РП_ЭК 7 класс_ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №192-осн 28.08.2024
директор МОУ «Лицей №1»
________________ Гуденко А.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса

«Химия. Введение в предмет. 7 класс»
Составители:
Воробьева М. Н.
Гурина Д.М.
Петрозаводск, 2024

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Химия. Введение в предмет. 7 класс» учебного предмета «Химия»
основного общего образования рассчитана на обучающихся 7 классов.
Программа рассчитана на 51 ч, 1,5 часа в неделю. Учебник: Химия. Введение в предмет. 7 класс УМК
В. В. Лунина В. В. Еремин, А. А. Дроздов, «Просвещение», 2023 г. Рабочая программа соответствует
общим требованиям, требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Цель курса: сформировать устойчивый интерес к дальнейшему изучению учебного предмета
«Химия».
Обучающиеся получат возможность осмыслить место химии среди естественнонаучных дисциплин,
познакомиться с предметом изучения химии, изучить основные наиболее важные химические теории
и за коны, а также посмотреть на мир объектов материального мира глазами химика.
Отправной точкой для данного курса явился ранее изученный материал естественнонаучных учебных
предметов — биологии, географии, физики, а также математики. Через обобщение ранее изученного
выстраивается содержание данного курса, изучение которого призвано существенно повысить
качество достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования (далее — ООП ООО) в части учебного предмета «Химия», изучение
которого отнесено к 8 и 9 классам.

Химия входит в число естественных наук, изучающих природные явления, внешние
по отношению к человеку. В центре внимания химии находятся вещества, их свойства и

превращения, а также вытекающее из свойств применение. Поэтому изучение химии имеет
как фундаментальные цели построения единой естественнонаучной картины мироздания,
так и сугубо практические, связанные с применением конкретных веществ в технике,
промышленности, сельском хозяйстве и в быту.
Важнейшими содержательными линиями школьного курса химии могут быть условно
названы «Вещество», «Химическая реакция», «Применение веществ» и «Язык химии». Блок
«Вещество» включает знания о веществах: составе, строении и свойствах, в том числе анализ
биологической активности и токсичности.
Блок «Химическая реакция» предусматривает знакомство с признаками протекания
химических реакций и правилами записи уравнений химических реакций.
Блок «Применение веществ» несет в себе информацию об областях применения
соединений, логически вытекающую из анализа свойств веществ (блок «Вещество»), так как
именно свойства веществ определяют их применение.
Блок «Язык химии» включает в себя важнейшие понятия и термины химии, а также
химическую номенклатуру. В этот блок также входят важнейшие теории и концепции —
атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, Периодический закон Д. И. Менделеева.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Патриотическое воспитание: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной.
Гражданское воспитание: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Духовнонравственное воспитание: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде
Эстетическое воспитание: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Сформированность ценности
здорового и безопасного образа жизни.
Трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с химией.

Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний при решении задач в области
окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД Базовые логические действия: умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Базовые исследовательские действия: умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Регулятивные УУД Самоорганизация, выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях, используя полученные знания; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых химических знаний об изучаемом
объекте иди явлении; делать выбор и брать ответственность за решение.
Предметные результаты
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях
и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы

многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать
жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически
безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды. Формирование умений
устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами,
происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от
состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств. Приобретение опыта
использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при
проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и
приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Содержание учебного предмета 7 КЛАСС (51 час, 1,5 часа в неделю)
Введение (3 ч) Из чего состоит мир
Природа. Физические тела. Явления природы. Естествознание. Естественные науки.
Предмет изучения химии. Место химии среди естественных наук. Объекты живой и
неживой природы. Уровни организации неживой и живой материи.
Тема 1. От атома до вещества (15 ч)
Атом — наименьшая частица вещества. Неизменность атомов в химических превращениях.
Химический элемент. Символы атомов химических элементов. Ядерная реакция. Происхождение
элементов. Простые вещества. Сложные вещества (химические соединения). Химическая формула.
Числовой индекс. Открытие химических элементов. Атомы устойчивые и неустойчивые. Круговороты
атомов химических элементов в природе (кислорода, азота и углерода). Фотосинтез как один из путей
круговорота углерода. Распределение атомов химических элементов в космосе (Вселенной, нашей
Галактике, Солнечной системе) и на Земле. Водород и гелий — самые распространенные элементы во
Вселенной. Кислород — самый распространенный элемент на Земле. Наиболее распространенные
элементы в разных частях Земли. Химические элементы в живых организмах: элементы жизни, макрои микроэлементы. Биологически активные вещества. Устойчивые (стабильные) и неустойчивые
(радиоактивные) химические элементы. Радиоактивный распад. Радиоактивность. Изотопы.
Применение неустойчивых (радиоактивных) атомов. Цепная реакция. Атомная энергия. Жизнь и
деятельность А. А. Беккереля. Элементарные частицы (протоны, нейтроны и электроны), их основные
характеристики — масса и заряд. Ядро атома. Массовое число. Взаимосвязь массового числа с числом
протонов и нейтронов. Атомная единица массы. Порядковый номер элемента. Электронная оболочка

