ЭК_ИСТОРИЯ_СОО_2018-2020

Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
• Закон РФ от 29.12.2012. №273 «Об образовании».
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009),
утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196.
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011г., регистрационный
номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО
РФ ОТ 09.03.2004. № 1312).
Общая характеристика программы по истории
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является
формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и
роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачами реализации образовательной программы элективного курса «История»
(углубленный уровень) являются:
1) формировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин,
представлений об историографии;
2) способствовать овладению системными историческими знаниями, понимание места и роли
России в мировой истории;
3) способствовать овладению приемами работы с историческими источниками, умениями
самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) формировать умения оценивать различные исторические версии.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования
на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации
образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается
не только объёмное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование
более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков,
личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.
Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные
задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно
быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом
человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во
всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать
историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического
образования являются:
– идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления
и развития российской государственности, формирования государственной территории и
единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
– рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса,
понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
– ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;

– воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в
формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
– общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и
народов в Новейшей истории.
– познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
– формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на
протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих
образовательных и воспитательных приоритетах:
– принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам
научных исследований;
– многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной
и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих
поколений, народов и государств;
– многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
– исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей,
прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
– историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному
диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Рабочая программа элективного курса «Российская цивилизация» составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по
истории, а также авторской программы И.Н.Ионова и Г.В.Клоковой «Российская цивилизация.
IX – конец ХХ в.». Она предполагает изучение элективного курса по учебнику «Российская
цивилизация. IX – конец ХХ в.» (автор – И.Н. Ионов).
Рабочая программа элективного курса «Российская цивилизация» определяет оптимальное
сочетание лабораторных, практических работ, уроков – лекций, дискуссий, структурирует
учебный материал, определяет последовательность его изучения. В рабочей программе учтены
особенности контингента обучающихся (учащиеся гуманитарного профиля) и связи с
предметами инвариантной части учебного плана (история России, всеобщая история).
Элективный курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе, в 10-м и 11-м классах – по 35
часов из расчёта 1-го учебного часа в неделю.
Изучение истории российской цивилизации позволяет по – новому поставить и решить
проблемы обучения и воспитания, сформировать у обучающихся высокие гражданские и
патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре,
занимающей большое место в мировой истории.
Элективный курс «Российская цивилизация» по типу является предметным, повышенного
уровня, с учебным предметом «История» имеет как тематическое, так и хронологическое
согласование. Это создает предпосылки для изучения предмета не только на профильном, но и
на углубленном уровне: углубляются и предметные знания, и соответствующие
компетентности.
История России в данном курсе представлена как история цивилизации, следовательно, её
изучение предполагается с точки зрения цивилизационного подхода. Цивилизационный подход
учитывает действие не одного, а множества исторических факторов. Так, он не означает
выведение всей истории цивилизации из особенностей её культуры. Большую роль в
цивилизационном анализе играет учёт влияния естественной среды, способа хозяйствования,
социального строя, причём не только на уровне классов и больших социальных групп, но и на
уровне малых групп – общины и семьи, а также влияний политической системы, обладающей
определённой независимостью, как от экономических, так и от культурных факторов.
В рамках цивилизационного подхода взаимодействуют две разные модели: линейно–
стадиальная и локально–региональная. Линейно–стадиальная модель соотносится с идеей
модернизации и исторического развития по западному образцу, локально–региональная – с

