протокол №__ УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №1» ПРИНЯТА на научнометодическом совете _________________ МОУ «Лицея №1» _______________/А.В.Гуденко УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ 8-9 КЛАСС ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНО-ГО) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ C УГЛУБЛЕННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ Нормативный срок освоения 2 года. СОСТАВИТЕЛЬ: ______________________________ учитель _________ квалификационной категории ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ __.__.2021 ___________/______________, руководитель кафедры _________ г. Петрозаводск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Академический рисунок и живопись» является продолжением курса по «Рисунок»(5-7 классы) как 1 ступень к предпрофильной подготовке в старшем звене. Примерная программа учебной дисциплины «Академический рисунок и живопись» предназначена для реализации ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников художественно-технологического профиля. Примерная программа дисциплины определяет общий объём знаний, подлежащий обязательному усвоению учащимися, и является единой для всех форм обучения. Программой предусматривается овладение теоретическими основами и практическими навыками по рисунку и живописи. Учебная дисциплина «академический рисунок и живопись» является дисциплиной специализации. Преподавание курса имеет практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений программой дисциплины предусматриваются практические работы, которые рекомендуется проводить после изучения соответствующей темы. Практическая направленность обучения обеспечивается тематикой практических работ и содержанием заданий для самостоятельной работы ученика. Практические занятия рисунком и живописью ставят перед собой цель совершенствование навыков учащихся в художественной деятельности. В число этих навыков входят: развитие художественно-образного восприятия, наблюдения и оценки объектов действительности, осознанный выбор мотивов изображения, посильное самостоятельное оформление жизненных впечатлений в виде художественно значимых в материале - композиций, рисунков, этюдов и т.д. Овладение специфическими художественными средствами изображения развивает и обогащает образное восприятие окружающего мира, побуждает учащихся искать средства, позволяющие воплотить образы действительности в соответствующую художественную форму. Процесс обучения навыкам изображения построен как процесс творческий. Творчество не выносится за рамки учебного процесса как некий особый род деятельности, противопоставленный обучению, но является результатом учебно-воспитательного процесса, результатом осуществления целостного выполнения школьниками всей совокупности учебных задач. Уровнем овладения навыками целостной художественной деятельности определяется уровень художественно-творческого развития учащихся, которое достигается только посредством серьезной и вдумчивой работы по всем направлениям художественной деятельности. В соответствии с вышеизложенным следует правильно понимать структуру программы. В ней сохранено традиционное деление на разделы «Рисунок» и «Живопись», отвечающие принятым в средних и высших специальных учебных заведениях основным видам учебной работы. Однако такое деление условно. Практически эти виды учебной деятельности взаимосвязаны, и в каждом из них присутствуют элементы другого: так, нельзя выполнить живописную работу, одновременно не рисуя, а в рисунке могут решаться и определенные живописные задачи. Кроме того, в каждом задании по рисунку или живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, практическая работа на какую- либо тему может быть выполнена как живописными средствами, так и графическими. Термин «композиция» в данной программе понимается в широком смысле: не только как выполнение сюжетно-тематического рисунка, но как сознательная деятельность по организации всех элементов с целью реализации определенного замысла, имеющего некоторое выразительно-эстетическое значение; композиционная деятельность вбирает в себя оценку, выбор, способы выражения отношения к изображаемому. В работе по рисунку и живописи приобретаются и систематизируются навыки и знания учащихся в области законов линейной и воздушной перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объёма и светотени. Данная программа является примерной. Это означает, педагогу предоставляется возможность самому строить последовательность заданий и выбирать их сочетание в зависимости от особенностей того или иного классного коллектива. На изучение курса «Академический рисунок и живопись» в учебной программе отводится 70 часов. Выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном деятельности, объеме умению учебной информации, планировать свою приобретению домашнюю навыков работу, творческой осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата, воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения дисциплины учащиеся получат возможность научится: -создавать композиции изображения на листе определённого формата; - иметь представление о художественных приемах изображения и дизайна; - иметь представление о лучших традициях реалистической формы рисунка; - иметь представление о законах изображения и выразительных средствах живописи, знать: - принципам образования структуры объёма и его формообразующие элементы, - приемам нахождения точных пропорций; - способами передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета; - основам композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения; - основам колористики и закономерности и цветовой композиции; - пропорционально-конструктивный строй фигуры человека, её пластическую и анатомическую основу; - изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учётом перспективных сокращений; - определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию предметов или их элементов и правильно компоновать на лист определённого формата; - определять и передавать основные тоновые отношения; - пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приёмами; - рисовать по памяти и представлению. Личностные результаты освоения программы элективного курса «Рисунок»: ● ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; ● в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности); ● в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура). Метапредметные результаты освоения программы элективного курса «Рисунок»: ● умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.); ● желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; ● активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); ● обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием; ● умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; ● способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты освоения программы элективного курса «Рисунок»: ● в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона); ● в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов); ● в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности); ● в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики) Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата. В 8 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности: 1. отработка правильной постановки корпуса и руки учащегося при работе над рисунком. 2. упражнение по поиску композиционного расположения куба на листе. 3. упражнение по построению геометрических тел в объеме согласно линии горизонта. 4. изображение куба с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени. 5. изображение куба с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени. 6. изображение пирамиды с натуры, согласно ее конструкции, пропорций и светотени 7. изображение цилиндра с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени 8. изображение конуса с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени 9. изображение шара с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени 10. изображение группы геометрических тел, согласно их конструкции, пропорций, светотени, светотоновых отношений 11. изображение с натуры среднего натюрморта из геометрических тел, 3 гипсовых модуля. 12. изображение с натуры сложного натюрморта из геометрических тел, 4-5 гипсовых модулей. 13. изображение с натуры повторяющегося геометрического орнамента, гипсового модуля “Трилистник”. 14. изображение предметов сложной геометрической формы с натуры, предметов быта. 15. изображение драпировки, с натуры. 16. изображение простого натюрморта из предметов быта. 17. изображение более сложного натюрморта. В 9 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности: 1. изображение сложного ахроматического натюрморта из предметов быта. 2. изображение сложного натюрморта из геометрических тел и предметов быта. 3. Композиция группы геометрических тел на листе. 4. Линейно-конструктивный рисунок предметов. 5. Передача светотени и тональности. 6. изображение сложного натюрморта из предметов быта в холодной гамме, в технике пуантилизм. 7. изображение сложного натюрморта из предметов быта в теплой гамме, в технике пуантилизм. 8. изображение гипсового слепка части растения. 9. изображение с натуры повторяющегося геометрического орнамента, гипсового модуля “Трилистник” 10. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. 11. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. 12. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Подбор цветовой гаммы. 13. поиск пропорционального соотношения цветовых пятен. 14. выявление особенностей работы с разными материалами и техниками. 15. работа в технике пуантилизм. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческих проектов. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — работы, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Проект подготовки работы к выставке «От прадедов до правнуков», «Я люблю тебя, мой край родной», «С чего начинается родина», «Разноцветные фантазии», выставкам в выставочном пространстве лицея, оформленные в лицее тематические выставки работ, классах и коридорах кафедры. Учащиеся всех классов делают проекты на одни темы, но в соответствии с возрастными требованиями. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Краткое содержание курса 8 класс. Раздел 1: Введение в курс. Начальные сведения о рисунке. Организация рабочего места, постановка корпуса и рук при рисовании. Выбор точки наблюдения. Основные сведения о рисунке с натуры. Композиция в рисунке Раздел 2: Общее понятие о строении формы и ее конструкции. Общее сведение о перспективе. Особенности конструкции геометрических и бытовых предметов. Понятие линейно- конструктивного рисунка. Элементы наблюдательной перспективы: линия горизонта, перспектива горизонтальных линий ,угол наклона горизонтальных линий. Перспектива куба и круга относительно линии горизонта. Раздел 3: Светотень и тональные отношения. Понятие о пропорциях и конструктивного построения предметов. Понятия: свет, собственная тень, падающая тень, полутень, рефлекс ,блик, линия разлома, «мертвая точка». Особенности светотени геометрических фигур: куб, цилиндр, конус, шар. Понятие пропорция на геометрических и бытовых предметах. Метод визирования для натурных постановок. Раздел 4: Гипсовые модели с натуры. Тема 1: Рисунок куба. Компоновка куба на листе А3. Линейно-конструктивное построение куба. Пропорции куба. Передача светотени. Тема 2: Рисунок пирамиды. Компоновка пирамиды на листе. Линейно-конструктивное построение пирамиды. Пропорции пирамиды. Передача светотени. Тема 3:Рисунок цилиндра. Компоновка цилиндра на листе. Линейно-конструктивное построение цилиндра. Пропорции цилиндра. Передача светотени. Тема 4: Рисунок конуса. Компоновка конуса на листе. Линейно-конструктивное построение конуса. Пропорции конуса. Передача светотени. Тема 5: Рисунок шара. Компоновка шара на листе. Линейно-конструктивное построение шара. Пропорции шара. Передача светотени Тема 6:Простой натюрморт из геометрических тел.(2 предмета) Композиция группы геометрических тел на листе А3. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Тема 7:Средний натюрморт из геометрических тел.(3 предмета) Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Тема 8:Сложный натюрморт из геометрических тел.(4-5 предметов) Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Раздел 5: Рисунок повторяющегося геометрического орнамента. Трилистник. Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности. Раздел 6: Предметы сложной геометрической формы. Рисунок с натуры простых по форме предметов быта. композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности. Тема 1:Рисунок драпировки. Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок.Передача светотени и тональности. Тема 2:Рисунок простого натюрморта из предметов быта. Композиция группы тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Пропорции. Тема 3:Рисунок более сложного натюрморта. Композиция группы тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Пропорции. 9 класс Раздел 1. Гипсовые модели и предметы быта с натуры. Тема 1: Сложный натюрморт из геометрических тел. Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача светотени и тональности. Пропорции. Тема 2: Сложный натюрморт из геометрических тел и предметов быта Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности. Пропорции. Тема 3: Живопись. Ахроматический простой натюрморт из предметов быта Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Тема 4: Рисунок повторяющегося геометрического орнамента. Трилистник. Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности. Тема 5: Живопись. Ахроматический сложный натюрморт из предметов быта Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Тема 6: Сложный натюрморт из предметов быта Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности. Тема 7: Живопись сложного натюрморта из предметов быта в холодной гамме. Пуантилизм. Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Подбор цветовой гаммы. Тема 8: Гипсовый слепок детали растения Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей. Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности. Тема 9: Живопись сложного натюрморта из предметов быта в теплой гамме. Пуантилизм. Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Подбор цветовой гаммы. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета Занятия способствуют развитию воображения и фантазии, развитию мыслительных умений: анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги,; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы, обогащению и усложнению словарного запаса; усложнению смысловой функции речи; усилению коммуникативных свойств речи; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка, профессиональной терминологией. Совершенствуется: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы. Развитие двигательных навыков ребенка, владения моторикой мелких мышц; умение управлять своими двигательными действиям; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); формирование основ художественной культуры обучающихся как части их духовной культуры, общей как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; Межпредметные связи учебного предмета Элективный курс “Рисунок” тесно связан со всеми дисциплинами художественно технологического профиля. Курс находится на стыке двух предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология». формирующиеся представления о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса, связано с историей и географией. В процессе изучения разнообразий форм, их компоновки, преобразования, эскизирования, наблюдения соотношения признаков, прослеживается связь с дисциплиной рисунок, изобразительное искусство, композиция, компьютерная графика. Появляющийся у учащихся интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, в ходе изучения истории дизайна, стилевых особенностях в разные периоды развития этой сферы, появляется связь с мировой художественной культурой. Изучение тем посвященных цветоведению, найдут отклик в живописи, компьютерной графике, композиции, технологии. Проектирование и декорирование, связаны с изобразительным искусством и технологией. В процессе проектирования необходимо, используя изобразительные средства и навыки, оперативно фиксировать замыслы, идеи, быстро выполнять необходимые наброски и эскизы, использовать те же знания, приемы, средства художественной выразительности, что и на уроках рисунка, и изобразительного искусства. На занятиях художественным конструированием используются предметные умения, полученные школьниками на уроках математики, физики, технологии, изобразительного искусства. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс КолТема во часов Виды, формы и Содержание содержание Воспитательный потенциал урока деятельности обучающихся 1. Введение в - развитие опыта -организация Развивается опыт анализа, курс. Начальные анализа, синтеза, рабочего места, синтеза и сравнения сведения о сравнения (П), постановка - вырабатывается рисунке. -личностное корпуса и рук при личностное отношение к переживание (Л) рисовании. новому материалу -планирование Выбор точки -развивается опыт выбора способов наблюдения наиболее эффективных взаимодействия (К), -Основные способов решения задач -выражение своих сведения о -развивается мыслей (К),- рисунке с натуры формулирование и - формулирование и -Композиция в аргументация своего аргументация своего рисунке мнения 2 мнения (К) -формируются основы художественной культуры -анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация(П) обучающихся -воспитывается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; -формируется способность к художественному познанию мира; -развивается навык использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; -формируется устойчивый интерес к творческой деятельности; -формируется основа художественной культуры обучающихся -развивается наблюдательность 2.Общее понятие - развитие опыта -особенности Развивается опыт анализа, о строении анализа, синтеза, конструкции синтеза и сравнения формы и ее сравнения (П), геометрических -развивается опыт выбора конструкции. - выполнение и бытовых наиболее эффективных Общее сведение действий по предметов способов решения задач о перспективе. алгоритму (П); - понятие -развивается линейно- использования различных конструктивного художественных рисунка материалов для работы в - элементы разных техниках; наблюдательной - развивается воображение перспективы: и фантазия, мыслительные линия горизонта, умения перспектива -развивается эстетический горизонтальных вкус, линий ,угол -развивается наклона наблюдательность 2 - использование знаковосимволических средств (П) горизонтальных линий -перспектива куба и круга навык относительно линии горизонта. 3.Светотень и - развитие опыта -понятия: свет, Развивается опыт анализа, тональные анализа, синтеза, собственная тень, синтеза и сравнения отношения. сравнения (П), падающая тень, -развивается опыт выбора Понятие о - выполнение полутень, наиболее эффективных пропорциях и действий по рефлекс ,блик, способов решения задач конструктивного алгоритму (П); линия разлома, -развивается «мертвая точка» использования различных 2 построения - использование предметов. знаковосимволических средств (П) Особенности навык художественных светотени материалов для работы в геометрических разных техниках; фигур: куб, - развивается воображение цилиндр, конус, и фантазия, мыслительные шар умения -понятие -развивается эстетический пропорция на вкус, геометрических и -развивается бытовых наблюдательность предметах -метод визирования для натурных постановок. 