УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАССМОТРЕНА научно-методическим советом протокол № 1 от «26» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНА Приказом № 206/1/осн от «17»с е н т я б р я 2024 г. Директор МОУ «Лицей №1» ___________________А.В.Гуденко Рабочая программа дополнительного образования ENGLISH STARTER социально-гуманитарной направленности Возраст обучающихся – 7-8 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель программы: Дегтярева НВ., Лепченко Н.Н., педагоги дополнительного образования _____________ Программа прошла экспертизу Руководитель кафедры _____________/_Иванова Н.Н. 28 августа 2024 г. г. Петрозаводск 2024 Пояснительная записка Обучение иностранному языку, начинается в первом классе с ознакомительного курса. С помощью изучения иностранного языка у учащихся закладываются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважения к языку и культуре других народов, для развития коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности при общении с людьми из других стран. Обучение иностранному языку в первом классе ведет к дальнейшему развитию умений понимать устную и письменную речь на иностранном языке, участвовать в учебных иноязычных играх, обмениваться репликами при проигрывании ситуаций общения. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю ( 30 часов в год в зависимости от начала занятий) во внеурочное время для дополнительного образования учащихся первых классов. В основе программы заложена необходимость обучения учащихся первых классов разговорной речи. Программа по английскому языку для 1 класса, как дополнительная платная услуга, состоит из следующих частей: Пояснительная записка. Учебный план. Содержание программы. Методическое обеспечение. Список литературы. Приложение. Осуществление практических целей предполагает: - формирование элементарных умений монологической и диалогической речи, - отработку всех звуков английского языка, работу над интонацией. Учебный план 1 КЛАСС (30 ч) Тематическое планирование Знакомство: с одноклассниками, учителем, персонажами учебника, имя, возраст. Приветствие, прощание: с использованием типичных фраз английского речевого этикета. (3 ч) октябрь Знакомство с алфавитом (буквы, звуки, слова, предложения) 9 ч ноябрь-январь Характеристика учебной деятельности учащихся Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела). Участие в подвижных играх. Используют мимику и жесты в случаях, когда не хватает языковых средств. УУД Коммуникативные слушать собеседника, умение реагировать на вопросы собеседника, строить понятные для партнера высказывания, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные осознанно строить сообщения в устной форме. Регулятивные Работать по предложенному учителем плану, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, пользоваться правилами поведения. Уважать иную культуру, не допускать оскорбления. Воспроизводят Коммуникативные графически и слушать собеседника, каллиграфически умение реагировать на корректно все буквы вопросы собеседника, английского алфавита строить понятные для (полупечатным партнера шрифтом). высказывания, Различают на слух и проявлять активность адекватно произносят во взаимодействии для все звуки решения английского языка, коммуникативных и слова определённой познавательных задач. тематики. Познавательные Содержание воспитательного потенциала уроков Воспитывать уважение и культуру своего поведения и толерантного отношения к стране изучаемого языка. Развивается опыт общения при составлении и разыгрывании диалогов при работе в парах. Вырабатывается личностное отношение. Воспитывается умение слушать друг друга. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Используют мимику и жесты в случаях, когда не хватает языковых средств. Цифры. Счёт до 10. Решение математических примеров. (4 ч) февраль Цвета. (4 ч) март Участие в языковых играх, разыгрывание диалога, счет предметов. Выполнение гимнастики под рифмовку, обратный счет от 10. Решение математических примеров. осознанно употреблять слова и словосочетания в устной форме. Регулятивные Работать по предложенному учителем плану, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные слушать собеседника, умение реагировать на вопросы собеседника, строить понятные для партнера высказывания, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные осознанно употреблять слова и словосочетания в устной форме, решение примеров с использованием английских слов. Регулятивные Работать по предложенному учителем плану, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Разыгрывание Коммуникативные сценок, участие в слушать собеседника, играх. умение реагировать на Участие в подвижных вопросы собеседника, играх. строить понятные для Рисование животных партнера фломастерами, высказывания, карандашами. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные осознанно употреблять слова и словосочетания в устной форме по теме «Цвета». Регулятивные Повышается мотивация к изучению особенностей жизни в других странах, через изучение традиций. Привлекается внимание к проблеме толерантности. Работать по предложенному учителем плану, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Животные (домашние и дикие животные) (5 ч) апрель Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения. Игровые ситуации по теме «Зоопарк». Проектная деятельность «Моё любимое животное». Коммуникативные слушать собеседника, умение реагировать на вопросы собеседника, строить понятные для партнера высказывания, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные осознанно употреблять слова и словосочетания в устной форме по теме «Животные». Регулятивные Работать по предложенному учителем плану, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспитывается умение пользоваться правилами поведения. Я и моя семья: члены семьи, их имена. (5 ч) май Знакомство со словами по теме «Семья», исполнение песен, составление дерева семьи в виде проекта. Игры со словами. Коммуникативные слушать собеседника, умение реагировать на вопросы собеседника, строить понятные для партнера высказывания, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные осознанно употреблять слова и словосочетания в устной форме по теме «Семья». Регулятивные Работать по предложенному учителем плану, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспитывается любовь и уважение к культуре своей стране и культуре изучаемого языка. Расписание занятий: Понедельник — 14.15 — 15.00 1 А Вторник -13.30-14.10 — 1 В Вторник 14. 