Организационный раздел кадры

III.3. Система условий реализации основной образовательной
программы
III.3.1. Требования к кадровым условиям реализации основной
образовательной программы
Характеристика

укомплектованности

МОУ

«Лицей

№1»

педагогическими, руководящими и иными работниками
МОУ «Лицей №1» укомплектован кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной
программой образовательной организации, и способными к инновационной
профессиональной деятельности.
Кадровые условия лицея соответствуют следующим требованиям:
–

укомплектованность образовательной организации педагогическими,

руководящими и иными работниками;
–

уровень

квалификации

педагогических

и

иных

работников

образовательной организации;
–

непрерывность

профессионального

развития

педагогических

работников образовательной организации, реализующей образовательную
программу среднего общего образования.
В МОУ «Лицей №1» создаются условия:
–

для реализации электронного обучения, применения дистанционных

образовательных

технологий,

организациями,

осуществляющими

обеспечивающими

а

возможность

также

сетевого

взаимодействия

образовательную

восполнения

с

деятельность,

недостающих

кадровых

ресурсов;
–

оказания

постоянной

научно-теоретической,

методической

и

информационной поддержки педагогических работников по вопросам
реализации

основной

образовательной

программы,

использования

инновационного

опыта

других

организаций,

осуществляющих

образовательную деятельность;
–

стимулирования непрерывного личностного профессионального роста

и повышения уровня квалификации педагогических работников, их
методологической

культуры,

использования

ими

современных

педагогических технологий;
–

повышения эффективности и качества педагогического труда;

–

выявления, развития и использования потенциальных возможностей

педагогических работников;
–

осуществления мониторинга результатов педагогического труда.
Кадровое

обеспечение

реализации

основной

образовательной

программы среднего общего образования строиться по схеме:
–

должность;

–

должностные обязанности;

–

количество

работников

в

образовательной

организации

(требуется/имеется);
–

уровень работников образовательной организации: требования к

уровню квалификации, фактический уровень.
Перечень необходимых должностей осуществляется в соответствии с
ЕКС и требованиями профессионального стандарта «Педагог».
Результативность

деятельности

оценивается в соответствии с
схеме:
–

критерии оценки;

–

содержание критерия;

–

показатели/индикаторы.

педагогических

работников

показателями Эффективного контракта по

Перечень
показателей для оценки качества и эффективности труда педагога
Критерии, показатели

Весовой
коэффициент

Обоснование

Критерий 1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
1.1. Средний балл учащихся по итогам года (по всем классам, в которых
учитель ведет предмет не менее 1 года) в сравнении с тем же
показателем, усредненным по учителям ОУ той же предметной области:
•
ниже, но выше в сравнении с
предыдущим учебным годом у учителя
•

выше или равен

•
для учителей первых классов
учитывается уровень познавательных процессов и уровень
положительной школьной мотивации

1
2
0-2,0

1.2. Количество учащихся, имеющих академическую задолженность по
итогам года (по всем классам, в которых учитель ведет предмет не
менее 1 года) в сравнении с предыдущим учебным годом:
•

ниже

1

•

нулевое

2

1.3. Доля учащихся, сдавших единый государственный экзамен, от числа
выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене в
сравнении с тем же показателем, усредненным по общеобразовательным
школам города:
•

ниже, но выше в сравнении с предыдущим выпуском

1

•

выше или равна

2

1.4. Средний рейтинг учащихся по ЕГЭ (если количество выпускников,
сдававших ЕГЭ, более 5) в сравнении с тем же показателем, усредненным
по общеобразовательным школам города:
•

ниже, но выше в сравнении с предыдущим выпуском

•

выше или равен

1
2,5

1.5. Доля учащихся, сдавших ОГЭ, от числа учащихся, участвовавших в
ОГЭ, в сравнении с тем же показателем, усредненным по
общеобразовательным школам города:
•

ниже, но выше в сравнении с предыдущим выпуском

1

•

выше или равна

2

1.6. Средний балл по предмету учащихся, сдавших ОГЭ, в сравнении с
тем же показателем, усредненным по общеобразовательным школам
города:
•
ниже, но выше в сравнении с предыдущим выпуском
•
выше или равен
Максимально возможное количество баллов по критерию 1

1
2,5
13

Критерий 2.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по преподаваемым
предметам
2.1. Занятия учителя с учащимися во внеурочное время (подготовка к
олимпиадам, кружок, руководство проектными работами,
0,5
консультационная помощь по предмету и т.п.)

