РП_ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ_СОО_2020-2022

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицея №1»

ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
протокол №1
___ августа 2020 года

_______________/ А.В.Гуденко
___ августа 2020

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ»
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования
(ФГОС)
10-11 КЛАССЫ

СОСТАВИТЕЛЬ:
ГУДЕНКО А.В.,
учитель высшей квалификационной категории

ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ
КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
___________/Головкова В.М., руководитель кафедры общественных наук

г. Петрозаводск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по учебному предмету «История Карелии» на ступени среднего общего образования
(далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2012 г.
№413, Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28 июня 2016 г. №2/16-з), а также Концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
1) Закон РФ от 29.12.2012. №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2) Концепция развития этнокультурного образования в Республики Карелия на 2017-2025 годы,
утвержденная Распоряжением Правительства Республики Карелия от 04.04.2017 г. №182-П
3) Примерная программа учебного предмета «История Карелии».
4) Методические рекомендации «О преподавании предметов регионального содержания в
общеобразовательных организациях Республики Карелия в 2020-2021 учебном году».
Цели обучения.
Курс «История Карелии» по данной программе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических
чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», чувства
ответственности за окружающую нас природу;
- освоение знаний о природных, исторических и культурных достопримечательностях края;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного восприятия и
осмысления природной и социокультурной специфики родного края.
Задачи обучения:
- формирование практической ориентации школьника в окружающем микромире, включение его в
активное познание Карелии;
- развитие умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять особенности
природных, исторических, культурных объектов родного края; проводить наблюдения, поиск, сбор
и описание объектов своей местности, применять правила природоохранного поведения в
повседневной жизни.
Место предмета «История Карелии» в учебном плане.
Министерство образования Республики Карелия рекомендует сохранить изучение учебного
предмета «История Карелии» в части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений
и осуществлять его в соответствии с ФГОС СОО, а также Примерной основной
образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов.
На изучение учебного предмета «История Карелии» отводится:
Учебный предмет
10 класс
11 класс
Всего
История Карелии
1 час в неделю
1 час в неделю
(35 ч. в год)
(34 ч. в год)
69 час.
Общая характеристика учебного предмета.
В современном обществе растет интерес к историческому и культурному прошлому истории
Карелии. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего
развития личности. Активной и творческой формой приобщения человека к истории и культуре
России является изучение им истории своей малой родины. Изучение учебного курса «История
Карелии» способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, духовности и
гражданственности. Один из основных источников воспитания гражданственности – память о
прошлом. Знание исторического и культурного прошлого своей малой Родины даёт курс «История

Карелии». Учебный курс делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной
жизненной позиции. Главное – заинтересовать школьников процессом исторического познания.
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи
перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной
политикой одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение
подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его
духовным и нравственным ценностям. В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого
своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только
необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности,
к близкой для обучающихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих
людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с
судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей
малой и большой Родиной. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование
их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют
глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу
из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев,
формирования у них этнического самосознания и достоинства.
Основные направления работы по предмету «История Карелии».
Особая направленность предмета История Карелии приобретает проблема приобретения знаний,
воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории
родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени
позволяют
обучающемуся
почувствовать
себя
индивидуумом,
личностью,
активно
взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. В настоящее время остро
ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа,
восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с
детства, поэтому целесообразно изучать важные эпохи истории Карелии. История родного края
воспитывает любовь к малой Родине – той части России, где мы живем, где родились и
выросли. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он
живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, духовных ценностей
родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает
учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому потребность
знать край, в котором живешь, рано или поздно, возникает у каждого.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы для среднего общего
образования по учебному предмету «История Карелии»
Методической основой преподавания истории на ступени среднего общего образования,
согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации
активной познавательной деятельности обучающихся.
Планируемые личностные результаты освоения программы:
− формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу,
флагу, гимну);
− формирование гражданской позиции выпускника как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире, готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения.
Планируемые метапредметные результаты освоения программы:
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

Планируемые предметные результаты освоения программы:
Планируемые предметные результаты освоения обучающимися программы для среднего общего
образования по учебному предмету «История Карелии» представлены в двух видах: «Выпускник
научится», «Выпускник получит возможность научиться».
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых
обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся.
Группа результатов «Выпускник
получит возможность научиться» обеспечивается в отношении части наиболее мотивированных и
способных обучающихся.
Выпускник научится:
– рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды истории Карелии из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов
истории Карелии;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной истории, сравнивать их, давать им
общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории Карелии, представленную в разных
исторических источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд);
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями истории Карелии, ее
основными персоналиями;
– составлять описание исторических объектов и памятников Карелии на основе
текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по тематике региональной
истории;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах региональной истории ХХ века
и существующих в науке их современных версиях и трактовках;
– оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события истории Карелии и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов по истории Карелии;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем региональной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ, внешнеполитических
событий, войн и революционных процессов в истории Карелии
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1) Семинары
2) Диспуты, дискуссии
3) Проектная деятельность
4) Решение проблемных задач
5) Круглые столы
6) Мозговые штурмы
7) Подготовка докладов и презентаций
8) Работа с письменными источниками и картой.
9) Заполнение контурных карт и др.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов
учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной
жизни учащегося.