15 — 15.00 -1 Д Среда 14.15-15.00 — 1 Б Четверг 14.15-15.00 — 1 Г Содержание программы Языковой материал : Фонетический Овладение всеми звуками английского языка в потоке связной речи, интонацией простых повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Овладение произношением “s” в формах множественного числа существительных и притяжательных конструкциях. Лексический. Овладение примерно 50 лексическими единицами Овладение фоновой лексикой, включающей в себя имена людей, названия некоторых стран. Овладение лексикой, обозначающей названия животных, числительных, цвета, действий, прилагательных, и др. Грамматический. Овладение неопределенным и определенным артиклями имен существительных, Овладение структурами с глаголами to be, Выражение единственного и множественного числа имен существительных, Овладение вопросительными формами: What’s this? Is it a ball? How old are you? How are you? How many? What colour? Prepositions of place, Овладение глаголами to be, to like, to have got, can. Овладение прилагательными big, little. Тематика устно-речевого общения, соотнесенная с требованиями стандарта 1) Личная и общественная жизнь: All about me, numbers 1-10, parts of face and body, I can do. 2) Мир вокруг нас: Animals, food, colours. Основные темы курса: 1) Слова, связанные с буквами английского алфавита 2) Животные 3) Цвета 4) Еда (фрукты, сладости) 5) Числительные 1-10 6) Части лица, тела 7) Игрушки 8) Мебель 9) Движения (бегать, прыгать, лазать, видеть) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА Данный курс обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иной культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире; формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу; Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей; формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры; усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации; сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации. Предметные результаты: А. В сфере коммуникативной компетенции: языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические); говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей); аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся); письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец); социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет). Б. В познавательной сфере: формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов); умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных монологических высказывание по изученной тематике; осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля. В. В ценностно-ориентационной сфере: восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми; ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни; Г. В эстетической сфере: знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества; формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций; развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения. Д. В трудовой сфере: умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении. В процессе реализации курса у выпускника начальной школы будут достигнуты определённые личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык». У первоклассника будет сформировано уважительное отношение к иной культуре других народов; будут сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; будут развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. В процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования будут достигнуты определённые метапредметные результаты. Выпускники начальной школы 1) овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) сформируют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) будут готовы слушать собеседника и вести диалог; 5) будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; В процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования будут достигнуты определённые предметные результаты. Выпускники начальной школы 1) освоят начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширяя таким образом лингвистический кругозор; 2) сформируют дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Коммуникативные умения Говорение Выпускник научится: • участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах; • рассказывать о себе, своей семье, друге. Выпускник получит возможность научиться: • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора. Аудирование Выпускник научится: • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное. Выпускник получит возможность научиться: • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение Выпускник научится: • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом. Выпускник получит возможность научиться: • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. Письмо Выпускник научится: • выписывать из текста слова, словосочетания и предложения. Выпускник получит возможность научиться: Языковые средства и навыки оперирования ими Графика, каллиграфия, орфография Выпускник научится: • воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); • пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём; • отличать буквы от знаков транскрипции. Выпускник получит возможность научиться: • сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: • различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков; • соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе. Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать интонацию перечисления. Лексическая сторона речи Выпускник научится: • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики курса. Выпускник получит возможность научиться: • узнавать простые словообразовательные элементы; • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: • распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений; • распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым артиклем; существительные в единственном и множественном числе; глагол-связку to be; личные, притяжательные местоимения; прилагательные в положительной степени; количественные (до 10) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения пространственных отношений. Выпускник получит возможность научиться: • узнавать сложносочинённые предложения с союзом and. Методическое обеспечение курса На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Педагогические технологии Игровые технологии Здоровье сберегающие технологии Технология портфолио Виды и формы контроля освоения программы Устный опрос, письменное выполнение проверочных заданий репродуктивного и творческого характера. Материально-техническое обеспечение образовательной программы Кабинеты оснащены проекторами, компьютерами для освоения данной программы. Используется раздаточный и наглядный материалы, также видео и аудио сопровождения, учебный комплект для учащихся (цветные карандаши, тетради, ручки, простые карандаши). Организационные условия реализации программы Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа детей до 15 человек, продолжительность 1 занятия 45 мин. Санитарно-гигиенические требования Занятия проводятся в хорошо проветриваемом и хорошо освещённом кабинете. Учитываются возрастные особенности детей через эмоционально-психологические разгрузки, смена видов деятельности. Работа с родителями Индивидуальные консультации с родителями по уровню освоения программы детьми, рекомендации, индивидуальные подходы. Класс 1 Учебное пособие Starlight Alphabet Book.(электронный вариант) Starlight Starter ЭОР (электронно-образовательные ресурсы): LearningApps, wordwall.com, Liveworksheets.com. Список литературы Иностранные языки. Программно-методические материалы для школ и классов с углубленным изучением английского, немецкого, французского испанского языков – М,: Просвещение, 2005. Starlight alphabet book – М: Просвещение, 2011(электронный вариант) Книга для учителя (приложение к электронному изданию Starlight alphabet book) Starlight Starter Student's book - М: Просвещение, 2013(электронный вариант) Starlight Starter Workbook - М: Просвещение, 2013(электронный вариант) Приложение Тематическое планирование курса № Тема урока Буквы алфавита Лексика Грамматик а 1 Знакомство Hello! I am...... (имя) 2 Здравствуйте, Я — Анна. A, b, c Ant, bat, cap 3 Цвета 1 A, b, c Red, yellow, blue, green, blue 4 Это Флора — Цветок. D, e, f Duck, elf, flower 5 Цвета 2 D, e , f Black, white, grey, orange 6 Это цветы! Счёт до 10. D, e , f One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten 7. Где шляпа? G, h, i Ghost, hat, iguana, table, house, pencil case, chair, cupboard 8 Цвета 3 G, h, i Pink, purple, brown Характеристика основных видов деятельности обучающихся To be (I am) Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела). Разыгрывание A green cap сценки, участие в играх. Участие в подвижных играх. Рисование животных фломастерами, To be (it is), карандашами. it is a green Участие в языковых играх, разыгрывание flower диалога, счет предметов. Выполнение гимнастики под рифмовку, обратный счет от 10. Воспроизводят графически и Plurals (a каллиграфически flower корректно все буквы flowers) английского алфавита (полупечатным шрифтом). Различают на слух и адекватно произносят все Prepositions звуки английского языка, of place(on, слова определённой in, under) тематики. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Используют мимику и жесты в случаях, когда не хватает Prepositions языковых средств. of place(on, in, under) An orange iguana on the table УУД (универ сальны е учебны е действи я) Содерж ание воспита тельног о потенци ала уроков Коммун икатив ные слушать собесед ника, умение реагиро вать на вопросы собесед ника, строить понятны е для партнер а высказы вания, проявля ть активно сть во взаимод ействии для решени я коммун икативн ых и познава тельных задач. Познав ательн ые — соотнос ить графиче ский образ Воспит ывается уважени ек друзьям из других стран. Вырабат ывается личност ное отношен ие к культур е своей страны Развивае тся опыт общения при составле нии и разыгры вании диалого в при работе в парах. Воспит ывается умения слушать и 9 Привидение в доме G, h, i Prepositions of place(on, in, under) An orange iguana on the table. 10 У ягуара есть мяч J, k, l 11 У меня есть мяч J, k, l 12 У меня есть красный мяч J, k, l All the colours 13 Большой мяч M, n, o Mouse, nut, orange, big, small 14 Я — смешной монстр M, n, o Head, nose, eyes, hair, mouth 15 У меня большой нос M, n, o 16 Я люблю пиццу P, q, r Jaguar, Have got koala, lion, ball I have got a ball I have got a blue ball. I have got three noses I have got a big nose Puppet, I like pizza. queen, rabbit, pizza, ice cream, apple, orange 17 Моя любимая еда P, q, r Tea, juice, milk Articles a/an, some 18 Чай для королевы P, q, r Tea, juice, milk Some tea for the queen 19 Улитка Сэм умеет петь S, t Sing, run, The snail can jump, sing. Modal dance, verb can snail, tomato 20 Я умею петь S, t Sing, run, I can sing jump, dance, see 21 Мы не умеем танцевать U, v Umbrella We can't ride , violet, a bike буквы с его звуково й основой , осознан но строить сообще ния в устной форме, смыслов ое чтение поиск и выделен ие необход имой информ ации из текста при выполне нии различн ых упражне ний. Регул. Работат ь по предло женном у учителе м плану, выбират ь действи яв соответ ствии с поставл енной задачей . Личнос тные: Осознав ать и называт ь свои слышать друг друга. Воспит ывается уважени ек самому себе. Повыша ется мотивац ия к изучени ю особенн остей жизни в других странах, через изучени е традици й. Привлек ается внимани ек проблем е толеран тности. Воспит ывается умение пользов аться правила ми поведен ия. climb, ride a bike 22 Ты не умеешь... U, v Umbrella You can't , violet, ride a bike climb, ride a bike, sing, run, jump, dance, snail, tomato, see 23 Ты видишь...? W, x Wizard, fox Can you see a wizard? yes, I can/no, I can't 24 Посмотри на волшебника! W, x Wizard, fox Imperatives. Look! Listen! Sing! 25 Посмотри на лису! Y, z Yo-yo, zebra Look at the fox! Point at the fox! 26 Спой песенку Y, z Yo-yo, zebra Sing a song! Draw a fox. Colour the fox yellow. 27 Alphabet check A-z Повторе ние всех букв алфавита и слов 28 Alphabet games A, O, U Повторе ние гласных букв A, O, U 29 Alphabet games E, I, Y Повторе ние гласных букв E, I, Y 30 Alphabet games A-Z Повторе ние изученно го личные качества и черты характе ра, пользов аться правила ми поведен ия. Уважать иную культур у, не допуска ть оскорбл ения. Воспит ывается любовь и уважени ек культур е своей стране и культур е изучаем ого языка.