РП_ЭКОНОМИКА_СОО

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
•
•
•

•
•

Закон РФ от 29.12.2012 №273 "Об образовании"
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009),
утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03
марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ
(Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Экономическое образование на ступени 10-11 классов способствует
формированию у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений
о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание профильного курса по экономике представляет комплекс знаний по
экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает
общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и
государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
основные концепции экономики; микроэкономика; макроэкономика и международная
экономика; прикладная экономика.
Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые
компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по
отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономи ки
фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими
разделами обществознания, курсами математики, истории, географии и др. В рамках курса
«Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание»,
«Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных
представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика:
умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий
образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий
на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование
природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории,
природопользование и др.
Изучение курса направлено на реализацию деятельностного и экономически
оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных
профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей
работы в экономической сфере.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа по экономике для обучающихся 10 классов составлена в соответствии
с ФГОСсреднего общего образования на основе примерной программы: С.И. Иванов,

М.А. Скляр. «Экономика. Основы экономической теории». Программа для 10-11 классов
(профильный уровень).
Рабочая программа предназначена для учащихся, занимающихся по программе
углублённого курса экономики. Программа конкретизирует содержание тем
образовательного стандарта, распределяет учебные часы по темам курса, определяет
минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Курс экономики входит в предметную область «Общественные науки». На
изучение курса экономики на профильном уровне отводится 140 часов: по 70 часов в 10-м
и 11-м классах
Цель изучения курса заключается в формировании экономического образа
мышления и систематического представления об основах хозяйственной деятельности,
развития и функционирования институтов рыночной экономики.
Основными задачами курса являются:
• развивать гражданское образование, экономический образ мышления; потребность в
получении экономических знаний и интерес к изучению экономических дисциплин;
способность к личному самоопределению и самореализации;
• воспитывать ответственность за экономические решения; уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
• способствовать освоению системы знаний об экономической деятельности фирм и
государства, об экономике России для последующего изучения экономических
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования;
• способствовать овладению умениями получать и критически осмысливать
экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки
зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и
государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с
применением элементов научного анализа;
• формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных
экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве
наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
2

потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
3

–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;

4

–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
5

–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на профильном уровне среднего
общего образования выпускник научится:
Основные концепции экономики
– Определять границы применимости методов экономической теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика
– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и
покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и
предложения;
– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и
предложение;
– приводить примеры товаров Гиффена;
6

–
–

объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых
форм;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики
государства;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– сравнивать виды ценных бумаг;
– анализировать страховые услуги;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– приводить примеры эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических
моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины
денежной массы;
– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
– приводить примеры, как банки делают деньги;
– приводить примеры различных видов инфляции;
– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
– приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
7

–
–

Объяснять назначение международной торговли;
анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном
уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
– различать виды международных расчетов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии
общества;
– объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую
из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках
различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе
собственные заключения и оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации;
– использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– применять теоретические знания по микроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
8

–

создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических
ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
– Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по
макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания
устойчивого экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских
проектов,
нацеленных
на
решение
разнообразных
макроэкономических задач;
– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической
точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и
современной ситуации в экономике России;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических
ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от
второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников;
– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
– Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы
по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
– оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и
мировой экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;
9

–

решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по
данному учебному предмету;
– использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;
– владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли
государства в современном мире.
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение планируемых
результатов:
самостоятельная работа с учебником; решений текстовых задач;
выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала;
анализ графиков, таблиц, схем; анализ проблемных ситуаций; выполнение работ
практикума; групповая работа; работа над индивидуальным проектом.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить
необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем
больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки
поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше
осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Творческая деятельность
является необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым
человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые,
неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов
деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в
различных сферах. Обучающийся должен выступать активным участником процесса
обучения, а не пассивным статистом.
Одним из методов, повышающих творческую
активность учащихся, является проектная деятельность.
Перечень примерных тем для проектной и учебно-исследовательской
деятельности учащихся:
1. Автокредитование как форма повышения благосостояния населения.
2. Анализ занятости молодёжи на рынке труда.
3. Банкротство предприятий в регионе: причины возникновения и последствия.
4. Влияние загрязнения окружающей среды на социально-экономическое
развитие региона
5. Влияние зарубежных инвестиций на экономическое положение региона.
6. Заработная плата в конвертах.
7. Информационные технологии в современной экономике.
8. Креативный подход к бизнесу.
9. Проблемы малого и среднего бизнеса в регионе.
10. Проблемы трудоустройства подростков на рынке труда.
11. Развитие сельского хозяйства в регионе.
12. Состояние и проблемы развития розничной торговли в регионе.
13. Рекламная загруженность населения: степень влияния.
14. Продвижение идеи за счет привлекательности бренда.
15. Основные тенденции формирования и развития туристского бизнеса в
регионе.
16. Предпринимательская деятельность в регионе: состояние и проблемы
развития.
17. Социально-экономические последствия инфляции.
10

