РП АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ 8-9 ХТ

протокол №__ УТВЕРЖДАЮ Директор
МОУ «Лицей №1» ПРИНЯТА на научнометодическом совете _________________

МОУ «Лицея №1»
_______________/А.В.Гуденко

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ 8-9 КЛАСС
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНО-ГО)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ C УГЛУБЛЕННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКОЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ
Нормативный срок освоения 2 года.

СОСТАВИТЕЛЬ: ______________________________
учитель _________ квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
__.__.2021
___________/______________, руководитель кафедры _________
г. Петрозаводск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Академический

рисунок

и

живопись»

является

продолжением

курса

по

«Рисунок»(5-7 классы) как 1 ступень к предпрофильной подготовке в старшем звене.
Примерная программа учебной дисциплины «Академический рисунок и живопись»
предназначена для реализации ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников художественно-технологического профиля.
Примерная программа дисциплины определяет общий объём знаний, подлежащий
обязательному усвоению учащимися, и является единой для всех форм обучения.
Программой предусматривается овладение теоретическими основами и практическими
навыками по рисунку и живописи.
Учебная дисциплина «академический рисунок и живопись» является дисциплиной
специализации. Преподавание курса имеет практическую направленность и проводиться в
тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. Для закрепления теоретических знаний и
приобретения

необходимых

практических

умений

программой

дисциплины

предусматриваются практические работы, которые рекомендуется проводить после
изучения соответствующей темы. Практическая направленность обучения обеспечивается
тематикой практических работ и содержанием заданий для самостоятельной работы
ученика.

Практические занятия рисунком и живописью ставят перед собой

цель

совершенствование навыков учащихся в художественной деятельности. В число этих
навыков входят: развитие художественно-образного восприятия, наблюдения и оценки
объектов действительности, осознанный выбор мотивов изображения, посильное
самостоятельное оформление жизненных впечатлений в виде художественно значимых в
материале - композиций, рисунков, этюдов и т.д. Овладение специфическими
художественными средствами изображения развивает и обогащает образное восприятие
окружающего мира, побуждает учащихся искать средства, позволяющие воплотить
образы действительности в соответствующую художественную форму.
Процесс обучения навыкам изображения построен как процесс творческий. Творчество
не выносится за рамки учебного процесса как некий особый род деятельности,
противопоставленный обучению, но является результатом
учебно-воспитательного

процесса,

результатом

осуществления целостного

выполнения

школьниками

всей

совокупности учебных задач. Уровнем овладения навыками целостной художественной
деятельности определяется уровень художественно-творческого развития учащихся,
которое достигается только посредством серьезной и вдумчивой работы по всем
направлениям художественной деятельности.

В соответствии с вышеизложенным следует правильно понимать структуру программы. В
ней сохранено традиционное деление на разделы «Рисунок» и «Живопись», отвечающие
принятым в средних и высших специальных учебных заведениях основным видам
учебной работы. Однако такое деление условно. Практически эти виды учебной
деятельности взаимосвязаны, и в каждом из них присутствуют элементы другого: так,
нельзя выполнить живописную работу, одновременно не рисуя, а в рисунке могут
решаться и определенные живописные задачи. Кроме того, в каждом задании по рисунку
или живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности,
практическая работа на какую- либо тему может быть выполнена как живописными
средствами, так и графическими.
Термин «композиция» в данной программе понимается в широком смысле: не только как
выполнение сюжетно-тематического рисунка, но как сознательная деятельность по
организации всех элементов с целью реализации определенного замысла, имеющего
некоторое выразительно-эстетическое значение; композиционная деятельность вбирает в
себя оценку, выбор, способы выражения отношения к изображаемому.
В работе по рисунку и живописи приобретаются и систематизируются навыки и знания
учащихся в области законов линейной и воздушной перспективы, конструктивного
построения формы, передачи пропорций, объёма и светотени.
Данная программа является примерной. Это означает, педагогу предоставляется
возможность самому строить последовательность заданий и выбирать их сочетание в
зависимости от особенностей того или иного классного коллектива. На изучение курса
«Академический рисунок и живопись» в учебной программе отводится 70 часов.
Выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в
достаточном
деятельности,

