РП КОМПОЗИЦИЯ ФГОС СОО

I. Пояснительная записка
Изучение элективного курса «Композиция» основного среднего образования с
дополнительной углубленной подготовкой по предметам художественно - технологического
профиля

призвано развивать навыки композиционного мышления, сформировать у

учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта
приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Вклад данного курса в развитие личности выпускника

10-11кл. заключается в

развитии и воспитании художественного вкуса, потребности в общении с «прекрасным» в
жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере композиции, в
сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых выпускник
может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Программа рассчитана на два учебных года является составной частью профильного
художественно - технологического образования и относится к образовательной области
«Искусство», которая необходима для успешного освоения следующих дисциплин: «Рисунок
и живопись», «Художественное и архитектурное проектирование», МХК .
Согласно учебному плану в классе художественно-технологического направления в
вариативной части выделен 1 час на изучение предмета «Композиция» в 10,11-ом классе.
Итого 69 часов.
Главными целями и задачами изучения курса «Композиция» являются:
• становление основ изобразительной грамотности;
• формирование духовной культуры учащихся, потребности постоянно общаться с
изобразительным искусством; творческой индивидуальности; пространственного
представления, художественно-образного восприятия действительности;
• воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений
искусства, уважительного отношения к труду художников
• ознакомление учащихся с основными законами и понятиями композиции, применение
навыков практического применения композиционных законов при создании проектов,
творческих работ в графическом и живописном исполнении, дизайне.
• понимание и усвоение основных закономерностей композиции как важных элементов
для выражения замысла.

• Развитие воображения, связи его с наблюдением. Практическое значение упражнений,
предваряющих решение основного задания для плодотворного уяснения основных
закономерностей композиции в пространственной композиции, нахождения способа
построения пространства, продиктованного замыслом.
• Решение задач, отражающих зависимость цветового строя композиции от содержания.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественнотворческих

способностей

учащихся

при

эмоционально-ценностном

отношении

к

окружающему миру и искусству:
Сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов,
перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приемах выполнения рисунков,
выразительных особенностях художественных материалов.
В процессе непосредственного изображения старшеклассники должны осознанно и
творчески использовать эти закономерности, добиваясь выразительности и образности
композиции. Этому способствует ознакомление с творчеством известных художников, их
манерой работы, их мыслями и представлениями об искусстве.
Обучение композиционным приемам

не сводиться к технократической, узко

технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности
выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи
эмоционального отношения человека к миру
Элективный курс по «Композиции» составлен с целью учета интересов и склонностей
учащихся. Содержание обогащается новыми процессуальными умениями, развитием
художественных

способностей,

творческим

решением

проблем

с

акцентом

на

индивидуализацию.
Все разделы «Композиции» призваны в полной мере проявить творческую инициативу
учащихся, художественные способности, свободу воображения, фантазии. Рисунки на темы
являются своеобразным показателем уровня освоения разнообразных теоретических
сведений, основ изобразительной грамоты (строение формы, конструкции, объема,
композиции, светотени, фактуры) и уровня практического овладения этими теоретическими
основами и правилами рисования. Круг тем позволяет учащимся попробовать себя в разных
жанрах изобразительного искусства.
.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности учитывается:
• распространённость изучаемых технологий и орудий труда
• возможность освоения содержания курса на основе включения старшеклассников в
разнообразные

виды

художественной

деятельности,

имеющие

практическую

направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения
общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации художественной и практической направленности обучения,
наглядного представления методов и средств осуществления творческих процессов;
• возможность

познавательного,

интеллектуального,

творческого,

духовно-

нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

При этом

предполагается, что перед выполнением практических работ лицеисты

должны

освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения
— учебно-практическая деятельность.
Выполнение творческих проектов (работ) по всем разделам. Организация и проведение
выставок-просмотров по полугодиям.
Лучшие

работы

учащихся

демонстрируются

на

лицейских,

муниципальных,

республиканских и др. выставках и конкурсах.
. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Композиция»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего полного