На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой
обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в
ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя
из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя
место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точнои
объективно
презентуя
свой проект или возможные результаты исследования,
с
целью обеспечения
продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев
оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе
реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов
Примеры тематики проектов:
«Трудные вопросы в изучении Зимней войны»
«Форпосты России – Соловки и Валаам»
« Взаимовлияние культур русских и карел»
« Двоеверие в Карелии»
« История моей семьи»
Межпредметные связи учебного предмета история
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению
знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно– воспитательного
процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи
явлений в обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные
связи, можно достичь следующих результатов:
– знания приобретают качества системности
– умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу,
переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к
научной, художественной деятельности человека в современных условиях

– усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся
Межпредметные связи выполняют в обучении истории ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у
учащихся диалектико-материалистических взглядов на общество, современных представлений о
законах его развития, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении
методологии современного подхода к изучению общественных наук, которое развивается по линии
интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию исторических процессов.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.
Межпредметные связи выступают как средство развития исторических понятий, способствуют
усвоению связей между ними и общими понятиями обществоведческих дисциплин
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и
творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности,
самостоятельности и интереса к познанию истории. Межпредметные связи помогают преодолеть
предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям
воспитания школьников в обучении истории. Учитель истории, опираясь на связи с другими
предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель
совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм
организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Основное содержание учебного предмета «История Карелии» (69 часов)
Введение.
Источники по истории Карелии Карелия в древности (5 часов)
Начало заселения территории края. Первые поселения людей в эпоху мезолита. Памятники эпохи
мезолита. Оленеостровский могильник. Неолит: керамика и петроглифы. Поселения эпохи раннего
металла и железного века. Саами
Карельская земля и Великий Новгород. XI–XV вв. (8 часов)
Карельская земля и ее соседи. Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация.
Торговля. Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение веси и корелы. Погосты.
Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей. Организация
административного управления в крае. Обонежский ряд. Корельская земля. Корела. Защита Карелии
от внешней угрозы в XII-XIV вв. Отражение агрессии Швеции в XII в. Новая война со Швецией и
Ореховецкий мирный договор. Противостояние Москве.
События/даты:
7000 лет до н.э. — начало заселения территории Карелии
1143г. – первое упоминание в русской летописи о карелах
1227г. – крещение карелов в православие
1270/71г. – создание административной области «Корельская земля» в составе Новгородской
республики
1310г. – строительство крепости Корела
1323г. Ореховецкий мирный договор. Разделение Корельской земли на русскую и шведскую
части.
1478г. –включение Карелии в состав России.
Карелия в составе России в XVI–XVII вв. (7 часов)
Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале XVI вв.
Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа. Помещики и своеземцы.
Карелия при Иване Грозном. Местное самоуправление. Опричнина и первая шведская интервенция.
Карелия в «Смутное время». Вторая шведская интервенция. Преодоление последствий интервенции.

Наш край во второй половине XVII в. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты. Соловецкое
восстание 1668-1676 гг. Культура и быт XIV–XVII вв. Устное народное творчество. «Калевала».
Грамотность и книжность. Архитектура. Иконопись.
Персоналии: И.С.Рокаччу,
События/даты:
1500 г. – создание Корельского уезда
1610-1611г.г. –оборона г. Корела от шведских захватчиков
1649 г.- основание города-крепости Олонца
Карелия в XVIII – первой половине XIX в. (10 часов)
Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии. Оборона Олонца.
«Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь. Петрозаводская слобода.
Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в Олонецкой губернии.
Преобразование Петровской слободы в город . Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор
края. Экономическое развитие края во второй половине XVIII в. Александровский пушечный завод.
Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в
Карелии. Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание. Наш край в первой половине
XIX в. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная жизнь. Народное
зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение. Марциальные воды. Изyчeниe края
русскими учеными.
Персоналии: И. Окулов, В.Геннин, П. Апраксин, Ч. Гаскойн, Г. Державин Н.Я. Озерецковский
События/даты:
1703 г. –начало строительства Олонецких Петровских заводов
1714 г. – постройка Преображенского собора в Кижах
1769 г. – 1771 г.г. – Кижское восстание
1773 – 1774 г. г. – Постройка Александровского (Онежского) завода
1784 г. – образование Олонецского наместничества (губернии)
1828 г. –создание Олонецкой епархии
1835 г. – первое издание эпоса «Калевала»
1938 г. –начало издания «Олонецких губернских ведомостей»
Карелия во второй половине XIXв. (4 часа)
Реформы 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие края в пореформенный период:
сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт.
События/даты:
1866 – 1867 г. г. – отмена крепостного права и введение земских учреждений в Олонецкой губернии
Карелия в начале ХХ в. (5 часов)
Революционное движение в Карелии в 1905-1907 гг. Наш край в условиях думской монархии.
Культура во второй половине XIX – начале XX в. Народное образование. Создание и деятельность
учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное
зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор.
Персоналии: В.В. Савельев, Е.Г. Пименов, Г.Г. Григорьев, Ю.К. Арсеньев, Д.В. Белоусов, А.В.
Африкантов, В.К. Якимовский, А. Митрофанов, В.Д. Поленов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.Н. Хоботов,
В.И. Воронин, П.Н. Рыбников, И.А. Федосова, Н.Ф. Лесков.
События/даты:
1903г. – открытие в Петрозаводске учительской семинарии
1905- 1907 г. г. – массовые выступления рабочих и крестьян края против самодержавия
1914-1916 г. г. – Строительство Мурманской железной дороги.
Карелия в период революции и Гражданской войны (6 часов)
Революционные события 3-4 марта 1917 г. в Петрозаводске. Образование Петрозаводского Совета
рабочих и солдатских депутатов. Политические партии. I и II Олонецкие губернские съезды
крестьянских депутатов. Рабочее и крестьянское движение летом и осенью 1917 года.