идеей неизменности местных особенностей локальных цивилизаций, ценности их культурного
опыта и выработанного веками образа жизни.
С учётом этих моментов и предполагается изучение истории российской цивилизации –
сочетание характеристики специфики России как локальной цивилизации и характеристики
отдельных этапов общего для многих стран исторического пути, который она прошла.
Сохранение модернизационной «оси» истории позволяет интегрировать курс в общую картину
мировой истории. Сосредоточённость на проблеме препятствий модернизации даёт
возможность полнее показать цивилизационную специфику страны.
В основу линейно–стадиальной схемы курса положена трехчленная модель: выделены
архаический, традиционный и современный этапы в истории российской цивилизации.
Большое внимание необходимо уделить архаическому (языческому по происхождению) этапу,
что объясняется особенностями российской цивилизации (только в этом случае можно в
полной мере оценить достижения и недостатки традиционного, а также современного
общества). Последнее особенно важно для решения воспитательных задач (в частности,
воспитание толерантности). Решение этой задачи достигается за счёт оптимизации учебного
процесса при изучении данной темы. Особенностью курса является также активное применение
понятий «цивилизационный выбор», «цивилизационная альтернатива», «социокультурная
инверсия»
–
они
являются
центральными
в
данном
курсе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета История
Метапредметные результаты:
1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания
4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
5.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее —
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
6.Умение определять назначение и функции различных социальных институтов
7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей
8.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства
9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения
Личностные результаты :
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения

общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношения к миру,
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Предметные:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и
роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной,
национальной и региональной/локальной истории;
– характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
– определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических
документов;
– использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной
информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в
различных знаковых системах;
– определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими
событиями (явлениями, процессами);
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
– находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции
исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
– презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;

– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и
аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и
деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и
мировой истории ХХ в.;
– обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе,
собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;
– применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной
информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
– изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного
использования энциклопедий, справочников;
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и
политических групп в истории;
– самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на
основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и
политических групп в истории;
– давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией,
изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный
анализ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного
анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них
информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации
выводов, вынесения оценочных суждений;
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического
прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых
искажений, фальсификации;
– устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических
событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
– определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических
событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания,
позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную
ценность;
– целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе,
начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской
деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и
т.д.;
– знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
– знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
– работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу
по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
– исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и
политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
– корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и
т.д.;
– представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с
ориентацией на заданные параметры деятельности
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1) Семинары

2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)

Диспуты, дискуссии
Проектная деятельность
Решение проблемных задач
Круглые столы
Мозговые штурмы
Подготовка докладов и презентаций
Работа с письменными источниками и картой.и др.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус
инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для
освоения социальной жизни учащегося.
На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или
группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных
в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях
деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с
целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет
в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета история
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования
является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою

личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В центре
воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой
индивидуальный вклад.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество,
поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства
и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение
культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и
правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству,
ответственность за настоящее и будущее своей страны.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие,
ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, открытость, представление о светской этике, вере, духовности,
ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального
диалога; духовно-нравственное развитие личности.
4. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и
жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира,
нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение
к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; самостоятельность,
целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и
искусстве, эстетическое развитие личности, языки культуры, культурные формы общения,
культура выражения эмоций, культура родного края, мировая культура.
Межпредметные связи учебного предмета история
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению
знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно–
воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения,
понимания взаимосвязи явлений в обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через
межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их
синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого
подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях
– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
Межпредметные связи выполняют в обучении истории ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у
учащихся диалектико-материалистических взглядов на общество, современных представлений о
законах его развития, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении
методологии современного подхода к изучению общественных наук, которое развивается по
линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию исторических
процессов.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.

