МОУ «Лицей № 1»
Принята на научно-методическом
совете протокол №1 от 28.08.2024
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»
_____________ Гуденко А.В.
Август 2024 г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
МОЙ ВЫБОР
социального направления
Возраст обучающихся – 15-16 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Габучева Ю.П.,
педагог дополнительного образования
_____________
Программа прошла экспертизу
Руководитель кафедры _____________/___________
______________201_ г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа занятий в рамках курса «Мой выбор» предназначена для
девятиклассников, направлена на профессиональное и личностное самоопределение
обучающихся.
Программа
готовности
направлена на социальную адаптацию, повышение уровня
обучающихся
к
взаимодействию
с
различными
социальными
институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной
жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной,
социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание
социальной компетентности.
Занятия проводятся регулярно 1 час в неделю.
Введение профильного обучения в старших классах предполагает у школьников
готовность к совершению ответственного выбора. От них потребуется раннее (уже к
концу девятого класса) самоопределение по отношению к будущему профилю
обучения, которое тесно связано с выбором профессии. На основе этого выбора
формируется индивидуальный учебный план на 10-11 классы. Специфика обучения в
МОУ «Лицей №1» предполагает индивидуальную образовательную траекторию.
Курс направлен на подготовку лицеиста к полноценному вхождению в реальное
современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми
тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее
умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение,
сформированности ценностно-смысловых установок, наличия жизненных планов и т.д.
Цель программы профессиональному
следующие
и
развитие у школьников
личностному
составляющие,
самоопределению.
определяющие
готовность
готовности к выбору,
Необходимо
к
выделить
осознанному
и
ответственному выбору:
1.
Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и
анализировать
информацию,
постулировать
альтернативы
выбора,
определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.
2.
Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и
ценности, лежащие в его основе.
3.
Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит
развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние
и внутренние препятствия.
Задачи
1.
Повысить
уровень
мотивации
к
профессиональному
самоопределению.
2.
Активизировать процессы самопознания.
3.
Формировать адекватную самооценку.
4.
Формировать умение планировать свое профессиональное будущее.
5.
Разработать Портфолио успешной карьеры.
6.
Разработать индивидуальный учебный план 10-11 классы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. После прохождение курса обучающиеся должны знать
социальную и личностную значимость правильного профессионального
самоопределения;
ситуацию выбора профессии;
возможные ошибки и затруднения при самоопределении;
сущность и этапы выполнения профессиональных проб;
требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Портфолио
успешной карьеры»;
возможные образовательные траектории.
2. После прохождение курса обучающиеся должны уметь
анализировать профессиональную деятельность по основным признакам;
составлять индивидуальный образовательный маршрут с учетом
самоопределения;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии; составлять план подготовки к профессиональному
самоопределению;
выполнять профессиональные пробы;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
и возможностях трудоустройства;
выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»;
ФОРМИРОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Формы и виды деятельности
игровая деятельность
познавательная деятельность
досугово-развлекательная деятельность
проблемно-ценностное общение
социальное творчество
КЕЙС-МЕТОДЫ
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
Защита «Портфолио успешной карьеры».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология обучающего тренинга
Коммуникативные образовательные технологии
Технология коллективной творческой деятельности
Технология коллективного совместного обучения
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Социально-педагогические и психолого-педагогические технологии
Информационно-коммуникационные технологии
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Разработка и защита Портфолио успешной карьеры.
КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Выполнение программы в полном объеме, согласно тематическому
планированию
Защита Портфолио успешной карьеры
Применение полученных знаний и умений при планировании своего
индивидуального образовательного маршрута на 10-11 классы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Уникальная практика для региона.
Идея курса — успешное самоопределение обучающегося в жизни.
2. Реализуется в формате смешанного обучения: лекции-погружения в темы
(аудиторно) + практические кейсы (долгосрочный формат выполнения внеаудиторно,
дома).
3. Предполагаются практические задания в формате семейного домашнего задания
(совместное выполнение практических кейсов с родителями, друзьями, близкими
людьми).
4. Содержание курса
Анализ интересов
Анализ способностей и навыков
Оценка особенностей характера
Критерии подходящей работы-профессии
Изучение современного запроса работодателей
Выбор профессии
Определение знаний и навыков для профессии
Формирование учебного (индивидуального образовательного маршрута на СОО) и
карьерного плана
5. В течение года создание Портфолио успешной карьеры.
6. Реализуется при поддержке ресурсов платформы Фоксфорд.
7. Много практики, минимум теории. Все дети успешны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п/п
Тема
Кол-во Основное содержание
часов
Основные виды
деятельности
обучающихся
1
Введение в курс
1
Содержание, специфика курса.
Лекция, беседа.
Требования к усвоению
программы. Структура Портфолио
успешной карьеры.
2
Знакомство с
нормативной базой
Лицея,
регламентирующей
поступление в 10
класс
1
Положение о портфолио успешной Лекция, беседа.
карьеры. Порядок отбора на
уровень среднего общего
образования.
3
Жизненные
3
приоритеты человека
Знакомство с жизненными
приоритетами человека в разных
возрастных периодах.
Лекция, практикум,
интервьюирование
взрослых, анализ
данных, изучение
социального запроса.
4
Техника выбора
профессии
3
Индивидуализация. Зачем
выбирать профессию. Работа\
профессия. Техника «7 шагов
выбора профессии». Выбор
профессии.
Лекция, практикум
4
Анализ интересов
3
Мои мечты. Мои сильные
стороны. Мои увлечения. Мои
достижения.
Практический кейс.
5
Развитие навыков
для успешного
самоопределения
3
Анализ способностей и навыков.
Креативные навыки. Системное
мышление. Развитие навыка
разрешения проблем. Таймменеджмент.
Практический кейс.
6
Профессиональная
проба профессии
3
Оценка особенностей характера.
Критерии подходящей работыпрофессии. Изучение
современного запроса
работодателей. Определение
знаний и навыков для профессии.
Практический кейс.
Мини-практика в
действии.
7
Выбираем колледж\
ВУЗ
3
Критерии отбора учебного
заведения. Анализ вариантов
учебных заведений по
предложенным критериям.
Определение рейтинга учреждение
в индивидуальном маршруте. Идеи
будущего учебного плана.
Практический кейс.
Анализ данных.
Изучение сетевых
ресурсов по теме.
8
Формирование
1
учебного
(индивидуального
образовательного
маршрута на СОО) и
карьерного плана
Построение индивидуального
учебного плана 10-11: ВУЗ\ЕГЭ\
Профильные предметы
9
Тайм-менеджмент
3
жизни подростка для
успешного
самоопределения
SMART –Техника определения
Практический кейс.
ЦЕЛИ. Матрица ЭЙЗЕНХАУЭРАТехника ЭФФЕКТИВНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ.
10
Образ жизни.
3
Мотивация на успех.
Мотивирующее кино.
11
Консультации по
подготовке к
процедуре защиты
Портфолио
успешной карьеры.
4
Групповые, индивидуальные
кон6сультации. Доработка
практических кейсов. Устранение
задолженностей.
12
Защита Портфолио
успешной карьеры
4
Процедура защиты.
Итого
34 часа
Практический кейс.
Просмотр фильма по
рекомендации
педагога. Отзыв о
фильме с анализом
жизненных
приоритетов человека.