Установление власти Советов в Карелии. Создание нового госаппарата. Первые мероприятия
Советской власти и отношение к ним населения.
Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Иностранная интервенция. Организация
обороны края. Введение чрезвычайных мер. Результаты и последствия политики «военного
коммунизма» на территории Карелии.
Персоналии: Ф.И. Кучевский, Н.В. Никольский, А.А. Копяткевич, В.М. Куджиев, Н.В. Комаров, В.М.
Парфенов, В.П. Солунин, Н.Т. Григорьев, А.В. Дубровский, Т.Д.Анисимов, П.Ф. Анохин, И. Ахава,
А.М. Пригоровский, И.Д. Спиридонов.
События/даты:
1917г.,15 марта – Образование Петрозаводского Совета рабочих депутатов
1917г.,26-27 октября (8 ноября) Переход власти в Петрозаводске к Олонецкому губернскому Совету
крестьянских, рабочих и солдатских депутатов
1918 г., январь – Установление советской власти в Олонце, Повенце и Пудоже.
1918г., июль – Вторжение иностранных интервентов в северную Карелию
1920г., февраль-март –Освобождение края от интервентов и белогвардейцев
Карелия в 1920–1930-е гг. (6 часов)
Создание Карельской Трудовой Коммуны. Первые шаги национального самоопределение. I
Всекарельский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Преобразование
Карельской Трудовой Коммуны в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую
Республику.
АКССР в условиях новой экономической политики. Промышленность и транспорт. Карельская
деревня. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых
ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. ГУЛАГ, СЛОН, строительство ББК.
Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические изменения. Повседневная жизнь.
Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика.
Персоналии: Э.А. Гюллинг, Я.Т. Мяки, В.М.Куджиев, А.В.Шотман, А.Ф. Нуортева, Г.С. Ровио,
Тойво Антикайнен, Д.В.Бубрих, А.М. Линевский, Я. Виртанен, А.Н. Тимонен, Н.Г. Гиппиев, Я.В.
Ругоев, М.М. Коргуев, Д.К. Карпова, В.П. Гудков, В.Н. Попов
События/даты:
1920 г., 8 июня – Образование Карельской Трудовой Коммуны
1923 г., 25 июля – Образование Карельской АССР
1929 г. – Пуск в эксплуатацию ГЭС и бумажной фабрики в Кондопоге
1933г. – Ввод в строй Беломоро-Балтийского канала
1934 г., июль - I Всекарельская конференция писателей , положившая начало Союзу писателей
Карелии
1936 г., февраль – Создан государственный ансамбль песни и пляски «Кантеле»
1939 г. – Пуск в эксплуатацию Сегежского целлюлозное – бумажного комбината
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (6 часов)
Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской ССР. Боевые действия на
территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл. Оккупационный режим.
Война в тылу противника. Особенности партизанского движения. Освобождение Карелии. Переход к
мирной жизни.
Персоналии: О.В. Куусинен, П.М. Петров, Ю.В. Андропов, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, Н.Ф.
Кайманов, В.А. Фролов, К.А. Мерецков, М.М. Мелентьева, А.М. Лисицына, И.А. Григорьев
События/даты:
1939-1940 гг.- Советско-финляндская война
1940г.- Открытие Карело-Финского государственного университета в Петрозаводске
1941 г., 23 августа – образование Карельского фронта
1944 г., июнь - Свирско-Петрозаводская наступательная операция
1944 г., 28 июня – освобождение г. Петрозаводска
1944 г., сентябрь - восстановление Государственной границы на Северо-Западе СССР