4. Гипсовые - развитие опыта -компоновка куба Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, на листе А3 синтеза и сравнения Рисунок куба. сравнения (П), -Линейно- -развивается опыт выбора - выполнение конструктивное наиболее эффективных действий по построение куба способов решения задач алгоритму (П); -пропорции куба -развивается - передача использования различных светотени художественных 2 - использование знаковосимволических навык материалов для работы в разных техниках; - развивается воображение средств (П) и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта -компоновка Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, пирамиды на синтеза и сравнения Рисунок сравнения (П), листе -развивается опыт выбора пирамиды. - выполнение -линейно- наиболее эффективных действий по конструктивное способов решения задач алгоритму (П); построение -развивается пирамиды использования различных -пропорции художественных пирамиды материалов для работы в - передача разных техниках; светотени - развивается воображение 2 - использование знаковосимволических средств (П) навык и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта -компоновка Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, цилиндра на синтеза и сравнения Рисунок сравнения (П), листе -развивается опыт выбора цилиндра. - выполнение -линейно- наиболее эффективных действий по конструктивное способов решения задач алгоритму (П); построение -развивается цилиндра использования различных -пропорции художественных цилиндра материалов для работы в - передача разных техниках; светотени - развивается воображение 2 - использование знаковосимволических средств (П) навык и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта компоновка Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, конуса на листе синтеза и сравнения Рисунок конуса. сравнения (П), -линейно- -развивается опыт выбора - выполнение конструктивное наиболее эффективных действий по построение способов решения задач алгоритму (П); конуса -развивается -пропорции использования различных конуса художественных - передача материалов для работы в светотени разных техниках; 2 - использование знаковосимволических средств (П) навык - развивается воображение и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта компоновка шара Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, на листе синтеза и сравнения Рисунок шара. сравнения (П), -линейно- -развивается опыт выбора - выполнение конструктивное наиболее эффективных действий по построение шара способов решения задач алгоритму (П); -пропорции шара -развивается - передача использования различных светотени художественных 2 - использование знаковосимволических средств (П) навык материалов для работы в разных техниках; - развивается воображение и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта -Композиция Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, группы синтеза и сравнения Простой сравнения (П), геометрических -развивается опыт выбора натюрморт из - выполнение тел на листе А3 наиболее эффективных геометрических действий по -линейно- способов решения задач тел.(2 предмета) алгоритму (П); конструктивный -развивается рисунок использования различных предметов художественных -передача материалов для работы в светотени и разных техниках; тональности - развивается воображение 6 - использование знаковосимволических средств (П) навык и фантазия, мыслительные - выбор наиболее умения эффективных -развивается эстетический способов решения вкус, задач (П) -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта -Композиция Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, группы синтеза и сравнения Средний сравнения (П), геометрических -развивается опыт выбора натюрморт из - выполнение тел на листе наиболее эффективных геометрических действий по -линейно- способов решения задач тел.(3 предмета) алгоритму (П); конструктивный -развивается рисунок использования различных предметов художественных -передача материалов для работы в светотени и разных техниках; тональности - развивается воображение 6 - использование знаковосимволических средств (П) - выбор наиболее эффективных навык и фантазия, мыслительные умения способов решения -развивается эстетический задач (П) вкус, -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта -Композиция Развивается опыт анализа, модели с натуры. анализа, синтеза, группы синтеза и сравнения Сложный сравнения (П), геометрических -развивается опыт выбора натюрморт из - выполнение тел на листе наиболее эффективных геометрических действий по -линейно- способов решения задач тел.