образования к результатам предметной области

«Композиция », планируемые результаты освоения предмета «Композиция » отражают:
• Сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов,
перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приемах выполнения
рисунков, выразительных особенностях художественных материалов
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления
изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического
творческих работ;

и художественного отображения

• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие

умений

применять

технологии

представления,

преобразования

и

использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ;
Результаты освоения программы по разделам курса «Композиция»
• творческого использования знаний и применение законов формальной композиции;
• проведения

целевого

сбора

и

анализа

подготовительного

материала,

выбора

художественных и изобразительных средств, в соответствии с творческой задачей
• последовательного ведения работы над композицией
• знать принципы сбора информации и систематизации сбора материала и способы его
применения для воплощения творческого замысла
Предметные результаты освоения программы элективного курса «Композиция»
• в познавательной сфере:
(понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и
характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства,
умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);
• в ценностно-эстетической сфере:
(умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их
в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать
шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к
художественным традициям своего и других народов);
• в коммуникативной сфере:
(способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
• в трудовой сфере:
(умение

использовать

различные

художественные

материалы

и

средства

художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)

.
Результаты, заявленные образовательной программы «Композиция»
Выпускник на профильном уровне научится:
• Творчески

использовать

средства композиции, их изобразительно-выразительные

возможности;
• Проведению целевого сбора и анализа подготовительного материала;
• Выбора художественных и изобразительных средств,

в соответствии с творческой

задачей;
• Последовательному ведению работы над композицией;
• Технически умело выполнять эскиз;
• Находить новые

графические и живописно-пластические решения для каждой

творческой задачи;

Выпускник получит возможность:
• Узнать и применять теоретические основы композиции, закономерности построения
художественной формы и особенности ее восприятия;
• Знать и применять основные технические разновидности, функции и возможности
композиции;
• Быть в курсе опыта

классического художественного наследия и современной

художественной практики;
• Осуществлять принципы сбора и систематизации подготовительного материала и
способы его применения для воплощения творческого замысла.
При

формировании

перечня

планируемых

результатов

освоения

предмета

«Композиция» учтены требования Федерального государственного образовательного
стандарта основного образования к личностным и метапредметным

результатам и

требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты
базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня

Личностные результаты освоения программы элективного курса «Композиция»
• ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине,
природе,

людям),

толерантное

принятие

разнообразия

культурных

явлений,

художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и
явлений окружающей жизни;
• в познавательной сфере (способность к художественному познанию человека, умение
применять

полученные

знания

в

собственной

художественно-творческой

деятельности);
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в
различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение
желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
• осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные

результаты

освоения

программы

элективного

курса

«Композиция»
• умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);
• желание

общаться

с

искусством,

участвовать

в

обсуждении

содержания

и

выразительных средств произведений искусства;
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, родного языка и др.);
• обогащение

ключевых

компетенций

(коммуникативных,

деятельностных,

общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
• умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
• способность

оценивать

результаты

художественно-творческой

деятельности,

собственной и одноклассников.
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её
решения; диагностика результатов художественной деятельности по принятым

критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или
разрешения противоречий в выполняемых творческих работах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства;
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата.
Программа ориентирована на выполнение следующих видов деятельности:
• Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
• Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
творческих задач, оценивать их эффективность и качество.
• Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
• Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения творческих задач и личностного развития.
• Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
творческой деятельности.
• Ставить цели, мотивировать деятельность, организовывать и контролировать работу с
принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
• Самостоятельно определять задачи

профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием;
• Ориентироваться

в условиях частой

смены технологий

в профессиональной

деятельности.
• Применять

знания

о

закономерностях

построения

художественной

формы

и

особенностях ее восприятия.
• Проводить работу по целевому сбору,

анализу, обобщению и применению

подготовительного материала.
• Последовательно вести работу над композицией.
• Владеть различными приемами выполнения творческих работ (графика, аппликация,
колористическое решение).
• Находить новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности по курсу
«Композиция»
Выполнение творческих проектных работ по всем разделам курса 10 класс:
Разделы, темы

Практическая работа
Выполнение трех работ формата А4 по темам:

Раздел 1.

