Приложение №3 к основной образовательной программе начального общего образования АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «ЛИЦЕЙ №1» ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Пояснительная записка Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования являются: Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 393 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования», Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Программа формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни при получении начального общего образования сформирована с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, имеющих место в МОУ «Лицей №1»: неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия; факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения; чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья». Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребенка в МОУ «Лицей №1», развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и МОУ «Лицей №1». При выборе стратегии реализации настоящая Программа учитывает психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста, опирается на зону актуального развития. Программа исходит из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы МОУ «Лицей №1», требующей соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни лицея, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации образовательной деятельности, эффективной физкультурно- оздоровительной работы, организации рационального питания. Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми. 2. Цели, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формированиеоснов экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, при получении начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе. Цель: обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО. Задачи: формировать у обучающихся представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью); формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе; формировать установки на использование здорового питания; развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; научить следовать рекомендуемому врачами здоровьесозидающему режиму дня; формировать знания о негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам,связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния вредным привычкам; формировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие уменияповедения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни содержит: Анализ контингента обучающихся с позиции реального состояния здоровья детей ифакторов риска, имеющих место в школе. Экологически «Лицей №1». здоровьесберегающая инфраструктура МОУ Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы. Реализация дополнительных образовательных программ. Просветительская работа с родителями (законными представителями обучающихся). 3. Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику МОУ «Лицей №1», запросы участников образовательных отношений На уровне начального общего образования на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов УУД, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человекаи природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу - нельзя» и его эмоционального переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания. Основные виды исследовательская, деятельности образно- обучающихся: познавательная, игровая, учебная, учебно- рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная. Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологическибезопасное поведение. Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа. Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности образовательной деятельности, при чередовании обучения и отдыха включает: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивныхсекциях) обучающихся на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудио-визуальных средств; индивидуализацию обучения, учет индивидуальных особенностей развития обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным траекториям; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ОВЗ. Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого педагога. Наиболее эффективный путь формирования экологической культуры, ценности здоровья, здорового образа жизни - самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, взрослыми в семье. Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации младшего школьника, развивает способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. 4. Модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически-целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика. Формы учебной деятельности, используемые при реализации Программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья. Организация обеспечение физкультурно-оздоровительной рациональной организации работы, двигательного направленная режима, на нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий дней здоровья,соревнований, олимпиад, походов и т. п.). Реализация дополнительных образовательных курсов, направленных на повышение уровня знаний и практических умений обучающихся в области экологической культуры и охраны здоровья, предусматривает: организацию в образовательной организации секций, факультативов по избранной тематике; проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, праздников и т. п. Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности всех педагогов. Организация внеурочной деятельности по программе: «Основы здорового питания» направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни. Работа с родителями (законными представителями) включает Таблица 1. № Наименование мероприятия Сроки 1 Спортивные соревнования «Мама, папа, я спортивная семья» Октябрь 2 День здоровья Сентябрь 3 Веселые старты Февраль 4 Всероссийский марафон «Лыжня России» февраль 5 Консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. В течение года (по запросам) 6 Педагогический лекторий на классных родительских В течение года собраниях 7 Лекции на школьных родительских собраниях Сентябрь, ноябрь, февраль, май 8 Походы в лес По плану кл. рук. 9 Экскурсии в краеведческие музеи По плану кл. руководителя 10 5. Участие в экологических акциях По плану лицея Критерии и показатели эффективности деятельности МОУ «Лицей №1» в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся Таблица 2. № 1. Критерии Показатели Измерители Наблюдение за состоянием Снижение количества Данные медосмотров физического здоровья и обучающихся III развития детей группы здоровья. 2. Пропуски учащимися уроков по Снижение показателей Административный болезни контроль 3. Количество обучающихся, 4. Снижение уровня (ежедневно) Анкетирование имеющих повышенный уровень тревожности и психолога. тревожности и эмоционального эмоционального Наблюдение стресса педагогов стресса Численность обучающихся, у Увеличение Наблюдение которых школьного отмечается численности благоприятная динамика медработника. состояния здоровья Результаты мед. осмотров 5. Уровень эмоционально- Положительная психологического климата классных коллективах в динамика результативности Анкетирование, итоги исследования адаптации первоклассников и вновь прибывших обучающихся 6. Удовлетворённость обучающихся Повышение уровня Анкетирование школьной удовлетворённости жизнью обучающихся школьной жизнью 7. Объём двигательной активности во внеурочное Увеличение Анализ участия в показателя секциях, время спортивных мероприятиях 8. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом 9. Положительная Анкетирование динамика занятости в Наблюдение спортивных секциях Знание негативных факторов Положительная риска здоровью (сниженная Анкетирование детей динамика двигательная результативности активность, курение, алкоголь, наркотики и анкетирования по другие данному вопросу психоактивные вещества, инфекционные заболевания) 10. 11. 12. Потребность ребенка Положительная безбоязненно обращаться к динамика врачу по любым вопросам, результативности связанным с особенностями анкетирования по роста и развития, состояния данному вопросу здоровья Развитие готовности Положительная самостоятельно поддерживать динамика свое здоровье на основе результативности использования навыков личной анкетирования по гигиены данному вопросу Знание правил поведения на Положительная природе и отношения к бережного динамика окружающей результативности Анкетирование Анкетирование Тестирование среде тестирования по данному вопросу 13. Охват учащихся горячим питанием Охват горячим питанием в школьной столовой Данные ежедневных заявок в школьную столовую составляет 100% 14. Участие обучающихся в акциях, Положительная Анализ работы конкурсах, спортивно-массовых динамика количества и оздоровительных вовлеченных мероприятиях различного обучающихся уровня 15. 16. Участие обучающихся в Положительная экологических акциях, динамика конкурсах, мероприятиях количества различного уровня вовлеченных Занятость обучающихся в обучающихся Положительная динамика кружках, секциях и объединениях экологической направленности Анализ работы Анализ работы количества вовлеченных обучающихся 6. Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Таблица 3. № 1 Мониторинг реализации Программы аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своем здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте 2 отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, и показателей заболеваемости опорно-двигательного аппарата органов зрения 3 отслеживание динамики травматизма в образовательной организации, в том числе дорожно-транспортного травматизма 4 отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена МОУ «Лицей №1» положительные результаты анализа анкет по исследованию 5 6 жизнедеятельности представителей). школьников, анкет для родителей (законных