18. Престижность профессии: настоящее и будущее
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предмет и метод экономической науки. Основные понятия курса: Основные
понятия курса. Основные методы исследований в экономике. Экономика как наука и
хозяйство. Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки
Предмет экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Потребности и блага.
Факторы производства. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.
Свободные и экономические блага. Факторы производства: труд, капитал, земля,
предпринимательство, информация. Доходы, создаваемые факторами производства.
Ограниченность ресурсов и цена выбора. Значение эффективности использования
ресурсов для развития экономики. Кривая производственных возможностей. Цена выбора
и альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Оптимальное
сочетание производства средств производства и потребительских товаров.
Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика. Главные вопросы
экономики. Экономические системы. Способы решения фундаментальных проблем
функционирования и развития экономики и типы экономических систем. Общая
характеристика основных экономических систем. Сущность командной экономики.
Основные принципы командной экономики: государственная собственность,
централизованное распределение ресурсов. Планирование экономики. Внутренняя
противоречивость системы планового управления экономикой. Кризис и крушение
административно-плановой системы. Зарождение и развитие рыночной экономики.
Разделение труда, возможность и необходимость обмена, частная собственность на
производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы.
Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Смешанная экономика как
экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством. Пределы
вмешательства государства в экономику. Необходимость государственного регулирования
рыночной экономики. Положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие
функционирования рынка (выгоды и издержки «третьих лиц»). Общественные блага и
необходимость их производства, неравенство в распределении доходов, безработица и
другие негативные явления рыночной системы
Спрос, предложение и рыночное равновесие. Спрос. Определение спроса.
Величина спроса. Зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Закон спроса.
Обоснование достоверности закона спроса: ценовой барьер, эффект дохода, эффект
замещения. Факторы, влияющие на спрос. Предложение товара. Величина предложения.
3ависимость величины предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на
величину предложения: Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции. Рыночное равновесие. Условие совершенной конкуренции. Равновесная
цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функция цены. Реакция рынка на
изменение спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.
«Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара.
Государственная политика цен и рыночное равновесие.
Эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса. Понятия
эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного
товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на
данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в
долгосрочном периоде. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности
спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент. Ценовая
эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения
11

в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую
эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов
производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного
хранения запасов готовой продукции. Практическое значение теории эластичности.
Осуществление ценовой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория
эластичности и налоговая политика государства. Определение ставок - товарных налогов
в зависимости от ценовой эластичности спроса. Распределение налогов при эластичном и
неэластичном спросе.
Поведение потребителя. Предпосылки теории поведения потребителя.
Суверенитет потребителя, рациональность поведения, ограниченность доходов при
заданных ценах. Потребительское поведение. Рассмотрение потребительского поведения с
позиций количественного (кардиналистского) подхода и с позиции порядкового
(ординалистского) подхода. Теория предельной полезности как основа изучения
поведения потребителей. Общая предельная полезность благ. Закон убывающей
предельной полезности как основа закона спроса. Правило максимизации полезности.
Оптимальный выбор потребителя. Равенство отношения между предельными
полезностями приобретаемых товаров и отношениями между их ценами. Состояние
равновесия потребителя. Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых
безразличия. Кривые безразличия абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно
взаимодополняемых товаров. Бюджетное ограничение и положение потребительского
равновесия. Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия.
Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.
Фирма. Производство и издержки. Фирма – коммерческая организация. Причины
возникновения фирм. Фирма как юридическое лицо: обособление имущества;
ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество,
осуществлять имущественные права и нести обязанности; самостоятельный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и ответчиком в суде. Общий продукт
фирмы. Средний продукт фактора производства (производительность труда,
капиталоотдача). Предельный продукт. Закон убывающей эффективности. Бухгалтерские
и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль экономические.
Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие издержки
фирмы. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Средние издержки.
Динамика общих, средних и переменных издержек. Оптимальный размер фирмы. Эффект
масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный. Минимально
эффективный размер предприятия. Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль
малого бизнеса в экономике.
Конкуренция и рыночные структуры. Конкуренция как свойство рыночной
экономики. Конкуренция как свойство рыночной экономики. Типы рыночных структур.
Критерии определения типа рыночных структур: количество фирм на рынке данного
товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути
вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической
информации. Совершенная конкуренция. Экономические границы целесообразности
выпуска продукции конкурентной фирмой. Общий, средний и предельный доход
(выручка) фирмы. Цена и предельный доход фирмы в условиях совершенной
конкуренции. Оптимальный выпуск продукции и состояние равновесия конкурентной
фирмы в краткосрочном периоде. Соотношение цены и средних издержек. Монополия.
Естественная монополия. Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на
монополистический рынок фирм-конкурентов. Оптимальный выпуск продукции фирмоймонополистом и условие максимизации прибыли. Ценовая дискриминация.
Экономические и социальные последствия монополизации и государственная
антимонопольная политика. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость.
Рыночное поведение фирм в условиях олигополии. Картель, лидерство в ценах и
неценовая
конкуренция.
Монополистическая
конкуренция.
Производство
12