(4-5 алгоритму (П); конструктивный -развивается рисунок использования различных предметов художественных -передача материалов для работы в светотени и разных техниках; тональности - развивается воображение 8 предметов) - использование знаковосимволических средств (П) навык и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность 5. Рисунок - развитие опыта -композиция Развивается опыт анализа, повторяющегося анализа, синтеза, предмета синтеза и сравнения геометрического сравнения (П), - -развивается опыт выбора орнамента. - выполнение пропорционально наиболее эффективных Трилистник. действий по грамотная способов решения задач алгоритму (П); передача -развивается соотношений использования различных деталей художественных - линейно- материалов для работы в конструктивный разных техниках; рисунок - развивается воображение -передача и фантазия, мыслительные светотени и умения 8 - использование знаковосимволических средств (П) навык тональности -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность 6. Предметы - развитие опыта композиция Развивается опыт анализа, сложной анализа, синтеза, предмета синтеза и сравнения геометрической сравнения (П), - -развивается опыт выбора формы. Рисунок - выполнение пропорционально наиболее эффективных с натуры простых действий по грамотная способов решения задач по форме алгоритму (П); передача -развивается соотношений использования различных деталей художественных - линейно- материалов для работы в конструктивный разных техниках; рисунок - развивается воображение -передача и фантазия, мыслительные светотени и умения тональности -развивается эстетический 6 предметов быта. - использование знаковосимволических средств (П) - выбор наиболее эффективных способов решения навык вкус, задач (П) -развивается наблюдательность Рисунок драпировки . 8 - развитие опыта композиция Развивается опыт анализа, анализа, синтеза, предмета синтеза и сравнения сравнения (П), - -развивается опыт выбора - выполнение пропорционально наиболее эффективных действий по грамотная способов решения задач алгоритму (П); передача -развивается соотношений использования различных деталей художественных - линейно- материалов для работы в конструктивный разных техниках; рисунок - развивается воображение -передача и фантазия, мыслительные светотени и умения - использование знаковосимволических средств (П) навык тональности -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Рисунок - развитие опыта -Композиция Развивается опыт анализа, простого анализа, синтеза, группы тел на синтеза и сравнения натюрморта из сравнения (П), листе -развивается опыт выбора предметов быта. - выполнение -линейно- наиболее эффективных действий по конструктивный способов решения задач алгоритму (П); рисунок -развивается предметов использования различных -передача художественных светотени и материалов для работы в тональности разных техниках; -пропорции - развивается воображение 6 - использование знаковосимволических средств (П) навык и фантазия, мыслительные - выбор наиболее умения эффективных -развивается эстетический способов решения вкус, задач (П) -развивается наблюдательность Рисунок более - развитие опыта Композиция Развивается опыт анализа, сложного анализа, синтеза, группы тел на синтеза и сравнения натюрморта. сравнения (П), листе -развивается опыт выбора - выполнение -линейно- наиболее эффективных действий по конструктивный способов решения задач алгоритму (П); рисунок -развивается предметов использования различных -передача художественных светотени и материалов для работы в тональности разных техниках; -пропорции - развивается воображение 10 - использование знаковосимволических средств (П) - выбор наиболее эффективных навык и фантазия, мыслительные умения способов решения -развивается эстетический задач (П) вкус, -развивается наблюдательность Итого 74 9 класс КолТема во часов Гипсовые УУД, которые будут Воспитательный Содержание потенциал урока сформированы - моделирование Композиция -развивается опыт модели с объекта (П) группы выбора наиболее натуры. - развитие опыта геометрических эффективных способов Сложный самостоятельного тел на листе. решения задач натюрморт из создания Линейно- -развивается геометрических алгоритмов конструктивный использования тел. деятельности (П) рисунок различных - моделирование предметов. художественных и преобразование Передача материалов для работы объекта (П) светотени и в разных техниках; тональности. - Пропорции. воображение 6 навык развивается и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Гипсовые - развитие опыта Композиция Развивается модели с натуры анализа, синтеза, группы тел на анализа, +предмет быта сравнения (П); листе. Передача сравнения - выполнение светотени и -развивается опыт действий по тональности. выбора наиболее алгоритму (П); Пропорции. эффективных способов 6 опыт синтеза и решения задач - использование -развивается знаково- навык использования символических различных средств (П) художественных материалов для работы - выбор наиболее в разных техниках; эффективных - способов развивается воображение решения задач и фантазия, (П) мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Живопись. 