Карелия в первое послевоенное десятилетие (3 часа)
Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и сельского
хозяйства. Послевоенная деревня. Общественно-политическая обстановка.
Повседневная жизнь людей после войны
Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование КарелоФинской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР.
Персоналии: О.В. Куусинен, П.С. Прокконен, Г.Н. Куприянов, И.И.Сенькин
События/даты:
1946г., март –Создана научная база АН СССР
В 1949 г. преобразована в Карельский филиал АН СССР
1954 г. - Введен в строй Надвоицкий алюминиевый завод
1955г.- Открытие в Петрозаводске музыкально-драматического театра
Карелия в 1960-1980-е гг. (4 часа)
Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и
социальные проблемы.
Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы
Республика в условиях перестройки
Персоналии:
События/даты:
1963 г.- Вступил в строй петрозаводский завод «Тяжбуммаш»
1965г.-Введена в эксплуатацию Западно-Карельская железная дорога
1982г. – начал действовать Костомукшский горно-обогатительный комбинат
Карелия - субъект России (5 часов)
Перестройка властных структур и роль общественности. Переход к рыночным отношениям.
Социальные изменения. Либерализация общественной жизни.
Республика Карелия в начале ХХI века. Укрепление местных органов власти. Экономическое
развитие. Общественно- политическая жизнь республики.
Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа. Высшее и среднее профессиональное
образование. Научные учреждения.
Литература и искусство. Архитектура. Музыка. Театр.
Персоналии:
События/даты:
1991 г.- Карельская АССР переименована в Республику Карелия
2001 г. –Принята новая редакция Конституции Республики Карелия

Воспитывающий потенциал учебного предмета
История – учительница жизни… На всем протяжении развития исторического образования в России
реализация воспитательного потенциала являлась одной из целей изучения прошлого. Ядром
является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко
обозначены: Человек, Культура (Красота), Традиции, Жизнь (Здоровье), Природа, Отечество, Долг,
Ответственность, Семья, Познание, Труд, Наука, Толерантность, Диалог, Мир, Закон, Творчество,
Демократические ценности. Особенности курсов истории связаны с тем, что их предметное
содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенный в стандарте.
Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт
человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные,
личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое
могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении
истории. Осмысление ценностной картины мира современности определяет потенциал
обществоведческого образования. По своей сути гуманитарное образование в целом является
смысловым образованием. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в
сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность
взаимодействия в социуме. В этом плане можно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное
образование невозможно, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют
когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка.
Воспитательные задачи урока истории заключаются в:
- воспитании патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к
самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительном отношении к языкам, традициям и культуре других народов;
- формировании у обучающихся ценностного миропонимания и современного научного
мировоззрения, развитие культуры и межэтнических отношений;
- разностороннем и современном развитии детей и молодежи, их творческих способностей,
формировании навыков самообразования, самореализации личности.
Воспитать ребёнка гражданина – патриота своей страны это значит, что он должен знать правдивую
историю своей страны, обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать
решения. Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности
школьника, становления его гражданской позиции. Ученик должен осознать себя частью страны,
знать, что он может повлиять на её развитие.
Воспитать высоконравственного человека значит «перенести» школьника в изучаемую эпоху,
добиться её глубокого понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что
необходимо на уроке. Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить,
вызывать желание дерзать, быть душевно причастным к великим деяниям народа. Большую роль в
нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребёнок
самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей.
Эффективным приёмом нравственного воспитания являются специально составленные нравственные
задачи. На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история,
прежде всего, их учит не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков. За
красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и
научиться делать осознанный выбор. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с
выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни,
в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к его истории. Одним из
направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные работы,
сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или
порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и
к собственному творчеству.
Использование интернета на уроках позволяет:
-расширить воспитательный и образовательный потенциал изучения истории;
-сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества;

-вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения
знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике
и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
-повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу.
Современный урок истории должен способствовать личностному росту ученика, помогать ощутить
себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока истории
необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого
роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Воспитание является одной из
важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга,
обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Учебно –методическое и информационное обеспечение реализации программы для среднего
общего образования по учебному предмету «История Карелии»
В целях обеспечения реализации программы необходимо использовать учебно-методический
комплект, который включает в себя:
- История Карелии: учебник для 10 – 11 класса общеобразовательных учреждений Республики
Карелия / Шумилов М.И. и др., - Петрозаводск: Verso, 2013. ;
- История Карелии: 10 – 11 классы: практикум для исследовательской и проектной деятельности:
(пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений республики карелия) /-Т.И. Агаркова,
А.А. Кожанов - 1-е изд. - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015.
- История Карелии в документах и материалах: Советский период : учеб. пособие для сред. шк. /
сост. Л.И. Драздович и др. ; под ред. А.И. Афанасьевой. - 3-е изд., перераб. - Петрозаводск : Карелия,
1992.
- История Карелии в документах и материалах : (с древнейших времен до начала XX в.) : учеб.
пособие для сред. школы / Арх. упр. Респ. Карелия, Нац. арх. Респ. Карелия, М-во образования Рос.
Федерации, Петрозав. гос. ун-т; науч. ред. А.И. Афанасьева; сост. Т.А. Варухина [и др.]. - 3-е изд.,
перераб., доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
Освоение программы
предполагает наличие в образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеурочной деятельности обучающихся. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
региональной истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В процессе
освоения программы учебного предмета «История Карелии» обучающие
должны иметь
возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.)

