РП ЭК "НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК" СОО

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лицей №1»

МОУ «Лицей №1»
ПРИНЯТА
на научно-методическом совете
27 августа 2021

_______________/А.В. Гуденко
27 августа 2021

протокол №1

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «ЛИЦЕЙ №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
основной общеобразовательной программы среднего общего образования,
10 - 11 КЛАСС
(ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — 35 ЧАСОВ)
СОСТАВИТЕЛЬ: КАЧАНОВА А.В.
Учитель первой квалификационной категории

ПРОШЛА ЭКСПЕРТИЗУ НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ
07.06.2021

___________/Иванова Н.Н.,
руководитель кафедры иностранных языков

г. Петрозаводск

Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса по немецкому языку как второму иностранному
после английского предназначена для 10-11 классов. Программа по второму иностранному языку
(немецкому) в 10–11 классах разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным
языкам российскими педагогами-практиками совместно с зарубежными авторами. При создании
программы авторы исходили из актуальных потребностей современного российского общества,
которое нацелено на международную интеграцию и высоко ценит выпускников средних
общеобразовательных организаций, владеющих двумя иностранными языками. Она конкретизирует
содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса, а также
рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Главной целью изучения немецкого языка в старших классах признаѐтся дальнейшее развитие
иноязычной коммуникативной компетенции. Однако кроме этого на занятиях необходимо
формировать «умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из
иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях»1. Здесь речь идѐт о
развитии метапредметной информационной компетенции, ряда универсальных учебных действий,
которые могу быть применимы в различных ситуациях, для овладения различными учебными
предметами.
Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному языку) составлена
на основе следующих нормативных документов:
1.

ФГОС СОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897);

2.

Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Лицей
1».

Цели курса
Изучение второго иностранного языка (немецкого после английского) в основной школе в
соответствии
со
стандартом
направлено
на
достижение
следующих
целей:
1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности
(говорение, аудирование, чтение, письмо); языковая компетенция — овладение языковыми
средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с
темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых
явлениях
изучаемого
языка,
разных
способах
его
выражения мысли в родном и иностранном языках;
2) социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны
изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование
умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
3) компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита
языковых
средств
при
получении
и
передаче
информации;
учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений,
универсальных способов деятельности, ознакомление с доступными учащимся способами и
приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий;

4) развитие личности учащихся посредством воспитательного потенциала изучаемого языка:
формирование у учащихся потребности изучения и овладения иностранными языками как средством
общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и родного языка как
средства общения и познания в современном мире;
5) формирование общекультурной и этнической идентичности личности как составляющих
гражданской идентификации личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной
культуры; развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного
языка;
6) осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно
признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных
привычек.
Общая характеристика курса
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и
содержательного плана. К первым относятся: меньшее количество выделяемых на него учебных
часов; более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся: изучение ИЯ2 проходит в условиях
контактирования трех языков — родного, первого иностранного (ИЯ1) и второго иностранного
(ИЯ2) языков, что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой
способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе, с другой
стороны, возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) со стороны не только
родного языка, но и первого иностранного языка, что вызывает определенные трудности; наряду с
этим возникают большие возможности опоры на уже имеющийся опыт изучения первого
иностранного языка для положительного переноса.
Описание места предмета в учебном плане
Данная программа предусматривает изучение немецкого языка в Лицее 1 (10-11 классы): в
объеме 35 часов в год, по 1 часу в неделю, т.е. 70 часов за два года.
В связи с тем, что материал УМК рассчитан на два часа в неделю, а в учебном плане МОУ
«Лицей 1» на изучение немецкого языка (второй иностранный язык) отводится 1 час в неделю,
внесены изменения по количеству часов, отводимых на изучение основных тем УМК.

Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг,
гимн). Этому способствуют задания, связанные со сравнением явлений действительности,
характерных для немецкоязычных стран и России (11 класс, глава 11, задания 2, 5);
2) формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского

общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире (например, 11 класс, глава 3);
5) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания (10 класс, главы
7 и 14);
7) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности. В каждой главе учебников 10 и 11 классов можно найти проект, над которым
предлагается поработать в группе;
8) развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую
помощь; формирование осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем (10
класс, главы 8, 9; 11 класс, главы 4, 7, 12);
13) формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических

процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности (10 класс, глава 12);
14) формирование ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
— ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;умение
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом
гражданских инравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковыесредства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов иоснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты различаются в зависимости от уровня: базового или углублѐнного.
Умения углублѐнного уровня выделеныв тексте курсивом.
Языковая компетенция
Несколько расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки, а именно:
•
•

орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;
слухопроизносительные навыки;

лексическую и грамматическую сторону речи. Работа над лексической стороной речи
предусматривает:
•

систематизацию лексических единиц, изученных в 5–9 классах;
повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы,
проблемы, ситуации общения, а также и включающие оценочную лексику, реплики-клише речевого
этикета (80–90 лексических единиц в 10 классе и около 80 лексических единицв 11 классе);
—
некоторое расширение потенциального словаря за счѐт овладения интернациональной
лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных
способов словообразования.
Работа над грамматической стороной речи предполагает:
—
—

продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были усвоены
рецептивно, и коммуникативно ориентированную систематизацию грамматического материала,
изученного в основной школе, в частности систематизация всех форм Passiv (Präsens, Präteritum,
Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv), Passiv с модальными глаголами;
—

—
—
—
—

активизацию и систематизацию всех форм придаточных предложений;
активизацию и систематизацию знаний о сложносочинѐнном предложении;
усвоение Partizip I, II в роли определения, распространѐнного определения;
распознавание в тексте форм Konjunktiv и их перевод на русский язык.

