.
Собственность, ее экономическое содержание. Общая
характеристика сферы производства и сферы услуг.
Виды национализации. Формы участия государства в
экономике. Страхование и страховые услуги. Роль и
значение договорного права и исполнения обязательств в
рыночном механизме.
Обществознание: Понятие налогов. Значение налогов
для государства. Налоговое право. Участники налоговых
правоотношений. Виды налогов. Налоги федеральные,
региональные и местные. Налоги прямые и косвенные.
Налоги
с
физических
и
юридических
лиц.
Административная,
дисциплинарная
и
уголовная
ответственность за уклонение от уплаты налогов.
История: роль налогов в жизни общества и государства в
историческом прошлом и настоящем.
Экономика: роль налогов в хозяйственной деятельности
государства. Налоги прямые и косвенные, федеральные,
региональные и местные, с физических и юридических
лиц. Акцизы; налог на добавленную стоимость; налог на
прибыль; налоговые льготы.
Обществознание: нравственные основы брака, семьи.
Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг
мужчины и женщины в семье. Семья и право. Семейный
кодекс РФ. Семейное право. Правовые основы семейной
жизни. Права и обязанности родителей. Права и
обязанности детей.
История: развитие семейных отношений в России: от
«Домостроя » до Семейного кодекса РФ.
Литература: отражение семейных отношений в
произведениях российских писателей.
Обществознание: трудовые правоотношения. Трудовое
право. Рынок рабочей силы. Безработица. Занятость.
Экономически активное население. Государственная
служба занятости. Заработная плата. Прожиточный
минимум. Социальная защита населения. Социальное
страхование; коллективный договор; трудовой договор.
Экономика: труд и рынок труда. Экономически активное
население. Безработица, ее виды. Заработная плата;
системы оплатытруда; МРОТ, прожиточный ми нимум.
История: роль труда в процессе
превращения
первобытного человека в человека разумного современного вида.
Обществознание:
административное
правовое
регулирование. Административная ответственность.
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях. Признаки и виды административных
правонарушений. Административные наказания, их виды.

38

Уголовное право

Основы судопроизводства

Подведомственность дел об административных
правонарушениях.
История: Табель о рангах
Обществознание: место правоохранительных отраслей в
системе российского права. Преступление и наказание.
Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Понятие
преступления. Неоднократность преступлений;
рецидив преступлений; совокупность преступлений;
состав преступления. Виды преступлений: против
личности; в сфере экономики и др. Компьютерные
преступления. Наказания за преступления. Виды уголовных наказаний. Уголовная ответственность. Уголовная
ответственность несовершеннолетних
История: Судебники 1497 и 1550 гг. Судебная реформа
1864 г. Судебная реформа в РФ.
Литература: Ф. М. Достоевский «Преступление и
наказание»; Л. Н. Толстой «Воскресение»
Обществознание: Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Уголовно-процессуальное право, его стадии, участники и
принципы, приговор. Гражданско-правовые споры.
Гражданское
процессуальное
право.
Судебное
разбирательство, его стадии, гражданский иск.

Примерная тематика исследовательских работ
1. Российская Федерация – правовое и социальное государство.
2. Понятие гражданского общества и его основные институты.
3. Пробелы в конституционном законодательстве РФ
4. Акты официального толкования в РФ
5. Правовые акты в РФ: понятие и виды
6. Государственный суверенитет: понятие, признаки, механизм обеспечения в РФ
7. Нормативно-правовой акт как основной источник права в РФ
8. Нетрадиционные источники права в системе источников права в РФ
9. Референдум — институт народовластия в Российской Федерации.
10. Референдум Российской Федерации.
11. Референдум субъекта Российской Федерации.
12. Местный референдум.
13. Конституционное Собрание: предназначение, дискуссии о природе, составе,
организации работы.
14. Противодействие коррупции.
15. Муниципальные модели: сравнительно-правовой анализ РФ и зарубежных стран
16. "Праймериз": понятие, сущность, зарубежный опыт и практика применения
политическими партиями РФ.
17. Вето Президента РФ и его роль в законодательном процессе.
18. Конституционно-правовые основы положения иностранных граждан в Российской
Федерации.
19. Конституционно-правовые основы статуса беженцев в Российской Федерации
20. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской
Федерации.
21. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации.
22. Петиции и народные правотворческие инициативы как институты непосредственной
демократии.