Межпредметные связи выступают как средство развития исторических понятий, способствуют
усвоению связей между ними и общими понятиями обществоведческих дисциплин
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и
творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности,
самостоятельности и интереса к познанию истории. Межпредметные связи помогают преодолеть
предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям
воспитания школьников в обучении истории. Учитель истории, опираясь на связи с другими
предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм
организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Программа курса.
Вводный урок (1 час)
Основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Цивилизационный подход к
истории России.
Тема 1 Культурно-географические предпосылки развития российской цивилизации (3
часа)
Природно-географические факторы в истории России. Влияние на русскую историю
геополитического фактора. Влияние на русскую историю религиозного фактора. Влияние на
русскую историю фактора социальной организации.
Верования восточных славян. Ценностные ориентации народной русской культуры.
Тема 2. Единое Древнерусское государство. IX – XI в.в. (5 часов)
Древняя Русь. Выбор веры – цивилизационная альтернатива. Диалогические элементы
древнерусской культуры. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Социальная структура и основные
категории населения. Круглый стол «Русь в IX – XI вв.»
Тема 3.
Государственная раздробленность Древней Руси (6 часов)
Возникновение удельных княжеств. Три цивилизационные альтернативы в истории России.
Цивилизационный вариант 1: Новгородская республика.
Цивилизационный вариант 2: Московское княжество.
Цивилизационный вариант 3: Великое княжество Литовское. Семинар «Цивилизационные
варианты в истории России XII-XV вв: реализованные и нереализованные возможности».
Тема 4.
Московское государство во второй половине XV – XVI вв. (5 часов)
Создание
идеологического
фундамента
единого
государства.
Создание
единого
централизованного государства в России. Сословное общество во второй половине XV-XVI вв.
Традиционная культура Московского государства.
Тема 5.
Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в. (7 часов)
Смута в России. Смутное время – цивилизационный кризис. Крепостное право и начало кризиса
традиционализма. Социокультурная инверсия 1: казачество. Социокультурная инверсия 2: раскол
и старообрядчество. Семинар «Московское государство во второй половине XV- XVII вв.»
Тема 6.
Петровские реформы и начало модернизации российского общества (8 часов)
Цивилизационная альтернатива - 4: реформы Петра I.
Противоречия российской модернизации. Зарождение либерализма. Россия – великая
европейская держава. Становление имперского сознания. Варианты российского абсолютизма в
XVIII в. «Русская идея» в XVIIIв. Основные тенденции развития российской культуры и
общественной мысли.
Круглый стол «Особенности российской цивилизации IX-XVIII вв.»
Тема 7.
Российская империя в первой половине XIX века (7 часов)
Россия к началу XIX века. Либерализм в империи Александра I: идеалы и преобразования.
Круглый стол «Истоки революционного либерализма».
Идеалы и политика консерватизма при Николае I. «Государственный феодализм». Лабораторная
работа «Претензии России на господство в Европе».
Дискуссия «Развитие русского национального самосознания».
Тема 8.
Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период (5 часов)
Формы взаимодействия России и Европы в XIX в.
Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. Социокультурная инверсия – 3: особенности буржуазного
развития в пореформенной России. Становление цивилизационного самосознания в России.
Теория Н.Я.Данилевского – первая теория российской цивилизации.
Лабораторная работа «Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения в России».
Революционное движение в пореформенный период.

Тема 9.
Революционный кризис в России в начале ХХ в (6 часов)
Столкновение ценностей модернизации и традиционализма в России в начале ХХ в. Кризис
империи: русско–японская война и революция 1905- 1907 гг. Опыт парламентаризма в условиях
русской монархии. Буржуазная эволюция российского общества и самосознания. Россия в I
мировой войне – конец империи. Альтернативы общественного развития России в феврале –
октябре 1917 г.
Тема 10.
Большевистская модернизация российского общества (1917–1940 гг.) (7 часов)
Гражданская война как способ разрешения общественных противоречий (Цивилизационная
альтернатива - 5: попытка создания мировой коммунистической цивилизации). Восстановление
экономики и единого государства. Цивилизационный вариант – 3: построение социализма в
одной стране.
Тоталитарное государство. Лабораторная работа «Социалистическая нравственность: отношения
поколений». Великая Отечественная война в истории мировой цивилизации.
Тема 11.
Величие СССР и упадок социалистической системы (5 часов)
Возможные альтернативы организации послевоенной жизни. «Оттепель» как особое духовное
состояние советского общества. Эпоха застоя: путь к катастрофе.
Социокультурная инверсия – 4: перестройка.
Распад СССР: конец «коммунистической цивилизации»?!
Тема 12.
Поиск путей вывода России из кризиса (1991–2000-е гг.) (3 часов)
Роль политики, экономики и культуры в разрешении кризиса. Лабораторная работа «Задачи по
преодолению социально- экономических и экологических проблем».
Круглый стол «Основные проблемы наследия истории российской цивилизации». Защита мини –
проектов. Подведение итогов курса.
Повторительно-обобщающий урок – 2 часа

