Программа формирования экологической культуры МОУ Лицей №1

Приложение №3
к основной образовательной программе
начального общего образования

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО

И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психического здоровья

как

одной

из

ценностных

составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования
экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на
уровне начального общего образования являются:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.

№273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановление Главного государственного санитарного

врача Российской

Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных учреждениях»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 393 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального
общего образования»,
Приказ

Минобрнауки

России

от

28.12.2010

№2106

«Об

утверждении

федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников».
Программа формирования экологической культуры, ценности здоровья и
здорового образа жизни при получении начального общего образования сформирована
с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, имеющих место в МОУ
«Лицей №1»:
неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые
приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году
обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по
своей

природе,

обусловливающей

временной

разрыв

между

воздействием

и

результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем
самым

между

начальным

и

существенным

проявлением

неблагополучных

популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в
целом;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему
здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с
отсутствием у детей опыта «нездоровья».
Наиболее

эффективным

путем

формирования

экологической

культуры,

здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и
организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая
активной и успешной социализации ребенка в МОУ «Лицей №1», развивающая
способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной
организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не
гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием
ежедневной жизни ребенка в семье и МОУ «Лицей №1».
При

выборе

стратегии

реализации

настоящая

Программа

учитывает

психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного
возраста, опирается на зону актуального развития. Программа исходит из того, что
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и
обязательный компонент здоровьесберегающей работы МОУ «Лицей №1», требующей
соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей
жизни лицея, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического
климата, обеспечение рациональной организации образовательной деятельности,
эффективной физкультурно- оздоровительной работы, организации рационального
питания.
Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их
родителями

(законными

представителями),

привлечение

родителей

(законных

представителей) к совместной работе с детьми.
2. Цели, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формированиеоснов
экологической культуры, сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, при получении
начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее
основе.

Цель: обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей
среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья
младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию
детей, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО.
Задачи:
формировать у обучающихся представление об основах экологической культуры
на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для
человека и окружающей среды;
пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать
заинтересованное отношение к собственному здоровью);
формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
формировать установки на использование здорового питания;
развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
научить следовать рекомендуемому врачами здоровьесозидающему режиму дня;
формировать знания о негативных факторах риска здоровью (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные
вещества, инфекционные заболевания);
формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам,связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния
вредным привычкам;
формировать

основы

здоровьесберегающей

учебной

культуры:

умений

организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия,
выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных
особенностей;
формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие
уменияповедения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни содержит:
Анализ контингента обучающихся с позиции реального состояния здоровья
детей ифакторов риска, имеющих место в школе.
Экологически
«Лицей №1».

здоровьесберегающая

инфраструктура

МОУ

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Реализация дополнительных образовательных программ.
Просветительская

работа

с

родителями (законными

представителями обучающихся).

3.

Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению

безопасности и формированию экологической культуры обучающихся,
отражающие специфику МОУ «Лицей №1», запросы участников
образовательных отношений
На уровне начального общего образования на первое место в урочной и
внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех
учебных предметов УУД, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных
норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической
безопасности человекаи природы.
Формируется

личный

опыт

самоограничения

при

решении

ключевого

противоречия экологического сознания этого возраста «хочу - нельзя» и его
эмоционального переживания.
Основными источниками содержания выступают экологические образы в
традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а
также элементы научного знания.
Основные

виды

исследовательская,

деятельности

образно-

обучающихся:

познавательная,

игровая,

учебная,

учебно-

рефлексивно-оценочная,

регулятивная, креативная, общественно полезная.
Формируемые

ценности:

природа,

здоровье,

экологическая

культура,

экологическибезопасное поведение.
Основные

формы

организации

внеурочной

деятельности:

развивающие

ситуации игрового и учебного типа.
Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная
на повышение эффективности образовательной деятельности, при чередовании
обучения и отдыха включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной
и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и
спортивныхсекциях) обучающихся на всех этапах обучения;

использование

методов

и

методик

обучения,

адекватных

возрастным

возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших
апробацию);
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств
обучения, в том числе компьютеров и аудио-визуальных средств;
индивидуализацию обучения, учет индивидуальных особенностей развития
обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным
образовательным траекториям;
ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми
с ОВЗ. Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого
педагога. Наиболее эффективный путь формирования экологической культуры,
ценности здоровья, здорового образа жизни - самостоятельная работа обучающихся,
направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами,
взрослыми в семье. Самостоятельная работа способствует активной и успешной
социализации младшего школьника, развивает способность понимать свое состояние,
знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной
активности, питания, правил личной гигиены.
4.

Модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с

обучающимися по формированию экологически-целесообразного, здорового и
безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной
оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ
обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Виды

учебной

деятельности,

используемые

в

урочной

и

внеурочной

деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная
деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности, используемые при реализации Программы:
исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или
школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты,
дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные
игры, дни здоровья.
Организация
обеспечение

физкультурно-оздоровительной

рациональной

организации

работы,

двигательного

направленная

режима,

на

нормального

физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных
возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и

формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на
уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера;
организацию

динамических

перемен,

физкультминуток

на

уроках,

способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их
эффективного функционирования;
регулярное

проведение

спортивно-оздоровительных

мероприятий

дней

здоровья,соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация

дополнительных

образовательных

курсов,

направленных

на

повышение уровня знаний и практических умений обучающихся в области
экологической культуры и охраны здоровья, предусматривает:
организацию в образовательной организации секций, факультативов по
избранной тематике;
проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований,
конкурсов, праздников и т. п.
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности всех
педагогов. Организация внеурочной деятельности по программе: «Основы здорового
питания» направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни.
Работа с родителями (законными представителями) включает
Таблица 1.
№

Наименование мероприятия

Сроки

1

Спортивные соревнования «Мама, папа, я спортивная семья»

Октябрь

2

День здоровья

Сентябрь

3

Веселые старты

Февраль

4

Всероссийский марафон «Лыжня России»

февраль

5

Консультации по различным вопросам роста и
развития ребенка, его здоровья, факторам,
положительно и отрицательно влияющим на здоровье
детей.

В течение года
(по запросам)

6

Педагогический лекторий на классных родительских

В течение года

собраниях

7

Лекции на школьных родительских собраниях

Сентябрь, ноябрь,
февраль, май

8

Походы в лес

По плану кл. рук.

9

Экскурсии в краеведческие музеи

По плану кл.
руководителя

10

5.

Участие в экологических акциях

По плану лицея

Критерии и показатели эффективности деятельности МОУ «Лицей №1» в

части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической
культуры обучающихся
Таблица 2.
№
1.

Критерии

Показатели

Измерители

Наблюдение за состоянием

Снижение количества Данные медосмотров

физического здоровья и

обучающихся III

развития детей

группы здоровья.

2.

Пропуски учащимися уроков по Снижение показателей Административный
болезни
контроль

3.

Количество обучающихся,

4.

Снижение уровня

(ежедневно)
Анкетирование

имеющих повышенный уровень тревожности и

психолога.

тревожности и эмоционального эмоционального

Наблюдение

стресса

педагогов

стресса

Численность обучающихся, у Увеличение

Наблюдение

которых

школьного

отмечается численности

благоприятная

динамика

медработника.

состояния здоровья

Результаты мед.
осмотров

5.

Уровень

эмоционально- Положительная

психологического

климата

классных коллективах

в динамика
результативности

Анкетирование,
итоги исследования
адаптации

первоклассников и
вновь прибывших
обучающихся
6.

Удовлетворённость
обучающихся

Повышение уровня

Анкетирование

школьной удовлетворённости

жизнью

обучающихся
школьной жизнью

7.

Объём

двигательной

активности

во

внеурочное

Увеличение

Анализ участия в

показателя

секциях,

время

спортивных
мероприятиях

8.

Развитие потребности в
занятиях
физической
культурой и спортом

9.

Положительная
Анкетирование
динамика занятости в
Наблюдение
спортивных секциях

Знание негативных факторов Положительная
риска

здоровью

(сниженная

Анкетирование

детей динамика

двигательная результативности

активность, курение, алкоголь,
наркотики

и

анкетирования по

другие данному вопросу

психоактивные

вещества,

инфекционные заболевания)
10.

11.

12.

Потребность ребенка

Положительная

безбоязненно обращаться к

динамика

врачу по любым вопросам,

результативности

связанным с особенностями

анкетирования по

роста и развития, состояния

данному вопросу

здоровья
Развитие готовности

Положительная

самостоятельно поддерживать

динамика

свое здоровье на основе

результативности

использования навыков личной

анкетирования по

гигиены

данному вопросу

Знание правил поведения на Положительная
природе

и

отношения

к

бережного динамика
окружающей результативности

Анкетирование

Анкетирование

Тестирование

среде

тестирования по
данному вопросу

13.

Охват

учащихся

горячим

питанием

Охват горячим
питанием в
школьной столовой

Данные ежедневных
заявок в школьную
столовую

составляет 100%
14.

Участие обучающихся в акциях, Положительная

Анализ работы

конкурсах, спортивно-массовых динамика количества
и оздоровительных

вовлеченных

мероприятиях различного

обучающихся

уровня
15.

16.

Участие обучающихся в

Положительная

экологических акциях,

динамика

конкурсах, мероприятиях

количества

различного уровня

вовлеченных

Занятость обучающихся в

обучающихся
Положительная
динамика

кружках,

секциях

и

объединениях экологической
направленности

Анализ работы

Анализ работы

количества
вовлеченных
обучающихся

6. Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых
результатов по формированию экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Таблица 3.
№
1

Мониторинг реализации
Программы
аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах
охраны окружающей среды, своем здоровье, правильном питании, влиянии
психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и
вне школы, в том числе на транспорте

2

отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего
показателя здоровья,
и

показателей

заболеваемости

опорно-двигательного аппарата

органов зрения

3

отслеживание динамики травматизма в образовательной организации, в
том числе дорожно-транспортного травматизма

4

отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по
болезни
отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов
контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных
представителей) и обучающихся, что является показателем высокого
уровня деятельности управленческого звена МОУ «Лицей №1»
положительные
результаты
анализа
анкет
по
исследованию

5

6

жизнедеятельности
представителей).

школьников,

анкет

для

родителей

(законных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».