наброски

Основы

композиции.

Модульная мозаика.

и

эскизы

животных,

насекомых,

млекопитающих и др. по выбору. Разбить эскиз на
модули, выполнить аппликацию в хроматических
цветах.

Виды

Раздел 2.
Законы

и

принципы

композиции.

Организация

ахроматической (чёрно-белой)
плоскостной композиции.

декора.

Выполнение

работы

по

декоративной композиции в черно-белой графике на
формате А3.
Создание оригинальной композиции, организуя
членение плоскости на части в черно-белой графике
на формате А3

Раздел 3.
Правила

и

композиции.

приемы
Организация

полихромной

(многоцветной)

плоскостной композиции.

Выполнение цветовой живописной композиция с
применением цветового спектра, холодных или
теплых цветов на формате А3 (акварель, акрил,
гуашь..акварельные карандаши)

Выполнение творческих проектных работ по всем разделам курса 11 класс:
Темы, разделы

Практическая работа
Линейная композиция; Выполнение работы

Раздел 1.
Законы

в

линейной черно-белой графике формат А4. Тема по
и

принципы

выбору.

композиции.

Организация

Пятновая

композиция;

Выполнение

работы

на

ахроматической (чёрно-белой)

формате А4 в точечной черно-белой графике тема по

плоскостной композиции.

выбору.
Выполнить эскизы на сказочные и литературно-

Раздел 2.
Средства
художественной

фантастические

сюжеты.

Материал

по

выбору

гармонизации

учащегося. Доработать единую творческую композицию

формы.

в любой технике ( графика, акварель, гуашь, акрил) на

Иллюстрации к литературным

формате А3.

произведениям.
Цветовая графическая или черно-белая композиция с
выражением определённого художественно образа по
пословицам или поговоркам. Выполнение эскизов и
единой творческой композиции

в любой технике

(графика, акварель, гуашь, акрил) на формате А3.
По итогам изучения курса проходит выставка - просмотр творческих работ по всем
разделам. Лучшие работы оформляются в рамы и участвуют в различных выставках и
конкурсах.

III. Содержание программы профильного уровня 10-11классы
Вводное занятие:
Задачи и содержание дисциплины «Композиция и макетирование», её связь с другими
дисциплинами учебного плана. Понятия: «композиция», «средства композиции», «дизайнпроект», «художественный образ». Необходимые материалы и принадлежности для занятий
по дисциплине. План работы на год.
Раздел “Основы композиции. Модульная мозаика»
Основные

понятия,

виды

композиций:

Локальная

композиция,

Фронтальная

композиция,
Объемная композиция, Пространственная композиция, Многоэлементная композиция.
Типы композиции: сложно-изобразительная, декоративно-тематическая, композиция
предметных форм, формальная композиция
Учащиеся должны знать: теорию композиции; виды композиции; приёмы, принципы
и

закономерности

композиции,

методы

их

использования;

методы

и

процесс

проектирования; особенности дизайн-проекта; модульную мозаику и стилизацию форм;
иллюстрирование книжных произведений
Учащиеся должны уметь: грамотно организовать хроматическую или ахроматическую
композицию, используя средства гармонизации для достижения выразительности.
Практические занятия:
•

Творческая практическая работа (формат А4 – 3 листа):
Выполнить наброски и эскизы животных, насекомых, млекопитающих и др. по
выбору. Разбить эскиз на модули, выполнить аппликацию хроматических цветах.
Раздел «Законы и принципы композиции.
Организация ахроматической (чёрно-белой) плоскостной композиции».
Виды композиции. Графические средства композиции. Линейные графические формы.