Тематическое планирование курса
Тема
Вводное
занятие.
Основные
точки
зрения
на
проблему
особенностей
русской
истории.
Цивилизационн
ый подход к
истории России

Культурногеографические
предпосылки
развития
российской
цивилизации

10 класс
Планируемые образовательные результаты учащихся

Кол-во
часов
1 час

Предметные:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть
мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и
отечественной истории из раздела дидактических единиц;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать
умение
сравнивать
и
обобщать
исторические события российской и мировой истории, выделять
ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
России в мировом сообществе;
Метапредметные:
Владение навыками познавательной рефлексии как осознание
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Личностные:
– российская идентичность, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
Выпускник на углублённом уровне научится:
3 часа
давать комплексную оценку историческим периодам (в
соответствии с периодизацией, изложенной в историкокультурном
стандарте),
проводить
временной
и
пространственный анализ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
корректно использовать терминологию исторической науки в
ходе выступления, дискуссии и т.д.;
– представлять
результаты
историко-познавательной
деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные
параметры деятельности
Метапредметные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Личностные:
приверженность идеям дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.

Единое
Древнерусское
государство. IX
– XI в.в.

Государственна
я
раздробленност
ь Древней Руси.

Выпускник на углублённом уровне научится:
5 часов
- определять причинно-следственные, пространственные,
временные связи между важнейшими событиями (явлениями,
процессами);
- различать в исторической информации факты и мнения,
исторические описания и исторические объяснения;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
- определять и аргументировать свое отношение к различным
версиям, оценкам исторических событий и деятельности
личностей на основе представлений о достижениях
историографии;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе
с историческими материалами (определение принадлежности и
достоверности источника, обстоятельства и цели его создания,
позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию,
раскрывая ее познавательную ценность;
Метапредметные:
1. мение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
2.
Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания
Личностные:
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Выпускник на углублённом уровне научится:
6 часов
- определять причинно-следственные, пространственные,
временные связи между важнейшими событиями (явлениями,
процессами);
- находить и правильно использовать картографические
источники для реконструкции исторических событий,
привязки их к конкретному месту и времени;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
- знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
- работать с историческими источниками, самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической
тематике; оценивать различные исторические версии;
Метапредметные:
Владение навыками познавательной рефлексии как осознание
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Личностные:
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию
личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого
и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны
российская идентичность, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности
к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите.

Московское
государство во
второй
половине XV –
XVI вв.

Выпускник на углублённом уровне научится:
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов
истории России, определять и аргументировать свое
отношение к различным версиям, оценкам исторических
событий и деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
- работать с историческими источниками, самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической
тематике; оценивать различные исторические версии;
- устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов
на основе анализа исторической ситуации.
Метапредметные :
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей.
Личностные:
формирование выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору
добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
Смутное время Выпускник на углублённом уровне научится:
и дальнейшее раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов
укрепление
истории России, определять и аргументировать свое отношение
самодержавия в к различным версиям, оценкам исторических событий и
XVII в.
деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии;
– соотносить и оценивать исторические события локальной,
региональной, общероссийской и мировой истории
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты
деятельности исторических личностей и политических групп в
истории;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
работать с историческими источниками, самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
оценивать различные исторические версии;
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные,

5 часов

7 часов

временные связи исторических событий, явлений, процессов на
основе анализа исторической ситуации;
Метапредметные:
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться
в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Личностные: готовность и способность обучающихся к
отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Петровские
Выпускник на углублённом уровне научится:
8 часов
реформы
и характеризовать особенности исторического пути России, ее
начало
роль в мировом сообществе;
модернизации
определять
причинно-следственные,
пространственные,
российского
временные связи между важнейшими событиями (явлениями,
общества
процессами);
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов
истории России, определять и аргументировать свое отношение
к различным версиям, оценкам исторических событий и
деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные
версии и оценки исторического прошлого, отличать
интерпретации, основанные на фактическом материале, от
заведомых искажений, фальсификации;
Метапредметные:
Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства
Владение навыками познавательной рефлексии как осознание
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные:
российская идентичность, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм.
11 класс