2.2. Доля учащихся, с которыми учитель занимается по подготовке к
олимпиадам, научно-практическим конференциям, творческим
конкурсам и спортивным соревнованиям от общего числа учащихся в его
классах:
•

выше или равна показателю предыдущего периода

0,5

2.3. Наличие призовых мест на предметной олимпиаде:
•

всероссийской

5

•

республиканской

3

•

муниципальной

2

Максимально возможное количество баллов по показателю 2.3.

10

2.4. Наличие призовых мест на альтернативных предметных
олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка» и т.п.) и
на дистанционных предметных олимпиадах:
0-3ч - 1 б; 3-5ч - 1,5 б; больше5 ч - 2б

2

2.5. Наличие призовых мест на творческих конкурсах и спортивных
соревнованиях: 0-3ч - 1 б; 3-5ч - 1,5 б; больше 5 ч - 2б

2

2.6. Доля учащихся, чьи творческие проектные работы сопровождает
учитель, от общего числа учащихся в его классах:
•

выше или равна показателю предыдущего учебного года.

2.7. Участие и наличие призовых мест на научно-практической
конференции:
•
школьной
- 1призовое место

0,5
0,5

1,5

- 2 и более призовых мест
•
- участие

муниципальной
0,5

- 1призовое место
- 2 и более призовых мест

1
2,5

•

республиканской

3

•

всероссийской

5

Максимально возможное количество баллов по показателю 2.7.
2.8. Наличие призовых мест на прочих внешних конкурсах проектных
работ (образовательные центры, учреждения культуры, туризма и
спорта, др. общественные организации)

10
1

2.9. Доля учащихся, с которыми учитель занимается в рамках кружка
(секции, клуба), от общего числа учащихся в его классах:
•

выше или равно в сравнении с предыдущим показателем

Максимально возможное количество баллов по критерию 2

0,5
27

Критерий 3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного
руководителя
3.1. Доля учащихся класса, обучающихся по дополнительным
1
образовательным программам, как в школе, так и в учреждениях
дополнительного образования, выше в сравнении с тем же показателем,
усредненным по классам возрастной ступени
3.2. Доля учащихся класса, принимающих участие в проектной
творческой деятельности выше в сравнении с тем же показателем,
усредненным по классам возрастной ступени

0,5

Перечисление
проектов

3.3. Наличие активно действующего органа ученического
самоуправления в классе

1

3.4. Доля учащихся, имеющих портфолио:
выше в сравнении с предыдущим периодом, но ниже того же
показателя, усредненного по классам возрастной ступени

0,5

выше в сравнении с тем же показателем, усредненным по классам
возрастной ступени

1

3.5. Общее количество мероприятий (досуговых, общественнополезных, экскурсионных и т.д.), проведенных в классе выше в
сравнении с тем же показателем, усредненным по классам возрастной
ступени
3.6. Количество спортивных мероприятий, проведенных в классе
(соревнования, походы и т.п.) выше в сравнении с тем же показателем,
усредненным по классам возрастной ступени

1

3.7. Результат участия класса в общешкольных и внешкольных
мероприятиях:
•
школьного уровня
- 3 место

0,5

- 2 место

1

- 1 место

1,5

•
- 3 место

окружного уровня
0,5

- 2 место

1

- 1 место

1,5

•
- 3 место

муниципального уровня
1,5

- 2 место

2

- 1 место

2,5

республиканского уровня
- 3 место

2

- 2 место

2,5

- 1 место

3

•

всероссийского уровня

Максимально возможное количество баллов по показателю 3.7.

5
13

3.8. Доля учащихся, склонных к пропускам учебных занятий без
уважительной причины:
•
ниже в сравнении с предыдущим периодом, но выше того же
показателя, усредненного по классам возрастной ступени
•
ниже того же показателя, усредненного по классам возрастной
ступени

0,5
1

3.9. Доля учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, в комиссии
по делам несовершеннолетних:
•
ниже в сравнении с предыдущим периодом, но выше того же
показателя, усредненного по классам возрастной ступени

0,5

•
ниже того же показателя, усредненного по классам возрастной
ступени

1

3.10. Доля учащихся класса, получающих полноценное горячее питание
в школьной столовой:
•
выше в сравнении с предыдущим периодом, но ниже того же
показателя, усредненного по классам возрастной ступени

0,5

•
выше в сравнении с тем же показателем, усредненным по
классам возрастной ступени

1

Максимально возможное количество баллов по критерию 3

17,5

Критерий 4. Участие в инновационной деятельности, введение экспериментальной работы
4.1.
Участие
учителя,
в
реализации
программы
развития
общеобразовательного учреждения по конкретному направлению

0,5

4.2. Участие учителя, в реализации
республиканских проектов и программ

0,5

муниципальных

и

(или)

4.3. Учителем разработаны методические пособия, пользующиеся
спросом у коллег

1

4.4. Учителем разработаны учебно-методические материалы, в том числе
с использованием цифровых образовательных ресурсов, пользующиеся
спросом у коллег

1

4.5. Наличие проектов-предложений со стороны учителя на нововведения
(исследования,
эксперимент),
принятых
на
реализацию
соответствующим
органом
управления
общеобразовательного
учреждения
Максимально возможное количество баллов по критерию 4

0,5

Руководитель
проекта

3,5

Критерий 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе
обучения предмету и в воспитательной работе.
5.1. Учителем используются ИКТ:
•

для моделирования урока

0,5

•

для контроля и учета базовых знаний учащихся

0,5

•

для индивидуализации траекторий обучения учащихся

0,5

Максимально возможное количество баллов по показателю 5.2.

1,5

5.2. Использование проектных методов в работе учителя

1

Максимально возможное количество баллов по критерию 5

2,5

Критерий 6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях
6.1. Учителем подготовлены и проведены выступления на методических
семинарах, конференциях и т.п.:
•

школьного уровня

•

муниципального уровня

•

республиканского уровня

2

•

всероссийского уровня

3

1
1,5

Максимально возможное количество баллов по показателю 6.1
6.2. Учителем проведены открытые уроки (мастер-классы)
профессиональной и непрофессиональной аудитории:
•

школьного уровня

•

муниципального уровня

7,5
для
1
1,5

•
-

республиканского уровня
всероссийского уровня

2
3

Максимально возможное количество баллов по показателю 6.2

7,5

6.3 Наличие публикаций в специализированных газетах и журналах, на
Интернет-сайтах

3,0 – 5,0

6.4. Участие учителя в профессиональных конкурсах

3,0 - 5,0

Максимально возможное количество баллов по критерию 6

25

7.1. Удовлетворенность родителей качеством преподавания учителя
(процент от числа опрошенных) в сравнении с тем же показателем,
усредненным по учителям ОУ:
•

ниже, но выше в сравнении с предыдущим периодом

•

выше или равна

0,5
1

7.2. Доля учащихся средней и старшей ступеней, высоко оценивающих
модель взаимодействия «учитель – ученик», в сравнении с тем же
показателем, усредненным по учителям средней и старшей ступеней ОУ:
•

ниже, но выше в сравнении с предыдущим периодом

•

выше или равна

0,5
1

7.4. Отсутствие обоснованных жалоб со стороны
образовательного процесса на качество работы учителя

участников

1

7.5. Низкий уровень исполнительской дисциплины

-10

Максимально возможное количество баллов по критерию 7

3

Максимально возможное количество баллов по
всем критериям

91,5

Показатели и индикаторы Эффективного контракта педагогических
работников МОУ «Лицей №1» разработаны на основе планируемых
результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в
соответствии со спецификой основной образовательной программы лицея.
Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в том
числе развития УУД, а также активность и результативность их участия во
внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том
числе разновозрастных проектах, школьном самоуправлении, волонтерском
движении.

Обобщенная

деятельности

оценка

обучающихся

личностных

осуществляется

результатов
в

учебной

ходе

различных

педагогических

работников

мониторинговых исследований.
При

оценке

учитываются:

качества

деятельности

–

востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и

их родителями (законными представителями);
–

использование учителями современных педагогических технологий, в

том числе ИКТ и здоровьесберегающих;
–

участие в методической и научной работе;

–

распространение передового педагогического опыта;

–

повышение уровня профессионального мастерства;

–

работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных

образовательных траекторий обучающихся;
–

руководство проектной деятельностью обучающихся;

–

взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.
Описание уровня квалификации педагогических, руководящих и

иных работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность
Уровень квалификации работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, реализующей основную образовательную
программу,

для

каждой

занимаемой

должности

соответствует

квалификационным характеристикам ЕКС и требованиям профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» по соответствующей должности.
Соответствие

уровня

квалификации

работников

организации,

осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную
образовательную

программу,

требованиям,

предъявляемым

к

квалификационным категориям, а также занимаемым ими должностям,
устанавливается при их аттестации.
Квалификация

педагогических

работников

МОУ

«Лицей

№!»