объеме
умению

учебной

информации,

планировать

свою

приобретению
домашнюю

навыков

работу,

творческой

осуществлению

самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и
обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата, воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения дисциплины учащиеся получат возможность научится:
-создавать композиции изображения на листе определённого формата;
- иметь представление о художественных приемах изображения и дизайна;
- иметь представление о лучших традициях реалистической формы рисунка;
- иметь представление о законах изображения и выразительных средствах
живописи, знать:
- принципам образования структуры объёма и его формообразующие элементы,
- приемам нахождения точных пропорций;
- способами передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику
формы предмета;
-

основам

композиционных

закономерностей,

стилевых

особенностей

и

конструктивной логики архитектурного сооружения;
- основам колористики и закономерности и цветовой композиции;
- пропорционально-конструктивный строй фигуры человека, её пластическую и
анатомическую основу;
- изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие
формы с натуры с учётом перспективных сокращений;
- определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию
предметов или их элементов и правильно компоновать на лист определённого формата;
- определять и передавать основные тоновые отношения;
- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими
приёмами;
- рисовать по памяти и представлению.
Личностные результаты освоения программы элективного курса «Рисунок»:
● ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру,
Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных
явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений
искусства и явлений окружающей жизни;
● в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение
применять

полученные

знания

в

собственной

художественно-творческой

деятельности);
● в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов

для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура).
Метапредметные результаты освоения программы элективного курса «Рисунок»:
● умение

видеть

и

воспринимать

проявления

художественной

культуры

в

окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез
искусств и др.);
● желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
● активно

использовать

язык

изобразительного

искусства

и

различные

художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
● обогащение

ключевых

компетенций

(коммуникативных,

деятельностных,

общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
● умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
● способность

оценивать

результаты художественно-творческой

деятельности,

собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения программы элективного курса «Рисунок»:
● в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и
общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных
в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры
пластических

искусств,

характеризовать

их

специфику,

сформированность

представлений о ведущих музеях России и региона);
● в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе,

человеку,

обществу;

осознание

общечеловеческих

ценностей,

выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной
художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового
и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего и других народов);
● в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных
особенностях

произведений,

умение

обсуждать

коллективные

результаты

художественно-творческой деятельности);
● в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и
средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование
новых

образов

с

использованием

средств

изобразительного

искусства

и

компьютерной графики)
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.
В 8 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. отработка правильной постановки корпуса и руки учащегося при работе над
рисунком.
2. упражнение по поиску композиционного расположения куба на листе.
3. упражнение

по построению геометрических тел в объеме согласно линии

горизонта.
4. изображение куба с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени.
5. изображение куба с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени.
6. изображение пирамиды с натуры, согласно ее конструкции, пропорций и светотени
7. изображение цилиндра

с натуры, согласно его конструкции, пропорций и

светотени
8. изображение конуса с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени
9. изображение шара с натуры, согласно его конструкции, пропорций и светотени
10. изображение группы геометрических тел, согласно их конструкции, пропорций,
светотени, светотоновых отношений
11. изображение с натуры среднего натюрморта из геометрических тел, 3 гипсовых
модуля.
12. изображение с натуры сложного натюрморта из геометрических тел, 4-5 гипсовых
модулей.
13. изображение с натуры повторяющегося геометрического орнамента, гипсового
модуля “Трилистник”.
14. изображение предметов сложной геометрической формы с натуры, предметов
быта.
15. изображение драпировки, с натуры.
16. изображение простого натюрморта из предметов быта.
17. изображение более сложного натюрморта.
В 9 классе учащиеся будут заняты следующими видами деятельности:
1. изображение сложного ахроматического натюрморта из предметов быта.
2. изображение сложного натюрморта из геометрических тел и предметов быта.
3. Композиция группы геометрических тел на листе.
4. Линейно-конструктивный рисунок предметов.