Российская
империя
в
первой
половине XIX
века

Выпускник на углублённом уровне научится:
7 часов
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
– работать с историческими источниками, самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической
тематике; оценивать различные исторические версии;
– – корректно использовать терминологию исторической
науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
– представлять
результаты
историко-познавательной
деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные
параметры деятельности
Метапредметные:
Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства
Владение навыками познавательной рефлексии как осознание
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
– Личностные:
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
Россия в годы Выпускник на углублённом уровне научится:
5 часов
либеральных
определять причинно-следственные, пространственные,
реформ
и временные
связи
между
важнейшими
событиями
пореформенный (явлениями, процессами);
период
раскрывать
сущность
дискуссионных,
«трудных»
вопросов истории России, определять и аргументировать
свое отношение к различным версиям, оценкам исторических
событий и деятельности личностей на основе представлений
о достижениях историографии;
обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и
научно-популярной литературе, собственную точку зрения
на основные события истории
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
корректно использовать терминологию исторической
науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
– представлять
результаты
историко-познавательной
деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные
параметры деятельности
Метапредметные:
1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты
2. Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
– Личностные:
– уважение к своему народу, чувство ответственности

перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн).
Революционный Выпускник на углублённом уровне научится:
кризис в России
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты
в начале ХХ в
деятельности исторических личностей и политических
групп в истории;
давать комплексную оценку историческим периодам (в
соответствии с периодизацией, изложенной в историкокультурном
стандарте),
проводить
временной
и
пространственный анализ.
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов
истории России, определять и аргументировать свое
отношение к различным версиям, оценкам исторических
событий и деятельности личностей на основе представлений
о достижениях историографии;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
анализировать и сопоставлять как научные, так и
вненаучные версии и оценки исторического прошлого,
отличать интерпретации, основанные на фактическом
материале, от заведомых искажений, фальсификации;
Метапредметные:
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских
и нравственных ценностей
3. Личностные:
готовность к договорному регулированию отношений в
группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в
принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в
том
числе
в
различных
формах
общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
Большевистская Выпускник на углублённом уровне научится:
модернизация
определять исторические предпосылки, условия, место и
российского
время создания исторических документов;
общества (1917– определять причинно-следственные, пространственные,
1940 гг.)
временные
связи
между
важнейшими
событиями
(явлениями, процессами);
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных»
вопросов истории России, определять и аргументировать
свое отношение к различным версиям, оценкам
исторических событий и деятельности личностей на основе
представлений о достижениях историографии;
давать комплексную оценку историческим периодам (в
соответствии с периодизацией, изложенной в историкокультурном
стандарте),
проводить
временной
и
пространственный анализ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
работать с историческими источниками, самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической
тематике; оценивать различные исторические версии;

6 часов

7 часов

– исследовать с помощью исторических источников
особенности экономической и политической жизни
Российского государства в контексте мировой истории ХХ
в.;
4. Метапредметные:
5. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских
и нравственных ценностей
6. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты
Личностные:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
Величие СССР и Выпускник на углублённом уровне научится:
упадок
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных»
социалистическо вопросов истории России, определять и аргументировать
й системы
свое отношение к различным версиям, оценкам
исторических событий и деятельности личностей на основе
представлений о достижениях историографии;
соотносить и оценивать исторические события
локальной, региональной, общероссийской и мировой
истории ХХ в.;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
целенаправленно применять элементы методологических
знаний
об
историческом
процессе,
начальные
историографические умения в познавательной, проектной,
учебно-исследовательской
Метапредметные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты
Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Личностные:
готовность и способность обучающихся к отстаиванию
личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

5 часов

Поиск
путей
вывода России
из кризиса (1991–
2000-е гг.

Итоговое
занятие

Выпускник на углублённом уровне научится:
соотносить и оценивать исторические события локальной,
региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
давать комплексную оценку историческим периодам (в
соответствии с периодизацией, изложенной в историкокультурном
стандарте),
проводить
временной
и
пространственный анализ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
целенаправленно применять элементы методологических
знаний
об
историческом
процессе,
начальные
историографические умения в познавательной, проектной,
учебно-исследовательской
Метапредметные:
Владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания.
Личностные:
– реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим
близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности.