атома. Жизнь и деятельность Э. Резерфорда. Химический элемент как совокупность атомов, имеющих
одинаковый заряд ядра. Сравнительный состав изотопов водорода и углерода. Способы обозначения
изотопов. История создания Периодической системы химических элементов. Периодичность.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система. Жизнь и деятельность Д. И.
Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева. Длинный и короткий варианты Периодической
системы Д. И. Менделеева. Периоды: короткие и длинные. Группы, главные и побочные подгруппы.
Информация о химическом элементе, содержащаяся в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Жизнь и деятельность Н. Бора. Молекула. Понятие о химической связи. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения, их характеристика. Строение молекул. Модели молекул: шаростержневые
и масштабные. Молекулярная масса. Примеры веществ молекулярного строения: перекись водорода,
молекулярный водород, молекулярный кислород, озон, молекулярный азот, молекулярный иод, вода,
аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт (этиловый спирт), глицерин, уксус (уксусная
кислота), глюкоза, сахар (сахароза). Агрегатные состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное)
и их характеристика. Строение воды в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические
и аморфные вещества. Физические процессы: плавление, кристаллизация, испарение, конденсация,
сублимация (возгонка). Физические свойства вещества (температура плавления и температура
кипения). Кристаллы. Кристаллическая решетка. Ионы. Кристаллическая решетка поваренной соли.
Формы кристаллов различных веществ (куб, октаэдр, додекаэдр, ромбоэдр, столбчатые и пластинчатые
кристаллы). Сростки. Друзы. Дендриты. Классификация веществ по составу. Индивидуальные
(чистые) вещества и смеси. Простые вещества. Сложные вещества (химические соединения).
Металлы и неметаллы, их свойства. Неорганические и органические вещества. Основные классы
неорганических веществ: оксиды, кислоты (соляная, серная, азотная, угольная, фосфорная), соли,
основания. Щелочи. Физические и химические явления. Химическая реакция. Реагенты и продукты

реакции. Закон сохранения массы. Уравнение химической реакции. Коэффициенты. Признаки
химических реакций: изменение цвета, образование осадка, выделение газа, выделение или
поглощение тепла, возникновение света. Демонстрации Периодическая система Д. И. Менделеева.
Образцы веществ молекулярного и немолекулярного строения. Модели некоторых простых молекул
(вода, углекислый газ, кислород, водород). Плавление воска (парафина) как пример физического
явления. Кипение воды как пример физического явления. Кристаллическая решетка хлорида натрия.
Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и смесей (растворы,
гранит). Знакомство с образцами оксидов, кислот, солей, оснований. Горение восковой (парафиновой)
свечи как пример химического явления. Появление окраски фенолфталеина в присутствии щелочи
(известковой воды) как химическое явление. Помутнение известковой воды при действии углекислого
газа как химическое явление. Реакции, демонстрирующие признаки химических реакций:
взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в кислой среде, взаимодействие хлорида
натрия с нитратом серебра, взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой, взаимодействие
хлорида аммония с гидроксидом натрия, горение магния.
Тема 2. Экспериментальная работа с веществами (10 ч)
Растворение. Растворитель. Раствор. Растворимость. Насыщенный раствор. Массовая доля
(процентная концентрация) растворенного вещества. Лабораторная посуда: пробирки, химические
стаканы, колбы (плоскодонные с шаровидным и коническим туловом), воронки, цилиндры, мензурки,
пипетки, шпатели, ложки, ступки с пестиками, выпарительные чашки. Фильтрование. Фильтры.
Изготовление фильтра. Материалы для фильтров. Значение фильтрования в повседневной жизни.
Нагревание. Способы нагревания. Кальцинация. Оборудование для нагревания: газовые печи,
электрические печи, электроплитки, газовые горелки и спиртовки. Выпаривание. Лабораторное

оборудование для выпаривания: газовая горелка, электроплитка, выпарительная фарфоровая чашка,
водяная баня. Дистилляция (перегонка). Дистилляторы. Дистиллированная вода. Кристаллизация.
Особенности роста кристаллов. Демонстрации Растворы медного купороса различной концентрации.
Образцы фильтров. Оборудование для нагревания: электроплитки, газовые горелки и спиртовки.
Нагревание жидкостей в стакане и в пробирке. Выделение хлорофилла из зеленого листа при
обработке его горячим этиловым спиртом. Кристаллизация нитрата калия при охлаждении его
насыщенного раствора.
Лабораторные опыты
Лабораторный опыт 1. Приготовление раствора поваренной соли.
Лабораторный опыт 2. Приготовление раствора медного купороса.
Лабораторный опыт 3. Разделение смеси песка и поваренной соли фильтрованием. Лабораторный
опыт 4. Нагревание на электроплитке.
Лабораторный опыт 5. Строение пламени свечи.
Лабораторный опыт 6. Кристаллизация калийной селитры.
Тема 3. Вещества вокруг нас (10 ч)
Воздух. Атмосфера Земли. Химический состав воздуха. Свойства воздуха. Влажность. Кислород —
самый активный компонент воздуха. Горение веществ в кислороде. Окисление кислородом
органических веществ — источник энергии живых организмов. Разделение воздуха на азот и

кислород. Применение кислорода. Состав воздуха древней Земли. Появление кислорода в атмосфере
Земли. Качество воздуха. Токсичные вещества в воздухе. Озон.
Вода — самое распространенное на Земле сложное вещество. Круговорот воды на Земле. Агрегатные
состояния воды. Пресная вода. Дистиллированная вода. Вода — основной компонент всех живых
организмов. Вода в организме человека. Роль воды в промышленности и сельском хозяйстве. Строение
молекулы воды. Молекула воды как диполь. Водородная связь и ее влияние на физические свойства
воды. Вода — важнейший растворитель.
Углекислый газ: состав и строение молекулы. Агрегатные состояния и физические свойства
углекислого газа. Растворимость углекислого газа в воде. Угольная кислота. Химическая активность
углекислого газа. Роль углекислого газа в природе. Углекислый газ — «парниковый газ». Рост
содержания углекислого газа в атмосфере. Процессы, приводящие к выделению углекислого газа в
атмосферу. Качественная реакция на углекислый газ.
Поваренная соль — хлорид натрия. Физические свойства поваренной соли. Значение поваренной соли
для живых организмов. Нахождение поваренной соли в природе. Применение поваренной соли.
Каменная соль (галит), ее добыча. Поваренная соль в морской воде и соляных озерах. Самосадочная
соль. Классификация поваренной соли по степени чистоты и по степени измельченности.
Иодированная пищевая соль.
Глюкоза — самый известный представитель углеводов. Формула глюкозы. Физические свойства
глюкозы. Растворимость глюкозы в воде. Применение глюкозы в кондитерской промышленности.
Глюкоза — основной источник энергии живых организмов. Аэробное и анаэробное окисление

глюкозы. Гликоген и крахмал как источники глюкозы в живых организмах. Брожение и его применение
для получения пищевых продуктов.
Минералы. Горные породы. Химический состав минералов: кварца, кальцита, магнетита (магнитного
железняка), родонита. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Глина, песок,
известняк, мрамор: состав, свойства, применение. Известь негашеная и гашеная: получение и
применение. Известковая вода и известковое молоко.
Природный газ, его состав. Метан: состав молекулы, свойства и применение. Нефть: состав, свойства,
применение. Последствия разлития нефти на водных поверхностях морей и океанов. Переработка
нефти: перегонка и крекинг. Продукты переработки нефти и их применение. Нефть, природный и
сланцевый газ, бурый и каменный уголь, торф: их образование и залегание в земной коре. Антрацит.
Коксование угля. Продукты коксования (кокс, каменноугольная смола и светильный (коксовый) газ) и
их применение. Применение торфа.
Демонстрации
Демонстрационный опыт «Кислород из таблеток».
Качественная реакция на углекислый газ.
Кристаллическая решетка хлорида натрия.
Образцы глюкозы, сахарозы, крахмала.
Коллекция «Минералы и горные породы».
Коллекция «Раздаточные образцы полезных ископаемых и металлов».

Коллекция «Кварц в природе».
Приготовление известковой воды.
Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Коллекция «Торф и продукты его переработки».
Тема 4. Знакомство с материалами (8 ч)
Металлы. Представители металлов — железо, медь, алюминий, цинк, олово, свинец, серебро, золото,
платина, ртуть. Окисление кислородом воздуха. Свойства металлов. Пластичность. Тягучесть. Сплавы
(дуралюмин, чугун, сталь, латунь и бронза): состав, свойства, применение. Промышленная добыча
металлов из руд: получение цинка из цинковой обманки и чугуна из железной руды. Металлы,
находящиеся в природе в самородном виде: золото и платина. Применение металлов.
Стекла как аморфные тела. Кварцевое и силикатное стекло: состав, получение, свойства. Получение
высокохудожественных изделий ручным выдуванием из стекла. Окраска стекол ионами металлов.
Смальты — глушеные (непрозрачные) стекла. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Применение
стекол. Керамика (фарфор и фаянс): способ получения, свойства. Глазурь. Применение керамики.
Полимеры. Образование полимеров из мономеров. Макромолекула. Виды полимеров: пластики
(полиэтилен, полипропилен, поликарбонаты, тефлон, полиэтилентерефталат), эластомеры (каучуки,
резина), полимерные волокна. Особенности получения полимеров, их применение. Синтетические и
природные полимеры.

Демонстрации
Коллекция «Алюминий и его сплавы».
Коллекция «Железо и его сплавы».
Коллекция «Раздаточные образцы полезных ископаемых и металлов».
Коллекция «Чугун и сталь».
Коллекция «Стекло и изделия из стекла».
Коллекция образцов фарфора, фаянса, обожженной глины.
Коллекция «Пластмассы».
Коллекция «Каучук и продукты его переработки».
Коллекция «Волокна».
Типы расчетных задач
1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ.
2. Составление формулы вещества по атомным процентам и соотношению масс элементов. 3.
Вычисление атомной и массовой доли элемента по химической формуле на примере воды. 4.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе
Темы практических работ

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности»
Практическая работа 2. Простейшие химические операции.
Практическая работа 3. Правила работы со спиртовкой. Нагревание жидкостей.

Тематическое планирование уроков химии в 7 классе
№

Наименование раздела

Всего часов

1
2
3

Введение
От атома до вещества
Экспериментальная работа
с веществами
Вещества вокруг нас
Знакомство с материалами
Решение задач
итого

3
15
10

4
5
6

10
8
4
51

В том числе В том числе
контр. раб
прак. раб
1
1
2
1
2

3

Тематическое планирование курса «Химия.Введение в предмет. 7 класс» учебного предмета
«Химия» на уровне основного общего образования из расчета 1,5 ч в неделю
(всего 51ч, из них 2 ч — резервное время)
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

Тема урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
1

Введение.
Из чего
состоит мир

Природа. Физические тела.
Явления природы. Естество­
знание. Естественные науки.
Предмет изучения химии.
Место химии среди естествен­
ных наук.
Объекты живой и неживой
природы. Уровни организации
неживой и живой материи

Раскрывать смысл понятий «природа»,
«физические тела», «явления природы»,
«естествознание», «естественные науки».
Характеризовать предмет изучения
химии.
Демонстрировать понимание места химии
среди естественных наук.
Характеризовать объекты живой и нежи­
вой природы и уровни их организации

1

Методы
изучения
естествозн
ания.

Наблюдение и эксперимент
как методы изучения
естествознания и химии.
Наблюдение как основной
метод познания
окружающего мира. Условия
проведения наблюдения.
Гипотеза. Эксперимент.
Вывод

1

П/р № 1
«Знакомств
ос
лабораторн
ым
оборудован
ием.
Правила
техники
безопасност
и при
работе в
химическо
м
кабинете».

Лаборатория и оборудование. Знать правила техники безопасности при
работе в кабинете химии.

Пользоваться лабораторным
оборудованием и посудой.

ТЕМА 1. ОТ АТОМА ДО ВЕЩЕСТВА (15 ч)
1

Вечные атомы

Атом — наименьшая частица
вещества. Неизменность ато­

Раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «химический элемент»,

Продолжение табл.