5. Передача светотени и тональности.
6. изображение сложного натюрморта из предметов быта в холодной гамме, в технике
пуантилизм.
7. изображение сложного натюрморта из предметов быта в теплой гамме, в технике
пуантилизм.
8. изображение гипсового слепка части растения.
9. изображение с натуры повторяющегося геометрического орнамента, гипсового
модуля “Трилистник”
10. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала.
11. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
12. Передача светотени и тональности с помощью живописного материала. Подбор
цветовой гаммы.
13. поиск пропорционального соотношения цветовых пятен.
14. выявление особенностей работы с разными материалами и техниками.
15. работа в технике пуантилизм.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году
творческих проектов. При организации творческой,
проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на
потребительском назначении и стоимости продукта труда
— работы, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Проект подготовки работы к выставке «От прадедов до правнуков», «Я люблю тебя, мой
край родной», «С чего начинается родина», «Разноцветные фантазии», выставкам в
выставочном пространстве лицея, оформленные в лицее тематические выставки работ,
классах и коридорах кафедры. Учащиеся всех классов делают проекты на одни темы, но в
соответствии с возрастными требованиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Краткое содержание курса
8 класс.
Раздел 1: Введение в курс. Начальные сведения о рисунке.
Организация рабочего места, постановка корпуса и рук при рисовании. Выбор точки
наблюдения. Основные сведения о рисунке с натуры. Композиция в рисунке

Раздел 2: Общее понятие о строении формы и ее конструкции. Общее сведение о
перспективе.
Особенности конструкции геометрических и

бытовых предметов. Понятие линейно-

конструктивного рисунка. Элементы наблюдательной перспективы: линия горизонта,
перспектива горизонтальных линий ,угол наклона горизонтальных линий. Перспектива
куба и круга относительно линии горизонта.
Раздел

3:

Светотень

и

тональные

отношения.

Понятие

о

пропорциях

и

конструктивного построения предметов.
Понятия: свет, собственная тень, падающая тень, полутень, рефлекс ,блик, линия разлома,
«мертвая точка». Особенности светотени геометрических фигур: куб, цилиндр, конус,
шар. Понятие пропорция на геометрических и бытовых предметах. Метод визирования
для натурных постановок.
Раздел 4: Гипсовые модели с натуры.
Тема 1: Рисунок куба.
Компоновка куба на листе А3. Линейно-конструктивное построение куба. Пропорции
куба. Передача светотени.
Тема 2: Рисунок пирамиды.
Компоновка пирамиды на листе. Линейно-конструктивное построение пирамиды.
Пропорции пирамиды. Передача светотени.
Тема 3:Рисунок цилиндра.
Компоновка цилиндра

на листе. Линейно-конструктивное построение цилиндра.

Пропорции цилиндра. Передача светотени.
Тема 4: Рисунок конуса.
Компоновка конуса на листе. Линейно-конструктивное построение конуса. Пропорции
конуса. Передача светотени.
Тема 5: Рисунок шара.
Компоновка шара на листе. Линейно-конструктивное построение шара. Пропорции шара.
Передача светотени
Тема 6:Простой натюрморт из геометрических тел.(2 предмета)
Композиция группы геометрических тел на листе А3. Линейно-конструктивный рисунок
предметов. Передача светотени и тональности.
Тема 7:Средний натюрморт из геометрических тел.(3 предмета)
Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок
предметов. Передача светотени и тональности.
Тема 8:Сложный натюрморт из геометрических тел.(4-5 предметов)

Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок
предметов. Передача светотени и тональности.
Раздел 5: Рисунок повторяющегося геометрического орнамента. Трилистник.
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности.
Раздел 6: Предметы сложной геометрической формы.
Рисунок с натуры простых по форме предметов быта.
композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности.
Тема 1:Рисунок драпировки.
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
Линейно-конструктивный рисунок.Передача светотени и тональности.
Тема 2:Рисунок простого натюрморта из предметов быта.
Композиция группы тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача
светотени и тональности. Пропорции.
Тема 3:Рисунок более сложного натюрморта.
Композиция группы тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок предметов. Передача
светотени и тональности. Пропорции.
9 класс
Раздел 1. Гипсовые модели и предметы быта с натуры.
Тема 1: Сложный натюрморт из геометрических тел.
Композиция группы геометрических тел на листе. Линейно-конструктивный рисунок
предметов. Передача светотени и тональности. Пропорции.
Тема 2: Сложный натюрморт из геометрических тел и предметов быта
Композиция группы тел на листе. Передача светотени и тональности. Пропорции.
Тема 3: Живопись. Ахроматический простой натюрморт из предметов быта
Композиция группы

тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью

живописного материала.
Тема 4: Рисунок повторяющегося геометрического орнамента. Трилистник.
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности.
Тема 5: Живопись. Ахроматический сложный натюрморт из предметов быта
Композиция группы

тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью

живописного материала.

