РП ГЕОГРАФИЯ СОО

МОУ «Лицей №1»

УТВЕРЖДАЮ

ПРИНЯТА

Директор МОУ «Лицей №1»

на научно-методическом совете

_______________/А.В.Гуденко

протокол №1_

___ августа 2021

27 августа 2021 года

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Основная общеобразовательная программа среднего общего
образования
(10-11 класс)
СОСТАВИТЕЛИ:
О.А.Кенть
учитель географии высшей квалификационной категории
М.А.Горохова
учитель географии высшей квалификационной категории
ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
_________/Горохова М.А.., руководитель кафедры естественных наук

г. Петрозаводск

I Пояснительная записка
География
Курс География 10—11 классы. Базовый уровень является завершающим
курсом, для которого содержание курса школьной географии основной школы
является базой для изучения географических закономерностей, гипотез, теорий
и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.
Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в
части «География» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного
воспитания и развития гражданина России. Данный курс посвящен изучению
социальной географии современного мира и выявлению места и роли России в
современном

мире.

Соответствует

требованиям

Федерального

государственного образовательного стандарта.
Главной

целью

изучения

курса

является

создание

у

учащихся

систематизированного целостного представления о закономерностях развития
мирового хозяйства, формирования политической карты мира, принципах
размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических
законов на неоднородных в природном и хозяйственно - культурном
отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся умений,
необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений
современного мира.
Таким образом, содержание курса:
• обеспечивает достижение предметных результатов путем формирования у
учащихся целостной системы комплексных знаний о современном мире, о
закономерностях размещения населения и хозяйства, об особенностях,
динамике и территориальных следствиях главных социально-экономических
процессов, проблемах взаимодействия общества и природы;

• организовано в соответствии с принципами системно - деятельностного
подхода, оно направляет и организует деятельность учащихся, давая им
возможность работать с информацией, представленной в разном виде, и
вырабатывать таким образом разнообразные метапредметные умения
• создает мотивацию для изучения предмета
• способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в
конечном итоге формированию глубокой разносторонней личности учащихся.

II Планируемые результаты освоения учебного предмета География

В результате изучения учебного предмета География на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении
проблем человечества
определять

-

количественные

и

качественные

характеристики

географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия
-

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики

для выявления закономерностей социально-экономических, природных и
геоэкологических процессов и явлений
- сравнивать географические объекты между собой по заданным
критериям
-

выявлять

закономерности

экономических и экологических

и

тенденции

процессов и

развития

явлений

на

социальнооснове

картографических и статистических источников информации
–

раскрывать

причинно-следственные

связи

природно-хозяйственных

явлений и процессов
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих
событий и ситуаций
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее
пригодности для жизни человека

– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции
в странах и регионах мира

– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей
– характеризовать географию рынка труда
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и
миграции населения стран, регионов мира
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и
регионов мира
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического
развития, используя показатель внутреннего валового продукта
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников

информации

в

современных

условиях

функционирования

экономики
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

характеризовать процессы, происходящие в географической среде,

сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения
-

переводить один вид информации в другой посредством анализа

статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и
диаграммами
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира

– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические
проблемы
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям,
протекающим в географической оболочке
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под
влиянием международных отношений
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими
и геоэкологическими процессами, происходящими в мире
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов
мира
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов
– анализировать основные направления международных исследований
малоизученных территорий
–

выявлять

геоэкономического

особенности
положения

современного
России,

ее

геополитического
роль

в

и

международном

географическом разделении труда
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России

– давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества

Результаты освоения рабочей программы базового курса географии
Предметные результаты:
1. Владение представлениями о современной географической науке, ее
участии в решении важнейших проблем человечества
2. Дальнейшее развитие географического мышления для определения
географических

аспектов

природных,

социально-экономических

и

экологических процессов и проблем
3. Сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических

знаний

о

закономерностях

развития

природы,

размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных
особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве
4. Владение

умениями

проведения

наблюдений

за

отдельными

географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий
5. Владение умениями использовать карты разного содержания для
выявления

закономерностей

и

тенденций,

получения

нового

географического знания о природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях
6. Владение

умениями

географического

анализа

и

интерпретации

разнообразной информации
7. Владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки

разнообразных

явлений

и

процессов,

самостоятельного

оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению ее условий
8. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять

планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
2. Умение

продуктивно

совместной

общаться

деятельности,

и

взаимодействовать

учитывать

позиции

в

других

процессе

участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты
3. Владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
4. Готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных

источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности
6. Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
8. Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
9. Владение

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознание

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения

Личностные результаты отражают:
1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
2. Гражданскую

позицию

как

активного

и

ответственного

члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопоряок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности
3. Готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания; осознание своего места в
поликультурном мире
4. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности
5. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения
6. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности
7. Нравственное

сознание

и

поведение

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей
8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному

образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
9. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений
10. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной

деятельностью,

неприятие

вредных

привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
11. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
12.