взаимозаменяемых товаров и услуг большим числом фирм, действующих в отрасли.
Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирм в условиях монополистической
конкуренции. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей.
Рынки факторов производства и распределение доходов. Особенности рынков
факторов производства. Рынки факторов производства и рынки услуг факторов
производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг
предпринимательской деятельности; рента как цена за пользование землей; процент как
цена за пользование капиталом. Спрос на факторы производства как производный спрос.
Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка. Определение размеров спроса на
труд со стороны фирмы. Дифференциация величины ставок заработной платы.
Индивидуальное и рыночное предложение труда. Рынок землепользования и земельная
рента. Экономическая рента и земельная рента. Капитал и процент. Реальный капитал и
его структура. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Денежный капитал.
Процент. Ставка процента. Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование.
Текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования. Условие
целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства.
Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор
производства. Земля как вид капитала (капитального блага). Цена земли и процентная
ставка, влияние процентной ставки на цену земли
Прикладная экономика: Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и
предпринимателя.
Виды
предпринимательства.
Эволюция
взглядов
на
предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. Характеристика
предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Юридические лица.
Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу.
Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные
предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес.
Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура и принципы
менеджмента. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и
контроль. Понятие маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка.
Жизненный цикл товара. Реклама. Стимулирование сбыта. Финансы и финансовые
институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и
внешние. Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и
муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций. Фондовый
рынок. Защита интересов вкладчиков. Паевые (взаимные) фонды. Сущность страхования.
Формы и виды страхования. Страховые услуги.
Деньги и банковская система. Деньги, функции денег. Товарные, кредитные
деньги демонетизация денег, депозит, наличные и безналичные деньги, ликвидность
денег, денежные агрегаты. Коммерческие банки, Центральный банк: пассивы, активы,
уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное
кредитование, баланс, норма резервов.
Валовой внутренний продукт и национальный доход.
Конечные товары и
услуги, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, валовой национальный
продукт. Метод суммирования потока затрат, торговый баланс страны, метод
суммирования потока доходов, косвенные налоги. Чистый национальный продукт,
национальный доход, процент, дивиденд, распределение национального дохода,
государственный бюджет, совокупный личный доход. Номинальный и реальный ВВП,
реальный ВВП на душу населения, индекс дефлятор ВВП.
Доход, потребление, сбережение.
Доход и его виды: факторные доходы,
трансферты; валовой, располагаемый, реальный доход. Автономное потребление,
индуцированное потребление, предельная склонность к потреблению и сбережению.
Автономные, индуцированные инвестиции, автономные затраты, индуцированные
сбережения, государственные затраты и равновесие.
13

Экономический цикл, занятость и безработица. Фазы экономического цикла,
продолжительность цикла, потенциальный (естественный) уровень ВВП. Трудоспособное
население, рабочая сила, занятые, безработные, норма безработицы. Явная, скрытая
безработица, циклическая, фрикционная, структурная безработица, естественный уровень
безработицы, полная занятость. Закон Оукена. Экономические и социальные последствия
безработицы. Государственная политика занятости.
Инфляция. Инфляция, дефляция, дезинфляция, дефлятор ВВП, норма инфляции,
индекс цен. Избыточный спрос, денежные издержки, инфляционные ожидания.
Нормальная инфляция, гиперинфляция, стагфляция, галопирующая, умеренная инфляция,
инфляционные ожидания. Экономические и социальные последствия инфляции.
Антиинфляционная политика государства.
Экономический рост. Экономический рост, фактический и потенциальный ВВП.
Абсолютный прирост ВВП, темп прироста ВВП. Производственная функция, свойства
экономического
роста,
сбалансированный
рост,
совокупная
факторная
производительность. Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Теория длинных
циклов, повышательная и понижательная волна длинного цикла, длинные циклы,
особенности циклов, четыре длинных цикла.
Экономика и государство.
Государственная политика по стабилизации
экономического развития. Прямые и косвенные налоги, дискреционная политика,
бюджетный дефицит, дефицитный бюджет финансирования, сальдо бюджета.
Регулирование деятельности коммерческих банков, резервные нормы коммерческих
банков операции на открытом рынке, регулирование учетной ставки, дезинфляция,
политика «дешевых» и «дорогих» денег. Налоговая политика, государственное
финансирование, бюджетный дефицит, кривая Лаффера, задачи политики стимулирования
экономического роста. Государственный долг, причины роста государственного долга:
военные расходы, циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП.
Международные экономические отношения. Международная торговля и
валютный рынок. Мировое хозяйство, международное разделение труда, экспортная и
импортная доля, интернационализация производства, группы стран в ВВП.
Меркантилизм, принцип абсолютного преимущества, принцип сравнительного
преимущества, индекс условий торговли, бартер, клиринговые, офсетные соглашения,
фьючерсные сделки на реальный товар, хеджирование. «Фритредерство», таможенные
пошлины, демпинг. Валютный рынок, курс, операция, прямая и косвенная котировка,
монетарный подход, валютная, дисконтная и девизная политика, фиксированный курс,
валютные интервенции, девальвация и ревальвация валюты, свободно плавающие курсы,
валютные ограничения, золотомонетный стандарт, конвертируемость валюты. Прямые
зарубежные капиталовложения, портфельные инвестиции, транснациональные компании
(ТНК), свободные экономические зоны Международная экономическая интеграция, зона
свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
Международные экономические организации.
Воспитательный потенциал. Воспитание российской гражданской идентичности,
патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уверенности в его будущем. Выработка гражданской
позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского
общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою
ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное
развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте
прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и
враждебным явлениям в общественной жизни.
14

Межпредметные связи в преподавании экономики
Экономика – предмет прикладного характера, и учащимся необходимо, в первую очередь,
овладеть практическими умениями и навыками. Наряду с этим предполагается изучение и
осмысление основных экономических процессов, явлений, законов и закономерностей.
Подчас абстрактная теория довольно сложна для понимания, поэтому для описания и для
конкретизации ведущих экономических понятий и концепций приходится привлекать
знания учащихся об аналогичных процессах и явлениях, изучаемых в курсах физики,
химии, биологии, географии, истории и других предметов.
Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход
в обучении и воспитании. При этом учитываются основные принципы современного
образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции,
принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип
развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).
Экономика и предметы гуманитарно-эстетического цикла:
История
Интеграция экономики и истории используется на чаще всего, поскольку все
экономические процессы и явления происходят в определенные исторические периоды.
Это прекрасная возможность показать как вертикальные, так и горизонтальные связи в
изучаемом материале. Вертикальные связи позволяют проследить развитие какого-либо
процесса во времени (например, “История налогообложения на Руси и в России”, “Этапы
формирования валютной системы”, “Исторические формы денег” и др.).
Горизонтальные связи – это анализ какого-либо процесса или явления в пространстве
(например, “Отечественные и зарубежные совместные предприятия”, “Фондовая биржа в
России и за рубежом”, “Абсолютные и сравнительные преимущества стран в
международной торговле” и т.п.) Кроме того, учащиеся могут видеть все многообразие
сходных экономических явлений (например, различные типы экономических систем,
формы организации бизнеса и т.п.).
Обществознание (правоведение, социология, политология)
Интеграция этих предметов проявляется в следующем:
• изучение (в курсе экономики) важнейших законодательных актов, которые
определяют права и обязанности экономических субъектов (налоговое
законодательство, Закон о защите прав потребителей и т.п.);
• анализ политических ситуаций, имевших место в те или иные периоды в разных
странах; оценка их влияния на экономическую жизнь стран (индустриализация,
Великая депрессия и пр.);
• анализ основных тенденций в развитии современного общества (например,
глобализация мировой экономики).
Этика и психология
Одной из целей школьного экономического образования является воспитание
экономической культуры учащихся, их знакомство с цивилизованными нормами
поведения и усвоение этих норм. В связи с этим необходимо затрагивать на уроках
экономики морально-нравственные проблемы. При изучении курса можно провести урок
“Этика предпринимательства”, целиком посвященный данной проблеме.
Языкознание
Синтез экономики и языкознания происходит практически на каждом уроке. При
первоначальном знакомстве с новыми экономическими понятиями обязательно дается
15