отражает:
–

компетентность в соответствующих предметных областях знания и

методах обучения;

–

сформированность

гуманистической

позиции,

позитивной

направленности на педагогическую деятельность;
–

общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической

деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и
позицию педагога;
–

самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
У

педагогического

образовательную

работника,

программу,

реализующего

сформированы

основные

основную
компетенции,

необходимые для реализации требований ФГОС СОО и успешного
достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, в том числе умения:
–

обеспечивать

условия

для

успешной

деятельности,

позитивной

мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
–

осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с

помощью современных информационно-поисковых технологий;
–

разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и

дидактические материалы;
–

выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать

обучающимся дополнительные источники информации, в том числе
интернет-ресурсы;
–

выявлять

и

отражать

в

основной

образовательной

программе

специфику особых образовательных потребностей (включая региональные,
национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов);
–

организовывать

и

сопровождать

учебно-исследовательскую

и

проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального
проекта;
–

оценивать деятельность обучающихся в соответствии с требованиями

ФГОС СОО, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики,

внутришкольного
способности

мониторинга,

обучающихся

осуществление

решать

комплексной

учебно-практические

и

оценки
учебно-

познавательные задачи;
–

интерпретировать результаты достижений обучающихся;

–

использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами,

электронными

таблицами,

электронной

почтой

и

браузерами,

мультимедийным оборудованием.
Описание реализуемой системы непрерывного профессионального
развития и повышения квалификации педагогических и руководящих
работников МОУ «Лицей №1»
Основным условием формирования и наращивания необходимого и
достаточного кадрового потенциала лицея

является обеспечение в

соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности
системы

непрерывного

педагогического

образования

происходящим

изменениям в системе образования в целом.
Непрерывность
обеспечивается

профессионального

освоением

ими

развития

дополнительных

работников

лицея

профессиональных

программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в
три года.
В ведении образовательной организации - проведение процедуры
аттестации кадров на соответствие занимаемой должности в соответствии с
приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «О порядке
аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
образовательных организаций».
Формами повышения квалификации педагогических работников в
МОУ «Лицей №1»:
–

послевузовское обучение в высших учебных заведениях, в том числе в

магистратуре,
квалификации;

аспирантуре,

докторантуре,

на

курсах

повышения

–

стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-

классах по отдельным направлениям реализации основной образовательной
программы;
–

дистанционное образование; участие в различных педагогических

проектах; создание и публикация методических материалов и др.
В МОУ «Лицей №1» в рамках Программы развития 2014-2018 гг.
реализуется целевая программа «Самообучающаяся организация».
Идея непрерывного образования в настоящее время актуальна в педагогической среде. Образовательная организация (далее - ОО) должна быть
конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Это возможно при
условии наличия профессионально мобильного, гибкого, креативного, толерантного педагогического коллектива, осознающего общую цель и позиционирующего себя как команда. Современная ОО - «обучающаяся организация».
Реализация федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (далее - ФГОС) требует от педагога изменения его
профессионального самосознания. Одним из условий, которое может
качественно переломить ситуацию, является организация работы педагогического коллектива в режиме «самообучающейся организации».
Самообучающаяся организация:
-

это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет

знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие
новые знания или проекты.
-

место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности

создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором
взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди
постоянно учатся тому, как учиться вместе».
Актуальность реализации проекта добавляют следующие основные
потребности современной ситуации в ОО:
•

необходимость в реализации индивидуальных запросов развития

личности конкретного учителя, ее акмеологических аспектов, ориентация на

перспективные потребности педагога;
•

введение эффективного контракта, ориентированного на качественные

показатели эффективности деятельности педагога/компетентность эксперта
(оценка и самооценка).
МОУ «Лицей №1» является базовой площадкой НИУ «Высшая школа
экономики». Под патронажем НИУ ВШЭ в лицее планируется внедрение
технологии «Исследование урока» (Lesson Study). Апробация данной
технологии

позволит

внедрить

инновационную модель организации

методической работы с педагогическим коллективом лицея, способствующая
повышению качества образовательных результатов лицеистов.
В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно
осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения
и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson
Study