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных

жизненных

планов;

отношение

к

профессиональной

деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем
13. Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
1. Определять необходимые источники географической информации: карты,
статистика, текстовые источники, материалы периодической печати
2. Сравнивать основные источники географической информации и выделять
особенности каждого из них. Читать и анализировать тематические карты и
картосхемы, статистические и графические материалы
3. Объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и
географии хозяйства отдельных регионов и стран с использованием
сравнительного

и

системного

подходов.

Формулировать

выводы,

составлять сравнительные характеристики. Работать с новыми понятиями
4. Выполнять практические работы

5. Работать

с

различными

источниками

информации

—

картами,

диаграммами, статистикой, текстом учебника. Отрабатывать умения
использования терминологии по теме.
6. Характеризовать демографические и этносоциальные процессы в разных
странах, находить особенности протекания данных процессов. Составлять
характеристики региональных типов воспроизводства населения.
7. Сравнивать страны по уровню и качеству жизни населения
8. Выявлять

взаимосвязи

между

современным

развитием

всемирного

хозяйства и глобализацией как главной движущей силой его развития.
9. Характеризовать отрасли современного хозяйства, промышленных районов,
их

типологии.

Определять

пространственный

рисунок

размещения

хозяйства и выявлять факторы, влияющие на размещение хозяйства.
Определять уровень экономического развития различных стран, составлять
сравнительную характеристику.
10. Изучать старые и новые формы МЭО и определять масштабы участия различных стран в системе международных экономических отношений
11. Объяснять принципы районирования мира, критерии выделения историкогеографических регионов. Работать с таблицами в учебнике для составления
характеристики регионов мира и сравнения их с Россией.
12.Объяснять понятие «географическое положение страны». Определять
характер

влияния

величины

и

конфигурации

территории

на

ее

географическое положение. Проводить дискуссии с обсуждением роли
факторов, определяющих политическую стратегию государства
13.Работать с источниками в СМИ для составления характеристики
современного политико-географического положения отдельных стран
зарубежной Европы. Работать с картами, статистикой, интернет - ресурсами,
дополнительными источниками информации для выявления географической
специфики отдельных субрегионов и стран мира.
14.Проведение «круглых столов», «мозговых штурмов» и др. видов
деятельности по разным темам

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают
статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера,
необходимых для освоения социальной жизни учащегося.
На

уровне

среднего

общего

образования

проект

реализуется

самим

старшеклассником или группой обучающихся.
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач
– использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы
Обучающиеся научатся:
-

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и

проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями
об общем благе
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели

– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования,

с

целью

обеспечения

продуктивного

взаимовыгодного

сотрудничества
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования
и предусматривать пути минимизации этих рисков
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ)
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов
Примеры тематики проектов:
1. Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали ПекинЛондон, которая намечается к постройке
2. Разработать

проект

интересного

круизного

маршрута:

1)

по

Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому
океану
3. Используя материал учебника и атласа, а также дополнительные
источники информации, включая Интернет и ГИС, разработать проект
сухопутного и морского соединения единой транспортной системы
зарубежной Европы с единой транспортной системой СНГ. Привести
доказательства в защиту своего проекта.
4. Cоставить проекта проведения двухнедельных каникул в Зарубежной
Европе,

посвященных

знакомству

культурного наследия в этом регионе.