их этимология. В ряде случаев в ходе эвристической беседы совместно с учениками
отыскиваются слова, имеющие тот же самый корень и смысловое значение. Например,
при изучении первых экономических теорий учащиеся с помощью учителя выясняют
значение однокоренных слов для понятий “меркантилизм” (меркантильный, коммерция,
Меркурий, супермаркет, маркетинг, ярмарка) и “физиократия” (физика, физиология,
физкультура).
Еще один способ интеграции экономики и языкознания – это проведение лингвистических
игр по экономической тематике. Здесь возможны самые разные варианты заданий:
• решить или составить кроссворд;
• отгадать или придумать загадку с экономическим содержанием;
• вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются те или иные
экономические понятия (например, “труд”, “деньги”, “богатство” и т.д.);
• составить перечень товаров, расположив их названия в алфавитном порядке;
• вставить в текст нужные пропущенные слова;
• найти ошибки в тексте и исправить их;
• исключить одно слово, которое является лишним среди остальных, и объяснить
свой выбор;
• найти соответствия между понятиями и определениями;
• составить слова из заданных букв или набора слогов.
Целесообразно обращаться к страноведческим знаниям, полученным учащимися на
уроках иностранного языка. Обучающиеся знакомы с особенностями экономического
развития стран Западной Европы и США и обычно принимают активное участие в беседах
и лекциях при изучении таких тем, как “Потребитель в экономике”, “Производство и
маркетинг”, “Труд и трудовые отношения”, “Деньги”, “Мировая экономика”.
Литература
Литература предоставляет большие возможности для использования ее на уроках
экономики. Работа может вестись по самым разным направлениям.
1. Учитель может найти в литературе много примеров, иллюстрирующих те или иные
экономические процессы и явления.
2. На примере литературных героев можно создавать модели развития тех или иных
процессов.
3. В ряде произведений можно найти очень интересные задачи с экономическим
содержанием.
Практика показывает, что может использоваться любая литература (в зависимости от
степени начитанности самого учителя и познавательного интереса учащихся). Из
отечественных произведений при изучении микроэкономики лучше всего брать русскую
классику XIX века, а также повести и романы советских писателей. Для иллюстрации
макроэкономических проблем хорошо подходят произведения зарубежных авторов.
Помимо прозы, на уроках экономики большим успехом пользуется и поэзия, но подобрать
нужные стихи бывает гораздо сложнее.
Экономика и предметы естественно-научного цикла:
География
Экономика современного общества сложна и разнообразна, и это разнообразие напрямую
зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной
структуры региона. В основе многих экономических проблем современного общества
лежат географические закономерности. С другой стороны, в любом курсе географии
всегда содержатся вопросы, связанные с экономикой. Особо следует отметить курс
“Экономической географии”. Фактически и в курсе географии, и в курсе
экономики изучаются одни и те же явления и процессы с учетом специфика каждого
предмета. Осуществляется отработка таких понятий, как специализация, кооперация,
структура трудовых ресурсов, занятость и безработица, ресурсы и факторы производства,
16

типология рынков, структура хозяйства страны, структура
производственная и непроизводственная сферы и многих других.