Количество
часов
5

Раздел
Карелия
начале ХХ в.

Тематическое планирование. История Карелии 10—11 классы
(69 часов)
Планируемые образовательные результаты учащихся по
Воспитательный потенциал урока
каждой теме
(с 2021-2022 учебного года)
История Карелии XX век, 10 класс (35 часов)
в Предметные
- Воспитывается уважение к своему
Выпускник научится:
народу, чувство
ответственности
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть перед Родиной, гордости за свой край,
мирового исторического процесса;
свою Родину, прошлое и настоящее
знать основные даты и временные периоды истории Карелии многонационального народа России.
из раздела дидактических единиц;
-Привлекается внимание к проблеме
определять последовательность и длительность исторических человеколюбия и добросердечия.
событий, явлений, процессов истории Карелии;
-Формируется осознание важности
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты культуры как средства коммуникации
важнейших
событий
истории
Карелии; и самовыражения.
представлять культурное наследие Карелии;
-Вырабатывается
навык
работать с историческими документами по региональной самостоятельного решения проблемы,
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
уважительного отношения к чужому
анализировать историческую информацию по истории мнению.
Карелии, представленную в разных исторических источниках и
знаковых
системах
(текст,
карта,
таблица,
схема,
аудиовизуальный ряд);
соотносить иллюстративный материал с историческими
событиями истории Карелии, ее основными персоналиями.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события истории Карелии и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в
сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов
по истории Карелии.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в

6

Карелия
период
революции
Гражданской
войны

информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для
широкого
переноса средств и способов действия.
в Предметные
Выпускник научится:
и рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть
мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии
из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических
событий, явлений, процессов истории Карелии;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших
событий
истории
Карелии;
представлять культурное наследие Карелии;
работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических источниках и
знаковых
системах
(текст,
карта,
таблица,
схема,
аудиовизуальный ряд);
соотносить иллюстративный материал с историческими
событиями истории Карелии, ее основными персоналиями.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события истории Карелии и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов
по истории Карелии;

Воспитывается
уважительное
отношение
к
общечеловеческим
ценностям.
- Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров.
- Развивается навык сотрудничества,
умение критически мыслить.
Повышается
мотивация
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности.

6

характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем региональной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность
оценок российскими и зарубежными историческими деятелями
характера
и
значения
социальных
реформ,
внешнеполитических событий, войн и революционных
процессов в истории Карелии.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия.
Карелия в 1920– Предметные
1930-е гг.
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть
мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии
из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических
событий, явлений, процессов истории Карелии;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших
событий
истории
Карелии;
представлять культурное наследие Карелии;
работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических источниках и
знаковых
системах
(текст,
карта,
таблица,
схема,

- Воспитывается гражданственность,
национальная идентичность, развитие
мировоззренческих
убеждений
учащихся на основе осмысления ими
исторически
сложившихся
культурных,
религиозных,
этнонациональных
традиций,
нравственных
и
социальных
установок, идеологических доктрин. - Развиваются способности понимать
историческую
обусловленность
явлений и процессов современного
мира,
определять
собственную
позицию
по
отношению
к
окружающей реальности, соотносить
свои
взгляды
и
принципы
с

6

аудиовизуальный ряд).
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события истории Карелии и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов
по истории Карелии.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия.
Карелия в годы Предметные
Второй мировой Выпускник научится:
и
Великой рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть
Отечественной
мирового исторического процесса;
войн
знать основные даты и временные периоды истории Карелии
из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических
событий, явлений, процессов истории Карелии;
работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических источниках и
знаковых
системах
(текст,
карта,
таблица,
схема,
аудиовизуальный ряд);
соотносить иллюстративный материал с историческими

исторически
мировоззренческими
формирование
мышления.

возникшими
системами,
исторического

- Воспитывается чувство гордости,
патриотизм на примере мужества,
проявленного советским народом в
годы Великой Отечественной войны;
показать, что в годы войны на защиту
страны
поднялся
весь
многонациональный народ.
Формируется
понимание
античеловеческой
сущности
радикальных политических течений и
идеологий.
- На примере мужества и героизма
советских людей в годы войны
формируются нравственные качества
личности
гражданина
России,

событиями истории Карелии, ее основными персоналиями;
патриота своей Родины.
ориентироваться в дискуссионных вопросах региональной
истории ХХ века и существующих в науке их современных
версиях и трактовках;
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события истории Карелии и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов
по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем региональной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность
оценок российскими и зарубежными историческими деятелями
характера
и
значения
социальных
реформ,
внешнеполитических событий, войн и революционных
процессов в истории Карелии.