3 часа

2 часа

Календарно-тематическое планирование 2018-2019 учебный год, 10 класс
№

Тема

1

6

Основные точки зрения на проблему особенностей
русской истории. Цивилизационный подход к истории
России
Влияние
на
русскую
историю
природноклиматического фактора. Влияние на русскую
историю геополитического фактора.
Влияние на русскую историю религиозного фактора.
Влияние на русскую историю фактора социальной
организации.
Верования восточных славян. Ценностные ориентации
народной русской культуры.
Древняя Русь. Легендарные и реальные в «признании
варягов». Рюрик.
Выбор веры цивилизационная альтернатива.

7

Диалогические элементы древнерусской культуры.

1

8
9

Расцвет

1
1

2

3

4
5

Руси при Ярославе Мудром.
Социальная структура и основные
населения.

категории

Кол-во
часов
1

1

1

1
1
1

10

Круглый стол «Русь в IX XI вв.»

1

11

Возникновение
удельных
княжеств.
Три
цивилизационные альтернативы в истории России.

1

12

Цивилизационный
вариант
1:
Новгородская
республика.
Цивилизационный вариант 2: Московское княжество.

1

Цивилизационный вариант 3: Великое княжество
Литовское.
Семинар «Цивилизационные варианты в истории
России XII-XV вв: реализованные и нереализованные
возможности».
Создание идеологического фундамента единого
государства.

1

Создание единого централизованного государства в
России.
Сословное общество во второй половине XV-XVI вв.
Традиционная культура Московского государства.

1

Повторительно-обощающий
урок
по
теме
«Московское государство во второй половине XVXVI вв.».
Политические портреты исторических деятелей эпохи.

1

13

14
15

16

17
18
1920
21

22

1

1

1

1
2

1

д/з
Конспект
Примеры влияния
факторов на российскую
историю.
Примеры влияния
факторов на российскую
историю.
Работа с историческими
документами.
Работа с историческими
документами.
Работа с историческими
документами.
Работа с историческими
документами.
Лекционный материал.
анализ исторического
документа ("Русская
Правда")
конспект
отработка заданий №№
20-22 (анализ
исторического
документа)
Лекционный материал
отработка заданий №№
20-22 (анализ
исторического
документа)
Работа с историческими
документами.
Лекционный материал.
отработка заданий на
формирования умения
использовать
исторические сведения
для аргументации по теме
(ЕГЭ задание №24)
Работа с историческими
понятиями.
Конспект
Конспект, исторические
документы, отработка
заданий №№17-19
повторение основных
исторических понятий и
хронологии периода
алгоритм написания
исторического сочинения

1

Конспект

24

Историография периода смутного времени. Точки
бифуркации.
Смута в России: хронология событий.

1

25

Смутное время цивилизационный кризис.

1

26

Практикум "Россия на рубеже XVI-XVIIвв."

1

27

Крепостное право и начало кризиса традиционализма.

1

28

Социокультурная инверсия 1: казачество.

1

29

Социокультурная
старообрядчество.

и

1

30

Московское государство во второй половине XV-XVII
вв.

1

31

Цивилизационная альтернатива - 4: реформы Петра I.

1

32
33

Противоречия российской модернизации.
Зарождение либерализма.

1
1

34

Россия великая европейская держава. Становление
имперского сознания.
Варианты российского абсолютизма в XVIII в.

1

отработка заданий №23
ЕГЭ по истории
отработка заданий №24
(умение использовать
исторические сведения
для аргументации в ходе
дискуссии.)
Работа с историческими
понятиями.
Работа с историческими
документами.
отработка задания на
умение аргументировать
свою позицию в ходе
дискуссии
отработка задания на
умение аргументировать
свою позицию в ходе
дискуссии
повторение основных
исторических понятий и
хронологии периода
Работа с историческими
понятиями:
модернизация,
абсолютизм, регулярное
государство.
Лекционный материал.
Отработка заданий на
умение использовать
принципы структурнофункционального,
временного и
пространственного
анализа при работе с
историческим
источником.
Лекционный материал.