Тональные графические формы. Целостность композиции. Закономерности удачной
композиции Стилизация природных форм и объектов. Декорирование, членение плоскости
на части. Соразмерение элементов композиции. Пропорциональность частей композиции.
Видоизменение элементов

композиции

пластичность и тональность. Декорирование

предметов .Членение плоскости на части (явление оверлеппинга)

Практические занятия:
• Творческая практическая работа (формат А3):
Виды декора. Выполнение работы по декоративной композиции в черно-белой графике.
• Творческая практическая работа (формат А3)
Создание оригинальной композиции, организуя членение плоскости на части в чернобелой графике.
Раздел «Средства гармонизации композиции. Организация ахроматической
(черно-белой) плоскостной композиции».
Контраст,

нюанс,

тождество

организовать уравновешенную,

-

это

композиционные

средства,

помогающие

единую и соподчиненную композицию. Контраст форм

цвета и фактуры, выраженный линейной и точечной графикой. Сравнение и соотношение
цвета и формы. Нюанс цвета, формы.
Практические занятия:
• Творческая практическая работа (формат А4)
Линейная композиция; Выполнение работы в линейной черно-белой графике.
• Творческая практическая работа (формат А4)
Пятновая композиция; Выполнение работы на формате А4 в точечной черно-белой
графике
• Вид самостоятельной работы:
Проработка деталей композиций.
Раздел

«Правила

и

приемы

композиции.

Организация

полихромной

(многоцветной) плоскостной композиции»
Теория цвета. Цветовой тон, насыщенность, светлота. Тёплые и холодные цвета.
Монохроматические и полихроматические цвета. Нюансные и контрастные сочетания
цветов.
Выполнить художественную работу

по целевому сбору, анализу, обобщению и

применению подготовительного материала для композиции. Закономерности построения
художественной формы и особенности ее восприятия. Сущность пластического мотива.
Последовательность

ведения

работы

над

композицией.

художественного наследия и современные художественные практики.

Опыт

классического

Практическая работа:
• Творческая практическая работа (формат А3)
Цветовая графическая композиция с применением цветового спектра, холодных или
теплых цветов на формате А3 (акварель, акрил, гуашь..акварельные карандаши)
Раздел «Средства гармонизации художественной формы. Иллюстрации к
литературным произведениям». Нюанс – контраст. Статика – динамика. Симметрия –
асимметрия. Метр – ритм. Иллюстрация литературных произведений , сказок, пословиц,
поговорок.
Практическая работа:
• Творческая практическая работа (формат А3)
Выполнить эскизы на сказочные и литературно-фантастические сюжеты. Выполнение
заданий, развивающих активность воображения. Материал по выбору учащегося.
Доработать единую творческую композицию в любой технике.( графика, акварель,
гуашь, акрил)
• Творческая практическая работа (формат А3)
Цветовая графическая

или черно-белая композиция с выражением определённого

художественно образа по пословицам или поговоркам. Выполнение эскизов и
единой творческой композиции в любой техник.( графика, акварель, гуашь, акрил
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета «Композиция»
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
(полного) образования является социально-педагогическая поддержка становления и
развития

высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

России,

принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации. В центре воспитания находится
личность ребёнка, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный
вклад.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду
и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира,
нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;

уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание;
самостоятельность, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в
творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности, языки культуры, культурные
формы общения культура выражения эмоций, культура родного края, мировая культура.
Межпредметные связи учебного предмета «Композиция»
Изучение

данного

курса

неразрывно

связано

со

художественно-технологического блока: «Академическим

всеми

спецдисциплинами

рисунок и живописью »,

«Технологией» (Художественным и архитектурным проектированием), МХК, «Дизайном».
«Компьютерной графикой» А так же с геометрией и алгеброй, через геометрические формы
и расчеты.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм
организации

обучения,

обеспечивая

единство

учебно-воспитательных

процесс.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Содержание
Тема, раздел

Количество Образовательные

воспитательного

часов

потенциала урока

результаты

Развивается трудолюбия и
Введение.

2

•Планирование

ответственности

художественного

и результаты

своей

технологического

деятельности;

процесса

желания

•Освоение

понятия:

«композиция», «средства
композиции»,

«дизайн-

проект»,
«художественный
образ».

Необходимые

материалы
принадлежности

за

и
для

занятий по дисциплине.