Речевая компетенция
Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает:
расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой,
учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения;
•
развитие всех видов иноязычной речевой деятельности (говорения, аудирования,
чтения, письма) и их совершенствование в целях достижения в конце базового уровня обучения
порогового уровня коммуникативной компетенции (В1 для базового курса и В1+ для углубленного,
в терминах Совета Европы).
Рассмотрим цели обучения каждому виду речевой деятельности.
•

Говорение
Диалогическая речь

Десятиклассникам предоставляется возможность развивать владение всеми видами диалога
(диалогом-расспросом, диалогом — обменом сообщениями, мнениями, диалогом-побуждением,
ритуализированными диалогами), а также диалогами смешанного типа на основе новой тематики и
расширения ситуаций официального и неофициального общения; вести дискуссию и дебаты,
отстаивать свою точку зрения, убеждать собеседника, возражать ему, делать обобщения и выводы.
Монологическая речь
Школьники получают возможность развивать умение пользоваться разными видами
монолога: рассказом, описанием, деловым сообщением, рассуждением, в том числе
характеристикой. Для этого важно развитие следующих умений:
•
•
•

рассказывать о себе, своѐм окружении, своих планах на будущее;
описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка;
делать связные сообщения, содержащие наиболее важную информацию по изученной
теме/проблеме;

рассуждать о фактах/событиях (характеризовать их), приводя аргументы;
делать мини-доклад, используя информацию из различных источников;
описывать статистические данные и комментировать их;
•
делать презентацию;
•
составлять реферат текста.
Аудирование
Дальнейшее развитие умений понимать на слух (с различной степенью полноты и точности)
высказывания собеседников в процессе непосредственного устно-речевого общения, а также
содержание относительно несложных аутентичных аудиотекстов. Это предусматривает развитие
умений:
•
•
•

понимать основное содержание высказываний монологического и диалогического
характера на наиболее актуальные дляподростков темы;
—
выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах (рекламе,
объявлениях);
—
относительно полно понимать собеседника в наиболее распространѐнных стандартных
ситуациях повседневного общения;
—
делать записи, фиксировать ключевые слова, заполнять таблицы и ассоциограммы.
Чтение
Учащимся предоставляется возможность развивать основные виды чтения на материале
аутентичных текстов различных стилей: публицистических (статьи из журналов и газет), научнопопулярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических (рецепты, меню и
др.), а также текстов из разных областей знания, например, из области науки, искусства и др.
Имеются в виду следующиевиды чтения:
—

ознакомительное чтение — с целью понимания основного содержания сообщений
(обзоров, репортажей), отрывков изпроизведений художественной литературы, публикаций
научно-познавательного характера;
—
изучающее чтение — с целью полного и точного понимания информации, главным
образом прагматических текстов (рецептов,инструкций, статистических данных и др.);
—
просмотровое/поисковое чтение — с целью выборочного понимания
необходимой/интересующей информации из газетноготекста, проспекта, программы радио- и
телепередач и др.
Для этого необходимо развитие следующих умений:
—

читать объѐмные тексты с полным пониманием, отделять главную информацию от
второстепенной;
—
извлекать из текста и перерабатывать запрашиваемую информацию с целью
использования ее для создания собственныхтекстов.
Письменная речь
Учащимся создаются условия для развития умений:
—
писать личные письма;
—
заполнять формуляры, анкеты, излагая сведения о себе в форме, принятой в
стране/странах
изучаемого языка(автобиография/резюме);
—
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок
из текста;
—
писать письмо-отзыв на статью или телепередачу;
—
писать аналитическое, аргументативное эссе;
—

описывать график.
Социокультурная компетенция
Ученикам предоставляется возможность:
—

несколько расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся
страны/стран изучаемого языка, особенностей культуры народа/народов — носителей данного языка;
—
лучше осознать явления действительности своей страны, своей культуры путѐм
сравнения их с иной действительностью ииной культурой;
—
развивать умения представлять свою страну в процессе межличностного,
межкультурного общения;
—
совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и
неофициального общения, соблюдая этикумежкультурного общения;
—
проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к особенностям
менталитета носителей изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция
Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а
именно:
—

использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать
словарные замены с помощью синонимов,описания понятия в процессе непосредственного устноречевого общения;
—
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании,
прогнозировать содержание текста позаголовку, началу текста;
—
использовать текстовые опоры (подзаголовки, сноски, комментарии и др.);
—
игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание
основного содержания текста в процессеопосредованного общения.
Учебно-познавательная компетенция
Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения, связанные с
использованием приѐмов самостоятельногоприобретения знаний:
—

умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную
литературу, в том числе толковые словари,энциклопедии;
—
умение обобщать информацию, фиксировать еѐ, например, в форме тезисов, ключевых
слов;
—
умение выделять основную, нужную информацию из различных источников,
списывать/выписывать еѐ;
—
умение использовать новые информационные технологии. Из специальных учебных
умений необходимо развивать:
—

—
—
—

умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры;
умение пользоваться двуязычным словарѐм;
умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного
текста.