39

Интернет-ресурсы
▪ Верховный Суд РФ (официальный сайт) — http://www.supcourt.ru
▪ Все о праве. Компас в мире юриспруденции — http://www.allpravo.ru
▪ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (официальный
сайт) — http://www.duma.gov.ru
▪ Информационно-аналитический портал «Наследие» —http://www.nasledie.ru
▪ Информационно-правовые ресурсы для детей — http://cdb-murmansk.ru/informatsionnopravovyie-resursyi-dlyadetey
▪ Конституционный Суд РФ — http://www.ksrf.ru
▪ Конституция РФ с комментариями — http://constrf.ru
▪ Международная Школа Прав Человека и Гражданских Действий — http://inthrschool.org
▪ Московская олимпиада школьников по праву — http://moslaw.olimpiada.ru
▪ Московская Открытая Школа Прав Человека при Сахаровском Центре —
http://www.sakharov-center.ru/projects/240.html
▪ Научная электронная библиотека elibrary.ru — http://elibrary.ru/defaultx.asp
▪ Организация Объединенных Наций в Российской Федерации — http://www.unrussia.ru
▪ Организация Объединенных Наций: официальный сайт —ttp://www.un.org/ru/index.html
▪ Открытая правовая школа при факультете права НИУ ВШЭ — http://openschool.hse.ru/school
▪ Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации —
http://www.gov.ru
▪ Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система
правовой информации — http://pravo.gov.ru
▪ Правительство Российской Федерации — http://government.ru
▪ Право.Ру — http://pravo.ru
▪ Президент Российской Федерации (официальный сайт) —http://www.kremlin.ru
▪ РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации) — http://rapsinews.ru
▪ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (официальный сайт)
— http://www.council.gov.ru
▪ Соционет: информационное пространство по общественным наукам —
http://window.edu.ru/resource/305/6305
▪ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (официальный сайт) —
http://ombudsmanrf.org
▪ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
(официальный сайт) — http://www.rfdeti.ru
▪ Юридическая Россия (правовой портал) — http://www.law.edu.ru
Электронные библиотеки по праву, юриспруденции
▪ AllDocs.ru — http://www.alldocs.ru — коллекция электронных документов (законы,
кодексы, статьи, деловая, юридическая литература и др.).
▪ Eup.ru — http://pravo.eup.ru — бесплатная электронная юридическая библиотека
(монографии, диссертации, книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций,
рефераты, учебники).
▪ Jourclub.ru — http://www.jourclub.ru — бесплатная библиотека, содержащая каталог
статей и учебных пособий.
▪ Saeculum Novum — http://law-library.narod.ru — полнотекстовые электронные версии
юридических журналов, размещенные самими правообладателями на общедоступных интернет-ресурсах.
▪ Банк данных на сайте Конституционного Суда РФ — http://lib.ksrf.ru — библиотека
копий официальных публикаций правовых актов на сайте Конституционного Суда РФ.

40

▪ Библиотека юридических редкостей — http://www.oldlawbook.narod.ru — старые книги
по праву.
▪ Библиотека юридической литературы (по истории законодательства) —
http://www.yurkonsultacia.ru/zakonodatelstvo/istoria.html
▪ Большая юридическая библиотека — http://www.ur-library.info
▪ Исторические источники на русском языке на сайте исторического факультета МГУ —
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
▪ Электронная бесплатная юридическая библиотека ЮРИСТ-ЛИБ — http://www.juristlib.ru
▪ Правовая библиотека ЮНИСТРАЛ — http://www.uncitral.
org/uncitral/ru/publications.html — специализированная библиотека по торговому праву
Организации Объединенных Наций.
▪ Юридическая научная библиотека издательства «СПАРК» —http://www.lawlibrary.ru

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».