выражение

учиться

для

удовлетворения
перспективных потребностей;
Воспитывается

осознанный

выбор

построение

и

дальнейшей индивидуальной
траектории

образования

базе

на

осознанного

ориентирования

в

мире

профессий

и

профессиональных
предпочтений
устойчивых

с

учётом

познавательных

интересов, а также на основе
формирования уважительного
отношения к труду;
Выпускник научиться:
Раздел 1.

10

•Распознавать

Основы

выполнять

композиции.

композиции;

Модульная

принципы

мозаика.

закономерности

Воспитывается толерантное

и принятие
виды культурных
приёмы, художественный

разнообразия
явлений,
вкус

и

и способность к эстетической
оценке

произведений

Выполнение

композиции, методы их искусства

творческой

использования; методы и окружающей жизни;

практической

процесс проектирования; Развивается

работы

в

трех

особенности

техниках.

проекта;

и

явлений
опыт

дизайн- самостоятельной организации
модульную и выполнения

мозаику и стилизацию

различных

творческих работ по созданию

•Проводить работу по композиции, согласование и
целевому сбору, анализу, координация
обобщению

совместной

и познавательно-

применению

художественной

подготовительного

деятельности;

материала.
•Последовательно вести
работу над композицией.
Выпускник

получит

возможность:
•

Осуществлять поиск,

анализ

и

оценку

информации,
необходимой

Воспитывается трудолюбия
и

ответственности

результаты

своей

деятельности;
желания

за

выражение

учиться

для

удовлетворения
перспективных потребностей;

для

постановки и решения
творческих

задач

и

личностного развития.
•Выполнить творческую
работу по стилизации,
модульной

мозаике,

аппликации
Выпускник научиться:
Раздел 2.
Законы

14
и

•Распознавать
выполнять

Развивается способность к

и художественному

познанию

виды человека, умение применять

принципы

композиции;

приёмы, полученные

знания

в

композиции.

принципы

Организация

закономерности

ахроматической

композиции, методы их Привлекается внимание к

(чёрно-белой)

использования; методы и проблеме

и собственной художественнотворческой

деятельности
нравственно-

плоскостной

процесс проектирования; эстетическая ориентации;

композиции.

особенности

Выполнение

проекта;

творческой работы

•Проводить работу по совместной

по

целевому сбору, анализу, художественной

декоративной

дизайн- Повышается

внимание

к

согласование и координация
познавательно-

композиции.

обобщению

Выполнение

применению

Развивается трудолюбия и

творческой работы

подготовительного

ответственности

с

материала.

результаты

членением

плоскости
части.

на

и деятельности;
за
своей

•Последовательно вести деятельности;
работу над композицией
Выпускник

и

оценку

информации,
необходимой

для

постановки и решения
творческих

задач

и

личностного развития.
закономерности удачной
композиции Стилизации
природных

форм

и

объектов Соразмерение
композиции.

Пропорциональность
частей

композиции.

Видоизменение
элементов

композиции

пластичность

и

тональность.
Декорирование
предметов
плоскости

.Членение
на

Развивается
сознания

эстетического

через

освоение

художественного

наследия

народов

и

России

творческой

мира,

деятельности

эстетического

характера;

формирование

•Изучить

элементов

для

перспективных потребностей;

Осуществлять поиск,

анализ

учиться

получит удовлетворения

возможность:
•

желания

выражение

части

индивидуально-личностных
позиций учащихся.
Развивается
сознания

эстетического

через

освоение

художественного

наследия

народов

и

России

творческой

мира,

деятельности

эстетического

характера;

формирование
индивидуально-личностных
позиций учащихся.

(явление оверлеппинга)
•Виды

декора.

Выполнение работы по
декоративной
композиции

в

черно-

белой графике
•Создать оригинальную
композиции,

организуя

членение плоскости на
части

в

черно-белой

графике.
Развивается способность к
Раздел 3.

8

Правила

и

Выпускник научиться:
•Распознавать

художественному

познанию

и человека, умение применять

приемы

выполнять

композиции.

композиции;

Организация

принципы

полихромной

закономерности

(многоцветной)

композиции, методы их проблеме

плоскостной

использования; методы и эстетическая ориентации;

композиции.