Тематический план 10 класс (35 часов)
Темы в соответствии
с примерной программой
ЛексикаЛЕбиография
известного
человека,
качестваличности,значение
известных людей
длякультурыииску
сства.
Грамматика
Глаголы
с
предложнымуправле
нием.
Вопросительные
слова.Союзsowohl…alsauch
как так и

Лексика
ЛЕ мечты и желания
набудущее.Планы на
ближайшийучебныйгод.
Грамматика
Сослагательное
наклонениедля выражения
реальных
инереальныхпланови
желаний.
Условные
придаточныепредложения.
Союзentweder…oderили…
или
Грамматика
Сослагательное
наклонение(Konjunktiv
II)

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности
учащихся
Тема1.Vorbilder.Примерыдляподражания
 Воспринимать на слух текст с пониманием
1. ИзвестныеличностиРоссиииГе
основного содержания.Отвечатьна
рмании.
уточняющиевопросы по тексту.
2. Елена
Образцова
и
 Читатьтекстсполнымпониманием.
КонрадРентген:биография.
 Выражать свое мнение: значение Е.
3. Примеры для подражания
Образцовой и К. Рентгена длякультурыи
унемцев.
Качества
науки.
личности,которымиможновосхи
щаться.
 Ставитьвопросыктексту,используяглаголысуправлени
ем.
4. Интервьюсизвестным
человеком
 Читатьтекстспониманиемосновногосодержания(биогр
афия),
выписыватькачества,которые
могутслужитьпримеромдлямолодежи.
 Читатьтекстсполнымпониманиемиписатьтекстпообраз
цу.
 Вестидиалог-расспростипа интервью
Тема 2. Träume undWünsche.Мечты и желания

Формулировать свои желания,
1. Какие у Вас есть планы
используя
ижелания?
соответствующиеконструкции.
2. Что бы вы сделали, если бы

Читатьвысказываниявзрослыхиподростковс
увасбыло10миллионовевро?
полнымпониманием.
3. Кто
может
помочь

Восприниматьнаслухдиалогсполнымпониманием.
осуществитьмечту?

Читатьтекстсполнымпониманием.
4. Планынабудущее.Чтоможетпр
оизойти через год, два и

Говоритьосвоихпланах.
т.д.?Какие

Выражать альтернативы, используя
альтернативныевозможности
соответствующие грамматическиесредства
развития событийсуществуют?

1. Повседневнаяжизньвсемье.
2. Разныевидысемьи.
3. Распределение
домашнихобязанностейвсем
ье.






Воспитательный потенциал урока

 знакомство с биографиями известных

личностей России и Германии,
прививать способность определять
черты характера и поступки, с
которых можно брать пример;
 осознание
качеств
личности,
необходимых для достижения успеха
в жизни;
 развитие умения работать в команде,
развитие
умения
находить
компромисс со
 сверстниками и взрослыми.

 Воспитывать

осознание
ответственности за свою будущую
жизнь,
умение
планировать
и
оцениватьреалистичность планов на
будущее, понимание условий, при
которых мечты и планы могут быть
осуществлены;
 формирование
чувства
ответственности
за
принятые
решения.

Тема3.Familie.Семья
традиционных
Восприниматьнаслухинтервьюсполнымпониманием.Д  формирование
семейных ценностей; осознание своей
елатьвыписки.
ответственности за отношения внутри
Читатьтекстидавать определения.
семьи;
развитие
чувства
Читатьтекстспониманиемосновногосодержания.
сопереживания и эмпатии.
Вести диалог- обмен мнениями о традиционном

Лексика
ЛЕ семья и отношения в
ней.Личныекачества
Речевыеобразцыдля
выраженияжеланияисове
та
Лексика
ЛЕспособызаработки
денег,подработка,
карманныеденьги,обменив
озвраттовара.
Грамматика
Дополнениявдательномив
инительномпадежах.
Глаголlassen
оставлять, позволять
Лексика
ЛЕпутешествияпосвоейс
транеи зарубежом.
Грамматика
Предлоги,
употребляемыес
родительным
падежом.Употребление
союзов(разграничение
позначению)

Лексика
ЛЕ
качества
личности,чувства,
отношения междулюдьми.
Грамматика
Придаточные
предложениявремени
с
союзами bevor,als,während,
seit перед теем как, когда,
в течение, с

4. Идеальная

семья: какой
онадолжнабыть?
5. Статистиканатему«Семья».
Большаясемья:плюсыиминусы

распределение ролей всемье.
 Писатьтекст-описаниеидеальнойсемьи.
 Описыватьстатистику.
 Вестидискуссиюоплюсахиминусахмногодетнойсемьи

Тема4.Geldverdienenundausgeben.Зарабатыватьитратитьденьги
 Обратить внимание на осознание роли

Читать тексты с полным пониманием,
старшеклассник
денег в нашей жизни, формирование
выделять ключевые
можетзаработать?
адекватного
отношения
к
слова,составлятьассоциограмму.
2. Дополнительныйзаработок,р
материальным благам; осознание

Обсуждатьаргументызаипротив.Вестидискуссию.
абота в каникулы: плюсы
мотивов при принятии решения о
иминусы.

Читатьтекстсполнымпониманием.Характеризоватьви
работе во время учѐбы; развитие
дызаработка.
3. Покупкивонлайн-магазинах.
умений организации своего времени и

Восприниматьтекстнаслухсполнымпониманием.
4. Товарыснедостатками:обменив
расстановки приоритетов; развитие
озврат.

Воспринимать на слух текст с полным
навыков сотрудничества со взрослыми
пониманием. Составлять диалогпоаналогии.
5. Карманныеденьги:ролеваяи
при решении материальных вопросов.
гра

Вести диалог-убеждение родители-дети на
основе предложенныхситуаций
Тема5.Reisen.Путешествия.
 Развитие
чувства
национальной

Читатьтекстыспониманиемосновногосодержания.
1. Путешествия:проспекты.
идентичности
и
гордости
за свою

Высказыватьсяотом,какуюцельпутешествияпредпоч
2. Предложениятурбюро.
страну;
Развитие
толерантного
либыподростки.
3. Планыналето.
отношения к культуре другой страны;

Вестидиалог4. ПутешествияпоОке.Блог.
Развитие эстетического отношения к
расспрос,уточняяинформацию,даннуювпроспектах.
5. Советыпутешествующим:
миру, в том числе к памятникам

Восприниматьнаслухвысказываниямолодыхлюдей,
форум.
истории
и
культуры;
Развитие
делатьзаписи.
Проект: Туристический проспект
экологического мышления.

Читатьсполнымпониманиемзаписивблоге.
освоемрегионе

Читать сообщениявфоруме.

Делатьсообщениеопредпочитаемыхсредствахперед
вижения
Тема6.Freundschaft/Liebe/Beziehungen.Дружба,любовьиотношения.
формирование эстетического

Читатьстихии выражатьсвое впечатление.
1. Стихи о любви.

Читатьтексты,определять,какиечувстваописываются отношения к миру; бережное и
2. Чувства
и
отношения
ответственное отношение к чувствам
втекстах.
междулюдьми.
других людей, умение выражать свои

Характеризоватьчеловека,описыватьегодействия.
3. Качества
чувства; умение ценить положительные
личности,характеристикаверно

Выражатьсвоичувства.Говоритьоних.
качества других людей.
годруга.

Восприниматьнаслухдиалоги,определять,окакихчувс
4. Чтоячувствуювданныйм
твахидетречь.
омент?

Говорить о развитии отношений, употребляя
5. Предложения
придаточные предложениявремени
времени.Проект: Представлять

1. Как

Определительные
придаточныепредложения:
wer…der кто тот
Лексика
ЛЕ типичные вещи
изГермании,
Австрии,Швейцарии;
диалекты,культурные
предубеждения.
Речевыеклише
при
подготовкепрезентации.
Грамматика
Предлогисчастицей—
Einander друг друга
Лексика
ЛЕпрофессии,действия,
связанныес
профессиональнымиоб
ластями,
высшееобразование,
написаниебиографии
имотивационного
письма(речевыеклише).

звезду иличеловека, который
вам оченьнравится
Тема7.DreimalDeutsch.Триразапо-немецки.

Описывать картинки, называть типичные
1. Типичные
вещи
для
явления немецкоязычныхстран.
каждойнемецкоязычнойстраны
.

Воспринимать на слух высказывания и
говорить о
2. Стереотипыипредрассудки.
предрассудкахпредставителейнемецкоязы
3. Как
жители
чных стран.
немецкоязычныхстран

Характеризоватьменталитет другого народа.
описывают
себя
сами.Подготовкапрезентации

Характеризоватьсвойсобственный менталитет.

Читатьтекстсполнымпониманием.

Делатьпрезентациюпотеме

1. Предложенияоб учебе.
2. Мотивационноеписьмо.
3. Биография.

Грамматика
Склонение
прилагательныхбезартикля.
Лексика
ЛЕ типичные вещи
изГермании,
Австрии,Швейцарии;
диалекты,культурные
предубеждения.
Речевыеклише
при
подготовкепрезентации.
Грамматика
Определительныепр
едложения.
Фокус:родительный

1.
2.
3.

Тема8.Berufsleben.Выбор профессии

Читатьобъявленияспониманиемосновнойинформац
ии.

Говоритьо том,почемуданноеместообучениявам
подходит.
Читатьмотивационноеписьмосполнымпониманием,
обсуждатьсвои
сильныестороны,которыемогутбытьупомянуты
вписьме.

Читать текст с полным пониманием,
выбирать правильный ответ
изпредложенныхальтернатив.

Читатьбиографияввидетаблицы,рассказывать оее
авторе

Тема9.ArbeitsweltHotel.Работа вотеле

Читать тексты с пониманием основного
Отельвкачествеместаработы.
содержания. Соотноситьтексты
Ситуациивотеле.
икартинки.
Профессия:ассистентвотеле.Отзыв

Делатьвыпискиизтекста,характеризовать
ыоб отелях
профессиивотеле.

Воспринимать на слух диалоги, делать записи.
Составлять диалог пообразцу.

Читать текст с полным пониманием.
Характеризовать профессиюассистента.

Читатькраткоеописаниеотелейиотзывыони
х. Соотноситьтексты другс другом.

Осознание гордости за свою страну;
учѐт диалога культур, осознание своего
места в поликультурном мире; развитие
толерантного отношения к культуре
других стран; разрушение стереотипов.

Осознанный выбор будущей
профессии. Осознание ответственности
за выбор направления образования в
будущем. Готовность и способность к
образованию.