3

Карелия
первое

Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия.
в Предметные
Формируется
Выпускник научится:
мышление, умение

критическое
анализировать

послевоенное
десятилетие

рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть
мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии
из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических
событий, явлений, процессов истории Карелии;
работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических источниках и
знаковых
системах
(текст,
карта,
таблица,
схема,
аудиовизуальный ряд);
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события истории Карелии и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов
по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем региональной истории.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого

разные точки зрения на историческое
событие.
- Развиваются навыка сотрудничества,
умение критически мыслить.
Повышение
мотивации
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности.

4

переноса средств и способов действия.
Карелия в 1960- Предметные
1980-е гг.
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть
мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии
из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических
событий, явлений, процессов истории Карелии;
работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических источниках и
знаковых
системах
(текст,
карта,
таблица,
схема,
аудиовизуальный ряд);
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события истории Карелии и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов
по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем региональной истории.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного

- Развиваются способности понимать
историческую
обусловленность
явлений и процессов современного
мира,
определять
собственную
позицию
по
отношению
к
окружающей реальности, соотносить
свои
взгляды
и
принципы
с
исторически
возникшими
мировоззренческими
системами,
формирование
исторического
мышления.
- Развиваются навыки сотрудничества,
умение критически мыслить.
Повышается
мотивация
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности.

5

суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия.
Карелия
- Предметные
субъект России
Выпускник научится:
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую часть
мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды истории Карелии
из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических
событий, явлений, процессов истории Карелии;
работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических источниках и
знаковых
системах
(текст,
карта,
таблица,
схема,
аудиовизуальный ряд);
оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события истории Карелии и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль
Карелии в российском и мировом сообществе;
определять место и время создания исторических документов
по истории Карелии;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем региональной истории.
Метапредметные
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;

Воспитывается
уважительное
отношение
к
общечеловеческим
ценностям.
- Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров.
- Развивается навык сотрудничества,
умение критически мыслить.
Повышается
мотивация
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности.

5

находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия.
История Карелии с древнейших времен до XIX века, 11 класс (34
Введение.
Выпускник научится:
Источники
по
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую
истории Карелии
часть
мирового
исторического
процесса;
Карелия
в
– знать основные даты и временные периоды истории
древности
Карелии из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность
исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
–
характеризовать место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших событий
истории Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд).
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать
исторические события истории Карелии и мировой истории,
выделять ее общие черты и национальные особенности и
понимать роль Карелии в
российском и мировом
сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в
сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических
документов по истории Карелии;
– характеризовать современные версии и трактовки

часов)
- Воспитывается уважение к своему
народу, чувство
ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
-Привлекается внимание к проблеме
человеколюбия и добросердечия.
-Формируется осознание важности
культуры как средства коммуникации
и самовыражения.

важнейших проблем региональной истории.

8

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач,
в
том
числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию
с разных позиций,
распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий.
Карельская
Выпускник научится:
земля и Великий
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую
Новгород. XI–XV
часть
мирового
исторического
процесса;
вв.
– знать основные даты и временные периоды истории
Карелии из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность

- Воспитывается уважение к своему
народу, чувство
ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
-Привлекается внимание к проблеме

исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
–
характеризовать место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших событий
истории Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд);
– соотносить иллюстративный материал с историческими
событиями истории Карелии, ее основными персоналиями;
– составлять описание исторических объектов и памятников
Карелии на основе текста, иллюстраций, макетов, интернетресурсов.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать
исторические события истории Карелии и мировой истории,
выделять ее общие черты и национальные особенности и
понимать роль Карелии в
российском и мировом
сообществе;
– определять место и время создания исторических
документов по истории Карелии;
– характеризовать современные версии и трактовки
важнейших проблем региональной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность
оценок российскими и зарубежными историческими
деятелями характера и значения социальных реформ,
внешнеполитических событий, войн и революционных
процессов в истории Карелии
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель

человеколюбия и добросердечия.
-Формируется осознание важности
культуры как средства коммуникации
и самовыражения.

достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач,
в
том
числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию
с разных позиций,
распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические
средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в
отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя

7

Карелия
в
составе России в
XVI–XVII вв.

из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий.
Выпускник научится:
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую
часть
мирового
исторического
процесса;
– знать основные даты и временные периоды истории
Карелии из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность
исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
–
характеризовать место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших событий
истории Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать
исторические события истории Карелии и мировой истории,
выделять ее общие черты и национальные особенности и
понимать роль Карелии в
российском и мировом
сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в
сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических
документов по истории Карелии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;

- Воспитывается уважение к своему
народу, чувство
ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
Воспитывается
уважительное
отношение
к
общечеловеческим
ценностям.
- Привлекается внимание к проблеме
осмысления ценностных ориентиров.
- Развивается навык сотрудничества,
умение критически мыслить.

сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач,
в
том
числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию
с разных позиций,
распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические
средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения
с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств.
Карелия в XVIII Выпускник научится:
–
первой
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую
половине XIX в.
часть
мирового
исторического
процесса;
– знать основные даты и временные периоды истории
Карелии из раздела дидактических единиц;
–

10

- Воспитывается уважение к своему
народу, чувство
ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.

–
определять последовательность и длительность
исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;
– работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд);
– оценивать роль личности в истории Карелии.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать
исторические события истории Карелии и мировой истории,
выделять ее общие черты и национальные особенности и
понимать роль Карелии в
российском и мировом
сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад Карелии в
сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических
документов по истории Карелии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач,
в
том
числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые

-Привлекается внимание к проблеме
человеколюбия и добросердечия.
-Формируется осознание важности
культуры как средства коммуникации
и самовыражения.
-Вырабатывается
навык
самостоятельного решения проблемы,
уважительного отношения к чужому
мнению.

4

(учебные и познавательные) задачи;
– использовать
различные
модельно-схематические
средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в
отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий.
Карелия
во Выпускник научится:
второй половине
–
рассматривать историю Карелии как неотъемлемую
XIXв.
часть
мирового
исторического
процесса;
– знать основные даты и временные периоды истории
Карелии из раздела дидактических единиц;
–
определять последовательность и длительность
исторических событий, явлений, процессов истории
Карелии;
–
характеризовать место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших событий
истории Карелии;
– представлять культурное наследие Карелии;

- Воспитывается уважение к своему
народу, чувство
ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
- Развитие навыков сотрудничества,
умение критически мыслить.
Повышение
мотивации
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности.

– работать с историческими документами по региональной
истории, сравнивать их, давать им общую характеристику;
- анализировать историческую информацию по истории
Карелии, представленную в разных исторических
источниках и знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд);
– соотносить иллюстративный материал с историческими
событиями истории Карелии, ее основными персоналиями;
– составлять описание исторических объектов и памятников
Карелии на основе текста, иллюстраций, макетов, интернетресурсов;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в
дискуссии по тематике региональной истории.
Выпускник получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать
исторические события истории Карелии и мировой истории,
выделять ее общие черты и национальные особенности и
понимать роль Карелии в
российском и мировом
сообществе;
– характеризовать современные версии и трактовки
важнейших
проблем
региональной
истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность
оценок российскими и зарубежными историческими
деятелями характера и значения социальных реформ и
революционных процессов в истории Карелии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
– оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели в деятельности, собственной жизни
и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– сопоставлять полученный результат деятельности с

поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач,
в
том
числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию
с разных позиций,
распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий.

Тематическое планирование курса «История Карелии», 10 класс
№

1
2
3
4
5

6
7-8

9

10

11

12

13
14

15
16

17

18
19

Тема

Кол-во
д/з
часов
Карелия в начале ХХв. (5 ч.)
Карелия в начале ХХ века. Общая
1
конспект
характеристика.
Революционное движение в Карелии в 19051
§20-21
1907 гг.
Наш край в условиях думской монархии.
1
§20-21
Культура. Народное образование. Библиотеки.
1
§16-17
Печать.
Культура.
Изобразительное
искусство.
1
Изучение музейной
Народное зодчество.
экспозиции НМ РК
Карелия в период революции и Гражданской войны (6 ч.)
Наш край в революции 1917 г.
§24
Музейное занятие "Создание карельской
2
Анализ
трудовой коммуны"
исторических
источников
Утверждение советской власти в Карелии.
1
§25, исторические
Первые мероприятия Советской власти и
документы
отношение к ним населения. Анохин Петр
Федорович.
Иностранная интервенция и Гражданская
1
§26-27
война в крае. Столкновение интересов
различных государств на Севере России.
Военные действия на территории края.
1
Лекционный
материал, анализ
исторических
документов
Карелия в 1920-1930 –е гг. (6 ч.)
Проблема национально-государственного
1
§28, музейная
самоопределения. Образование Карельской
выставка
Трудовой Коммуны.
Возрождение хозяйства республики в условиях
1
§29
новой экономической политики.
Особенности индустриализации и
1
§30
коллективизации в Карелии. Проблема
трудовых ресурсов, социальное и правовое
положение трудящихся.
Общественно-политическая жизнь.
1
§31
Социально-демографические изменения.
1
Лекционный
материал, учебник
стр.222-225
Культурное развитие в 1920-1930-е годы.
1
Лекционный
Языковая политика.
материал
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (6 ч.)
Советско-финляндская война 1939-1940 гг.
1
§34, документы
после параграфа
Начало Великой Отечественной войны на
1
§35
территории Карелии