Тема 6: Сложный натюрморт из предметов быта
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности.
Тема 7: Живопись сложного натюрморта из предметов быта в холодной гамме.
Пуантилизм.
Композиция группы

тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью

живописного материала. Подбор цветовой гаммы.
Тема 8: Гипсовый слепок детали растения
Композиция предмета. Пропорционально грамотная передача соотношений деталей.
Линейно-конструктивный рисунок. Передача светотени и тональности.
Тема 9: Живопись сложного натюрморта из предметов быта в теплой

гамме.

Пуантилизм.
Композиция группы

тел на листе. Передача светотени и тональности с помощью

живописного материала. Подбор цветовой гаммы.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Занятия способствуют развитию воображения и фантазии, развитию мыслительных
умений: анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги,; обобщать и
систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и
разрешать проблемы, обогащению и усложнению словарного запаса; усложнению
смысловой функции речи; усилению коммуникативных свойств речи; овладение
учащимися

художественными

образами,

выразительными

свойствами

языка,

профессиональной терминологией.
Совершенствуется: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени;
точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы. Развитие двигательных
навыков ребенка, владения моторикой мелких мышц; умение управлять своими
двигательными действиям;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое
отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса

и уважительного отношения к культурному наследию и

ценностям народов России,

сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и

приумножению.
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
духовной культуры,

общей

как особого способа познания жизни и средства организации

общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
Межпредметные связи учебного предмета
Элективный курс “Рисунок” тесно связан со всеми дисциплинами художественно
технологического профиля. Курс находится на стыке двух предметных областей
«Изобразительное искусство» и «Технология». формирующиеся представления о
социальных и этических аспектах научно-технического прогресса, связано с историей и
географией. В процессе изучения разнообразий форм, их компоновки, преобразования,
эскизирования,

наблюдения

соотношения

признаков,

прослеживается

связь

с

дисциплиной рисунок, изобразительное искусство, композиция, компьютерная графика.
Появляющийся у учащихся интерес и уважительное отношение к культурному наследию
и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, в ходе изучения истории
дизайна, стилевых особенностях в разные периоды развития этой сферы, появляется связь
с мировой художественной культурой. Изучение тем посвященных цветоведению, найдут
отклик в живописи, компьютерной графике, композиции, технологии. Проектирование и
декорирование, связаны с изобразительным искусством и технологией. В процессе

проектирования необходимо, используя изобразительные средства и навыки, оперативно
фиксировать замыслы, идеи, быстро выполнять необходимые наброски и эскизы,
использовать те же знания, приемы, средства художественной выразительности, что и на
уроках

рисунка,

и

изобразительного

искусства.

На

занятиях

художественным

конструированием используются предметные умения, полученные школьниками на
уроках математики, физики, технологии, изобразительного искусства.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
КолТема

во
часов

Виды, формы и

Содержание

содержание

Воспитательный
потенциал урока

деятельности
обучающихся
1. Введение в

- развитие опыта

-организация

Развивается опыт анализа,

курс. Начальные

анализа, синтеза,

рабочего места,

синтеза и сравнения

сведения о

сравнения (П),

постановка

- вырабатывается

рисунке.

-личностное

корпуса и рук при личностное отношение к

переживание (Л)

рисовании.

новому материалу

-планирование

Выбор точки

-развивается опыт выбора

способов

наблюдения

наиболее эффективных

взаимодействия (К),

-Основные

способов решения задач

-выражение своих

сведения о

-развивается

мыслей (К),-

рисунке с натуры

формулирование и

- формулирование и

-Композиция в

аргументация своего

аргументация своего

рисунке

мнения

2

мнения (К)

-формируются основы
художественной культуры

-анализ, синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация(П)

обучающихся
-воспитывается
эмоционально-ценностное
отношение

к

окружающему;
-формируется способность
к

художественному

познанию мира;
-развивается

навык

использования различных
художественных
материалов для работы в
разных техниках;
-формируется устойчивый
интерес к творческой
деятельности;
-формируется основа
художественной культуры
обучающихся
-развивается
наблюдательность
2.Общее понятие

- развитие опыта

-особенности

Развивается опыт анализа,

о строении

анализа, синтеза,

конструкции

синтеза и сравнения

формы и ее

сравнения (П),

геометрических

-развивается опыт выбора

конструкции.