Отношение к профессиональной
деятельности как к возможности
участия в решении общественных
проблем. Толерантное отношение к
другим людям, готовность помочь им в
решении проблем. Сформированность
основ саморазвития и самовоспитания.



падежопределитель
ныхместоимений.
ЛексикаЛЕЗдоровье,спорт
,движение,активныйобраз
жизни,
повышениеработоспособно
сти.
Грамматика
Модальные
придаточныепредложения,
предложныесочетания:
durch, laut через, согласно

Лексика
ЛЕзначениеизучения
иностранных
языков,советыизуча
ющим,
факторы, влияющие
науспешностьучения.
Грамматика
Устойчивыесочетания.
Лексика
ЛЕмореиегозначениедляжи
зни,
загрязнение
моря
имеры
по
его
спасению,понятие
преемственности
вохранеокружающей
среды.
Грамматика
Инфинитив

пассива

1. Что такое здоровье? Что
насделаетздоровыми?
2. Чтоямогусделатьдлясвоегоздо
ровья?
3. Какие
способы
проведениясвободного
времени
являютсяполезнымидляздоров
ья?
4. Какулучшитьсвою
продуктивность?
Медикаментыдлямозга. Интервью.
6. Как улучшить
своюработоспособность?

Делать устное сообщение о том, чем отель
понравился и не понравилсягостям

Тема10.Gesundheit.Здоровье

Описыватьфотонаосновеинформациитекста.

Читатьтекстыивысказыватьсвоемнениеподанномув
опросу.

Даватьсоветыотом,каксохранитьздоровье.

Читатьтекстысполнымпониманием,делатьвыписки.

Читать текст с полным пониманием,
составлять
ассоциограмму.Выражатьсвоеотношение
ктексту.

Восприниматьнаслухинтервью,отвечатьнауточняю
щиевопросы.

Вести диалог-обмен мнениями о методах
повышенияработоспособности

Тема11.SprachenlernerundGenies.Изучающиенемецкийязыкигении

Воспринимать на слух высказывания молодых
1. Зачем
изучать
людей. Делать выпискислов исловосочетаний
иностранныеязыки.
потеме.
2. Какиетипыучениковможнов

Описыватьфотографию.
ыделить?

Читать описания типов учеников и
3. Полиглоты.Вчемих
выражать свое мнение о том,
особенность?
ккакомутипуотноситсякаждый.
Проект:презентовать
информацию
об

Читатьтекстыспониманиемосновногосодержания
известныхполиглотах
Тема12.MenschundMeer.Человекиморе

Читатьсообщениевблоге,выделятьключевыеслова.
1. Почемутакважноморедляче
ловека?

Делать короткий доклад на основе
прочитанного научно-популярноготекста.
2. Что может произойти в
2060годусприродой, еслиеене

Вести диалог-обмен мнениями.
беречь?
Выражать свои представления
обудущем.
3. Человек и природа:
житьвместе.

Восприниматьнаслухкомментариимолодыхлюдей,д
елатьзаписи.
4. Природунужно защитить.

Выражатьсвоемнениепопроблеме.
5. Загрязнениеокружающей
среды:кто виноват?

Обсуждать меры по защите окружающей
среды, используя активнуюграмматику.
6. Преемственностьи

Принятие ценностей здорового образа
жизни. Потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях
спортом. Бережное отношение к
физическому и психологическому
здоровью.

Отношение к изучению иностранного
языка как средству самообразования и
саморазвития. Толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире.
Мировоззрение, сформированное в
условиях диалога культур.

Способствовать формированию
экологического мышления. Понимание
влияния человеческой деятельности на
состояние природной среды.
Ответственное отношение к природе.
Формирование понятия
«возобновляющей деятельности»
(Nachhaltigkeit).

смодальнымиглаголами.Пре
длоги durchи von. Через с.
Лексика
ЛЕконфликты:причины,
факторы,
участники;разрешение
конфликтов,поисккомпр
омисса.
Грамматика
Неопределенные
местоимения.
Придаточные
предложениясje…
Чем тем.

последовательность
охранеокружающейсреды

в




Вестидиалог-обменмнениями.
Читатьтекстсполнымпониманием
Тема13.MachkeinenStress!Ненадонеприятностей!

Воспринимать на слух диалоги, описывать
1. Какиеконфликтыслучаютсям
фотографии с опорой надиалоги.
еждуподростками?

Передаватьсодержаниедиалогаввидемонолога.
2. Конфликты вызывать
иустранять.

Составлятьконфликтныедиалогипообразцу.
3. Какможноуладитьконфликт?

Выражать свое мнение о факторах, которые
влияют на возникновениеконфликтов.

Вестикомбинированныйдиалог,используяречевыек
лише

Прививать навыки сотрудничества,
умение разрешать конфликты, искать
компромисс. Усвоение
общечеловеческих ценностей и
руководство ими в межличностных
отношениях. Развитие толерантности,
уважения к другой точке зрения.

desto.

Лексика
ЛЕвпечатленияот
Швейцарии,
символы
идостопримечательност
и,
отдыхвгорах,особенностире
гиона.

Тема14.SchweizerImpressionen.ВпечатленияотШвейцарии

Описыватьфото.Восприниматьнаслухвысказывани
яиделатьзаписи.
вейцарией?

Читатьтексти выделятьключевые слова.
2. СимволШвейцарии.