внешней

торговли,

При изучении тем “Что такое рынок” и “Типы экономических систем” учащиеся
знакомятся с понятийным аппаратом, структурой и функционированием рынка, и это
знание обязательно должно опираться на конкретные, практические примеры из курса
географии;
причем,
желательно
привлекать
и
местный
материал.
Как
правило, географические закономерности хорошо проявляются на макроэкономическом
уровне (например, при изучении тем “Экономический рост”, “Традиционная
экономическая система”).
Биология и экология
Межпредметные связи с курсом биологии могут использоваться при изучении разделов,
относящихся как к макроэкономике (например, физиологические потребности человека,
работоспособность), так и к макроэкономике (равновесие в экосистеме и т.д.). Кроме того,
при изучении тем “Предпринимательство” и “Производство” желательно обратить
внимание учащихся на аналогичные явления, имеющие место как в растительном, так и
в животном мире.
Экологические проблемы затрагиваются в таких темах, как “Производство”, “Роль
правительства в экономике”, “Социальная экономика”, а также на повторительнообобщающем уроке “Основные экономические законы и закономерности”. При
обсуждении данной проблемы целесообразно использовать краеведческий материал.
Математика
Школьный курс экономики предполагает не только изучение экономической теории, но и
решение экономических задач. Это является главной причиной широкого применения
0математики на уроках экономики. Здесь возможны различные формы работы.
Во-первых, решение задач с использованием конкретных формул (производительности
труда, начисления простых и сложных процентов, платы за кредит, учетной ставки,
уравнения Фишера, депозитного мультипликатора и т.п.). Задачи могут быть
разноуровневыми.
Во-вторых, построение и анализ графиков самых разнообразных типов. Чаще всего ребята
строят графики в виде полигонов (кривых) – например, кривая производственных
возможностей, графики спроса и предложения, кривая Лоренца, кривая Лаффера, графики
совокупного спроса и предложения и т.д. При анализе табличного материала для его
большей наглядности целесообразно строить столбиковые или круговые диаграммы.
В-третьих, для выявления тенденций развития того или иного явления в курсе
макроэкономики использую индексный метод. Например, рассчитать темпы роста
инфляции, ВВП на душу населения, экономического роста и т.п. Разновидностью этого
же типа задач является вычисление банковских процентов и дисконтирование.
Информатика
Учитывая процесс информатизации и компьютеризации современного общества,
межпредметные связи экономики и информатики приобретают первостепенную важность.
Здесь возможны следующие направления работы:
•
обработка при помощи ЭВМ статистического материала, построение и анализ
таблиц, диаграмм, графиков;
•
решение экономических задач, выполнение тестовых заданий;
•
использование баз данных для поиска информации справочного характера;
•
проведение игр с использованием компьютерных технологий, например по
основам финансовой грамотности
Физика и химия
17

Владение физическими понятиями помогает учащимся лучше усвоить сходные
экономические процессы (динамика цен, рыночное равновесие, колебания (циклы или
волны деловой активности и т.д.).
Физические явления могут выступать как модели для объяснения некоторых
экономических процессов. Например, деятельность совершенных рынков труда
аналогична сообщающимся сосудам.
Знание свойств отдельных элементов помогает лучше понять причины их использования.
Например, при изучении темы “Возникновение и сущность денег” учащиеся могут
вспомнить те физические и химические свойства золота и серебра, которые позволили
этим драгоценным металлам стать всеобщим эквивалентом для обмена – деньгами.
Экономика и предметы образовательной области “Технология”:
Обслуживающий и технический труд
Межпредметные связи выявляются при изучении таких тем, как “Что такое экономика”
(потребности, производственные возможности), “Потребитель в экономике” (услуги,
домашнее производство), “Производство (производительность, качество труда, техника
безопасности), “Труд и трудовые отношения” (особенности трудовой деятельности),
“Домашнее производство”. Эти межпредметные связи носят чисто прикладной характер,
так как они призваны помочь ребятам усовершенствовать процесс собственной трудовой
деятельности в разных сферах жизни.
Таким образом, представленные выше межпредметные связи позволяют успешно работать
над формированием экономического мышления учащихся, воспитанием их
экономической культуры и выработкой навыков грамотного экономического поведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Тема
Предмет и метод
экономической науки.
Основные понятия курса.

Количество
часов
7

Планируемые результаты
Выпускник научится: Определять границы
применимости методов экономической
теории; анализировать проблему
альтернативной стоимости; объяснять
проблему ограниченности экономических
ресурсов; представлять в виде инфографики
кривую производственных возможностей и
характеризовать ее; иллюстрировать
примерами факторы производства;
различать абсолютные и сравнительные
преимущества в издержках производства.
Выпускник получит возможность
научиться: Критически осмысливать
актуальную экономическую информацию,
поступающую из разных источников, и
формулировать на этой основе собственные
заключения и оценочные суждения;
18

Рыночная система
хозяйствования. Смешанная
экономика.

7

Спрос, предложение и
рыночное равновесие.

