РП ЭК Грамматика для вуза 10-11 2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ "Лицей №1"

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №____ от __________
Директор МОУ "Лицей №1"
__________________________
Гуденко А.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Грамматика английского языка для вуза»
для обучающихся 10–11 классов
Составитель: Иванова Н.Н., учитель английского языка

Петрозаводск
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов
составлена на основе Федерального Государственного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО) и на основе примерной программы среднего общего образования
по иностранному языку.
Программа элективного курса «Грамматика английского языка» берет за основу
грамматический материал, который изучается на базовом уровне в 10-11 классах и
расширяет и дополняет его, используя в качестве дополнения учебное пособие «Grammarway
4» под редакцией В. Эванс и Дж. Дули.
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны
речевой компетентности учащихся 10-11 классов. Особое внимание уделяется прикладной
стороне внедрения грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием
основных видов коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и
письменной (повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.).
Применяемый комплексный подход к изучению грамматики дает высокие результаты
при подготовке учащихся к Единому государственному экзаменув10-11классе по предмету
«Английский язык». Ввиду особенности применяемых методик, учащиеся, выполняя
грамматические упражнения, одновременно совершенствуют основные навыки необходимые
для прохождения остальных (помимо заданий на проверку лексико-грамматических знаний и
навыков) частей экзамена: письменная речь и устная часть экзамена.
Основная цель данного курса заключается в более детальном изучении английской
грамматики, организации повторения, осуществлении текущего и итогового контроля, а
также использовании его для успешной подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ.
Для достижения этих целей программа ставит следующие задачи:
Предметные задачи:
 расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение, просьбу,
а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, используя
соответствующий лексико-грамматический материал;
 начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
 использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное,
вопросительное, отрицательное, повелительное);
 применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе;
соблюдать правила ударения в словах и фразах;
 знатьосновныеспособысловообразования(аффиксации,словосложения,конверсии);
 понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
 уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов, модальные глаголы и их
эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий,
местоимения, числительные, предлоги;
 работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять обороты
речи, скрытые образным сближением слов;
 сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
 распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения изученных
лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
 знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и
синтаксические конструкции английского языка;
 cтроитьлогическоерассуждение,включающееустановлениепричинно-следственных связей.

Метапредметные задачи
 развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
 развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение
 развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные
факты,опускаявторостепенные,устанавливатьлогическуюпоследовательностьосновных
фактов;
 познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных
структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
 умение устанавливать причинно-следственные связи;
 Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного
информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми
словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
 развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:
поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
 умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.











Личностные задачи
Воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное
самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
Воспитывать у учащихся потребность изучения английского языка как средства
самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в
условиях глобализации;
Формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение
своей собственной культуры;
Развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания
английского языка;
Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
Формировать осознание важности изучения английского языка как средства общения и
познания современного мира;
Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам
индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования элективный курс «Грамматика английского
языка» является одной из составляющих предметной области «Иностранный язык».
Программа элективного курса «Грамматика английского языка для вуза» рассчитана на
204 учебных часа (по 3 учебных часа в неделю в 10 и 11 классах).

Планируемые результаты изучения курса
Предметные:
 расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение,
просьбу, а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или отказом,
используя соответствующий лексико-грамматический материал;
 начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
 использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное,
вопросительное, отрицательное, повелительное);
 применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе;
соблюдать правила ударения в словах и фразах;
 знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
 понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка,
синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
 уметь употреблять в речи видовременные формы глаголов, модальные глаголы и их
эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и
наречий, местоимения, числительные, предлоги;
 работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять
обороты речи, скрытые образным сближением слов;
 сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого
языка;
 распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения
изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого
этикета);
 знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и
синтаксические конструкции английского языка;
 cтроить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Метапредметные:
 развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
 развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение
 развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль,
главные
факты,
опуская
второстепенные,
устанавливать
логическую
последовательность основных фактов;
 познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или
иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание
письма);
 умение устанавливать причинно-следственные связи;
 Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях
международного информационного пространства путем ознакомления с основными
устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
 развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
 умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.

Личностные:
 Воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное
самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
 Воспитывать у учащихся потребность изучения английского языка как средства
самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в
условиях глобализации;
 Формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая
значение своей собственной культуры;
 Развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания
английского языка;
 Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
 Формировать осознание важности изучения английского языка как средства общения
и познания современного мира;
 Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам
индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
В результате обучения по программе элективного курса «Грамматика английского
языка для вуза» обучающийся научится:
– понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом
иностранном языке в различных ситуациях общения;
– понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного
характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем,
выборочно извлекать из них необходимую информацию;
– оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;
– расширять лексический запас;
– распознавать и употреблять изученный грамматический и лексический материал в
устной и письменной речи;
– распознавать форму, значение, употребление и речевую функцию каждого изучаемого
грамматического явления;
После успешного изучения программного материала данного элективного курса
обучающийся получит возможность научиться:
– успешно взаимодействовать с представителями других стран в различных ситуациях
общения, в том числе профильно-ориентированных с соблюдением этикетных норм
межкультурного общения;
– распознавать и употреблять изученный грамматический и лексический материал в
устной и письменной речи;
– распознавать форму, значение, употребление и речевую функцию каждого изучаемого
грамматического явления;
– пользоваться новыми информационными технологиями с целью получения сведений из
иноязычных источников (в том числе через Интернет);
– описывать события и задавать вопросы;
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Элективный курс «Грамматика английского языка для вуза »состоит из 12 модулей. Все
занятия практико-ориентированы. Основной формой проведения занятий является
практикум, на котором происходит формирование, систематизация и совершенствование
умений и навыков использования грамматических явлений, необходимых для решения
коммуникативной задачи. Последовательность учебного материала позволяет учащимся
повторить и

практически закрепить необходимый материал.
Модуль1«Формы настоящего, прошедшего и будущего времени».
Тема 1. Времена действительного залога группы Simple.
Тема2. Времена действительного залога группы Continuous.
Тема 3. Времена действительного залога группы Perfect.
Тема4.ВременадействительногозалогагруппыPerfectContinuous.
Тема5.Временадействительногозалога. Зачет.
Модуль2«Неличныеформыглагола»рассчитанна4часа.
Тема1.Инфинитив.
Тема2.“-ing”-форма.
Тема3.Причастие.
Тема4. Неличныеформыглагола.Тест.
Модуль3«Прилагательные,наречия,сравнения»рассчитанна4 часа.
Тема 1. Оценочные и фактологические прилагательные; порядок следования
прилагательных и наречий.
Тема 2. Образование сравнительной и превосходной степеней (по правилу и исключения)
имен прилагательных.
Тема 3. Образование сравнительной и превосходной степеней (по правилу и исключения)
наречий.
Тема4.Прилагательные,наречия.Тест.
Модуль4«Существительные,артикли,словообразование».
Тема1.Существительныеисчисляемыеинеисчисляемые.
Тема2.Употребление неопределенного артикля с именами существительными.
Тема
3. Употребление определенного артикля с именами существительными
собственными.
Тема4.Словообразование.
Тема5.Именасуществительные. Зачет.
Модуль5«Модальные глаголы».
Тема 1. Модальные глаголы возможности.
Тема2.Модальныеглаголыдолженствования.
Тема 3. Функции модальных глаголов.
Тема4.Модальныеглаголы. Тест.
Модуль6«Страдательный залог. Каузативная форма».
Тема 1. Времена страдательного залога группы Simple.
Тема2.Времена страдательного залога группы Continuous.
Тема 3. Времена страдательного залога группы Perfect.
Тема4.Каузативнаяформа.
Тема5.Страдательныйзалог. Зачет.
Модуль7«Косвеннаяречь. Сложноподчиненныепредложенияспридаточнымивремени, цели,
условия».
Тема1.Косвеннаяречь.Повествовательныепредложения.
Тема2.Косвеннаяречь.Вопросительныепредложения.
Тема 3. Косвенная речь. Побудительные предложения. Тема 4.
Модальные глаголы в косвенной речи.
Тема5.Сложноподчиненныепредложенияспридаточнымивремени,цели, условия.
Тема6.Косвеннаяречь. Зачет.
Модуль 8 «Эмфаза и инверсия» рассчитан на 3 часа.
Тема1.Эмфатическиеконструкциианглийскогоязыка.
Тема 2. Инверсия подлежащего и глагола.
Модуль9 «Условные предложения. Определительные придаточные предложения».
Тема1.Условныепредложения0и1 типов.
Тема2.Условныепредложения2и3типов.
Тема3.Условныепредложениясмешанного типа.