Говоритьотом,чемможнозаниматьсявгорах.
3. Легендаогорах вШвейцарии

Читать текст с полным пониманием
содержания. Обсуждатьпрочитанное

1. ЧтоассоциируетсяувассоШ

Грамматика
предлогисродительнымпаде
жом.
Некоторыепредлоги
места и направления.
Лексика
ЛЕ
Социальнаяактивность,
участие
вволонтерскихпроекта
х.
Грамматика
Придаточные
предложенияуступки.Союз
obwohl. Хотя.

1. Быть волонтером —

значитбыть сильным.
2. Помощь детям в странах
сосложной
экономическойситуацией.
3. Добровольноеучастиев
социальнойпомощи.

Тема15.Engagement.Волонтерскоедвижение

Читать тексты и описывать фотографиис опоройна
текст.

Описывать статистику. Говорить об активной
общественной жизни,которуюведут
российские школьники.

Читатьличноеписьмоизадаватьуточняющиевопрос
ы.

Писатьответналичноеписьмо.

Читать тексты и соотносить с ними заголовки.
Обсуждать прочитанноевпарах.

Сформированность мировоззрения,
основанного на диалоге культур.
Готовность изучать культуру другого
народа, его обычаи и традиции.
Готовность учитывать менталитет
другого народа в межличностном
общении. Способность представлять
свою страну в межкультурной
коммуникации.

Формирование гражданской позиции
как ответственного и активного члена
общества. Сформированность
общественного сознания, основанного
на стремлении помогать людям в
сложной жизненной ситуации.
Готовность и способность к
самостоятельной общественной
деятельности.

Местоименныенаречия.

Лексика
ЛЕэмоции,связанныесос
частьем.

1. Чтотакоесчастье?
2. Чтоможетсделатьдругогоче

Грамматика
Будущеевремя.

3. Счастливыеистории.
4. Какможноисследовать

ловека счастливым?

счастье?

Тема16.Glück.Счастье.

Говоритьосчастье,эмоцияхснимсвязанныхиегопр
ичинах.

Читатьцитатыосчастье,выражатьсвоемнениео
них.

Читатьпословицыипоговоркиосчастье.Даватьсво
юдефиницию.

Воспринимать на слух высказывания о
счастье. Выражать своемнениепо
данномувопросу.

Читатьтекстывгруппах,передаватьсодержаниетек
стовдругдругу.

Читатьтекстсполнымпониманием


Сформированность основ саморазвития
в соответствии с общечеловеческими
ценностями. Готовность и способность
к саморефлексии, оценке своих
действий. Нравственное сознание и
поведение на основе общечеловеческих
ценностей.

Тематический план 11 класс (35 часов)
Темы в соответствии
с примерной программой

Основное содержание

ЛексикаЛЕформы
совместногопроживания:
плюсыиминусы;
отношениясблизкими
людьми;социальныесети.
Грамматика
Сослагательноенаклонение.
Повторение.
Различныеспособысвязив
тексте.

1.Гдеучатсястуденты в
Германии?
2.Статистическиеданные.
3.Какиеформыпроживания
предпочитаетевы?
4.Отчегозависит успех в
отношениях?
5.Социальныесети:заи против

Лексика
ЛЕтворчество,способы

1.Мозговойштурм:делимся
идеями.

Характеристика основных видов учебной деятельности
учащихся
Тема1. Gemeinsamleben. Житьвместе

Воспринимать на слух высказывания молодых
людей, делать записи оплюсахи минусах
каждогоспособа проживания.

Читатьтекстспониманиемосновногосодержания.

Делатьсообщениена тему,используяопоры.

Читать текст с пониманием основного
содержания, определять главныемысли
текста,формулировать советы.

Читатьвысказываниямолодыхлюдей,делатьвыписк
и.

Подбиратьаргументы,подкрепляющиемнение.

Писатьаргументативноеэссе
Тема2.Kreativität.Творчество

Выражатьсвоемнение,используяключевыеслова.

Письменновыражатьсвоиидеи,формулироватьутвер

Воспитательный потенциал урока
Воспитывать способность определять для
ce6я нaи6oлee кoмфopтнyю фopмy
пpoживaния. Paзвивaть тepпимocть и yмeниe
нaxoдить кoмпpoмиcc в oтнoшeнияx.

Paзвивaть твopчecкoe мышлeниe,
воспитывать готовностьвыcкaзaвь и

развитиятворческого
мышления,стратегии
творческогописьма.
Грамматика
Средствасвязив
предложении:
местоименныенаречия.
Склонениеприлагательных
вродительномпадеже.

2.Творческоеписьмо.
3.Творчество вповседневной
жизни.
Творчествои школа

Лексика
ЛЕ
Наука
и
техника,качества ученого,
открытияиизобретения.

1. НаукаитехникавГермании.
2. Настоящийисследователь:ка

Грамматика
Глаголы
с
предложнымуправле
нием.

Лексика
ЛЕ
школа
и
школьнаяжизнь;стре
ссвшколе.
Грамматика
Условные
придаточныепредлож
ения
без
союза.Пассив
состояния.

Лексика
Искусство,
описаниепредмето





ждения,идеи.
Убеждатьдругихвправильностисвоейидеи.
Вестидиалог-обменмнениями,обмениватьсяидеями.
Писатьаргументативноеэссе

зaщищaть cвoю идeю.

Тема3.ForschungslandDeutschland.Германия— страна научныхоткрытий
Фopмиpoвaть
пoзнaвaтeльный
и

Читать текст с пониманием основного
иccлeдoвaтeльcкий интepec.
содержания. Делать краткоесообщениена
основе текста.
койон?

Воспринимать на слух интервью,
3. Интересуетсялимолодежьна
отвечать на вопросы
укой?
попрослушанномутексту.
Проект: открытия последних

Даватьсоветы тем,кто хочетстать учеными.
200лет

Описыватьикомментироватьстатистику.

Искать информацию о научных
открытиях и презентовать
ееодноклассникам
Тема4.Hoch(Schule).Школаивысшееобразование
 Фopмиpoвaть
ocoзнaннoe
и

Воспринимать на слух высказывания
1. Школьноеобразование.
мoтивиpoвaннoe
oтнoшeниe
к
шкoлe.
молодых людей о
2. Стрессвшколе:как бороться.
Ocoзнaннo выбиpaть cвoю пpoфeccию.
школе.Выражатьсвою точкузрения.
3. Консультация по

Читать текст с пониманием основного
выборупрофессии.
содержания, выписыватьключевыеслова,
4.«Паспорт»профессии
составлять ассоциограмму.

Делать сообщение об испытанных в школе
проблемах. Обсуждатьсообщениявпарах.

Читать текст с полным пониманием,
выражать свое отношение
ксодержаниютекста.Делатьсообщения(пе
ренос насебя).

Читатьтекстысполнымпониманием.Характеризоват
ьпрофессию.

Говорить о профессиональной деятельности
представителейсоответствующихпрофессий
Тема5.Kunst.Искусство

Вести диалог-обмен мнениями.

Фopмиpoвaть интepec к иcкyccтвy,
1. Описаниекартины.
Высказывать свои впечатления откартины.
paзвивaть
yмeниe
пoнимaть
2. Искусствоподтекста.
пpoизвeдeния

Выражать свои предположения о том, что

вискусства.
Грамматика
Сравнительные
придаточныепредложения.

3. Мненияопредметахи

скусства.
4. Искусствовмоейжизни.
5. Каждыйчеловек—творец






ЛексикаБлаготворител
ьность,чтоонадает
людям.
Презентация(благотворитель
ногопроекта):речевыеклише.
ГрамматикаСослагательн
оенаклонениев
прошедшем
времени
исослагательное
наклонениесмодальнымиг
лаголами.

Лексика
ЛЕ описание места работы
итребованиякпрофессии.
Грамматика
Предлогисчастицей—
einander. Друг друга.

Лексика
ЛЕпрофессии,действия,свя
занные

1. Что значит помощь

другомудляразвития души?
2. Социальныеинициативы.
3. Фонд«Подарижизнь»иегодеят
ельность.
Проект:Представляет
благотворительныйпроект







хотел сказать художниксвоим полотном.
Воспринимать на слух высказывания
людей о картине.Восстанавливать
целостность текст, опираясь на
прослушанноеинтервью.
Вести диалог-обмен мнениями, говорить
о
тех
видах
искусства,которые
привлекают
старшеклассников.
Описывать
некоторыепредметыискусства.
Выражатьаргументированноемнениепопроблеме
Тема6.Helfen. Помощь
Читать текст с пониманием основного
содержания, соотносить резюмеcтекстом.
Читатьтекстывгруппах,обмениватьсясодержаниемп
рочитанного.
Восприниматьнаслухинтервьюсполнымпонимание
м.
Читатьтекстизаполнятьпропуски.
Письменно описывать идею проекта/или уже
существующий проект.Использоватьплан

Тема7.ZukunftderArbeitswelt. Будущеерынкатруда

Описыватьстатистику,комментироватьстатистичес
Германии.Статистика.
киеданные.
2. Будущее для тех, кто

Вестидиалог-расспрос наосновестатистики.
окончилгимназию.

Читать текст с пониманием основного
3. Какоебудущееожидаетличномен
содержания, соотносить с ниманнотацию.
я?

Говоритьосвоихпланахнабудущее,использоватьбуд
4. Будущийофис:удобствоиэко
ущеевремя.
логичность.

Воспринимать на слух тексты и использовать
Какие требования я предъявляю
информацию из текстовдляобоснованиясвоего
ксвоейбудущей профессии?
мнения.

Писатьаргументативноеэссе
Тема8.Sport. Спорт

Воспринимать на слух высказывания молодых
1. Спортнакаждыйдень.
людей о спорте, делатьвыписки,заполнять
2. ШкольныйспортвГермании.
таблицу.
3. НормыГТОвГермании.

1. Рынок труда в

иcкyccтвa,иxoпиcывaть,выpaжaтьc
вoѐмнeниeoниx.

Фopмиpoвaть пoтpeбнocть
вблaгoтвopитeльнoй дeятeльнocти.

Ocoзнaннooтнocитьcяквыбopyбyдyщeйпpo
фeccии.
Стремитьсякпоискунаиболееадекватн
ой,личностномуросту,карьере.

Фopмиpoвaть coзнaтeльнoeoтнoшeниe к
cпopтивнoйaктивнocти, дeлaть выбop
впoльзyэкcтpeмaльнoгocпopтa илипpoтив.

спрофессиональнымиобла
стями,
высшееобразование,
написаниебиографии
имотивационного
письма(речевыеклише).

