Программа Коррекционной работы МОУ Лицей 1

Приложение №4
к основной образовательной программе
начального общего образования

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Пояснительная записка
Программа коррекционной работы начальной школы МОУ «Лицей №1»
направлена

на

создание

комплексного

психолого-медико-педагогического

сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей
психофизического

развития,

коррекцию

недостатков

в

физическом

и

(или)

психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
и инвалидов, оказание им помощи в освоении образовательной программы начального
общего образования.
Программа

коррекционной

деятельности

позволяет

каждому

члену

педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебная деятельность у ребенка,
определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов
действий. А также позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в
развитии обучающегося.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обусловленных недостатками в
их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-медико-

педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей

детей

(в

соответствии

с

рекомендациями психолого-медико-

педагогической комиссии);
возможность освоения обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидами основной образовательной программы начального общего
образования и их интеграции в образовательной организации.

2.

Перечень, содержание и план реализации индивидуальноориентированных коррекционных мероприятий

Цель программы коррекционной работы МОУ «Лицей №1» – создание и
реализация специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья

и

инвалидов

посредством

индивидуализации

и

дифференциации

образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы МОУ «Лицей №1», решает следующие
задачи:

своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, трудностей их адаптации в образовательной организации;
определение индивидуальных особенностей и образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
определение особенностей организации образовательной деятельности для
выявленной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными
возможностями

здоровья

и

инвалидов

основной

образовательной

программы

начального общего образования;
осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-медико-

педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов с учётом особенностей психологического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей;
организация индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих
занятий для обучающихся с нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации и реабилитации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
оказание
ограниченными

родителям
возможностями

(законным
здоровья

представителям)
и

инвалидов

обучающихся

с

консультативной

и

методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и
другим вопросам.
При разработке и реализации программы педагогический коллектив начальной
школы МОУ «Лицей №1», руководствуется следующими принципами:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию, который призван
решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие

и

согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе
всех участников образовательной деятельности.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или

определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки вфизическом и (или)
психическом развитии.
Рекомендательный
соблюдение

характер

гарантированных

оказания

помощи.

законодательством

Принцип

прав

обеспечивает

родителей

(законных

представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса об организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья как совместно с другими обучающимися,
так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Принцип

учета

индивидуальных

особенностей.

При

проектировании

образовательной деятельности, учитываются не только характер ограничений и
нарушений

психофизического

здоровья

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов, возрастные особенности развития, социальная
ситуация развития, но и индивидуальные черты личности обучающегося.
Принцип деятельностного подхода. Данный принцип задает направление
коррекционной работы через организацию

соответствующих видов деятельности

ребенка.
Принцип педагогической экологии, заключающийся в том, что родители и
педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного
принятия, на безоценочном отношении, на педагогическом оптимизме и доверии,
уважении его личности, прав и свобод.
Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы МОУ
«Лицей №1» является взаимосвязь нескольких подходов:
системно-деятельностного, составляющего основу содержанияФГОС НОО;
междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную
деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность
отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного
развития детей конкретным содержанием профессиональной работы педагогов и
психолога,

медицинским

работником,

а

с

другой

–

интеграцию

действий

формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости
совместных действий к сотрудничеству);

нейропсихологического, конкретизирующего причины, лежащие в основе
школьных трудностей, связанные с состоянием развития высших психических
функций, а также на основе анализа этих причин – строить коррекционную работу,
учитывающую ресурсы и возможности обучающихся с ОВЗ;
комплексного,

обеспечивающего

учет

медико-психолого-

педагогических

знаний о ребенке.
Целевая аудитория: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 14 классов.
Контингент обучающихся, для которых составляется данная программа
составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
В МОУ «Лицей №1» созданы специальные условия обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включающие:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок,

вариативные

ориентированной

формы

получения

образования,

психолого-медико-педагогической

объем

индивидуально

помощи) в соответствии с

рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение

психолого-педагогических

условий

(коррекционная

технологий,

в

направленность учебно-воспитательного процесса);
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
использование

современных

педагогических

том

числе

информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности,
повышения его эффективности, доступности;
обеспечение
специальных

задач

специализированных
обучения,

условий

ориентированных

на

(выдвижение
особые

комплекса

образовательные

потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное
и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
обеспечение участия всех обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с

нормально развивающимися сверстниками в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ в условиях образовательной деятельности
Основными

оптимально

механизмами

выстроенное

реализации

взаимодействие

коррекционной
специалистов

работы

МОУ

являются

«Лицей

№1»

обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного
профиля в образовательной деятельности, и социальное партнерство, предполагающее
профессиональное взаимодействие лицея с внешними ресурсами (организациями
различных