Тема урока

Основное содержание темы

мов в химических превращени­
ях. Химический элемент.
Символы атомов химических
элементов. Ядерная реакция.
Происхождение элементов.
Простые вещества. Сложные
вещества (химические соедине­
ния). Химическая формула.
Числовой индекс. Открытие
химических элементов. Атомы
устойчивые и неустойчивые.
Круговороты атомов химиче­
ских элементов в природе
(кислорода, азота и углерода).
Фотосинтез как один из путей
круговорота углерода

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

«простое вещество», «сложное веще­
ство», «химическая формула», используя
знаковую систему химии.
Различать понятия «атом» и «химиче­
ский элемент».
Называть химические элементы и запи­
сывать символы важнейших химических
элементов.
Различать простые и сложные вещества.
Называть химические формулы веществ.
Определять состав веществ по их форму­
лам.
Демонстрировать понимание деления
атомов на устойчивые и неустойчивые.
Демонстрировать представление о круго­
воротах атомов химических элементов
в природе.
Характеризовать фотосинтез как состав­
ную часть круговорота углерода

1

Атомы
в космосе,
на Земле
и в организме

Распределение атомов химиче­
ских элементов в космосе
(Вселенной, нашей Галактике,
Солнечной системе) и на Земле.
Водород и гелий — самые рас­
пространенные элементы во
Вселенной. Кислород — самый
распространенный элемент на
Земле. Наиболее распростра­
ненные элементы в разных
частях Земли. Химические эле­
менты в живых организмах:
элементы жизни, макро­ и
микроэлементы. Биологически
активные вещества

Демонстрировать знание наиболее распро­
страненных элементов нашей Вселенной
и планеты Земля.
Сравнивать распространенность водорода,
гелия, кислорода и других элементов
на планете Земля и во Вселенной.
Демонстрировать понимание термина
«биологически активные вещества».
Классифицировать химические элементы
в живых организмах на элементы жизни,
макро­ и микроэлементы

1

Неустойчи­
вые атомы

Устойчивые (стабильные) и
неустойчивые (радиоактивные)
химические элементы. Радио­
активный распад. Радиоактив­
ность. Изотопы. Применение
неустойчивых (радиоактив­
ных) атомов. Цепная реакция.
Атомная энергия. Жизнь и
деятельность А. А. Беккереля

Раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «химический элемент»,
используя знаковую систему химии.
Определять понятия «радиоактивный
распад», «радиоактивность», «атомная
энергия».
Раскрывать смысл понятия «изотопы».
Характеризовать применение неустойчи­
вых (радиоактивных) атомов.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и деятельности
А. А. Беккереля

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

Тема урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

1

Как устроен
атом

Элементарные частицы (прото­
ны, нейтроны и электроны), их
основные характеристики —
масса и заряд. Ядро атома.
Массовое число. Взаимосвязь
массового числа с числом про­
тонов и нейтронов. Атомная
единица массы. Порядковый
номер элемента. Электронная
оболочка атома. Жизнь и
деятельность Э. Резерфорда

Раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «химический элемент»,
используя знаковую систему химии.
Раскрывать смысл понятий «элементар­
ные частицы», «протоны», «нейтроны»,
«электроны», «ядро атома», «массовое
число», «атомная единица массы»,
«порядковый номер элемента»,
«электронная оболочка атома».
Определять число протонов, нейтронов и
электронов в конкретном атоме (изотопе).
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и деятельности
Э. Резерфорда

1

Изотопы

Химический элемент как сово­
купность атомов, имеющих
одинаковый заряд ядра.
Сравнительный состав изото­
пов водорода и углерода.
Способы обозначения
изотопов

Раскрывать смысл основных химиче­
ских понятий «атом», «химический
элемент», используя знаковую систему
химии.
Раскрывать смысл понятий «изотопы»,
«элементарные частицы», «протоны»,
«нейтроны».

Характеризовать и сравнивать изотопы
водорода и углерода.
Демонстрировать знание способов
обозначения изотопов
1

История соз­
дания Перио­
дической
системы
химических
элементов

История создания Периодиче­
ской системы химических эле­
ментов. Периодичность. Перио­
дический закон Д. И. Менделе­
ева. Периодическая система.
Жизнь и деятельность
Д. И. Менделеева.
Демонстрации
Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева

Демонстрировать знание истории созда­
ния Периодической системы химических
элементов.
Раскрывать смысл понятия
«периодичность».
Раскрывать смысл Периодического
закона Д. И. Менделеева.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и деятельности
Д. И. Менделеева.
Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии

1

Структура
Периодиче­
ской системы

Периодическая система
Д. И. Менделеева. Длинный
и короткий варианты Периоди­
ческой системы Д. И. Менделе­
ева. Периоды: короткие и длин­
ные. Группы, главные и побоч­
ные подгруппы. Информация
о химическом элементе, содер­
жащаяся в Периодической си­
стеме Д. И. Менделеева. Жизнь
и деятельность Н. Бора.

Раскрывать смысл понятия
«Периодическая система».
Описывать строение длинного и коротко­
го вариантов Периодической системы
Д. И. Менделеева.
Характеризовать химический элемент
на основе информации, содержащейся в
Периодической системе Д. И. Менделеева.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и деятельности
Н. Бора.

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

1

Тема урока

Атомы
соединяются
в молекулы

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Демонстрации
Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева

Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии

Молекула. Понятие о химиче­
ской связи. Вещества молеку­
лярного и немолекулярного
строения, их характеристика.
Строение молекул. Модели
молекул: шаростержневые
и масштабные. Молекулярная
масса. Примеры веществ моле­
кулярного строения: перекись
водорода, молекулярный водо­
род, молекулярный кислород,
озон, молекулярный азот, мо­
лекулярный иод, вода, аммиак,
углекислый газ, фуллерен,
метан, этилен, спирт (этиловый
спирт), глицерин, уксус
(уксусная кислота), глюкоза,
сахар (сахароза).

Раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «химический элемент»,
«молекула», используя знаковую систему
химии.
Раскрывать смысл понятия «химическая
связь».
Раскрывать различие между веществами
молекулярного и немолекулярного
строения.
Приводить примеры веществ
молекулярного строения.
Описывать строение молекул по их
моделям.
Называть химические элементы.
Определять состав веществ (качественный
и количественный) по их формулам.
Вычислять относительную молекулярную
массу веществ.

1

Газы, жидко­
сти и твердые
вещества

Демонстрации
Образцы веществ молекуляр­
ного и немолекулярного
строения.
Модели некоторых простых
молекул (вода, углекислый газ,
кислород, водород)

Составлять формулы веществ по атомным процентам и соотношению масс
элементов.
Называть молекулярные вещества по их
формулам: перекись водорода, молекулярный водород, молекулярный кислород,
озон, молекулярный азот, молекулярный
иод, вода, аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт (этиловый
спирт), глицерин, уксус (уксусная
кислота), глюкоза, сахар (сахароза).
Наблюдать демонстрируемые модели
молекул.
Делать выводы по результатам
проведенных наблюдений

Агрегатные состояния веще­
ства (твердое, жидкое, газо­
образное) и их характеристи­
ка. Строение воды в твердом,
жидком и газообразном
состоянии. Кристаллические
и аморфные вещества.
Физические процессы: плавле­
ние, кристаллизация, испаре­
ние, конденсация, сублимация
(возгонка). Физические свой­
ства вещества (температура
плавления и температура
кипения).

Описывать свойства твердых, жидких,
газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки.
Раскрывать смысл понятий «кристалли­
ческие вещества», «аморфные вещества»,
«физические свойства».
Определять понятия «температура
плавления», «температура кипения».
Приводить примеры кристаллических
и аморфных веществ.
Характеризовать физические процессы:
плавление, кристаллизацию,
испарение, конденсацию, сублимацию
(возгонку).

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

Тема урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Демонстрации
Плавление воска (парафина)
как пример физического
явления.
Кипение воды как пример
физического явления

Характеризовать зависимость
физических свойств веществ от строения
веществ.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов

1

Кристалличе­
ская структу­
ра вещества

Кристаллы. Кристаллическая
решетка. Ионы. Кристалличе­
ская решетка поваренной соли.
Формы кристаллов различных
веществ (куб, октаэдр, доде­
каэдр, ромбоэдр, столбчатые
и пластинчатые кристаллы).
Сростки. Друзы. Дендриты.
Демонстрации
Кристаллическая решетка
хлорида натрия

Определять понятия «ион», «кристаллы»,
«кристаллическая решетка».
Демонстрировать знание о формах
кристаллов различных веществ.
Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных наблюдений

2

Классифика­
ция веществ

Классификация веществ
по составу. Индивидуальные

Выявлять различия между
индивидуальным веществом и смесью.

3

Превращения
веществ —

(чистые) вещества и смеси.
Простые вещества. Сложные
вещества (химические
соединения).
Металлы и неметаллы, их свой­
ства. Неорганические и органи­
ческие вещества. Основные
классы неорганических
веществ: оксиды, кислоты
(соляная, серная, азотная,
угольная, фосфорная), соли,
основания. Щелочи.
Демонстрации
Образцы индивидуальных
веществ (металлы, неметаллы,
сложные вещества) и смесей
(растворы, гранит).
Знакомство с образцами
оксидов, кислот, солей,
оснований

Приводить примеры индивидуальных
веществ и смесей из повседневной жизни.
Раскрывать смысл основных химических
понятий «простое вещество», «сложное
вещество», используя знаковую систему
химии.
Классифицировать вещества на простые
и сложные, металлы и неметаллы,
неорганические и органические.
Характеризовать свойства металлов
и неметаллов.
Приводить примеры веществ простых
и сложных, металлов и неметаллов,
неорганических и органических.
Классифицировать неорганические веще­
ства на оксиды, кислоты, соли, основания.
Характеризовать основные классы неорга­
нических веществ: оксидов, кислот,
оснований, солей.
Называть соединения изученных
классов неорганических веществ.
Наблюдать демонстрируемые образцы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных наблюдений

Физические и химические
явления. Химическая реакция.

Раскрывать смысл понятий «хими­
ческие явления», «физические явления».

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

Тема урока

химические
реакции

Основное содержание темы

Реагенты и продукты реакции.
Закон сохранения массы. Урав­
нение химической реакции.
Коэффициенты. Признаки хи­
мических реакций: изменение
цвета, образование осадка,
выделение газа, выделение или
поглощение тепла, возникнове­
ние света.
Демонстрации
Горение восковой (парафино­
вой) свечи как пример химиче­
ского явления. Появление
окраски фенолфталеина в при­
сутствии щелочи (известковой
воды) как химическое явление.
Помутнение известковой воды
при действии углекислого газа
как химическое явление.
Реакции, демонстрирующие
признаки химических реак­
ций: взаимодействие перманга­
ната калия с сульфитом натрия

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Определять понятия «реагенты»,
«продукты реакции».
Различать химические и физические
явления.
Раскрывать смысл основных химических
понятий «химическая формула», «хими­
ческая реакция», используя знаковую
систему химии.
Раскрывать смысл закона сохранения
массы веществ.
Называть признаки и условия протекания
химических реакций.
Выявлять признаки, свидетельствующие
о протекании химической реакции
при выполнении химического опыта.
Составлять уравнения химических
реакций по схемам реакций.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов

в кислой среде, взаимодействие
хлорида натрия с нитратом
серебра, взаимодействие карбо­
ната натрия с соляной кисло­
той, взаимодействие хлорида
аммония с гидроксидом натрия,
горение магния
ТЕМА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ВЕЩЕСТВАМИ (10
ч)
2

Растворение

Растворение. Растворитель.
Раствор. Растворимость. Насы­
щенный раствор. Массовая
доля (процентная концентра­
ция) растворенного вещества.
Лабораторная посуда: пробир­
ки, химические стаканы, кол­
бы (плоскодонные с шаровид­
ным и коническим туловом),
воронки, цилиндры, мензурки,
пипетки, шпатели, ложки,
ступки с пестиками,
выпарительные чашки.
Демонстрации
Растворы медного купороса
различной концентрации.
Лабораторная посуда.
Лабораторный опыт 1. Приго­
товление раствора поваренной
соли.