4. Экстремальныйспорт.
5. Проект:Спортвмоемрегионе.




ГрамматикаУпотреблениео
тносительныхместоимений
иотносительныхпредложени
й.
Лексика
ЛЕ
средства
массовойинформации,
электронныесредстваинф
ормации.
ГрамматикаПрич
астиявкачествеопр
еделения

Лексика
ЛЕ
разновидностиязыка:
диалекты, регистры,сленг.
Грамматика
Модальные
придаточныепредложения,п
редложные
сочетания:durch,laut через,
согласно.
Лексика
ЛЕтуристическиеобъекты:
описаниехарактеристика.



Читать текст с полным пониманием.
Обсуждать
содержаниепрочитанного.
Читать текст с полным пониманием.
Писать текст по
образцу,используяключевые слова.
Воспринимать на слух интервью, делать
записи, выражать своемнениев
отношении экстремального спорта.

Тема9.Medien.Средствамассовойинформации

Описыватьфото,использоватьегокакстимулдлявы
1. Средстваинформации:вчераисего
сказывания.
дня.

Даватьопределение.
2. Средствамассовой
информации
в

Вести диалог-обмен мнениями о том,
немецкоязычныхстранах.
какими средствами
массовойинформациипользуютсявстранахиз
3. Традиционная газета
учаемого языка.
илиизданиеонлайн?
Цифровыесредстваинформации.

Читать текст с полным пониманием.
Делать аннотацию к тексту,выражатьвое
мнениео содержании прочитанного.

Воспринимать на слух мнения людей,
формулировать преимущества
инедостаткицифровыхсредствмассовойинформа
ции
Тема10.Sprachedifferenziert.Такойразнообразныйязык

Обращатьсяклюдямвзависимостиотстатуса
1. Различныерегистрыобщения.
ивозраста.
2. Такойразныйнемецкийязык.

Читатьтекстсполнымпониманием.Обсуждатьпроч
3. Молодежныйязык.
итанное.
4. В каждом городе

Воспринимать на слух репортаж.
свойособенныйязык
Комментировать
содержанияпрослушанноготекста.

Читатьтекстспониманиемосновногосодержания.

1. Особенныеместа.
2. Слова,связанныестуризмом.

Тема 11. Besondere Orte. Особенные места

Читать тексты с полным пониманием,
обсуждать содержаниепрочитанного.

Фopмиpoвaть ocoзнaнный выбop
cpeдcтв мaccoвoй инфopмaции. Bидeть
пpeимyщecтвa и недocтaтки
элeктpoнныx нocитeлeй инфopмaции.

Развитиеумениявcтyпть
вкоммуникацию,
yчитывaя
вoзpacт,cтaтyccoбeceдникaикoммyник
aтивнyюcитyaцию.

Фopмиpoвaть интepec к пyтeшecтвиям пo
cвoeй cтpaнe и зa py6eжoм.

Грамматика
Устойчивыесочетания.

Лексика
Предпринимательств
о,зарабатывание
денег,созданиепредп
риятия.
Грамматика
Конструкции:
anstatt
dass,anstatt…zu;ohnedass,ohn
e
…zu. Вместо того, чтобы.
Лексика
ЛЕжизньвгородеина
селе.Проблемы,решения,
перспективы.
ГрамматикаПротивопоста
влять
явления.Говорить
опоследствиях.





Делатьсообщениепо одномуизтекстов.
Составлятьассоциограмму.
Описывать туристические объекты,
используя ступени
сравненияприлагательных.

Восприниматьнаслухдиалоги,отвечатьнауточняю
щиевопросы.

Составлятьдиалогипообразцу
Тема12.Unternehmen.Предпринимательство

Описыватьфото.Говоритьосвоейбудущейпрофесс
1. Какзаработатьденьги.
ии.
2. Зарабатыватьвинтернете.

Воспринимать на слух высказывания,
3. Знаменитые предприятия
соотносить высказывания сговорящими.
изнемецкоязычныхстран.

Читать текст с полным пониманием,
4. Презентацияпредприятия
обсуждать
содержаниепрочитанного.

Описыватьграфикивыражатьсвоеотношениектеме
графика.

Искать и аккумулировать информацию о
предприятии, презентоватьего
Тема13.Stadtleben —Landleben.Жизньвгородеидеревне

Описыватьсвойроднойгород/поселок.
1. Гдеяживу?
Восприниматьнаслухвысказываниямолодыхлюде
Мойрегион:проблемыи перспективы.
йосвоемместе жительства.
3. Жительгородаисела.

Писатьличноеписьмоодномуизговорящих.
2. Дискуссия

Читатьописание графикаи заполнятьпропуски
втексте

Делатьсообщениео
важнейшихпроблемахсвоегорегиона.

Читать текст с полным пониманием.
Выписывать ключевые слова
иформулироватьразличиямеждужизнью
вгороде ина селе.

Вести дискуссию на тему: проблемы города и
села, перспективыразвития

3. Самые-самые

особенныеместа.
4. ТуристывБерлине

Воспитывать coзнaтeльнoe oтнoшeниe к
дeньгaм, пoнимaть
цeннocтьпpeдпpинимaтeльcтвa.

Фopмиpoвaть ocoзнaннoe oтнoшeние к
cвoeмy мecтy житeльcтвa. Пoнимaть
пpoблeмы, иcкaть пyти иx peшeния.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».