МОУ «Лицей №1» УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТА Директор МОУ «Лицей №1» на научно-методическом совете _______________/А.В.Гуденко протокол №1_ ___ августа 2021 27 августа 2021 года УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОУ «ЛИЦЕЙ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Основная общеобразовательная программа среднего общего образования (10-11 класс) СОСТАВИТЕЛИ: О.А.Кенть учитель географии высшей квалификационной категории М.А.Горохова учитель географии высшей квалификационной категории ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ _________/Горохова М.А.., руководитель кафедры естественных наук г. Петрозаводск I Пояснительная записка География Курс География 10—11 классы. Базовый уровень является завершающим курсом, для которого содержание курса школьной географии основной школы является базой для изучения географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе. Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части «География» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Данный курс посвящен изучению социальной географии современного мира и выявлению места и роли России в современном мире. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Главной целью изучения курса является создание у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, принципах размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно - культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании. Одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Таким образом, содержание курса: • обеспечивает достижение предметных результатов путем формирования у учащихся целостной системы комплексных знаний о современном мире, о закономерностях размещения населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных социально-экономических процессов, проблемах взаимодействия общества и природы; • организовано в соответствии с принципами системно - деятельностного подхода, оно направляет и организует деятельность учащихся, давая им возможность работать с информацией, представленной в разном виде, и вырабатывать таким образом разнообразные метапредметные умения • создает мотивацию для изучения предмета • способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в конечном итоге формированию глубокой разносторонней личности учащихся. II Планируемые результаты освоения учебного предмета География В результате изучения учебного предмета География на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: - понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества определять - количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований - составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия - сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений - сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям - выявлять закономерности экономических и экологических и тенденции процессов и развития явлений на социальнооснове картографических и статистических источников информации – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей – характеризовать географию рынка труда – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде, сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения - переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий – выявлять геоэкономического особенности положения современного России, ее геополитического роль в и международном географическом разделении труда – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества Результаты освоения рабочей программы базового курса географии Предметные результаты: 1. Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества 2. Дальнейшее развитие географического мышления для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем 3. Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве 4. Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий 5. Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях 6. Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации 7. Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий 8. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях 2. Умение продуктивно совместной общаться деятельности, и взаимодействовать учитывать позиции в других процессе участников деятельности, эффективно разрешать конфликты 3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания 4. Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности 6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов 7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей 8. Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства 9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Личностные результаты отражают: 1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) 2. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопоряок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности 3. Готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире 4. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 5. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения 6. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности 7. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей 8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 9. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений 10. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков 11. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь 12. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 13. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата 1. Определять необходимые источники географической информации: карты, статистика, текстовые источники, материалы периодической печати 2. Сравнивать основные источники географической информации и выделять особенности каждого из них. Читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы 3. Объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и географии хозяйства отдельных регионов и стран с использованием сравнительного и системного подходов. Формулировать выводы, составлять сравнительные характеристики. Работать с новыми понятиями 4. Выполнять практические работы 5. Работать с различными источниками информации — картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Отрабатывать умения использования терминологии по теме. 6. Характеризовать демографические и этносоциальные процессы в разных странах, находить особенности протекания данных процессов. Составлять характеристики региональных типов воспроизводства населения. 7. Сравнивать страны по уровню и качеству жизни населения 8. Выявлять взаимосвязи между современным развитием всемирного хозяйства и глобализацией как главной движущей силой его развития. 9. Характеризовать отрасли современного хозяйства, промышленных районов, их типологии. Определять пространственный рисунок размещения хозяйства и выявлять факторы, влияющие на размещение хозяйства. Определять уровень экономического развития различных стран, составлять сравнительную характеристику. 10. Изучать старые и новые формы МЭО и определять масштабы участия различных стран в системе международных экономических отношений 11. Объяснять принципы районирования мира, критерии выделения историкогеографических регионов. Работать с таблицами в учебнике для составления характеристики регионов мира и сравнения их с Россией. 12.Объяснять понятие «географическое положение страны». Определять характер влияния величины и конфигурации территории на ее географическое положение. Проводить дискуссии с обсуждением роли факторов, определяющих политическую стратегию государства 13.Работать с источниками в СМИ для составления характеристики современного политико-географического положения отдельных стран зарубежной Европы. Работать с картами, статистикой, интернет - ресурсами, дополнительными источниками информации для выявления географической специфики отдельных субрегионов и стран мира. 14.Проведение «круглых столов», «мозговых штурмов» и др. видов деятельности по разным темам Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни учащегося. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Обучающийся сможет: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы Обучающиеся научатся: - формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ) – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов Примеры тематики проектов: 1. Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали ПекинЛондон, которая намечается к постройке 2. Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому океану 3. Используя материал учебника и атласа, а также дополнительные источники информации, включая Интернет и ГИС, разработать проект сухопутного и морского соединения единой транспортной системы зарубежной Европы с единой транспортной системой СНГ. Привести доказательства в защиту своего проекта. 4. Cоставить проекта проведения двухнедельных каникул в Зарубежной Европе, посвященных знакомству культурного наследия в этом регионе. с объектами Всемирного 5. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Пекину 6. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Японии, которая дала бы наиболее полное представление об этой стране 7. Переброска речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара 8. Осуществите поиск дополнительной информации о транспорте Африки. Проведите анализ собранных материалов и, разбившись на мини-группы, разработайте два-три проекта строительства трансафриканских железнодорожных и автомобильных магистралей. Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе. 9. Разработать индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно – рекреационными и культурно – историческими достопримечательностями этой страны 10.Проект подключения к газотранспортной системе России гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоение которого намечается во втором десятилетии XXI в. III Содержание учебного предмета, курса: В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий. Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук. В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном уровнях. Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира. Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний; формирование умения применять полученные знания для решения практических и учебноисследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться. Программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится перечень практических работ. Базовый уровень Человек и окружающая среда Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Территориальная организация мирового сообщества Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Региональная география и страноведение Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы). Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Роль географии в решении глобальных проблем человечества Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Перечень практических работ по географии • Оценка ресурсообеспеченности страны (региона), основными видами ресурсов. • Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики. • Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира. • Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду. • Характеристика политико-географического положения страны. • Характеристика экономико-географического положения страны. • Характеристика природно-ресурсного потенциала страны. • Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира. • Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира. • Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий. • Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности. • Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов. • Определение состава и структуры населения на основе статистических данных. • Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. • Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. • Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных. • Выявление и характеристика основных направлений миграции населения. • Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы. • Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда. • Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города. • Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. • Анализ международных экономических связей страны. • Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. • Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира. • Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения. • Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества. • Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий. • Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме. • Представление географической информации схем, графиков, диаграмм, картосхем в виде таблиц, Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета география Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад. 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов. 2. Воспитание социальной ответственности и компетентности Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны. 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, открытость, представление о светской этике, вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности. 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой); 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; самостоятельность, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности, языки культуры, культурные формы общения, культура выражения эмоций, культура родного края, мировая культура. Межпредметные связи учебного предмета география Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно– воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: – знания приобретают качества системности – умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях – усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций: Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. IV Тематическое планирование. География 10—11 классы (70 часов) Тема, раздел Раздел 1 Введение Количество Планируемые образовательные результаты часов учащихся по каждой теме 2 часа Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1. Понимать значение географии как науки и объяснять её роль в решении проблем человечества 2. Владеть основными географическими понятиями и терминами 3. Сопоставлять традиционные и новые методы географических исследований Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1. Владению навыков анализа по разным источникам информации географических тенденций развития природных, социальноэкономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений Метапредметные 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; Воспитательный потенциал урока Формируется установка на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды Формируется ценность научного познания Формируются поступки и оценки их возможных последствий для окружающей среды Привлекается внимание к глобальному характеру экологических проблем и путей их решения 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других Воспитывается активное неприятие участников деятельности действий, приносящих вред Личностные 1.Навыки сотрудничества со сверстниками, окружающей среде взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности Повышается мотивация своей роли Раздел 2 Человек и окружающая среда Тема1 География мировых природных ресурсов 6 Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1.Понимать и классифицировать основные виды природных ресурсов, объяснять закономерности их размещения и масштабы использования. 2.Оценивать обеспеченность природными ресурсами различных регионов мира 3.Выявлять особенности рационального и нерационального природопользования, причины и последствия загрязнения окружающей среды, пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. 3.Владеть умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред Воспитывается готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Формирует ответственное отношение к прекрасному на Земле результате природных и антропогенных воздействий 4.Владеть навыками расчётов ресурсообеспеченности для стран и регионов мира Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1 Делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов 2. Выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы 3. Понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды Метапредметные 1. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей Личностные 1. Бережное, ответственное и компетентное отношение к природным ресурсам мира и Российской Федерации 2. Владение экологическими компетенциями Раздел 3 - Территориальная организация мирового сообщества Тема 1 3 Предметные Воспитываются ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности, языки культуры, культурные культура формы общения, выражения эмоций, мировая культура Повышается уровень экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения Развивается опыт применения знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды Современная политическая карта мира Выпускник на базовом уровне научится: 1. Владеть представлениями о современной политической карте мира, изменениях на политической карте мира в новейшее время. 2. Характеризовать многообразие стран современного мира и их основных групп, государственный строй, формы правления и административно-государственное устройство стран мира. 3. Владеть понятиями о геополитике и политической географии, международных организациях 4. Анализировать роль России в современном мире Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений 2. Оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира 3. Оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геополитическими процессами, происходящими в мире 4. Раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе Метапредметные Воспитывается уважение к обязанностям гражданина и реализации его прав Воспитывается уважение к правам, свободам и законным интересам других людей Развивается опыт активного участия в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны Формируется установка на неприятие любых форм экстремизма, дискриминации 1. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач правовых и этических норм, норм информационной безопасности 2. Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства 3. Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные 1.Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 2. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Формируется понимание роли различных социальных институтов в жизни человека Формируется представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе Повышается мотивация к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России Тема 2 География населения мира 5 Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1.Владеть представлениями об особенностях современного населения мира, основных тенденциях демографических процессов в странах с разным экономическим уровнем развития 2. Владеть знаниями о численности и воспроизводстве населения, естественном приросте населения и его типах. 3. Рассчитывать численность населения с учётом естественного движения и миграции, населения стран, регионов мира 4.Объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей 5. Владеть представлениями о демографической политике, половом, возрастном и этническом составе населения. 6. Владеть знаниями о крупных народах и языковых семьях, географии мировых религий, этнополитические и религиозных конфликтах, размещении и плотности населения. 7. Анализировать особенности миграционных процессов в мире, расселении населения, городском и сельском населении. 8. Анализировать процесс урбанизации и её Формируется ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа Воспитывается уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране . формы, темпы и уровни, сравнивать крупнейшие города и городские агломерации мира и России, уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1. Определять географические аспекты социально-экономических и экологических, политических процессов и проблем в современном мире 2. Переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами Метапредметные 1.Умение определять назначение и функции различных социальных институтов 2.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Тема 3 Научнотехническая революция мировое хозяйство 6 и Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1. Владеть знаниями о НТР и особенностях мирового хозяйства 2. Владеть представлениями о процессах внедрения НТР в странах с разным уровнем социально-экономического развития 3. Анализировать особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей 4. Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Оценовать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство 2. Анализировать региональную политику отдельных стран и регионов Метапредметные 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все Тема 4 География отраслей мирового хозяйства 13 возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Личностные 1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1. Анализировать особенности отраслей мирового хозяйства в странах с различной структурой организации хозяйства 2.Выявлять закономерности соотношении отраслей добывающий и обрабатывающей промышленности в странах с разным уровнем социально-экономического развития 3. Объяснять географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей 4. Определять основные ресурсные и производственные центры мира 5.Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологичесакими объектами, процессами и явлениями под влиянием разнообразных факторов 2. Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Метапредметные 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Личностные 1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Раздел 4- Региональная география и страноведение Тема 1 5 Предметные Зарубежная Европа Выпускник на базовом уровне научится: 1. Составлять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. 2. Анализировать особенности региональных различий на территории Зарубежной Европы. 3. Объяснять особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран 4.Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных изменений отдельных территорий Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Метапредметные Тема 2 5 1.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 3.Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Предметные Зарубежная Азия Выпускник на базовом уровне научится: 1.Составлять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. 2. Анализировать региональные различия. 3. Раскрывать особенности географического положения, природно - ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран региона Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Составлять комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Метапредметные 1.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 3.Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Тема 3 Австралия и Океания 3 Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1.Составлять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. 2. Анализировать региональные различия. 3. Раскрывать особенности географического положения, природно - ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран региона Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Составлять комплексную географическую характеристику стран Австралии и Океании; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Метапредметные 1.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 3.Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в Тема 4 Африка 4 поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1.Составлять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. 2. Анализировать региональные различия. 3. Раскрывать особенности географического положения, природно - ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран региона Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Метапредметные 1.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, Тема 5 Северная Америка 4 коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 3.Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1.Составлять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. 2. Анализировать региональные различия. 3. Раскрывать особенности географического положения, природно - ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран региона Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Метапредметные 1.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 3.Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и Тема 6 Латинская Америка 4 мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1.Составлять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. 2. Анализировать региональные различия. 3. Раскрывать особенности географического положения, природно - ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран региона Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия Метапредметные 1.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 3.Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; 2. Нравственное сознание и поведение на основе Тема 7 Россия в мире 6 усвоения общечеловеческих ценностей Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 1.Анализировать положение России на политической карте мира. 2.Оценивать роль России в мировом хозяйстве 3. Анализировать участие России в международных отраслевых и региональных организациях 4. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда 2. Оценивать роль России в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. 3. Анализировать структуру внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Метапредметные 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей 3.Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) 4.Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопоряок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности 5.Готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире Раздел 5 - Роль географии в решении глобальных проблем человечества Тема 1 Глобальные проблемы человечества Предметные Выпускник на базовом уровне научится: 2020-2021 1.Раскрывать сущность глобальных проблемах — 3ч человечества, их взаимосвязи 2.Объяснять влияние глобальных проблем 4 2021-2022 человечества на жизнь населения и развитие - 3ч мирового хозяйства Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: 1.Прогнозировать изменения в мире, вызванные глобальными проблемами человечества Метапредметные 1.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности 2.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 3.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, Личностные 1.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения 2. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей 3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей 4.Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности