РП ЭК "РИСУНОК" 5-7 ХТ

МОУ «Лицей №1» ПРИНЯТА на

УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ

научно-методическом совете

«Лицея №1»

________________ протокол №__

_______________/А.В.Гуденко
_______________

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ 8-9
КЛАСС
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ C УГЛУБЛЕННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ
Нормативный срок освоения 2 года.

СОСТАВИТЕЛЬ: ______________________________
учитель _________ квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
__.__.2021
___________/______________, руководитель кафедры _________

г. Петрозаводск

Пояснительная записка
Художественное образование и эстетическое воспитание школьников
предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном
искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим
наследием известных художником прошлого и настоящего, развитие и
формирование

творческих

способностей,

художественных

интересов

и

потребностей.
Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится
все изобразительное искусство и дизайн. Особая роль рисунка в изобразительном
творчестве объясняется тем, что в процессе рисования, прежде всего рисования с
натуры, можно непосредственно изучить форму, пропорции, конструктивное
строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения
формы,

светотень

фактуру.

С

помощью

рисунка

учащиеся

изучают

закономерности строения формы предмета, методическую последовательность
изображения, а так же художественно-выразительные возможности рисовальных
материалов
Главными целями и задачами изучения курса являются:
● развитие

чувств,

ассоциативного,

художественно-творческих
образной

памяти,

критического

способностей,

мышления,

фантазии,

эмоционально-эстетического

зрительно-

отношения

к

предметам и явлениям действительности;
● формирование духовной культуры учащихся, потребности постоянно
общаться

с

индивидуальности;

изобразительным

искусством;

пространственного

творческой
представления,

художественно-образного восприятия действительности;
● воспитание

художественно-эстетического

вкуса

и

культуры

восприятия произведений искусства, уважительного отношения к
труду художников;

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения дисциплины учащиеся получат возможность
научится:
-создавать композиции изображения на листе определённого формата;
- иметь представление о художественных приемах изображения и дизайна;
- иметь представление о лучших традициях реалистической формы рисунка;

- иметь представление о законах изображения и выразительных средствах
живописи, знать:
- принципам образования структуры объёма и его формообразующие
элементы,
- приемам нахождения точных пропорций;
- способами передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику
формы предмета;
- основам композиционных закономерностей, стилевых особенностей и
конструктивной логики архитектурного сооружения;
- основам колористики и закономерности и цветовой композиции;
- пропорционально-конструктивный строй фигуры человека, её пластическую
и анатомическую основу;
- изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие
формы с натуры с учётом перспективных сокращений;
- определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие
композицию предметов или их элементов и правильно компоновать на лист
определённого формата;
- определять и передавать основные тоновые отношения;
- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими
приёмами;
- рисовать по памяти и представлению.
Личностные результаты освоения программы :
⚫ ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к
миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия
культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической
оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
⚫ в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира,
умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности);
⚫ в трудовой сфере (навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках: графика, живопись,
скульптура).

Метапредметные результаты освоения программы

⚫ умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура,
синтез искусств и др.);
⚫ желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
⚫ активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
⚫ обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных,
общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
⚫ умение

организовать

деятельность,

самостоятельную

выбирать

средства

для

художественно-творческую
реализации

художественного

замысла;
⚫ способность

оценивать

результаты

художественно-творческой

деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения программы
⚫ в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека
и общества, восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства, умение различать основные
виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику,
сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);
⚫ в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в
художественно-творческой

деятельности

характер,

эмоциональное

состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И
отражение их в собственной художественной деятельности, умение
эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства,
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и
других народов);
⚫ в

коммуникативной

художественных

сфере

(способность

особенностях

высказывать

произведений,

суждения

умение

о

обсуждать

коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
⚫ в трудовой сфере (умение использовать различные художественные
материалы и средства художественной деятельности, моделирование и
трансформирование

новых

образов

с

использованием

изобразительного искусства и компьютерной графики)