с

объектами

Всемирного

5. Пользуясь

материалами

учебника,

атласа

и

дополнительными

источниками информации, составить план-проект экскурсии по Пекину
6. Пользуясь

материалами

учебника,

атласа

и

дополнительными

источниками информации, составить план-проект экскурсии по
Японии, которая дала бы наиболее полное представление об этой
стране
7. Переброска речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара
8. Осуществите

поиск

дополнительной

информации

о

транспорте

Африки. Проведите анализ собранных материалов и, разбившись на
мини-группы,

разработайте

два-три

проекта

строительства

трансафриканских железнодорожных и автомобильных магистралей.
Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе.
9. Разработать

индивидуальные

проекты

путешествия

по

США,

предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно –
рекреационными

и

культурно

–

историческими

достопримечательностями этой страны
10.Проект подключения к газотранспортной системе России гигантского
газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом
море, освоение которого намечается во втором десятилетии XXI в.

III Содержание учебного предмета, курса:
В системе образования география как учебный предмет занимает важное
место в формировании общей картины мира, географической грамотности,
необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической
культуры,

формирования

собственной

позиции

по

отношению

к

географической информации, получаемой из СМИ и других источников.
География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего
спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также
практического применения научных знаний основано на межпредметных связях
с предметами областей общественных, естественных, математических и
гуманитарных наук.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и
углубленном уровнях.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе
на формирование целостного восприятия мира.
Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное
освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и
содержания,

ориентированных

на

подготовку

к

последующему

профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей
обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым
курсом, освоения основ наук, систематических знаний; формирование умения
применять полученные знания для решения практических и учебноисследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение
предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся
умение анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и
производственной деятельности человека, моделировать и проектировать

территориальные взаимодействия различных географических явлений и
процессов.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного
предмета и классы, в которых предмет может изучаться.
Программа учитывает возможность получения знаний в том числе через
практическую деятельность. В программе содержится перечень практических
работ.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в
окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути
решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и
объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая
карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки»
на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и
структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав,
городское и

сельское

население). Основные очаги этнических и

конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция
населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и
территориальная

структура мирового

хозяйства.

Изменение отраслевой

структуры.

География

основных

отраслей

производственной

и

непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения.
Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития
крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и
Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов
мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.
Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество.
Международные организации (региональные, политические и отраслевые
союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык
географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности. Международное
сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Перечень практических работ по географии
• Оценка
ресурсообеспеченности
страны
(региона),
основными видами ресурсов.
• Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка
перспектив развития альтернативной энергетики.
• Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
• Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.

• Характеристика политико-географического положения страны.
• Характеристика экономико-географического положения страны.
• Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
• Классификация стран мира на основе анализа политической и

экономической карты мира.
• Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным

магистралям мира.
• Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных

территорий.
• Составление экономико-географической характеристики одной из

отраслей промышленности.
• Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных

регионов.
• Определение состава и структуры населения на основе статистических

данных.
• Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа

физической и тематических карт мира.
• Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
• Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира

(Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических
данных.
• Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
• Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий

материальной и нематериальной сферы.
• Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом

разделении труда.
• Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона,

страны, города.
• Определение международной специализации крупнейших стран и

регионов мира.
• Анализ международных экономических связей страны.

• Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и

геоэкономического положения России.
• Определение

основных направлений

внешних

экономических,

политических, культурных и научных связей России с наиболее
развитыми странами мира.
• Выявление на основе различных источников информации приоритетных

глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки
зрения.
• Анализ международного сотрудничества по решению глобальных

проблем человечества.
• Анализ международной деятельности по освоению малоизученных

территорий.
• Отображение статистических данных в геоинформационной системе или

на картосхеме.
• Представление

географической информации

схем, графиков, диаграмм, картосхем

в

виде таблиц,

Воспитывающий

и

развивающий

потенциал

учебного

предмета

география
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего
общего

образования

является

социально-педагогическая

поддержка

становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,
осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации. В центре воспитания находится личность
ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой
индивидуальный вклад.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское
общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества, социальная
солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и
народов.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценности:

правовое

государство,

демократическое

государство,

социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность,
социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за
настоящее и будущее своей страны.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства
другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о
старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность,
открытость, представление о светской этике, вере, духовности, ценностях

религиозного

мировоззрения,

формируемое

на

основе

межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
4.

Воспитание

экологической

культуры,

культуры

здорового

и

безопасного образа жизни
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность;
экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное,
психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая
культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ
жизни;

ресурсосбережение;

экологическая

этика;

экологическая

ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического
качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с
природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к
образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору
профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная
картина

мира,

нравственный

смысл

учения

и

самообразования,

интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда;
нравственный смысл труда, творчество и созидание; самостоятельность,
целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение
личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности, языки
культуры, культурные формы общения, культура выражения эмоций,
культура родного края, мировая культура.

Межпредметные связи учебного предмета география
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более
полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов,
совершенствованию учебно– воспитательного процесса и оптимальной его
организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в
природе и обществе.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся
через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
–

знания приобретают качества системности

–

умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению

знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что
лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности
человека в современных условиях
–

усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов

учащихся
Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно
формирование у

учащихся диалектико-материалистических

взглядов на

природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку
межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии
современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и
методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность,
глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как

средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей
между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в
развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их
познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию
природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность
мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии
всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель
географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный
подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и
формы организации обучения.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на
отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая
системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на
применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство
учебно-воспитательного

процесса.

IV Тематическое планирование. География 10—11 классы (70 часов)
Тема, раздел
Раздел 1
Введение

Количество
Планируемые образовательные результаты
часов
учащихся по каждой теме
2 часа
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Понимать значение географии как науки и
объяснять её роль в решении проблем
человечества
2.
Владеть
основными
географическими
понятиями и терминами
3. Сопоставлять традиционные и новые методы
географических исследований
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1. Владению навыков анализа по разным
источникам
информации
географических
тенденций развития природных, социальноэкономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;

Воспитательный потенциал урока

Формируется

установка

на

применение географических знаний
для

решения

задач

в

области

окружающей среды
Формируется ценность научного
познания
Формируются поступки и оценки их
возможных

последствий

для

окружающей среды
Привлекается внимание к
глобальному характеру
экологических проблем и путей их
решения

2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других Воспитывается активное неприятие
участников деятельности
действий, приносящих вред
Личностные
1.Навыки сотрудничества со сверстниками, окружающей среде
взрослыми в образовательной,
учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности
Повышается мотивация своей роли
Раздел 2 Человек и окружающая среда
Тема1
География
мировых
природных
ресурсов

6

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Понимать и классифицировать основные виды
природных ресурсов, объяснять закономерности
их размещения и масштабы использования.
2.Оценивать
обеспеченность
природными
ресурсами различных регионов мира
3.Выявлять особенности рационального и
нерационального природопользования, причины
и последствия загрязнения окружающей среды,
пути решения экологических проблем в мире и
его крупных регионах, включая Россию.
3.Владеть умениями проведения наблюдений за
отдельными
географическими
объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в

как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред

Воспитывается готовность к участию
в практической деятельности
экологической направленности

Формирует ответственное отношение
к прекрасному на Земле

результате
природных
и
антропогенных
воздействий
4.Владеть
навыками
расчётов
ресурсообеспеченности для стран и регионов
мира
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
1 Делать прогнозы развития географических
систем и комплексов в результате изменения их
компонентов
2. Выделять наиболее важные экологические,
социально-экономические проблемы
3. Понимать и характеризовать причины
возникновения процессов и явлений, влияющих
на безопасность окружающей среды
Метапредметные
1. Умение самостоятельно оценивать и
принимать решения, определяющие стратегию
поведения,
с
учетом
гражданских
и
нравственных ценностей
Личностные
1. Бережное, ответственное и компетентное
отношение к природным ресурсам мира и
Российской Федерации
2. Владение экологическими компетенциями
Раздел 3 - Территориальная организация мирового сообщества
Тема 1

3

Предметные

Воспитываются ценности: красота,
гармония, духовный мир человека,
самовыражение

личности

в

творчестве и искусстве, эстетическое
развитие личности, языки культуры,
культурные
культура

формы

общения,

выражения

эмоций,

мировая культура

Повышается уровень экологической
культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и
путей их решения
Развивается опыт применения знаний
из социальных и естественных наук
для решения задач в области
окружающей среды

Современная
политическая
карта мира

Выпускник на базовом уровне научится:
1. Владеть представлениями о современной
политической карте мира, изменениях на
политической карте мира в новейшее время.
2.
Характеризовать
многообразие
стран
современного мира и их основных групп,
государственный строй, формы правления и
административно-государственное
устройство
стран мира.
3. Владеть понятиями о геополитике и
политической
географии,
международных
организациях
4. Анализировать роль России в современном
мире
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Прогнозировать и оценивать изменения
политической карты мира под влиянием
международных отношений
2.
Оценивать
социально-экономические
последствия
изменения
современной
политической карты мира
3. Оценивать геополитические риски, вызванные
социально-экономическими и геополитическими
процессами, происходящими в мире
4. Раскрывать сущность интеграционных
процессов в мировом сообществе
Метапредметные

Воспитывается уважение к
обязанностям гражданина и
реализации его прав
Воспитывается уважение к правам,
свободам и законным интересам
других людей
Развивается опыт активного участия
в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества,
родного края, страны
Формируется установка на неприятие
любых форм экстремизма,
дискриминации

1.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности
2. Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства
3.
Владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознание совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные
1.Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
2. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности

Формируется понимание роли
различных социальных институтов в
жизни человека

Формируется представление об
основных правах, свободах и
обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах
межличностных отношений в
поликультурном и
многоконфессиональном обществе

Повышается мотивация к познанию
родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края,
народов России

Тема 2
География
населения мира

5

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Владеть представлениями об особенностях
современного населения мира, основных
тенденциях демографических процессов в
странах с разным экономическим уровнем
развития
2. Владеть знаниями о численности и
воспроизводстве
населения,
естественном
приросте населения и его типах.
3. Рассчитывать численность населения с учётом
естественного движения и миграции, населения
стран, регионов мира
4.Объяснять состав, структуру и закономерности
размещения населения мира, регионов, стран и
их частей
5. Владеть представлениями о демографической
политике, половом, возрастном и этническом
составе населения.
6. Владеть знаниями о крупных народах и
языковых семьях, географии мировых религий,
этнополитические и религиозных конфликтах,
размещении и плотности населения.
7. Анализировать особенности миграционных
процессов в мире, расселении населения,
городском и сельском населении.
8. Анализировать процесс урбанизации и её

Формируется ценностное отношение
к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа

Воспитывается уважение к символам
России, государственным
праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам,
традициям разных народов,
проживающих в родной стране
.

формы, темпы и уровни, сравнивать крупнейшие
города и городские агломерации мира и России,
уровень
и
качество
жизни
населения
крупнейших стран и регионов мира
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.
Определять
географические
аспекты
социально-экономических и экологических,
политических
процессов
и
проблем
в
современном мире
2. Переводить один вид информации в другой
посредством анализа статистических данных,
чтения географических карт, работы с графиками
и диаграммами
Метапредметные
1.Умение определять назначение и функции
различных социальных институтов
2.Умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать решения, определяющие стратегию
поведения,
с
учетом
гражданских
и
нравственных ценностей
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на основе

усвоения общечеловеческих ценностей
Тема 3
Научнотехническая
революция
мировое
хозяйство

6
и

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Владеть знаниями о НТР и особенностях
мирового хозяйства
2. Владеть представлениями о процессах
внедрения НТР в странах с разным уровнем
социально-экономического развития
3. Анализировать особенности отраслевой и
территориальной структуры мирового хозяйства,
размещение его основных отраслей 4. Оценивать
и объяснять территориальную концентрацию
производства,
степень
природных,
антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Оценовать влияние отдельных стран и
регионов на мировое хозяйство
2. Анализировать региональную политику
отдельных стран и регионов
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все

Тема 4
География
отраслей
мирового
хозяйства

13

возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания;
Личностные
1. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1. Анализировать
особенности отраслей
мирового хозяйства в странах с различной
структурой организации хозяйства
2.Выявлять
закономерности
соотношении
отраслей добывающий и обрабатывающей

промышленности в странах с разным уровнем
социально-экономического развития
3. Объяснять географические особенности
отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных
отраслей
4.
Определять
основные
ресурсные
и
производственные центры мира
5.Оценивать и объяснять территориальную
концентрацию
производства,
степень
природных, антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.
Применять
разнообразные
источники
географической информации для проведения
наблюдений
за
природными,
социальноэкономическими
и
геоэкологичесакими
объектами, процессами и явлениями под
влиянием разнообразных факторов
2. Составлять комплексную географическую
характеристику,
таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие
карты,
модели,
отражающие географические закономерности
различных
явлений
и
процессов,
их
территориальные взаимодействия
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели

деятельности
и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все
возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания;
Личностные
1. Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности
Раздел 4- Региональная география и страноведение
Тема 1