процесс проектирования; Повышается внимание

Выполнение

особенности

творческой работы

проекта;

с

•Проводить работу по художественной

применением

виды полученные

знания

приёмы, собственной художественнои творческой

деятельности.

Привлекается внимание к
нравственно-

совместной

познавательно-

целевому сбору, анализу, деятельности;

холодных

обобщению

теплых цветов.

и Развивается трудолюбия и

применению

ответственности

подготовительного

результаты

материала.

деятельности;

•Последовательно вести желания
работу над композицией
Выпускник

за
своей
выражение

учиться

для

удовлетворения

получит перспективных потребностей;

возможность:
•

к

дизайн- согласование и координация

цветового спектра,
или

в

Осуществлять поиск,

анализ

и

оценку

информации,
необходимой

для

постановки и решения
творческих

задач

и

личностного развития;
• Разбираться в теории
цвета. Цветового тона,
насыщенности, светлота.
Тёплые

и

холодные

цвета.
Монохроматические

и

полихроматические
цвета.

Нюансные

контрастные

и

сочетания

цветов.

•Создать

оригинальную
композицию

с

применением цветового
спектра
Выпускник научиться:
Выставка-

Развивается опыт публично

•Владеть

различными презентовать

и

просмотр

приемами

выполнения творческие

работы

творческих работ

творческих

за год

(графика,

1

работ композиции
Развивается

решение).

умственных

Находить

выставки-

для

самооценка
и

физических

новые способностей при трудовой

образно-пластические
решения

по

аппликация, просмотра;

колористическое
•.

для

оформить

деятельности

в

различных

каждой сферах с позиций будущей

творческой задачи.

социализации
стратификации;

и

Тематическое планирование 11 класс
Тема, раздел

Введение.

Количество
часов

План 1

работы на год

Планируемые

образовательные

результаты

учащихся по каждой теме\\воспитательные потенциал
Предметные

Развивается способность к

•Планирование

художественному

художественного

познанию

и человека, умение применять

технологического

полученные

знания

в

процесса

собственной художественнотворческой

деятельности

Привлекается

внимание

проблеме

к

самоорганизации

учебной

деятельности

(целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
самоконтроль,
самокоррекция,
регуляция,

волевая
рефлексия);

саморегуляция.
Воспитывается

осознанный

выбор

построение

и

дальнейшей индивидуальной
траектории

образования

базе

на

осознанного

ориентирования
профессий
профессиональных

в

мире
и

предпочтений
устойчивых

с

учётом

познавательных

интересов, а также на основе
формирования уважительного
отношения к труду;
Выпускник научиться: Развивается способность к
Раздел 1.

18

Законы

и

•Распознавать

и художественному

выполнять

познанию

виды человека, умение применять

принципы

композиции;

композиции.

принципы

Организация

закономерности

ахроматической

композиции, методы их Повышается внимание

(чёрно-белой)

использования; методы и согласование и координация

плоскостной

процесс проектирования; совместной

композиции.

особенности

Выполнение

проекта;

творческой работы

•Проводить работу по

в

целевому сбору, анализу,

линейной

приёмы, полученные

творческой деятельности

познавательно-

деятельности;

Выполнение

применению

творческой работы

подготовительного

в точечной графике

материала.

и

получит

возможность:
Осуществлять поиск,
и

оценку

информации,
необходимой

для

постановки и решения
задач

личностного развития.
•Воспроизвести

ответственности

и

за

результаты
желания

работу над композицией
Выпускник

Развивается трудолюбия и
своей

деятельности;

•Последовательно вести

творческих

к

дизайн- художественной

обобщению

анализ

в

и собственной художественно-

графике.

•

знания

выражение

учиться

для

удовлетворения
перспективных потребностей;

контраст,

нюанс,

тождество

это

-

композиционные
средства,

помогающие

организовать
уравновешенную,
единую

и

соподчиненную
композицию.

Контраст

форм цвета и фактуры
выраженный линейной и
точечной графикой;
•

Сравнение

соотношение
формы.

и

цвета

Нюанс

и

цвета,

формы.
•Выполнить
графическую
творческую

работу

в

линейной графике;
•Создать оригинальную
композиции
применением

с
точечной

графики;

Раздел 2.

14

Выпускник научиться:

Средства

•Распознавать

гармонизации

выполнять

художественной

композиции;

формы.

принципы

Иллюстрации
литературным

к

закономерности

Привлекается

внимание

и проблеме

к

выбора

виды литературного произведения
приёмы, или сказки .
и Развивается способность к
художественному

познанию

композиции, методы их человека, умение применять

произведениям.

использования; методы и полученные

знания

в

Выполнение

процесс проектирования; собственной художественно-

творческой работы

особенности

иллюстрации

к

проекта;

пословицам

и

•Проводить работу по проблеме

дизайн- творческой деятельности

.

Привлекается внимание к
нравственно-

поговоркам.

целевому сбору, анализу, эстетическая ориентации;

Выполнение

обобщению

творческой работы

применению

согласование и координация

по литературному

подготовительного

совместной

произведению или

материала.

художественной

сказке.

•Последовательно вести деятельности;

и Повышается внимание

работу над композицией
Выпускник

получит

возможность:
Осуществлять

поиск,

анализ

оценку

и

информации,
необходимой

для

постановки и решения
творческих

задач

и

личностного развития.
•Изучить
закономерности удачной
композиции Стилизации
природных

форм

и

объектов Соразмерение
элементов

композиции.

Пропорциональность
частей

композиции.

Видоизменение
элементов

композиции

пластичность
тональность.
•Выполнить
оригинальную

и

к

познавательно-

Развивается трудолюбия и
ответственности

за

результаты

своей

деятельности;
желания

выражение

учиться

для

удовлетворения
перспективных потребностей;

композицию

по

иллюстрации

по

пословицам

или

поговоркам.
•Создать оригинальную
композиции

по

литературному
произведению

или

сказке;

Выпускник научиться:

Развивается

самооценка

Выставка-

•Владеть

различными умственных

и

просмотр

приемами

выполнения способностей при трудовой

творческих работ

творческих

за год

(графика,

работ деятельности
социализации

решение).

стратификации;

Находить

новые

образно-пластические
решения

различных

аппликация, сферах с позиций будущей

колористическое
•

в

физических

для

творческой
Выпускник

каждой
задачи.
получит

возможность:
•Публично презентовать
и оформить творческие
работы по композиции
для выставки-просмотр

и

Критерии оценки выполнения творческих работ учащихся
Оцениваемые

Метод оценки

навыки

Граничные критерии оценки
отлично

неудовлетворительно
При выполнении графики

Уровень выполнения
графических

Просмотр
материалов

материалов

Графические

и

материалы

грубые ошибки, техника

техника выполнения работа

Умение

Наблюдение

пояснений использует

использовать

преподавателя,

навыки

знания и навыки

материалов

пользоваться
профессиональной

и

умения,

полученные

в

результате обучения

поставленные
Собеседование,

вопросы,

устный опрос

пользуется

свободно

в

Не способен использовать
уже полученные знания и
практические навыки для
решения

поставленных

задач

Низкий

запас

профессионального
лексикона, узкий кругозор

профессиональной

лексикой

лексикой

Наблюдение
Отношение к работе

оформлена

Грамотно отвечает на

Умение отвечать на
вопросы,

низкая,

высшей степени небрежно

Без дополнительных

ранее просмотр

допущены

выполнены грамотно, выполнения
на высоком уровне

полученные

макета

руководителя,
просмотр
материалов

Работа выполнена в
срок.

Не

требует

дополнительного
времени
завершение

В отведенное для работы
на время не уложился

Литература
Для учителя:

1.

Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 2007.

2.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1981 г.

3.

Виппер. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Издательство

В.Шевчук, 2008 г.
4.

Волков И.П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993 г.

5.

Калинин Е.С. Искусство современной Карелии. – Петрозаводск, 1991 г.

6.

Рисунок. Живопись. Композиция /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.:

Просвещение, 1989 г.
7.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальной школе. - VI.: Академия, 2002.
8.

Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т. – М.:

Издательский центр «Академия», 2006 г.
9.

http://artyx.ru/ - всеобщая история искусств (текстовый и наглядный материал)

10.

http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция цифровых образовательных

ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.

Для ученика:

1.

Основы рисования/Под ред. Г.Альберта, Р. Вульф. – Мн.: ООО «Попурри»,

2001 г.
2.

Паранюшкин Р.В. Композиция. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2002.

3.

Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2000.

4.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2000.

5.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2000

6.

http://artyx.ru/ - всеобщая история искусств (текстовый и наглядный материал)

7.

http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция цифровых образовательных

ресурсов

для

учреждений

общего

и

начального

профессионального

образовани

Поурочное планирование 10 класс
№

Тема урока

Количество

УУД,

которые

часов

сформированы

будут Характеристика

основных

деятельности учащихся

- анализ, синтез, сравнение Восприятие

1

видов Домашнее

(П),

изобразительного

задание

произведений
искусства,

с

-личностное переживание изображением человека
(Л)

Участие в обсуждении;
способов

-планирование

взаимодействия (К),

Вводный урок. Анатомией
человека. Голова.

1

Наброски фигуры

-выражение своих мыслей

человека с натуры

(К),-

формулирование

аргументация

и

своего

мнения (К)
-анализ, синтез, сравнение, Понимание и определение сложности
обобщение,

строения человека

классификация (П)
- моделирование объекта
2Конструктивное
-9

построение

(П)
гипсовой

головы. «Обрубовка»

8

создание

самостоятельное
алгоритмов

деятельности (П)

Конструктивное построение гипсовой Рисунок черепа с
головы

разбитой

Тональный рисунок

на

плоскости. иллюстрации

1Строение

частей

0 - человека и их лепка

лица

анализ,

синтез,

обобщение (П)
10

Лепка частей лица человека. Рисунок Разработка

- действие по алгоритму с натуры этих же частей.
(П)

19

-

выбор

наиболее Выбор и использование различных

эффективных

3

способов художественных

0 -

решения задач (П)

34

Рисование на темы

материалов

передачи собственного замысла

алгоритмов тему.

деятельности (П)

Использование

различных

- личностное переживание живописи для передачи образа.
(Л)

Изображение человека.

- выражение своих мыслей
3Выставка-просмотр

1

(К),

Участие в обсуждении;

-планирование

способов

взаимодействия (К),
-

для

самостоятельное Создание композиции на заданную

создание
4

5

эскизов на темы.

формулирование

аргументация
мнения (К)
- оценивание (Л),
- оценка (Р)

и

своего
оценивание.

средств

Поурочное планирование 11 класс

№

Тема урока

Рисование
1-8

с

Количество

УУД,

часов

сформированы

8

Конструктивное
9-

построение

17

человека

Рисование

скелета

- самостоятельное создание
алгоритмов деятельности (П)

- моделирование объекта (П)
8

с

натуры

человека (в положении

- самостоятельное создание

28

стоя)

- анализ, синтез, обобщение
12

(П)
- действие по алгоритму (П)

29-

Рисование на темы

5

выбор

эффективных
решения задач (П)

основных

видов Домашнее

деятельности учащихся

алгоритмов деятельности (П)

18-

34

будут Характеристика

- моделирование объекта (П)

натуры

части тела (конечности

которые

задание

Изображение графическими средствами
объекта на плоскости.
Конструктивное построение предмета.

Конструктивное

построение

скелета

человека. Тональный рисунок.

Лепка частей лица человека. Рисунок с
натуры этих же частей.

наиболее Выбор

и

использование

способов художественных

различных

материалов

передачи собственного замысла

для

Наброски
человека
натуры

с

- самостоятельное создание Создание композиции на заданную тему.
алгоритмов деятельности (П) Использование

различных

- личностное переживание живописи для передачи образа.
(Л)

Изображение человека.

- выражение своих мыслей
(К),
-планирование

способов

взаимодействия (К),
35

Выставка-просмотр

1

-

формулирование

и Участие в обсуждении;

аргументация своего мнения оценивание.
(К)
- оценивание (Л),
- оценка (Р)

средств


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».