- выполнение

и бытовых

наиболее эффективных

Общее сведение

действий по

предметов

способов решения задач

о перспективе.

алгоритму (П);

- понятие

-развивается

линейно-

использования различных

конструктивного

художественных

рисунка

материалов для работы в

- элементы

разных техниках;

наблюдательной

- развивается воображение

перспективы:

и фантазия, мыслительные

линия горизонта,

умения

перспектива

-развивается эстетический

горизонтальных

вкус,

линий ,угол

-развивается

наклона

наблюдательность

2

- использование
знаковосимволических
средств (П)

горизонтальных
линий
-перспектива
куба и круга

навык

относительно
линии горизонта.
3.Светотень и

- развитие опыта

-понятия: свет,

Развивается опыт анализа,

тональные

анализа, синтеза,

собственная тень,

синтеза и сравнения

отношения.

сравнения (П),

падающая тень,

-развивается опыт выбора

Понятие о

- выполнение

полутень,

наиболее эффективных

пропорциях и

действий по

рефлекс ,блик,

способов решения задач

конструктивного

алгоритму (П);

линия разлома,

-развивается

«мертвая точка»

использования различных

2

построения
- использование

предметов.

знаковосимволических
средств (П)

Особенности

навык

художественных

светотени

материалов для работы в

геометрических

разных техниках;

фигур: куб,

- развивается воображение

цилиндр, конус,

и фантазия, мыслительные

шар

умения

-понятие

-развивается эстетический

пропорция на

вкус,

геометрических и

-развивается

бытовых

наблюдательность

предметах
-метод
визирования для
натурных
постановок.
4. Гипсовые

- развитие опыта

-компоновка куба

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

на листе А3

синтеза и сравнения

Рисунок куба.

сравнения (П),

-Линейно-

-развивается опыт выбора

- выполнение

конструктивное

наиболее эффективных

действий по

построение куба

способов решения задач

алгоритму (П);

-пропорции куба

-развивается

- передача

использования различных

светотени

художественных

2

- использование
знаковосимволических

навык

материалов для работы в
разных техниках;
- развивается воображение

средств (П)

и фантазия, мыслительные
умения
-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность

Гипсовые

- развитие опыта

-компоновка

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

пирамиды на

синтеза и сравнения

Рисунок

сравнения (П),

листе

-развивается опыт выбора

пирамиды.

- выполнение

-линейно-

наиболее эффективных

действий по

конструктивное

способов решения задач

алгоритму (П);

построение

-развивается

пирамиды

использования различных

-пропорции

художественных

пирамиды

материалов для работы в

- передача

разных техниках;

светотени

- развивается воображение

2

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

и фантазия, мыслительные
умения
-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность
Гипсовые

- развитие опыта

-компоновка

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

цилиндра на

синтеза и сравнения

Рисунок

сравнения (П),

листе

-развивается опыт выбора

цилиндра.

- выполнение

-линейно-

наиболее эффективных

действий по

конструктивное

способов решения задач

алгоритму (П);

построение

-развивается

цилиндра

использования различных

-пропорции

художественных

цилиндра

материалов для работы в

- передача

разных техниках;

светотени

- развивается воображение

2

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

и фантазия, мыслительные

умения
-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность
Гипсовые

- развитие опыта

компоновка

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

конуса на листе

синтеза и сравнения

Рисунок конуса.

сравнения (П),

-линейно-

-развивается опыт выбора

- выполнение

конструктивное

наиболее эффективных

действий по

построение

способов решения задач

алгоритму (П);

конуса

-развивается

-пропорции

использования различных

конуса

художественных

- передача

материалов для работы в

светотени

разных техниках;

2

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

- развивается воображение
и фантазия, мыслительные
умения
-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность

Гипсовые

- развитие опыта

компоновка шара

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

на листе

синтеза и сравнения

Рисунок шара.