6

анализировать события общественной и
политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники
информации; владеть приемами работы с
аналитической экономической
информацией; оценивать происходящие
события и поведение людей с
экономической точки зрения; использовать
приобретенные знания для решения
практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать экономическую информацию
по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Выпускник научится: характеризовать типы
экономических систем;
Выпускник получит возможность
научиться: применять полученные
теоретические и практические знания для
определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого
поведения; оценивать и принимать
ответственность за рациональные решения
и их возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;
критически осмысливать актуальную
экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных
источников, и формулировать на этой
основе собственные заключения и
оценочные суждения.
Выпускник научится: объяснять на
примерах и представлять в виде
инфографики законы спроса и
предложения; определять значимость и
классифицировать условия, влияющие на
спрос и предложение;
Выпускник получит возможность
научиться: применять полученные
теоретические и практические знания для
определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого
поведения; оценивать и принимать
ответственность за рациональные решения
и их возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;
критически осмысливать актуальную
экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных
источников, и формулировать на этой
19

Эластичность спроса и
предложения.

6

Промежуточный
мониторинг
Поведение потребителя.

2

Фирма. Производство и
издержки.

10

8

основе собственные заключения и
оценочные суждения.
Выпускник научится: приводить примеры
товаров Гиффена; объяснять на примерах
эластичность спроса и предложения;
Выпускник получит возможность
научиться: создавать алгоритмы для
совершенствования собственной
познавательной деятельности творческого и
поисково-исследовательского характера;
решать с опорой на полученные знания
практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации; грамотно
применять полученные знания для
исполнения типичных экономических
ролей: в качестве потребителя, члена семьи
и гражданина
Выпускник научится: анализировать
структуру бюджета собственной семьи;
строить личный финансовый план;
анализировать ситуацию на реальных
рынках с точки зрения продавцов и
покупателей; принимать рациональные
решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов;
анализировать собственное
потребительское поведение;
Выпускник получит возможность
научиться: применять полученные
теоретические и практические знания для
определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого
поведения; оценивать и принимать
ответственность за рациональные решения
и их возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;
критически осмысливать актуальную
экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных
источников, и формулировать на этой
основе собственные заключения и
оценочные суждения.
Выпускник научится: различать и
представлять посредством инфографики
виды издержек производства;
анализировать издержки, выручку и
прибыль фирмы;
Выпускник получит возможность
научиться: создавать алгоритмы для
совершенствования собственной
познавательной деятельности творческого и
20

Конкуренция и рыночные
структуры.

8

Рынки факторов
производства и
распределение доходов.

8

Прикладная экономика.

6

поисково-исследовательского характера;
решать с опорой на полученные знания
практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации; грамотно
применять полученные знания для
исполнения типичных экономических
ролей: в качестве потребителя, члена семьи
и гражданина.
Выпускник научится: сравнивать рынки с
интенсивной и несовершенной
конкуренцией; называть цели
антимонопольной политики государства.
Выпускник получит возможность
научиться: создавать алгоритмы для
совершенствования собственной
познавательной деятельности творческого и
поисково-исследовательского характера;
решать с опорой на полученные знания
практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации; грамотно
применять полученные знания для
исполнения типичных экономических
ролей: в качестве потребителя, члена семьи
и гражданина.
Выпускник научится: объяснять
взаимосвязь факторов производства и
факторов дохода.
Выпускник
получит
возможность
научиться:
Критически
осмысливать
актуальную экономическую информацию,
поступающую из разных источников, и
формулировать на этой основе собственные
заключения и оценочные суждения;
анализировать события общественной и
политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники
информации; владеть приемами работы с
аналитической
экономической
информацией; оценивать происходящие
события
и
поведение
людей
с
экономической точки зрения; использовать
приобретенные знания для решения
практических
задач,
основанных
на
ситуациях,
связанных
с
описанием
состояния
российской
экономики;
анализировать экономическую информацию
по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Выпускник научится: объяснять и отличать
организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности;
21

приводить примеры российских
предприятий разных организационноправовых форм; определять практическое
назначение основных функций
менеджмента; определять место маркетинга
в деятельности организации; приводить
примеры эффективной рекламы; сравнивать
виды ценных бумаг
Выпускник получит возможность
научиться: использовать приобретенные
ключевые компетенции по микроэкономике
для самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;
применять теоретические знания по
микроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
Итоговый мониторинг

2
Итого 70

Тема
Вводное повторение
Деньги и банковская
система.

Валовой внутренний
продукт и национальный
доход.

11 класс
Количество Планируемые результаты
часов
2
6
Выпускник научится: приводить примеры
экономической функции денег в реальной
жизни; различать сферы применения
различных форм денег; определять
денежные агрегаты и факторы, влияющие
на формирование величины денежной
массы; объяснять взаимосвязь основных
элементов банковской системы; приводить
примеры, как банки делают деньги;
Выпускник получит возможность
научиться: объективно оценивать и
анализировать экономическую информацию
по макроэкономике, критически относиться
к псевдонаучной информации; владеть
способностью анализировать денежнокредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую государством для
стабилизации экономики и поддержания
устойчивого экономического роста
6
Выпускник научится: приводить примеры
сфер применения показателя ВВП;
Выпускник получит возможность
научиться: аргументировать собственную
точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социальноэкономической политики государства;
использовать приобретенные знания для
решения практических задач, основанных
на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской и других экономик;
22

Доход, потребление,
сбережение.

4

Экономический цикл,
занятость и безработица

7

Промежуточный
мониторинг
Инфляция.

2

Экономический рост.

8

8

Выпускник научится: объяснять
взаимосвязь факторов производства и
факторов дохода.
Выпускник получит возможность
научиться: грамотно применять
полученные знания для исполнения
типичных экономических ролей: в качестве
гражданина и налогоплательщика; отделять
основную экономическую информацию по
макроэкономике от второстепенной,
критически оценивать достоверность
полученной информации из
неадаптированных источников;
Выпускник научится: различать виды
безработицы;
находить
в
реальных
условиях
причины
и
последствия
безработицы; определять целесообразность
мер
государственной
политики
для
снижения уровня безработицы;
Выпускник получит возможность
научиться: осознавать значение
теоретических знаний по макроэкономике
для практической деятельности и
повседневной жизни; оценивать
происходящие мировые события и
поведение людей с экономической точки
зрения; использовать приобретенные знания
для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской и других
экономик.
Выпускник научится: приводить примеры
различных видов инфляции; находить в
реальных ситуациях последствия инфляции;
применять способы анализа индекса
потребительских цен; характеризовать
основные направления антиинфляционной
политики государства.
Выпускник получит возможность
научиться: осознавать значение
теоретических знаний по макроэкономике
для практической деятельности и
повседневной жизни; оценивать
происходящие мировые события и
поведение людей с экономической точки
зрения; использовать приобретенные знания
для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской и других
экономик.
Выпускник научится: приводить примеры
23

Экономика и государство.

10

Международные
экономические отношения.
Международная торговля и
валютный рынок.

7

факторов, влияющих на экономический
рост; приводить примеры экономических
циклов в разные исторические эпохи.
Выпускник получит возможность
научиться: анализировать динамику
основных макроэкономических показателей
и современной ситуации в экономике
России; решать с опорой на полученные
знания практические задачи, отражающие
типичные макроэкономические ситуации;
Выпускник научится: объяснять на
примерах различные роли государства в
рыночной экономике; характеризовать
доходную и расходную части
государственного бюджета; определять
основные виды налогов для различных
субъектов и экономических моделей;
указывать основные последствия
макроэкономических проблем; объяснять
макроэкономическое равновесие в модели
«AD-AS».
Выпускник получит возможность
научиться: Объективно оценивать и
анализировать экономическую информацию
по макроэкономике, критически относиться
к псевдонаучной информации; владеть
способностью анализировать денежнокредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую государством для
стабилизации экономики и поддержания
устойчивого экономического роста.
Выпускник научится: Объяснять
назначение международной торговли;
анализировать систему регулирования
внешней торговли на государственном
уровне; различать экспорт и импорт;
анализировать курсы мировых валют;
объяснять влияние международных
экономических факторов на валютный курс;
различать виды международных расчетов;
анализировать глобальные проблемы
международных экономических отношений;
объяснять роль экономических организаций
в социально-экономическом развитии
общества
Выпускник получит возможность
научиться: работать с материалами средств
массовой информации, составлять обзоры
прессы по международным экономическим
проблемам, находить, собирать и первично
обобщать фактический материал, делая
обоснованные выводы; анализировать
социально значимые проблемы и процессы
24

с экономической точки зрения, используя
различные источники информации;
оценивать происходящие мировые события
с экономической точки зрения;
ориентироваться в мировых экономических,
экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать
механизм взаимовлияния планетарной
среды и мировой экономики; создавать
алгоритмы для совершенствования
собственной познавательной деятельности
творческого и поискового характера;
решать с опорой на полученные знания
практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
анализировать взаимосвязи учебного
предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе
которых лежат экономические знания по
данному учебному предмету; владеть
пониманием особенностей формирования
рыночной экономики и роли государства в
современном мире.
Итоговый мониторинг
Предэкзаменационное
повторение.

2
8
Итого 70

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».