20
21
22
23
24

25
26
27

28

29
30
31
32

33
34

35

Карельский прифронтовой тыл.
1
§36
Оккупационный режим. Война в тылу
1
§37
противника.
Освобождение Карелии.
1
§38
Переход к мирной жизни.
1
§39
Карелия в первое послевоенное десятилетие (3 ч.)
Карелия в первое послевоенное десятилетие:
1
§40
Последствия войны. Возрождение
промышленности и транспорта.
Послевоенная деревня.
1
§41
Повседневная жизнь людей после войны.
1
§42
Карелия в 1960-1980-е гг. (4 ч.)
Карелия в конце 1950-х - 1980-е годы.
1
§43
Перемены в политическом устройстве и
хозяйственном управлении.
Социально-экономическое положение в
1
§44
республике в конце 1960 - первой половине
1980-х годов.
Общественно-политическая жизнь.
1
§45
Республика Карелия в условиях перестройки.
1
§46
Карелия – субъект России (5 ч.)
Карелия на современном этапе. Переход к
1
§47
рыночным отношениям.
Карелия на современном этапе. Либерализация
1
§47, стр.343-347,
общественной жизни.
документы после
параграфа
Республика Карелия в начале XXI века.
1
§48, документы
после параграфа
Культура Карелии со второй половины ХХ
1
§49, документы
века до наших дней. Развитие образования и
после параграфа
науки.
Культура Карелии со второй половины ХХ
1
§50
века до наших дней. Литература и искусство.

Тематическое планирование курса «История Карелии», 11 класс
№

1
2
3

4
5

6

7

8-9
10
11
12

13

14

15

16
17
18
19
20
21

Тема

Кол-во
д/з
часов
Источники по истории Карелии Карелия в древности (5 ч.)
Источники по Истории Карелии. Начало
1
§1, конспект
заселения территории края.
Поселения эпохи людей в эпоху мезолита.
1
§2
Характеристика археологических культур на
1
конспект
территории древней Карелии. Памятники
эпохи мезолита в Карелии.
Поселения эпохи раннего металла и железного
1
Учебник стр. 13-15
века. Саами.
Музейное занятие. Карелия в древности.
1
Изучение музейной
Карельские петроглифы.
экспозиции НМ РК,
подготовить отчет о
музейном занятии.
Карельская земля и Великий Новгород. XI-XV вв. (8 ч.)
Карельская земля и ее соседи. Хозяйственное
1
§3-4
освоение Карелии. Промысловая колонизация.
Торговля.
Присоединение Карелии к Новгородской
1
§5
республике. Крещение веси и корелы.
Погосты.
Крестьянское освоение края и зарождение
2
§6
новых этнических общностей.
Обонежский ряд. Корельская земля. Корела.
1
учебник стр.37-39
Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV
1
§7
вв.
Отражение агрессии Швеции в XII в. Новая
1
§7, работа с
война со Швецией и Ореховецкий мирный
историческими
договор. Противостояние Москве.
документами стр.4446
Карельская земля и Великий Новгород XI-XIV
1
Отчет по итогам
вв. (музейное занятие)
музейного занятия.
Карелия в составе России XVI-XVII (7 ч.)
Социально-экономические преобразования в
1
Учебник стр.47-49,
крае начале XVI вв. Крестьяне и горожане.
исторические
документы.
Административные и военные преобразования
1
§8
в крае начале XVI вв. Реформы местного
управления. Военная реформа. Помещики и
своеземцы.
Карелия при Иване Грозном. Местное
1
Учебник стр.54-56
самоуправление.
Опричнина и первая шведская интервенция.
1
Учебник стр.56-61
Карелия в «Смутное время».
1
§10
Наш край во второй половине XVII в.
1
§11
Культура и быт края в XIV-XVII вв.
1
§12
Карелия в XVIII - первой половине XIX (10 ч.)
Участие жителей края в Северной войне.
1
§13

Петрозаводская слобода.
1
Карелия в Петровскую эпоху (музейное
1
занятие)
24
Карелия в середине и второй половине XVIII в.
1
Деятельность олонецких заводов и рудников.
25
Экономическое развитие края во второй
1
половине XVIII.
26
Административные преобразования.
1
Г.Р.Державин – первый губернатор края.
27
Карелия в первой половине XIX в. Олонецкое
1
воинство в Отечественной войне. (музейное
занятие)
28
Экономическое развитие края в первой
1
половине XIX в.
29-30 Культура и быт края
2
Карелия во второй половине XIX в. (4 ч.)
31-32 Реформы 1860-1870-х гг.
2
33-34 Социально-экономическое развитие края в
2
пореформенный период.
22
23

§13
Отчет по итогам
музейного занятия
§14, стр.87-89
§14, стр.89-90
§14, стр.91-92
Отчет по итогам
музейного занятия
§15
§16-17
§18
§19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».