Приложение №4 к основной образовательной программе начального общего образования АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «ЛИЦЕЙ №1» ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Пояснительная записка Программа коррекционной работы начальной школы МОУ «Лицей №1» направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, оказание им помощи в освоении образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной деятельности позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебная деятельность у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. А также позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); возможность освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации. 2. Перечень, содержание и план реализации индивидуальноориентированных коррекционных мероприятий Цель программы коррекционной работы МОУ «Лицей №1» – создание и реализация специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы МОУ «Лицей №1», решает следующие задачи: своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, трудностей их адаптации в образовательной организации; определение индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; определение особенностей организации образовательной деятельности для выявленной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов основной образовательной программы начального общего образования; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учётом особенностей психологического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей; организация индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с нарушениями в физическом и (или) психическом развитии; реализация системы мероприятий по социальной адаптации и реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; оказание ограниченными родителям возможностями (законным здоровья представителям) и инвалидов обучающихся с консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам. При разработке и реализации программы педагогический коллектив начальной школы МОУ «Лицей №1», руководствуется следующими принципами: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки вфизическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный соблюдение характер гарантированных оказания помощи. законодательством Принцип прав обеспечивает родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Принцип учета индивидуальных особенностей. При проектировании образовательной деятельности, учитываются не только характер ограничений и нарушений психофизического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, возрастные особенности развития, социальная ситуация развития, но и индивидуальные черты личности обучающегося. Принцип деятельностного подхода. Данный принцип задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка. Принцип педагогической экологии, заключающийся в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении, на педагогическом оптимизме и доверии, уважении его личности, прав и свобод. Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы МОУ «Лицей №1» является взаимосвязь нескольких подходов: системно-деятельностного, составляющего основу содержанияФГОС НОО; междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы педагогов и психолога, медицинским работником, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к сотрудничеству); нейропсихологического, конкретизирующего причины, лежащие в основе школьных трудностей, связанные с состоянием развития высших психических функций, а также на основе анализа этих причин – строить коррекционную работу, учитывающую ресурсы и возможности обучающихся с ОВЗ; комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого- педагогических знаний о ребенке. Целевая аудитория: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 14 классов. Контингент обучающихся, для которых составляется данная программа составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. В МОУ «Лицей №1» созданы специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включающие: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные ориентированной формы получения образования, психолого-медико-педагогической объем индивидуально помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная технологий, в направленность учебно-воспитательного процесса); учёт индивидуальных особенностей ребёнка; использование современных педагогических том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности; обеспечение специальных задач специализированных обучения, условий ориентированных на (выдвижение особые комплекса образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); обеспечение участия всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися сверстниками в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. 3. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной деятельности Основными оптимально механизмами выстроенное реализации взаимодействие коррекционной специалистов работы МОУ являются «Лицей №1» обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательной деятельности, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие лицея с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Взаимодействие специалистов МОУ «Лицей №1» предусматривает: комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка. Социальное партнерство предусматривает: сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество с родительской общественностью. сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ; Социальными партнерами МОУ «Лицей №1» являются: Центр развития образования, Институт педагогики и психологии ПетрГУ, ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования», ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», Детская библиотека РК им. В.Ф. Морозова. 4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ Программа коррекционной работы позволяет создавать в МОУ «Лицей №1» специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ. Необходимыми условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования, а значит и программы коррекционной работы, являются психолого-педагогические. Психолого- педагогические условия обеспечивают: сопровождение участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); вариативность форм и направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных консультирование, коррекционная отношений работа, (профилактика, развивающая диагностика, работа, просвещение, экспертиза). Вопрос о выборе объема, форм, содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в МОУ «Лицей №1» решается на школьном психологомедико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). При решении Психолого-медико-педагогической данного вопроса комиссии и учитываются рекомендации Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в МОУ «Лицей №1» проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися в различных формах, в частности: коррекционно-развивающие занятия с психологом, определяется число необходимых индивидуальных и групповых занятий. Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной, коммуникативной, регуляторной, эмоционально-личностной сферы детей. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии двигательной, познавательной, коммуникативной, эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно- развивающего обучения: Принцип отклонений и системности коррекционных нарушений развития, (исправление преодоление или трудностей сглаживание развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: Реализация коррекционно-развивающей работы проводится с учетом постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого обучающегося, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого обучающегося. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Программно-методическое обеспечение МОУ «Лицей №1» обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидов учебниками, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Библиотека МОУ «Лицей №1» укомплектована общими для обучающихся с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Библиотека укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ, а также имеет фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с ОВЗ по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий обучающихся с ОВЗ. Кадровое обеспечение Контингент педагогов, способных реализовать программу, представляется не только учителями, но также психологом, социальным педагогом. Педагогические работники МОУ «Лицей №1» имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.. Материально-техническое обеспечение Материально-техническая база МОУ «Лицей №1» обеспечивает реализацию программы и служит гарантом освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Вовлеченные в процесс образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике в МОУ «Лицей №1», где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения детей. Обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования. Информационное обеспечение Для реализации Программы в МОУ «Лицей №1» создана информационная образовательная среда для детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Создана система широкого доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио и видеоматериалов. Важным условием построения образовательной деятельности на основе дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов является создание разнообразной, информационно насыщенной информационно-образовательной среды (ИОС). Образовательная деятельность в ИОС расширяет образовательную среду для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, не имеющих возможности посещать школу, и строится как система гибкого взаимодействия участников с содержанием и участников между собой. Важно, что среда дистанционного обучения преследует не только образовательные цели, но и оказывать помощь ребёнку в социализации и личностном развитии. 5. Направления реализации Программы коррекционной работы Программа коррекционной работы МОУ «Лицей №1» на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание и охватывают всю образовательную деятельность в лицее, обеспечивают взаимодействие с родительской общественностью: диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное. Каждое из них направлено на мониторинг и сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями и их семей, а также на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося не только в стенах МОУ «Лицей №1», но и за его пределами. Диагностическая деятельность обеспечивает: своевременное выявление детей, нуждающихся в коррекционной работе специалистов, предусматривает определение причин, спровоцировавших появления тех или иных проблем ребенка в МОУ «Лицей №1»; обеспечивает объективный подход к изучению возможностей ребенка в условиях конкретной образовательной среды; предусматривает изучение динамики его развития в процессе коррекционной работы, выступает инструментом контроля эффективности проводимых комплексных мероприятий, направленных на предупреждение или устранение неблагоприятных факторов, уже имеющих место или возможных в образовательной деятельности. Содержание работы педагогов и специалистов психолого-медико- педагогического сопровождения в рамках направления: своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации и обучения; комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; изучение развития двигательной, познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; системный разносторонний контроль психолога за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ эффективности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает: специально организованную комплексную помощь детям в освоении содержания образования; коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ в условиях лицея, отслеживание причин возникновения проблем, их проявление; мониторинг и динамика достижений учащихся в процессе обучения и воспитания в каждом конкретном случае. Коррекционно-развивающая работа МОУ «Лицей №1» включает: разработку индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидов; выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов коррекционных форм, программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение психологом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательной деятельности, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие двигательной, коммуникативной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающегося и психокоррекцию его поведения. Консультативная деятельность обеспечивает непрерывность сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, развития и воспитания, коррекции, социализации обучающихся. Консультативная работа включает: выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых длявсех участников образовательной деятельности; консультирование психологом педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-просветительская деятельность расширяет образовательное пространство окружающего социума и информирует всех субъектов образовательной деятельности об особенностях учебного процесса для определенной категории учащихся. 6. Информационно-просветительская работа Информационно-просветительская работа в начальной школе МОУ «Лицей №1» предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательной деятельности — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам образовательной деятельности — и вопросов, связанных сопровождения детей с особенностями с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Профилактическая деятельность в МОУ «Лицей №1» направлена на организацию образовательной среды, педагогических условий жизнедеятельности всех учащихся, обеспечивающих предупреждение возникновения проблем, связанных с трудностями освоения ООП НОО. Координационная деятельность предусматривает координацию усилий всех субъектов образовательной деятельности (педагогов, психолога, медицинских работников, администрации и родителей) для достижения стоящих перед программой целей. В МОУ «Лицей №1» создан специальный орган – школьный консилиум, наделенный особыми организационными полномочиями и несущий вместе с администрацией школы коллегиальную ответственность за ее реализацию. Экспертная деятельность направлена на: анализ и согласование действий педагогических работников МОУ «Лицей №1» в аспекте поддержки детей; согласование с профессиональным сообществом содержания рабочих программ учебных предметов в аспекте поддержки и сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидов; обобщение и трансляция опыта работы педагогов по вопросам поддержки обучающихся с ОВЗ и инвалидов; отбор оптимальных для развития обучающегося коррекционных программ, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. 7. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение Деятельность специалистов сопровождения направлена на подготовку учителей для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей класса. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого- педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому обучающемуся и его семье. Рассматривая содержание и организацию комплексного психолого- педагогического сопровождения в МОУ «Лицей №1», следует сказать о важности командного междисциплинарного подхода. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенномв содержание общеобразовательной программы и т.п. Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ и инвалидов в МОУ «Лицей №1» является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает: диагностику познавательной, коммуникативной, эмоционально- волевой и других сфер развития обучающегося, его поведения и адаптации; педагогические наблюдения за особенностями обучения и воспитания; создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; конкретную практическую психолого-педагогическую помощь ребенку. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординированно. Выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме. В рамках ПМПк происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения обучающегося, определенных групп детей и структурных подразделений. Учителя начального уровня образования МОУ «Лицей №1», в классах которых есть обучающиеся с ОВЗ и инвалидов, наряду со специалистами сопровождения являются участниками ПМПк. Психолого-медико-педагогический консилиум консультирует всех участников образовательных отношений – обучающихся, родителей, педагогов – по вопросам профилактики, коррекции и развития, а также организации помощи и педагогической поддержки детям. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется в следующих направлениях: организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием психологических и педагогических диагностических методик; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников; выявление компенсаторных возможностей психики ребенка, разработка рекомендаций учителям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания; выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса; выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению; выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционно- развивающей работы; обеспечение коррекционной направленности образовательной деятельности; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения. В задачи консилиума также входят: разработка и реализация программы коррекционной работы МОУ «Лицей №1», координация деятельности всех специалистов при сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и согласование планов работы различных специалистов; мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка программы. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий проводится по итогам четверти, полугодия, учебного года. Мониторинговая деятельность в МОУ «Лицей №1» предполагает: отслеживание возможностями динамики здоровья и развития обучающихся эффективности с ограниченными индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы. Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует по данным мониторинга выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными обучающимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача консилиума — обоснованный выбор по дифференцированных общей педагогических коррекционной итогам мониторинга условий, необходимых для обеспечения направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. С результатами мониторинга знакомятся родители (законные представители) ребенка. 8. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников Лицея, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности Вопрос о выборе образовательного и коррекционного маршрута ребенка с ОВЗ, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме МОУ «Лицей №1», исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение обучающихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д Содержание Программы коррекционной работы определяют следующие принципы. Соблюдение интересов ребёнка. Системность (единство диагностики, коррекции и развития) Непрерывность (до полного решения проблемы или определения подхода к её решению) Вариативность. Рекомендательный характер оказания помощи (обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей выбирать формы получения детьмиобразования. Преодоление затруднений в учебной деятельности Педагоги оказывают помощь в преодолении затруднений в учебной деятельности как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.). Залогом успеха в преодолении затруднений в учебной деятельности является повышение мотивации обучающихся. Приёмы педагогического взаимодействия, направленные на повышение мотивации разнообразны и обусловлены психологическими и возрастными особенностями школьников: применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями; целеполагание на каждый вид деятельности; создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции; поиск положительного идеала; создание ситуации взаимопомощи; проявления сопереживания; создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития; создание ситуации опоры на жизненный опыт; активное использование приёмов поощрения; создание ярких наглядно-образных представлений; удовлетворение желания быть значимой личностью и др. Индивидуальные занятия педагогов с обучающимися В Лицее организована поддержка детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд), или испытывают трудности в усвоении учебного материала. Для детей трудно обучаемых, «группы риска», дезадаптированных детей ведутся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Эти обучающиеся отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов. Цель: содействие личностному росту и самоопределению ребенка, а именно, преодоление эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем. Коррекционная работа направлена на: Стимулирование развития произвольной сферы ребенка, которая обеспечивает усвоение норм и правил, повышает толерантность в сфере общения, способствует самоорганизации в учебной и игровой деятельности. Коррекцию и обучение адекватным способам поведения и общения со сверстниками, исключающим агрессию. Формирование навыков конструктивных действий в конфликтных ситуациях. Развитие эмоционально-волевой сферы. Отработка навыков норм и правил поведения в общественных местах. Формирование у ребенка мотивационной сферы для его успешности в учебной деятельности. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие позитивной самооценки. Формирование сознания собственных эмоций и чувств. Развитие эмпатии (способность понимания и сопереживания). Снижение уровня тревожности. Задачи: Помочь ребенку в преодолении эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, влияя на рост позитивной самооценке и позитивного принятия окружающих его людей. Способствовать формированию осознания имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. Выявить влияния, содержания, способов, форм и технологий обучения на интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них способности ксамоопределению, саморазвитию. Научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью. Предполагаемый результат: Улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка. Осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками. Повышение толерантности по отношению к окружающим. Умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия. Стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации. Индивидуальное обучение на дому — вариант обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов, при котором педагоги МОУ «Лицей №1» организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. По заявлению родителей (законных представителей) и при согласовании с лечащим врачом индивидуальные занятия с больными детьми могут быть организованы в учебных классах. Дети с ОВЗ - дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих специальных программ. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ ООП НОО. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей детей. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных или групповых занятий для детей с выраженным нарушением. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ. Оказание консультативной методической помощи родителям детей с ОВЗ по медицинским,социальным, правовым и другим вопросам. Внеурочная деятельность Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ОВЗ в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств, требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Организация мероприятий предполагает возможность участия в них детей ОВЗ наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ОВЗ они включаются в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми. 9. Планируемые результаты коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО. Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ. При реализации Программы коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты. Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.). Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д. Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП НОО (конкретных предметных областей) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам. Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью обучающихся класса. Это будет накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.