средств

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата.
В 5 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. Восприятие произведений изобразительного искусства, объединенных
ключевой темой «человек».
2. Сравнение особенностей передачи облика человека в истории разных эпох.
Анализ строения тела человека, выявление закономерностей в его
строении.
3. Составление схемы пропорций. Анализ строения скелета, выявление
закономерностей в его строении. Передача внешнего облика человека
4. Выбор художественного материала для наиболее сильной передачи образа
5. Передача внешнего облика человека в объеме.
6. Изображение графическими средствами объекта на плоскости.
7. Выделение и передача главного – положения тела, особенностей фигуры.
8. Использование знаний о пропорциях и строении тела человека. Освоение
основных методик рисования человека в движении.
9. Составление плоскостной композиции на заданную тему.
10. Создание многоплановой композиции.
11. Использование композиционного центра, соотношений главного и
второстепенного в композиции.
12. Выбор и использование различных художественных материалов для
передачи собственного замысла;
13. Использование натурного материала для создания образов.
14. Освоение теоретических основ построения предметов. Выполнение
упражнений на закрепление алгоритма действий
15. Построение плоскостной композиции натюрморта.
16. Изображение предметов быта. Использование правил перспективы для
передачи пространства.
17. Применение средств художественной выразительности живописи.
Овладение на практике способами рисования гуашью, основами
цветоведения.
18. Передача состояния природы.
19. Использование правил воздушной и линейной перспективы для передачи
пространства на плоскости.
20. Выбор и использование цветовой гаммы согласно создаваемому образу
21. Применение средств художественной выразительности графики.

22. Овладение на практике метода штриховки, работы с простым карандашом.
23. Применение средств художественной выразительности графики.
Овладение на практике способами рисования пастелью, основами
цветоведения.
24. Работа с книгами русских сказок. Восприятие иллюстраций. Выражение
своего отношения к рассматриваемым произведениям. Анализ и выявление
особенностей иллюстрации.
25. Восприятие прозведений И.Билибина и В.Васнецова
26. Выражение своего отношения к рассматриваемым произведениям
27. Передача внешнего облика человека и персонажей сказок.
28. Овладение на практике способами рисования акварелью, основами
цветоведения.
29. Освоение теоретических основ построения предметов.
30. Использование композиционного центра, соотношений главного и
второстепенного в композиции.
31. Выбор и использование различных художественных материалов для
передачи собственного замысла;
32. Работа с исторической литературой
33. Использование правил перспективы для передачи пространства.
34. Применение средств художественной выразительности живописи.
Овладение на практике способами рисования гуашью, основами
цветоведения.
35. Наблюдение природы, ее состояния. Использование правил перспективы
для изображения природы, пейзажа
36. Восприятие произведений графического искусства
37. Выражение своего отношения к рассматриваемым произведениям
38. Анализ роли рисунка в рассматриваемых произведениях
39. Участие в обсуждении, оценивание.

В 6 классе обучающиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. Освоение теоретических основ построения предметов.
2. Конструктивное построение предмета.
3. Изображение графическими средствами объекта на плоскости.
4. Конструктивное построение предмета.

5. Использование нового материала (сепия) для создания образа
6. Применение средств
Овладение

на

художественной

практике

способами

выразительности

рисования

живописи.

гуашью,

основами

цветоведения.
7. Использование

стилизации

природных

форм

для

создания

выразительности

живописи.

фантастического пейзажа.
8. Применение средств

художественной

Овладение на практике способами рисования акварелью, основами
цветоведения.
9. Составление плоскостной композиции на заданную тему.
10. Использование

композиционного

центра,

соотношений

главного

и

второстепенного в композиции.
11. Выбор и использование различных художественных материалов для
передачи собственного замысла;
12. Построение плоскостной композиции натюрморта.
13. Изображение предметов быта.
14. Применение средств художественной выразительности графики.
15. Восприятие произведений изобразительного искусства, объединенных
ключевой темой «человек».
16. Анализ головы человека, ее строения.
17. Нахождение пропорций между элементами и целым. Зарисовка схем с
указанием пропорций.
18. Использование правил перспективы для передачи объема.
19. Применение

средств

художественной

выразительности

графики.

Овладение на практике метода штриховки, работы с простым карандашом.
20. Построение композиции камерного портрета.
21. Применение средств

художественной

выразительности

живописи.

Создание облика человека цветовыми пятнами.
22. Овладение на практике способами рисования гуашью/акварелью, основами
цветоведения.
23. Восприятие произведений изобразительного искусства, объединенных
ключевой темой «пейзаж».
24. Сравнение особенностей передачи пространства и изображения природы в
искусстве Древнего мира, Средневековья и русского реализма.
25. Анализ фотографий дорог, улиц,

26. Изображение пространства на плоскости. Использование знаний о
перспективе. Применение основ линейной перспективы.
27. Конструктивное построение кубов. Изображение объема на плоскости
28. Участие в обсуждении, оценивание.
В 7 классе обучающиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. Анализ строения тела человека, выявление закономерностей в его
строении. Составление схемы пропорций.
2. Анализ строения скелета, выявление закономерностей в его строении.
3. Изображение графическими средствами объекта на плоскости.
4. Выделение и передача главного – положения тела, особенностей фигуры.
5. Использование знаний о пропорциях и строении тела человека.
6. Освоение основных методик рисования человека в движении.
7. Выполнение элементарных упражнений по изображению внешнего облика
человека в движении.
8. Использование натурного материала для создания образов.
9. Передача внешнего облика человека. Изображение человека в движении.
10. Освоение теоретических основ построения предметов.
11. Выполнение упражнений на закрепление алгоритма действий
12. Построение плоскостной композиции натюрморта.
13. Изображение предметов быта.
14. Использование правил перспективы для передачи пространства.
15. Применение средств художественной выразительности живописи.
Овладение на практике способами рисования гуашью, основами
цветоведения.
16. Передача состояния природы
17. Использование правил воздушной и линейной перспективы для передачи
пространства на плоскости.
18. Применение средств художественной выразительности графики.
19. Овладение на практике метода штриховки, работы с простым карандашом.
20. Выполнение упражнений на закрепление алгоритма действий
21. Составление плоскостной композиции на заданную тему.
22. Создание многоплановой композиции.
23. Использование композиционного центра, соотношений главного и
второстепенного в композиции.
24. Выбор и использование различных художественных материалов для
передачи собственного замысла;

25. Выбор и использование цветовой гаммы согласно создаваемому образу.
26. Изображение предметов быта.
27. Использование правил перспективы для передачи пространства.
28. Применение средств художественной выразительности живописи.
29. Овладение на практике способами рисования акварелью, основами
цветоведения.
30. Освоение теоретических основ построения предметов.
31. Выполнение упражнений на закрепление алгоритма действий
32. Изображение человека с натуры в объеме.
33. Овладение приемами работы мягкими графическими материалами.
34. Создание многоплановой композиции.
35. Наблюдение природы, ее состояния
36. Восприятие произведений графического искусства. Выражение своего
отношения к рассматриваемым произведениям
37. Анализ роли рисунка в рассматриваемых произведениях
38. Участие в обсуждении
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году
творческих проектов. При организации творческой,
проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на
потребительском назначении и стоимости продукта труда— работы, которое они
выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Проект подготовки
работы к выставке «От прадедов до правнуков», «Я люблю тебя, мой край
родной», «С чего начинается родина», «Разноцветные фантазии», выставкам в
выставочном пространстве лицея, оформленные в лицее тематические выставки
работ, классах и коридорах кафедры. Учащиеся всех классов делают
проекты на одни темы, но в соответствии с возрастными требованиями.
Темы: «Я люблю, тебя мой край родной», «От прадедов до правнуков», «Моя
семья», «Зимние виды спорта», «Мой любимый край», «Сказочные герои»,
«Фантастический город», «Рождество», «Городские улицы», «Из моего окна»,
«Олимпийские игры»», «По следам героев сказок…», «По местам боевой славы»
и тд.
Выпускник научится:

- рассматривать изобразительное искусство как явление культуры, выделять
исторические этапы его развития, характеризовать основные виды дизайна в
современном обществе;
- характеризовать

основные

виды

изобразительных

материалов,

их

отличительные особенности и техники работы;
- применять на практике правила построения композиции;
-

проходить этапы конструктивно-геометрического построения предметов;

- передавать в рисунках конструктивное построение предметов, их форму,
объем,

перспективные

сокращения,

распределение

светотени

на

их

поверхности, световоздушную среду
- применять на практике правила линейной и воздушной перспективы; правила
распределения светотени;
- выбирать и применять для выразительности своей идеи художественновыразительные средства графики и живописи;
- разрабатывать

самостоятельно

этапы

создания

творческой

работы,

планировать свои действия при выполнении;
- рисовать с натуры, передавать внешний облик человека, животных природы.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать исторические вехи развития графики и живописи
- характеризовать особенности развития изобразительного искусства в Карелии;
- определять взаимосвязь между этапом развития общества, ходом истории и
изобразительным искусством

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Вводный урок «Знакомство с изобразительными материалами»
Правила

организации

процесса

рисования.

Ознакомление

с

основными

изобразительными материалами: карандаш, цветные мелки, фломастеры, пастель,
акварель, тушь, перо, сангина, соус, цветная бумага.
Раздел 1: Рисование с натуры и по представлению
Тема 1: Средства выразительности графики. Композиция рисунка
Изучение вида изобразительного искусства – графика, ее средств художественной
выразительности: точки, линии, штриха, пятна, тона. Знакомство с практическим

понимание

композиции

рисунка

–

горизонтальное

или

вертикальное

расположение листа, примерное расположение изображения на плоскости листа
бумаги
Тема 2: Пропорции. Методы определения пропорций
Методы определение пропорций: сравнение, визирование. Овладение умением
анализировать и передавать основные отношения пропорций (высоты, ширины,
длины), величины изображаемых объектов.
Тема 3: Рисование с натуры
Рисование с натуры листьев деревьев, овощей и фруктов. Начало обучения
объемной штриховке (штриховка «по форме»).
Тема 4: Конструктивно-геометрическое строение предметов
Ознакомление

с

конструктивно-геометрическим

строением

предметов,

с

простейшими правилами линейной перспективы. Развития умения передавать в
рисунках строение предметов, их объемную форму, перспективное сокращение.
Тема 5: Основы воздушной перспективы
Изучение правил воздушной перспективы, понятия «светотень». Формирование
умения передавать в рисунках распределение светотени на поверхности
предметов, световоздушной среды.
Тема 6: Наброски человека с натуры
Изучение особенностей быстрого рисунка. Формирование умения анализировать
и обобщать, выделять главное в образе.
Раздел 2: Материалы и техники
Тема 1: Гуашь
Продолжение знакомства с особенностями изобразительных материалов и техник
работы с ними. Гуашь. Необходимые кисти для работы в материале. Особенности
техники и способы работы. Техника «сухая кисть»
Тема 2: Акварель
Продолжение знакомства с особенностями изобразительных материалов и техник
работы с ними. Акварель. Необходимые кисти для работы в материале. Способы
работы с технике акварель Техника «по-сырому»
Тема 3: Карандаши
Продолжение знакомства с особенностями изобразительных материалов и техник
работы с ними. Простые карандаши, виды, особенности выбора твердостимягкости материала. Цветные карандаши и акварельные цветные карандаши.
Способы применения.
Раздел 3: Рисование на темы

Выполнение рисунков на темы: «Моя семья», «Зимние виды спорта», «Мой
любимый край», «Сказочные герои»
6 класс.
Раздел 1: Рисование с натуры и по представлению
Тема 1: Теоретические основы конструктивное построение предметов
Дальнейшее

изучение

простейших

теоретических

основ

конструктивного

строения формы, объема, линейной и воздушной перспектив, светотени,
композиции.
Тема 2: Рисование с натуры
Использование на практике изученных теоретических сведений. Рисование с
натуры отдельных объектов быта, гипсовых орнаментов, овощей, фруктов,
животных, птиц, фигуры человека.
Тема 3: Человек в изобразительном искусстве
Изучение

истории

возникновения

портрета.

Портрет

во

всех

видах

изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура). Роль композиции:
ритма, отношения изображения и фона, цвета, тона, света в создании образа.
Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека.
Повороты и ракурсы головы. Большая форма и детализация. Образ человека в
графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного
искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в
графическом портрете. Роль и место живописного портрета в истории искусства
Тема 4: Изображение пространства
Изучение видов перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как
средство выражения, вызванное определенными задачами. Плоскость картины.
Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективные сокращения. Точка схода.
Правила воздушной перспективы и изменения контрастности. Пейзаж как
самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Разные
образы города в истории искусства.
Раздел 2: Рисование на темы
Выполнение рисунков на темы:

«Фантастический город», «Рождество»,

«Городские улицы»
7 класс:
Раздел 1: Рисование с натуры и по представлению
Тема 1: Теоретические основы конструктивное построение предметов

Дальнейшее

изучение

простейших

теоретических

основ

конструктивного

строения формы, объема, линейной и воздушной перспектив, светотени,
композиции, основ пластической анатомии человека.
Тема 2: Рисование с натуры
Использование на практике изученных теоретических сведений. Рисование с
натуры отдельных объектов быта отдельно и в группе (натюрморты), гипсовых
орнаментов, животных, птиц, фигуры человека, гипсовых масок, голов,
интерьера.
Тема 3: Изображение фигуры человека
Изображение фигуры человека в истории искусств. Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их
индивидуальная изменчивость. Набросок. Особенности и виды наброска.
Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Раздел 2: Рисование на темы
Выполнение рисунков на темы: «Олимпийские игры»», «По следам героев
сказок…», «По местам боевой славы».
Раздел 3: Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об особенностях художественно-изобразительных материалов на основе
анализа рисунков, набросков и законченных произведений выдающихся
отечественных и зарубежных художников.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Занятия

способствуют

развитию

воображения

и

фантазии,

развитию

мыслительных умений: анализировать, выделять главное, сравнивать, строить
аналоги,; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и
объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы, обогащению и усложнению
словарного

запаса;

усложнению

смысловой

функции

речи;

усилению

коммуникативных свойств речи; овладение учащимися художественными
образами, выразительными свойствами языка, профессиональной терминологией.
Совершенствуется: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во
времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы. Развитие
двигательных навыков ребенка, владения моторикой мелких мышц; умение
управлять своими двигательными действиям;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им,
чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с
природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности.
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации

общения;

развитие

эстетического,

эмоционально-ценностного

видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
Межпредметные связи учебного предмета
Курс связан со всеми дисциплинами художественно технологического
профиля. Курс находится на стыке двух предметных областей «Изобразительное
искусство» и «Технология». формирующиеся представления о социальных и
этических аспектах научно-технического прогресса, связано с историей и
географией.

В

процессе

преобразования,

изучения

эскизирования,

разнообразий
наблюдения

форм,

их

компоновки,

соотношения

признаков,

прослеживается связь с дисциплиной рисунок, изобразительное искусство,
композиция, компьютерная графика. Появляющийся у учащихся интерес и
уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России,
сокровищам мировой цивилизации, в ходе изучения истории дизайна, стилевых
особенностях в разные периоды развития этой сферы, появляется связь с мировой
художественной культурой. Изучение тем посвященных цветоведению, найдут
отклик

в

живописи,

компьютерной

графике,

композиции,

технологии.

Проектирование и декорирование, связаны с изобразительным искусством и
технологией.

В

процессе

проектирования

необходимо,

используя

изобразительные средства и навыки, оперативно фиксировать замыслы, идеи,
быстро выполнять необходимые наброски и эскизы, использовать те же знания,
приемы, средства художественной выразительности, что и на уроках рисунка, и
изобразительного искусства. На занятиях художественным конструированием
используются предметные умения, полученные школьниками на уроках
математики, физики, технологии, изобразительного искусства.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

Тема урока

Количество

Планируемые результаты

часов
УУД, которые

Содержание

будут

Воспитательный
потенциал урока

сформированы
Вводный урок.
Знакомство с

- развивается опыт
1

изобразительными

анализа, синтеза,
сравнение (П),

материалами

-личностное
переживание (Л)
-планирование
способов
взаимодействия (К),
-выражение своих
мыслей (К),- формулирование и
аргументация своего
мнения (К)

Правила
организации
процесса
рисования.
Ознакомление с
основными

анализа, синтеза,
сравнения
- вырабатывается
личностное отношение к
новому материалу

изобразительными -развивается опыт
материалами:
карандаш,
цветные мелки,
фломастеры,

выбора наиболее
эффективных способов
решения задач
-развивается

пастель, акварель, формулирование и
тушь, перо,
сангина, соус,

-анализ, синтез,

- развивается опыт

цветная бумага.

сравнение,

аргументация своего
мнения
-формируются основы
художественной

обобщение,

культуры обучающихся

классификация(П)
1. Рисование с натуры и по представлению (14ч)
Средства
выразительности

- развивается опыт
1

анализа, синтеза,

Изучение вида
изобразительного

- развивается опыт
анализа, синтеза,

графики.

обобщение (П)

искусства –

сравнения

Композиция

- действие по

графика, ее

- развивается опыт

алгоритму (П)

средств

воображения и фантазии,

художественной

развитие мыслительных

выразительности:

умений

точки, линии,

- развиваются

штриха, пятна,

индивидуальные

тона. Знакомство

творческие способности

с практическим

обучающихся,

понимание

-формируется

композиции

устойчивый интерес к

рисунка –
горизонтальное
или вертикальное
расположение
листа, примерное
расположение

творческой
деятельности;
-формируются основы
художественной
культуры обучающихся
-развивается

изображения на

наблюдательность,

плоскости листа

-развивается визуально-

бумаги

пространственное
мышление

Пропорции.
Методы

- развивается опыт

Методы

- развивается опыт

анализа, синтеза,

определение

анализа, синтеза,

определения

обобщение (П)

пропорций:

сравнения

пропорций

- действие по

сравнение,

-развивается опыт

алгоритму (П)

визирование.

выбора наиболее

1

Овладение
умением
анализировать и

эффективных способов
решения задач
- развивается опыт

передавать

воображения и фантазии,

основные

развитие мыслительных

отношения

умений

пропорций

- развиваются

(высоты, ширины, индивидуальные
длины), величины творческие способности
изображаемых

обучающихся,

объектов.

-развивается
наблюдательность,
-развивается визуальнопространственное

мышление

Рисование с
натуры

- моделирование
3

объекта (П)

Рисование с

-развивается опыт

натуры листьев

выбора наиболее

- развитие

деревьев, овощей

эффективных способов

самостоятельного

и фруктов. Начало решения задач

создания

обучения

-формируются основы

алгоритмов

объемной

художественной

деятельности (П)

штриховке

культуры обучающихся

(штриховка «по
форме»).

-развивается
наблюдательность,
-развивается визуальнопространственное
мышление

Конструктивногеометрическое

4

строение
предметов

-развивается опыт

Ознакомление с

- развивается опыт

анализа, синтеза,

конструктивно-

анализа, синтеза,

сравнение,

геометрическим

сравнения

обобщение (П)

строением

- вырабатывается

- выполнение

предметов, с

личностное отношение к

действий по

простейшими

новому материалу

предложенному

правилами

-развивается опыт

алгоритму (П)

линейной

выбора наиболее

перспективы.
Развития умения
передавать в

эффективных способов
решения задач
-развивается

рисунках строение наблюдательность,
предметов, их

-развивается визуально-

объемную форму, пространственное
перспективное

мышление

сокращение.
Основы
воздушной
перспективы

- развивается опыт
4

анализа, синтеза,
сравнение (П);

Освоение
теоретических
основ

- развивается опыт
анализа, синтеза,
сравнения

- выполнение

перспективы

действий по

Использование

личностное отношение к

алгоритму (П);

элементарных

новому материалу

правил

-развивается опыт

перспективы для

выбора наиболее

- использование
знаковосимволических
средств (П)

изображения

- вырабатывается

эффективных способов

природы, пейзажа, решения задач
сюжетных сцен

-развивается
наблюдательность,
-развивается визуальнопространственное
мышление

Наброски
человека с натуры

1

- выполнение

Изучение

действий по

особенностей

алгоритму (П);

выбора наиболее
эффективных
способов решения
задач (П)

анализа, синтеза,

быстрого рисунка. сравнения
Формирование

- развитие опыта

- развивается опыт

умения

- вырабатывается
личностное отношение к

анализировать и

новому материалу

обобщать,

-развивается опыт

выделять главное

выбора наиболее

в образе.

эффективных способов
решения задач
-развивается
наблюдательность,
-развивается визуальнопространственное
мышление

2. Материалы и техники (6ч)

Материалы и
техники. Гуашь

2

- выполнение

Продолжение

-развивается опыт

действий по

знакомства с

выбора наиболее

алгоритму (П);

особенностями

- развитие опыта

изобразительных

выбора наиболее

материалов и

эффективных

техник работы с

эффективных способов
решения задач
- развивается
эстетический вкус,

способов решения

ними. Гуашь.

художественное

задач (П)

Необходимые

мышление обучающихся

кисти для работы

- развиваются

в материале.

индивидуальные

Особенности

творческие способности

техники и

обучающихся.

способы работы.
Техника «сухая
кисть»
Материалы и
техники.
Карандаши.

2

- выполнение

Продолжение

-развивается опыт

действий по

знакомства с

выбора наиболее

алгоритму (П);

особенностями

- развитие опыта

изобразительных

выбора наиболее

материалов и

эффективных способов
решения задач
-формируются основы

эффективных

техник работы с

художественной

способов решения

ними. Простые

культуры обучающихся

задач (П)

карандаши, виды,

-развивается

особенности

эстетическое,

выбора твердости- эмоциональномягкости

ценностное видение

материала.

окружающего мира;

Цветные
карандаши и
акварельные
цветные
карандаши.
Способы
применения

-развивается
наблюдательность

Материалы и
техники.

- выполнение
2

Акварель.

действий по
алгоритму (П);
-развитие опыта
выбора наиболее
эффективных
способов решения
задач (П)

-развивается опыт
Продолжение
знакомства с
особенностями
изобразительных
материалов и
техник работы с
ними. Акварель.
Необходимые
кисти для работы
в материале.
Способы работы с
технике акварель
Техника «по-

выбора наиболее
эффективных способов
решения задач
-формируются основы
художественной
культуры обучающихся
-развивается
эстетическое,
эмоциональноценностное видение
окружающего мира;
-развивается
наблюдательность

сырому»

3. Рисование на темы (11ч)
Рисование на
темы

11

- выражение своих
мыслей (К),

Выполнение

-развивается опыт

рисунков на темы: выбора наиболее

-планирование

«Моя семья»,

эффективных способов

способов

«Зимние виды

решения задач

взаимодействия (К),

спорта», «Мой

-развивается

- развитие
формулирования и
аргументации

любимый край»,
«Сказочные
герои»

формулирование и
аргументация своего
мнения

своего мнения (К)

- развивается опыт

- оценивание (Л),

оценивания работы как

- оценка (Р)

своей, так и
одноклассников
- развивается опыт
воображения и фантазии,
развитие мыслительных
умений
- развиваются

индивидуальные
творческие способности
обучающихся,
-формируется
устойчивый интерес к
творческой
деятельности;
Выставка

3

просмотр

- выражение своих

- развивается опыт

мыслей (К),

анализа, синтеза,

-планирование

сравнения

способов

-развивается

взаимодействия (К),

формулирование и

- развитие

аргументация своего

формулирования и

мнения

аргументации

- развивается опыт

своего мнения (К)

оценивания работы как

- оценивание (Л),

своей, так и

- оценка (Р)

одноклассников
- развивается опыт
воображения и фантазии,
развитие мыслительных
умений
- развивается
эстетический вкус,
художественное
мышление обучающихся
-развивается
наблюдательность

6 класс
Тема урока

Количество

Планируемые результаты.

часов
УУД, которые будут

Содержание.