Раскрывать смысл понятий
«растворение», «раствор».
Определять понятия «растворитель»,
«растворимость», «насыщенный раствор».
Различать и называть химическую посу­
ду: пробирки, химические стаканы, кол­
бы, воронки, цилиндры, мензурки, пипет­
ки, шпатели, ложки, ступки с пестиками,
выпарительные чашки.
Вычислять массовую долю растворенного
вещества в растворе.
Пользоваться лабораторным
оборудованием и посудой.
Использовать на практике приемы
приготовления раствора.
Наблюдать демонстрируемые растворы
и лабораторную посуду.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их с помощью родного
языка и языка химии.

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

Тема урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Лабораторный опыт 2. Приго­
товление раствора медного
купороса

Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы
при проведении опытов

1

Практическая работа
№2.
Простейшие
химические
операции

Переливание жидкости.
Отбор жидкости с помощью
стеклянной трубочки

Использовать на практике приемы пере­
ливания жидкости и отбора жидкости
с помощью стеклянной трубочки.
Демонстрировать знание различной
химической посуды.
Пользоваться лабораторным оборудовани­
ем и посудой.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы
при проведении опытов

2

Фильтрова­
ние

Фильтрование.
Фильтры.
Изготовление фильтра.
Материалы для фильтров.

Определять понятия «фильтрование»,
«фильтры».
Демонстрировать знание различной
химической посуды.

1

Нагревание

Значение фильтрования
в повседневной жизни.
Демонстрации
Образцы фильтров.
Лабораторный опыт 3. Разде­
ление смеси песка и поварен­
ной соли фильтрованием

Изготовлять фильтр из фильтровальной
бумаги.
Пользоваться лабораторным оборудовани­
ем и посудой.
Использовать на практике прием
фильтрования.
Наблюдать демонстрируемые материалы.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их с помощью родного
языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы
при проведении опытов

Нагревание. Способы нагрева­
ния. Кальцинация. Оборудова­
ние для нагревания: газовые
печи, электрические печи,
электроплитки, газовые
горелки и спиртовки.
Демонстрации
Оборудование для нагревания:
электроплитки, газовые горел­
ки и спиртовки. Нагревание
жидкостей в стакане и в про­
бирке. Выделение хлорофилла
из зеленого листа при обработ­
ке его горячим этиловым
спиртом.

Определять понятия «нагревание»,
«кальцинация».
Демонстрировать знание различных
способов нагревания.
Различать и называть оборудование для
нагревания: газовые печи, электрические
печи, электроплитки, газовые горелки
и спиртовки.
Нагревать вещества на электроплитке.
Пользоваться лабораторным оборудовани­
ем и посудой.
Описывать строение пламени свечи.
Наблюдать оборудование для нагревания.
Наблюдать демонстрируемые и самостоя­
тельно проводимые опыты и описывать их

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

1

Тема урока

Выпаривание
и кристалли­
зация

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Лабораторный опыт 4. Нагре­
вание на электроплитке.
Лабораторный опыт 5. Строе­
ние пламени свечи

с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы
при проведении опытов

Выпаривание. Лабораторное
оборудование для выпаривания:
газовая горелка, электроплит­
ка, выпарительная фарфоровая
чашка, водяная баня. Дистил­
ляция (перегонка). Дистиллято­
ры. Дистиллированная вода.
Кристаллизация. Особенности
роста кристаллов.
Демонстрации
Оборудование для нагревания:
электроплитки, газовые
горелки и спиртовки. Кристал­
лизация нитрата калия при
охлаждении его насыщенного
раствора.

Определять понятия «выпаривание»,
«дистилляция», «кристаллизация».
Различать и называть оборудование для
выпаривания: газовую горелку, электро­
плитку, выпарительную фарфоровую
чашку, водяную баню.
Характеризовать особенности роста
кристаллов.
Нагревать вещества на электроплитке.
Использовать на практике прием
кристаллизации.
Демонстрировать знание различной
химической посуды.
Пользоваться лабораторным
оборудованием и посудой.

1

Практическая
работа №3.
Правила рабо ты
со спиртов кой.
Нагревание
жидкостей

Лабораторный опыт 6. Кри­
сталлизация калийной
селитры

Наблюдать оборудование для
нагревания. Наблюдать
демонстрируемые и самостоя­ тельно
проводимые опыты и описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведен­ ных наблюдений и
химических опытов.
Соблюдать правила безопасной
работы при проведении опытов

Правила работы со спиртовкой.
Нагревание жидкостей.
Правила нагревания
жидкостей

Демонстрировать знание правил
работы со спиртовкой и правил
нагревания жидкостей.
Описывать строение спиртовки.
Нагревать жидкости на пламени
спиртов­ ки, зажигать и тушить
спиртовку.
Демонстрировать знание
различной химической посуды.
Пользоваться лабораторным
оборудовани­ ем и посудой.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их с помощью
родного языка и языка химии.
Соблюдать правила безопасной
работы при проведении опытов

2

Некоторые
способы
разделения
смесей.

Адсорбция. Устройство
противогаза. Дистилляция, или
перегонка. Дистиллированная
вода и её получение. Флотация.

Демонстрировать знание
различной химической посуды.

серы из смеси с речным песком.

Соблюдать правила безопасной
работы при проведении опытов

Пользоваться лабораторным
оборудованием и посудой
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их с помощью
Лабораторные опыты. Флотация родного языка и языка химии.

ТЕМА 3. ВЕЩЕСТВА ВОКРУГ НАС (10 ч)
2

Воздух
и кислород

Воздух. Атмосфера Земли.
Химический состав воздуха.

Характеризовать состав воздуха
древней Земли.

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

Тема урока

Основное содержание темы

Свойства воздуха. Влажность.
Кислород — самый активный
компонент воздуха. Горение
веществ в кислороде. Окисле­
ние кислородом органических
веществ — источник энергии
живых организмов. Разделе­
ние воздуха на азот и кисло­
род. Применение кислорода.
Состав воздуха древней Земли.
Качество воздуха. Токсичные
вещества в воздухе. Озон.
Демонстрации
Демонстрационный опыт
«Кислород из таблеток»

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Объяснять появление кислорода
в атмосфере Земли.
Описывать способ разделения воздуха
на кислород и азот.
Характеризовать свойства воздуха в срав­
нении со свойствами входящих в него
индивидуальных веществ.
Характеризовать физические и химиче­
ские свойства простого вещества —
кислорода.
Характеризовать применение кислорода.
Приводить примеры токсичных веществ
в воздухе.
Оценивать влияние химического загряз­
нения окружающей среды на организм
человека.
Использовать приобретенные знания
для экологически грамотного поведения
в окружающей среде.
Объективно оценивать информацию
о веществах и химических процессах.
Критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной

рекламе в средствах массовой
информации.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов
1

Вода

Вода — самое распростра­
ненное на Земле сложное
вещество. Круговорот воды на
Земле. Агрегатные состояния
воды. Пресная вода. Дистилли­
рованная вода. Вода — основ­
ной компонент всех живых
организмов. Вода в организме
человека. Роль воды в промыш­
ленности и сельском хозяйстве.
Строение молекулы воды.
Молекула воды как диполь.
Водородная связь и ее влияние
на физические свойства воды.
Вода — важнейший раство­
ритель

Определять понятия «пресная вода»,
«дистиллированная вода».
Характеризовать физические свойства
воды.
Раскрывать роль воды в организме
человека, промышленности и сельском
хозяйстве.
Вычислять атомную и массовую долю
элемента по химической формуле
на примере воды.
Раскрывать смысл понятия «водородная
связь».
Устанавливать причинно-следственные
связи между строением воды и ее физическими свойствами

1

Решение задач

Массовая доля элемента

Вычислять атомную и массовую долю
элемента по химической формуле

1

Углекислый
газ

Углекислый газ: состав и строе­
ние молекулы. Агрегатные
состояния и физические
свойства углекислого газа.

Характеризовать состав и строение моле­
кулы, важнейшие физические и химиче­
ские свойства углекислого газа и его роль
в природе.

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

1

Тема урока

Поваренная
соль

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Растворимость углекислого
газа в воде. Угольная кислота.
Химическая активность угле­
кислого газа. Роль углекислого
газа в природе. Углекислый
газ — «парниковый газ». Рост
содержания углекислого газа в
атмосфере. Процессы, приводя­
щие к выделению углекислого
газа в атмосферу. Качественная
реакция на углекислый газ.
Демонстрации
Качественная реакция
на углекислый газ

Оценивать влияние химического загряз­
нения окружающей среды на организм
человека.
Объективно оценивать информацию
о веществах и химических процессах.
Использовать приобретенные знания
для экологически грамотного поведения
в окружающей среде.
Распознавать опытным путем углекислый
газ.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов

Поваренная соль — хлорид
натрия. Физические свойства
поваренной соли. Значение
поваренной соли для живых
организмов. Нахождение
поваренной соли в природе.
Применение поваренной соли.

Характеризовать нахождение в природе,
состав, физические свойства, применение
и значение поваренной соли для живых
организмов.
Классифицировать поваренную соль по
степени чистоты и по степени измельчен­
ности.

1

Глюкоза

Каменная соль (галит), ее
добыча. Поваренная соль
в морской воде и соляных
озерах. Самосадочная соль.
Классификация поваренной
соли по степени чистоты и по
степени измельченности. Иоди­
рованная пищевая соль.
Демонстрации
Кристаллическая решетка
хлорида натрия

Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов

Глюкоза — самый известный
представитель углеводов.
Формула глюкозы. Физические
свойства глюкозы. Раствори­
мость глюкозы в воде. Примене­
ние глюкозы в кондитерской
промышленности. Глюкоза —
основной источник энергии
живых организмов. Аэробное и
анаэробное окисление глюкозы.
Гликоген и крахмал как источ­
ники глюкозы в живых организ­
мах. Брожение и его примене­
ние для получения пищевых
продуктов.
Демонстрации
Образцы глюкозы, сахарозы,
крахмала

Характеризовать качественный и коли­
чественный состав молекулы глюкозы,
ее физические и химические (горение
и брожение) свойства, применение
и нахождение в природе.
Раскрывать значение глюкозы для живых
организмов.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

1

Тема урока

Минералы
и горные
породы

Основное содержание темы

Минералы. Горные породы.
Химический состав минера­
лов: кварца, кальцита, магне­
тита (магнитного железняка),
родонита. Горные породы:
магматические, осадочные,
метаморфические. Глина,
песок, известняк, мрамор:
состав, свойства, применение.
Известь негашеная и гашеная:
получение и применение.
Известковая вода и известко­
вое молоко.
Демонстрации
Коллекция «Минералы и гор­
ные породы». Коллекция «Раз­
даточные образцы полезных
ископаемых и металлов».
Коллекция «Кварц в природе».
Приготовление известковой
воды

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Различать понятия «минералы», «горные
породы».
Характеризовать химический состав,
свойства и применение минералов:
кварца, кальцита, магнетита (магнитного
железняка), родонита, серы, золота,
меди.
Определять понятия «магматические
горные породы», «осадочные горные
породы», «метаморфические горные
породы».
Характеризовать химический состав,
свойства и применение горных пород:
глины, песка, известняка, мрамора.
Наблюдать демонстрируемые материалы,
опыты и описывать их с помощью родного
языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

2

Горючие
вещества: газ,
нефть, уголь

Природный газ, его состав.
Метан: состав молекулы, свой­
ства и применение. Нефть:
состав, свойства, применение.
Последствия разлития нефти
на водные поверхности морей
и океанов. Переработка нефти:
перегонка и крекинг. Продук­
ты переработки нефти и их
применение. Нефть, природ­
ный и сланцевый газ, бурый
и каменный уголь, торф: их об­
разование и залегание в земной
коре. Антрацит. Коксование
угля. Продукты коксования
(кокс, каменноугольная смола
и светильный (коксовый) газ)
и их применение. Применение
торфа.
Демонстрации
Коллекция «Нефть и продукты
ее переработки».
Коллекция «Каменный уголь
и продукты его переработки».
Коллекция «Торф и продукты
его переработки»