23

35

инверсия

2:

раскол

отработка заданий 20-22.
Период "Русское
государство в конце XVIначале XVIIIвв.

Календарно-тематическое планирование 2019-2020 учебный год, 11 класс
№

Тема

1

Повторение. Особенности российской цивилизации
IX-XVIII вв.
Россия к началу XIX века. Либерализм в империи
Александра I: идеалы и преобразования.

2

Колво
часов
1
1

д/з
Лекционный материал
Александр I как личность и
государственный деятель:
историографические
версии.
отработка заданий на
умение аргументировать,
формулировать
исторические тезисы
Николай I как личность и
государственный деятель:
историографические
версии.
Лекционный материал
Лекционный материал
Лекционный материал
отработка задание ЕГЭ
№20-22 (анализ
исторического документа)
отработка задание ЕГЭ
№25.Историческое
сочинение: 1) период 18011825 гг. 2) период 18251855 гг.
работа с историческими
текстами (задания ЕГЭ
№№20-22)
Исторические документы

3

Круглый стол «Истоки революционного либерализма».

1

4

Идеалы и политика консерватизма при Николае I.
«Государственный феодализм»

1

5
6
7
8

Претензии России на господство в Европе.
Развитие русского национального самосознания.
Формы взаимодействия России и Европы в XIX в.
Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.

1
1
1
1

9

Социокультурная
инверсия
3:
особенности
буржуазного развития в пореформенной России.

1

10 Становление цивилизационного самосознания в
России. Теория Н.Я.Данилевского
первая теория
российской цивилизации.
11 Кризис ценностей модернизации и попытки его
разрешения в России.
12 Революционное движение в пореформенный период.

1

13 Столкновение
ценностей
модернизации
и
традиционализма в России в начале ХХ в.
14 Кризис империи: русско-японская война и революция
1905- 1907 гг.
15 Опыт парламентаризма в условиях русской монархии.
16 Буржуазная эволюция российского общества и
самосознания.

1

отработка заданий в
формате ЕГЭ №№20-22
Историография темы

1

Историография темы

1
1

17 Россия в I мировой войне конец империи.
18 Альтернативы общественного развития России в
феврале октябре 1917 г.
19 Гражданская
война
как
способ
разрешения
общественных
противоречий
(Цивилизационная
альтернатива - 5: попытка создания мировой
коммунистической цивилизации).
20 Восстановление экономики и единого государства.

1
1

Историография проблемы
Лекционный материал.
Повторение
фактологического
материала с древнейших
времен до XIX в.
Историография темы
Культура в контексте
"Россия - Запад"
историография вопроса,
исторические документы

21 Цивилизационный вариант 3: построение социализма в
одной стране.
22 Тоталитарное государство.

1

Страна Советов: выбор
пути
Историография проблемы

1

работа с историческими

1
1

1

1

23 Социалистическая
нравственность:
отношения
поколений.
24 Великая Отечественная война в истории мировой
цивилизации.
25 Зачет по теме «Великая Отечественная война в истории
мировой цивилизации».
26 Возможные альтернативы организации послевоенной
жизни.
27 «Оттепель» как особое духовное состояние советского
общества.
28 Эпоха застоя: путь к катастрофе.

1

понятиями
Лекционный материал

1

Хронологическая таблица

1

работа с историческими
понятиями
Историография темы

29 Социокультурная инверсия 4: перестройка.
30 Распад
СССР:
конец
«коммунистической
цивилизации»?!
31 Поиск путей вывода России из кризиса (1991-2000-е
гг.). Роль политики, экономики и культуры в
разрешении кризиса.
32 Задачи по преодолению социально- экономических и
экологических проблем.
33 Основные проблемы наследия истории российской
цивилизации.
34 Повторительно-обобщающий урок по теме «Советская
эпоха»

1
1

работа с историческими
текстами
историография темы,
исторические понятия
Лекционный материал
Лекционный материал

1

Лекционный материал

1

35 Повторительно-обобщающий урок по теме «Советская
эпоха»

1

Работа с историческими
понятиями
Работа с историческими
понятиями
Защита мини-проектов,
работа с историческими
документами
Защита мини-проектов,
работа с историческими
документами

1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».