сформированы

Воспитательный
потенциал урока

1. Рисование с натуры и по представлению(40ч)
Теоретические

- развитие опыта

Дальнейшее изучение

- развивается опыт

анализа, синтеза,

простейших

анализа, синтеза,

конструктивного

сравнения,

теоретических основ

сравнения

построения

обобщение (П)

конструктивного

- вырабатывается

предметов

- выполнение

строения формы,

личностное

действий по

объема, линейной и

отношение к

предложенному

воздушной перспектив, новому материалу

алгоритму (П)

светотени,

-развивается опыт

композиции.

выбора наиболее

основы

4

эффективных
способов решения
задач
-формируются
основы
художественной
культуры
обучающихся
-развивается
наблюдательность,
-развивается
визуальнопространственное
мышление

Рисование с
натуры.

20

- развитие умения

Использование на

- развивается опыт

моделирования

практике изученных

анализа, синтеза,

объекта (П)

теоретических

сравнения

- самостоятельное

сведений. Рисование с

-развивается

создание алгоритмов

натуры отдельных

наблюдательность,

деятельности (П)

объектов быта,

-развивается

гипсовых орнаментов,

визуально-

овощей, фруктов,

пространственное

животных, птиц,

мышление

фигуры человека.
Человек в

- развитие опыта

Изучение истории

- развивается опыт

изобразительном

анализа, синтеза,

возникновения

анализа, синтеза,

искусстве.

сравнения,(П),

портрета. Портрет во

сравнения

- личностное

всех видах

- вырабатывается

переживание (Л)

изобразительного

личностное

- выражение своих

искусства (живопись,

отношение к

мыслей (К)

графика, скульптура).

новому материалу

-нравственно-

Роль композиции:

-развивается опыт

эстетическое

ритма, отношения

выбора наиболее

оценивание (Л)

изображения и фона,

эффективных

- планирование

цвета, тона, света в

способов решения

способов

создании образа.

задач

взаимодействия (К)

Закономерности в

-развивается

- формулирование и

конструкции головы

формулирование и

аргументация своего

человека. Пропорции

аргументация

мнения (К)

лица человека.

своего мнения

Повороты и ракурсы

-развивается

головы. Большая

наблюдательность,

форма и детализация.

-развивается

Образ человека в

визуально-

графическом портрете.

пространственное

Рисунок головы

мышление

8

человека в истории
изобразительного
искусства.
Индивидуальные
особенности, характер,
настроение человека в

графическом портрете.
Роль и место
живописного портрета
в истории искусства

Изображение
пространства

8

- развитие опыта

Изучение

видов - развивается опыт

анализа, синтеза,

перспективы

сравнения, (П),

изобразительном

- личностное

искусстве.

переживание (Л)

перспективы

- выражение своих

средство

мыслей (К)

вызванное

новому материалу

- нравственно-

определенными

-развивается опыт

эстетическое

задачами.

оценивание (Л)

картины. Точка зрения. эффективных

- планирование

Горизонт и его высота. способов решения

способов

Перспективные

взаимодействия (К)

сокращения.

- формулирование и

схода.

аргументация своего

воздушной

мнения (К)

перспективы

в анализа, синтеза,
сравнения
Вид - вырабатывается
как личностное

выражения, отношение к

Плоскость выбора наиболее

задач
Точка -развивается

Правила формулирование и
аргументация
и своего мнения

изменения

-формируется

контрастности. Пейзаж активное
как

самостоятельный отношение к

жанр

в

искусстве. традициям

Превращение пустоты художественной
в пространство. Разные культуры
образы

города

истории искусства.

в -развивается
эстетическое,
эмоциональноценностное
видение
окружающего
мира;
-развивается

наблюдательность,
-развивается
визуальнопространственное
мышление

2. Рисование на темы (12ч)

Рисование на тему

10

- моделирование и

Рисование на тему

- вырабатывается

преобразование

«Фантастический

личностное

объекта (П),

город», «Рождество»,

отношение к

- развитие опыта

«Городские улицы»,

новому материалу

самостоятельного

«Из моего окна»,

-развивается опыт

создания алгоритмов

выбора наиболее

деятельности (П)

эффективных

- выбор наиболее

способов решения

эффективных

задач

способов решения

- развивается опыт

задач (П)

воображения и

- личностное

фантазии,

переживание (Л)

развитие
мыслительных
умений
- развиваются
индивидуальные
творческие
способности
обучающихся,

Выставкапросмотр.

