III.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при получении среднего общего образования Обеспечение преемственности в формах организации деятельности обучающихся как в урочной, так и во внеурочной работе требует сочетания форм, использовавшихся на предыдущем этапе обучения, с новыми формами. На уровне среднего общего образования целесообразно применение таких форм, как учебное групповое сотрудничество, проектноисследовательская практики, деятельность, конференции с ролевая постепенным игра, дискуссии, расширением тренинги, возможностей обучающихся осуществлять выбор характера самостоятельной работы. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся Обеспечение преемственности осуществляется с учетом возрастных психофизических особенностей обучающихся на уровне среднего общего образования. На уровне среднего общего образования меняется мотивация, учеба приобретает профессионально-ориентированный характер. Направления работы предусматривают мониторинг психологического и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим разного рода трудности. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся С целью обеспечения поддержки обучающихся проводится работа по формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся. Работа с родителями (законными представителями) собрания, осуществляется консультации педагогические через педагогов консилиумы, тематические и круглые родительские специалистов, столы, психолого- презентации классов, посещение уроков и внеурочных мероприятий. Психологическое психологических просвещение занятиях, обучающихся тренингах, осуществляется интегрированных на уроках, консультациях, дистанционно. Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся можно отнести: – сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; – формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; – развитие экологической культуры; – дифференциацию и индивидуализацию обучения; – мониторинг возможностей и способностей обучающихся; – выявление и поддержку одаренных обучающихся, поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями; – психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения; – обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; – формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; – поддержку объединений обучающихся, ученического самоуправления. Одной из составляющей деятельности образовательных организаций является психолого-педагогическое сопровождение педагогов. Оно осуществляется с целью повышения психологической компетентности, создания комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе, профилактики профессионального выгорания психолого- педагогических кадров. Важное значение в психолого-педагогическом сопровождении педагогических работников занимает профилактическая работа, в процессе которой педагоги обучаются установлению психологически грамотной системы взаимоотношений с обучающимися, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами. По вопросам совершенствования образовательных отношений организации проводится консультирование (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий), лекции, семинары, практические занятия. При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений на уровне среднего общего образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации. Система развития психологического профессионального сопровождения взаимодействия строится психолога, на основе педагогов, специалистов; она представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого- педагогических условий, показателей, охватывающих всех участников образовательных отношений: учеников, их родителей (законных представителей), педагогов. Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений Основными формами психолого-педагогического сопровождения могут выступать: - диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода ученика на уровень среднего общего образования и в конце каждого учебного года; - консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется педагогом и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации; -профилактика; -развивающая работа; -просвещение; -коррекционная работа; -экспертиза; Виды деятельности психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений МОУ «Лицей №1» Виды Планируемые Сроки Примечание деятельности мероприятия (ответственный) Адаптация вновь прибывших обучающихся Диагностика - Наблюдение за учащимися в урочное и внеурочное время - Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению декабрь -Занятия с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации. -Верёвочный курс для учащихся 8, 10 классов Консультирование -Индивидуальное консультирование педагогов, родителей, обучающихся -Беседы с обучающимися сентябрьноябрь Развивающая и коррекционная работа Педагогпсихолог Педагог декабрь Педагог октябрьноябрь родителями, педагогами по результатам диагностических обследований Просветительская Выступления на работа родительских собраниях «Психологические особенности юношеского возраста». Организационнометодическая работа Разработка рекомендаций для педагогов, родителей; участие в работе малых педагогических советов по адаптации вновь прибывших обучающихся октябрьапрель ноябрь Педагогпсихолог Классные руководители Педагогпсихолог Готовность к профессиональному самоопределению обучающихся 10-11-х классов Диагностика - помощь декабрьПедагогобучающимся в март психолог, процессе классные социализации и руководители профессиональном самоопределении Развивающая работа -проведение тематических классных часов из цикла «Мир профессий» Консультирование - идивидуальное и групповое консультирование родителей, обучающихся по проблеме выбора профессии, беседы с обучающимися по январь в течение года Педагогпсихолог, классные руководители Педагогпсихолог результатам диагностических обследований, вопросам самоорганизации и саморегуляции и т.д. Просветительская -подготовка февраль- Педагогработа методического март психолог материала «Делай то, для чего ты рожден» -разработка рекомендаций, памяток, семинаров по вопросам психологической поддержки выпускников Организационно- подготовка в течение Педагогметодическая заключений, года психолог работа корректировка . «Портфолио сентябрьуспешной карьеры» октябрь Работа по подготовке учащихся к выпускным экзаменам Диагностика - изучение уровня октябрь, Педагогтревожности апрель психолог обучающихся в . предэкзаменационный период Развивающая -занятия по в течение Педагогработа программе «Путь к года психолог, успеху»; классные -индивидуальная руководители работа с обучающимися с высоким уровнем тревожности. Консультирование Индивидуальное в течение Педагогконсультирование года психолог обучающихся, педагогов, родителей по проблеме подготовки к экзаменам Просветительская выступления на работа родительских собраниях «Помощь ребёнку в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов» и др. Организационно- -подготовка методическая заключений, участие в работа работе малых педагогических советов; - подготовка материала и размещение его на сайте лицея, а также на учебном диске и в Дневнике.ру для педагогов, обучающихся и их родителей по вопросам психологической подготовки к экзаменам. в течение года Педагогпсихолог, классные руководители в течение года Педагогпсихолог Работа с родителями Диагностика -изучение особенностей детскородительских отношений -анализ семейного воспитания Просветительская выступления на работа родительских собраниях по возрастным особенностям, по вопросам психологической подготовки к экзаменам; по запросам родителей и классных в течение года Педагогпсихолог, классные руководители. в течение года Педагогпсихолог, классные руководители руководителей. Консультирование индивидуальные в течение Педагогконсультации и года психолог беседы Работа с педагогическим коллективом Семинары для -проведение в течение Педагогпедагогов тематических года психолог, (подготовка и семинаров по запросу руководители участие в администрации и кафедр Лицейской кафедр системе -участие в работе повышения лицейской системы квалификации) повышения квалификации - работа по проекту «Безопасная школа: школа эмоционального благополучия»