Тема4.Выражение желания.
Тема5.Условныепредложения. Практикум.
Тема6.Определительныепридаточныепредложения.
Тема7.Зачет.
Модуль10«Придаточные предложения. Слова-связки».
Тема1.Придаточныепредложения времени.
Тема2.Придаточныепредложениярезультата,причины.
Тема3.Придаточныепредложения цели.
Тема4.Придаточныепредложения.Практикум.
Модуль11«Местоимения».
Тема1.Личные,притяжательныеивозвратныеместоимения.
Тема2.Указательныеместоимения.
Тема3.Относительныеместоимения. Случаи их отсутствия.
Тема4.Неопределенныеместоимения.
Тема5.Местоимения. Тест.
Модуль12«Вопросы и ответы».
Тема1.Типывопросовиответы. Вопросительные местоимения.
Тема2.Практикум. Видо-временные формы глагола в действительном и страдательном
залоге.
Тема3.Практикум. Неличные формы глагола.
Тема4.Практикум. Косвенная речь.
Тема5.Практикум. Условные предложения.
Тема6.Итоговый зачет.
Формы проведения занятий
 Групповые занятия под руководством учителя(обучение в сотрудничестве).
 Работа в парах.
 Практикум.
 Самостоятельная работа.
 Семинар.






Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
Проектная деятельность.
Тестовые задания.
Зачет в устной и письменной форме.
Для реализации программы запланированы следующие виды учебной деятельности:
- познавательная деятельность,
- речемыслительная деятельность,
- устное вербальное общение,
- самостоятельная работа,
- работа с литературой по теме,
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Grammarway4.Student'sBook.Intermediate.Учебник.Авторы:JennyDooley,VirginiaEvans.
Издательство: Express Publishing
2. Grammarway4.Teacher'sBook.Intermediate.Книгадляучителя.Авторы:JennyDooley,
Evans. Издательтство: Express Publishing

Virginia

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 класс)
№

Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Домашнее задание

Определение задач элективного курса.
Введение.
Нулевой срез знаний.
Настоящее простое время
Настоящее продолженное время
Настоящее завершенное время
Настоящее завершенно-длительное время
Слова-подсказки для времен группы
"Настоящие"
Сравнение настоящих времен
Фразовый глагол look
Устойчивые словосочетания с предлогами
Словообразование прилагательных от
существительных
Словообразование прилагательных от глаголов
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному
материалу
Герундий
Инфинитив
Сравнение инфинитива и герундия
Инфинитив и герундий. Глаголы с разницей в
значении
Обобщение пройденного материала
Словообразование абстрактных
существительных
Фразовый глагол take
Устойчивые словосочетания с предлогами
Сочетаемость и контекст. Слова, которые
часто путают.
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному
материалу
Будущее простое время
Будущее продолженное время
Будущее завершенное время
Будущее заввершенно-длительное время
Конструкция be going to
Выражение будущего времени с помощью
настоящего простого и настоящего
продолженного времени
Сравнение форм будущего времени
Обобщение пройденного материала
Прилагательные в английском языке
Сравнительная степень прилагательных
Превосходная степень прилагательных
Сравнительные конструкции
Прилагательные-исключения
Обобщение пройденного материала
Словообразование существительных (люди и
профессии)
Фразовый глагол pick
Устойчивые словосочетания с предлогами
Сочетаемость и контекст. Слова, которые
часто путают.
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному

в тетради
карточка
Уч. с. 166, № 1
в тетради
карточка
Уч. С 166 № 2
Учебник, с. 14 № 3-5
Учебник, с 14 № 1
Учебник, с 14 № 8
Учебник, с 15 № 9
Уч. с. 10 № 15
карточка
повторение изученного материала
повторение изученного материала
карточка
Р. Т. с. 14–15, упр. 4–9
Учебник, с 32 № 1
Учебник, с 169 № 5
Учебник, с 169 № 3-4
Учебник, с 32 № 5
Учебник, с 33 № 6
Учебник, с 33 № 7
Учебник, с 33 № 8
повторение
повторение
карточка
в тетради
Учебник, с 170 № 2
Учебник, с 170 № 4
Учебник, с 171 № 6
карточка
Учебник, с 171 № 5
ответить на вопросы в тетради
карточка
в тетради
Учебник, с 170 № 1
Учебник, с 171 № 7
карточка
в тетради
Учебник, с 51 № 8
Учебник, с 51 № 10
Учебник, с 51 № 11
Учебник, с 51 № 9
повторение изученного материала
карточка

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

материалу
Модальные глаголы. Запрет и разрешение.
Модальные глаголы. Обязанность и отсутствие
необходимости.
Другие значения модальных глаголов.
Сравнение модальных глаголов.
Прошедшие и будущие формы модальных
глаголов.
Обобщение изученного материала
Словообразование .Отрицательные приставки.
Фразовый глагол run
Устойчивые словосочетания с предлогами
Сочетаемость и контекст. Слова, которые
часто путают.
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному
материалу
Неопределенный артикль
Определенный артикль
Определенный артикль и отсутствие артикля с
географическими названиями
Прошедшее простое время
Прошедшее продолженное время
Прошедшее завершенное время
Прошедшее завершенно-длительное время
Сравнение форм прошедшего времени
Словообразование составных
существительных
Фразовый глагол get
Устойчивые словосочетания с предлогами
Сочетаемость и контекст. Слова, которые
часто путают.
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному
материалу
Условные предложения 0 и 1 типа
Условные предложения 2 типа
Условные предложения 3 типа
Условные предложения. Все типы в сравнении.
Конструкция I wish
Словообразование с помощью приставок
Фразовый глагол give
Устойчивые словосочетания с предлогами
Сочетаемость и контекст. Слова, которые
часто путают.
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному
материалу
Пассивный залог
Сравнение активного и пассивного залога
Словообразование составных прилагатеьных
Фразовый глагол turn
Устойчивые словосочетания с предлогами
Сочетаемость и контекст. Слова, которые
часто путают.
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному
материалу
Косвенная речь. Утверждения
Косвенная речь. Просьбы и приказы
Косвенная речь. Вопросы.

Учебник, с 51 № 1
Учебник, с 51 № 2
Учебник, с 51 № 3
Учебник, с 172 № 1
Учебник, с 51 № 5
Учебник, с 172 № 2,3
Учебник, с 69 № 6
Учебник, с 69 № 8
Учебник, с 69 № 7
Учебник, с 69 № 9
повторение
карточка
в тетради
карточка
Учебник, с 86 № 1
карточка
Учебник, с 174 № 1
Учебник, с 86 № 4
Учебник, с 174 № 3
Учебник, с 86 № 2
Учебник, с 87 № 5
Учебник, с 87 № 7
Учебник, с 87 № 6
Учебник, с 87 № 8
повторение изученного материала
карточка
Учебник, с 176 № 1
Учебник, с 174 № 2
Учебник, с 174 № 3
Учебник, с 174 № 4
Учебник, с 106 № 5
Учебник, с 107 № 8
Учебник, с 107 № 11
Учебник, с 107 № 10
Учебник, с 107 № 9
в тетради
карточка
Учебник, с 126 № 1,2
Учебник, с 178 № 1,2
Учебник, с 127 № 6
Учебник, с 127 № 7
Учебник, с 127 № 8
Учебник, с 127 № 9
повторение изученного материала
карточка
Учебник, с 144 № 1
Учебник, с 144 № 3
Учебник, с 144 № 2

94
95
96
97
98
99
100
101
102

Фразовый глагол bring
Устойчивые словосочетания с предлогами.
Словообразование глаголов. Сочетаемость и
контекст. Слова, которые часто путают.
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по пройденному
материалу
Повторение изученного материала за год
Повторение изученного материала за год
Зачет по изученным темам.
Анализ и работа над ошибками

Учебник, с 145 № 5
Учебник, с 145 № 7
Учебник, с 145 № 6,8
повторение изученного материала
карточка
повторение изученного материала
повторение изученного материала
анализ работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».