Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» Принят на НМС протокол № 10 от 23.04.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №1» _____________ А.В. Гуденко 16 мая 2022 г Пояснительная записка к учебному плану 5 – 9 классов основной общеобразовательной программы основного общего образования, обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку по иностранному языку. МОУ «Лицей №1» Петрозаводского городского округа на 2022 - 2023 учебный год Учебный план составлен в соответствии с: - Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС); - примерной основной образовательной программой основного общего образования; - методическими рекомендациями по составлению учебного плана основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализуемых в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия, на 2022/2023 учебный год, подготовленными Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО Республики Карелия «Карельский институт развития образования» - санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - требованиями к организации образовательного процесса санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Уставом МОУ «Лицей №1» - лицензией на право образовательной деятельности: 10Л01 № 0007001, выданной Министерством образования Республики Карелия, регистрационный № 2434 от 19 февраля 2015 г. В 2022/2023 учебном году 5 классы работают по ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287, и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образовании (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022). Учебный план основной общеобразовательной программы определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план: — фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; — регламентирует перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию. Учебный план 5 - 9 классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на: — увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; — введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса; — внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в лицее. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся, лицеем используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Режим работы - 6-дневная учебная неделя. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает определённую примерным учебным планом максимальную учебную нагрузку. Продолжительность учебного года составляет 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Продолжительность урока - 45 минут. Обучение ведётся на русском языке, организуется только в первую смену. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по четвертям, в конце учебного года по всем предметам учебного плана выставляются годовые оценки. В качестве контроля знаний и выявления уровня обученности обучающихся используются следующие формы промежуточной аттестации: итоговые контрольные работы, диагностические контрольные работы, тестовые задания, защита курсовых работ, защита проектов, защита творческих работ, защита рефератов, зачеты, комплексные проверочные работы и т.д. Формы текущей аттестации учитель определяет самостоятельно с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных технологий. Предметное наполнение учебного плана и логика его построения: - отражают цели и задачи государственной политики в области образования; - создают каждому обучающему условия для развития и самоопределения; - удовлетворяют образовательные потребности обучающихся и их родителей; - учитывают региональные и социокультурные потребности; - в нем рационально сбалансированы федеральный и лицейский компоненты. По следующим предметам предусмотрено деление класса на группы: - иностранный язык; - технология; - информатика и ИКТ; - физика (во время практических занятий); - химия (во время практических занятий). Часть, формируемая участниками образовательных отношений используется для увеличения учебного времени при реализации основной общеобразовательной программы, обеспечивающей дополнительную углубленную подготовку по предметам данного профиля. В 5-9 классах на углубленное изучение иностранного языка выделяется дополнительные часы. Элективные курсы по математике в 5-9 классах направлены на решение жизненных задач, на отработку и закрепление практических навыков по предмету «Математика». Внутри предмета «Математика» (9 класс) модульно реализуются курсы алгебры и геометрии. В 7-8 классе изучается 2 предмета: алгебра и геометрия. Предмет «История России. Всеобщая история» представлен модулями «История России» и «Всеобщая история». Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) реализуется за счет изучения тем, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания, через программы учебных предметов и курсов других предметных областей. А также, за счет включения занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность, в программу воспитания и социализации обучающихся. Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений обучающихся. Элективный курс по русскому языку «Анализ текста» в 9 классе формирует у обучающихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения, поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся к ОГЭ по русскому языку. Организация индивидуальной, групповой работы и проектно-исследовательской деятельности осуществляется внутри профильных предметов. При планировании компонента образовательного учреждения были изучены интересы и потребности обучающихся и их родителей.