ведомств,

общественными организациями и

другими

институтами

общества).
Взаимодействие специалистов МОУ «Лицей №1» предусматривает:
комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой
и личностной сфер ребенка.
Социальное партнерство предусматривает:
сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по
вопросам

преемственности

обучения,

развития

и

адаптации,

социализации,

здоровьесбережения детей с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
сотрудничество

со

средствами

массовой

информации,

а

также

с

негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями
инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
Социальными партнерами МОУ «Лицей №1» являются: Центр развития
образования, Институт педагогики и психологии ПетрГУ, ГБОУ РК

«Центр

диагностики и консультирования», ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития
образования», Детская библиотека РК им. В.Ф. Морозова.

4.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ
Программа коррекционной работы позволяет создавать в МОУ «Лицей №1»

специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Необходимыми условиями реализации основной образовательной программы
начального общего образования, а значит и программы коррекционной работы,
являются

психолого-педагогические.

Психолого-

педагогические

условия

обеспечивают:
сопровождение

участников

образовательных

отношений

(сохранение

и

укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности
здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
формирование

коммуникативных

навыков

в

разновозрастной

среде

и

среде

сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
вариативность форм и направлений психолого-педагогического сопровождения
участников

образовательных

консультирование,

коррекционная

отношений
работа,

(профилактика,

развивающая

диагностика,

работа,

просвещение,

экспертиза).
Вопрос о выборе объема, форм, содержания и плана реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий для обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья в МОУ «Лицей №1» решается на школьном психологомедико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и
возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных
представителей).

При

решении

Психолого-медико-педагогической

данного

вопроса

комиссии

и

учитываются

рекомендации

Индивидуальной

программы

реабилитации ребенка-инвалида.
В

рамках

психолого-педагогического

сопровождения

образовательной

деятельности в МОУ «Лицей №1» проводится индивидуальная и групповая
коррекционная работа с учащимися в различных формах, в частности:
коррекционно-развивающие

занятия

с

психологом,

определяется

число

необходимых индивидуальных и групповых занятий.
Цель

коррекционно-развивающих

занятий

–

коррекция

недостатков

познавательной, коммуникативной, регуляторной, эмоционально-личностной сферы
детей.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
создание условий для развития сохранных функций;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего

развития и обучения;
коррекция

отклонений

в

развитии

двигательной,

познавательной,

коммуникативной, эмоционально–личностной сферы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления
деятельности;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Началу

коррекционной

работы

предшествует

этап

комплексного

диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность
трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании
этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза
развития.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно- развивающего
обучения:
Принцип
отклонений

и

системности

коррекционных

нарушений

развития,

(исправление

преодоление

или

трудностей

сглаживание
развития),

профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и
развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону
ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
Реализация

коррекционно-развивающей

работы

проводится

с

учетом

постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности,
эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет
вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный

принцип

коррекции

определяет

тактику

проведения

коррекционной работы через активизацию деятельности каждого обучающегося, в
ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии
личности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу
оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого обучающегося.
Коррекционная

работа

должна

создавать

оптимальные

возможности

для

индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий,
при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление
способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей.
Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности

должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к
работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы
игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон,
стимулировали положительные эмоции.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации
образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы
получения образования, так и различные варианты специального сопровождения
детей с ОВЗ. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей
образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной
программе с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения.
Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также
организационные формы работы.
Программно-методическое обеспечение
МОУ «Лицей №1» обеспечено удовлетворяющими особым образовательным
потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидов учебниками, соответствующей
учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам
основной образовательной программы. Библиотека

МОУ

«Лицей №1»

укомплектована общими для обучающихся с ОВЗ печатными образовательными
ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд
дополнительной литературы. Библиотека укомплектована научно-методической
литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике,
печатными

образовательными

ресурсами

и

ЭОР,

включая

формирование

«академических» знаний и жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ, а также
имеет фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с ОВЗ по
актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий обучающихся с
ОВЗ.
Кадровое обеспечение
Контингент педагогов, способных реализовать программу, представляется не
только учителями, но также психологом, социальным педагогом.
Педагогические работники МОУ «Лицей №1» имеют чёткое представление об
особенностях

психического

и

(или)