4 Композиция Развивается опыт Ахроматический - развитие опыта группы тел на анализа, простой анализа, синтеза, листе. Передача сравнения натюрморт из сравнения (П); светотени и -развивается опыт предметов быта - выполнение тональности с выбора наиболее действий по помощью эффективных способов алгоритму (П); живописного решения задач материала. -развивается ла использования - использование знаковосимволических синтеза и навык различных художественных материалов для работы средств (П) в разных техниках; - - моделирование развивается воображение и преобразование и фантазия, объекта (П) мыслительные умения -развивается - выбор наиболее эстетический вкус, эффективных -развивается способов наблюдательность решения задач (П) Рисунок - развитие опыта Композиция Развивается повторяющегося анализа, синтеза, предмета. анализа, геометрического сравнения (П); Пропорционально сравнения орнамента. - выполнение грамотная -развивается опыт Трилистник. действий по передача выбора наиболее алгоритму (П); соотношений эффективных способов деталей. решения задач Линейно- -развивается конструктивный использования рисунок. различных Передача художественных светотени и материалов для работы тональности. в разных техниках; 8 - использование знаковосимволических средств (П) - выбор наиболее эффективных - способов опыт синтеза навык развивается воображение решения задач и и фантазия, (П) мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Живопись. - развитие опыта Композиция Развивается Ахроматический анализа, синтеза, группы тел на анализа, сложный сравнения (П); листе. Передача сравнения 6 опыт синтеза и натюрморт из - выполнение светотени и -развивается опыт предметов быта действий по тональности с выбора наиболее алгоритму (П); помощью эффективных способов живописного решения задач материала. -развивается - использование знаково- навык использования символических различных средств (П) художественных материалов для работы - выбор наиболее в разных техниках; эффективных - способов развивается воображение решения задач и фантазия, (П) мыслительные умения - моделирование -развивается и преобразование эстетический вкус, объекта (П) -развивается наблюдательность Сложный - развитие опыта Композиция Развивается натюрморт из анализа, синтеза, предмета. анализа, предметов быта сравнения (П); Пропорционально сравнения - выполнение грамотная -развивается опыт действий по передача выбора наиболее алгоритму (П); соотношений эффективных способов деталей. решения задач Линейно- -развивается конструктивный использования рисунок. различных Передача художественных светотени и материалов для работы тональности. в разных техниках; 10 - использование знаковосимволических средств (П) - выбор наиболее эффективных способов решения задач - синтеза и навык развивается воображение фантазия, опыт и (П) мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Живопись - развитие опыта Композиция Развивается сложного анализа, синтеза, группы тел на анализа, натюрморта из сравнения (П); листе. Передача сравнения предметов быта - выполнение светотени и -развивается опыт в холодной действий по тональности с выбора наиболее гамме. алгоритму (П); помощью эффективных способов живописного решения задач материала. -развивается Подбор цветовой использования гаммы. различных 10 Пуантилизм. - использование знаковосимволических средств (П) опыт синтеза и навык художественных материалов для работы - выбор наиболее в разных техниках; эффективных - способов развивается воображение решения задач и фантазия, (П) мыслительные умения - моделирование -развивается и преобразование эстетический вкус, объекта (П) -развивается наблюдательность Гипсовый - развитие опыта Композиция Развивается слепок детали анализа, синтеза, предмета. анализа, растения сравнения (П); Пропорционально сравнения - выполнение грамотная -развивается опыт действий по передача выбора наиболее 10 опыт синтеза и алгоритму (П); - использование знаковосимволических средств (П) - выбор наиболее эффективных соотношений эффективных способов деталей. решения задач Линейно- -развивается конструктивный использования рисунок. различных Передача художественных светотени и материалов для работы тональности. в разных техниках; - способов навык развивается воображение решения задач и фантазия, (П) мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность Живопись - развитие опыта Композиция Развивается сложного анализа, синтеза, группы тел на анализа, натюрморта из сравнения (П); листе. Передача сравнения светотени и -развивается опыт 10 предметов быта опыт синтеза и в теплой гамме. - выполнение тональности с выбора наиболее Пуантилизм. действий по помощью эффективных способов алгоритму (П); живописного решения задач материала. -развивается Подбор цветовой использования гаммы. различных - использование знаковосимволических средств (П) - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) навык художественных материалов для работы в разных техниках; - развивается воображение и фантазия, мыслительные умения -развивается эстетический вкус, -развивается наблюдательность итог: 70