Характеризовать образование и залегание
в земной коре природного газа, сланцево­
го газа, нефти, каменного угля, торфа.
Характеризовать состав молекулы,
свойства и применение метана.
Характеризовать состав, свойства и при­
менение нефти, каменного угля и торфа.
Характеризовать основные направления
использования и переработки нефти,
природного газа и каменного угля.
Определять понятия «перегонка»,
«крекинг», «коксование».
Приводить примеры практического
использования продуктов переработки
природного газа, нефти и каменного угля.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Демонстрировать понимание последствий
разлития нефти на водные поверхности
морей и океанов.
Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

Продолжение табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

Тема урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

ТЕМА 4. ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛАМИ (8 ч)
2

Металлы
и сплавы

Металлы. Представители ме­
таллов — железо, медь, алюми­
ний, цинк, олово, свинец, сере­
бро, золото, платина, ртуть.
Окисление кислородом возду­
ха. Свойства металлов. Пла­
стичность. Тягучесть. Сплавы
(дуралюмин, чугун, сталь,
латунь и бронза): состав, свой­
ства, применение. Промыш­
ленная добыча металлов из
руд: получение цинка из цин­
ковой обманки и чугуна из же­
лезной руды. Металлы, находя­
щиеся в природе в самородном
виде: золото и платина.
Применение металлов.
Демонстрации
Коллекция «Алюминий и его
сплавы».

Характеризовать нахождение в природе,
получение, свойства и области примене­
ния металлов.
Приводить приметы простых веществ —
металлов.
Характеризовать состав, свойства и при­
менение наиболее известных сплавов.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

Коллекция «Железо и его
сплавы».
Коллекция «Раздаточные
образцы полезных ископаемых
и металлов».
Коллекция «Чугун и сталь»
2

Стекло

Стекла как аморфные тела.
Кварцевое и силикатное стек­
ло: состав, получение, свой­
ства. Получение высокохудо­
жественных изделий ручным
выдуванием из стекла. Окраска
стекол ионами металлов.
Смальты — глушеные (непро­
зрачные) стекла. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.
Применение стекол.
Демонстрации
Коллекция «Стекло и изделия
из стекла»

Характеризовать состав, получение,
свойства, применение кварцевого
и силикатного стекла.
Характеризовать состав цветных стекол.
Описывать химические реакции, лежа­
щие в основе получения силикатного
стекла.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и деятельности
М. В. Ломоносова.
Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

2

Керамика

Керамика (фарфор и фаянс):
способ получения,
свойства. Глазурь. Применение
керамики.

Характеризовать получение, свойства,
применение керамики (фарфора, фаянса).
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.

Окончание табл.
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему

2

Тема урока

Полимеры

Основное содержание темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Демонстрации
Коллекция образцов фарфора,
фаянса, обожженной глины

Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

Полимеры. Образование поли­
меров из мономеров. Макро­
молекула. Виды полимеров:
пластики (полиэтилен, поли­
пропилен, поликарбонаты,
тефлон, полиэтилентерефта­
лат), эластомеры (каучуки,
резина), полимерные волокна.
Особенности получения
полимеров, их применение.
Синтетические и природные
полимеры.
Демонстрации
Коллекция «Пластмассы».
Коллекция «Каучук и продук­
ты его переработки».
Коллекция «Волокна»

Определять понятия «мономер»,
«полимер», «макромолекула».
Объяснять связь строения полимера
с его свойствами.
Описывать состав, свойства, способы
получения и применения изученных
полимерных материалов: пластмасс,
волокон, эластомеров.
Различать синтетические и природные
полимеры.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

Тема 5. Решение задач (5 часов)

3

Решение задач

1.Вычисление
относительной
молекулярной массы веществ.
2. Составление формулы вещества по
атомным процентам и соотношению
масс элементов. 3. Вычисление
атомной и массовой доли элемента по
химической формуле на примере
воды. 4. Вычисление массовой доли
растворенного вещества в растворе

Вычислять относительную
молекулярную массу веществ.
Вычислять массовую долю
растворенного вещества в растворе.

1

Обобщающее повторение

Выполнение упражнений, по
зволяющих
систематизировать и
обобщить полученные знания
по курсу

Осуществлять познавательную
рефлексиюв отношении собственных
достижений в процессе решения
учебных и познаватель­ных задач

1

Итоговая контрольная
работа

Контроль знаний по курсу

Осуществлять познавательную
рефлексиюв отношении собственных
достижений в процессе решения
учебных и познаватель ных задач

УМК пропедевтического курса «Химия. Введение в предмет. 7 класс» учебного
предмета «Химия» на уровне основного общего образования
1. Пропедевтический курс «Химия. Введение в предмет. 7 класс» с электронным
приложением (авторы: В. В. Еремин, А. А. Дроздов, В. В. Лунин). — М.: Дрофа, 2020.
2. Рабочая программа пропедевтического курса «Химия. Введение в предмет. 7
класс» учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования к УМК
по химии В. В. Еремина, А. А. Дроздова, В. В. Лунина и методические рекомендации
по ее составлению (авторы: В. В. Еремин,А. А. Дроздов, Э. Ю. Керимов). — М.:
Дрофа, 2020.
3. Методическое пособие к пропедевтическому курсу В. В. Еремина, А. А.
Дроздова, В. В. Лунина «Химия. Введение в предмет. 7 класс»: методическое
пособие / В. В. Ере­ мин, А. А. Дроздов, Э. Ю. Керимов, В. И. Махонина, О. Ю.
Симонова, И. В. Еремина. — М.: Дрофа, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».