физического

развития

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья..
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база МОУ «Лицей №1» обеспечивает реализацию
программы и служит гарантом освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не
только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено
большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Вовлеченные в процесс образования взрослые
имеют неограниченный доступ к организационной технике в МОУ «Лицей №1», где
можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов
для процесса обучения детей. Обеспечена материально-техническая поддержка
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей,
вовлеченных в процесс образования.
Информационное обеспечение
Для реализации Программы в МОУ «Лицей №1» создана информационная
образовательная среда для детей, имеющих трудности в передвижении, с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Создана система широкого доступа лиц с ограниченными возможностями
здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам
информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности,
наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио и видеоматериалов.
Важным условием построения образовательной деятельности на основе
дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов является создание
разнообразной, информационно насыщенной информационно-образовательной среды
(ИОС). Образовательная деятельность в ИОС расширяет образовательную среду для
обучающихся с ОВЗ и инвалидов, не имеющих возможности посещать школу, и
строится как система гибкого взаимодействия участников с содержанием и
участников между собой. Важно, что среда дистанционного обучения преследует не
только образовательные цели, но и оказывать помощь ребёнку в социализации и
личностном развитии.
5.

Направления реализации Программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы МОУ «Лицей №1» на уровне начального

общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые
отражают её основное содержание и охватывают всю образовательную деятельность в
лицее, обеспечивают взаимодействие с родительской общественностью:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
информационно-просветительское;
профилактическое; координационное;
экспертное.
Каждое из них направлено на мониторинг и сопровождение учащихся с
особыми образовательными потребностями и их семей, а также на создание
благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося не только в
стенах МОУ «Лицей №1», но и за его пределами.
Диагностическая деятельность обеспечивает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в коррекционной работе
специалистов, предусматривает определение причин, спровоцировавших появления
тех или иных проблем ребенка в МОУ «Лицей №1»;
обеспечивает объективный подход к изучению возможностей ребенка в
условиях конкретной образовательной среды;
предусматривает изучение динамики его развития в процессе коррекционной
работы, выступает инструментом контроля эффективности проводимых комплексных
мероприятий, направленных на предупреждение или устранение неблагоприятных
факторов, уже имеющих место или возможных в образовательной деятельности.
Содержание

работы

педагогов

и

специалистов

психолого-медико-

педагогического сопровождения в рамках направления:
своевременное

выявление

детей,

нуждающихся

в

специализированной

помощи;
ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации)
диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации и
обучения;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение

развития

двигательной,

познавательной,

коммуникативной,

эмоционально-волевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль психолога за уровнем и динамикой
развития ребёнка;
анализ эффективности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает:
специально

организованную

комплексную

помощь

детям

в

освоении

содержания образования;
коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ в
условиях лицея, отслеживание причин возникновения проблем, их проявление;
мониторинг и динамика достижений учащихся в процессе обучения и
воспитания в каждом конкретном случае.
Коррекционно-развивающая работа МОУ «Лицей №1» включает:
разработку индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с
ОВЗ и инвалидов;
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов коррекционных форм, программ, методов и приёмов обучения
в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение психологом индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых

для преодоления нарушений

развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося
в

динамике

образовательной

деятельности,

направленное

на

формирование

универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие

двигательной,

коммуникативной,

эмоционально-волевой

и

личностной сфер обучающегося и психокоррекцию его поведения.
Консультативная деятельность обеспечивает непрерывность сопровождения
обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, развития и
воспитания, коррекции, социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:

выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых длявсех участников
образовательной деятельности;
консультирование

психологом

педагогов

по

выбору

индивидуально

ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья.
Информационно-просветительская деятельность расширяет образовательное
пространство окружающего социума и информирует всех субъектов образовательной
деятельности об особенностях учебного процесса для определенной категории
учащихся.
6.

Информационно-просветительская работа

Информационно-просветительская работа в начальной школе МОУ «Лицей №1»
предусматривает:
различные

формы

просветительской

деятельности

(лекции,

беседы,

информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательной деятельности — обучающимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим

работникам

образовательной

деятельности

—
и

вопросов,

связанных

сопровождения

детей

с

особенностями

с

ограниченными

возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов

и родителей по

разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профилактическая деятельность в МОУ «Лицей №1» направлена на
организацию образовательной среды, педагогических условий жизнедеятельности
всех учащихся, обеспечивающих предупреждение возникновения проблем, связанных
с трудностями освоения ООП НОО.
Координационная деятельность предусматривает координацию усилий всех
субъектов образовательной деятельности (педагогов, психолога, медицинских
работников, администрации и родителей) для достижения стоящих перед программой
целей. В МОУ «Лицей №1» создан специальный орган – школьный консилиум,

наделенный особыми организационными полномочиями и несущий вместе с
администрацией школы коллегиальную ответственность за ее реализацию.
Экспертная деятельность направлена на:
анализ и согласование действий педагогических работников МОУ «Лицей №1»
в аспекте поддержки детей;
согласование

с

профессиональным

сообществом

содержания

рабочих

программ учебных предметов в аспекте поддержки и сопровождении обучающихся с
ОВЗ и инвалидов;
обобщение и трансляция опыта работы педагогов по вопросам поддержки
обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
отбор оптимальных для развития обучающегося коррекционных программ,
методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями.
7.

Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение

Деятельность

специалистов

сопровождения

направлена

на

подготовку

учителей для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников
сопровождения в отношении используемой терминологии.
Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью,
вниманием

к

широкому

кругу

вопросов.

Среди

них

семья,

обустройство

образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы
самопознания и личностной самореализации.
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с
особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального
интереса к «особым» детям у всех родителей класса.
Важный

принцип,

которым

руководствуются

специалисты

психолого-

педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому обучающемуся
и его семье.
Рассматривая

содержание

и

организацию

комплексного

психолого-

педагогического сопровождения в МОУ «Лицей №1», следует сказать о важности
командного междисциплинарного подхода. Системный междисциплинарный подход
выражается и в таких конкретных вещах, как:
опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании
нормативного и нарушенного развития ребенка;

общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов
диагностики;
разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы;
открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с
ним и его семьей;
единое календарно-тематическое планирование;
проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале,
включенномв содержание общеобразовательной программы и т.п.
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ и
инвалидов в МОУ «Лицей №1» является обеспечение условий для оптимального
развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
диагностику познавательной, коммуникативной, эмоционально- волевой и
других сфер развития обучающегося, его поведения и адаптации;
педагогические наблюдения за особенностями обучения и воспитания;
создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для
развития личности, успешности обучения;
конкретную практическую психолого-педагогическую помощь ребенку.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию
психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении
задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов
разного профиля, действующих скоординированно.
Выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор
содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей
осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
В рамках ПМПк происходит разработка стратегии и планирование конкретного
содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения обучающегося,
определенных групп детей и структурных подразделений.
Учителя начального уровня образования МОУ «Лицей №1», в классах которых
есть обучающиеся с ОВЗ и инвалидов, наряду со специалистами сопровождения
являются участниками ПМПк.
Психолого-медико-педагогический консилиум консультирует всех участников
образовательных отношений – обучающихся, родителей, педагогов – по вопросам
профилактики, коррекции и развития, а также организации помощи и педагогической

поддержки детям.
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется в
следующих направлениях:
организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка
с использованием психологических и педагогических диагностических методик;
выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности,
памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня
развития речи воспитанников;
выявление компенсаторных возможностей психики ребенка, разработка
рекомендаций учителям и другим специалистам для обеспечения индивидуального
подхода в процессе обучения и воспитания;
выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для
коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего
процесса;
выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ,
соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его
здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему
окружению;
выработка

рекомендаций

по

основным

направлениям

коррекционно-

развивающей работы;
обеспечение коррекционной направленности образовательной деятельности;
консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего
воспитания и обучения.
В задачи консилиума также входят:
разработка и реализация программы коррекционной работы МОУ «Лицей
№1», координация деятельности всех специалистов при сопровождении обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и согласование планов работы различных
специалистов;
мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной
образовательной

программы

начального

общего

образования,

корректировка

программы.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной
образовательной

программы

начального

общего

образования,

корректировку

коррекционных мероприятий проводится по итогам четверти, полугодия, учебного
года.

Мониторинговая деятельность в МОУ «Лицей №1» предполагает:
отслеживание
возможностями

динамики

здоровья

и

развития

обучающихся

эффективности

с

ограниченными

индивидуальных

и

групповых

коррекционно-развивающих программ;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-медико-педагогический

консилиум

анализирует

по

данным

мониторинга выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы
с конкретными обучающимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения.
Другая задача консилиума — обоснованный выбор по
дифференцированных
общей

педагогических

коррекционной

итогам

мониторинга

условий, необходимых для обеспечения

направленности

учебно-воспитательного

процесса,

включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их
умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию
учебной

деятельности,

профилактику

и

коррекцию

негативных

тенденций

эмоционально-личностного развития. С результатами мониторинга знакомятся
родители (законные представители) ребенка.
8.

