МОУ «Лицей № 1» Принята на научно-методическом совете протокол №1 от 28.08.2024 УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №1» _____________ Гуденко А.В. Август 2024 г. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» Рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЙ ВЫБОР социального направления Возраст обучающихся – 15-16 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель программы: Габучева Ю.П., педагог дополнительного образования _____________ Программа прошла экспертизу Руководитель кафедры _____________/___________ ______________201_ г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа занятий в рамках курса «Мой выбор» предназначена для девятиклассников, направлена на профессиональное и личностное самоопределение обучающихся. Программа готовности направлена на социальную адаптацию, повышение уровня обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности. Занятия проводятся регулярно 1 час в неделю. Введение профильного обучения в старших классах предполагает у школьников готовность к совершению ответственного выбора. От них потребуется раннее (уже к концу девятого класса) самоопределение по отношению к будущему профилю обучения, которое тесно связано с выбором профессии. На основе этого выбора формируется индивидуальный учебный план на 10-11 классы. Специфика обучения в МОУ «Лицей №1» предполагает индивидуальную образовательную траекторию. Курс направлен на подготовку лицеиста к полноценному вхождению в реальное современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение, сформированности ценностно-смысловых установок, наличия жизненных планов и т.д. Цель программы профессиональному следующие и развитие у школьников личностному составляющие, самоопределению. определяющие готовность готовности к выбору, Необходимо к выделить осознанному и ответственному выбору: 1. Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора. 2. Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе. 3. Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия. Задачи 1. Повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению. 2. Активизировать процессы самопознания. 3. Формировать адекватную самооценку. 4. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее. 5. Разработать Портфолио успешной карьеры. 6. Разработать индивидуальный учебный план 10-11 классы. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. После прохождение курса обучающиеся должны знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при самоопределении; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Портфолио успешной карьеры»; возможные образовательные траектории. 2. После прохождение курса обучающиеся должны уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять индивидуальный образовательный маршрут с учетом самоопределения; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; ФОРМИРОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Формы и виды деятельности игровая деятельность познавательная деятельность досугово-развлекательная деятельность проблемно-ценностное общение социальное творчество КЕЙС-МЕТОДЫ ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ Защита «Портфолио успешной карьеры». ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология обучающего тренинга Коммуникативные образовательные технологии Технология коллективной творческой деятельности Технология коллективного совместного обучения Игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии Информационно-коммуникационные технологии ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Разработка и защита Портфолио успешной карьеры. КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Выполнение программы в полном объеме, согласно тематическому планированию Защита Портфолио успешной карьеры Применение полученных знаний и умений при планировании своего индивидуального образовательного маршрута на 10-11 классы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Уникальная практика для региона. Идея курса — успешное самоопределение обучающегося в жизни. 2. Реализуется в формате смешанного обучения: лекции-погружения в темы (аудиторно) + практические кейсы (долгосрочный формат выполнения внеаудиторно, дома). 3. Предполагаются практические задания в формате семейного домашнего задания (совместное выполнение практических кейсов с родителями, друзьями, близкими людьми). 4. Содержание курса Анализ интересов Анализ способностей и навыков Оценка особенностей характера Критерии подходящей работы-профессии Изучение современного запроса работодателей Выбор профессии Определение знаний и навыков для профессии Формирование учебного (индивидуального образовательного маршрута на СОО) и карьерного плана 5. В течение года создание Портфолио успешной карьеры. 6. Реализуется при поддержке ресурсов платформы Фоксфорд. 7. Много практики, минимум теории. Все дети успешны. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ N п/п Тема Кол-во Основное содержание часов Основные виды деятельности обучающихся 1 Введение в курс 1 Содержание, специфика курса. Лекция, беседа. Требования к усвоению программы. Структура Портфолио успешной карьеры. 2 Знакомство с нормативной базой Лицея, регламентирующей поступление в 10 класс 1 Положение о портфолио успешной Лекция, беседа. карьеры. Порядок отбора на уровень среднего общего образования. 3 Жизненные 3 приоритеты человека Знакомство с жизненными приоритетами человека в разных возрастных периодах. Лекция, практикум, интервьюирование взрослых, анализ данных, изучение социального запроса. 4 Техника выбора профессии 3 Индивидуализация. Зачем выбирать профессию. Работа\ профессия. Техника «7 шагов выбора профессии». Выбор профессии. Лекция, практикум 4 Анализ интересов 3 Мои мечты. Мои сильные стороны. Мои увлечения. Мои достижения. Практический кейс. 5 Развитие навыков для успешного самоопределения 3 Анализ способностей и навыков. Креативные навыки. Системное мышление. Развитие навыка разрешения проблем. Таймменеджмент. Практический кейс. 6 Профессиональная проба профессии 3 Оценка особенностей характера. Критерии подходящей работыпрофессии. Изучение современного запроса работодателей. Определение знаний и навыков для профессии. Практический кейс. Мини-практика в действии. 7 Выбираем колледж\ ВУЗ 3 Критерии отбора учебного заведения. Анализ вариантов учебных заведений по предложенным критериям. Определение рейтинга учреждение в индивидуальном маршруте. Идеи будущего учебного плана. Практический кейс. Анализ данных. Изучение сетевых ресурсов по теме. 8 Формирование 1 учебного (индивидуального образовательного маршрута на СОО) и карьерного плана Построение индивидуального учебного плана 10-11: ВУЗ\ЕГЭ\ Профильные предметы 9 Тайм-менеджмент 3 жизни подростка для успешного самоопределения SMART –Техника определения Практический кейс. ЦЕЛИ. Матрица ЭЙЗЕНХАУЭРАТехника ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 10 Образ жизни. 3 Мотивация на успех. Мотивирующее кино. 11 Консультации по подготовке к процедуре защиты Портфолио успешной карьеры. 4 Групповые, индивидуальные кон6сультации. Доработка практических кейсов. Устранение задолженностей. 12 Защита Портфолио успешной карьеры 4 Процедура защиты. Итого 34 часа Практический кейс. Просмотр фильма по рекомендации педагога. Отзыв о фильме с анализом жизненных приоритетов человека.