сравнения (П),

-линейно-

-развивается опыт выбора

- выполнение

конструктивное

наиболее эффективных

действий по

построение шара

способов решения задач

алгоритму (П);

-пропорции шара

-развивается

- передача

использования различных

светотени

художественных

2

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

материалов для работы в
разных техниках;
- развивается воображение
и фантазия, мыслительные
умения

-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность
Гипсовые

- развитие опыта

-Композиция

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

группы

синтеза и сравнения

Простой

сравнения (П),

геометрических

-развивается опыт выбора

натюрморт из

- выполнение

тел на листе А3

наиболее эффективных

геометрических

действий по

-линейно-

способов решения задач

тел.(2 предмета)

алгоритму (П);

конструктивный

-развивается

рисунок

использования различных

предметов

художественных

-передача

материалов для работы в

светотени и

разных техниках;

тональности

- развивается воображение

6

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

и фантазия, мыслительные

- выбор наиболее

умения

эффективных

-развивается эстетический

способов решения

вкус,

задач (П)

-развивается
наблюдательность
Гипсовые

- развитие опыта

-Композиция

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

группы

синтеза и сравнения

Средний

сравнения (П),

геометрических

-развивается опыт выбора

натюрморт из

- выполнение

тел на листе

наиболее эффективных

геометрических

действий по

-линейно-

способов решения задач

тел.(3 предмета)

алгоритму (П);

конструктивный

-развивается

рисунок

использования различных

предметов

художественных

-передача

материалов для работы в

светотени и

разных техниках;

тональности

- развивается воображение

6

- использование
знаковосимволических
средств (П)
- выбор наиболее
эффективных

навык

и фантазия, мыслительные
умения

способов решения

-развивается эстетический

задач (П)

вкус,
-развивается
наблюдательность

Гипсовые

- развитие опыта

-Композиция

Развивается опыт анализа,

модели с натуры.

анализа, синтеза,

группы

синтеза и сравнения

Сложный

сравнения (П),

геометрических

-развивается опыт выбора

натюрморт из

- выполнение

тел на листе

наиболее эффективных

геометрических

действий по

-линейно-

способов решения задач

тел.(4-5

алгоритму (П);

конструктивный

-развивается

рисунок

использования различных

предметов

художественных

-передача

материалов для работы в

светотени и

разных техниках;

тональности

- развивается воображение

8

предметов)
- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

и фантазия, мыслительные
умения
-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность
5. Рисунок

- развитие опыта

-композиция

Развивается опыт анализа,

повторяющегося

анализа, синтеза,

предмета

синтеза и сравнения

геометрического

сравнения (П),

-

-развивается опыт выбора

орнамента.

- выполнение

пропорционально

наиболее эффективных

Трилистник.

действий по

грамотная

способов решения задач

алгоритму (П);

передача

-развивается

соотношений

использования различных

деталей

художественных

- линейно-

материалов для работы в

конструктивный

разных техниках;

рисунок

- развивается воображение

-передача

и фантазия, мыслительные

светотени и

умения

8

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

тональности

-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность

6. Предметы

- развитие опыта

композиция

Развивается опыт анализа,

сложной

анализа, синтеза,

предмета

синтеза и сравнения

геометрической

сравнения (П),

-

-развивается опыт выбора

формы. Рисунок

- выполнение

пропорционально

наиболее эффективных

с натуры простых

действий по

грамотная

способов решения задач

по форме

алгоритму (П);

передача

-развивается

соотношений

использования различных

деталей

художественных

- линейно-

материалов для работы в

конструктивный

разных техниках;

рисунок

- развивается воображение

-передача

и фантазия, мыслительные

светотени и

умения

тональности

-развивается эстетический

6

предметов быта.
- использование
знаковосимволических
средств (П)
- выбор наиболее
эффективных
способов решения

навык

вкус,

задач (П)

-развивается
наблюдательность
Рисунок
драпировки .

8

- развитие опыта

композиция

Развивается опыт анализа,

анализа, синтеза,

предмета

синтеза и сравнения

сравнения (П),

-

-развивается опыт выбора

- выполнение

пропорционально

наиболее эффективных

действий по

грамотная

способов решения задач

алгоритму (П);

передача

-развивается

соотношений

использования различных

деталей

художественных

- линейно-

материалов для работы в

конструктивный

разных техниках;

рисунок

- развивается воображение

-передача

и фантазия, мыслительные

светотени и

умения

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

тональности

-развивается эстетический
вкус,
-развивается
наблюдательность

Рисунок

- развитие опыта

-Композиция

Развивается опыт анализа,

простого

анализа, синтеза,

группы тел на

синтеза и сравнения

натюрморта из

сравнения (П),

листе

-развивается опыт выбора

предметов быта.

- выполнение

-линейно-

наиболее эффективных

действий по

конструктивный

способов решения задач

алгоритму (П);

рисунок

-развивается

предметов

использования различных

-передача

художественных

светотени и

материалов для работы в

тональности

разных техниках;

-пропорции

- развивается воображение

6

- использование
знаковосимволических
средств (П)

навык

и фантазия, мыслительные

- выбор наиболее

умения

эффективных

-развивается эстетический

способов решения

вкус,

задач (П)

-развивается
наблюдательность
Рисунок более

- развитие опыта

Композиция

Развивается опыт анализа,

сложного

анализа, синтеза,

группы тел на

синтеза и сравнения

натюрморта.

сравнения (П),

листе

-развивается опыт выбора

- выполнение

-линейно-

наиболее эффективных

действий по

конструктивный

способов решения задач

алгоритму (П);

рисунок

-развивается

предметов

использования различных

-передача

художественных

светотени и

материалов для работы в

тональности

разных техниках;

-пропорции

- развивается воображение

10

- использование
знаковосимволических
средств (П)
- выбор наиболее
эффективных

навык

и фантазия, мыслительные
умения

способов решения

-развивается эстетический

задач (П)

вкус,
-развивается
наблюдательность

Итого

74

9 класс
КолТема

во
часов

Гипсовые

УУД, которые
будут

Воспитательный
Содержание

потенциал урока

сформированы
- моделирование

Композиция

-развивается опыт

модели с

объекта (П)

группы

выбора наиболее

натуры.

- развитие опыта

геометрических

эффективных способов

Сложный

самостоятельного

тел на листе.

решения задач

натюрморт из

создания

Линейно-

-развивается

геометрических

алгоритмов

конструктивный

использования

тел.

деятельности (П)

рисунок

различных

- моделирование

предметов.

художественных

и преобразование

Передача

материалов для работы

объекта (П)

светотени и

в разных техниках;

тональности.

-

Пропорции.

воображение

6

навык

развивается
и

фантазия,
мыслительные умения
-развивается
эстетический вкус,

-развивается
наблюдательность
Гипсовые

- развитие опыта

Композиция

Развивается

модели с натуры

анализа, синтеза,

группы тел на

анализа,

+предмет быта

сравнения (П);

листе. Передача

сравнения

- выполнение

светотени и

-развивается опыт

действий по

тональности.

выбора наиболее

алгоритму (П);

Пропорции.

эффективных способов

6

опыт

синтеза

и

решения задач
- использование

-развивается

знаково-

навык

использования

символических

различных

средств (П)

художественных
материалов для работы

- выбор наиболее

в разных техниках;

эффективных

-

способов

развивается

воображение

решения задач

и

фантазия,

(П)

мыслительные умения
-развивается
эстетический вкус,
-развивается
наблюдательность
Живопись.

4

Композиция

Развивается

опыт

Ахроматический

- развитие опыта

группы тел на

анализа,

простой

анализа, синтеза,

листе. Передача

сравнения

натюрморт из

сравнения (П);

светотени и

-развивается опыт

предметов быта

- выполнение

тональности с

выбора наиболее

действий по

помощью

эффективных способов

алгоритму (П);

живописного

решения задач

материала.

-развивается

ла

использования

- использование
знаковосимволических

синтеза

и

навык

различных
художественных
материалов для работы

средств (П)

в разных техниках;
-

- моделирование

развивается

воображение

и преобразование

и

фантазия,

объекта (П)

мыслительные умения
-развивается

- выбор наиболее

эстетический вкус,

эффективных

-развивается

способов

наблюдательность

решения задач
(П)
Рисунок

- развитие опыта

Композиция

Развивается

повторяющегося

анализа, синтеза,

предмета.

анализа,

геометрического

сравнения (П);

Пропорционально

сравнения

орнамента.

- выполнение

грамотная

-развивается опыт

Трилистник.

действий по

передача

выбора наиболее

алгоритму (П);

соотношений

эффективных способов

деталей.

решения задач

Линейно-

-развивается

конструктивный

использования

рисунок.

различных

Передача

художественных

светотени и

материалов для работы

тональности.