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных

мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинских работников Лицея, который должен обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Вопрос о выборе образовательного и коррекционного маршрута ребенка с ОВЗ,
в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную
среду, решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме МОУ «Лицей №1»,
исходя из

потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с

непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей
выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное
увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной
цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение
обучающихся на практическую деятельность с предметами или на другие
облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д
Содержание Программы коррекционной работы определяют следующие
принципы.
Соблюдение интересов ребёнка.
Системность (единство диагностики, коррекции и развития)

Непрерывность (до полного решения проблемы или определения подхода к её
решению)
Вариативность.
Рекомендательный характер оказания помощи (обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей выбирать формы получения
детьмиобразования.
Преодоление затруднений в учебной деятельности
Педагоги оказывают помощь в преодолении затруднений в учебной
деятельности как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное
выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.).
Залогом успеха в преодолении затруднений в учебной деятельности является
повышение мотивации обучающихся. Приёмы педагогического взаимодействия,
направленные

на

повышение

мотивации

разнообразны

и

обусловлены

психологическими и возрастными особенностями школьников:
применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр,
ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями;
целеполагание на каждый вид деятельности;
создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции;
поиск положительного идеала;
создание ситуации взаимопомощи;
проявления сопереживания;
создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития;
создание ситуации опоры на жизненный опыт;
активное использование приёмов поощрения;
создание ярких наглядно-образных представлений;
удовлетворение желания быть значимой личностью и др.
Индивидуальные занятия педагогов с обучающимися
В Лицее организована поддержка детей, которые отстали от программы
обучения по объективным причинам (болезнь, переезд), или испытывают трудности в
усвоении учебного материала. Для детей трудно обучаемых, «группы риска»,
дезадаптированных детей ведутся индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия. Эти обучающиеся отличаются дисгармоничным развитием, пониженной
обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество
адаптационных механизмов.
Цель: содействие личностному росту и самоопределению ребенка, а именно,

преодоление эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.
Коррекционная работа направлена на:
Стимулирование развития произвольной сферы ребенка, которая обеспечивает
усвоение норм и правил, повышает толерантность в сфере общения, способствует
самоорганизации в учебной и игровой деятельности.
Коррекцию и обучение адекватным способам поведения и общения со
сверстниками, исключающим агрессию. Формирование навыков конструктивных
действий в конфликтных ситуациях.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Отработка навыков норм и правил поведения в общественных местах.
Формирование у ребенка мотивационной сферы для его успешности в учебной
деятельности.
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
Развитие позитивной самооценки.
Формирование сознания собственных эмоций и чувств.
Развитие эмпатии (способность понимания и сопереживания).
Снижение уровня тревожности.
Задачи:
Помочь

ребенку

в

преодолении

эмоциональных,

поведенческих

и

коммуникативных проблем, влияя на рост позитивной самооценке и позитивного
принятия окружающих его людей.
Способствовать формированию осознания имеющихся личностных ресурсов,
способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного
поведения.
Выявить влияния, содержания, способов, форм и технологий обучения на
интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них
способности ксамоопределению, саморазвитию.
Научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда,
связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.
Предполагаемый результат:
Улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка.
Осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности,
имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками.
Повышение толерантности по отношению к окружающим.
Умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия.

Стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения
адекватно ситуации.
Индивидуальное обучение на дому — вариант обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов, при котором педагоги МОУ «Лицей №1» организованно посещают
ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
По заявлению родителей (законных представителей) и

при

согласовании

с лечащим врачом индивидуальные занятия с больными детьми могут быть
организованы в учебных классах.
Дети с ОВЗ - дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению
программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ могут иметь
разные по характеру и степени выраженности нарушения в диапазоне от временных и
легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих специальных
программ.
Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ ООП НОО.
Осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-медико

педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей развития и
индивидуальных возможностей детей.
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных или групповых занятий для детей с выраженным нарушением.
Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным

программам

и

получения

дополнительных образовательных

коррекционных услуг.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ.
Оказание консультативной методической помощи родителям детей с ОВЗ по
медицинским,социальным, правовым и другим вопросам.
Внеурочная деятельность
Основной

формой

организации

внеурочной

деятельности

школьников

выступает проектная деятельность. Включение детей с ОВЗ в проектную
деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в
различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств, требует
проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу,
людям, к результатам труда и др.
Организация мероприятий предполагает возможность участия в них детей ОВЗ
наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени

выраженности нарушений развития детей с ОВЗ они включаются в проведении
воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
9.

Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным ФГОС НОО.
Планируемые

результаты

коррекционной

работы

имеют

дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными
программами развития детей с ОВЗ.
При реализации Программы коррекционной работы планируются разные
группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
В

урочной

деятельности

отражаются

предметные,

метапредметные

и

личностные результаты.
Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в
личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к
собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на
анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных
действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение
содержанием

ООП

НОО

(конкретных

предметных

областей)

с

учетом

индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные
достижения по отдельным учебным предметам.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью обучающихся класса.
Это будет накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных
достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».