2

- развитие выражения

- развивается опыт

своих мыслей (К),

анализа, синтеза,

-планирование

сравнения

способов

-развивается

взаимодействия (К),

формулирование и

- формулирование и

аргументация

аргументация своего

своего мнения

мнения (К)

- развивается опыт

- оценивание (Л),

оценивания

- оценка (Р)

работы как своей,
так и
одноклассников
-развивается
наблюдательность

7 класс

Тема урока

Кол-во

УУД, которые будут

часов

сформированы

Содержание

Воспитательный
потенциал урока

1: Рисование с натуры и по представлению (37ч)
Теоретические

- развитие опыта

Дальнейшее изучение

- развивается опыт

анализа, синтеза,

простейших

анализа, синтеза,

конструктивное

сравнения (П),

теоретических основ

сравнения

построение

- личностное

конструктивного

- вырабатывается

предметов

переживание (Л)

строения формы,

личностное

- выражение своих

объема, линейной и

отношение к новому

мыслей (К)

воздушной

материалу

- нравственно-

перспектив,

-развивается

эстетическое

светотени,

формулирование и

оценивание (Л)

композиции, основ

аргументация своего

- планирование

пластической

мнения

способов

анатомии человека.

- развивается

основы

4

взаимодействия (К)

эстетический вкус,

- формулирование и

художественное

аргументация своего

мышление

мнения (К)

обучающихся
-формируется
активное отношение к
традициям
художественной
культуры
-развивается
эстетическое,
эмоциональноценностное видение
окружающего мира;

Рисование с

20

натуры

- развитие опыта

Использование на

- развивается опыт

анализа, синтеза,

практике изученных

анализа, синтеза,

сравнения (П),

теоретических

сравнения

- моделирование

сведений. Рисование с

-развивается опыт

объекта (П)

натуры отдельных

выбора наиболее

- использование

объектов быта

эффективных

знаково-

отдельно и в группе

способов решения

символических

(натюрморты),

задач

средств (П)

гипсовых орнаментов,

-развивается

животных, птиц,

эстетическое,

фигуры человека,

эмоционально-

гипсовых масок, голов,

ценностное видение

интерьера.

окружающего мира;
-развивается
наблюдательность,
-развивается
визуальнопространственное
мышление

Изображение
фигуры человека

13

- развитие опыта

Изображение фигуры

- развивается опыт

анализа, синтеза,

человека в истории

анализа, синтеза,

сравнения (П),

искусств. Конструкция

сравнения

- моделирование

фигуры человека и

- вырабатывается

объекта (П)

основные пропорции.

личностное

- использование

Пропорции,

отношение к новому

знаково-

постоянные для

материалу

символических

фигуры человека, и их

-развивается опыт

средств (П)

индивидуальная

выбора наиболее

изменчивость.

эффективных

Набросок. Особенности способов решения
и виды наброска.

задач

Образная

-развивается

выразительность

наблюдательность,

фигуры; форма и

-развивается

складки одежды на

визуально-

фигуре человека.

пространственное
мышление

2: Рисование на темы (10ч)
Рисование на
темы.

10

- самостоятельное

Выполнение рисунков

-развивается опыт

создание алгоритмов

на темы:

выбора наиболее

деятельности (П)

«Олимпийские игры»»,

эффективных

- выполнение

«По следам героев

способов решения

действий по

сказок…», «По местам

задач

алгоритму (П),

боевой славы».

-развивается

- использование

формулирование и

знаково-

аргументация своего

символических

мнения

средств (П)

- развивается опыт

- моделирование и

воображения и

преобразование

фантазии, развитие

объекта (П)

мыслительных
умений
- развиваются
индивидуальные
творческие
способности

обучающихся,
3: Беседы об изобразительном искусстве (5ч)
Беседы об
искусстве.

3

- выражение своих

Беседы об

- вырабатывается

мыслей (К),

особенностях

личностное

-планирование

художественно-

отношение к новому

способов

изобразительных

материалу

взаимодействия (К),

материалов на основе

-развивается

- развитие опыта

анализа рисунков,

формулирование и

формулирования и

набросков и

аргументация своего

аргументации своего

законченных

мнения

мнения (К)

произведений

- развивается опыт

- оценивание (Л),

выдающихся

воображения и

- оценка (Р)

отечественных и

фантазии, развитие

зарубежных

мыслительных

художников.

умений
-развивается
потребность в
общении с
произведениями
изобразительного
искусства
-формируется
активное отношение к
традициям
художественной
культуры
- воспитывается
уважение к истории
культуры своего
Отечества
-формируются основы
художественной
культуры
обучающихся

Выставка
просмотр.

2

- выражение своих

- развивается опыт

мыслей (К),

анализа, синтеза,

-планирование

сравнения

способов

-развивается

взаимодействия (К),

формулирование и

- развитие опыта

аргументация своего

формулирования и

мнения

аргументации своего

- развивается опыт

мнения (К)

оценивания работы

- оценивание (Л),

как своей, так и

- оценка (Р)

одноклассников
- развивается
эстетический вкус,
художественное
мышление
обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».