5

Предметные

Зарубежная
Европа

Выпускник на базовом уровне научится:
1. Составлять комплексную географическую
характеристику природных ресурсов, населения
и хозяйства Зарубежной Европы.
2. Анализировать особенности региональных
различий на территории Зарубежной Европы.
3. Объяснять особенности географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современные
проблемы развития наиболее крупных стран
мира. Внутренние географические различия
стран
4.Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность
отдельных стран Европы, их демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной концентрации населения и
производства,
степень
природных,
антропогенных
изменений
отдельных
территорий
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику
стран
Европы;
таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели,
отражающие
географические
закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия
Метапредметные

Тема 2

5

1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии
как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные

Зарубежная
Азия

Выпускник на базовом уровне научится:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику природных ресурсов, населения
и хозяйства Зарубежной Азии.
2. Анализировать региональные различия.
3. Раскрывать особенности географического
положения, природно - ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современные
проблемы развития стран региона
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику
стран
Зарубежной
Азии;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие
карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку

зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии
как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей
Тема 3
Австралия и
Океания

3

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику природных ресурсов, населения
и хозяйства Австралии и Океании.
2. Анализировать региональные различия.
3. Раскрывать особенности географического
положения, природно - ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современные
проблемы развития стран региона
Выпускник
на базовом уровне получит

возможность научиться:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику стран Австралии и Океании;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие
карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии
как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в

Тема 4
Африка

4

поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику природных ресурсов, населения
и хозяйства Африки.
2. Анализировать региональные различия.
3. Раскрывать особенности географического
положения, природно - ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современные
проблемы развития стран региона
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику
стран
Африки;
таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели,
отражающие
географические
закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,

Тема 5
Северная
Америка

4

коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии
как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику природных ресурсов, населения
и хозяйства Северной Америки.

2. Анализировать региональные различия.
3. Раскрывать особенности географического
положения, природно - ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современные
проблемы развития стран региона
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику стран Северной Америки;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие
карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии
как осознание совершаемых действий и

Тема 6
Латинская
Америка

4

мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику природных ресурсов, населения
и хозяйства Латинской Америки.
2. Анализировать региональные различия.
3. Раскрывать особенности географического
положения, природно - ресурсного потенциала,
населения, хозяйства, культуры, современные
проблемы развития стран региона
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Составлять комплексную географическую
характеристику стран Латинской Америки;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие
карты, модели, отражающие географические

закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия
Метапредметные
1.Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
2.Владение языковыми средствами — умение
ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые
средства;
3.Владение навыками познавательной рефлексии
как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения.
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения;
2. Нравственное сознание и поведение на основе

Тема 7
Россия в мире

6

усвоения общечеловеческих ценностей
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
1.Анализировать
положение
России
на
политической карте мира.
2.Оценивать роль России в мировом хозяйстве
3.
Анализировать
участие
России
в
международных отраслевых и региональных
организациях
4. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность
России, демографическую ситуацию, уровни
урбанизации и территориальной концентрации
населения и производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Выявлять
особенности
современного
геополитического
и
геоэкономического
положения России, её роль в международном
географическом разделении труда
2. Оценивать роль России в системе
международных финансово-экономических и
политических
отношений.
Особенности
географии
и
структуры
международной
торговли.
3. Анализировать структуру внешнеторгового
баланса.
Основные
формы
внешних

экономических связей.
Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели
деятельности
и составлять планы деятельности
2.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания;
4.Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных
источниках информации
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения
2. Нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей

3.Российскую
гражданскую
идентичность,
патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн)
4.Гражданскую позицию как активного и
ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопоряок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности
5.Готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания;
осознание своего места в поликультурном мире
Раздел 5 - Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Тема 1
Глобальные
проблемы
человечества

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
2020-2021 1.Раскрывать сущность глобальных проблемах
— 3ч
человечества, их взаимосвязи
2.Объяснять влияние глобальных проблем
4

2021-2022 человечества на жизнь населения и развитие
- 3ч
мирового хозяйства
Выпускник
на базовом уровне получит
возможность научиться:
1.Прогнозировать изменения в мире, вызванные
глобальными проблемами человечества
Метапредметные
1.Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности
2.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению
различных методов познания;
3.Умение самостоятельно оценивать и принимать
решения,
Личностные
1.Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить
общие
цели
сотрудничать для их достижения
2. Нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей
3. Бережное, ответственное и компетентное

отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей
4.Сформированность экологического мышления,
понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды;
приобретение
опыта
экологонаправленной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».