в разных техниках;

8

- использование
знаковосимволических
средств (П)
- выбор наиболее
эффективных

-

способов

опыт

синтеза

навык

развивается

воображение

решения задач

и

и

фантазия,

(П)

мыслительные умения
-развивается
эстетический вкус,
-развивается
наблюдательность
Живопись.

- развитие опыта

Композиция

Развивается

Ахроматический

анализа, синтеза,

группы тел на

анализа,

сложный

сравнения (П);

листе. Передача

сравнения

6

опыт

синтеза

и

натюрморт из

- выполнение

светотени и

-развивается опыт

предметов быта

действий по

тональности с

выбора наиболее

алгоритму (П);

помощью

эффективных способов

живописного

решения задач

материала.

-развивается

- использование
знаково-

навык

использования

символических

различных

средств (П)

художественных
материалов для работы

- выбор наиболее

в разных техниках;

эффективных

-

способов

развивается

воображение

решения задач

и

фантазия,

(П)

мыслительные умения
- моделирование

-развивается

и преобразование

эстетический вкус,

объекта (П)

-развивается
наблюдательность

Сложный

- развитие опыта

Композиция

Развивается

натюрморт из

анализа, синтеза,

предмета.

анализа,

предметов быта

сравнения (П);

Пропорционально

сравнения

- выполнение

грамотная

-развивается опыт

действий по

передача

выбора наиболее

алгоритму (П);

соотношений

эффективных способов

деталей.

решения задач

Линейно-

-развивается

конструктивный

использования

рисунок.

различных

Передача

художественных

светотени и

материалов для работы

тональности.

в разных техниках;

10

- использование
знаковосимволических
средств (П)
- выбор наиболее
эффективных
способов
решения задач

-

синтеза

и

навык

развивается

воображение
фантазия,

опыт

и

(П)

мыслительные умения
-развивается
эстетический вкус,
-развивается
наблюдательность

Живопись

- развитие опыта

Композиция

Развивается

сложного

анализа, синтеза,

группы тел на

анализа,

натюрморта из

сравнения (П);

листе. Передача

сравнения

предметов быта

- выполнение

светотени и

-развивается опыт

в холодной

действий по

тональности с

выбора наиболее

гамме.

алгоритму (П);

помощью

эффективных способов

живописного

решения задач

материала.

-развивается

Подбор цветовой

использования

гаммы.

различных

10

Пуантилизм.
- использование
знаковосимволических
средств (П)

опыт

синтеза

и

навык

художественных
материалов для работы

- выбор наиболее

в разных техниках;

эффективных

-

способов

развивается

воображение

решения задач

и

фантазия,

(П)

мыслительные умения
- моделирование

-развивается

и преобразование

эстетический вкус,

объекта (П)

-развивается
наблюдательность

Гипсовый

- развитие опыта

Композиция

Развивается

слепок детали

анализа, синтеза,

предмета.

анализа,

растения

сравнения (П);

Пропорционально

сравнения

- выполнение

грамотная

-развивается опыт

действий по

передача

выбора наиболее

10

опыт

синтеза

и

алгоритму (П);
- использование
знаковосимволических
средств (П)
- выбор наиболее
эффективных

соотношений

эффективных способов

деталей.

решения задач

Линейно-

-развивается

конструктивный

использования

рисунок.

различных

Передача

художественных

светотени и

материалов для работы

тональности.

в разных техниках;
-

способов

навык

развивается

воображение

решения задач

и

фантазия,

(П)

мыслительные умения
-развивается
эстетический вкус,
-развивается
наблюдательность
Живопись

- развитие опыта

Композиция

Развивается

сложного

анализа, синтеза,

группы тел на

анализа,

натюрморта из

сравнения (П);

листе. Передача

сравнения

светотени и

-развивается опыт

10

предметов быта

опыт

синтеза

и

в теплой гамме.

- выполнение

тональности с

выбора наиболее

Пуантилизм.

действий по

помощью

эффективных способов

алгоритму (П);

живописного

решения задач

материала.

-развивается

Подбор цветовой

использования

гаммы.

различных

- использование
знаковосимволических
средств (П)
- выбор наиболее
эффективных
способов
решения задач
(П)

навык

художественных
материалов для работы
в разных техниках;
-

развивается

воображение

и

фантазия,
мыслительные умения
-развивается
эстетический вкус,

-развивается
наблюдательность
итог: 70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».