учителя

могут

вводить

новшества

или

совершенствовать

педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством
проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием
их работы.
Lesson Study успешно используется в целях совершенствования
методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым
предметам в начальной и средней школе, а также, - в целях разработки
концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для
обучения (ОдО). На протяжении цикла проведения Lesson Study учителя,
работающие в группах (или в парах), будут:
• использовать ежедневно собираемые ими материалы периодического
оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;
• совместно определять отвечающий установленным задачам метод
преподавания,

который

будет

в

дальнейшем

разрабатываться

или

совершенствоваться;
• определять трех «исследуемых учащихся», каждый из которых
является типичным представителем определенной группы учащихся в классе,

например: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости в
общем числе обучающихся;
• совместно планировать Lesson Study, в ходе которого будут
использованы и тщательно изучены результаты методики его проведения в
контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися;
• проводить Lesson Study и вести совместное их наблюдение,
акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся.
Названные

процедуры

могут

повторяться

и

совершенствоваться

на

протяжении нескольких уроков. Наблюдение не обязательно вести на всех
Lesson Study;
• опрашивать исследуемых учащихся, чтобы понять их мнения о Lesson
Study;
• проводить обсуждение Lesson Study;
• с целью анализа реакции исследуемых учащихся на применяемый
метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов
обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного
опыта для разработки методик преподавания или обучения в будущем;
• формально представлять результаты использования подхода Lesson
Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации
или коучинга.
Целью

самообучающейся

ОО

является

создание

развивающего

пространства для всех участников образовательного процесса на основе использования внутренних ресурсов и профессионального потенциала организации, обеспечивающего непрерывное развитие педагогов и обучающихся.
Предполагаемым результатом является потребность педагогов в непрерывном
динамическом развитии и самосовершенствовании, раскрытие потенциала всех
обеспечивает непрерывное развитие педагога на протяжении жизни. Это
свидетельствует о переходе его профессиональной деятельности из режима
функционирования в режим развития.

Цель проекта: Модернизация системы методической работы на базе
лицея через достижение следующих перспективных проектных результатов
самообучающейся организации лицея №1:
• все

педагоги

профессионального

имеют

персонифицированные

развития,

которые

программы

выстраиваются

благодаря

глубокому освоению педагогами технологий оценки и самооценки
профессиональной деятельности;
• педагогическое сообщество лицея выходит на уровень педагогического
исследования.
• внедрена технология «Исследование урока» на всех ступенях обучения.
Проектирование новых векторов в траектории развития педагогов,
обучающихся, всей ОО будет свидетельствовать о реализующемся механизме
саморазвития.
Для достижения результатов основной образовательной программы в
ходе ее реализации предполагается оценка качества и результативности
деятельности

педагогических

работников

с

целью

коррекции

их

деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты
труда.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная
готовность работников образования к реализации ФГОС СОО:
–

обеспечение оптимального вхождения работников образования в

систему ценностей современного образования;
–

освоение системы требований к структуре основной образовательной

программы, результатам ее освоения и условиям реализации, а также
системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
–

овладение учебно-методическими и информационно-методическими

ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС СОО.
Одним из условий готовности образовательной организации к
введению ФГОС СОО является создание системы методической работы,
обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах

реализации требований ФГОС СОО. Организация методической работы
планируются по следующей схеме: мероприятия, ответственные, форма
подведения итогов, анализ и использование результатов на уроках и во
внеурочной работе. Методическая работа более детально планируется на
учебный год и утверждается педагогическим советом образовательной
организации.
В

МОУ

«Лицей

профессиональных

№1»

сессий,

действует
в

которые

система

проведения

включены

методические

образовательные события:
–

семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС

СОО;
–

тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной

профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС СОО;
–

заседания кафедр лицея по проблемам введения ФГОС СОО;

–

конференции участников образовательных отношений и социальных

партнеров образовательной организации по итогам разработки основной
образовательной программы, ее отдельных разделов, проблемам апробации и
введения ФГОС СОО;
–

участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной

образовательной программы образовательной организации;
–

участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности

работы в условиях внедрения ФГОС СОО и новой системы оплаты труда;
–

участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов,

стажерских

площадок,

«открытых»

уроков,

внеурочных

занятий

и

мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС
СОО.
Подведение

итогов

и

обсуждение

результатов

мероприятий

осуществляются в разных формах: совещания при директоре, заседания
педагогического и научно-методического советов, решения педагогического
совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».